Христос и грешница: мысли

Христос и грешница
Некоторые мысли


В Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды ко Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 4-11).

Разбирать эту историю мы сегодня не будем. Нам важно попытаться разгадать одну из граней этого рассказа, скажу даже так: одну из самых таинственных загадок Евангелия: что писал Иисус перстом на песке? И вообще, писал ли или, может быть, рисовал абстрактные узоры, как делаем мы, например, во время разговора по телефону в задумчивости выводим каракули на салфетке?..

Наверное, все-таки писал. Если бы это было неважным, то предание Церкви не сохранило бы эту, как кажется, совсем случайную подробность происходившего. Но предание сохранило, и Апостол[1] прилежно внес ее в текст Евангелия. Более того, упоминание о писании Иисусом на песке повторяется дважды!
Значит, эта маленькая деталь не случайна, а имеет отношение ко всему рассказу. Давайте постараемся разобраться с этим.

Но сначала вспомним: о чем рассказ? О том, что любовь и милосердие Божие превыше закона и разных правил. Господь дарует прощение там, где, по человеческому соображению, человек должен быть жестоко наказан. Там, где люди уже в человека не верят, Бог – верит!
Можно смысл этого эпизода служения Иисуса выразить более прямо: Господь говорит: Я верю, что, несмотря на прежние ошибки и падения, ты встанешь и пойдешь дальше; ты преодолеешь свой грех и слабость. Жизнь продолжается: иди вперед, Я прощаю тебя; верю в тебя.

А теперь давайте подумаем: что Иисус мог писать на песке? Как говорят многие богословы, Он, всеведущий Сердцеведец, например, мог писать грехи обвинителей, которые привели женщину. Или мог написать слово, краткое слово, которое могло бы быть таким: осуждение. Или таким: немилосердие. Да, в перечни грехов, популярные у иудеев, такие слова не входили, но значит ли это, что нет таких грехов? И что мы (и люди, окружавшие Христа, и те, кто привел прелюбодейку) не страдаем такими недугами души?
Христос мог писать что угодно, но для того, чтобы нам уловить смысл писания перстом на песке, мы должны узнать вот какую важную подробность:
Согласно иудейским представлениям, в субботу – священный день покоя – было запрещено делать любые записи. Иудей не мог написать и двух букв ни на бумаге, ни на камне, ни даже выцарапать иголкой на своем теле. Но в этот день разрешалось делать записи на песке пальцем[2].
Почему? Потому, что запись на песке считалась такой временной, эфемерной, условной – подует ветер, пройдет человек, и ее нет, – что это не считалось нарушением субботнего покоя. То есть нечто, написанное на песке, – являлось символом скоропреходящего и хрупкого.
А теперь смотрите, какая удивительная связь: грех этой женщины кажется обвинителям непрощаемым, незыблемым. Но Христос прощает этот грех и с любовью отпускает женщину. Параллельно Апостол отмечает, что Христос пишет что-то перстом на песке. Нет ли здесь связи? А, может быть, связь такая: и то, и другое в очах Божиих – не нечто непреодолимое и неотменимое, а что-то, что по милости Божией может быть прощено, исцелено и вменено, яко небывшее. Писание на песке Иисусом в данный момент является как бы иллюстрацией, символическим указанием на то, что на самом деле представляют наши грехи в очах Божиих.
Когда наш сын или дочь поступают недостойно, в наших, родительских, очах, это не делает их изгоями, проклятыми, отверженными. Нам больно, наше родительское сердце сжимается, но это не ослепляет нас в нашей горечи и не заставляет счесть, что он/она безнадежны. Мы верим в них, мы верим, что они могут измениться. И наша любовь, наше терпение оказываются тем лекарством, которое помогает нашим детям, пусть со временем, исправиться.

Неважно, что писал Иисус на песке. Он мог писать грехи людей, мог просто что-то чертить, но в сознании очевидцев навсегда запечатлелась эта связь: грех человеческий не непобедим любовью Божией.

Как созвучно это мысли святых отцов!.. У преп. Исаака Сирина читаем:
«Когда кто падает, да не забывает он о любви Отца своего; но если случится ему впасть и в многие согрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем стремлении, но, и побеждаемый, снова да восстанет на борьбу со своими противниками и ежедневно начинает полагать основания разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня (Мих. 7, 8).
Пусть он не прекращает брани до самой смерти и, пока есть в нем дыхание, не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, пусть не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть раскаленные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды.
Брат, не нужно отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань; так и ты – видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути... Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в состояние усердных делателей и не возьмет души его до тех пор, пока не приведет его в меру высокую, в мужа совершенного (Еф. 4, 13). Итак, не ослабевай, но, пока есть время, делай, и поможет тебе Бог!»

А у святителя Димитрия Ростовского читаем и более парадоксальные слова:
«Итак, если кто согрешил и сейчас же искренне покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он – праведник, ибо встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя. Об этом и святой Златоуст говорит: Если грех придет к твоей душе, то да будет он гостем у тебя, а не жителем. Такой грешник, который после падения тотчас встает покаянием, уже не грешник, но праведник, если бы даже ему случилось и часто падать. На таком сбываются слова Давида: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку (Пс. 36, 24)».

Дивное отношение Божие к нам! Бездна терпения и милосердия, потопляющая все наши грехи. Прощает, и паки прощает, и верит в нас. Впрочем, расслабившегося на пажитях слов о милосердии и долготерпении Божием пусть отрезвит повеление Божие, данное грешнице: иди и впредь не греши!

ChristAndWomanTakenInAdultery.jpg
Христос и грешница. В. Поленов. 1888.

Примечания


[1] Многие библеисты говорят, что этот эпизод не был в первоначальном Евангелии от Иоанна, а попал в текст Евангелия позже. В любом случае, это произошло в первохристианские времена, и рассказ этот взят из преданий о жизни и служении Иисуса. Принадлежит он авторству Иоанна или не принадлежит, не так уж и важно.

[2] Мишна. Трактат «Шабат». Гл. 12, мишна 5.
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Почему рядом с этой женщиной не тащат мужчину? Ведь не сама же с собой она прелюбодействовала? Эх...
 
Очень интересный и неожиданный поворот рассуждений.
И такой глубокий смысл... Все чаще убеждаюсь, что мудрость и богатство Евангелия бесконечны (в самом прямом смысле - не имеют границ и рамок).
 
Спасибо, отец Константин): Только сегодня не выдержала в маршрутке, поговорила с водителем не очень приятно, потом тут же покаялась Господу. Хоть иногда и думаешь, что ничего хорошего сказать и сделать не можешь, а вот и поддержка от Вас: все-таки есть надежда. Главное не унывать: споткнулся, вставай, кайся искренне, и иди дальше. И так всю жизнь...
р.б. Алла
 
Дорогой отец Константин, спасибо! Как раз вовремя :)
Буквально вчера обсуждали с папой эту тему. Он переживал, что все время спотыкается на одном и том же, а я его ободряла тем, что Господь видит наши усилия и хоть сто раз упасть, но не отчаиваться. И вот Ваш очерк как подтверждение :)
 
А для меня в этом эпизоде не только надежда на то, что Господь в нас верит, но и предупреждение о том, чтобы мы также доверяли другим людям. Согрешил кто - не камнями в него кидать (а в современном мире всё больше кидаются осуждающими "постами" на форумах :)), а "не обращая внимания, писать по земле перстом" - то есть, не придавать значения и даже следа не оставлять от своих мыслей при этом...
 
Ваше Высокопреподобие!
Все же, для полноты, как мне представляется, просто необходимо дать ссылку на проповедь святителя Николая Сербского "Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?"
Ничего подобного мне встречать не приходилось: народное (церковного народа) предание соединилось с богословием и потрясающим красноречием...
 
Многие библеисты говорят, что этот эпизод не был в первоначальном Евангелии от Иоанна, а попал в текст Евангелия позже. В любом случае, это произошло в первохристианские времена, и рассказ этот взят из преданий о жизни и служении Иисуса.

Спасибо за это важное примечание.
По этому поводу вспомнил, как искал комментарий на перикопу у св.Иоанна Златоуста - в "Толковании на евангелиста Иоанна" - и чуть со стула не упал, когда обнаружил, что такого комментария у Златоуста нет.
 
Спасибо за это важное примечание.
в некоторых версиях Евангелии такой эпизод размещают в конце 21 главы Лк.
еще многие (не русские) указывают примечание о достоверности,
но датировки упоминания на похожий эпизод начинаются со 2-го века.
 
Вячеслав Макарцев написал(а):
..проповедь святителя Николая Сербского "Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?"
(перечислял грехи поборников закона)
красноречие очевидно, похожая идея есть в тексте армянского Евангелии, но другой официальной поддержки такой идеи в мире нет,
Некоторые могли испугаться обличения собственных грехов, но не все
 
Отец Константин, прекрасная тема, спасибо огромное. Эта грань в теме греха и покаяния мне открылась впервые. Мне кажется, что прочитав эту статью со словами святых отцов, многие перестанут унывать и прославят милость Божию.
PS. Батюшка, очень соскучились по вашим аудиопроповедям.. )
 
Незарегистрированный написал(а):
(перечислял грехи поборников закона)
красноречие очевидно, похожая идея есть в тексте армянского Евангелии, но другой официальной поддержки такой идеи в мире нет,
Некоторые могли испугаться обличения собственных грехов, но не все
Позвольте не согласиться с Вами: здесь пишет на песке грехи не просто Человек Иисус, но и Бог Иисус Христос, который знает такие грехи человеческие, обличение которых верующий человек (а именно книжники и фарисеи, то есть верующие люди, привели ко Христу грешницу) испугается. К тому же, если принять Вашу точку зрению, то уж тем более такого рода люди не обличаться от слов «кто из вас без греха», если не увидят начерченные на песке их тайные грехи, которые знать может лишь один Бог.
Мне всего лишь однажды в жизни пришлось видеть подобного рода обличение… в кабинете следователя… Молодой человек, подозреваемый в убийстве, вел себя нагло и вызывающе, хамил следователю, угрожал ему, смеялся в ответ на его вопросы… Следователь проводил процедуру опознания, были приглашены похожие на молодого человека люди. Затем открылась дверь и в кабинет для опознания вошла свидетель, пожилая женщина. Она сразу же выделила этого молодого человека из числа понятых и приступила к нему с плачем и со словами обличения: «Это он убийца, он убил его, я видела, как он убивал его!». Что произошло в этот момент с молодым человеком, подозреваемым в убийстве, невозможно описать словами: он задрожал всем телом, от пят до головы, став похожим на лист осины. Всю спесь, наглость, дерзость как рукой сняло, он в одночасье превратился в раздавленное страхом существо, и во всем признался…
 
Для решения загадки нужно аккуратно отметить все обстоятельства, например:

1) закон Рима
только римляне могли выносить смертный приговор и совершать казнь.
2) ветхий завет
предписывалась смертная казнь для обоих виновников прелюбодеяния (Лев. 20,10; Втор. 22,22), хотя побивание камнями - только для обрученной девицы, но виновник-мужчина не мог избежать смертной казни. Раввин обязан назначить смерть, под выбором было только исполнение. Нужно думать, у раввинов уже были такие решения (известные Иисусу)
3) происки сюжета
Никто не мог уличить Иисуса во грехе (2 Кор. 5,21) Возможно ситуация спланирована, так женщина брала на себя ложный грех с каким то расчетом
4) в армянском Евангелии, с написанным связывается испуг обличения грехов, но: 1) далеко не каждый испугается (обличения от лица одного, да еще в адрес многих, да еще исполняющих задание от самых влиятельных лиц); 2) после написанного не было реакции, и только после произнесенного Иисусом, люди решили разойтись; 3) если бы в написанном были личные тайны, люди упали бы на колени в благоговейном страхе. 4) Иисус никогда никого не устрашал.
5) персонажи не спросили о написанном у Иисуса (зачем или что значит или как смеешь);
люди уходили не сразу, а после осознания истины, любовь Иисуса коснулась каждого, так Он делал много раз, и всякий раз злоба отступала. Иисус умел раскрывать людям любовь, одновременно каждому свою: у кого-то к матери, жене или дочери, к закону, власти, мудрости, силе духа или состраданию, у кого-то какая-то еще.
Вопрос решила любовь, а не страх (страх никак не мог одолеть сразу всех).
Там были и праведники, они камней не бросают (познав тленность грехов; нетленный грех - если чья-то душа была искалечена и потеряна для Бога)
6) - этого эпизода нет: в ранней древне-сирийской версии, в коптской, египетской и в некоторых ранних латинских (возможно подрывало законоисполнение).
7) - нет упоминай у ранних отцов Церкви Ориген(3в), Златоуст(4в), Федор Мопсуестский(4в), Кирилл Александрийский(5в).
8) - ссылается на эпизод "Апостольская конституция" 3 века для удержания строгости епископов.
- историк Евсевий Кесарийски (3в.) упоминает похожее у Папия Иерапольского (2в.)
- эпизод упоминается в Вульгате (латинский перевод Библии) от Иеронима (4в)
- говорили об эпизоде Августин и Амвросий (4в.)
- Августин намекает на удаление эпизода из Евангелии как опасного к толкованию.
- первый греческий комментарий этого эпизода - от 12в.
9) в ранних унциальных манускриптах (4-6в)
эпизод есть в одном (самом не информативном), в 6-и рукописях нет места эпизоду, в 2-х пустое место там, где он должен быть; поздние рукописи имеют эпизод с оговоркой о подлинности.
«писал» (графеин) или (ката-графеин) «составлял документ»
если (графеин), то написанное – «не убей» (и не иначе!)
если (ката-графеин), то написано обычное, что написал бы раввин (например, ту же заповедь).
важно, что убивающий грешит (от этого иудеи не желали самим убивать Иисуса), ведь закон Моисея значимее остального ветхозаветного.
10) в некоторых редакциях этот случай включается в конце 21 главы Лук.
возможно этот эпизод находится и не на своем месте, подчеркивая слова
(Иоан. 8,15) "Я не сужу никого … . а если и сужу, то с Отцом"
11) это единственное упоминание о писании Иисусом,
скрывается ли кем-то информация о написанном? или все незаконченный вымысел?
12) утверждается ли всепрощение в христианстве?
Иисус признал наказание камнями – правомерным, просто еще не пришло время.
"И Я не осуждаю тебя …" (в настоящем времени! и нет пренебрежения моралью)
Временное прощение, дарованное Иисусом, значимее просто легкого осуждения (после осознания и испуга, но не сказано о раскаянии!). Августин прав, считая, что для незнающих всей ситуации, это аморальное поощрение; но ошибочно считал это проблемой.

«Солнце и Ветер поспорили кто сильнее, кто сорвет плащ с путника,
Ветер дул и путник только сильнее закутался, когда Солнце прогрело, путник сам снял плащ»

- Не облагодетельствовать паразитов, а дать условия их таланту полезному обществу.
Так, если бы вокруг грешницы все были безгрешны, то и она жила в радости таланта и не грешила.
- Есть условия, в которых грех обязан быть наказан, а в других – прощен (временно).
Раскаяние важно как результат преодоление греха (это очень не просто, не достаточно увидеть выгоду). Пожалуйста, не надо думать, что есть гарантированное всепрощение, и пренебречь моралью ничего не стоит в глазах Господа.
 
Незарегистрированный написал(а):
(перечислял грехи поборников закона)... официальной поддержки такой идеи в мире нет,
Это и не удивительно: Православие – это живое Предание Церкви. В Католичестве Предание Церкви было «восполнено» непогрешимостью Папы, в протестантизме – и вовсе отменено за ненадобностью и заменено наукой текстологией: отсутствие этого эпизода в ранних списках ставит протестантских теологов в непреодолимый тупик. Предание церковного народа о том, что писал Господь Иисус Христос перстом на земле, ждало своего часа, чтобы стать известным миру через проповедническое искусство святителя Николая Сербского. Поддержит мир эту «идею» или нет – не имеет ровным счетом никакого значения: прочитав удивительную проповедь Николая Сербского, православный человек всем сердцем и умом ощутит дыхание Духа Святаго в его словах.
К слову, история с этим эпизодом Евангелия, на мой взгляд, лишь подтверждает то, что такого рода предание было изначала в Церкви, имена и грехи тех книжников и фарисеев передавались христианами из поколения в поколение, и скверна грехов указанных фарисеев ставила под сомнение необходимость включения этой перекопы в письменное Предание. Лишь впоследствии, исключив упоминание о мерзких грехах фарисеев, Церковь включила эпизод в Евангелие, оставив первое в устном предании церковного народа.
 
Незарегистрированный написал(а):
4) в армянском Евангелии, с написанным связывается испуг обличения грехов, но: 1) далеко не каждый испугается (обличения от лица одного, да еще в адрес многих, да еще исполняющих задание от самых влиятельных лиц); 2) после написанного не было реакции, и только после произнесенного Иисусом, люди решили разойтись; 3) если бы в написанном были личные тайны, люди упали бы на колени в благоговейном страхе. 4) Иисус никогда никого не устрашал.
Предание церковного народа, о котором говорит святитель Николай Сербский, говорит о смертных грехах, за которые, согласно закону, положено побивание камнями. И если в такого рода ситуации верующий иудей тех времен не испугался бы, то это свидетельствовало бы лишь о его законченном атеизме.
Здесь обвинение было не в "адрес многих", а обращено конкретно к индивидуальному человеку: называлось его имя и тайный грех. И какой здесь может быть "благоговейный страх"? Святитель Николай Сербский совершенно верно замечает: их, согласно закону, нужно было побить камнями на этом же самом месте. А в такой ситуации почти все люди предпочитают не падать на колени, а уносить ноги.
Вы пишите: «после написанного не было реакции, и только после произнесенного Иисусом, люди решили разойтись». А почитайте текст внимательнее: Христос писал, низко наклонившись, то есть, можно сказать, прикрывал написанное телом. А потом, когда восклонился, открылось написанное, и Он сразу же произносит слова: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». – Закон соблюден: побивайте камнями, но начни тот, который без греха. Но они уже прочитали написанные на земле тайные грехи рядом со своими именами: «Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних…»
И еще раз говорю Вам: если человека не останавливает то, что-то кто-то пишет его имя, неизвестно как ставшее тому известным, и упоминает тайные грехи, то тем более не остановят слова: они подступали к Христу с ненавистью, будучи посланными «исполнять задание от самых влиятельных лиц».
Конечно, Иисус Христос никого не устрашал, но страх расплаты за грех, безусловно, овладел теми, кто пытался уличить его.
 
в комментариях есть недопонимание еврейской особенности отношения к страху:
1) в римские времена евреев (иудеев) перестали брать в армию, после того как по субботам они отказывались защищаться во время атаки; их обстреливали стрелами, огнем и камнями, даже просто резали, а они не брали в руки оружие.
2) много случаев, когда евреи (иудеи) сами бросались в огонь (группами), только потому, что так сказал их раввин, т.е. их вера обязывала в сложившейся ситуации,

Еврей может не давать отпор, но не из страха, а потому что не знает разрешено ли,
им нужен тот, кто возьмет их за руку и покажет как делать, и они будут повторять с ювелирной точностью, высчитывая каждую мелочь.
---
Есть национальности, не знающие что значить не иметь животного страха хоть на мгновение, их жизнь подчиняется принципам силы и испуга.
вот если переложить ситуацию на их лад, то получиться вывод о испуге.
---
Быть христианином – это не понимать силу страха И видеть во всем силу любви.
(у иудеев с последним проблема, любовь ассоциируется с доброжелательностью, заботой, обязанностью, выгодой)
 
Сверху