За что Господь критикует Церковь: 2

Эта запись является частью серии записей За что Господь критикует Церковь
За что Господь критикует Церковь?
Часть 2

Мы продолжаем читать и комментировать Апокалипсис, те его главы, в которых Господь Иисус Христос критикует Церковь конца 1-го столетия нашей эры.

Что это было за время?.. Христианство распространяется уже почти 70 лет. Это христиане второго – третьего поколений, так сказать, дети и внуки первохристиан.
Эпоха страшная: гонения разгораются. Евреи гнали христиан с самого начала, римляне открыли эпоху гонений начиная с Нерона, это 60-е годы 1-го века. При Домициане, правившем в 81-96 годах 1-го века, христиане опять подвергаются беспощадным гонениям. В эти годы, по преданию, и был сослан на остров Патмос Иоанн Богослов, который получил здесь Откровение (напомню, главы из которого мы сейчас и разбираем).
Лишь после смерти Домициана христиане получили краткую передышку. Увы, гонения заглохли лишь на 2 года. Император Нерва умер в 98 году, и на трон взошел император Траян. Он правил в 98–117 годах.

При Траяне вновь началась эпоха гонений. Нельзя сказать, чтобы римляне намеренно разыскивали христиан, хотя, конечно, порой было и это. Политика Траяна сводилась к реставрации римского язычества и возрождению славы и могущества Римской империи. Христиане воспринимались Траяном как зловредная секта, которая своими верованиями колеблет языческую культуру и расшатывает государственные устои. Траяном было постановлено, чтобы каждого, про кого донесут, что он – христианин, немедленно допрашивали и принуждали принести языческие жертвы. В случае отказа совершить жертвоприношение этого человека казнили. Само собой разумеется, что для христиан было совершенно неприемлемо приносить какие-то языческие жертвы и они шли на пытки и смерть. Из известных имен мучеников этого времени вспомним святителя Игнатия Богоносца и святителя Климента Римского.

До нас дошла интересная переписка императора Траяна с его приятелем историком Плинием-младшим. В 110 году христиане были представлены суду Плиния, который в это время был римским наместником в Вифинии и Понте. Допросив христиан, Плиний пишет Траяну:

«Будь здоров! Я приобрел обыкновение обо всех вещах, которые мне кажутся почему-то сомнительными, излагать тебе, ибо кто лучше может направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом... Между тем с такими, которых ко мне приводили, как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их – христиане ли они? Если они не признавали себя виновными, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и в третий раз. В случае, если они упорно держались своего ответа, то предавал их казни... Недавно мне было доставлено анонимное письмо, которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал, и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа – ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за лучшее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, а потом снова отрекались.
О своей прежней религии – преступление ли она или заблуждение, они сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу, как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога. Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они участвуют сообща, без всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более не наблюдается.
После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследования применить пытку к двум женщинам, о которых было сказано, что они диаконисы; но, кроме злого преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом. Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обвиняться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; несмотря на это, мне кажется, его можно прекратить».

На это письмо Траян ответил так:
«Что касается твоего поступка относительно христиан, ты действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло бы быть применено ко всем случаям.
Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако с тем условием, что каждому, кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, давать помилование ради его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в каком случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался бы с основными правилами нашего века».

Но Церковь сотрясалась не только от гонений и внешних скорбей, были и внутренние проблемы. Появляется гностицизм, многообразные ереси, которые искажали сами основы юной христианской веры. Вообще гностики (гнозис – греч. знание; гностики так называли себя потому, что говорили, что им открыто сокровенное знание, недоступное другим) были похожи на современных оккультистов, но их верования очень различались. Были те, которые объявляли материальный мир порождением сатаны и запрещали вступать в брак. Были и те, которые, наоборот, покровительствовали разврату. В прошлом очерке, когда мы читали о речах Божиих, обращенных к Эфесской Церкви, мы уже встречались с гностиками Николаитами.

Были проблемы и в общинах истинных христиан. Христос медлил возвращаться на землю, период горячего и даже несколько экзальтированного ожидания Его Пришествия у многих христиан сменился периодом некоторого разочарования и усталости от скорбей и испытаний. В то время начинают появляться отпавшие от веры. Кто-то не захотел рисковать карьерой, положением, кто-то отступил от веры в результате пыток или других испытаний.
Некоторые христиане, не отрекаясь от Христа, охладели к своей вере и вели вялую жизнь. Нельзя сказать, чтобы безнравственную, но скорее компромиссную. Примерно такую, какую ведут многие современные христиане.

А сейчас перейдем конкретно к Откровению Божию.

Иоанн Богослов трепещет... Господь наш Иисус Христос, возгремев с Небес шумом гласа Своего, открывает ему Божественную волю:

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Начинает Свое обращение к Церкви Христос с того, что произносит Свои титулы. Он есть Первый и Последний. Это синоним титулу «Я есмь Альфа и Омега» (Апок. 1, 8). Первый и Последний – здесь имеются в виду первая (альфа) и последняя (омега) буквы греческого алфавита. Понять по-современному это выражение можно примерно так: Я есмь – абсолютно все! Все, что есть в мире, от начала до конца, заключено в Моей воле и власти.

Далее Христос напоминает, что Он был умершим и потом Воскрес. Это важно, потому, что дальше пойдет речь о печальных временах, которые скоро наступят для жителей Смирны. Воскресение Христово должно ободрять смирнян, они не должны, подобно язычникам, дрожать над своей жизнью, должны быть готовы, если потребуется, отдать ее за веру. Кто будет верен Господу, тот в вечности будет с Ним!

Далее Христос перечисляет нелегкие жизненные обстоятельства смирнских христиан: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат)…
Особенно христианам было тяжело в экономическом смысле. В то время существовали торговые гильдии. Вести дела самостоятельно, без помощи деловых партнеров, было очень трудно. Но гильдии такие были либо языческие, либо иудейские. Христианин по определению не попадал ни в какую категорию. Это приводило к тому, что христиане очень нуждались и бедствовали. Однако Господь говорит, что эта видимая нищета на самом деле является… богатством. Богатством духа, которое есть высшее и подлинное богатство.

Особенно нелегко смирнянам приходилось от иудеев. В Смирнах находилась многочисленная иудейская диаспора, и иудеи гнали христиан и создавали им невыносимые условия существования: указывали на них римской власти, ущемляли другими способами.
Господь все это знает и ободряет их: знаю …злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
Это достаточно важно: истинные иудеи, как говорит Господь, – христиане. А прежние иудеи – «сборище сатанинское», или, как в оригинале, «синагога сатаны».
Именно христианам как истинным иудеям принадлежат обетования, спасение и проч., все, о чем мечтали иудеи и что предсказывали пророки. Истинный иудей – тот, кто узнал во Иисусе Мессию и принял Его.

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

«Дней десять» – это метафора, обозначающая некоторый небольшой срок скорби. С этим выражением мы встречаемся в Библии неоднократно (Быт. 24, 55; Дан. 1, 12).

Побеждающему будет дан венец жизни. Венец – традиционная награда победителю. Здесь все претерпевшие смирняне получат эту награду.

Вторая смерть – это окончательное определение вечной судьбы. В конце Апокалипсиса говорится: «И судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Апок. 20, 13-15).

Выводы в отношении Смирнской Церкви:
Смирнским христианам очень нелегко. Это и экономические трудности, и гонения, особенно со стороны иудеев. Однако Господь настойчиво призывает смирнян не унывать. Господь даст им венец награды, и это будет блаженная вечная жизнь. Никакого урона от Страшного Суда христиане не потерпят.


Афонская фотозарисовка: Святии иноцы...:)
монахи.JPG
Перейти к следующей записи За что Господь критикует Церковь: 3
Перейти к предыдущей записи За что Господь критикует Церковь: 1

Комментарии

Если перевести в современный день, то, боюсь, картина будет удручающей. Я постоянно задаю себе вопрос: если все повернется, как было при гонениях на христиан, или даже, как было с нашими солдатами на последней кавказской войне, когда их заставляли отречься от Христа и, получив достойный ответ, рубили им голову, что я скажу и как поведу себя? Страшный вопрос, на который надо ответить с максимальной прямотой и честностью. Перед Богом не увильнешь и не промямлишь что-нибудь двусмысленное.

Да или нет?

Очень хочется ответить – да! Потом берет оторопь и страх – не готов… Не готов ответить честно и умереть за Господа. А может готов? Очень хочется быть готовым, а насколько это так, я смогу узнать только оказавшись вплотную перед этим вопросом.
А пока двигаюсь или стараюсь двигаться маленькими шагами – помню о смерти и готовлюсь, убивая в себе грехи. Сложно и беспощадно для себя самого написал.
Господи помилуй!
 
На днях, продолжая читать митр. Антония Сурожского, я вновь встретил вот такой рассказ: «В небольшом провинциальном городке, который только что перешел из одних рук в другие, оказалась в западне Зоя, молодая женщина лет тридцати, с двумя детьми. Ее муж принадлежит противоположному лагерю, она не сумела убежать вовремя, она прячется, надеется спасти жизнь себе и детям. В страхе проходят сутки, затем еще день, к вечеру дверь домушки, где она прячется, открывается и входит соседка, женщина ее же лет, простая, ничем не выделяющаяся среди других женщина. Она спрашивает: «Вы — такая-то?» Мать в страхе отвечает: «Да». «Вас обнаружили, — говорит соседка, — сегодня ночью за вами придут и расстреляют, вам надо бежать». Мать смотрит на детей и отвечает: «Куда же я уйду? Как бежать с малышами? Они не смогут идти быстро, они не уйдут далеко, да и как меня не узнать — женщину с двумя детьми, которую ищут?» И эта соседка, за миг до того незнакомая, вдруг перестает быть соседкой и становится тем великим, величественным, что Евангелие называет ближним — самым близким, тем, кто ближе всех, она становится ближней этой матери и ее детям и говорит ей с улыбкой: «Вас не будут искать, потому что я останусь вместо вас». Мать, вероятно, возражает: «Но вас расстреляют!» И та отвечает: «Да, но у меня нет детей, вы должны уйти». И мать уходит.
Я рассказываю не о простой жертвенности, я хочу подчеркнуть некоторые моменты этого поступка, которые дают ему ценность и значение во Христе, которые через Крест приводят нас к понятию Воскресения и Жизни Того, Кто велик в малых сих.
Мать ушла, и эта молодая женщина (ее звали Наталья) осталась. Я не пытаюсь представить, что происходило в эту ночь, я хотел бы только провести некоторые параллели, которые, мне кажется, мы вправе провести. Наступала ночь, холодало, осенняя, сырая ночь быстро окутывала ее одиночеством. Эта молодая женщина, одна, оторванная от всех, которой нечего ожидать, кроме смерти, находится перед лицом этой неминуемой смерти — смерти, которой она никак непричастна: она молода, она жива, и убить должны были не ее. Вспомните Гефсиманский сад. Здесь тоже в холодной, плотной ночи, неподалеку от ближайших друзей, уснувших от усталости и печали, был Человек, тоже молодой, около тридцати лет, Который ждал прихода смерти, ждал, что Его убьют за других, потому что Он согласился на смерть, чтобы человек, друг Его, и каждый человек в отдельности — вы, я, ты, и она, и они, и мы, — чтобы каждый был спасен, чтобы каждый избежал этой ночи, которой Он был пленником. Мы знаем из Писаний, как в тоске Он воззвал к Отцу, знаем о кровавом поте, знаем, что, не выдержав одиночества перед грядущей смертью, Он пошел к ученикам: не бодрствует ли кто из них? — и вернулся одиноко, чтобы встретить лицом к лицу смерть, чужую, заимствованную, невозможную, немыслимую смерть».

Тема смерти во имя Христа, как будто не связанная с Его именем, но выражающая глубинную суть христианства и жертвенности.
 
Смиритесь, дорогой Андрей! Где нам знать, сможем ли мы умереть за Него или нет, если даже Св.Апостол Петр ошибался в своей готовности. Самое главное, что даже если мы и не сможем за него умереть и (не дай Бог!) отречемся, не впасть в отчаяние и всю оставшуюся жизнь обливаться слезами и просить у Него прощения.
Валентина. г. Челябинск.
 
..."что я скажу и как поведу себя?"

-"Не пецытеся, како или что возглаголете: не вы бо будете глаголющи: но сам Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф.10, 19, 20)."
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
3.805
Комментарии
4
Последнее обновление
Сверху