Запомнившиеся события ушедшего года 1

Запомнившиеся события ушедшего года
Часть 1

Дорогие! Самые добрые пожелания и поздравления всем с новым, 2014-м, годом. Благодарю всех, кто с любовью относится ко мне, моей семье, моей деятельности. Я постоянно чувствую знаки вашей любви и заботы. Не имея возможности лично поблагодарить вас за добрые слова или подарки, ежедневно возношу молитву «о всех любящих и благодеющих мне, грешному…»

Да дарует Господь всем здоровье, душевную крепость, ощущение Его всесветлого и укрепляющего нас Присутствия. Не поддадимся на провокации и не испугаемся ветров, которые дуют в последнее время отовсюду.

В наступившем году наше общение, не сомневаюсь, будет интересным и плодотворным. И сегодня мне хотелось бы предложить вам вспомнить некоторые события ушедшего года. Много было важных событий и в политической, и в культурной жизни нашей страны и мира, но я упомяну лишь имеющие отношение к нашей вере.
Мой обзор будет очень небольшим, не таким, как в прошлом году. Сегодня я сосредоточу внимание на тех событиях, которые лично на меня произвели какое-то впечатление, заставили меня остановиться и подумать над ними. Поэтому заранее прошу прощения за некоторый схематизм в изложении всего того великого и значительного, что произошло в ушедшем году; я не только не претендую на какую-то полноту обзора, я еще и подчеркиваю, что этот обзор носит субъективный характер. Ну, а в комментариях Вы сможете поделиться со мной и нашими читателями, что на ваш взгляд было важного в ушедшем году.

Итак, давайте вспомним некоторые моменты года, с которым мы только что попрощались…

Январь
С чем мы вступили в ушедший год? Несмотря на потрясения предыдущего года (я имею в виду ряд антицерковных акций), народ, в целом, не изменил своего положительного отношения к Русской Православной Церкви.

Несмотря на визгливые заявления разных раскольнических деятелей, что Русская Православная Церковь себя совсем дискредитировала, народ, в своей массе, подтвердил верность русскому Православию. Вот официальная статистика относительно религиозности россиян, озвученная в начале января ушедшего года Институтом социологии РАН: в России проживает, как они сами себя определили, 79% православных, 4% мусульман, 7% атеистов и 9% тех, кто верит в «высшую силу», но ни к какой религии не принадлежит.

Если сравнивать с такими же данными трехлетней давности, то число верующих «во что-то, но не знаю, во что» снизилось на 2%, атеистов стало меньше на 5%, а число тех, кто стал называть и считать себя православным, увеличилось на 7%. Это очень говорящие цифры. И о чем же они говорят?

К январю прошлого года Святейший Патриарх Кирилл уже 4 года возглавлял Русскую Церковь, так что этот прирост в 7% произошел при его правлении. Если учесть, что в последние годы рост количества людей, называющих себя православными, приостановился, казалось, что достигнут потолок – 70%, то такой прирост можно отнести всецело на счет заслуг Патриарха Кирилла.
Несмотря на то, что некоторые лица кричат, что история с «часами Патриарха», с запылением квартиры Патриарха, другие неприятные скандалы нанесли большой имиджевый урон Русской Церкви и что многие от Церкви отпали, как мы видим, независимое исследование опровергает эти заявления. Спокойно и мирно Церковь идет своим курсом и свидетельствует о Истине и о Господе россиянам. А те уже сами делают выбор. Замечу, что это самый главный выбор человеческой жизни, от которого зависит твоя вечная судьба.
Впрочем, вернемся к цифрам статистики:

Наибольшее число россиян (21%) на просьбу социологов определить степень своей религиозности по шкале от 0 до 10 поставили себя точно в центр. То есть отношение большинства людей к вере нельзя назвать горячим, но оно и не прохладное. И за это, как говорится, слава Богу.

За последние 10 лет число тех, кто в свободное время считает обязательным для себя сходить в храм, почти не изменилось: это примерно каждый десятый. В то же время число тех православных, кто считает посещение церкви обязательным для верующего человека, с 2009 года сократилось с 14% до 11%. И эти цифры для меня тревожны. Они показывают, что для многих православных вера переходит из категории жизненно насущной необходимости в разряд культурной и национальной традиции. Такой подход означает, что человек, называя себя верующим, не живет активной молитвенной и церковной жизнью. Чревато это тем, что вера такого человека никак не влияет на его жизнь. Человек не «подтягивает» себя вверх, не дисциплинирует, а живет, как все. Такую картину мы можем наблюдать в Греции, где почти 100% называют себя православными, тогда как эта страна занимает одно из лидирующих в мире мест по количеству супружеских измен.

Еще статистика прошлого года:
На вопрос о том, кто из деятелей прошлого и настоящего лучше прочих может служить олицетворением массовых народных чаяний, треть россиян поставила во главу рейтинга Петра I. Второе место (14%) респонденты поделили между святыми подвижниками (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др.) и современниками, прежде всего Владимиром Путиным.

53% православных считают, что у России есть особая великая миссия. В других мировоззренческих группах с таким утверждением согласны 40%.
Среди атеистов 15% ни о чем не мечтают и еще 19% ничего не делают ради осуществления своей мечты. Православные и «просто верующие» бездействуют реже: 9 и 7% соответственно.

Статистические данные: (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=49624)

24 января…
В этот день Патриарх Кирилл произнес очень резонансную речь (отголоски ее слышались весь год), в которой не просто во всеуслышание заявил о деятельности тех, кто осуществляет антицерковные акции (спиливание поклонных крестов, кощунство в храмах, клеветнические публикации и т.д.), но и рассказал о том, как мы, верующие, эти антицерковные акции воспринимаем. Патриарх заявил о тщетности усилий тех, кто инициирует антицерковные кампании, сравнив их с укусами комара. «Речь идет не об этих комариных укусах, которые пытаются нанести на тело Церкви посредством различных богоборческих акций, а речь идет о судьбе мира».
Как отметил Святейший Патриарх, человечество не выживет без сохранения нравственных ценностей, «которые Бог вложил в человеческую природу», как и в том случае, если верх возьмет либеральная концепция о том, что каждый человек является «альфой и омегой, он определяет, что такое добро и что такое зло, он вершитель не только своей судьбы, но и имеет право как угодно влиять на жизнь окружающего его мира».

«То, что делает Церковь, опираясь сегодня на очень многих своих союзников, – представителей интеллигенции, педагогического корпуса, – это все решение главной задачи, которая стоит перед людьми, – самого существования человеческой цивилизации».

Февраль – апрель
Эти месяцы прошли в великопостных заботах. Из новостей, пожалуй, отметил бы одну: отречение от Престола Римского Папы. Осознав, что он не в силах руководить Католической Церковью в сложнейших современных условиях, Папа ушел в отставку.

В те весенние дни много думалось о том, что время, в которое мы живем, с одной стороны, удивительно интересное, с другой же – невероятно сложное. Никогда прежде так, как сегодня, человек не желал раскрепоститься и отказаться от каких бы то ни было сдерживающих или ограничивающих его факторов. Изобретение устройств и механизмов, позволяющих не просто сократить расстояние, а практически уничтожить его (любой собеседник благодаря мобильному телефону, интернету доступен в любое время и в любом месте, транспорт тебя быстро доставляет в любую точку мира) привело к тому, что человек стал жить быстрее. Нам тяжело читать длинные тексты, мы нервничаем, когда приходится стоять в очереди даже 15 минут (а вспомните советское время!..), мы успеваем пообщаться с массой людей, переделать кучу дел. Хочется все успеть, получить от жизни все, что она может дать. Никогда еще жизнь не была так комфортна, удобна… Все тебе позволено: ты должен жить ради удовольствия, тем более, что это возможно. Современный человек руководствуется нехитрыми принципами: а) никто не вправе тебя останавливать в твоем стремлении к удовольствиям, а) и ты сам не будешь ограничивать других людей в их стремлении к удовольствию.

И вдруг появляется Церковь со своими предписаниями и требованиями. Это нельзя, тут не касайся, этого не делай… А не остались ли вы в глубоком прошлом со своими дурманяще пахнущими ладаном храмами, средневековыми облачениями, со своими нравоучительными книжками, в которых мешаете человеку жить и дышать полной грудью? Зачем эти ограничения, если исповедь можно заменить беседой с психотерапевтом, сексуальное возбуждение снять со случайной подружкой/другом, не планированную беременность эффективно и быстро устранить и дальше легко и не обременяя себя двигаться по жизни.

Современный человек (особенно европейский) по этим причинам стал в последние десятилетия все больше «взбрыкивать» против Церкви. И западная Церковь (Католическая и протестантская) поняла, что поделать с этим ничего не может. Протестанты приняли это как есть, дав современному человеку практически неограниченную свободу: делай что хочешь, гуляй и развлекайся, как вздумается: блуди, вступай в гомосексуальные отношения, делай аборты и проч. Католическая Церковь, которая все же старается воспитывать своих членов по тем нравственным стандартам, которые завещали нам Христос и Апостолы, попала в сложную ситуацию. Ее стандарты современными людьми почти не воспринимаются. Что делать?

Напряженная работа (публикации, проповеди, выступления, энциклики) Папы Бенедикта 16-го и всей его администрации не приносят плода… Из Католической Церкви идет непрерывный отток верующих. Но Церковь не может махнуть на погибающих рукой: мол, пусть делают, что хотят, сами перед Богом отчитываться будут. Церковь не может затвориться в своих храмах и монастырях, она должна вновь и вновь предпринимать попытки как-то изменить ситуацию, как-то воздействовать на погибающих… И Папа принимает невероятное решение: он уходит в отставку. По мысли Папы Бенедикта 16-го, Католическую Церковь должен возглавить новый Папа, который по-новому взглянет на проблему и, быть может, затормозит процесс секуляризации (т.е. обмирщения) общества.

Я был совершенно уверен, что новым Папой станет какой-нибудь энергичный европеец, но высшие католические иерархи (кардиналы, занимающиеся процессом выбора Папы Римского) предприняли невероятный ход. Папой был избран епископ из Латинской Америки.
С первых же дней после избрания его Папой и возведения в папское достоинство, новый Папа Франциск, взявший себе имя немножко юродивого нестяжателя Франциска Ассизского, стал предпринимать неожиданные шаги.
Эти шаги, с одной стороны, обеспечивали постоянный интерес к Папе прессы, с другой – вызывали расположение и симпатию масс людей. Прошлый Папа, блестящий богослов, первые месяцы своего папства провел в написании энциклики: «Бог есть любовь». Кому из обывателей интересна эта энциклика? Не думаю, что этот великолепный документ (http://papst.pro/ru/1353/) прочитал хоть один процент людей, называющих себя католиками. Другое дело – откровенно популистские поступки нового Папы: целование и обнимание больных СПИДом, омовение ног малолетним преступникам и проституткам в итальянской тюрьме, отказ от бронированного автомобиля во время поездки в Рио-де-Жанейро в июле 2013 года. Этот отказ от спецтранспорта привел к тому, что администрации города пришлось усиливать охрану Папы, что обошлось казне города дополнительно более чем в 40 миллионов евро (по сообщению информационного агентства Франс Пресс). Кто из обывателей подумал об этих миллионах, которые на самом деле можно было пустить на нужды малоимущих жителей города? Но зато все заметили, что Папа – человек самых скромных и аскетических жизненных правил. Российская блогосфера летом 2013 года просто устала иронизировать над бронированной машиной русского Патриарха, сравнивая ее со скромностью Папы…

Я не против, а только безусловно за такое поведение, но уж все это для понимающих людей шито белыми нитками… Отдать папский перстень на переплавку, чтобы пожертвовать деньги в приют – подвиг Папы, которым не восхитился летом 2013-го только ленивый. И никому и в голову не придет, что Ватикан – крупный держатель акций самых известных и богатых компаний мира. Ватикан владеет акциями «Шелле», «Дженерал Моторс», «Дженерaл Электрик», банков США, Великобритании, Италии и др., получает деньги за аренду недвижимости, которая находится в Италии, Испании, Германии, Латинской Америке, за пользование огромными землями, принадлежащими Католической Церкви в разных странах мира. Но не приходится читать о пожертвовании части акций в благотворительный фонд, каким-нибудь безработным или сиротам, зато мы читаем много слов о том, что для Папы будут шить туфли из более дешевой ткани или что он будет питаться продуктами, купленными в бюджетном супермаркете.


Папа поступает правильно, я бы сказал, стратегически верно – у него хорошие советники-имиджмейкеры. Новый Папа говорит, что обожает футбол, он на проповедях шутит, рассказывает о своих слабостях, о первой любви, о том, как в молодости работал вышибалой в ночном клубе… словом, народ в полном восторге. Аналитики говорят, что новый Папа втрое популярнее своего предшественника – богослова-ученого, так что можно сказать, что со своей миссией Папа справился: он в прямом смысле влюбил в себя народ. Однако шутки-шутками, а приближается момент Истины. Что я имею в виду? Папе придется озвучить точку зрения Католической Церкви по ключевым вопросам морали и нравственности. И все это время Папа оттягивает этот момент. Для того, чтобы оттянуть его еще больше, в ноябре Папа разослал по всем епархиям Католической Церкви опросные листы об отношении духовенства и верующих к вопросам сексуальной этики и семейных отношений. Среди вопросов: отношение к гомосексуальности, отношение к контрацепции, к разводу, сексуальным отношениям вне брака и проч. Целый год пройдет прежде, чем эти данные будут обработаны, а еще через год, то есть в 2015 году, как было объявлено, Ватикан выскажется о том, можно ли скорректировать точку зрения Католичества в отношении всех этих явлений.

На самом деле все это – попытка отсрочить объяснение с современным обществом на эти темы, потому, что несомненно, что Католическая Церковь не может допустить и разрешить то, что противоречит самим основам христианской веры. Как только Папа прямо выскажется, что Церковь никогда не сможет одобрить гомосексуальные отношения, общество разочаруется в Папе и потеряет интерес к Католичеству. Поэтому Папа уходит от прямого объяснения, изобретая элегантные фразы, которые сразу становятся крылатыми и всех восхищают либерализмом и открытостью Папы. Самое цитируемое в этом отношении следующее заявление Папы Франциска: «Если человек является геем, но имеет добрую волю и ищет Бога, то кто я такой, чтобы судить его? Катехизис Католической церкви объясняет это очень хорошо. В нем говорится, что гомосексуалисты не должны быть изолированы из-за ориентации, их следует интегрировать в общество. Мы должны быть братьями».
Красиво, но, честно говоря, ни о чем. Не сказано главное: считает ли Папа гомосексуализм грехом, то есть не сказано самое основное. А что гомосексуалистов не надо «изолировать из-за ориентации» или надо друг друга считать братьями – с этим никто и не спорит. (Кто желает, может сравнить слова Папы со словами Патриарха: [1])

Итак, Папе как выразителю учения Католической Церкви, сколько бы он ни избегал назвать вещи своими именами, придется это сделать. Нельзя же, в самом деле, все время оперировать обтекаемыми фразами, не выражающими подлинного отношения Церкви к нравственным проблемам. И если вещи будут названы своими именами, общество отшатнется от Католичества – оно перестанет быть интересным, так как не оправдает ожиданий обывателей. Католическая Церковь, так же, как, разумеется, и Православная, никогда не пойдет на ревизию нравственных заповедей, ибо это не придуманные нами заповеди, а завещание, полученное нами от Христа и Апостолов. Поэтому ни блуд, ни аборты, ни извращения не будут одобрены и нормализованы.

Напрасно Папа оттягивает время четкого объяснения с миром сим относительно этих проблем, напрасно мир ожидает от Католичества какого-то изменения в сторону либерализации, этого не может быть по определению…

Впрочем, это другая, и тоже интересная, тема…

А пока вернемся к нашему разговору о событиях 2013 года, которые запомнились мне и побудили к некоторым размышлениям…

Продолжение следует

........................................................
[1] «Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации. Это личное дело человека. Но признание этого факта ни в коем случае не меняет нашей позиции в отношении к самому явлению… Религиозные традиции всех народов свидетельствует, что гомосексуализм является грехом, как и потеря нравственной ориентации личности... Однако человек с гомосексуальными наклонностями не должен наказываться, поэтому мы всегда выступали категорически против любых репрессий и дискриминации людей иной сексуальной ориентации... Признавая гомосексуализм грехом, мы категорически выступаем против того, чтобы гомосексуальные отношения уравнивались с естественными».

Патриарх произнес эти слова в 2009 году. В них мы видим: А) Твердую оценку гомосексуализма как греха; Б) Однозначное свидетельство, что Русская Православная Церковь «категорически против любых репрессий и дискриминации людей иной сексуальной ориентации». Как после этого странно слышать или читать, что Православная Церковь объявляет охоту на секс-меньшинства, пытается вернуть нас в средневековье и т.д. Внятно и четко высказано все, что можно об этом сказать.

Комментарии

Напрасно Папа оттягивает время четкого объяснения с миром сим относительно этих проблем
А может, в том есть своя "корыстная" цель :)
К примеру, пока человек ждет чего-то [ответа Папы], пройдет время, он примет Бога всем сердцем, всем разумением и уже сам придет к верному твердому ответу. И потом его уже ничем не разочаруешь.

Спаси Господь, о. Константин!
 
Евгений Ананьев написал(а):
А может, в том есть своя "корыстная" цель :)
К примеру, пока человек ждет чего-то [ответа Папы], пройдет время, он примет Бога всем сердцем, всем разумением и уже сам придет к верному твердому ответу. И потом его уже ничем не разочаруешь.

Спаси Господь, о. Константин!

Думаю, именно так католические идеологи и думают. Главное - привлечь современного человека, пусть хоть немножко обманув и обаяв (недаром нынешний Папа - первый в истории Папа-иезуит, школа, как говорится, что-то да значит). А потом, когда нужно будет "открыть карты", человек уже будет в Церкви или возле Церкви. Отойти прочь ему будет труднее, чем человеку, который далек от веры.
 
"Не сказано главное: считает ли Папа гомосексуализм грехом, то есть не сказано самое основное."

А может Папа опасается называть это явление "грехом", чтобы его слова не прозвучали как осуждение людей с соответствующими психологическими нарушениями и не оттолкнули их от церкви?
 
Добрый вечер отец Константин!
Тема затронутая Вами, как всегда познавательная и нужная.
И эта часть относительно католичества, очень важная. По крайней мере для меня, поскольку моя институтская подруга уже год как "новообращенная католичка" (как Вы сказали "неофитка").
К сожалению, общаться с ней становится все тяжелее. Я даже не представляла, что такое может быть (все-таки католичество, извините, не мусульманство).
Но теперь каждый раз, как мы встречаемся с подругами, я слышу это восхищение причастием без исповеди, противопоставление православных священников католическим (плюс, конечно, идет в сторону католических- они-то в светлых одеждах) и туманные речи "о святом духе" и Франциске Ассизском (даже не могу повторить конкретно, так как звучит это, как плохо переведенный текст с иностранного языка).
Каких-то моих доводов она уже не слушает. И обижать ее не хочется, и слушать- тяжко.
Но, что интересно, поездки к православным святыням у новообращенных католиков, оказывается, совсем не возбраняются.
Елена С.П.
 
"... мы всегда выступали категорически против любых репрессий и дискриминации людей иной сексуальной ориентации... "

Являются ли дискриминацией:

1. запрет секс.извращенцам сдавать кровь для переливания?
2. проф.ограничения (например, отстранение от работы с детьми)?
3. запрет на проведение публичных мероприятий (например, "парадов гордости")?
4. запрет на усыновление?

Сами извращенцы считают вышеперечисленное и многие др.запреты жесточайшей дискриминацией, о чем и вопят на весь мир. И если они называют это дискриминацией, то я - ЗА такую дискриминацию, а не против. Выходит, я не поддерживаю Патриарха?
 
Сверху