Золото Евангельской мудрости: Притчи. Наглые работники...

Эта запись является частью серии записей Притчи Христовы
Золото Евангельской мудрости: Притчи
Наглые работники виноградника Божьего


Знойный палестинский день. В траве стрекочут цикады, на камне греется ящерка. Куда может достать глаз – уходящие вдаль виноградные лозы. На них согретые солнцем полные фиолетовые ягоды. В такое время хочется растянуться где-нибудь в тени и дремать, слушая ленивое жужжание мух. Но под навесом, где обычно отдыхают работники, сегодня неспокойно. Голоса их злобны, лица перекошены. Они замышляют убийство…

Иисус рассказывает новую притчу. Это очень прозрачная, очевидная по своему смыслу притча. Но при внимательном чтении – сколько нового и интересного она таит…

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. (Евангелие от Марка. 12, 1-12)

Смысл, который лежит на поверхности, – собственно, настоящий смысл притчи:
А) Бог создал Свой народ – иудейский. В притче это виноградник, устроенный заботливым хозяином;
Б) Господь поручил духовным вождям (знатокам Писания и священству) за народом Божиим ухаживать, сделать его готовым ко встрече Мессии – Спасителя;
В) Посланцы хозяина, приходившие к работникам, чтобы напомнить о том, что пора дать отчет об урожае, были побиты, а то и убиты. Здесь Христос имеет в виду пророков.
Г) Наконец, хозяин посылает своего сына (Иисус имеет в виду Самого Себя), а наглые и жестокие работники убивают сына.
Д) Что в результате всего этого будет? Разгневанный хозяин виноградника предаст смерти работников и отдаст виноградник другим. Смысл этих слов в том, что Господь отвергнет «услуги» иудейских духовных вождей, запятнавших свои руки убийством Его Сына, и отдаст заботу о народе и все привилегии избранного народа другим.
Е) Услышав эту притчу, иудейские вожди прекрасно поняли, о чем речь. Они пришли в ярость «и старались схватить» Иисуса...

Для тех, кому такой смысл не очевиден, прошу перечитать притчу.
А после того, как мы с вами уясним этот самый очевидный уровень смысла, давайте посмотрим, не откроет ли притча какие-то и другие интересные грани?

Виноградник – огромен.
Во всяком случае, на эту указывают слова построил башню[1]. Не во всех виноградниках были башни, но только в больших, и служили они для наблюдения (от воров) и для защиты самих виноградарей от холода и дождя.
То, что сказано о большом винограднике, намекает на то, что Иисус действительно под ним имеет в виду весь Израиль.

Чрезвычайная наглость арендаторов.
Это не просто злые и жестокие люди, а люди чрезвычайной наглости. Они не похоронили убитого сына, а «выбросили вон из виноградника». Оставить без погребения тело значит подвергнуть его бесчестию, отказать в последнем, самом законном праве человека...

Под сыном Иисус имеет в виду прежде всего Себя Самого.
В притче сказано, что хозяин послал «сына, любезного ему». На самом деле, Синодальный перевод дает не совсем верную форму. В оригинале, в отношении сына, употреблено слово «возлюбленного».
Этими словами назван Исаак (Быт. 22, 2) в рассказе о том, как Бог повелел ему принести в жертву единственного Сына. История о жертвоприношении Авраамом любимого сына безусловно перекликается с историей Самого Христа. Вспомним, что именно так к Сыну обращается Отец Небесный во время Преображения: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35).
Так что здесь, в притче, несомненно, под сыном Христос имеет в виду Себя.

…Комментаторов, да и всех внимательных читателей всегда удивляла наивность хозяина виноградника. Разве ему не понятно, что если злые арендаторы не пощадили его слуг, то убьют и сына? И разве Бог (а ведь хозяин виноградника в притче символизирует Бога) такой наивный?
В начале 1980-х годов вышло интересное исследование Клайна Снодграсса, в котором тот рассмотрел исторический фон, описанный в притче. На основании исследований дошедших до нас документов (разных документов о землевладении, о имущественных спорах и т.д.) становится очевидной вот какая картина: между арендаторами и хозяевами нередко вспыхивали конфликты, так как в древнем мире правами на землю фактически обладали те, кто ею пользовался. Легко представить себе ситуацию, в которой арендаторы нагло договорились присвоить себе землю и убивать всех, кто на нее посягает. В таком случае, узнав, что к ним едет сын настоящего хозяина, они могли вообразить, что прежний хозяин умер и его сын едет вступать в наследство. Как этого не допустить? Убить сына, помешать ему овладеть землей. Если их замысел удастся, они останутся полноправными ее хозяевами…

Учитывая это, а ученые соглашаются с выводами Снодграсса, в притче этой мы читаем, по сути, не о наивности хозяина, а о наглости арендаторов. Эти арендаторы просчитались. Иисус имеет в виду, что иудейские вожди, фактически устранившие Бога из жизни, заменившие Его Откровение своими заповедями и предписаниями, думают, что их план почти удался. Но их злые замыслы будут развенчаны, и они будут посрамлены самым жестоким образом.

Вот о чем говорит притча в самом непосредственном своем значении, рассказанная той публике, что окружала Иисуса.

Но естественно, что эту притчу мы можем применить не только к событиям древней истории, но и ко временам сегодняшним. И сегодня есть люди, фактически считающие себя хозяевами мира. Это сильные мира сего, политики, деятели культуры, искусства, истеблишмент общества. И эти люди навязывают свои представления обществу, скажем так, являются законодателями социокультурных тенденций и мнений. Уже сегодня во многих странах Запада высказаться об аборте как об убийстве, а о гомосексуализме как о извращении значит сразу навлечь на себя не только общественное порицание, но и поражение в правах. Постоянно читаешь в новостях, как то в одной, то в другой стране за «нетолерантные» высказывания был приговорен к штрафу или суду тот или иной пастор или член христианской общины.

Христианам как-то постепенно и методично отказывают в праве говорить о своих ценностях и мировоззренческих установках. Осуждаешь песни и пляски на амвоне храма, говоришь о безнравственном посыле в каких-то произведениях литературы, осуждаешь порнографию на телеэкране, и прочее, и прочее – мракобес и душитель культуры, ретроград и обскурант…

«В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей...
Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека»[2]. Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшие всего несколько дней назад, очень точно показывают вектор, в котором движется современное общество.

Но если такая динамика сохранится, то как же относиться к грозному предупреждению притчи, где сказано: Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Совершится ли это в рамках нашей истории, где злые вожди, узурпировавшие власть над душами людей, будут посрамлены и восторжествуют иные вожди, слушающиеся Бога? А, может быть, можно понимать это в эсхатологическом смысле? Как то, что злые вожди будут уничтожены и в Царствии Божием начнется новая история? Такая, где не будет лжи, греха, манипулирования чужим сознанием?..

И еще одно, очень важное, на что нужно обратить внимание. Увлекшись притчей, мы часто упускаем из виду последние слова Иисуса, которыми он завершает этот рассказ: Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Это слова из 117-го псалма. Парадоксально, но всего за несколько дней перед тем иудеи встречали Христа словами из этого псалма: Осанна!.. Благословен грядущий во имя Господне!.. А теперь Иисус использует другие слова из этого псалма, чтобы показать, что на самом деле Его Пришествия не ждут и Его воли не ищут… Христос сравнивает Себя с краеугольным камнем. Этот камень, чрезвычайно прочный, клали в основание угла или в центр арки и, по сути, им держалась вся стена или весь купол. Древним строителям нужно было быть очень внимательными, чтобы из множества отобрать такой камень, на котором будет держаться строение. В случае их ошибки (если камень был с внутренней трещиной, или из непрочного материала, или иным образом непригодный), то все строение могло рухнуть.
Ужас в том, как об этом говорит Христос, что иудеи строят без Него, что в их жизни нет для Него места!.. Одно дело – кричать и приветствовать, а другое дело – слушать и следовать за Ним. К Своим пришел, и Свои не приняли Его…
Как мы сказали, притча эта говорит не только о трагедии иудеев, не принявших Христа, но и вообще о трагедии людей, пытающихся строить мир без Бога. Однако и к ним относится это предупреждение: если вы строите без Бога, без Христа – ваше строение рухнет. Человеческая история (хотя бы недавнее советское прошлое) раз за разом доказывает библейскую аксиому: нельзя строить без Бога, иначе итог будет печальным…
Несмотря на это строят и строят эти инженеры человеческих душ и современной цивилизации мир без Бога. И, надо сказать, все у них вроде строится. Но не тот камень выбран, не тот, друзья, принят за краеугольный. Пусть пока еще стена стоит, но уже побежали во все стороны микротрещины, и в свое время все это рухнет и погребет под развалинами и их самих…

виноградник.JPG
Виноградари, нанятые на работу в виноградник.
(Будем надеяться, что это добрые работники в винограднике:))

Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010

[1] Хотя надо сказать, что эта притча имеет прообразом Ис. 5, 1-2. В таком случае возможно, что Христос просто использовал образ виноградника из книги Исаии, а, значит, деталям в описании виноградника (точило, башня, ограда и проч.) не надо усваивать какого-то особого смысла.

[2] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2255100.html
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Замечательная притча, очень поучительна! Спасибо!
Как сказал Господь:"Без Меня не можете творите нечего"
И так горько, что в наше время, многие сильные мира сего, пытаются творить самостоятельно, а результаты известны.
Да вразумит нас всех Господь.
 
Несмотря на это строят и строят эти инженеры человеческих душ и современной цивилизации мир без Бога. И, надо сказать, все у них вроде строится.
Да, сейчас,например, понятие БОГ антинаучно по определению.Все выбирают слова "Высшие Силы", "Абсолют", "Высший Разум" и прочее. То есть создана такая система, что патология речи рождает патологию мышления. Уже скажешь такое, и по закономерной цепочке в голове выстраиваются всякие космические законы, обмен энергиями,ДУхи( Духи принимаются) и прочее. Самое смешное, что все эти пафосные слова всем кажутся правильными. А понятные православные Бог, Пресвятая Богородица - это анахронизм.
Только ведет,по-моему, такая тенденция к чему-нибудь , типа очередного "сосуда кармы" или чему-нибудь "поинтереснее" :(
 
Замечательное и знаменательное для меня совпадение: сегодня читал Ваш дневник, где Вы рассказываете о соборе Мариенкирхе (2005 г.): свод собора сделан из замкового камня, и, если вынуть один камень, то рухнет весь свод. "На камне - изображение креста, потому, что этот камень изображает собой Христа", а Христос - это краеугольный камень.
Я очень живо представил себе, как без этого камня людей засыпает и заваливает осыпающийся свод – никто из людей не в состоянии выдержать эту непомерную ношу.
И тут же получаю, как подтверждение и усиление того, что я испытал, читая дневник – притчу о виноградарях. Притча мне хорошо знакома, последние слова – они подчеркивают значение притчи, но сегодня такое двойное ее чтение заставляет меня еще раз задуматься о роли Христа в моей жизни, укрепить и утвердить ее еще основательнее.

Крохотное чудо, а сколько мыслей и эмоций оно вызвало во мне.

Спаси Господи!
 
Отец Константин, совершенно согласен с Вами. Камень, который отвергли строители, это учение Христа. Об этом камне говорит и апостол Павел: - «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.9:31-33). И далее: - «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8-10).
Христос не призывал к изменению законов по своему учению. И Пилат не нашел за Ним вины в подстрекательстве к изменению римских законов. Единственная вина Христа состояла в том, что перед духовными вождями Он учил о превосходстве любви над законом. Этот животворящий камень и был отвергнут ими в угоду мертвого закона, который давал возможность властвовать и наказывать. Юрий …
 
Хорошее толкование,только одно дополнение- наглые виноградники это не люди из власти этого мира сейчас, но как и тогда это "служителя Бога". Те которые распяли Христа,и сейчас,будучи у церковной власти,гонят и распинают верных детей Божиих
 
  • Хозяин посылал за ИЗЪЯТИЕМ трудов, а Бог посылал ДАР (помощь: виноградаря, а не Царя).
  • Виноградари друг к другу относились как «ближние», а Хозяин к ним? был договор, помощь?
Иисус говорил словами понятными окружавшим Его, а не будущим мудрецам и антисемитам.
Ничем неприкрытые мысли в притчи о виноградарях:
  • «Хозяину хозяйство, а виноградарям - виноград» (Цезарю монета)
  • «Нет - рабству» (позволение работать на земле НЕ дает права на виноград)
  • «Каждый несет свой крест сам» (кто не работает, тот не есть)
  • «Для одних сын (ближний), для других паразит (враг)»

Башня и ограда – не помогли Хозяину паразитировать виноградарей.
Этим Иисус дал Веру тем, кто отчалился под гнетом Хозяев.
Это и возмутило некоторых, от этого затем и вопрос о податях Цезарю.
А еще, перед этим Иисус изгнал торговцев из храма (как виноградарь)
Хозяин не изгонял – остался бы ни с чем (в словах Иисуса, все виноградари едины)
 
Спасибо, отец Константин!
Очень интересно и как всегда очень развернуто и понятно.
И ссылка на статью Патриарха очень информативна и полезна к прочтению.
 
Большое спасибо отцу Константину за полезные статьи. Оказалось очень полезно прочитать разъяснения Евангелия и понять, почему евреи, скрупулезно соблюдающие многочисленные предписания закона, вплоть до количества кисточек на покрывале, вдруг требуют обменять разбойника на Христа. И с пояснениями вопросов землепользования стало понятно, почему виноградари гнали слуг и убили сына хозяина. как история, которой более двух тысяч лет, не потеряла своей актуальности. И по-прежнему камень остается отвегнутым, и люди продолжают удивляться и негодовать, что задуманный Творцом такой совершённый мир становится все более неказистым...
 
о.Константин, ответе себе: где можно узнать какие права Христиан нарушаются.
Иначе Ваша публикация - это охота на ведьм. Держитесь, а то так и джихад объявите.
Какие планы и суждения Бога – не известно, и грозиться от Его имени - богохульство.

- дело либо в служении политике (дьявольских денег всегда не хватает)
- либо в том, что Вас задели за больное, а Вам и привиделся дьявол.
Просто успокойтесь, ведь боль (больное место) не у КОГО-то (неописанного Вами), а у Вас (РПЦ).
Лучше подставить щеку, и ждать кары от Бога (==благоустройства), а не хвататься за оружие.

Не отчаивайтесь, помощь Бога реальна,
доказательство очевидно:
У патриарха Кирилла – явно помутнение рассудка (кара за вероотступничество)
На Пасху перед Храмом Христа - речь с заупокойным духом высказал:
вместо слов радости, метался с мыслями о бедах и страхе; и голос его был страдальный,
словно до смерти устал (да… , ведь он уже от стольких христиан проклятье заслужил)
 
В Европе осудили крестовые походы.
Любой может через свой Европейский суд призвать Вас к ответственности за богохульство и антисемитизм. Общество Христиан Вас осудит!
Покайтесь перед Богом и извинитесь «прилюдно» (на сайте).
Найдите силы обратиться к Вере, или потом будет еще сложнее.
о.Константин, пытайтесь изгонять демонов из души!

Да, общепризнанный факт:
до 2-мировой евреи были очень наглыми,
но тогда Бог укротил их наглость,
и сейчас их никто в этом не упрекает.
 
Сказать, от имени Бога о замене избранного народа,
это как если бы Он избавил океаны от акул и заменил их цаплями.
Все изначально создано хорошо продуманным.

Вы просто не понимаете в чем избранность,
как птица (в чем-то) не понимает акул и наоборот.

Задалось Вам признание Иудеями Иисуса как Христа – это дело для Бога,
а не для священников РПЦ.

Гордыня в Вас бушует.
Гоните Богобоязненность, ищите любви Бога.
Вам не хватает опоры в Вере, Вы во власти иллюзии.
Молитесь, чтобы Бог указал Вам опору.
 
Вот она сила Вашей иллюзии словом:
у всех комментаторов свое понимание публикации;
да и нет обычных комментаторов с доброй репутацией.
 
Далеко не самый актуальный, но ближайший пример нарушения прав Христианина:
- это заблокированные пользователи Вашего сайта (нарушитель - РПЦ);
возможно кто-то остался наедине с дьяволом, потому что РПЦ себе любимой не хочет гангрены, потому, что свое слабое место от боли уберегает? потому что РПЦ вознамерилась вместо Бога защищать паству? почему только «своих подвластных»? а неугодные бедняги? плювать?
Анафематствовали, заткнули рот «другим», трактуй Иисуса без оглядки на оппонентов - вот так болезнь и царствует.
Вот уж кто «строит» без Бога, так это РПЦ – от христианства одни декорации.
А иначе, что же значит «строить без Бога», если «.. загляни под камень и найдешь..»
 
«Краеугольная» ошибка - «бьете того, кто болен!»:
- Гомосексуализм – извращение? нет гомосексуализм – это духовный недуг (даже у животных).
- Аборт - убийство? нет аборт – это духовный недуг (для Веры, а не для закона).
С этими проблемами справиться сострадание, а Вы ищете в делах закона. (Рим.9:31-33)
Нет врагов у мнения, если в нем есть сострадание! Не бросайте камни хотя бы в больных!
Психотерапевты уже решают эти проблемы, а Вы слепой силы закона требуете,
как испанской инквизиции - костры под врачами Вам нужны.
«Пляски на соле» - недуг общества, т.е. работа для социологов (к сожалению, в РФ их нет),
а не повод забивать людей гневом.
Как-то иначе Мария разозлила толпу с камнями? а Иисус Иудеев? намного иначе? хватает ума утверждать?
Вот если бы РПЦ отреагировала состраданием – сколько бы радости внеземной в душах у людей она вызвала; а гнев (- обычное для слабых людей) вызвал только немного презрения.
Понятно, что РПЦ больна, и не правильно бросать и в нее камни; но как объяснить это непонятливым людям? ответ:
полюбите Бога, т.е. поступайте в точности как Иисус, и не надо обосновывать своих измышлений.

Ну просто не притча для простых людей, а код Да Винчи для сверх умных людей!

Ух, сравнивать Хозяина с Богом – так делают некоторые уже 2000лет, но это духовный недуг.
( подмена черное на белое .. ой ёё;
все как в 19 веке: «дай попу помолиться так он и пол лбом пробьет»
- смешно, если бы не осознание результатов в 20 веке )

Моим словам Вы должны радоваться,
ведь что-то заставляет меня открывать Вам душу.
 
По поводу последней подборки комментариев!

Всегда неуютно себя чувствую, когда удаляю комментарии некоторых наших читателей. Чаще всего эти читатели даже не подписываются, а потом сердятся, что я удалил их письмо. Но анонимки, по-моему, уже по своей форме - весьма странное явление, и сердиться на меня за то, что я удалил неподписанное письмо, по крайней мере странно.

Но на этот раз я решил ничего не удалять (почти ничегоJ). Почитайте комментарии, которые бы я хотел удалить, причем это комментарии от одного-двух людей. Удалить бы я их хотел совсем не потому (как думают и всегда пишут те, чьи комментарии я удаляю), что я: А) боюсь критики; Б) оставляю только тех, кто меня хвалит; В) что мои жалкие мысли рассыплются от их мощной аргументации.
Нет, удаляю я только по той причине, чтобы не вводить в искушение других читателей.
Почему каждый хочет самовыразиться на моей страничке? Заведите себе дневник и пишите, что хотите… Я уже не говорю, что некоторые комментарии позволяют предполагать, что у их автора проблемы с психикой. Тогда зачем писать ко мне? Зачем нервировать (не меня, меня это не возьмет), но других, более тонких и неокрепших читателей?..

Как вы думаете, друзья, следует удалять комментарии, подобные тем, что я решил в этот раз оставить, или все же лучше не замусоривать наши комментарии и удалять? Как решите, так и будем поступать.
 
Да батюшка,такие комментарии как несколько последних от незарегистрированного,наверное действительно лучше удалять. Вы очень правильно написали,пусть заведут себе страничку и пишут там,что хотят. Зачем нам читать чьи-то весьма странные мысли.

Ксения.
 
Конечно, удалять! Ведь этим людям просто необходимо вовлечь большее количество людей в обсуждение, просто ввести в искушение. Зачем? Им это известно, да и нам тоже. Это как в троллейбусе, один сказал, другой поддержал, третий возразил - и вот уже крик, спор, обвинения, оскорбления, а того, кто это затеял, давно и в троллейбусе нет!
 
Лично я и пишу анонимно, рассчитывая
что это только для Вас о.Константин
(зная что Вы прочтете, а остальным и ненужно)

Конечно, для публичных высказываний пришлось бы писать иначе,
именно думая обо всех (и о детях в том числе).

Так что удаление комментариев адресованных именно Вам о.Константин, а не всем
- СОВЕРШЕННО ВЕРНО.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
13.490
Комментарии
29
Последнее обновление
Сверху