Золото Евангельской мудрости: Притчи
Наглые работники виноградника Божьего
Знойный палестинский день. В траве стрекочут цикады, на камне греется ящерка. Куда может достать глаз – уходящие вдаль виноградные лозы. На них согретые солнцем полные фиолетовые ягоды. В такое время хочется растянуться где-нибудь в тени и дремать, слушая ленивое жужжание мух. Но под навесом, где обычно отдыхают работники, сегодня неспокойно. Голоса их злобны, лица перекошены. Они замышляют убийство…
Иисус рассказывает новую притчу. Это очень прозрачная, очевидная по своему смыслу притча. Но при внимательном чтении – сколько нового и интересного она таит…
И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. (Евангелие от Марка. 12, 1-12)
Смысл, который лежит на поверхности, – собственно, настоящий смысл притчи:
А) Бог создал Свой народ – иудейский. В притче это виноградник, устроенный заботливым хозяином;
Б) Господь поручил духовным вождям (знатокам Писания и священству) за народом Божиим ухаживать, сделать его готовым ко встрече Мессии – Спасителя;
В) Посланцы хозяина, приходившие к работникам, чтобы напомнить о том, что пора дать отчет об урожае, были побиты, а то и убиты. Здесь Христос имеет в виду пророков.
Г) Наконец, хозяин посылает своего сына (Иисус имеет в виду Самого Себя), а наглые и жестокие работники убивают сына.
Д) Что в результате всего этого будет? Разгневанный хозяин виноградника предаст смерти работников и отдаст виноградник другим. Смысл этих слов в том, что Господь отвергнет «услуги» иудейских духовных вождей, запятнавших свои руки убийством Его Сына, и отдаст заботу о народе и все привилегии избранного народа другим.
Е) Услышав эту притчу, иудейские вожди прекрасно поняли, о чем речь. Они пришли в ярость «и старались схватить» Иисуса...
Для тех, кому такой смысл не очевиден, прошу перечитать притчу.
А после того, как мы с вами уясним этот самый очевидный уровень смысла, давайте посмотрим, не откроет ли притча какие-то и другие интересные грани?
Виноградник – огромен.
Во всяком случае, на эту указывают слова построил башню[1]. Не во всех виноградниках были башни, но только в больших, и служили они для наблюдения (от воров) и для защиты самих виноградарей от холода и дождя.
То, что сказано о большом винограднике, намекает на то, что Иисус действительно под ним имеет в виду весь Израиль.
Чрезвычайная наглость арендаторов.
Это не просто злые и жестокие люди, а люди чрезвычайной наглости. Они не похоронили убитого сына, а «выбросили вон из виноградника». Оставить без погребения тело значит подвергнуть его бесчестию, отказать в последнем, самом законном праве человека...
Под сыном Иисус имеет в виду прежде всего Себя Самого.
В притче сказано, что хозяин послал «сына, любезного ему». На самом деле, Синодальный перевод дает не совсем верную форму. В оригинале, в отношении сына, употреблено слово «возлюбленного».
Этими словами назван Исаак (Быт. 22, 2) в рассказе о том, как Бог повелел ему принести в жертву единственного Сына. История о жертвоприношении Авраамом любимого сына безусловно перекликается с историей Самого Христа. Вспомним, что именно так к Сыну обращается Отец Небесный во время Преображения: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35).
Так что здесь, в притче, несомненно, под сыном Христос имеет в виду Себя.
…Комментаторов, да и всех внимательных читателей всегда удивляла наивность хозяина виноградника. Разве ему не понятно, что если злые арендаторы не пощадили его слуг, то убьют и сына? И разве Бог (а ведь хозяин виноградника в притче символизирует Бога) такой наивный?
В начале 1980-х годов вышло интересное исследование Клайна Снодграсса, в котором тот рассмотрел исторический фон, описанный в притче. На основании исследований дошедших до нас документов (разных документов о землевладении, о имущественных спорах и т.д.) становится очевидной вот какая картина: между арендаторами и хозяевами нередко вспыхивали конфликты, так как в древнем мире правами на землю фактически обладали те, кто ею пользовался. Легко представить себе ситуацию, в которой арендаторы нагло договорились присвоить себе землю и убивать всех, кто на нее посягает. В таком случае, узнав, что к ним едет сын настоящего хозяина, они могли вообразить, что прежний хозяин умер и его сын едет вступать в наследство. Как этого не допустить? Убить сына, помешать ему овладеть землей. Если их замысел удастся, они останутся полноправными ее хозяевами…
Учитывая это, а ученые соглашаются с выводами Снодграсса, в притче этой мы читаем, по сути, не о наивности хозяина, а о наглости арендаторов. Эти арендаторы просчитались. Иисус имеет в виду, что иудейские вожди, фактически устранившие Бога из жизни, заменившие Его Откровение своими заповедями и предписаниями, думают, что их план почти удался. Но их злые замыслы будут развенчаны, и они будут посрамлены самым жестоким образом.
Вот о чем говорит притча в самом непосредственном своем значении, рассказанная той публике, что окружала Иисуса.
Но естественно, что эту притчу мы можем применить не только к событиям древней истории, но и ко временам сегодняшним. И сегодня есть люди, фактически считающие себя хозяевами мира. Это сильные мира сего, политики, деятели культуры, искусства, истеблишмент общества. И эти люди навязывают свои представления обществу, скажем так, являются законодателями социокультурных тенденций и мнений. Уже сегодня во многих странах Запада высказаться об аборте как об убийстве, а о гомосексуализме как о извращении значит сразу навлечь на себя не только общественное порицание, но и поражение в правах. Постоянно читаешь в новостях, как то в одной, то в другой стране за «нетолерантные» высказывания был приговорен к штрафу или суду тот или иной пастор или член христианской общины.
Христианам как-то постепенно и методично отказывают в праве говорить о своих ценностях и мировоззренческих установках. Осуждаешь песни и пляски на амвоне храма, говоришь о безнравственном посыле в каких-то произведениях литературы, осуждаешь порнографию на телеэкране, и прочее, и прочее – мракобес и душитель культуры, ретроград и обскурант…
«В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей...
Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека»[2]. Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшие всего несколько дней назад, очень точно показывают вектор, в котором движется современное общество.
Но если такая динамика сохранится, то как же относиться к грозному предупреждению притчи, где сказано: Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Совершится ли это в рамках нашей истории, где злые вожди, узурпировавшие власть над душами людей, будут посрамлены и восторжествуют иные вожди, слушающиеся Бога? А, может быть, можно понимать это в эсхатологическом смысле? Как то, что злые вожди будут уничтожены и в Царствии Божием начнется новая история? Такая, где не будет лжи, греха, манипулирования чужим сознанием?..
И еще одно, очень важное, на что нужно обратить внимание. Увлекшись притчей, мы часто упускаем из виду последние слова Иисуса, которыми он завершает этот рассказ: Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Это слова из 117-го псалма. Парадоксально, но всего за несколько дней перед тем иудеи встречали Христа словами из этого псалма: Осанна!.. Благословен грядущий во имя Господне!.. А теперь Иисус использует другие слова из этого псалма, чтобы показать, что на самом деле Его Пришествия не ждут и Его воли не ищут… Христос сравнивает Себя с краеугольным камнем. Этот камень, чрезвычайно прочный, клали в основание угла или в центр арки и, по сути, им держалась вся стена или весь купол. Древним строителям нужно было быть очень внимательными, чтобы из множества отобрать такой камень, на котором будет держаться строение. В случае их ошибки (если камень был с внутренней трещиной, или из непрочного материала, или иным образом непригодный), то все строение могло рухнуть.
Ужас в том, как об этом говорит Христос, что иудеи строят без Него, что в их жизни нет для Него места!.. Одно дело – кричать и приветствовать, а другое дело – слушать и следовать за Ним. К Своим пришел, и Свои не приняли Его…
Как мы сказали, притча эта говорит не только о трагедии иудеев, не принявших Христа, но и вообще о трагедии людей, пытающихся строить мир без Бога. Однако и к ним относится это предупреждение: если вы строите без Бога, без Христа – ваше строение рухнет. Человеческая история (хотя бы недавнее советское прошлое) раз за разом доказывает библейскую аксиому: нельзя строить без Бога, иначе итог будет печальным…
Несмотря на это строят и строят эти инженеры человеческих душ и современной цивилизации мир без Бога. И, надо сказать, все у них вроде строится. Но не тот камень выбран, не тот, друзья, принят за краеугольный. Пусть пока еще стена стоит, но уже побежали во все стороны микротрещины, и в свое время все это рухнет и погребет под развалинами и их самих…
Виноградари, нанятые на работу в виноградник.
(Будем надеяться, что это добрые работники в винограднике)
Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010
[1] Хотя надо сказать, что эта притча имеет прообразом Ис. 5, 1-2. В таком случае возможно, что Христос просто использовал образ виноградника из книги Исаии, а, значит, деталям в описании виноградника (точило, башня, ограда и проч.) не надо усваивать какого-то особого смысла.
[2] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2255100.html
Наглые работники виноградника Божьего
Знойный палестинский день. В траве стрекочут цикады, на камне греется ящерка. Куда может достать глаз – уходящие вдаль виноградные лозы. На них согретые солнцем полные фиолетовые ягоды. В такое время хочется растянуться где-нибудь в тени и дремать, слушая ленивое жужжание мух. Но под навесом, где обычно отдыхают работники, сегодня неспокойно. Голоса их злобны, лица перекошены. Они замышляют убийство…
Иисус рассказывает новую притчу. Это очень прозрачная, очевидная по своему смыслу притча. Но при внимательном чтении – сколько нового и интересного она таит…
И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. (Евангелие от Марка. 12, 1-12)
Смысл, который лежит на поверхности, – собственно, настоящий смысл притчи:
А) Бог создал Свой народ – иудейский. В притче это виноградник, устроенный заботливым хозяином;
Б) Господь поручил духовным вождям (знатокам Писания и священству) за народом Божиим ухаживать, сделать его готовым ко встрече Мессии – Спасителя;
В) Посланцы хозяина, приходившие к работникам, чтобы напомнить о том, что пора дать отчет об урожае, были побиты, а то и убиты. Здесь Христос имеет в виду пророков.
Г) Наконец, хозяин посылает своего сына (Иисус имеет в виду Самого Себя), а наглые и жестокие работники убивают сына.
Д) Что в результате всего этого будет? Разгневанный хозяин виноградника предаст смерти работников и отдаст виноградник другим. Смысл этих слов в том, что Господь отвергнет «услуги» иудейских духовных вождей, запятнавших свои руки убийством Его Сына, и отдаст заботу о народе и все привилегии избранного народа другим.
Е) Услышав эту притчу, иудейские вожди прекрасно поняли, о чем речь. Они пришли в ярость «и старались схватить» Иисуса...
Для тех, кому такой смысл не очевиден, прошу перечитать притчу.
А после того, как мы с вами уясним этот самый очевидный уровень смысла, давайте посмотрим, не откроет ли притча какие-то и другие интересные грани?
Виноградник – огромен.
Во всяком случае, на эту указывают слова построил башню[1]. Не во всех виноградниках были башни, но только в больших, и служили они для наблюдения (от воров) и для защиты самих виноградарей от холода и дождя.
То, что сказано о большом винограднике, намекает на то, что Иисус действительно под ним имеет в виду весь Израиль.
Чрезвычайная наглость арендаторов.
Это не просто злые и жестокие люди, а люди чрезвычайной наглости. Они не похоронили убитого сына, а «выбросили вон из виноградника». Оставить без погребения тело значит подвергнуть его бесчестию, отказать в последнем, самом законном праве человека...
Под сыном Иисус имеет в виду прежде всего Себя Самого.
В притче сказано, что хозяин послал «сына, любезного ему». На самом деле, Синодальный перевод дает не совсем верную форму. В оригинале, в отношении сына, употреблено слово «возлюбленного».
Этими словами назван Исаак (Быт. 22, 2) в рассказе о том, как Бог повелел ему принести в жертву единственного Сына. История о жертвоприношении Авраамом любимого сына безусловно перекликается с историей Самого Христа. Вспомним, что именно так к Сыну обращается Отец Небесный во время Преображения: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35).
Так что здесь, в притче, несомненно, под сыном Христос имеет в виду Себя.
…Комментаторов, да и всех внимательных читателей всегда удивляла наивность хозяина виноградника. Разве ему не понятно, что если злые арендаторы не пощадили его слуг, то убьют и сына? И разве Бог (а ведь хозяин виноградника в притче символизирует Бога) такой наивный?
В начале 1980-х годов вышло интересное исследование Клайна Снодграсса, в котором тот рассмотрел исторический фон, описанный в притче. На основании исследований дошедших до нас документов (разных документов о землевладении, о имущественных спорах и т.д.) становится очевидной вот какая картина: между арендаторами и хозяевами нередко вспыхивали конфликты, так как в древнем мире правами на землю фактически обладали те, кто ею пользовался. Легко представить себе ситуацию, в которой арендаторы нагло договорились присвоить себе землю и убивать всех, кто на нее посягает. В таком случае, узнав, что к ним едет сын настоящего хозяина, они могли вообразить, что прежний хозяин умер и его сын едет вступать в наследство. Как этого не допустить? Убить сына, помешать ему овладеть землей. Если их замысел удастся, они останутся полноправными ее хозяевами…
Учитывая это, а ученые соглашаются с выводами Снодграсса, в притче этой мы читаем, по сути, не о наивности хозяина, а о наглости арендаторов. Эти арендаторы просчитались. Иисус имеет в виду, что иудейские вожди, фактически устранившие Бога из жизни, заменившие Его Откровение своими заповедями и предписаниями, думают, что их план почти удался. Но их злые замыслы будут развенчаны, и они будут посрамлены самым жестоким образом.
Вот о чем говорит притча в самом непосредственном своем значении, рассказанная той публике, что окружала Иисуса.
Но естественно, что эту притчу мы можем применить не только к событиям древней истории, но и ко временам сегодняшним. И сегодня есть люди, фактически считающие себя хозяевами мира. Это сильные мира сего, политики, деятели культуры, искусства, истеблишмент общества. И эти люди навязывают свои представления обществу, скажем так, являются законодателями социокультурных тенденций и мнений. Уже сегодня во многих странах Запада высказаться об аборте как об убийстве, а о гомосексуализме как о извращении значит сразу навлечь на себя не только общественное порицание, но и поражение в правах. Постоянно читаешь в новостях, как то в одной, то в другой стране за «нетолерантные» высказывания был приговорен к штрафу или суду тот или иной пастор или член христианской общины.
Христианам как-то постепенно и методично отказывают в праве говорить о своих ценностях и мировоззренческих установках. Осуждаешь песни и пляски на амвоне храма, говоришь о безнравственном посыле в каких-то произведениях литературы, осуждаешь порнографию на телеэкране, и прочее, и прочее – мракобес и душитель культуры, ретроград и обскурант…
«В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей...
Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека»[2]. Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшие всего несколько дней назад, очень точно показывают вектор, в котором движется современное общество.
Но если такая динамика сохранится, то как же относиться к грозному предупреждению притчи, где сказано: Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Совершится ли это в рамках нашей истории, где злые вожди, узурпировавшие власть над душами людей, будут посрамлены и восторжествуют иные вожди, слушающиеся Бога? А, может быть, можно понимать это в эсхатологическом смысле? Как то, что злые вожди будут уничтожены и в Царствии Божием начнется новая история? Такая, где не будет лжи, греха, манипулирования чужим сознанием?..
И еще одно, очень важное, на что нужно обратить внимание. Увлекшись притчей, мы часто упускаем из виду последние слова Иисуса, которыми он завершает этот рассказ: Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Это слова из 117-го псалма. Парадоксально, но всего за несколько дней перед тем иудеи встречали Христа словами из этого псалма: Осанна!.. Благословен грядущий во имя Господне!.. А теперь Иисус использует другие слова из этого псалма, чтобы показать, что на самом деле Его Пришествия не ждут и Его воли не ищут… Христос сравнивает Себя с краеугольным камнем. Этот камень, чрезвычайно прочный, клали в основание угла или в центр арки и, по сути, им держалась вся стена или весь купол. Древним строителям нужно было быть очень внимательными, чтобы из множества отобрать такой камень, на котором будет держаться строение. В случае их ошибки (если камень был с внутренней трещиной, или из непрочного материала, или иным образом непригодный), то все строение могло рухнуть.
Ужас в том, как об этом говорит Христос, что иудеи строят без Него, что в их жизни нет для Него места!.. Одно дело – кричать и приветствовать, а другое дело – слушать и следовать за Ним. К Своим пришел, и Свои не приняли Его…
Как мы сказали, притча эта говорит не только о трагедии иудеев, не принявших Христа, но и вообще о трагедии людей, пытающихся строить мир без Бога. Однако и к ним относится это предупреждение: если вы строите без Бога, без Христа – ваше строение рухнет. Человеческая история (хотя бы недавнее советское прошлое) раз за разом доказывает библейскую аксиому: нельзя строить без Бога, иначе итог будет печальным…
Несмотря на это строят и строят эти инженеры человеческих душ и современной цивилизации мир без Бога. И, надо сказать, все у них вроде строится. Но не тот камень выбран, не тот, друзья, принят за краеугольный. Пусть пока еще стена стоит, но уже побежали во все стороны микротрещины, и в свое время все это рухнет и погребет под развалинами и их самих…
Виноградари, нанятые на работу в виноградник.
(Будем надеяться, что это добрые работники в винограднике)
Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010
[1] Хотя надо сказать, что эта притча имеет прообразом Ис. 5, 1-2. В таком случае возможно, что Христос просто использовал образ виноградника из книги Исаии, а, значит, деталям в описании виноградника (точило, башня, ограда и проч.) не надо усваивать какого-то особого смысла.
[2] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2255100.html