Золото Евангельской мудрости: Притчи. О сеятеле

Эта запись является частью серии записей Притчи Христовы
Золото Евангельской мудрости: Притчи
О сеятеле


Сегодня мы поговорим о самой простой и одновременно… самой сложной и загадочной притче из всех, что мы читаем в Евангелии…

Вспомним ее:

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте:
Вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. (Евангелие от Марка, 4-я глава)

Наверное, никакая другая притча за последние сто лет не подвергалась столь беспощадной критике, как Притча о сеятеле.

Почему сеятель так странно сеет? Никакой нормальный человек не будет бросать ценные семена на каменистую почву…
Почему ученики не поняли смысла притчи, что здесь вообще такого, что бы можно было не понять?
Почему Иисус так подробно комментирует притчу? Он никогда не растолковывает притчи, давая людям самим подумать над притчей и уяснить ее смысл… А тут и вообще непонятно: народ Иисус отсылает, как будто им все и так понятно, а вот некоторым людям и ученикам толкует притчу. Неужели ученики глупее остальных слушателей Иисуса, что им нужно растолковывать отдельно?


Все это, как и многие другие элементы, позволили некоторым ученым в 20-м веке сделать вывод: эта притча не принадлежит Самому Иисусу, а была создана в первохристианское время. Другие ученые говорили, что первая часть притчи все же принадлежит Иисусу, но вот вторая часть, со слов «Когда же остался без народа…», то есть истолкование притчи, придумано позже.

Однако сегодня большинство библеистов считает, что вся притча принадлежит Иисусу. Более внимательное изучение текста, символов, оборотов речи показало, что все в этой притче идентично слогу Самого Иисуса – именно Он произнес и первую, и вторую части притчи. Только вот оказалась она гораздо глубже, нежели представляли себе прежние поколения толкователей.

Но сначала, перед тем как мы перейдем к богословию притчи, два слова о сомнительном способе сева. Не правда ли, странно бросать зерно (которое стоит немалых денег) на каменистую почву?..
Изучение аграрной культуры Палестины показало, что там существовало два способа сева. Первый, когда землю сначала вспахивали и потом засевали, и второй, когда сначала бросали зерно, а потом уже эту землю вспахивали. Таким образом, вполне возможна та ситуация, что здесь описан сев до вспашки[1]. Сеятель не знает, на какую почву он бросает зерно, быть может, она каменистая, неплодоносная… Он пока просто сеет.

А теперь, наконец, о самом главном, о богословии притчи:

И начать надо с того, чтобы определить, что означают в этой притче:
А) семя (или зерно)
Б) и что – сеятель.

Эти образы, естественно, не придуманы Иисусом, Ветхий Завет знает конкретное толкование этих понятий.
Семя – означало Израиль. У Исаии мы читаем о том, что Израиль, который будет подрублен, будет страдать и погибать, восстановится благодаря святому семени: «Так святое семя будет корнем» (Ис. 7, 13). То же читаем у других ветхозаветных авторов.
Семя, или святое семя, – в их понимании, это малая часть народа, какая-то его крупица, по милости Божией выжившая даже в испытаниях. Из этого семени вырастет большое растение, это семя произведет великий урожай.
Но для того, чтобы семя проросло, его нужно посеять, верно? Кто же будет его сеять? Кто совершит это дивное умножение народа Израильского из крошечного остатка, зернышка? Конечно, Бог!
«Не бойся, ибо Я с тобою; от Востока приведу семя твое[2], и от Запада соберу тебя» (Ис. 43, 5);
«Обращу на них очи Мои во благо им, и возвращу в землю сию... и насажду, а не искореню» (Иер. 24, 6);
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скора» (Иер. 31, 27);
«И насажду их на земле сей твердо!» (Иер. 32, 41);
«Не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твоей из земли плена их; и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его» (Иер. 46, 27).
Здесь семя человеческое, семя скота, семя пшеницы и семя иных растений... Как для нас яйцо – очень емкий символ Пасхи[3], так и для иудеев семя было всеобъемлющим символом расцвета и преумножения их народа[4].

Я не буду умножать число примеров, их очень много. Практически у всех пророков мы читаем о том, что Сеятель – Бог посеет семя – народ Свой в Святой Земле, и он чрезвычайно разрастется и умножится.

Теперь представьте, когда Христос начал рассказывать притчу о сеятеле, как жадно впитывали ее окружающие и пытались разгадать.

А ломать голову было над чем. Согласно притче – сеяние началось, сеятель вышел сеять! То есть сбывается то, о чем предсказывали пророки. Кто оказывается сеятелем? Иисус!
Но вот ужас для слушателей! Оказывается, этот ожидаемый сев будет не однозначно удачным, как на то надеялись евреи. У пророков не найдем упоминаний о каких-либо неприятностях во время «священной посевной». А тут… Иисус просто революцию устраивает. Он говорит, что Бог в Его лице начал сеять, да еще и то, что многие семена погибнут или не дадут плода и засохнут…
Одно семя упало на каменистую почву, другое поклевали птицы (а птицы в Ветхом завете были синонимом язычников, или бесов). Получается, что Бог-то сеет, то есть ожидания и обещания как бы сбываются, но все происходит совсем не так, как того ожидали иудеи.

…Итак, повторю, что означает посев семени в притче Иисуса: исполнение пророчеств – совершение спасения для Израиля.
Эта притча о самом главном: Бог в лице Иисуса начал сеять, как это предсказывали пророки.
И теперь только от Его слушателей зависит, какое отношение будет это иметь к каждому из них: либо сев пройдет мимо них, спасение как бы обойдет их стороной, либо они его примут, оно в них прорастет и принесет обильный плод.

Но в таком случае встает вопрос о второй части притчи. Почему все Евангелисты, приводящие эту притчу, не забывают привести толкование, данное Иисусом; отметим, очень странное толкование: Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово…

При чем тут слово?.. А при том, что в Ветхом Завете слово означало деятельное, динамичное исполнение обещаний Божиих.
Прочитайте этот отрывок из пророка Исаии, и вам станет понятна взаимосвязь: Бог – семя – слово:
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис. 55, 10-13).

В этом отрывке есть все: и рассказ о замысле Божием, и указание на то, что замысел этот осуществится словом. И, наконец, тема прекрасных плодов, то есть, иными словами, опять же тема семени и его возрастания.

Сеется слово, как птенец из яйца, проклевывается спасение... Несмотря на тернии, которые силятся заглушить слово, оно действует и возрождает людей. В ком-то оно принесет преизобильные плоды: «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»… Как говорят специалисты, изучавшие иудейскую агрономику, даже самые большие цифры – это не фантастический урожай, но рекордный, реальный!

Притча, которую мы разбираем, исключительно важна! Об этом, кстати, говорят и слова Самого Иисуса: «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» Это – притча о притчах. Или, иначе говоря, притча, в которой, как в семени, как в зародыше, содержится вся Тайна веры. Это, кстати объясняет тот факт, что эту притчу привели все трое синоптиков: Марк, Матфей и Лука. Никак нельзя было ее опустить…

А как еще можно выразиться о притче, в которой четко сказано: ожидаемый долгие столетия и предсказанный пророками чудесный сев начался! И теперь от каждого слушателя зависит, как он примет слово Христа, или, что то же самое, – реальность Спасения. Либо сатана (не без участия самих людей, дающих ему возможность так поступать) похитит эти драгоценные семена и они не прорастут в человеке… Либо они услышат слово Христа и устремятся за Ним, но последующие скорбные обстоятельства их отвратят от веры… Есть и те, которые услышат слово, однако «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» заглушат в них слово. Впрочем, будут и те, кто принесет великий плод. Кто обратится ко Христу, и в ком это обращение произведет реальное преображение.

Иисус ставит вопрос ребром: та история, которую ждут иудеи, – их вымысел. Вот сейчас, именно сейчас! возвещается другой сюжет истории, и Он – Иисус – главное действующее лицо этого сценария. Не происхождение, не национальность – твой козырь, то, что тебя спасет и спасет как бы помимо твоих личных усилий, а то, как ты отнесешься к возвещаемому Иисусом слову! Потому, что слово это – есть слово Спасения… То, что возвещает Христос, и есть долгожданное Спасение!

Вот центральный пункт этой притчи.

Он настолько радикален, что мысль эту нужно высказывать завуалированно, непрозрачно. Она и на самом деле высказана не совсем понятно. К думающим людям Иисус обращает слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Это выражение означает, что нужно быть внимательным, чтобы уловить то важное, что Иисус хочет им сообщить.
Но не все люди умны и адекватны в своем поведении. Кое-кто может сделать неправильные выводы из притчи и это спровоцирует нестроения, восстания, которые могут плохо окончиться. Именно поэтому Христос говорит Апостолам и такие слова: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи…»
Этот загадочный пассаж, совершенно непонятный в Синодальном переводе, правильнее перевести так: «Вам – дана тайна Царствия Божия, тем же, которые вне – все дается в притчах. Чтобы смотрящие – смотрели и не увидели, слышащие – слышали и не понимали; чтобы не обратились они и было прощено им[5]».

Наш привычный, Синодальный, перевод затемняет смысл, тогда как из точного перевода явственно следует, что Христос намеренно не говорит массе, толпе, окружающей Его, прямую Истину, чтобы не спровоцировать людей (особенно иудейскую верхушку) на неадекватные действия. Помните, в притче о наглых виноградарях, которую мы разбирали в прошлый раз, сказано, что Христа хотели схватить. Когда все поизносится слишком откровенно, многие могут действовать слишком поспешно и резко. А для этого еще не время… Христос рассказывает притчу, чтобы ее запомнили, чтобы ее пересказывали и она была… миной замедленного действия. Чтобы не сейчас, а позже, когда Он совершит искупительную Смерть и Воскресение, когда пружина Истории начнет стремительно распрямляться, люди вспомнили все это и им открылась истина.
Как в детективном романе многие части кажутся бессмысленными, пока не произойдет кульминация, когда не будет сказано: кто есть кто, и все это не осветит все элементы повествования и все не станет до шока поразительно очевидным, так и здесь… Христос не хочет, чтобы люди в своей массе сразу поняли притчу.
Поэтому притча как бы и понятна, и одновременно непонятна.

Несколько дополнительных мыслей вдогонку:

Много, много путей к погибели, и многие люди последуют этими путями! Будут погибшие! Мы не говорим сейчас о том, кто спасется, а кто нет – это дело Божие, но несомненна мысль притчи – Бог сеет во всех людях, семена спасения, энергия иной жизни дана всем. Но именно от человека зависит, даст он прорасти этому доброму семени – или подавит его сорняками, даст склевать птицам и т.д. Это от человека зависит и он о своем свободном решении в этом вопросе будет давать отчет Богу.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о судьбе погибших зерен, подмечает еще одну тонкую грань: «Пусть дьявол и хищничает; но от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена и засыхают, то не зной бывает причиной этого, – не сказано, ведь, что посохли от зноя, но: как не имели корня. Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Можно, если захочешь, не допустить этого негодного растения и богатство употребить, как должно. Потому Христос не сказал: век, но: забота века; не сказал: богатство, но: обольщение богатства (Мф. 13, 22). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами».

Также обратим внимание и на невиданный урожай, который будет собран, несмотря на то, что многие зерна погибнут. Несмотря на неуспех в частностях, вообще замысел Божий восторжествует. Это дает всем нам, христианам, понять, что дело Божие, несмотря, как я уже сказал, на разные проблемы распространения вести о Спасении, не только не бессмысленно, но «обречено на успех».
Это хорошо бы нам вспоминать, когда руки опускаются от того количества зла, которое мы видим вокруг... Несмотря на то, что ростков добра так мало и они такие жалкие, все это, с помощью Божией, приведет к победе Его замыслов.

Впрочем, поговорить здесь можно было бы о многом… Основной вектор толкования притчи я показал, теперь вы можете двигаться самостоятельно, нанизывая бисеринки смыслов и толкований на ожерелье этой великолепной притчи. У святых отцов и богословов можно найти немало глубоких мыслей о семени, сеятеле, почве нашей души и проч.

А закончить комментарий на притчу мне хотелось бы словами блаженного Августина, обращавшегося к своей пастве так:
Взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам.
Я вопиял: Меняйтесь, пока есть возможность. Вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник!
Не имейте грубого сердца – в нем быстро угаснет Божие Слово!
Не будьте мягкой почвой – в ней корень любви непрочен!
Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом (блаж. Августин имел в виду свой пастырский труд. – прот. К.П.)!
Ведь сеет Господь, а мы – работники Его.
Будьте доброй почвой!

...................................................

[1] Несмотря на то, что доказано, что существовал такой способ сева, когда сев предшествовал вспашке, некоторые серьезные специалисты доказывают, что Иисус говорит об абсурдном в то время способе сева, что описанная Им картина противоречит палестинской культуре. Что ж из этого? Если они и правы, может быть, Христос специально приводил такой невероятный способ сева, чтобы спровоцировать слушателей, чтобы показать им, что Бог пускается на невероятные и неожиданные поступки, что мы, люди, не можем прогнозировать и предугадывать Его планов и способа действий?
[2] В Синодальном переводе «племя твое», но в оригинале семя.
[3] О символике пасхальных яств можно почитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/otvety_svyaschennika_na_voprosy_5-all.shtml
[4] Та же мысль, например, у пророка Иезекииля иллюстрируется образом не семени, а отростка дерева:
Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.
На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.
И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю (Иезек. 17, 22-24)

И далее:
А вы, горы Израилевы, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю; ибо они скоро придут.
Ибо вот, Я к вам обращусь, и вы будете возделываемы и засеваемы.
И поселю на вас множество людей, весь дом Израилев, весь, и заселены будут города и застроены развалины.
И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь.
И приведу на вас людей, народ Мой, Израиля, и они будут владеть тобою, земля! и ты будешь наследием их и не будешь более делать их бездетными (Иезек. 36, 8-12).
[5] Последнюю фразу надо пояснить. В Синодальном: да не обратятся, и прощены будут им грехи. В предлагаемом мною: чтобы не обратились они и было прощено им.
Смысл в том, что Христос не желает, чтобы люди сейчас увлеклись его проповедью и спровоцировали восстание, или какие-то иные действия, которые повлекут со стороны Рима репрессии. Пока рано! Пока еще не совершено все, что должно быть совершено, то есть не было Искупительной Смерти и Воскресения. Пока люди уразуметь полноту Истины не могут и в несвоевременной ревности могут, как говориться, «наломать дров». Кстати, слов о грехах в оригинале нет, это придумали наши переводчики.

В качестве приложения к нашему очерку предлагаю замечательную подборку фотографий, на которых можно познакомиться (или освежить в памяти тем, кто там бывал) с типами палестинской земли.
Фото: Марины Смирновой. 12 июня исполняется годовщина со дня ее гибели:
https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=431

сеятель1.JPG
Иное упало на каменистое место, где немного было земли...

сеятель2.JPG
...

сеятель3.JPG
Вид на Галилейскую долину с горы Арбель.

сеятель4.JPG
Поля Галилеи

сеятель5.JPG
Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

сеятель6.JPG
Вид с горы Фавор.

сеятель7.JPG
Там же...

сеятель8.JPG
Там же...

сеятель9.JPG
На берегу Иордана в местечке Кесария.

сеятель10.JPG
Там же...

сеятель11.JPG
На берегу Галилейского озера.

сеятель12.JPG
Берега Иордана.

сеятель13.JPG
Очаровательный ослик как бонус:)

Комментарии

Спаси Вас Господь!
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Иоан.1:1
Бог послал людям Своего Сына - живое Слово.
Сеятель - Бог, Христос сеет Слово и оно дает или не дает плоды. Человек не принимающий Христа - поле каменистое, принимающий - плодородное, грешащий - дает дьяволу украсть у человека Слово, а выросшие тернии так заглушают все в человеке, что он перестает видеть, слышать и разуметь.
Мне кажется, нам проще понять то, что сказал Спаситель, чем тем несчастным евреям.
Фотографии - замечательные.
 
Большое спасибо за статью о.Константин, фото очень понравились, а бонус - такой трогательный и милый!!! отдельное спасибо за бонус в лице малыша-ослика)))!!! С уважением
 
О. Константин, спасибо огромное за разъяснения! Вы нас, как слепых котят, ведете к свету! Это так важно и нужно!

Слава Богу за все!
 
Потому Христос не сказал: век, но: забота века; не сказал: богатство, но: обольщение богатства (Мф. 13, 22). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами».
Христос свидетельствует о веке сём - что дела его злы. Апостол Павел прямо говорит что Христос Себя отдал чтобы избавить нас от сего лукавого века.
Но как бы не проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь...
 
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о судьбе погибших зерен, подмечает еще одну тонкую грань: «Пусть дьявол и хищничает; но от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена и засыхают, то не зной бывает причиной этого, – не сказано, ведь, что посохли от зноя, но: как не имели корня. Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Можно, если захочешь, не допустить этого негодного растения и богатство употребить, как должно. Потому Христос не сказал: век, но: забота века; не сказал: богатство, но: обольщение богатства (Мф. 13, 22). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами».

Господи,помоги всем нам в борьбе с нашей испорченной волей. Спасибо,о.Константин.
Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоей Марины, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
 
Спасибо вам большое, о. Константин, за такое замечательное толкование! эта притча всегда привлекала мое внимание и поражала: все-таки у нее обличительный пафос. в статье отличный язык: аргументы и объяснения так выражены, что сразу многое стало понятно. меня, например, все время занимал вопрос: почему Христос не растолковал народу эту притчу народу, почему Он поступил с ними так не справедливо, не разъяснив им, лишив их возможности понять... а вы так замечательно объяснили, спасиБо!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
23.723
Комментарии
9
Последнее обновление
Сверху