Ложь, лукавство и полуправда (полуложь)

Их сходство и различие. Могут ли они быть во благо

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

«Ложь заключает двери к молитве … Лукавство заключает двери к молитве» (1:451,452 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 3, с. 104).

Глава 1. ЛОЖЬ, ЛУКАВСТВО И ПОЛУПРАВДА (ПОЛУЛОЖЬ).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

§1. Ложь
и лукавство нередко встречаются в различных областях жизни человека и сферах его деятельности. И многие из нас, наверное, неоднократно сталкивались с различными их проявлениями и последствиями. Святитель Тихон Задонский говорит, что «лукавство и ложь от диавола … Лукавство и ложь более всего приносит вред обществу» [1] и «через лукавство обесчестился и погиб человек» [2]. Святитель также приводит различные типы лжи: «Видим, что различна ложь в мире бывает. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены, но иначе есть. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, что не видел и не слышал; или не говорит того, что видел и слышал: и черное называет белым, и горькое сладким ... Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшего его, но лениво работает, или совсем не работает. Лжет должник, который берет деньги от заимодавца, и обещается ему отдать, но не отдает ... Лжет пастырь, который обещает и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет, или нерадиво пасет, и прочая» [3] (1:451 со ссылкой на: «Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 4, с. 176»).

Ложь, лукавство и однокоренные с ними слова встречаются в Библии 339 раз [4]. Рассмотрим значение этих важных терминов. В начале, для примера, представим сведения о них из различных словарей.

Толковый словарь русского языка: «Ложь. Неправда, намеренное искажение истины» (2:86. См. «Ложь»).

Церковно-славянский словарь: «Ложъ = ложный, ненадежный. Ложъ конь во спасенiе…» (Пс. 32:17) — не надеженъ конь для спасенiя…» (3:287. См. «Лóжъ»).

Философский словарь: «Ложь — искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная ложь является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная ложь совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты…» (И.Е. Задорожнюк) (4:295. См. «Ложь»).

Религиозно-философский словарь: «Ложь — намеренно недобросовестное искажение истины, далекое от честного выражения сомнения; “в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине” (Вл. Соловьев). В логике ложный вывод … В этике есть проблема “лжи необходимой”, нравственной позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, “человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли”. Но по большому счету религиозный человек лжецом быть не может: ложь противорелигиозна … “…Когда человек лжет, то он лжет: или Богу о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и другим о других в их божественном измерении” (И. Ильин)» (5:105,106. См. «Ложь»).

Юридический словарь: «Ложь — намеренное искажение действительности» (6).

Библейская энциклопедия: «Ложь — сознательное искажение истины, призванное ввести кого-либо в заблуждение. Мотивы лжи могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Ложь может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидетельство, клевета» (7. См. «Ложь»).

«Лукавство — хитрость, коварство» (2:96. См. «Лукавство»).

«Лукавый — злой, коварный; название диавола» (3:288. См. «Лукавый»).

«Лукавство — вид лжи и выражение неверия, противление добру и истине, выражающееся в том, что хорошему приписывается худое, добру предъявляется обвинение во зле…» (5:106. См. «Лукавство»).

С учётом приведённых значений терминов «ложь» и «лукавство», с целью уточнения их содержания (объёма содержания и его сути), представим следующие предварительные определения.

Ложь — это прямое искажение правды (истины), т.е. когда придумывают то, чего не было.

Лукавство — это косвенное искажение правды о чём-либо, путём частичного или полного сокрытия (утаивания) информации об этом.

Таким образом, общим во лжи и лукавстве является предоставление кому-либо искажённой информации (т.е. информации, не соответствующей действительности). Различие заключается в том, что в случае лжи — искажение информации происходит путём придумывания того, чего не было, а в случае лукавства, наоборот, — путём частичного или полного сокрытия информации о том, что было. При этом сознательное (намеренное) предоставление искажённой информации (сознательная ложь) является одним из типов (вариантов) лжи, и влечёт за собой виновность за это в юридическом, морально-нравственном и духовном аспектах. Несознательное — является другим типом лжи — заблуждением или непреднамеренной ложью, «невинной ложью».

§2.
Для пояснения содержания термина «лукавство», приведём конкретные примеры его использования в различных ситуациях.

● Из Ветхозаветной части Библии известно, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12:17), которая была взята в дом фараона за ее красоту (Быт. 12:14,15). При этом фараон не знал, что Сара имеет мужа (Быт. 12:18,19) [5], так как был введен в заблуждение хитростью Аврама, специально сокрывшего этот факт для собственной защиты и безопасности (Быт. 12:11-13) [6]. Аналогичный случай произошёл и с Авимелехом, который, как и фараон, не знал, что Сарра — жена Авраама [7] (Быт. 20:2), поскольку также был введен в заблуждение Авраамом, сокрывшим своё семейное положение (Быт. 20:9-13) [8].

Здесь, с одной стороны, Аврам (Авраам), говоря, что Сара (Сарра) являлась его сестрой — говорил правду (поскольку она являлась его сводной сестрой). Однако, с другой стороны, он при этом сознательно скрыл — для собственной защиты и безопасности, — часть важной информации — что она являлась и его женой (Быт. 11:29; 20:11-13).

● В известном литературном произведении Аркадия Гайдара: «Чук и Гек» рассказывается о приключениях двух братьев — Чука и Гека, — произошедших по причине потери ими, в результате баловства, телеграммы от своего отца. Братья «знали, что попадет им от матери обоим. Но так как Чук был на целый год старше Гека, то, опасаясь, как бы ему не попало больше, он предложил ничего не говорить матери. — Врать нельзя, — вздохнул Гек. — Мама за вранье всегда еще хуже сердится. — А мы не будем врать! — радостно воскликнул Чук. — Если она спросит, где телеграмма, — мы скажем. Если же не спросит, то зачем нам вперед выскакивать? Мы не выскочки. — Ладно, — согласился Гек. — Если врать не надо, то так и сделаем. Это ты хорошо, Чук, придумал … А про телеграмму мать ничего не знала, поэтому, конечно, ничего не спросила».

Здесь, братья, с одной стороны, не лгали своей матери, — поскольку она не спрашивала их о телеграмме. Однако, с другой стороны, — они сознательно утаили от неё информацию о получении этой телеграммы.

● Муж поздно пришёл домой. Жена спрашивает его: — Где ты был? — У друга дома — отвечает муж. И, действительно, — муж был у друга дома. Но только самого друга при этом не было. А муж был там со своей любовницей.

Здесь, с одной стороны, муж не лгал своей жене, поскольку она спросила: — Где ты был, а не с кем ты был? Однако, с другой стороны, муж сознательно скрыл от жены, с кем он был у своего друга [9].

Таким образом, ложь и лукавство являются различными видами искажения информации, и имеют свои выраженные особенности и отличия. В связи с этим, данные понятия целесообразно различать и не смешивать между собой.

§3. Ложь
и лукавство, в свою очередь, следует отличать от полуправды (полулжи), — представляющей собой ещё один вид искажения информации, при котором о чём-либо говорится одновременно и часть правды, и часть лжи. Таким образом, здесь одновременно присутствуют и ложь, и лукавство (как сокрытие части правды). Примером этого может служить соблазнение дьяволом Евы (Быт. 3:1-6). Здесь правда заключалась в том, что прародители, в соответствии с Быт. 3:22, стали знать добро и зло [10]. Ложь же заключалась в словах, что они при этом не умрут (Быт. 3:4).

Лживость данных слов дьявола следует из того, что, нарушив заповедь в раю (Быт. 2:17) [11], прародители подверглись соответствующему наказанию. В частности, их тела стали смертными, а души лишились благодати Божьей, то есть подверглись смерти духовной. В Новом Завете о связи греха со смертью сказано: «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15); «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12); «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский пишет: «Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертию умрешь (Быт. 2:17)» (цит. по 12:50,251).

В Пространном Христианском катехизисе сказано: «Вопрос. Какая смерть произошла от греха Адамова? Ответ. Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнью» (13:34).

Иначе говоря, дьявол, прикинувшись доброжелателем и используя свое хитрое и коварное изобретение, подтолкнул прародителей на путь греха и смерти. В данном случае, — как отмечает протоиерей Николай Иванов, — «человекоубийца притворяется человеколюбцем» (14:228).

ГЛАВА 2. МОГУТ ЛИ ЛОЖЬ, ЛУКАВСТВО И ПОЛУПРАВДА БЫТЬ ВО БЛАГО.

Рассмотрим теперь вопрос: может ли ложь, лукавство и полуправда быть во благо (во спасение), или можно ли с их помощью совершать праведные поступки.

§1.
В начале отметим, что ложь, лукавство и полуправда по библейскому и святоотеческому учению связаны с дьяволом. Иисус Христос учит, что дьявол «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (8:44). Святые апостолы наставляют: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8). По словам пророка Соломона «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24). Святитель Тихон Задонский утверждает, что «лукавство и ложь от диавола» (1:453 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 2, с. 185). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «диавол так делает, что, будучи врагом, принимает вид друга и, будучи тьмою, представляется светом» (8. См. п. 3).

Святые отцы о порождении дьяволом греха, в частности, повествуют: «…Дьявол… был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока… Он (грех — П.Д.) — изобретение свободной дьявольской воли» (святой Иоанн Дамаскин) (10:182,325); «Грех — злой плод злого семени диавола ... грех и беззаконие не Его (Бога — П.Д.), но диавольское изобретение и дело есть ... начальник и изобретатель его (греха — П.Д.) есть диавол» (святитель Тихон Задонский) (цит. по 1:237,260); «Грех есть истое духовное прелюбодейство души человеческой с диаволом: человек подставляет ему сердце свое, и враг, соединяясь с душою, изливает свое семя в сердце человека — яд греха...» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) (11:163,164).

Выше, из Библии был приведён пример использования полуправды при соблазнении дьяволом Евы (Быт. 3:1-6), последствием чего стало широкое распространение греха и зла в мире. По словам святого апостола Иоанна: «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19).

Таким образом, ложь, лукавство и полуправда, — представляющие собой различные виды искажения информации (неправды), — являются порождением дьявола. И те, кто использует их — совершает грех и действует по его наущению. Ибо «всякая неправда есть грех» (1Ин. 5:17) и «не может быть у Бога неправда» (Иов. 34:10). И вообще, «неправда причиняет смерть» (Прем.1:15). О беззаконном человеке говорится: «слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро» (Пс. 35:4). Одним из примеров греха, содержащего в себе, в общем случае, и ложь, и лукавство, и полуправду, является лесть [12].

С этой точки зрения, ложь, лукавство и полуправда не могут быть во благо (во спасение), поскольку грех не спасает, а, наоборот, уводит от спасения. Ведь нельзя же войти на Небо по лестнице, сложенной из грехов и их последствий!

Протоиерей Георгий Блатинский, в своём комментарии «Ложная правда», говорит: «Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи — дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то — это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль … Думаю, что не сказать — это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай» (20).

Приведём и другие аналогичные мнения [жирным шрифтом в начале приводится автор, затем — название (основная мысль) его комментария (мнения), далее — текст комментария].

● Протоиерей Игорь Пчелинцев: «Истлевшие лохмотья глянцевой лжи. Я понимаю, что люди, употребляющие выражение “ложь во спасение”, чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение “отцу лжи и главному лжецу”.

Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально … И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.

При этом “ложь во избавление” — это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех…» (21).

● Священник Евгений Лихота: «Нельзя врать Богу. Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.

Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения» … Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи» (22).

● Иеромонах Никон (Бачманов): «Ложь — то, чего нет. Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь — это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т.к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь — это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1Ин 5:17) … Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, — нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный — нет! “Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь”» (святитель Феофан Затворник) (25).

§2. Вместе с этим, рассмотрим и другие точки зрения на «ложь во благо» или «ложь во спасение» [жирным шрифтом в начале приводится автор, затем — название (основная мысль) его комментария (мнения), далее — текст комментария].

Протоиерей Максим Кравченко: «Возможна ли ложь во благо. Ложь во благо для нас с вами допустима тогда, когда она ведет к спасению, а не к погибели; когда она не ведет ко греху; когда мы, утаивая некую информацию, передавая беседу умышленно неправильно (то есть как бы внешне мы при этом лжем), тем самым достигаем добрых целей» (15). При этом, с ссылкой на Патерик, приводится «замечательный пример на эту тему: как один молодой ученик примирил двух старцев-отшельников, которые сильно поругались и были настолько озлоблены, что не хотели ни слышать, ни молиться друг о друге, ни общаться друг с другом» (15).

Суть метода этого примирения заключалась в том, что ученик — послушник одного из старцев, — приходя то к одному, то к другому отшельнику, рассказывал ему, будто бы другой отшельник очень хорошо отзывался о нём, хвалил его и просил передать поклон, хотя этого не было. При этом «спустя какое-то время эта ложь во спасение привела к спасению. Встретившись, эти старцы облобызали друг друга … И потом оба старца, естественно, уже примирившись … похвалили своего благоразумного ученика» (15).

● Протоиерей Георгий Горбачук: «Всегда ли спасительна правда? Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь — это грех, следовательно, она не может быть спасительна. Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?

Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому ... Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда — прямой путь в ад и она не может быть спасительна.

А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду. Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.

В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для “проработки” (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.

Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке…

Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима» (16).

● Протоиерей Александр Сорокин: «Определить наименьшее зло. Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом “лгать или не лгать» и при этом в пользу “лгать” нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора “наименьшего зла”. Мы-то знаем, что в принципе, лгать — плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов (“не лгать”) оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации “наименьшее зло” …

Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь “в свою пользу” запретна, и прежде всего потому, что чаще всего “применяется”, чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю — иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если “ложь во спасение” и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, “замыливающим” глаз между любовью к ближним и неким “благом” по собственному разумению» (17).

Таким образом, здесь «ложь во благо», — представляя собой грех, — целесообразна, когда является меньшим злом из возможных вариантов.

По вопросу выбора из двух зол приведём совет Иоанна Лествичника: «При сравнении зол, должно избирать легчайшее. Например, часто случается, что когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия; мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа, и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая…» (18:192. Слово 26, глл. 69,70).

Также по данному вопросу представим мнение толкователя Евангелия Е.И. Гладкова: «Если я, спасая ближнего, подвергаю свою жизнь опасности, то, конечно не преследую никаких лично своих целей, а всецело отдаюсь служению ближнему; если я, действуя таким образом, спас жизнь подвергшегося нападению, спас и душу злого от страшного греха, то эти добрые дела не искупят ли мой невольный грех, убийство злого? Ведь я был поставлен, помимо своей воли, в печальную необходимость выбирать одно из двух: или допустить убийство невинного и гибель души злого и за то принять на свою душу двойной грех, или же отвратить зло и грех злого, рискуя самому совершить зло. Третьего исхода нет, если не считать бесцельного, по совету толстовцев, подставления самого себя под нож разбойника. А потому, если я был поставлен в необходимость выбирать из двух зол и выбрал меньшее, совершив притом же два добрых дела, то полагаю, что вынужденный грех мой будет мне прощен, что на весах божественного правосудия свершенный мной с самоотвержением подвиг спасения ближнего перевесил мой грех и, во всяком случае, я буду менее виноват, чем если допущу совершиться злейшему преступлению» (19:237-240).

● Священник Александр Рябков: «С какой целью произнесена неправда? Сказанная один раз неправда — это еще не сама ложь … Ложь — это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать — с какой целью произнесена неправда?

Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.

Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать…» (23).

● Архимандрит Алексий (Шинкевич): «Промолчать ради любви. К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была … Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).

Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр. 17:9)» (24).

Протоиерей Максим Кравченко: «Возможна ли ложь во благо. Вопрос: А если ты исповедался, то ты должен объяснять тем, кому привирал до этого, что говорил неправду? Как выходить людям из этого положения?

Ответ: Иногда не надо этого делать, лучше промолчать, чтобы не испортить отношений, — это как раз будет образцом такого поведения, как ложь во спасение. Потому что бывает, что люди живут счастливо, а потом в порыве покаяния супруга признается мужу, что когда-то она ему изменила. Она уже давно омыла свой грех слезами, но в какой-то момент ей в голову стукнуло это сказать, и супруг потерял покой, и семья развалилась. Хотя, казалось бы, не только дети, но и внуки взрослые, но человека это так задело, так обидело! Поэтому в таких случаях лучше умолчать. Это, мне кажется, будет ложью ради сохранения спокойствия другого человека и даже, может быть, ради спасения семьи. Это был твой грех, ты в нем покаялся, молчи дальше. Это тоже может быть примером» (15).

Таким образом, протоиерей Максим Кравченко также придерживается мнения, который образно можно выразить в следующем виде: во имя любви, не нужно духовный камень, отягощающий твою душу, переносить от себя на другого человека. И как тут не вспомнить известную фразу, произносимую на свадебных церемониях за рубежом, и нередко приводимую в различных фильмах и прочих СМИ: «Если кто-то из собравшихся здесь знает причину, по которой этот мужчина и эта женщина не могут сочетаться законным браком, пусть скажет сейчас или не говорит никогда».

Аналогичных примеров (реальных и вымышленных), когда придумывается то, чего не было, и утаивается то, что произошло, или, когда искажение кем-либо правды, — путём лжи, лукавства и полуправды, — делается бескорыстно и для блага других (а не себе на пользу), можно привести множество. В качестве ещё одного примера приведём слова святителя Иоанна Златоуста: «Видя убегающего от разбойников человека и спрятав его или указав ему путь, разве ты скажешь правду, где этот человек, когда к тебе подбегут разбойники? Чтобы спасти душу и тело этого несчастного, разве ты не укажешь разбойникам другой путь или скажешь, что не видел здесь никакого человека?» (цит. по 15).

§3. Таким образом, получается, как бы противоречие: с одной стороны, ложь, лукавство и полуправда, — как порождение дьявола, — не могут быть во благо (во спасение). С другой стороны, — они могут использоваться для добрых дел, и являться благом.

Однако здесь нет противоречия по сути вопроса. Несоответствие, в данном случае, обусловлено терминологическими аспектами. Для устранения этого необходимо изменить определения рассматриваемых терминов. Более конкретно — сократить объём понятий, фиксируемых данными терминами [13] путём введения дополнительных ограничений.

Действительно, ведь, например, в случае лжи, отец которой — дьявол, всегда имеют место корысть (злой умысел) — в отношении субъекта лжи (т.е. от кого исходит ложь), и отрицательные последствия (ущерб) — в отношении объекта лжи (т.е. для кого она предназначена). Аналогичное происходит и в случае лукавства и полуправды. Поэтому, ложь, лукавство и полуправда, — как виды искажения правды, сделанного со злым умыслом, — являются порождением дьявола, несущим зло. Справедливо и обратное: ложь, лукавство и полуправда, — как порождение дьявола, — обязательно несут зло.

С учётом сказанного, представим теперь определения терминов ложь, лукавство, полуправда в следующем виде.

Ложь — это сознательное и корыстное искажение правды путём придумывания чего не было (т.е. придумывание не соответствующих действительности аспектов: предметов, свойств, событий и пр.), с целью извлечения (получения) личной выгоды (материальной и/или моральной) от объекта лжи (отдельного человека или группы людей, для которых эта ложь предназначена), за счёт нанесения ему ущерба (материального и/или морального).

Например, ложью будут являться действия продавца, который сознательно выдаёт плохой товар за хороший, придумывая ему несуществующие свойства, с целью наживы за счёт покупателя, переплачивающего за этот товар.

Лукавство — это сознательное и корыстное искажение правды, путём частичного или полного сокрытия (утаивания) информации о чём-либо, с целью извлечения (получения) личной выгоды (материальной и/или моральной) от объекта лукавства (отдельного человека или группы людей, для которых это лукавство предназначено), за счёт нанесения ему ущерба (материального и/или морального).

Например, лукавством будут являться действия продавца, который сознательно скрывает плохие качества товара, с целью наживы за счёт покупателя, переплачивающего за этот товар.

Полуправда — это сознательное и корыстное искажение правды, при котором о чём-либо говорится одновременно и часть правды, и часть лжи, с целью извлечения (получения) личной выгоды (материальной и/или моральной) от объекта полуправды (отдельного человека или группы людей, для которых эта полуправда предназначена), за счёт нанесения ему ущерба (материального и/или морального).

Например, полуправдой будут являться действия продавца, который, с одной стороны, описывает имеющиеся у товара хорошие качества (правда), а с другой — добавляет этому товару и несвойственные ему качества (ложь). При этом обычно имеет место и сокрытие (преуменьшение) недостатков товара (лукавство).

С данной точки зрения, виды искажения правды, не имеющие корыстного (злого) умысла, а, наоборот, направленные на благо кому-либо, не будут являться порождением дьявола — ложью, лукавством, полуправдой. Это, в свою очередь, примиряет представленные выше тематические цитаты.

Таким образом, можно выделить следующие виды сознательного искажения правды:

● когда искажение делается корыстно (со злым умыслом) — во вред (ложь, лукавство, полуправда);

● когда искажение делается с добрыми намерениями (путём придумывания чего не было и/или путём частичного или полного сокрытия информации о чём-либо) — во благо.



ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит-издат, 2003.

2. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х тт. — Т. 2. — М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1938.

3. Полный церковно-славянский словарь. Сост. Дьяченко Г., прот. Репринтное воспроизведение издания 1900 г. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

4. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. Перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.

5. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. — М., Истина и жизнь. 1998. — 254 с.

6. Юридический словарь. // Сайт «Словари и энциклопедии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.endic.ru/legal/Lozh-9524.html, свободный. — Загл. с экрана.

7. Библейская энциклопедия Брокгауза. // Сайт «Азбука.Ру». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/2409, свободный. — Загл. с экрана.

8. Симеон Новый Богослов, преп. Слово тринадцатое. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/13, свободный.

9. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия).

10. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.

11. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник // Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.

12. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.

13. Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. — Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.

14. Иванов Н., прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги БЫТИЯ (Гл. 1-5). — 2-е изд. — Клин: Христианская Жизнь, 1999.

15. Актуальный комментарий. Возможна ли ложь во благо. Комментирует протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. 25.01.2018. // Православный телеканал «Союз». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tv-soyuz.ru/peredachi/aktualnyy-kommentariy-25-01-2018, свободный.

16. Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот. Всегда ли спасительна правда? 01.01.2008. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

17. Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург. Определить «наименьшее зло». 01.01.2008. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

18. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — 1998. Печатается по 7-му изд. 1908 г. Козельской Введенской Оптиной Пустыни с переводом текста в современную орфографию.

19. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2002. Репринтное издание.

20. Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат. Ложная правда. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

21. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород. Истлевшие лохмотья глянцевой лжи. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

22. Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест. Нельзя врать Богу. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

23. Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург. С какой целью произнесена неправда? // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

24. Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск. Промолчать ради любви. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.

25. Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь. Ложь — то, чего нет. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.



__________________________________________



[1] 1:453 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 2, с. 185.

[2] 1:452 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 5, с

[3] Текст приведён в современной орфографии.

[4] В канонических книгах Библии слово ложь и однокоренные с ней слова используются 212 раз, слово лукавство и однокоренные с ним слова — 68 раз; в неканонических, соответственно, — 36 раз и — 23 раза.

[5] «И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди» (Быт. 12:18,19).

[6] «Когда же он (Аврам — П.Д.) приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11-13).

[7] «И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру (Быт. 20:2).

[8] «И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой» (Быт. 20:9-13).

[9] Насколько известно автору (П.Д.), в юриспруденции, по крайней мере одной из стран, в определение лжи включено и сокрытие информации от тех, кто по своему статусу имеет право на знание этой информации. С этой точке зрения, данный случай будет являться ложью.

[10] «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт 3:22).

[11] «…а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).

[12] «Лесть — угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-нибудь или чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями» (2:50. См. «Лесть»). Ярким примером лести и её сути может являться известная басня И. А. Крылова «Ворона и лисица», в которой, в частности, сказано: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок».

[13] «Термин — однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.п…» (4:565. См. «Термин»).

Комментарии

О
Очень позновательно и интересно читать Ваш Блог. Спасибо Вам огромное человеческое
 
О
Да, мне тоже всегда интересно читать такие вот познавательные блоги. Я сам не самый религиозный человек и не очень хорошо во всем этом разбираюсь. Но я столяр-плотник, работаю в компании которая изготовляет и устанавливает межкомнатные двери профиль дорс и вот в последнее время я стал чаще задумывать о вере и о Боге. Интересуюсь всем что связано с этим
 
Я совсем недавно задумалась о том, что такое сарказм. Оказалось, что я часто подразумевая одно говорю противоположное в преувеличенной форме, что потешает родных и им весело. Но получается в душе я держусь одной позиции, а вслух говорю совсем другое (и никогда об этом не задумывалась) Я всегда считала, ну ведь все понимают о чём идёт речь...сама себя обманывала ?! Мф. 12:36,37 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».
 

Информация о записи

Автор
Пётр Д.
Просмотры
7.121
Комментарии
3
Последнее обновление
Сверху