Об отношении рода человеческого к первородному греху
в христианском богословии. Часть 1
Содержание
Часть 1
Глава 1. О состоянии Адама и Евы
до и после их грехопадения
1.1. О физическом состоянии прародителей до их грехопадения
1.2. О духовном состоянии прародителей до их грехопадения
1.3. О физическом и духовном состоянии прародителей
после их грехопадения
Глава 2. Об отношении рода человеческого
к первородному греху в христианском богословии
Часть 2
2.1. Первая точка зрения: потомки Адама и Евы не имеют
личной вины за совершение первородного греха
2.1.1. Варианты первой точки зрения
2.2. Вторая точка зрения: все потомки Адама и Евы лично виновны
в совершении первородного греха
Часть 3
Глава 3. О Крещении
Общие выводы
Цитируемая литература
«Под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они через этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние их природы, с которым и в котором мы рождаемся» (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский) (4:494,495).
«Правда Божия осуждает первородный грех как расстройство, происшедшее в чистой и совершенной богосозданной природе человеческой. Но она же и предлагает безвозмездно, без всякой человеческой заслуги надежное средство для освобождения от наследственной греховности — вступление в Новый Завет с Богом чрез посредство Таинств святого Крещения, Миропомазания, Покаяния и Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа, или Второго Адама (1 Кор. 15: 47), Родоначальника искупленного и спасаемого Им и в Нем человеческого рода» (доктор богословия, профессор, протоиерей Ливерий Воронов) (31:37,38)
Глава 1. О состоянии Адама и Евы
до и после их грехопадения
до и после их грехопадения
Вопрос об отношении Адама и Евы, а также их потомков (то есть рода человеческого), к первородному греху, непосредственно связан с вопросом о его последствиях для человека. Иначе говоря, — с вопросом, что именно изменилось в человеке после грехопадения прародителей. Поэтому, в кратком виде рассмотрим в начале какие изменения произошли в физическом и духовном состоянии прародителей и их потомков в результате первородного греха.
1.1. О физическом состоянии прародителей до их грехопадения
Первый человек был создан с возможностью не умирать при определённых условиях, или потенциально бессмертным. Ибо Бог не сотворил смерти (Прем. 1:13) и создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2:23). Отметим, что из Книги Бытия также следует, что прародителям, с одной стороны, не было свойственно, бессмертие, как невозможность умереть, или как невозможность смерти (Быт. 2:17; 3:22; 5:5), а с другой стороны — что прародителям не была свойственна и смертность, как невозможность не умереть, или как необходимость смерти (Быт. 2:17; 3:22).
По святоотеческому учению, прародители не обладали способностью жить вечно, но обладали возможностью жить вечно. Они были созданы с возможностью как бессмертия (потенциально бессмертными), так и смертности (потенциально смертными). Находясь в условиях рая, Адам и Ева могли, сохраняя послушание Богу, сохранять свою жизнь вплоть до получения ими свойства бессмертия, как награды за свое послушание.
Так по словам святителя Григория Богослова: «Если бы мы пребывали тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? бессмертными и близкими к Богу» (цит. по 4:472). В этом случае бессмертие человека, по терминологии блаженного Августина, перешло бы из второго рода — «возможное отсутствие смерти при известных условиях» в первый род — «невозможность смерти» (5:24).
По мнению преподобного Макария Великого: «До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных» (цит. по 1:8,9). Святитель Феофил Антиохийский пишет: «ни смертным не был первый человек, ни бессмертным; если бы Бог сотворил его бессмертным: то сделал бы его богом; а если бы смертным, то был бы виновником смерти; Он сделал его способным к тому и другому с тем, чтобы человек соблюдением заповеди Божией достигал бессмертия» (цит. по 2:332). Митрополит Макарий (Булгаков) полагает, что «человек вышел из рук Творца своего совершенным и по телу. Как создание бесконечно-Премудрого, оно, при своем изумительном устройстве, которое сохраняет и до ныне, без сомнения, не получило от Творца никаких недостатков, ни внутренних, ни внешних, и, будучи облечено силой (Сир. 17:3), обладало силами свежими и неиспорченными, не имело в себе ни малейшего расстройства, и, следовательно, было совершенно свободно от всяких болезней и страданий: потому-то болезни и страдания и представляются у Моисея уже следствиями падения наших прародителей и наказаниями за грех (Быт. 3:16)» (4:465,466).
В 123-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на св. Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен. Если же кто речет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема».
При этом, — как говорит преподобный Серафим Саровский, — окружающий Адама физический мир не мог принести ему вреда, ибо он был сотворен «не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовались на него как на всесовершенный венец творений Божиих» (3:29).
1.2. О духовном состоянии прародителей до их грехопадения
Бог создал Адама и Еву достаточно совершенными для противления греху. «До преступления они были облечены Божией славою … Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю … Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков...» (преподобный Макарий Великий) (цит. по 6:151).
«Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, другого Ангела...» (преподобный Иоанн Дамаскин) (7:152).
«Что иное сотворено по образу Создателя? Спрашивает святой Василий Великий. Кому иному даны начальство и власть над всеми тварями, живущими в водах, на суше и в воздухе? Не много ниже он ангельского чина, и то по причине соединения с земным телом. Он создан по образу Творца, почтен паче неба, паче солнца, паче звездных сонмов. Какой образ Творца имеют в себе солнце, или луна, или прочие звезды … Смотри, как необъятны небо и земля, как драгоценны на них твари, и как величественно их устройство! Но человек драгоценнее всего этого» (преподобный Макарий Египетский) (цит. по 8:77).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о душевных силах Адама и Евы пишет: «Ум их (Адама и Евы — П.Д.) был светел и без труда знал все окружающее. Сам Господь Бог был светом их разума, и самое первое — животворнейшее для них знание было знание Господа Бога.
Сердце их было полно любви к Богу и друг к другу и блаженно сею любовью; предметы же мирской суеты, например: богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения, нимало не удовлетворяющие бессмертного духа человеческого и сильно занимающие людей нынешнего света, — тогда не могли иметь ни малейшего места в их чистом сердце: мир и радость о Духе Святом — неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью — Сам Господь Бог.
Воля была у них святая; она стремилась прилепляться к Господу Богу, она хотела делать только угодное Ему. Как невинные дети, первые люди жили Богом, — Богом утешались, Богом дышали: и началом и концом их мысли и желания и дела — был Господь Бог» (цит. по 8:77 со ссылкой на: «Прот. Иоанн Кронштадтский. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 102,103»).
Такое положение о совершенстве человека:
а) «вытекает из свидетельства Моисея, который, как только сказал о создании человека, вдруг делает общее замечание: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31);
б) необходимо допускается здравым разумом на основании одной идеи о Боге как существе бесконечно премудром, Который и не мог создать кого-либо несовершенным, то есть, недостаточным для цели» (4:463,464);
в) указывается Моисеем, свидетельствующим о том, что человек был создан по образу Божьему (Быт. 1:27; 9:6);
г) обуславливается словами пророка и царя Давида в отношении созданного Богом человека: Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его (Пс. 8:6);
д) подтверждается премудрым Соломоном, сказавшим: я нашел, что Бог сотворил человека правым (Еккл. 7:29);
е) основывается на словах Иисуса, сына Сирахова, повествующего при перечислении славных мужей и отцов (Сир. 44:1), через которых Господь являл величие Свое от века (Сир. 44:2), что: выше всего в творении — Адам (Сир. 49:18).
Однако указанное совершенство человека следует понимать не как высшую степень его духовного состояния, при он уже нравственно не может (не хочет, не будет) грешить, а как достаточную степень этого состояния, при которой человек уже вполне может не грешить. Ибо, «Бог сотворил человека правым...» (Еккл. 7:29). Иными словами, «эта безгрешность была относительной, не абсолютной; она лежала в свободной воле человека, но не была необходимостью его естества ... Грех не был составной частью их богосозданного естества, но мог стать достоянием их свободной воли» (9:19).
По словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Сотворил же его (Адама — П.Д.) Бог по природе — безгрешным и по воле — независимым. Но безгрешным называю не потому, что он не был восприимчив ко греху, ибо одно только Божество не допускает греха, а потому, что совершение греха обусловливалось не природою его, но скорее свободною волею…» (7:152,153).
1.3. О физическом и духовном состоянии прародителей
после их грехопадения
Нарушив Божью заповедь в раю, прародители подверглись наказанию в соответствии с Божьим предупреждением: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). В частности, их тела стали смертными, а души лишились благодати Божьей, поскольку человек сам перерезал «духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатью Духа Святого» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (10:8). Таким образом человека постигла и духовная смерть. В Новом Завете о связи греха со смертью сказано: «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15); «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12); «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).
В результате утраты благодати Божьей, силы души человека (ум, воля и сердце) повредились и произошло искажение образа Божьего. Это искажение было столь сильным, что жизнь первых, рождённых на земле людей, уже была связана с одним из самых тяжких, по христианским понятиям, грехов — убийством. Ибо «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).
Преподобный Иоанн Дамаскин так описывает греховное состояние падшего человека: «Владычественное место ума заступила неразумная похоть, которая стала управлять разумной душою. Отягченное греховною праотчею печалью, сердце человеческое стало беспрестанно обуреваться нестерпимой душетленной бурей страстей, превратившихся в целое неистово волнующееся море. Вообще вся душа человека сделалась омраченной, а тело его, воемое законом греховным во удах своих, стало легко склоняться ко греху» (цит. по 11:90).
Религиозный философ В.Н. Лосский говорит, что, если раньше в человеке дух должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой, то после первородного греха «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными … Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И наконец тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть» (12:253).
Таким образом, и чувства, и мысли, и желания человека уклонились к греху. Иначе говоря, если раньше благодать была внутри человека, а соблазн вне его, то после падения соблазн стал внутри человека, а благодать вне его. После грехопадения возможность греха перешла в человеке в преобладающую наклонность к греху. Эта наклонность стала как бы духовным магнитом, притягивающим к греху. Ибо, как говорится в известной поговорке: «Запретный плод сладок». В Притчах Соломона по данному вопросу сказано: Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен (Прит. 9:13-18).
«Человек оказался в ситуации дурного выбора: выбор зла стал для него “естественным”, тогда как по существу такой выбор является противоестественным для существа, созданного по образу Божию. В свою очередь, выбор добра перестал быть “естественным”: такой выбор невозможен без особого усилия, а для его реализации требуется особая настойчивость и твердость» (48:11).
Святитель Тихон Задонский пишет: «Сладок человекам грех, но горьки его плоды им. Семя горькое горькие и плоды рождает» (цит. по 16:265 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 5. 1899 г. С. 221).
По словам святого Андрея Критского: «Вместо Евы чувственной во мне восстала Ева мысленная — страстный плотский помысел, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горький напиток» (47).
В каноне покаянном ко Господу Иисусу Христу сказано: «Широк путь здесь и легко делать приятное, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет!» (Песнь 4).
Святой апостол Павел наставляет: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу … Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18,22,23).
В Священном Писании о всеобщности греха и зла, в частности, повествуется: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:5-7); «Нет человека, который не грешил бы...» (3Цар. 8:46; 2Пар. 6:36); «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20); «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19); «…Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2); «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8); «Весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19); «Все согрешили и лишены славы Божией…» (Рим. 3:23); «Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия оно народило доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба!» (3Езд. 4:30); «Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы» (3Езд. 8:35).
В святоотеческом учении также много и определённо говорится о греховном состоянии человека и его приверженности к греху после нарушения заповеди в раю, например:
«Зло приразилось к естеству, как ржавчина — к меди и грязнота — к телу» (прп. Антоний Великий) (цит. по 13:251 со ссылкой на: «Святой Антоний Великий. Наставления… П.21 // Добротолюбие. Т.1 С. 81);
«После того, как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших ее тайников... обратился в привычку и предубеждение, с младенчества в каждом возрастает, воспитывается и учит его худому» (преподобный Макарий Великий) (цит. по 6:156);
«Много удивляюсь я одному странному в нас действию: почему мы, имея помощниками на добродетель и всесильного Бога, и Ангелов, и святых человеков, а на грех одного беса лукавого, удобнее и скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Говорить о сем подробно я не могу, и не хочу» (преподобный Иоанн Лествичник) (14:203. См. Слово 26, гл. 133);
«Праотеческого греха зло неисцельно заразило душу нашу со всеми ее силами, так что умом слеп, волею преслушлив, сердцем отвращен от Бога учинился человек. Отсюда воспоследовало, что между добром и злом распознать не может и часто вместо добра зло избирает, добродетель пороком и порок добродетелью называет; радуется о том, что ему зло и вредно, печалится о том, что ему полезно. Сия пагубная тьма разум человеческий объяла. Сердце и воля человеческая не иное что замышляет и хочет, как только противное воле Божией...» (святитель Тихон Задонский) (цит. по 16:229 со ссылкой на: «Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 4. 1899 г. С. 154»).
Приверженность к греху настолько укоренилась в человеке, что святитель Григорий Богослов даже полагает, что человеку практически невозможно не совершать грехов вообще: «Знаем, что вовсе не грешить — действительно выше человека и принадлежит одному Богу…» (Слово 15) (17:490); «…Великое дело — вовсе не грешить или, по крайней мере, не согрешать тяжко, потому что быть совершенно безгрешным — Бог поставил выше человеческой природы» (Слово 5) (17:505).
Эти слова можно понимать, как невозможность собственными силами, без помощи Божьей, преодолеть греховные влечения. «Душа может противится греху, но не может без Бога победить или искоренить зло» — говорит преподобный Макарий Великий (цит. по 18:10). Митрополит Николай (Могилевский) пишет: Однако при всем пламенном желании и крепкой решимости человек одними собственными силами не может обеспечить себе успеха в борьбе со страстями. При помощи своей свободы он может противиться диаволу, но не может при этом иметь власти над страстями и освободиться от них, но он не может освободиться и от борьбы с помыслами (Мак. Вел., 16,1), ибо все-таки зло в нас действует со всею силою и ощутительностью (Мак. Вел., 3,4). Грех так глубоко проник во все существо человека, что с ним можно бороться, можно его ослаблять и предотвращать его проявления в деяниях, но искоренить его собственною силою не дано и невозможно человеку: сие может быть совершено только Божиею силою (Ефр. Сир., Доброт, II, с. 436,21). Здесь нужна помощь Божественная; нужна человеку благодать Святого Духа, подаваемая нам ради заслуг Сына Божия, которую для успеха человек «обязан призывать». Обращение к Богу зависит от нас» (19, гл. «Путь к Богообщению»). Действительно, Иисус Христос, в ответ на вопрос Своих учеников: кто же может спастись? (Мф. 19:25; Мк. 10:26), воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26. См. также Мк. 10:27).
Последствия грехопадения (в настоящей статье рассматриваются только последствия, касающиеся физического и духовного состояния человека) также разделяются на укоризненные (неестественные, греховные) страсти — чревоугодие, тщеславие, гордость и т. д. и безукоризненные (естественные, беспорочные, негреховные) страсти, или немощи естества — смертность, голод, жажда, страдания, болезни, утомление и т.д.
«Укоризненными страстями принято называть “движение души вопреки природе” (святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. С.-Пб., 1894, Кн. 3. Гл. ХII, ХХ). Святитель Григорий Нисский называет их “болезнью воли” (святитель Григорий Нисский. Против Евномия VI // Творения. М., 1864. Ч. VI // Творения. С. 49). В этих страстях, как подчеркивает С.Л. Зарин, “и выражается фактически отпадение человека от живого союза с Богом, вследствие получившего преобладание в его жизнедеятельности начала греховного себялюбия, эгоизма (Зарин С.Л. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 235)”» (20:111,124).
Святой Иоанн Дамаскин о беспорочных страстях говорит: «Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, произошедшего из-за преступления, как например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходит пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям» (7:257).
Как отмечает иеромонах Симеон Гаврильчик, «совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа — духу и все силы души были устремлены к Богу [1], не имел ни укоризненных страстей, ни безукоризненных … после грехопадения природе человека уже присущи как укоризненные, так и безукоризненные страсти, страстное рождение [2]» (20:111,112,114).
Иными словами, выбор прародителями в раю своей духовной направленности, определил и дальнейшее состояние духовно-вещественной природы человека или человеческого естества. Они, по святоотеческому учению, стали страстными, тленными и смертными [3]. При этом, — как отмечает преподобный Максим Исповедник, — «изменение [человеческого] естества к страсти, тлению и смерти есть осуждение за добровольно избранный грех Адама» (32. См. толкование на 2Кор. 5:21).
Эти качества человека, после первородного греха, стали являться его атрибутами. С ними рождаются все люди [4].
Глава 2. Об отношении рода человеческого
к первородному греху в христианском богословии
Как показано выше, следствиями грехопадения Адама и Евы явились глубокие изменения, произошедшие в их физической и в духовной природе, а также в природе их потомков. Эти изменения выразились в появлении безукоризненных немощей и укоризненных страстей (склонности к греху).
Однако здесь сразу же возникает вопрос: если для Адама и Евы данные последствия являются личным наказанием за личный грех, то какое отношение эти последствия имеют к потомкам? Ведь они лично не участвовали своей волей и сознанием в первородном грехе, не способствовали ему и вообще не имели никакой возможности воздействовать и влиять на него!
Иначе говоря, почему на потомков, не принимавших никакого участия в первородном грехе, также распространяются его последствия? Или почему человеку приходится нести духовные и физические последствия чужого, не им сделанного, греховного выбора?
Перед рассмотрением различных мнений на поставленные вопросы, кратко отметим некоторые положения, касающиеся отдельных аспектов наказания одних людей за грехи других [5].
а) По светским (государственным) законам, — наказание человека должно быть обязательно связано с его личной виной (личным преступлением). Однако по Божьим законам, — наказание человека не обязательно должно быть связано с его личной виной. Здесь наказание может быть связано и с виной других людей: близких родственников; более далёких родственников; людей, вообще не относящихся к известным родственным связям с наказуемым.
Так, например, за грех царя Давида (2Цар.11: 1-17), который сделал зло в очах Господа (2Цар. 11:26), поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело (2Цар. 12:15) и на седьмой день дитя умерло (2Цар. 12:18); за то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему наказаний, послал язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек (2Цар. 24:10-17; 1Пар. 21:1-17) [6]; за то, что фараон не хотел отпускать сынов Израилевых из Египта, Господь насылал на землю Египетскую различные казни (Исх. 7:20,21; 8:6; 8:17; 8:24; 9:6; 9:10; 9:23-26; 10:22-23; 12:29-30), в том числе, смерть египетских первенцев (Исх. 12:29-30).
Вместе с этим, Господь обещал Аврааму, что пощадит всех жителей города Содома, включая и погрязших в грехах, ради десяти праведников, если таковые найдутся в городе (Быт. 18:32). Также в Иер. 5:1 говорится, что Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся человек, соблюдающий правду и ищущий истину.
б) Детям не вменяются (не засчитываются) в вину, или в ответственность, грехи их родителей. Другими словами, — дети не обвиняются в грехах своих родителей. Им могут, в определённых случаях, передаваться только определённые последствия этих грехов.
Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «сына за отца не наказывают … слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо. Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина” (Иез. 18:1,2). А чрез Моисея постановил законом: да не умрет отец за сына (Втор. 24:16). Но как же, скажешь, написано: отдаяй грехи родителей на чада до третьего и четвертого рода (Исх. 34:7)? На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи» (34:344,345).
Профессор А.П. Лопухин полагает, что «наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках (48:96. См. толкование на Иер. 31:29)»; «Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16; Иер. 31:30; Иез. 18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых (“ненавидящих Меня”) коренится в виновности их отцов» (49:337. См. толкование на Исх. 20:4).
Таким образом, наказания за грехи отцов могут переходить и на их детей, — не виновных в этих грехах, — но только в случае проявления детьми ненависти к Богу или, как говорит блаженный Феофилакт Болгарский, когда дети совершали такие же грехи (34:345). В данных случаях, причиной наказания детей будут являться их собственные грехи, а не грехи их родителей. Однако само наказание детей здесь будет происходить с учётом, как их собственных грехов, так и грехов их родителей. При этом Господь, по молитвам за упокоение отцов, может простить их грехи. И тогда наказания за прощённые грехи отцов не будут перенесены на их детей.
По словам святителя Николая Сербского: «Когда Господь простит умерших грешников, тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших: чтобы Господь простил им грехи, и чтобы, следовательно, наказание не пало бы на их потомков» (из писем святителя Николая Сербского) (цит. по 35:301).
§2. По вопросу перехода определённых последствий грехов одних людей на других, отметим, что если, например, родители употребляли наркотики, спиртное и курили, то и ребёнок у них может родиться с физическими и психическими отклонениями. Но это произойдёт не потому, что — ребёнок виноват в данных грехах родителей, или — на ребёнка перешла их вина или ответственность за неё, а — по определённым физическим и духовным законам наследственности! При этом физические последствия, — передаются на генетическом уровне. Именно такими законами Бог и наделил, созданный Им мир, заранее предупредив нас об этом!
Приведём и другой пример. У одного правителя был слуга, который исправно выполнял его повеления. За это слуга был в почести, имел множество привилегий, был богат, и всё его семейство пользовалось многочисленными благами, дарованными правителем. Но однажды слуга нарушил повеление правителя и был наказан за это. У него были отобраны привилегии и богатство.
Но это наказание, как очевидно, коснулось не только виновного (т.е. слугу), но и всю его семью, включая детей, невиновных в преступлении отца. И не только уже родившихся детей, но ещё и не родившихся, и даже ещё и не зачатых, детей. Ведь все они также будут испытывать негативные последствия гнева правителя на их отца, или последствия греха отца перед правителем, или последствия наказания отца за его грех. И это коснётся не только детей слуги, но и его внуков, правнуков и более далёких потомков. Иначе говоря, потомки провинившегося слуги будут обречены, или осуждены [7], на различные негативные последствия греха нерадивого слуги.
При этом, поскольку ещё не родившиеся дети, никоим образом не могут лично участвовать в преступлениях своего будущего отца, то, следовательно, и после своего рождения они не могут иметь за данные преступления какой-либо вины. Именно поэтому, на детей, согрешивших родителей, передаётся не вина и ответственность за их грех, а, как уже говорилось, — только определённые последствия этого греха в определённых случаях!
Конечно, здесь могут возникнуть морально-нравственные вопросы о несправедливости и жестокости законов, по которым страдают невинные! Но здесь необходимо иметь в виду следующее. Если, например, человек подбросит камень над своей головой (аналог греха), и не отойдёт в сторону (аналог отсутствия покаяния), то камень упадёт ему на голову (аналог наказания за грех). Однако при этом никто не будет рассуждать о несправедливости и жестокости физических законов!
Так почему же мы хотим рассуждать о несправедливости и жестокости нравственно-духовных и наследственных законов?! Ведь все законы — Божьи, такова Его воля! И человек заранее и неоднократно был предупреждён о последствиях, как их — выполнения, так и — невыполнения! Например, «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло … жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:15,19).
Протоиерей Николай Малиновский пишет: «Нет ничего неудобоприемлемого для разума и в том, что потомки Адама, как рожденные после падения, не пользуются преимуществами райского, невинного состояния, подвержены болезням и смерти, испытывают разнообразные скорби и бедствия ... Подобное (наказанию за грех прародителей — П.Д.) бывает и в условиях обычной жизни, когда, напр., дети, родившиеся у людей, разжалованных за какие-нибудь преступления, не пользуются теми правами, какими пользовались их родители до разжалования, и это не находят противоречащим требованиям справедливости» (15:333. Кн. 1).
См. продолжение.
Цитируемая литература будет приведена в части 3 настоящей статьи.
__________________________
[1] «Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. С.-Пб., 1995. С. 29. Наиболее полно состояние человека до грехопадения раскрыто прп. Макарием Великим, Григорием Синаитом и свт. Игнатием (Брянчаниновым). См. также: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека // Творения. М., 1861.4.1. С. 131-133» (20:124. См. сноску 9).
[2] «Такое состояние человека отцы Церкви именовали духовной смертью, за которой вполне закономерно следовала смерть тела, то есть разделение души с телом (преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама. Послание к инокине Ксении. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти)» (20:125,126. См. сноску 27).
[3] «се́мя тли во мне есть» (молитвы на сон грядущим).
[4] Заметим, что доктор богословия пастор Джон Марк-Артур, комментируя в «Учебной Библии» текст Быт. 3:16, пишет: «это постоянное напоминание, что женщина дала рождение греху в человеческом роде и передает его детям» (46:21. См. комментарий на Быт. 3:16).
Поскольку непосредственно грех, как неугодный Богу поступок, нельзя передать кому-либо (аналогично, например, вредным вирусам или бактериям), то, по-видимому, здесь имеется в виду, что женщина при зачатии и рождении передаёт детям последствия первородного греха, включающие греховную природу, или наклонность к греху.[5] Более подробное изложение данного вопроса будет приведено в статье: «Все ли наши несчастья от личных грехов и почему страдают невинные дети».
[6] Из слов царя Давида к Господу: «... вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» (2Цар. 24:16) или: «я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали?» (1Пар. 21:17) — можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные.
[7] Одним из синонимов слова «обречённый» является слово «осуждённый» (54. См. «обреченный»)