Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиной Божия Домостроительства и судов Божиих, помолился и сказал:
«Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи,
другие умирают в детском возрасте и живут мало?
Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?»
Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это — душевредно».
(Еп. Игнатий. Отечник. С. 38. № 195.)
«Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи,
другие умирают в детском возрасте и живут мало?
Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?»
Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это — душевредно».
(Еп. Игнатий. Отечник. С. 38. № 195.)
Часто приходится встречать такие вопросы: «что делать целую вечность в раю?», «справедливо ли, что столько людей попадёт в ад?», «почему Бог не дал животным бессмертной души?», «почему невинные страдают», «неужели Бог не мог сделать так, а не иначе?» и т.п. У всех этих вопросов наряду с тем, что многие из них догматически не определены (т.е. ответы на них в земной жизни нам Богом не открыты), имеют общую основу – маловерие.
Уточню, что слово вера в христианском понимании – это не просто согласие с некими постулатами, но, в первую очередь, безраздельное доверие Творцу. Бог просто не может сделать что-то «не так», Он никогда не ошибается, Он чужд даже тени несовершенства. Эта абсолютная чуждость несовершенству в христианском богословии именуется всесовершенством. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) – говорит Господь.
Кто есть Бог, каковы Его качества? Божественное Откровение говорит о таких качествах Создателя, как любовь, милосердие, всеправедность, всемогущество. Что даёт нам основание предполагать, что Бог, обладающий всеми этими качествами, замыслил то, что будет противно нашей совести и нашему разуму? При этом мы не будем забывать, что наша совесть – это Его голос в нашей душе.
Нам невозможно объять премудрость Божию: как, например, совместить Божие милосердие и Правду Божию, как можно быть и милосердным, и справедливым? Нашему разуму, который, как и остальные силы души (воля и чувства), стал повреждён вследствие грехопадения, представить это невозможно, но будем помнить, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).
Часто мы впадаем в крайность, умаляя одни Божественные качества в ущерб другим. Или давая своё собственное решение вопроса. Например, приходится встречать высказывание, что, раз "Бог есть любовь"(1Ин. 4:16), то мы можем жить по собственным представлениям о добре и зле и неизбежно будем прощены Творцом.
Можно привести такой пример: мы в Помпеях, Везувий погребает под своим пеплом этот город, мы обречены. Неожиданно царь присылает за нами колесницу. Вместо благодарности, доверия, немедленного отклика на спасительное средство мы начинаем раздумывать: а зачем царю это надо было?, а что мы потеряем и выиграем, переселившись в новый, неизвестный нам город?, а надёжна ли повозка?, а хорошая ли погода там, куда нас собираются везти? В результате, многие так долго решают, что в процессе мыслительной деятельности, погибают...
Также нашёл в интернете интересный образ:
"Люди часто говорят, что Бог не имеет права распоряжаться жизнями людей. Например, они говорят – почему одни рождаются в богатых и благополучных семьях, а другие в семьях наркоманов? Почему одни имеют хорошее здоровье, а другие всю жизнь страдают от каких-то заболеваний? Почему именно с вами случилась та или иная неприятность? Почему одни люди получают спасение, а другие идут в ад? Все эти вопросы содержат в себе претензии к Богу и выражают прямое или косвенное обвинение Его в несправедливости. На самом деле, проблема заключается в том, что, когда мы задаем такие вопросы, мы совсем неверно представляем себе справедливость. Представьте себе толпу людей, сознательно бегущую к краю обрыва, с которого они, один за другим, падают на свою погибель. Теперь представьте, как кто-то, сверхъестественным образом, берёт и выхватывает из этой бегущей толпы отдельных людей и поворачивает их бежать в обратную сторону от опасного обрыва. Будет ли он несправедлив по отношению к другим? Абсолютно нет!
Каждый из них лично, по своей воле, по своему желанию, со всех ног бежит к своей погибели! Книга Откровения говорит, что в конце времён каждый человек признает абсолютную истинность Бога. Откр. 15: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои».
Также хочу привести слова игумена Петра (Мещеринова):
«Познавательная, данная Богом, способность человека имеет своим пределом то, что человек может с точностью дознать (из Откровения Божия, из хода вещей, или иными способами), что та или иная вещь или событие суть или прямое действие, или указание Божие, или попущение Божие, так или иначе восходит к воле Божией. Это человек понять может; а вот почему такова воля Божия, и как и по каким основаниям действует Бог – это человек никак не может понять. "Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Исайи 55, 8-9). И еще говорит Писание: "Господь один праведен. Никому не предоставил Он изъяснять дела Его. И кто может исследовать великие дела Его?" (Сир. 18:1-2). Апостол Павел весьма резко отвечает людям, которые ставят Богу подобного рода вопросы: А ты кто, человек, что споришь с Богом? (Рим. 9:20), и дальше приводит цитату из пророка Исаии: "Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь"?" (Ис. 45:9). "Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?" (Рим. 9:20). Итак, когда мы разбираем тот или иной вопрос, обязательно нужно дойти до основы его, т.е. дознать, что такова, и именно такова, воля Божия. На этом успокоиться, как на твердейшем основании: именно так сделал или повелел Бог. А почему и как и зачем Он так сделал? – не доискиваться, по причине недолжности для человека выставлять вопросы Богу и невозможности для нас адекватно понять это».
Предвижу вопрос: неужели Богу нужны слепые марионетки? Отнюдь нет. Всё вышесказанное вовсе не означает, что мы не можем обращаться к нашему Небесному Отцу с вопросами и просить дать нам уразумение Его воли в практических обстоятельствах нашей жизни*. Речь идёт лишь об абстрактных недоумениях, умаляющих нашу веру, таких вопросах, как:
- Неужели Бог не видит (не слышит, не знает)?
- Как же Бог мог так сделать?
- Почему же Бог не остановит (пресечёт, уберёт)...?
Не будем искушаться пустыми, бесплодными сомнениями, лучше смиренно выслушаем то, что говорит нам Господь:
- Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:8-9).
- Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда (Псалом 18).
- Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9).
- В тот день вы не спросите Меня ни о чем (Ин. 16:23).
* Про это – библейская Книга Иова и замечательный комментарий на неё архиепископа Иоанна Шаховского "Тайна Иова".