Комментарии к мифам о христианстве (41-50)

Эта запись является частью серии записей 90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, Церкви и духовной жизни
Комментарии к мифам о христианстве (41-50)

Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
См. первый десяток комментариев.
См. второй десяток комментариев.
См. третий десяток комментариев.
См. четвёртый десяток комментариев.

41) Догматы – это то, что противоречит разуму.

Если я что-то не понимаю, то, вероятнее всего, виноват не предмет моего непонимания, а недостаточное усилие, вложенное мною в изучение предмета. Например, я пользуюсь мобильным телефоном, но не понимаю, как волны передают информацию. С другой стороны, ничто не мешает мне повторить школьный курс физики и даже углубиться далее. Ха, ответят мне, сравнил! А что нужно сделать, чтобы быть способным объяснить, что Бог одновременно Един по существу, но Троичен в Лицах? Бог вне материального мира, Он непостижим нашими органами чувств вне Его откровения. Кроме того, истинное знание о Боге невозможно без внутреннего преображения человека. Для святого человека духовный мир также реален, как для нас мир физический. Как для учёного важны знания и эксперимент, так для истинного богослова – духовный опыт личного богообщения. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Крещение» писал: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».

В богословии чисто интеллектуального усилия недостаточно, и причин тому две:
а) Богословие – наука опытно-практическая. Можно на отлично выучить сольфеджио, но это не сделает тебя скрипачом без многолетних ежедневных практических занятий. Можно выучить «Добротолюбие», но совершенно не уметь молиться.
б) В результате первородного греха прародителей повреждены все силы души человека, в том числе и разум. Без просвещения Божественной благодатью мы неспособны к восприятию духовных истин. Кроме того, никакой, тварный разум (человеческий, ангельский, демонский) в принципе неспособен познать бесконечного Бога во всей полноте.

Догматы – это аксиомы, которые открыл о Себе Бог. Когда-то один человек спросил на занятиях по катехизации: «Ну, зачем так сложно христианство говорит о Боге, что Он не просто Один, а Един по сущности, но Троичен в Лицах, нельзя ли попроще?» Однако Бог таков, мы не можем в угоду понятности искажать образ Бога. Даже строение тела человека далеко не просто, но никто же не говорит, что человек внутри состоит просто из «мяса».
См. Мешают ли догматы свободе?

42) Младенцы (дети до 7 лет) безгрешны.

Разбор этого мифа можно начать с ответа на вопрос: каков вообще источник греха у всех людей? Этот источник – первородный грех, наследственное повреждение человеческой природы всех потомков Адама и Евы вследствие отпадения прародителей от Бога. Таким образом, можно говорить о том, что у младенцев природная порча проявляется в значительно меньшей степени (по причине их неразвитости), но она есть и у них.
Согласно 124-му Правилу Карфагенского собора 419г., человек отвергающий необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов, подлежит анафеме.
См. Зачем крестить младенцев.

43) Базисом веры являются чудеса.
Базисом веры является доверие Богу и Его Церкви, подкреплённое личным опытом богообщения.
Чудеса порой даются нам Творцом как ответ на наши молитвы, как вразумление, как средство укрепления веры.
Нужно учитывать, что чудеса бывают истинные и ложные. Источником первых является Бог, а вторых – падшие духи. Ко всякому чуду личного и общественного свойства необходимо относиться с особенной осторожностью и даже в самом, казалось бы, убедительном случае стараться сохранить по отношению к нему трезвую нейтральность. Необоснованная жажда чудес и знамений осуждена Самим Богом (Мф. 12:38–39) и святыми отцами, так же, как и доверие к прорицателям, магам и целителям (Втор. 18:10–14).
См. Чудеса

44) Священник посредник между человеком и Богом.
Священника действительно можно рассматривать и как посредника, но, главным образом, между Богом и человеком. В Священном Писании засвидетельствовано, что Христос во время Своей земной жизни лично избрал 82-х (12+70) Апостолов. Дар прощать грехи Господь Бог передал Апостолам, а те – епископам и от них священникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).
Священная иерархия богоустановленна. Сам Христос повелел прокаженному показаться ветхозаветному священнику и принести жертву (Мф.8:4). По словам св. праведного Иоанна Кронштадтского, «Демократия в аду, а на Небе – Царство». Ведь даже в Святой Троице существует единоначалие (монархия) Бога Отца. Во Святой Троице не три взаимосолидарные воли, а одна единая, проистекающая от Отца (как от Причины), через Сына и проявляющаяся в Духе Святом.
Что касается Церковного Таинства Покаяния, то будем помнить, что действенность всех Церковных Таинств не зависит от личной праведности священника, ведь в них действует Сам Бог.
В отношении избавления от того или иного конкретного греха личное покаяние перед Богом имеет решающую роль и включает в себя три этапа: покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем в покаянной молитве на сон грядущим и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и покаяться в нем в Таинстве Исповеди.
См. Для чего нужны священники?

45) Священникам проще спастись, чем мирянам.

Лишь в том смысле, что священник свою жизнь сознательно посвящает служению Богу и имеет решимость быть проводником Его воли. Бог никому не обещал автоматического спасения принятием Таинства Крещения, монашеского пострига или священного сана, но лишь приобщённостью к Нему, исполнением Его заповедей.

46) Деятельность Церкви, священников финансируется государством.
Для начала следует разобраться в структуре Церкви не как богочеловеческого организма, а в более узком смысле – церкви земной. Первичным звеном её является община верующих, приход одного храма. Церковные приходы финансируются их членами и благотворителями, церковных налогов или обязательной десятины у нас нет. Около 15% своих доходов приходы отчисляют на содержание Епархиального управления и Патриархии. Т.е. финансирование происходит не сверху вниз, как в государствах, финансирующих деятельность религиозных объединений, а снизу вверх.
Российское государство оказывает незначительную в целом помощь в восстановлении некоторых крупных соборов и монастырей, относимых к объектам культурного наследия, в т.ч. и потому, что оно явилось инициатором их изъятия и разграбления в советскую эпоху.
Согласно данным социсследования, которое провёл исследовательский центр портала SuperJob.ru, среди 3 тыс. респондентов, проживающих во всех федеральных округах России, за строительство и восстановление культовых зданий за счёт госбюджета выступили 50% опрошенных, против – 32%, затруднились с ответом 18% респондентов.
В той или иной степени (субсидии, налоговые льготы и пр.) большинство государств мира поддерживают крупнейшие на своей территории религиозные объединения.
См. Государство, Христианство и экономика

47) Священники являются начальниками для христиан без священного сана.
Важно различать послушание каждого христианина Богу, монашеский обет послушания старцу и следование мирянином советам духовника. См. подробнее: Послушание.
В годы постатеистического возрождения нашей Церкви появилось такое искажение духовнической практики, как младостарчество.
Однако разумный священник никогда не будет грубо вести себя с прихожанами, командовать, отдавать приказы в духовной жизни, духовник – это не деспот, а советчик, мудрый наставник.
Верующие должны осознавать, что храм – это не просто организация под руководством священника, а приход (община верных), в котором священник является предстоятелем перед Богом во время богослужений, духовным наставником, советчиком, проповедником. Там, где есть несколько приходов, верующие могут выбирать общину и священника по своему усмотрению.

48) Мнения различных священников по любым богословским вопросам должны совпадать.
В православном богословии различают догматы и теологумены. По догматическим вопросам (богооткровенным аксиомам, имеющим принципиальное значение для богообщения и спасения) двух мнений быть не может. Что же касается теологуменов (частных богословских мнений), то здесь есть определённый простор для вариаций. К теологуменам, например, относятся вопросы возможности спасения младенцев, убитых матерями во чреве, вероятности того, попадут ли животные в Рай...
См. Догматы и Теологумены.

49) Ответственность за свою духовную жизнь христиане возлагают только на духовника.
Типичный пример магического подхода к духовной жизни! Считают так: «Пусть батюшка не разумеет тот или иной вопрос, но за мое послушание Бог откроет ему; и если я без рассуждения поверю ему, то независимо ни от чего мне благодать сделает то, что надо». Но Господь не сказал: если есть двое слепых, но второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй за эту веру не упадет. Нет, Господь сказал: если слепой ведет слепого, оба упадут в яму (Лк. 6:39). Рекомендую целиком прочесть статью, из которой приведена цитата, там отношения между духовником и его духовным чадом изложены достаточно чётко: О Таинстве Священства.

50) Молиться должны главным образом священники, это их работа, для этого им подают записки и оплачивают их прочтение.
В Таинстве Священства Сам Бог одаривает ставленника благодатью совершать церковные службы и духовно окормлять паству.

К сожалению, в нашей жизни ещё часто встречается такое недоразумение – люди подают записки на молебен, а в самом молебне участвовать не считают нужным, считая, что пожертвования, которое они оплатили, вполне достаточно, молиться будет священник.
Можем ли мы просить священника или ближних помолиться о наших нуждах? Конечно, можем, но в дополнение к нашей личной молитве! Христианству чужд магизм, попытка манипулирования Богом, в основе нашей веры лежат личные отношения с Творцом, вплоть до теснейшего единения с Ним в Таинстве Евхаристии (Причащения).
Предположим, что у человека есть просьба к Царю, который принимает всех желающих в любое время. Но проситель не хочет идти сам и посылает просьбу письмом, объясняя, что ему самому некогда, у него и без того много дел, и вообще ему проще оплатить работу курьера или почтовую марку. Как вы думаете, бросится ли Царь с радостью исполнять просьбу того, кто сам ради неё даже пальцем пошевелить не готов и решил откупиться мелочишкой?...
Перейти к следующей записи Комментарии к мифам о христианстве (51-60)
Перейти к предыдущей записи Комментарии к мифам о христианстве (31-40)

Комментарии

С Рождеством Христовым, Кирилл! Огромное спасибо за Ваши труды. Каждый раз нахожу для себя полезное в Ваших комментариях. Дай Вам Бог здоровья!
 
Из истории человечества можно сделать два разных вывода:
1. Деятельность Бога на Земле, за редким исключением, направлена на разрушение, несет людям несчастья, болезни, смерть.
Церковь считает, что Бог всегда рядом с нами, все видит и знает. Значит он рядом с педофилом, насилующим ребенка, рядом с подростком самоубийцей, рядом с летчиком ведущим самолет к гибели? Зачем Он рядом с нами, если не может или не хочет изменить ход событий? Мы для него "рыбки в аквариуме"?
Исключения воспринимаются как чудо.

2. Все катаклизмы, катастрофы, несчастья и болезни -результат деятельности самого человека и природных факторов. А Бог совершенно не контролирует и не влияет на земную жизнь. Радует, что чудеса совершаются несмотря ни на что.
Оба вывода приводят к мысли, что большого смысла в наших мольбах к Богу нет. Одна надежда на чудо.
Есть большие подозрения, что система удовлетворения религиозных потребностей людей создана группой заинтересованных лиц и обеспечивает им комфортное, далеко не аскетическое существование.
 
Благодарю за вопрос.

1) В качестве ответа приведу статью: Тот, кто ужасается злу, выходит за рамки материализма.

Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
диакон Андрей Кураев

2) Эта философская концепция не нова, она называется деизмом. Это дитя рационализма, попытка познать Бога вне Его Откровения, надеясь на собственный разум. Итог банален - вместо познания открывшейся человеку Истины, придумывать интеллектуальные конструкции, не дающие ответа на главные вопросы бытия.
Хорошо охарактеризовал эти доктрины Лев Тихомиров: "...Длинным обходным путем — через рационализм, автономизм, деизм, материализм и позитивизм — люди христианского мира, от Бога отставшие, но почувствовавшие всю тоску безбожия, были приведены вновь в древнее лоно языческой мистики" (источник).

3) Если есть подозрение о том, что кто-то греет руки на религиозных потребностях человечества, то значительно интереснее вопрос - откуда практически у всех людей взялись эти потребности? Можно начать с рассмотрения самого простого тезиса: люди боятся окружающего мира и от страха придумали Бога. Во всяком случае, в СССР нас так учили.
Что касается православия, то у нас всё, что необходимо для спасения - абсолютно бесплатно в течение всей жизни человека. В комментарии к 57 мифу будет комментарий об этом.
 
"1. Деятельность Бога на Земле, за редким исключением, направлена на разрушение, несет людям несчастья, болезни, смерть."

Это потому происходит, что человек противится Воле Божьей, и соответственно пожинает плоды своего неверия. Подумайте сами: не нелепо ли изделию противится тому, кто его создал? Ведь итог то, все равно будет такой: Творец изделия, это Господь Бог получит желаемое несмотря на свободную волю человека, который направляет ее против своего Создателя. Так что зачем же трепыхаться, когда лучше жить по воле Божьей, и тем самым иметь счастье уже сейчас, в этой земной жизни. Скажу вам тайну, в момент смерти все познают Творца, но некоторые не успевают принести плод достойный покаяния, и это их беда. Потому что, в каждом есть нетварная частичка от Бога, та самая душа, которая в момент смерти избавляется от всех наслоений человеческой житейской мудрости, и человек видит то, как оно есть на самом деле. Так что дерзайте, если хотите приобрести рай, жить со святыми, ведь все равно бесполезно сопротивляться тому, что выше вас намного.
Спаси Господи!
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
17.445
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху