Русская Православная Церковь сегодня 2

Эта запись является частью серии записей Русская Православная Церковь сегодня
Русская Православная Церковь сегодня:
Время культурно-исторического взлета
– или эпоха разочарований и неудач?.. Часть 2
Дорогие! Мы продолжаем разговор о современном состоянии Русской Православной Церкви. Я беру Ваши письма (присланные в формате комментария) и отвечаю на них. Так же приглашаю присоединяться к обсуждению. Кто с чем не согласен, кому что-то видится по-другому. Наша задача – прояснить все смущения и сомнения, попытаться понять, почему именно так, а не иначе поступает сегодня церковное руководство, наши иерархи и просто священники.

И сегодня у нас всего одно письмо. Но зато большое и интересное. Познакомимся с ним. А потом разберем его.

Письмо 3:

Добрый день, отец Константин!
Спасибо за поднятую тему. На мой взгляд (не совсем сторонний), РПЦ сегодня переживает мнимое, или, если угодно, очень поверхностное возрождение.
Восстановлено много разрушенных храмов и обителей, построено много новых – и дальше что? А дальше оказалось, что Церковь к новой реальности – внезапно наступившей свободе – не вполне готова. Во-первых, сразу вылезло, в наименее привлекательных формах, "псевдовизантийское" наследие: резкое противопоставление клира и мира, пастырей и пасомых. Это процесс обоюдный: многим мирянам удобнее, когда за них решает духовник, а если есть спрос – будет и предложение.

Строгая иерархия, малодоступность для человека, не облечённого саном, епископов, а иногда даже и простых священников, извращённое понимание смирения и послушания. Всё это бросается в глаза, особенно тем, кто учился в советской школе и выучил принцип "Мы не рабы, рабы – не мы".
Во-вторых, оказалось слишком живучим (мозги-то всё равно советские) стремление, может быть, и не вполне осознанное, превратить веру в идеологию. В-третьих, никуда не делось поверхностно-языческое, а часто и оккультное восприятие православия у людей. В одной из своих книг протодиакон Андрей Кураев назвал нашу страну страной победившего оккультизма. К сожалению, это правда. В-четвёртых, в РПЦ есть по многим вопросам рвение не по разуму:
1. практика фильтрации прихожан перед причастием (постился – не постился, вычитал канон – не вычитал канон, был на службе – не был на службе: это очень напоминает ситуацию, когда человек прибегает к врачу и просит дать ему лекарство, потому что ему плохо, а врач говорит: "Нет, дорогой, подожди. Ты когда в последний раз на осмотре был? Ну, вот видишь – давно, а уже лекарство хочешь. Нет, ты сначала на осмотр сходи, посмотри, как другие лекарство принимают, рецепты почитай, а потом приходи – посмотрим";
2. открытие кафедр теологии в технических вузах с обставлением этих событий наихудшим видом пиара;
3. громкие, рассчитанные на дешёвый эффект мероприятия вроде шествия по Москве последние несколько студентов духовных школ 24 мая (студентов туда сгоняют по разнарядке) или "внеполитических" молебнов;
4. неуёмные восхваления "православности" нашего народа на фоне привозимых для поклонения реликвий и какая-то "радостная истерия" из-за огромных к ним очередей (мне есть с чем сравнивать, ибо посчастливилось в начале мая 2011 года побывать в Турине у Туринской плащаницы – ни истерии, ни очереди).
Хорошо то, что мы, по крайней мере, стали об этом говорить. К сожалению, со скандалами, с непониманием, со взаимными обидами - но хотя бы стали. Может быть, это добрый знак?

И, наконец, – настоящая Церковь всегда и во веки та же. Только она как бриллиант, замотанный в кучу разнообразного тряпья. Тряпьё иногда красивое, и есть соблазн принять его за Церковь, иногда же – вонючее и грязное, и тогда есть соблазн отвернуться от Церкви. Благо тем, кто видит суть. Только сложно это...

Федор, г. Москва

Дорогой Федор. Чтобы не запутаться в Вашем длинном и замечательном по серьезности поставленных вопросов письме, буду отвечать на каждый вопрос отдельно.

На мой взгляд (не совсем сторонний), РПЦ сегодня переживает мнимое, или, если угодно, очень поверхностное возрождение. Восстановлено много разрушенных храмов и обителей, построено много новых и дальше что? А дальше оказалось, что Церковь к новой реальности внезапно наступившей свободе не вполне готова.

Что, по-Вашему, подлинное возрождение, а что мнимое? Мнимое – это возведение стен, подлинное – воспитание душ человеческих, так? Так вот, я не согласен, что сегодня воспитанию душ не уделяется внимание и что никакого духовного возрождения не произошло. Каждый раз, когда я исповедую, на исповедь приходят несколько человек, которые пришли исповедаться в первый раз в жизни. Каждый день! И люди эти просят научить их молиться, рассказать, как вести церковную жизнь и что нужно в своей жизни поменять. Поэтому процесс возрождения душ идет. Я не знаю, как сделать его интенсивней. По-моему, каждый желающий может этот процесс для себя интенсифицировать: читать прекрасные просветительские сайты, богословскую и духовную литературу, посещать какие-нибудь лектории (у нас в Питере их тыща), участвовать в социальной деятельности, которую осуществляют церковные организации, и т.д.

Проблема в том, что мало кто из приходящих в храм хочет вот так, энергично и активно, продвигаться по пути духовного и умственного роста. Но, согласитесь, возможность такая есть. Может быть, совсем в глубинке нет, но ведь и тогда саморазвитие через Интернет, христианское радио и телеканалы никто не отменял. И священников достойных, у которых можно окормляться, немало. В каждом городе, не сомневаюсь, есть.

Поэтому я не думаю, что сегодня есть только возведение стен и позолота куполов, то есть только внешнее православие. Все зависит от человека.
Когда-то, когда я был совсем молодым, я думал, что моя задача –привести весь мир к Богу. Сейчас я понимаю, что это невозможно. Всегда будут те, кто не захочет идти к Богу или, придя в Церковь, будет довольствоваться малым (свечку поставить, раз в полгода причаститься). Но и у Христа и у Апостолов, заметьте, тоже не было тотального успеха в их миссии.

Теперь, став постарше и приобретя какой-то опыт в общении с людьми, я вижу, что моя задача скромнее: дать возможность желающим прийти к Богу. То есть, я делаю все, чтобы каждый желающий мог познакомиться с верой, мог стать на путь духовного роста. Но хватать за рукав и тащить я человека не буду. Показать привлекательность православия – да (Вы согласитесь, что я это делаю:)), через Интернет, через радио, через проповеди, через лекции, которые я провожу, я зову людей в Церковь. Но откликнуться или пока постоять в сторонке – это решает каждый за себя.
В принципе, той деятельности, которая ведется сегодня Церковью, достаточно для того, чтобы каждый желающий получил духовное наставление и окормление.

А может быть, в своем письме Вы имели в виду различные вызовы современности, на которые Церковь реагирует медленно или вообще не реагирует? Но я бы тоже с этим поспорил. Мало кто у нас знает о таком сайте, как http://www.patriarchia.ru/ Это официальный сайт Московской Патриархии. Все наиболее значимые выступления Святейшего Патриарха, митрополита Илариона и других иерархов там публикуются практически в режиме Online. Так вот: в этих выступлениях дается внятный и грамотный ответ на все вопросы, которые ставит общество перед Церковью. Я вот не могу привести ни одного примера, когда бы я не получал через Интернет ответов от церковного руководства на возникающие вопросы. Политические ли дела, социальные потрясения… На все есть твердая и мудрая позиция. Другое дело, что кто-то может с этой позицией не соглашаться. Но это уже другой вопрос, но сказать, что церковные спичрайтеры не прокомментировали какое-то явление современности, нельзя.

Во-первых, сразу вылезло, в наименее привлекательных формах, "псевдовизантийское" наследие: резкое противопоставление клира и мира, пастырей и пасомых. Это процесс обоюдный: многим мирянам удобнее, когда за них решает духовник, а если есть спрос – будет и предложение. Строгая иерархия, малодоступность для человека, не облечённого саном, епископов, а иногда даже и простых священников, извращённое понимание смирения и послушания. Всё это бросается в глаза, особенно тем, кто учился в советской школе и выучил принцип "Мы не рабы, рабы – не мы".

Дорогой Федор, где это противопоставление?.. Не вижу его я… Простите, может у меня просто плохое зрение? А может быть, Вы говорите о какой-то частной печальной приходской истории? Где у нас в Петербурге священники отделяют себя от прихожан? Ау, читатели, напишите.

Если это где-то и есть, то это не общецерковная политика, а извращение церковной жизни. Но тогда и относиться к этому нужно как к аномалии: бороться с этим, исправлять ситуацию, но не отчаиваться и не опускать руки.

А вот проблема, что некоторые духовники становятся «гуру» для своих духовных чад, эта проблема есть. Впрочем, это не совсем проблема. Дело в том, что некоторым людям (инфантильным и личностно неразвитым) хочется, чтобы за них все решал батюшка. И ко мне частенько приходят такие и просят: «Возьмите нас в духовные чада. Мы хотим полного руководства. Не хотим ничего самостоятельно предпринимать».

Это люди с психологическими проблемами, которые тянутся с детства. И вот эти люди скоро от меня отходят и стекаются к нескольким священникам, которые в каждой епархии есть. К тем священникам, которым нравится играть роль гуру. Чаще всего такими наставниками становятся монахи. У них и времени побольше, и нерелизованные семейные инстинкты.

С точки зрения идеала, это нехорошо. Таких инфантильных чад нужно воспитывать, помогать им развиваться, становиться ответственными и самостоятельными. Но проблема в том, что сами эти люди этого не хотят. Они прилепляются к таким батюшкам и плывут с ними по течению.
Итак, то, что Вы обозначили как проблему, – есть. Но это не общая, а локальная проблема. И решается она просто: не нравится духовный климат в храме, в который вы ходите, перейдите в другой храм.

…Во-вторых, оказалось слишком живучим (мозги-то всё равно советские) стремление, может быть, и не вполне осознанное, превратить веру в идеологию.

Тут не все однозначно. Всегда в истории Церкви было два направления, две богословские традиции. Согласно одной – Церковь вне мира, мы здесь на чужбине, в гостях и должны, прежде всего, думать и тосковать по дому, который на Небесах. Соответственно, нам не должно быть никакого дела до политики, общественных вопросов, всяких Олимпиад и т.д.

Но было и другое направление мысли. Оно учило о том, что задача христиан – воцерковить мир. Бог сотворил человека и поместил его в Раю и заповедал человечеству Рай «возделывать и хранить». Это означает трудиться в мире сем, чтобы он все больше проникался Правдой Божией, чтобы тянулся к Небесам, чтобы уже сегодня в той мере, насколько это возможно, становился причастником Царства Божьего, которое хотя откроется в полноте в будущем, уже сегодня может предощущаться и приоткрываться.

Я прошу прощения за большую цитату, которую собираюсь привести, но, думаю, она всем будет полезна. Это цитата из книги библеиста, которого я очень люблю и который, несмотря на то, что является англиканскими автором, выражает практически православную точку зрения[1].

Николас Томас Райт размышляет об удачном выражении, предложенном современными богословами для описания того, что Господь наш Иисус Христос ждет от человека. Выражение это: «эсхатология сотрудничества».
Теперь цитирую Н.Т.Райта:

Поскольку первые христиане верили, что «воскресение» началось с Иисуса и завершится великим окончательным воскресением в последний день, они верили также и в то, что Бог призвал их сотрудничать с Ним силою Духа, чтобы осуществлять начатое Иисусом и таким образом предвосхищать последнее воскресение в личной и общественной жизни, в своей миссии и в святости. Недостаточно сказать, что Бог просто объявил о приближении «конца»; Иисус, Мессия, сам был таким Концом, будущим Бога, ворвавшимся в настоящее, а потому те, кто принадлежат Иисусу и следуют за Ним, исполненные силой его Духа, ответственны за преображение нынешней жизни, насколько это в их силах, в свете такого будущего.

Нужно ясно понять две вещи. Во-первых, Божье царство строит Бог. Но Бог создал мир таким образом, что Его деяния в этом мире часто осуществляются посредством одного из творений — человека, носящего Его образ. И я думаю, что в этом Главный смысл того, что мы «созданы по Его образу». Бог хочет, чтобы Его мудрое, созидательное и любящее присутствие и сила отражались — «изображались», если можно так сказать, — через человека. Он создал нас, чтобы мы служили управляющими Его проекта творения. И после катастрофы падения и искажения мира Он дал людям Благую весть о том, что через деяния Иисуса и силу Духа человек обретает способность участвовать в проекте восстановления творения.
А потому возражение, что это означает строить царство Божье нашими собственными усилиями, хотя оно выглядит смиренным и благочестивым, может оказаться бегством от ответственности — так подчиненные молчаливо опускают глаза, когда начальник ищет добровольцев для какой-то работы. Разумеется, никому не удастся убегать от Призыва Божьего вечно, но пока это получается.
И во-вторых, нам не следует смешивать полноценное царство в будущем и нынешнее его предвосхищение. Когда Бог воссоединит небо и землю, это будет величайший акт нового творения, единственным прототипом этого деяния — если не принимать в расчет первое творение — было Воскресение Иисуса. Только Бог может соединить во Христе все, небесное и земное. Только Он может создать «новое небо и новую землю». И было бы полным безумием думать, что Ему потребуется наша помощь.

Но если мы послушны Евангелию, если мы следуем за Иисусом и если в нас обитает Дух, Который нас направляет и оживотворяет, то мы можем и обязаны созидать для Царства. Это заставляет нас снова вспомнить текст 1 Кор 15, 58: ваш труд в Господе не останется тщетным. Потому что нельзя сказать, что вы смазываете колеса машины, которая вот-вот упадет в пропасть. Или что вы реставрируете великое полотно, которое вскоре кинут в огонь. Или что вы сажаете розы в саду, который вскоре уничтожат, чтобы на этом месте построить дома. Нет, вы делаете нечто иное — странно, что в это так же трудно поверить, как и в само Воскресение, — вы создаете то, что в конечном счете войдет в новый Божий мир. Каждое проявление любви, щедрости и доброты; каждое произведение искусства, вдохновленное любовью Бога и радостью о красоте Его творения; каждая минута, когда мы учим, ребенка с тяжелыми отклонениями в развитии читать или ходить; каждый миг, когда мы заботимся о ближнем, утешаем его или поддерживаем; и, конечно, каждая молитва или слова учения в Духе, каждый момент, когда мы распространяем Евангелие, созидаем Церковь, выбираем святость вместо распада и ее в себе воплощаем, несем имя Иисуса в мир, — все это войдет, с помощью воскрешающей силы Бога, в новое творение, которое однажды создаст Бог. Такова логика миссии, порученной нам Богом. Бог замыслил воссоздать свой прекрасный мир, это деяние началось с Воскресения Иисуса и таинственным образом продолжается, когда народ Божий живет во Христе Воскресшем и в силе Духа. А потому все, что мы делаем во Христе и Духом в нынешнее время, не пропадет. Все это войдет в новый Божий мир и даже станет там еще прекраснее.

У меня нет точного представления о том, как это практически осуществится. Я только лишь ставлю указатель, а не предлагаю рассмотреть фотографию того места, которое мы увидим, если попадем в пункт назначения. Я не знаю, на каких музыкальных инструментах мы будем играть Баха в новом Божьем мире, хотя уверен, что музыка Баха там будет звучать. Я не знаю, каким образом посаженное мной дерево связано с удивительными деревьями воссозданного мира, хотя помню слова Мартина Лютера: если мне скажут, что царство Божье наступит завтра, я пошел бы и посадил дерево. Я не знаю, каким образом войдет в новый Божий мир картина, которую сегодня, мудро и с молитвой, рисует художник. Я не знаю, что там произойдет с нашей борьбой за справедливость для бедных или за аннуляцию глобальных долгов. Но я знаю, что новый Божий мир справедливости и радости, надежда всей земли, уже появился утром Пасхи, когда Иисус вышел из гробницы, и я знаю, что Он призывает последователей жить в Нем и силою Его Духа, чтобы мы уже здесь и сейчас стали «людьми нового творения» и чтобы через нас знаки и символы Царства появлялись и на земле, как на небесах. Воскресение Иисуса и сошествие Духа означают, что мы должны создавать реальные и мощные знаки и символы обновленного Божьего творения уже в нынешней жизни. Если же мы этого не делаем, то, по сути, мы, подобно гностикам, вступаем в союз с силами греха и смерти. Но не стоит слишком много думать о негативных вещах. Лучше смотреть на позитивное: мы призваны уже сегодня участвовать в осуществлении удивительной надежды нового Божьего творения.

Пытаясь объяснить эту странную, но важную мысль, я нередко пользуюсь образом каменщика, работающего на строительстве огромного собора. Архитектор уже держит весь план в уме и поручает бригаде каменщиков определенным образом обтесывать камни. Старший каменщик распределяет работу между членами бригады. Один будет тесать камни для такой-то башни или такого-то украшения; другой должен выполнять тонкую работу, которая позволит сгладить слишком резкие линии; третий будет трудиться над горгульями или наружным покрытием; а кто-то будет ваять статуи святых, мучеников, королей и королев. Каждый из них смутно представляет себе, чем занимаются его коллеги, и, конечно, каждый знает, что многие работники иных профессий также трудятся над общей задачей. Они заканчивают свои задания и передают камни и статуи другим людям, но не всегда представляют себе, где окажется дело их рук в готовом здании. Возможно, они не видели общего чертежа архитектора, что позволило бы понять, где должны находиться их «вклады». Они могут также не дожить до завершения проекта — до того момента, когда их труд окажется в должном месте. Но они доверяют архитектору и потому понимают, что работа, выполненная по его указаниям, не останется тщетной. Нельзя сказать, что они сами созидают собор, но они работают для собора, и, когда строительство закончится, дела их рук станут прекраснее, почтеннее и куда значимее, нежели в тот момент, когда они резали камни во дворе мастерской.

Разумеется, и такой образ не передает всего, поскольку собор строится совместными усилиями всех мастеров и рабочих, но Божье царство будет, как я уже говорил, удивительным даром преображения и обновления от Самого Архитектора. Но эта метафора удачно отражает как преемственность, так и разрыв между нынешней жизнью с ее трудами и окончательной будущей жизнью, где Бог соберет все и преобразит, когда Он «сотворит все новое» во Христе. То, что мы делаем в Господе, «не останется тщетным», и здесь мы находим основу для любого осуществления правды и милосердия, для каждой экологической программы, для каждой попытки явить вверенный нам образ Божий Его творению. Первому человеку было поручено ухаживать за садом, в новом творении это поручение прозвучит снова, на это намекает рассказ о Воскресении у Иоанна, где Мария Магдалина принимает Иисуса за садовника. Воскресение Иисуса снова сказало «да» благому творению, а дар Духа делает нас в более полном смысле людьми, соответствующими своему предназначению, так что в конечном счете мы сможем выполнить то, что было поручено Адаму.

Таким образом, наш труд в настоящем обретает свое подлинное значение в свете его места в окончательном замысле. С этой точки зрения миссия Церкви заключается в том, чтобы наша нынешняя работа предвосхищала конечное положение дел, когда Бог станет «всем во всем», Его царство окончательно придет и Его воля исполнится «и на земле, как на небесах». И это, конечно, радикальным образом отличается от работы с верой в то, что наша единственная задача — спасти души для бесплотных небес либо просто помочь людям достичь более глубоких «взаимоотношений с Богом», как будто все только к этому сводится. И, разумеется, это также сильно отличается от труда, когда мы изо всех сил стремимся, начисто забыв о Боге, просто сделать нашу жизнь в мире немного лучше.

…Творение нуждается в освобождении: необходимо искупление пространства, искупление времени и искупление материи. Бог назвал Свое творение с его пространством, временем и веществом «весьма хорошим», и хотя избавление мира от нынешнего состояния испорченности и распада требует такого изменения, какое мы даже не в силах себе вообразить, можно быть уверенным в одном: при таком избавлении Бог не скажет о времени, пространстве или материи: «Ну вот, эксперименты закончились, все это когда-то было неплохо, но теперь явно испортилось, так что придется от него отказаться в пользу вневременного, непространственного и нематериального мира». Если Бог действительно замыслил искупить, а не отвергнуть свой тварный мир пространства, времени и материи, то мы должны ответить на вопрос: как можно уже сегодня праздновать это освобождение, исцеление и преображение, чтобы это действительно отражало замыслы Бога о грядущем?

Но прежде чем мы приступим к освещению этого вопроса………. (дальше Н.Т. Райт рассказывает, как он это видит, но я на этом цитату закончу. Эта обширная цитата взята из книги Н.Т. Райта «Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве».)

Итак, возвращаюсь к нашему разговору.

Из древности существовало два взгляда на служение и на задачи Церкви в мире. Согласно первому – Церковь должна пребывать странницей и чужой в этом мире, ожидая наступления Конца.

Другой взгляд говорил, что Церковь должна трудиться в направлении преображения мира.

Постепенно каждое из этих богословских направлений заняло свое подобающее место. Выразителями первого направления стали монахи. Они от мира отрекаются и посвящают всю свою жизнь молитве и богомыслию[2]. Выразителем второго направления стала Церковь, живущая в мире. Организация социальных служений, экологическая деятельность, даже политические проекты, – все это от стремления наш мир сделать лучше, христианизировать.

Стремление христианизировать Россию на уровне политики, социальных институтов, на всех уровнях, считаю нормальным и естественным стремлением христиан. И тут, конечно, очень тонкая и скользкая грань. При любом соприкосновении и пересечении с властью ты должен принимать ее законы поведения, ее правила игры.

Мудрость церковных политиков в том, чтобы пройти по этой грани, но не уронить достоинство Церкви. Это очень сложно и порой не удается. Так, например, не считаю, что на все 100% было отработано со стороны церковного руководства правильное отношение к акции девушек из Pussy Riot, станцевавшим на солее храма. Вижу еще некоторые недочеты…

Впрочем, я (как и другие простые люди) настолько мало знаю что и как на самом деле происходит, кто и зачем стоит за тем или иным событием, что предпочитаю по умолчанию доверять нашим церковным лидерам, посвященным в подлинные причины и механизмы происходящего.

Теперь к нашему вопросу: допустимо ли, что сегодня Церковь позиционирует себя как скрепа, основа, стержень российского общества? (Подобных эпитетов можно привести много, они у всех на слуху. Иронизирование над подобными выражениями является любимым занятием современного российской либеральной интеллигенции.)

Если нам наплевать на страну, то, конечно, Церковь должна заниматься своими делами и не обращать внимания на то, что творится в России. Вот как секты какие-нибудь российские или раскольники. Они заняты своими делами, своими проектами. Приобретают недвижимость, основывают приходы, крутятся как-то. И их на самом деле немало, это большой сегмент российского общества. Но про них не слышно, и их не видно. Они живут параллельно жизни России. У них свой маленький гешефт, и им абсолютно все равно, что будет с духовным состоянием российского народа.

Но Русская Православная Церковь всегда в истории занимала самую активную общественную позицию. Не было бы Русской Церкви – не было бы России. И сейчас мы видим, как Церковь старается участвовать в возрождении современной России. Это непросто, потому что государственные политики вытесняют Церковь на обочину общественной жизни, но Святейший Патриарх вновь и вновь заявляет о присутствии Церкви во всех сферах жизни российского общества. Именно поэтому Церковь хочет идти в армию и работать с военнослужащими, поэтому открывают храмы при институтах и университетах, при МВД, при ФСБ, в Олимпийской сочинской деревне, на космическом полигоне и проч…
Иногда наше (имею в виду церковное) присутствие выглядит карикатурно. Но здесь вопрос в исполнителях этой ответственной миссии, в батюшках. А кадры в Церкви, как, наверное, и везде, не всегда оказываются на высоте… Но к самой идее воцерковления всех сфер жизни российского общества я отношусь положительно.

В-третьих, никуда не делось поверхностно-языческое, а часто и оккультное восприятие православия у людей. В одной из своих книг протодиакон Андрей Кураев назвал нашу страну страной победившего оккультизма. К сожалению, это правда.

Да нет, все не так печально. Я вижу положительную динамику в последние 10 лет. Кстати, об этой положительной динамике говорит тот же самый отец Андрей Кураев, грустное высказывание которого Вы приводите.
Приведу слова отца Андрея из одного из последних его интервью.

– 15 лет назад вы написали и издали книгу «Оккультизм в православии», посвященную полуязыческим верованиям и псевдохристианским культам в современном православии. Изменилась ли с тех пор ситуация с этими негативными явлениями?

– Я думаю, что в определенной степени ситуация улучшилась. Во-первых, идет время, люди начинают оценивать многие явления трезвее, взрослеют. По прошествии времени более отчетливо видно, что многие тревоги (апокалипсического характера. – Прим. ред.) были ложными. Прошли времена расцвета и многих личных культов: лжестарчиков и лжепророков. Люди чему-то учатся. Как, кстати, и в политике. Люди стали осторожнее и не готовы идти вслед за каждым встречным горлопаном, обещающим золотые горы.

Здравым шагом в оздоровлении ситуации стало введение церковной цензуры. Я об этом все 90-е годы говорил. Чтобы книга, издаваемая от имени Церкви, претендующая на церковную позицию, проходила бы церковную цензуру. Естественно, что возникает вопрос: а кто цензоры? Понятно, у них может быть своя партийность или предвзятость. Но это уже технические трудности. В целом же количество сомнительной литературы всё-таки снизилось. Поэтому можно говорить об уменьшении оккультизма в церковной литературе.

Почитаем дальше Ваше письмо, дорогой Федор:

…В-четвёртых, в РПЦ есть по многим вопросам рвение не по разуму: 1. практика фильтрации прихожан перед причастием (постился - не постился, вычитал канон - не вычитал канон, был на службе - не был на службе: это очень напоминает ситуацию, когда человек прибегает к врачу и просит дать ему лекарство, потому что ему плохо, а врач говорит: "Нет, дорогой, подожди. Ты когда в последний раз на осмотре был? Ну, вот видишь - давно, а уже лекарство хочешь. Нет, ты сначала на осмотр сходи, посмотри, как другие лекарство принимают, рецепты почитай, а потом приходи - посмотрим";

Это грустно. Ненормальность подобной «фильтрации» по совершенно произвольным критериям, как иному батюшке в голову взбредет, осознают и в церковном руководстве. Именно поэтому в сентябре прошлого года в Патриархии был подготовлен проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Этот документ был опубликован на официальном сайте Патриархии и на ряде других богословских сайтов. И все желающие были приглашены к обсуждению и доработке документа.

С самим документом можно ознакомиться: http://www.patriarchia.ru/db/text/3225677.html

Очень интересная дискуссия развернулась на сайте http://www.bogoslov.ru/ Я тоже принимал в ней участие.

В скором времени специальная комиссия, работающая над документом, составит его окончательный вариант, учитывающий поступившие предложения и замечания. И на заседании Священного Синода, или как-то там еще, этот документ будет ратифицирован.

И что дальше? А то, что теперь никакой батюшка не будет, от ветра главы своея, запрещать Вам приступать к Чаше, если Вы подготовились к Причастию в соответствии с принятыми правилами. А если будет, то Вы просто пишете докладную записку местному епископу и с батюшкой проводят беседу. Несколько записок и батюшка, пользуясь терминологией отца Андрея Кураева, пострадавший от произвола распоясавшихся епископов-гомолюбов, получая сердечный приступ, едет восстанавливать храм в деревню.

…Открытие кафедр теологии в технических вузах с обставлением этих событий наихудшим видом пиара

Я не считаю, что открытие кафедр теологии в ВУЗах –это что-то страшное. Во всех западных Университетах есть кафедры теологии! Что плохого, если физики смогут посещать (кстати, факультативно) лекции по богословию? узнают о библейском взгляде на Вселенную? Откроют для себя христианское учение о начале и конце истории мира?

Открытие таких кафедр – борьба с невежеством, это преодоление искусственного, созданного в советское время и являвшегося частью атеистической пропаганды средостения между верой и наукой.
В прошлом году в СМИ была шумиха связанная с открытием кафедры теологии в МИФИ (Московском инженерно-физическом институте). Писали, вот церковники рвутся в светский вуз. Но история была такова: руководство института (ректор) попросил Святейшего Патриарха об учреждении такой кафедры. И Патриарх откликнулся. В чем вина Церкви?..

И никакой шумихи по поводу открытия теологических кафедр или открытия храмов Церковь не поднимает. Шумиху поднимают светские СМИ, которые пытаются найти в этой новости какие-то скандальные аспекты.

Посмотрите (а я специально проверил себя и сделал это) в Интернете публикации об открытии теологической кафедры в МИФИ. Вы найдете всего пару скупых сообщений на церковных сайтах и сотни постов какого-то словоблудия на других сайтах. Так кто, перефразируя Вас, наихудшим образом пиарит эти вещи?

Громкие, рассчитанные на дешёвый эффект мероприятия вроде шествия по Москве последние несколько студентов духовных школ 24 мая (студентов туда сгоняют по разнарядке) или "внеполитических" молебнов…

Как-то беседовали с женой. Она восхищалась святым Иоанном Златоустым.

Я говорю:
– Если бы мы жили во времена Златоуста и он был моим епископом, ты бы не любила его.
– Почему?
– А потому, что Иоанн Златоуст, когда стал Архиепископом Константинопольским, ввел крестные ходы. Причем… ночные. Ради сплочения верующих, ради мобилизации всех духовных сил батюшек, святитель Иоанн постоянно устраивал ночные и дневные крестные ходы. Со святынями, с мощами и проч. Представляешь, – говорю жене, – что я ночью бы вместо того, чтобы остаться с семьей, уходил бы на эти шествия…
Смех-смехом, а духовенство святителя Иоанна Златоустого недолюбливало. Потому, что он батюшек «напрягал».

А теперь – от века 5-го в 21-й. Насколько они нужны, эти крестные ходы? Мне кажется, что нужны. Это удивительным образом сплачивает народ, позволяет всем почувствовать себя братьями и сестрами, родными… А батюшек и семинаристов, конечно, будут привлекать помимо их хотения, по послушанию. И они будут недовольно гудеть. И я погужу, если меня в мой выходной сдернут на какое-нибудь шествие:) Погужу (но не в Интернете, чтоб никого не соблазнить, а так, на кухне) и пойду. Потому, что, положа руку на сердце, это надо.

Неуёмные восхваления "православности" нашего народа на фоне привозимых для поклонения реликвий и какая-то "радостная истерия" из-за огромных к ним очередей (мне есть с чем сравнивать, ибо посчастливилось в начале мая 2011 года побывать в Турине у Туринской плащаницы - ни истерии, ни очереди).

Но ведь это замечательно, что столько людей идут, ползут к святыням… Да, многие идут с языческим представлением, но, окунувшись в эту атмосферу стояния, прикосновения к святыне, проникаются подлинным христианским настроением. И потом приходят в храм.

Вот недавно в нашем городе была святыня «Дары волхвов». И я могу засвидетельствовать, что это событие побудило многих людей впервые прийти в храм на исповедь и Причастие. Вы скажете, откуда я знаю? А потому, что когда я исповедаю (10-30 человек в будни, в воскресный день это 150 человек) и слышу от человека, что он впервые пришел на исповедь, я спрашиваю: «Что вас привело?»

И слышу ответ. Порой это очень необычный ответ. Так, немалое количество людей пришли после просмотра фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Многих побудила прийти в храм… смерть и похороны Святейшего Патриарха Алексия. Но несравненно большее количество людей переступают порог храма и начинают церковную жизнь после привезения в наш город какой-нибудь святыни.

Хорошо то, что мы, по крайней мере, стали об этом говорить. К сожалению, со скандалами, с непониманием, со взаимными обидами но хотя бы стали. Может быть, это добрый знак?
И, наконец, настоящая Церковь всегда и во веки та же. Только она как бриллиант, замотанный в кучу разнообразного тряпья. Тряпьё иногда красивое, и есть соблазн принять его за Церковь, иногда же вонючее и грязное, и тогда есть соблазн отвернуться от Церкви. Благо тем, кто видит суть. Только сложно это...

Полностью согласен! Спасибо Вам, дорогой Федор, за письмо.

У Вас или у других читателей может сложиться впечатление, что я нахожусь в розовых очках, что как щенок прыгаю и виляю хвостом от умиления, как все в нашей любимой Церкви прекрасно. Это не так. У меня есть свои вопросы и недоумения. О них я расскажу в конце проекта, когда разберу все письма наших читателей. Но, Федор, среди присланных Вами вопросов, я не нахожу того, чтобы меня как-то смущало, огорчало.

С любовью…




Сноски
[1] Если кто-то побаивается принимать за авторитетное мнение англиканского богослова, то, в утешение вам, дам одну ссылку: В книге «Новый Завет: православная перспектива» православного богослова греческого происхождения, протоиерея Теодора Стилианопулоса читаем: «Позиция Райта – показательный пример важнейшей особенности православного подхода к изучению Библии в критической форме» (Стилианопулос Т. Новый Завет: православная перспектива. М.: Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея. 2008. С. 10.
Читая Райта (а я прочитал больше десятка его книг), скажу, что всегда удивляюсь мудрой, практически православной позиции этого богослова.

[2] Во всяком случае, должны так делать. Но: во многих монастырях есть послушания, которые можно назвать мирскими. Огород, обслуживание гостиницы, проведение паломнических мероприятий, животноводство и проч. Насколько это совместимо с задачами монастыря? Я много раз задавал себе этот вопрос и пытался его решить. Думаю так: труд в любом случае возводит человека к Богу. Во-вторых: физическая деятельность для молодых людей является тем спасительным фактором, который позволяет им реализовать эротическую энергию. В-третьих: Ап. Павел работал, чтобы заработать себе на жизнь. Монах может занимать молитвой даже во время какого-то делания. Почему мирские люди должны кормить монастырь, если он сам может выйти на самоокупаемость, если монахи будут не лениться, а совмещать молитву с деятельностью?

Фотофакт

Знаете, есть открытки, которые только захламляют квартиру. Их, во время уборки выбрасываешь без сожаления. А есть такие, что бережно складываешь и хранишь. Вот с одной такой хочу вас познакомить. Один близкий мне человек, духовная дочь, подарила на Рождество вот такую открытку. Присмотрелся... Это же отец Иоанн Кронштадский едет в свой любимый монастырь, на реке Карповке.
Всякий петербуржец знает эти места. И всякий паломник в наш город тоже знает эти места, ибо приезжал сюда, на метро "Петроградская", поклониться могиле отца Иоанна.

Посмотрите, как умно сделали открытку сестры монастыря. Тут и любимый храм, и любимый батюшка отец Иоанн. И сразу мысленно переносишься в те дни...

E72A0898.JPG
Такую открытку с удовольствием изучают дети.

E72A0881.JPG
Посмотрите на старинный вид этого места, воссозданный художником.

IMG_0330.JPG
А этот снимок я сделал пару недель назад с этого же самого места. Теперь здесь вот так...
Перейти к следующей записи Русская Православная Церковь сегодня 3
Перейти к предыдущей записи Русская Православная Церковь сегодня

Комментарии

Первое послание к о. Константину!
Здравствуйте, отец Константин! Мира Вам и благополучие Вашему приходу и вашим близким.


Я каждый день захожу на данный сайт, вернее на Ваш блог с надеждой, чтобы узнать нового, спешу и думаю, наверное, батюшка что-то для моей души полезное выложит сегодня. Не терпится открыть страницу и …., вместо радости приходит разочарование.

Выскажу сугубо личное мнение, может не стоит комментировать письма каких-то вообще не знакомых людей, которые, не смотря на свой не детский возраст так и не определились со своей верой, имеющие в своем сердце сомнение, двойственность. Честно скажу, не хочется погибать, разбираясь, почему никому не известный человек не может определиться в своей вере, чем-то не доволен, а хочется свежего глотка живительной воды для души, познание Бога нашего, все глубже и глубже идти. Давайте сохраним то, что уже имеем – веру! А остальные, не определившиеся, пусть присоединяются!!!

Полагаю, что вы больше владеете знаниями чем мы, что-то получили в духовной семинарии, где-то были в паломнических местах и узнали то, что мы не знаем. Что-то редкое читали. Дайте нам знания, помогите укрепиться еще сильнее в вере. Поделитесь духовным опытом. Какие-то особенности жития святых, которые не выложены в публичном виде. Вот что душе нашей угодно. Это же так интересно – подражать святому!!! Я хоть из Москвы, но каждый год езжу к Александру Свирскому. Это просто чудо быть там! Ведь сам Александр видел Бога в Трех Лицах!

А публичные разборы писем не известных людей, не побоюсь сказать за всех – ВООБЩЕ не интересно. Если человек хочет прийти к Богу, то он идет в Церковь, идет к батюшке, сам читает житие святых, православный Катехизис, Закон Божий …. . Но многие этого не делают, не вылезают из свой квартиры-берлоги и никуда не хотят идти. Стонут, плачут, хнычут. Вывод – нет истинного желание узнать Бога, уверовать в Бога!

Кстати, очень ждем новых толкований на Апостольские послания! :)
Помогай нам всем Господь!
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо, о . Константин!
подобный разбор не может быть не интересен христианину, так как с таким отношением сталкиваешься КАЖДЫЙ Божий раз с человеком невоцерковленным, а вот в первой части особенно явно что и церковным людям неймется .
и каждый раз зная и понимая для себя (!) и смысл и суть - как баран соображаешь, что же говорить. А вот так сказать- знаешь сестра(брат) я уже такой "попсой" не увлекаюсь, мне бы за "святость", а ты подтягивайся давай - валяй...
и сколько ни читай, вот так конструктивно и с уважением отвечать- рассуждать очень- очень трудно, А НАДО, ведь надо же,это очевидно ж!

Для меня огромной радостью был прочитанный отрывок из книги Райта. Вот эта мысль о начале НОВОГО преображенного пространства с Воскресения и куда войдет все прекрасное (вот плоский вариант пересказанной куда более глубокой мысли!)- казалось бы что и не новость - а Какое Откровение(!)- зацепило.
Батюшка, Вам Господь дает такую мудрость, что у Вас все настолько не тривиально, не плоско, с каким-то таким дивным вкусом и сказано и подобрано (вот и про открытку) - что диву даешься.
всех Вам благ1
 
Вопрос р.б.Андрею.
Позвольте полюбопытствовать - почему Вы пишете от имени всех? Ваше мнение это только Ваше мнение. Стонов и хныканий ни в одном комментарии я не видел.Отцом Константином поднята очень важная тема и ответы, комментарии к вопросам помогают многим сориентировать себя, если человек задает вопрос, значит ему уже не безразлично что происходит в Церкви сегодня
 
р_б_ Андрей написал(а):
Здравствуйте, отец Константин! Мира Вам и благополучие Вашему приходу и вашим близким.

Я каждый день захожу на данный сайт, вернее на Ваш блог с надеждой, чтобы узнать нового, спешу и думаю, наверное, батюшка что-то для моей души полезное выложит сегодня. Не терпится открыть страницу и …., вместо радости приходит разочарование.

Выскажу сугубо личное мнение, может не стоит комментировать письма каких-то вообще не знакомых людей,

Спасибо Андрей за совет. Я сам решу, какие материалы в своем блоге размещать, о чем писать, а о чем нет, хорошо?
Ну а если Вам что-то неприятно читать, дам хороший совет: не читайте. Читайте что нравится, от чего душа находится в покое и благодати.
Ваш прот. К.
 
Очень нужно...Вот я, например, все не могу батюшке вопрос задать...не решаюсь. Я столкнулась с тем, что в Подмосковье, да и по России, сейчас множество неославян и ведов, которые активно пропагандируют язычество и ведичество. И от этого не убежать: против них нужно иметь знания и Веру, прежде всего.Такое оружие есть у тех, кто в лоне Церкви..и воцерковлен..но дети тех, кто в Храм не ходит....с удовольствием посещают с родителями(и даже классами) под видом исторических экскурсий такие языческие заповедники. Мой ребенок как-то пришел и сказал: Мама, нам сегодня рассказали, что Крест-символ смерти...что христиане убивали людей, чтобы выгнать язычников и установить веру евреев...Конечно, я ребенку рассказала, что это ложь....а дальше?Дальше он вновь на жизненном пути будет встречать таких ведов...умных...и дети должны иметь от родителей Веру...и , конечно, ответы на вопросы, которые ставят веды и язычники. Очень бы хотела на эту тему прочитать статью от батюшки Константина.
 
Согласна с Еленой. В этом смысле с удовольствием сейчас читаю книгу о.Андрея Кураева "Протестантам о Православии" - такая литература, с разбором часто встречающихся вопросов или претензий помогает сформулировать ответы на те вопросы, которые сам себе, бывает, и не задаёшь и, соответственно, теряешься, если тебе их задают.
 
Мережко Надежда Евгеньевна написал(а):
Очень нужно...Вот я, например, все не могу батюшке вопрос задать...не решаюсь. Я столкнулась с тем, что в Подмосковье, да и по России, сейчас множество неославян и ведов, которые активно пропагандируют язычество и ведичество. И от этого не убежать: против них нужно иметь знания и Веру, прежде всего.Такое оружие есть у тех, кто в лоне Церкви..и воцерковлен..но дети тех, кто в Храм не ходит....с удовольствием посещают с родителями(и даже классами) под видом исторических экскурсий такие языческие заповедники. Мой ребенок как-то пришел и сказал: Мама, нам сегодня рассказали, что Крест-символ смерти...что христиане убивали людей, чтобы выгнать язычников и установить веру евреев...Конечно, я ребенку рассказала, что это ложь....а дальше?Дальше он вновь на жизненном пути будет встречать таких ведов...умных...и дети должны иметь от родителей Веру...и , конечно, ответы на вопросы, которые ставят веды и язычники. Очень бы хотела на эту тему прочитать статью от батюшки Константина.

Хорошая идея написать о том, как критикуют христианство современные язычники (родноверы, ведисты и проч.) и разобрать их критику. Сделаем.
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Хорошая идея написать о том, как критикуют христианство современные язычники (родноверы, ведисты и проч.) и разобрать их критику. Сделаем.
Батюшка здравствуйте! Есть не очень большой сайт посвященный критике родноверия и т.д.

http://neopaganism.info/
 
"Дорогой Федор, где это противопоставление?.. Не вижу его я… Простите, может у меня просто плохое зрение? А может быть, Вы говорите о какой-то частной печальной приходской истории? Где у нас в Петербурге священники отделяют себя от прихожан? Ау, читатели, напишите.

Итак, то, что Вы обозначили как проблему, – есть. Но это не общая, а локальная проблема. И решается она просто: не нравится духовный климат в храме, в который вы ходите, перейдите в другой храм".


Уважаемый отец Константин! Проблема не локальна! Может, в Петербурге священники и не отделяют себя от прихожан, а в глубинке Вологодской и Великоустюжской епархии - сплошь и рядом. Перейти в другой храм невозможно. Его просто нет.
 
Сергей Розанов 22.02.2014 в 13:45 написал(а):
Батюшка здравствуйте! Есть не очень большой сайт посвященный критике родноверия и т.д.
http://neopaganism.info/
Бегло прочитал, большая страничка. С обеих сторон все о глупостях говорят.
Главное то, что в Завете Бога Авраама чистая мудрость, не достигнутая другими религиями.

Христиане, если будете читать эту или подобную информацию,
не забывайте, сохранять тепло в сердце, поступайте как Ап.Петр, он любил врагов,
например, в своем послании он всех называл "Возлюбленный",
даже тот кто несметное горе принес христианству был назван "Возлюбленный Брат наш".
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Хорошая идея написать о том, как критикуют христианство современные язычники (родноверы, ведисты и проч.) и разобрать их критику. Сделаем.

А где можно найти сравнение раннего христианства и современного? Если это очень трудно, может быть мне хоть ссылочку кто-нибудь даст? :(
 
Незарегистрированный написал(а):
Уважаемый отец Константин! Проблема не локальна! Может, в Петербурге священники и не отделяют себя от прихожан, а в глубинке Вологодской и Великоустюжской епархии - сплошь и рядом. Перейти в другой храм невозможно. Его просто нет.

Неужели в этой епархии все так плохо... Я слышал хорошее...
 
Марина Г. размещена 22.02.2014 в 20:26 написал(а):
А где можно найти сравнение раннего христианства и современного? Если это очень трудно, может быть мне хоть ссылочку кто-нибудь даст?
Зачем Вам какие то ссылки.
У о.Константина есть тема в блоге "Толкования на все Апостольские Послания Нового Завета" там как раз о духе перво-апостольского времени.
Ничего более разумного Вы не найдете, там максимально близко к сохранившимся фактам.
Может Вы имели ввиду хронологию возникновения канонов в церкви (церквях)? церковные документы, реестр постановлений? скорее всего такого нет, если только после п.Никона и Петра-1 что-то появилось, но это уже не ранее христианство.

Главное не забывайте, Иисус и его ученики ничего такого не писали на бумаге,
они писали в душах людей; и пребывали в ожидании второго пришествия со дня на день.
 
Спасибо за ответ, Незарегистрированный. А то у меня уже ощущение, что меня просто никто не воспринимает, не слышит...

Батюшка подробно ответил, что такое есть каноны, как к ним относится. Очень подробно, развёрнуто и понятно. Да только не в том был вопрос-то. И это всецело моя вина. Я не сумела точно сформулировать вопрос.

А сейчас вот сумела. Меня заинтересовал тот момент, что часто слышатся указания на первоапостольские и послеапостольские времена, как на идеальное состояние христианства. Так вот вопрос в том, правильно ли это?

Суть совсем не в толкованиях, канонах или документах. Суть в том, насколько изменилось христианство, как, почему. В глубину ли или в ширину.

Ну если хотите, чем отличается современный "среднестатический" православный христианин от "среднестатического" христианина первых веков. Изменился ли он, почему. И изменился ли вообще.

Если и так непонятно, то я сдаюсь.
 
Второе послание к о. Константину!

Долго думал, писать или не писать. Но случай, который я наблюдал, в эту субботу в храме, подтолкнул меня, хотя, нужно ли рассказывать. Я пишу лично Вам, но не посетителям форума (остальные можете не читать.)
Итак, в субботу, 22 февраля стоял в очереди на исповедь. Со мной был мужчина, лет 60-65. Я его запомнил, т.к. одна из женщин пропустила его вперед, сказав, что мужчин нужно пропускать вперед. Затем, хотела и меня пропустить, но…. это совсем другая история.

Храм, в котором я был, очень маленький, размером, ну с часовенку. Слышно кто и что говорит в разных углах храма. Так вот, литургия закончена, служба подошла к концу и прихожане пошли к Крестоцелованию. И я опять увидел этого мужчину, который поцеловав Крест Господень, видимо спросил а когда будет причастие?. На что батюшка сказал, что причастие уже было, вы что, не услышали (а он действительно плохо слышит)? И он, с поникшей головой пошел на выход.

В чем смысл приводимой истории? А смысл в том, что не было воли Божией, чтобы этот человек приступил к причастию. Почему? Мне не ведома воля Божия. Так угодно Ему. Может, веры нет, может грех висит, может не благоговейно готовился, не вем. Знаю одно, когда нет воли Божией, то это очень и очень страшно.

Поэтому, не стоит обсуждать письма не воцерковленных людей публично по следующим причинам:

1. Это личное и не подлежит публичному разбору (только духовник и сам человек. Либо церковь и сам человек.)
2. Сам человек не готов пустить в себя Христа (замечу, умершего и за него тоже)
3. Нет воли самого Господа. Ибо Он ведает, будущее этого человека.
4. Попросту не интересно многим другим. Но есть, которым, интересно (чтобы вас дорогие не обидеть).

Если воля Божия над ним не совершилась, то Вы, батюшка, не поможете ему. Должна быть воля Божия и только Божия, но не человека. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Евангелие от Иоанна 15:5). Доверьте его Богу, он сам приведет его к себе.

Не помню имени одной форумчанки (или форумчанина) здесь, который (я) 12 раз проходила катехизацию, но так и не смогла воцерковиться. Значит нет воли Бога!!! Не ужели не достаточно этому человеку одно факта смерти самого Бога за человека? Ведь какая картина получается, Бог умер на кресте мучительной смертию – шесть часов умирал на кресте под зноем солнца. А человек, по воле своей бесовской еще думает, принять крещение или еще подумать. Хочется спросить этого человека, ты кто? Кто ты гнусный человече, «…доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое»? За что Бог даровал тебе "талант" – родиться на земле? Поэтому, нужно данным людям просить одно у Бога – чтобы Господь явил свою милость на них, только искренне молить, слезно.

Ужели, вы думаете о. Константин, что сможете этих людей поставить на путь Христовый? Известно, что Ап. Павел, проповедуя в Коринфе в синагогах, он так и не смог ни одного иудея обратить в православие. Господь зная сердца тех иудеев, не пожелал их. Кстати, он это понял и перестал в синагогах проповедовать. Вы это лучше меня знаете, читали. Он переключился на язычников, но это совсем другая история. Так и Вы, о. Константин, духовный пастырь, на Вас благодать Божия ниспослана. Займитесь теми чадами, которые ищут лица Господа. Подкрепляйте их веру, занимайтесь ими. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Радосте моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся".

Я не в коем случае не призываю отказаться от не воцерковленных людей, бросить их. Нет. Конечно, им нужно помогать, но здесь должна быть воля самого человека. Даже сам Господь не пойдет против воли человека, если он не захочет «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). Все ответы заложены в этих высказываниях. Все дело в самом человеке, не хочет он, сердце закрыто.

Но есть и другая сторона медали у этих людей. Ну примет крещение человек, и на том все станет -не будет ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Т.е. по сути останется тем же человеком, но только приняв крещение. Тут вспоминаются такие слова:«Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29). Человек еще больше даст ответ перед Господом, нежели не воцерковленный. Вот почему Богу не всегда угодно вооцерковлять неготового человека – для его же спасения. Кстати, это очень сложное мое высказывание, можно его не читать. Это сугубо личное понимание.

Призываю Вас заниматься теми, кто тянется к Богу, кто стремится знать его, знать глубже веру и укреплять ее. Тут мне на ум приходят такие слова из Псалтири: «Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. (Пс. 26:8) Вы, батюшка, понимаете эти слова, а кто не понял, значит нет воли Божией. Кстати, этот псалом советовала читать три раза в день матушка Пелагея Рязанская, говорила, что кто будет читать три раза, того Господь пронесет по воде как по суху.

Много верующих, которые, как я писал в первом посте, ищут глоток живительной воды для души, ищут лица Его, но они окружены неверующими людьми, сомневающимися, не готовыми и иноверцами. Особенно касается больших городов. Почему лица у людей в Москве, с которыми едешь в метро, перекошены от злобы? Потому что нет веры Христовой, но все они крещены и если их спросить, то скажут гордо – я православный (ая). А суть где?

Елена_Б написал(а):
...и каждый раз зная и понимая для себя (!) и смысл и суть - как баран соображаешь, что же говорить.
Уважаемая Елена, хочу привести примеры из Евангелия в котором говорится, что по воле Божией дается. Вспомните схождение Святого Духа на апостолов в пятидесятницу, когда они заговорили на разных языках. Тут же на ум приходят слова Христа: «не заботьтесь, как или что сказать; ибо в ТОТ ЧАС дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Матф. 10:19,20). Слова не только относятся к Апостолам, но и к нам. Нужно понять, что Богу не угодно чтобы Вы отвечали и комментировали, вот, и «…соображаете как баран» . Даже если, перечитаете все на земле книги, но не будет воли Господа, то так и не сможете дать ответы. Молитесь!

Как сказал игумен Михаил (наместник муж. Монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь») «Почему так трудно жить современному человеку – потому что он, все делает по своей воле. Святые отцы говорят, что своя воля – есть воля бесовская». (фильм Матушка Сепфора – птичка небесная. Очень сильный фильм!)

Помогай нам всем Господь!
 
Вот уж точно. Перекличкой с предыдущим комментарием звучит ещё одно недоумение.

Вот многих смущают церковные "тарифы". Можно сто раз говорить, что это дело добровольное, что это необходимая и вынужденная мера. С этой позицией всё ясно. Но она совсем не отменяет фактическую обязательность и строго установленную планку этих взиманий.

А что если глянуть, что будет, если взять и отменить эти установленные платы? Разве не добровольность - основа спасения? А значит и основа всей веры православной? Сгинут ли храмы? Ну поубавится. Поубавится ли батюшек? И главное - что тогда случится с народом? Народ поймёт, наконец, что он реально может потерять свою веру. И это послужит отрезвлением.


И вот с этих-то казалось бы мелочей и начинается всё выворачивание наизнанку. И начинается это, когда кто-то нарушает чью-то свободу. И чем сильнее нарушает, тем хуже из него будет христианин. В Церковь должны люди проситься, стучаться...а у нас:
"Двери, двери, премудростию вонмем..." И все стоят. Двери надо запирать. Иначе получается - пустословие. Сегодня наблюдала: все поют Символ Веры, а двое захожан (зашли они как раз после возгласа "Двери..") стоят и болтают. Хорошо хоть у нас на стенах повесили предупреждение о запрете на болтовню в храме, а то так бы и продолжали.... Да куда это годится?!( ну это как небольшое отступление от темы..)

Конечно, совершенно очевидно, что отменить эту установленную кем-то и когда-то систему совсем нереально. Это обречёт на голод многие семьи священников и клира.
Но и возмущение звучит не зря и не на пустом месте.

Взлёт или неудачи? Количественно - взлёт, но качественно - увы, такого не скажешь. И в первую очередь потому что сами не ценим то, что имеем. Не храним. Не бережём. Блоггеры - это стервятники...а они просто так не слетаются.

Одной рукой Церковь ещё удерживает позиции, ещё хранит себя от полного коленопреклонения перед миром , но другой-то уже уступает ему.
 
от р_б_ Андрей размещена 23.02.2014 в 15:44 написал(а):
Поэтому, не стоит обсуждать письма не воцерковленных людей публично по следующим причинам: ... ...
о.Константин конечно Вас поймет, но все-таки зря Вы так.

Мы все спорим, что-то пишем, доказываем друг-другу, но в конечном счете только самим себе.
Мы как бы подставляем щеку друг-другу,
ответ и реакция о.Константина ему приносит пользы не меньше, чем тому кто спрашивает.

Что до воли Божией, то по Его воли и у самого человека есть воля,
так что ждать знамений или "спихивать" на Бога что-то "неподходящее" - это не дело.
 
от Марина Г. размещена 23.02.2014 в 15:05 написал(а):
... Ну если хотите, чем отличается современный "среднестатический" православный христианин от "среднестатического" христианина первых веков. Изменился ли он, почему. И изменился ли вообще.
Всяких людей во все времена хватало.
Нет такого образа "среднестатический" христианин.

Были особенности христианского общества,
про это у о.Константина есть тема в блоге "Толкования на все Апостольские Послания Нового Завета" там как раз о духе перво-апостольского времени. Надеюсь скоро уже про Петра с Иоанном что то расскажут.

Если хотите заглянуть в душу к другим христианам, то стоит разобраться с тем что есть три разновидности веры; уверенность, доверие и предверие.

В первое столетие не было церковных норм, у каждого в сердце был свой образ Божий,
вот от всей души и заблуждались и верили.
 
р_б_ Андрей написал(а):
Второе послание к о. Константину!

Долго думал, писать или не писать. Но случай, который я наблюдал, в эту субботу в храме, подтолкнул меня, хотя, нужно ли рассказывать. Я пишу лично Вам, но не посетителям форума (остальные можете не читать.)
Итак, в субботу, 22 февраля стоял в очереди на исповедь. Со мной был мужчина, лет 60-65. Я его запомнил, т.к. одна из женщин пропустила его вперед, сказав, что мужчин нужно пропускать вперед. Затем, хотела и меня пропустить, но…. это совсем другая история.

Храм, в котором я был, очень маленький, размером, ну с часовенку. Слышно кто и что говорит в разных углах храма. Так вот, литургия закончена, служба подошла к концу и прихожане пошли к Крестоцелованию. И я опять увидел этого мужчину, который поцеловав Крест Господень, видимо спросил а когда будет причастие?. На что батюшка сказал, что причастие уже было, вы что, не услышали (а он действительно плохо слышит)? И он, с поникшей головой пошел на выход.

В чем смысл приводимой истории? А смысл в том, что не было воли Божией, чтобы этот человек приступил к причастию. Почему? Мне не ведома воля Божия. Так угодно Ему. Может, веры нет, может грех висит, может не благоговейно готовился, не вем. Знаю одно, когда нет воли Божией, то это очень и очень страшно.

Поэтому, не стоит обсуждать письма не воцерковленных людей публично по следующим причинам:

1. Это личное и не подлежит публичному разбору (только духовник и сам человек. Либо церковь и сам человек.)
2. Сам человек не готов пустить в себя Христа (замечу, умершего и за него тоже)
3. Нет воли самого Господа. Ибо Он ведает, будущее этого человека.
4. Попросту не интересно многим другим. Но есть, которым, интересно (чтобы вас дорогие не обидеть).

Если воля Божия над ним не совершилась, то Вы, батюшка, не поможете ему. Должна быть воля Божия и только Божия, но не человека. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Евангелие от Иоанна 15:5). Доверьте его Богу, он сам приведет его к себе.

Не помню имени одной форумчанки (или форумчанина) здесь, который (я) 12 раз проходила катехизацию, но так и не смогла воцерковиться. Значит нет воли Бога!!! Не ужели не достаточно этому человеку одно факта смерти самого Бога за человека? Ведь какая картина получается, Бог умер на кресте мучительной смертию – шесть часов умирал на кресте под зноем солнца. А человек, по воле своей бесовской еще думает, принять крещение или еще подумать. Хочется спросить этого человека, ты кто? Кто ты гнусный человече, «…доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое»? За что Бог даровал тебе "талант" – родиться на земле? Поэтому, нужно данным людям просить одно у Бога – чтобы Господь явил свою милость на них, только искренне молить, слезно.

Ужели, вы думаете о. Константин, что сможете этих людей поставить на путь Христовый? Известно, что Ап. Павел, проповедуя в Коринфе в синагогах, он так и не смог ни одного иудея обратить в православие. Господь зная сердца тех иудеев, не пожелал их. Кстати, он это понял и перестал в синагогах проповедовать. Вы это лучше меня знаете, читали. Он переключился на язычников, но это совсем другая история. Так и Вы, о. Константин, духовный пастырь, на Вас благодать Божия ниспослана. Займитесь теми чадами, которые ищут лица Господа. Подкрепляйте их веру, занимайтесь ими. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Радосте моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся".

Я не в коем случае не призываю отказаться от не воцерковленных людей, бросить их. Нет. Конечно, им нужно помогать, но здесь должна быть воля самого человека. Даже сам Господь не пойдет против воли человека, если он не захочет «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). Все ответы заложены в этих высказываниях. Все дело в самом человеке, не хочет он, сердце закрыто.

Но есть и другая сторона медали у этих людей. Ну примет крещение человек, и на том все станет -не будет ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Т.е. по сути останется тем же человеком, но только приняв крещение. Тут вспоминаются такие слова:«Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29). Человек еще больше даст ответ перед Господом, нежели не воцерковленный. Вот почему Богу не всегда угодно вооцерковлять неготового человека – для его же спасения. Кстати, это очень сложное мое высказывание, можно его не читать. Это сугубо личное понимание.

Призываю Вас заниматься теми, кто тянется к Богу, кто стремится знать его, знать глубже веру и укреплять ее. Тут мне на ум приходят такие слова из Псалтири: «Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. (Пс. 26:8) Вы, батюшка, понимаете эти слова, а кто не понял, значит нет воли Божией. Кстати, этот псалом советовала читать три раза в день матушка Пелагея Рязанская, говорила, что кто будет читать три раза, того Господь пронесет по воде как по суху.

Много верующих, которые, как я писал в первом посте, ищут глоток живительной воды для души, ищут лица Его, но они окружены неверующими людьми, сомневающимися, не готовыми и иноверцами. Особенно касается больших городов. Почему лица у людей в Москве, с которыми едешь в метро, перекошены от злобы? Потому что нет веры Христовой, но все они крещены и если их спросить, то скажут гордо – я православный (ая). А суть где?


Уважаемая Елена, хочу привести примеры из Евангелия в котором говорится, что по воле Божией дается. Вспомните схождение Святого Духа на апостолов в пятидесятницу, когда они заговорили на разных языках. Тут же на ум приходят слова Христа: «не заботьтесь, как или что сказать; ибо в ТОТ ЧАС дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Матф. 10:19,20). Слова не только относятся к Апостолам, но и к нам. Нужно понять, что Богу не угодно чтобы Вы отвечали и комментировали, вот, и «…соображаете как баран» . Даже если, перечитаете все на земле книги, но не будет воли Господа, то так и не сможете дать ответы. Молитесь!

Как сказал игумен Михаил (наместник муж. Монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь») «Почему так трудно жить современному человеку – потому что он, все делает по своей воле. Святые отцы говорят, что своя воля – есть воля бесовская». (фильм Матушка Сепфора – птичка небесная. Очень сильный фильм!)

Помогай нам всем Господь!

Спасибо, дорогой Андрей. Я понял и уважаю Вашу точку зрения. Хотя и не разделяю. Храни Вас Господь.
 
р_б_ Андрей написал(а):
Но есть и другая сторона медали у этих людей. Ну примет крещение человек, и на том все станет -не будет ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Т.е. по сути останется тем же человеком, но только приняв крещение. Тут вспоминаются такие слова:«Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29). Человек еще больше даст ответ перед Господом, нежели не воцерковленный.
А Вы не в числе ли таких людей, автор этих строк?

Это какое же должно быть гигантское своеволие, чтобы судить о том, кто Богу угоден, а кто нет.
Или какую же гордость неподъемную нужно иметь, чтобы указывать священнослужителю кого ему вразумлять, а кого нет.

Так посмотришь со стороны на некоторых людей, считающих себя верующими, и поймешь КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО, чтобы не гневить Бога.

Вразуми Господь Вашу заблудшую душу, человече.

Это и к вам тоже обращены слова преподобного Серафима Саровского:
"Радосте моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся".
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
13.776
Комментарии
31
Последнее обновление
Сверху