Церковь «Отче наш»

Эта запись является частью серии записей 50 заметок о Святой Земле
50 заметок о Святой Земле
4: Церковь «Отче наш»

Сам неоднократно был свидетелем: Гиды прячут скептическую улыбку, когда объявляют благочестивым паломникам: «Перед нами – церковь, где Господь Иисус Христос дал ученикам молитву "Отче наш"».

Понять их можно: Паломники и туристы любят все конкретное и значительное – молитва «Отче наш»! Это что-то да значит!.. С другой стороны, понять можно и скепсис гидов: на самом деле нам неизвестно, где именно Христос дал ученикам молитву. В Евангелии от Матфея сказано, что Он дал ее на горе, вместе с Заповедями Блаженств, и, судя по всему, это одна из гор близ Галилейского озера. В Евангелии от Луки сказано просто:
Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! (Лк.: 11, 1-2)

Поэтому, по правде говоря, нам неизвестно, где Спаситель дал молитву ученикам. Лучше всего предположить, что Он давал ее неоднократно, разным аудиториям и в разных местах.
Мог дать Спаситель эту молитву на том месте, о котором мы сегодня говорим? Мог. Но место это уникально совсем по другой причине. И об этом мы сегодня поговорим.

Итак, на Елеонской горе, на склоне, обращенном к Иерусалиму, есть храм, вернее, даже храмовой комплекс, посвященный молитве Господней – Отче наш. Но история, связанная с этим местом, гораздо интересней…

В начале 4-го века почти 80-летняя мать св. Константина Великого, царица Елена приехала на Святую землю, где предприняла изыскания мест, связанных с жизнью Спасителя. Опрашивая местных жителей и проводя раскопки, она основала три церкви. Первая – храм Гроба Господня, где был обретен Крест Христов и Его Гроб. Вторая – пещера Рождества Христова в Вифлееме. Третья – некая пещера на Елеонской горе. В более позднее время появляются упоминания и о других храмах, построенных Еленой, но, строго говоря, доподлинно известно о трех храмах.

Во всех трех местах святая Елена заложила строительство прекрасных храмов. Место, о котором мы сегодня рассказываем, является именно третьим местом, обретенным царицей Еленой. Это место во времена Елены было зафиксировано как место проповеди и Вознесения Христова и стало называться Элеона. Но другие предания связывали место Вознесения с верхушкой Элеонской горы, поэтому через 30 лет на вершине этой горы был построен другой храм. Он-то и стал почитаться как подлинное место Вознесения Иисуса Христа. Впоследствии храм Вознесения был разрушен, и сейчас там стоит мусульманская часовня: см. фотоальбом.

Вернемся к нашему храму, или Элеоне. Почему св. царица Елена сочла достойным прославления именно это место?
Мы помним, что Христос вместе со Своими учениками несколько раз приходил в Иерусалим. Вообще, по большей части Его служение происходило в Галилее, в городках и селениях вокруг Галилейского озера. Но Христос бывал и в других городах. Очень важным пунктом Его служения была столица и духовный центр Иудеи – Иерусалим. Близ Иерусалима и в самом Иерусалиме Христос совершил немало дивных чудес, а также имел важные в богословском отношении беседы, которые потом вошли в Евангелие от Иоанна.

И в самом Иерусалиме, и в окрестностях у Иисуса были ученики и почитатели. Так, мы знаем о селении Вифания, где Иисус нередко бывал у Лазаря и у его сестер Марфы и Марии. Возможно, Иисус с учениками у них останавливался. Однако группа учеников (двенадцать Апостолов плюс другие ученики), сопровождавшая Иисуса, была слишком многочисленна, чтобы подолгу гостить в чьем-то доме. Поэтому Спаситель предпочитал проводить время под открытым небом, в рощах Елеонской горы. В теплые ночи можно было ночевать под открытым небом, а в прохладные можно было найти приют в одной из пещер Елеонской горы.

Пещера, о которой мы сегодня говорим, – та самая пещера, в которой, по воспоминаниям первохристиан, Христос и проводил время с учениками и слушателями. Здесь Он их учил, здесь на костре готовили пищу, пещера укрывала от дождей и ветров.
И вот, когда царица Елена проводит изыскания связанные с жизнью Христа, ей указывают на эту пещеру, издавна почитавшуюся христианами.

В начале 4-го века св. царица над пещерой строит храм. В дальнейшем этот храм и пещера, вместе с храмом Гроба Господня и храмом Вознесения, считаются самыми важными местами христианского поклонения.
Вот какие свидетельства оставила нам западная паломница Этерия, побывавшая на Страстной и Пасхальной неделе в Иерусалиме примерно в 381-384 годах:
Во вторник Страстной седмицы: «…Все в этот час ночи идут в церковь, что на горе Елеонской. И когда придут в эту церковь, епископ входит в пещеру, – в этой пещере Господь обыкновенно учил учеников, – и берет книгу Евангелия, и, стоя, епископ читает слова Господа, которые писаны в Евангелии от Матфея, то есть где говорится: "блюдите, да никто же вас прельстит". И епископ читает всю речь. И когда он прочтет, произносится молитва…»
А вот как совершается празднование Обретения Честного Креста Господня: «Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум (храм Гроба Господня. – прот. К.П.). На третий день – на Елеоне, то есть в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной».

Дальнейшая судьба этого места была печальной. В 614 году храм был разрушен персами. Потом, по свидетельству некоторых паломников следующих столетий, над пещерой была возведена часовня, но ни ее остатки, ни зарисовки не сохранились.

К 1152 году крестоносцы построили над пещерой новую церковь. Паломники 12-го века упоминают, что в церкви находились мраморные плиты с текстами молитвы «Отче наш» на разных языках. После поражения крестовых походов эта церковь была полностью разрушена турками (1345 год).

Долгие годы это место было пустырем. Камни храма периода крестоносцев были растащены. Ничто не напоминало о былом величии этого места. Но пещера существовала, и сюда по-прежнему приходили христиане.

В середине 19-го века этот земельный участок хотел выкупить архимандрит Антонин (Капустин), чтобы эта территория стала российской и там можно было бы построить православный храм. Архимандрит Антонин приобрел много земли в самых святых уголках Палестины, но в этот раз он не успел. Пока русские купцы и меценаты думали, дать или не дать денег на покупку, участок купила принцесса Элоиза де Латур д’Овернь. С того момента и по сей день участок, где расположена церковь «Отче наш», принадлежит Франции.
В 1868–1872 годах на средства принцессы здесь был построен кармелитский монастырь «Отче наш» (латинское его название – «Патер Ностер»).

В 1910 году в результате археологических раскопок были обнаружены остатки церкви времен св. Елены. Родился проект восстановления храма хотя бы в его изначальных пропорциях (как он выглядел, мы не знаем). Проект стартовал в 1915 году, были определены границы храма времен св. Елены, но в 1927 году работы были прекращены. Возвели лишь стены, но крышей они не были покрыты.

Пещера в 20-м веке начала обрушиваться. Ее укрепили и часть закрыли для туристов…

4...0.JPG
Вот этот комплекс. Та часть, которая находится на высоте, – уровень земли на момент постройки монастыря в 19-м веке. Та часть комплекса, которая находится как бы в низине, – раскопанный археологами уровень времен царицы Елены. Мы видим стену с табличками молитвы. Это стена храма, который начали строить, да бросили в 1927 году.

4...1.JPG
Перед нами – храм монастыря конца 19-го века.

4...2.JPG
Весь этот двор – не двор, а помещение, которое должно было быть храмом, повторяющим размеры храма времен царицы Елены. Современные стены возведены на старинном фундаменте, раскопанном археологами. Я специально нарисовал стрелки, которые показывают этот древний фундамент стен и ворот.

4...3.....jpg
Фрагмент мозаичного пола храма времен св. Елены.

4...4.JPG
Молитва Господня на разных языках. Здесь более 150 вариантов на всех языках мира.

4...4а...jpg
Есть набранные шрифтом Брайля, чтобы могли прочитать незрячие.

4...5.....jpg
Могила и памятник принцессе Элоизы де Латур д’Овернь при входе в храм. Интересно, что позировала скульптору сама принцесса, еще при жизни, чтобы тот изготовил этот искусный надгробный памятник.

4...6.JPG
Мы входим в пещерку, в которой останавливался Христос с учениками. Мы находимся в укрепленной и «окультуренной» части пещеры. Здесь можно присесть, можно помолиться. Справа виден свет. Здесь находится ограда, которая отделяет доступную для всех часть пещеры от той части, куда заходить нельзя.

4...7.JPG
Но нам дали разрешение отодвинуть ограду и спуститься по ступенькам в глубь пещеры.

4...8.JPG
Перед нами – самая потаенная часть пещеры. Стены сырые, известняк крошится. Пещеру нужно спасать.

4...9.JPG
Древнее дерево. Может быть, оно видело храм времен крестоносцев, хотя, скорее всего, выросло позже, на руинах.

4...10...jpg
Молитва Господня на московитском языке. Русских в Палестине прежде называли московиты.

4...11а...jpg
В магазине при монастыре можно купить дощечку с текстом молитвы «Отче наш» на твоем родном языке. Впрочем, при желании иметь эту молитву на русском языке можно распечатать предыдущую фотографию.
Перейти к следующей записи Гефсимания
Перейти к предыдущей записи Гроб времен Христа

Комментарии

Отец Константин, здравствуйте! Если у Вас будет время, очень хотел бы попросить у Вас совета. Как можно с Вами связаться? Спасибо! Пожалуйста, ответьте на почту, я слегка путаюсь в этом блоге: bystrushkinprod@mail.ru
 
Сергей Быструшкин написал(а):
Отец Константин, здравствуйте! Если у Вас будет время, очень хотел бы попросить у Вас совета. Как можно с Вами связаться? Спасибо! Пожалуйста, ответьте на почту, я слегка путаюсь в этом блоге: bystrushkinprod@mail.ru

Дорогой Сергей. Напишите мне на почту: kp@azbyka.ru
 
Последнее редактирование модератором:
Необычайно интересно! размеренно и спокойно меняется время и история Христа становится нашей историей. Нога ступает, вслед за Вашей, по древним камням и фундаменту. Вот уже и к царице Елене можно прикоснуться. Вот пещера. И поднимаются тени Апостолов... И звучит искренняя сыновья молитва...
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
5.815
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху