Святыни Малой Азии: Миры Ликийские и Памуккале

Эта запись является частью серии записей Святыни Малой Азии
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Юрий Кисель


Святыни Малой Азии: Миры Ликийские и Памуккале

Ранее утро, и мы снова в пути. Глаза закрываются, а так хочется любоваться живописнейшим пейзажем Средиземноморского побережья: бухтами с изумрудной водой, скалами, ослепительным синим небом. Мы настраиваемся на очень важную встречу, возможно, единственную в жизни: с храмом святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Какое христианское сердце не забьется от этой мысли? Наш провожатый уже предупредил, что молится в храме нельзя: там музей. Поэтому отец Георгий читал акафист святителю Николаю в автобусе, и самые стойкие внимали словам молитв и молились сами, ведь нет, наверное, ни одного человека, в жизни которого не поучаствовал бы Николай Чудотворец. И каждому есть, за что поблагодарить его. И попросить – такие уж мы.

1.jpg
Мы находимся во дворе церкви святителя Николая


2.jpg
Мирликийский чудотворец встречает нас у своего храма

Сам город, который ныне называется Демре, честно говоря, не запомнился. У нас была единственная цель, достигнув которой, мы это место покинули. Уже дома, благодаря купленной в музее книге, узнали, что Миры Ликийские построили в 5-м веке до нашей эры в пяти километрах от Средиземного моря. Здесь был крупный порт с крепостью (вспомним, как покровительствовал Николай Чудотворец морякам). Естественно, за свою долгую историю город переживал всевозможные катаклизмы: разрушался от землетрясений, а в 13-м веке оказался засыпан землей на 6-9 метров из-за изменения русла реки Мирос. Поэтому нынешний Демре находится выше древнего города на шесть метров. Были и потрясения иного характера: постоянные набеги арабов и тюрков, которые однажды закончились окончательным завоеванием греческого города. Но это местечко вряд ли бы стало центром притяжения, если бы не святитель Николай: как звезда, осве(я)тил Миры самый любимый христианский святой. До конца 14-го века Миры благодаря фигуре великого епископа являлись митрополией, которой подчинялись многие прибрежные епархии. Сюда стремились паломники и с запада, и с востока. Городу всегда покровительствовали византийские императоры: отстраивали после разграблений иноземцами, ремонтировали обветшалые постройки.


22.jpg
В церкви десятки туристов и паломников, хотя мы приехали еще не в летний сезон

В 1473 году Миры не выдержали очередного набега, на этот раз со стороны рыцарей с острова Родосс. Город был разрушен, и, со временем возродившись, он стал второстепенным в Османской
империи.


7.jpg
Осматриваемся...

Храм святителя Николая, куда ныне едут паломники, конечно, самого епископа Мир Ликийских не помнит. Он был построен, предположительно, в шестом веке, то есть, через пару столетий после смерти святого. Но то, что в храме пребывала его гробница (до того момента, пока ее не выкрали и не вывезли в Италию в 1087 году купцы), – несомненно.

8.jpg
Вот такой внутри этот знаменитый храм

19.jpg

20.jpg
Здесь был алтарь. Обратите внимание на купол: его реставрировали французы, приглашенные Россией

21.jpg

Церковь претерпела множество ремонтов, перестроек, разграблений. Как и весь город, была погребена под толстым слоем грязи после природного бедствия в 13-м веке. Святое для всего христианского мира место оказалось глубоко под землей. К сегодняшнему дню археологи вновь явили миру практически весь монастырский комплекс (а здесь была обитель вместе с резиденцией епископа), но, конечно, требуется серьезная и продолжительная реставрация. Ученые проводят раскопки на территории храма до сих пор.

Кстати, имеет некоторое отношение к церкви святителя Николая и Россия. Оказывается, во время Крымской войны 1853-1856 российский император Николай I через своих доверенных лиц выкупил храм у Османской империи. Силами Российского археологического института в 1858-1868 годы на территории храма проводились раскопки, двор очистили от земли. Кроме того, были приглашены французские архитекторы, которые успели проделать немало работ, пока договор о покупке-продаже не был аннулирован. Султан Абдулхамит, вступивший на престол в 1876 году, решил, что российский императорский двор преследует свои политические цели, занимаясь восстановлением храма. Церковь изъяли. Есть мнение, что определенное недовольство активность русских вызывала и у Вселенского патриархата. В пользу этой версии говорит тот факт, что после расторжения сделки ремонтом церкви занялись греки. Но и им не удалось завершить работы: в 1922 году греческое население покинуло Демре, и некоторое время храм использовался как мечеть. Вновь сотрудники министерства культуры Турции пришли на это место только в 1963 году.

Когда мы приехали в Миры, на нашем пути встал… огромный магазин икон. Миновать его было невозможно. Сотрудницы торгового центра из числа местных жительниц предлагали (и весьма недешево) иконы из Греции и Италии (из Бари). Причем, если у кого-то нет денег, готовы были под честное слово отдать товар с возможностью расплатиться потом. В общем, как угодно, лишь бы брали. Скажу честно: я с досадой вышла из магазина. Принципиально не хотелось ничего брать. Очень возмутил подход турков: молиться в храме нельзя, зато купить иконы втридорога – пожалуйста! В приобретении какой-либо продукции я не видела смысла еще и потому, что святитель Николай – и так всегда со мной: на шее вместе с иерусалимским крестом висит подаренный когда-то мамой образок любимого святого. Я мечтала приложить его к гробнице.


15.jpg
Вот такие магазины встречают гостей Мир Ликийских

Пока я стояла у магазина в ожидании своих спутников, на стоянку подрулил еще один автобус: туристы из находящейся неподалеку Антальи. Немного растерянные, наши соотечественники также прошли в сопровождении гида в торговый центр. Какая прекрасная возможность нецерковным людям познакомиться со святителем Николаем, размышляла я. Но какой миссионер из турецкого экскурсовода? Сомневаюсь, что он сможет заинтересовать человека, который «не в теме». Остается лишь надеяться, что Николай Чудотворец покроет любовью всех, кто все-таки доехал до его храма (а не провел очередной день на пляже), и будет действовать каким-то образом в их жизни.

Вся досада от коммерческого подхода к святыням прошла, когда мы оказались у храма святителя Николая. Из головы само собой ушло все лишнее, наносное. В церкви на удивление хорошо молилось. Признаюсь, исторический экскурс от нашего провожатого ушел куда-то на второй план. Хотелось использовать эти драгоценные минуты только для молитвы. И, стараясь не обращать внимания на снующих туда-сюда туристов, мы застыли у гробницы святителя Николая.


13.jpg
У гробницы. Она находится за стеклом, прикоснуться к ней нельзя

14.jpg
Поэтому паломники пишут записочки и перебрасывают их через перегородку

18.jpg
Я попробовала сфотографировать гробницу, но качество фотографии получилось невысоким

12.jpg
Поэтому мы предпочли сосредоточиться на молитве, тем более, что с собой были записки от наших прихожан, которые просили о молитве в Мирах...


Достоверно сказать, лежало ли тело святого на этом месте, никто не может. Но в пользу данной версии говорит анализ зондирования земли, выявивший масло, которое возливалось на гробницу. Ученые намерены найти и другие подтверждения, чтобы окончательно удостоверится. Но так ли уж важна была для нас эта точность? Сердце лучше всякого прибора чувствовало благодать.

Фрески в храме сохранились плохо (особенно лики), но то, что осталось, мы с удовольствием рассмотрели и сфотографировали. И еще долго-долго ходили бы по храму, но нас поторопили. Впереди были 300 километров дороги в город Памуккале – месту проповеди и гибели апостолов Филиппа и Варфоломея.


3.jpg
А вот несколько запомнившихся фресок. Предположительно, святитель Николай. 13-й век

4.jpg
Христос с Богородицей и Иоанном Предтечей

6.jpg
Ангелы взирают на приходящих в храм

10.jpg
Купол одного из приделов. Христос причащает учеников

9.jpg
Приблизим... По-моему, очень трогательная фреска


17.jpg
Лики ангельского воинства, конечно, потрясают

16.jpg
А здесь остались только глаза. Зато какие!

С благодарным сердцем мы продолжили путь, призывая в мыслях святителя Николая и дальше не оставлять нас на просторах житейского моря.


11.jpg
Фото на память

Памуккале

Полтора года назад мы, паломники из Троицкого собора, побывали в рыбацком поселке Вифсаида недалеко от Галилейского озера. Лишь недавно обретенное археологами, это местечко было интересно нам тем, что именно здесь родились пятеро апостолов Христовых, в том числе Филипп. Евангелие не говорит нам о том, был ли Филипп рыбаком, как его земляки Андрей, Петр и братья Зевведеевы. В Священном писании апостол Филипп упоминается вот в каких случаях: он беседует с Христом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5–7); приводит ко Господу еллинов (Ин. 12:20–22); а также просит Спасителя на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8–9). В Евангелии от Иоанна упоминается так же и то, что апостол Филипп приводит ко Христу Варфоломея (Нафанаила), уроженца Каны Галилейской. И вот с ним-то Филипп проповедует в Малой Азии, в городе Иераполис, который теперь мы знаем как турецкий Памуккале. Здесь же апостол Филипп около 80 года принимает мученическую кончину.

И вот что удивительно! Сквозь века евангельские события продолжают «посылать сигналы» в день сегодняшний. Сравнительно недавно, в 2011 году, археологи, наконец, нашли гробницу апостола Филиппа. Ее обрели в нескольких метрах от церкви ученика Христова. Раньше считалось, что святой погребен прямо в храме, однако оказалось, что это не так. Раскопки продолжаются, и, кто знает, сколько новостей нас ждет.

Мы приехали в Памуккале, когда стоял нестерпимый майский зной. Большая часть наших паломников не рискнула подниматься пешком несколько сот метров в гору по жаре, и был арендован небольшой автобус. Решились дойти самостоятельно до места проповеди и погребения апостола лишь несколько человек, намереваясь хоть как-то потрудиться в паломничестве (а то все автобус и автобус :)). Было непросто, временами темнело в глазах, но на вершине холма мы оказались одновременно с нами друзьями, предпочитающими транспорт.


23.jpg
По старым камням мы поднимаемся на холм, к месту мученической кончины апостола Филиппа

24.jpg
Проходим мимо развалин античного театра

32.jpg
Впрочем, попадаются не только языческие, но и христианские символы

30.jpg
И вот, наконец, указатель сообщает нам, что мы у цели


31.jpg
Над входом в церковь апостола Филиппа – крест

На руинах древнего храма мы пели величание апостолу Филиппу, молились ему и, конечно, просили благословения.


25.jpg
Святой ученик Христов, апостол Филипп, моли Бога о нас!

26.jpg

27.jpg
А вот и гробница апостола

А сверху открывался вид на прекрасные руины Иераполиса и уникальный природный заповедник Памуккале: известняковую гору с геотермальными источниками. Спустившись вниз, мы погрузились в минеральные воды, дав отдых уставшим ногам – это оказалось так кстати после трудного дня в
дороге.


28.jpg
Природный заповедник Памуккале. Турки называют его восьмым чудом света

29.jpg
Мы омыли ноги, а бескомплексные иностранцы оздоравливаются по полной программе

Не сомневаюсь, что все мы, участники поездки к святыням Малой Азии, вступая в Филиппов пост в конце ноября, вспомним тот жаркий майский день, когда соприкоснулись с местом служения и гибели апостола Филиппа.

33.jpg

См. также:
- Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)

- Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть1)
- Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)
- Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 1)
Перейти к следующей записи Святыни Малой Азии: Эфес
Перейти к предыдущей записи Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Последнее редактирование модератором:
Сверху