Представляете, существуют плохие врачи и учителя!!!

Эта запись является частью серии записей Новоначальным
Прочитав этот заголовок, многие подумают, не Лыков ли фамилия его автора? Не из глухой ли тайги он пришёл в современную российскую действительность? Неужели у нормального человека могут быть иллюзии того, что наш мир в одночасье преобразился и эпоха потребления достигла своей финальной фазы?

Однако людей, считающих так же в религиозной области, судя по заголовкам газет и записям в блогах, многие тысячи. Они искренне возмущены, что среди и священников, и монахов, встречаются такие, кто занимает достойное место даже в криминальной хронике и с нескрываемым удовлетворением смакуют чужие грехи. Речь идёт о последних скандалах со священниками-автомобилистами…

Я лично знаком не с одним десятком священнослужителей, и это высоконравственные люди, пример для подражания. Мои знакомые также высокого мнения об известных им священниках. Но, есть интересная закономерность: чем дальше человек отстоит от Церкви, тем больше негатива о священстве ему известно. Объяснение этому лежит на поверхности, такие случаи весьма комфортно оправдывают нерадение о собственном спасении. Мол, если в церкви есть такие случаи, то там всё также порочно, и, значит, правильно, что я подальше держусь от этого сообщества и верю «в душе». На поверхности такие размышления кажутся убедительными, только в этой логической цепочке есть один изъян – сама Церковь рассматривает себя не как общество святых, а как сообщество кающихся грешников и как больницу.

Некоторые из внешних даже считают, что мы зомбированы нашими пастырями. Как сказал один мой знакомый: «на вас кадят специальными веществами и, после этого, вы всему верите». Этот случай, несомненно, комичен, далеко не все критики священноначалия так примитивно воспринимают ситуацию. Тогда как оценить, много ли недостойных пастырей? На этот вопрос хорошо ответил один протодиакон: «Число же подлецов в рясах всегда стабильное, евангельское, – каждый двенадцатый». И ещё замечательный его совет: «Входя в храм, нужно снимать шляпу, а не голову».

Я не дерзну утверждать, что цифра, приведённая о. Андреем, не гротескная, тем не менее хотел бы рассмотреть проблему и с другой стороны, со стороны нас – духовных чад тех или иных священнослужителей. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» – сквозь столетия доносятся до нас слова Апостола. Если мы видим, что наш духовный руководитель начинает служить больше себе, чем Христу, если мы чувствуем, что он деградирует как пастырь, то в нашей ответственности помочь ему подняться или попросить разъяснений: ведь нередко мы заблуждаемся в оценке ситуации, не зная всех её деталей.

Ответственность священника за свою жизнь и судьбы вверенных ему людей очень велика. "Если кто отважится вступить в него <священство> недостойно, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – то уготовляет себе кромешную тьму и Суд без милости". Можем ли мы презрительно смаковать подробности падений наших старших братьев по вере, хладнокровно наблюдая как они духовно погибают?...

Каждый из нас имеет возможность выбрать себе того пастыря, который является для него авторитетом. Если же говорить о небольших городах и сёлах, где один священник и выбора нет, то и в данном случае ситуация не безвыходная, ведь Таинства Церкви действенны независимо от нравственного состояния преподающего их священника, а качественная духовная литература давно не в дефиците. "Пусть жизнь священника будет самая порочная,– говорит Златоуст, – но если ты внимателен к самому себе… <…> то <Господь> ниспошлет Духа Святаго… Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святаго, но все совершает благодать". Кроме того, никто не отменял возможности обоснованных жалоб епархиальному архиерею, это вполне законно. Не нужно считать, что миряне совсем бесправны в Церкви…

Ну, а если кому-то кажется, что Бога можно заставить что-то сделать, играя на страстях своего духовного отца, то это большой самообман. Если священник купил элитную иномарку, то уж наверняка не на мелочь, оставляемую в церковных кружках стариками. Дорогие вещи обычно дарятся богатыми прихожанами-благотворителями. Не несут ли и такие спонсоры ответственности за то, что вводят в соблазн своих духовных наставников?

Откуда же берутся нерадивые пастыри? Из нашего общества. Несомненно, те, кто поступает в семинарию, проходят достаточно строгий отбор. Но надо учитывать и уровень искушений, которые выпадают на долю священников. Если кому интересно, то рекомендую несколько пособий по пастырскому богословию, там подробно сказано на этот счёт.

Что же делать нам? Сообщать о каждом известном случае в «Московский комсомолец» и «пылать праведным гневом» в ЖЖ – или всё же поступить по совету старца Паисия Святогорца:
«Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.
Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.
Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф. 18, 17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.
Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.
Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).
Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно, тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в…
Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно».

P.S. Эта заметка была уже написана, когда в переписке я получил от человека упрёк том, что ему чужда Церковь, где священники ездят на Лэнд Круизерах и носят Ролексы. Я спросил у него, сколько, по его мнению, таких священников? Он предположил, что процентов 25. Хорошо - ответил, я, - не будем мелочиться, пусть их будет 50%. Представляете, каждый второй священник нестяжатель, какой огромный выбор! Если бы каждый второй врач нас устраивал!...
Также рекомендую: Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников

Комментарии

"Если мы видим, что наш духовный руководитель начинает служить больше себе, чем Христу, если мы чувствуем, что он деградирует как пастырь, то в нашей ответственности помочь ему подняться или попросить разъяснений: ведь нередко мы заблуждаемся в оценке ситуации, не зная всех её деталей".

Я не представляю, Кирилл, каким образом можно увидеть,"что наш духовный руководитель начинает служить больше себе, чем Христу" и т.д.? Для этого нужно установить за ним настоящую слежку со всеми вытекающими отсюда последствиями. А как же собственная духовная жизнь? Нужно следить только за собой, за своими грехами, а когда ты начинаешь видеть чужие грехи, - это уже происки врага рода человеческого, который хочет отвлечь тебя от собственных грехов, поэтому все эти мысли насчет батюшки нужно гнать от себя поганой метлой и молиться Богу, чтоб защитил от происков диавола. Простите меня.

Валентина.
 
Валентина, случаи разные бывают...
Иначе явно вопиющих фактов, на подобии последних, мы бы не встречали... И нам бы не приходилось объяснять нецерковным знакомым, как такое у нас происходит...
Хорошо, что Вы, как и я, далеки от такого.
 
"Иначе явно вопиющих фактов, на подобии последних, мы бы не встречали... И нам бы не приходилось объяснять нецерковным знакомым, как такое у нас происходит."..
Дорогой Кирилл, простите за полемику, но от вас такой аргумент не принимается.
Допустимо новоначальтному, но не вам...
Такие "вопиющие" факты- вы должны знать на чем и как рождаются, и с помощью кого.
Очень много у Св.отцов примеров того, что нельзя обвинять людей даже на основании собственного видения, поскольку и оно может быть извращено происками врага рода человеческого. Поэтому мы не должны даже рассуждать о чьей-то греховности, рассуждать, как нам к ней относиться. Просто не замечать и молиться о своей(греховности).
Простите меня.
Валентина
 
Дорогая Валентина, несомненно, источник зла не меняется, но меняются внешние условия. Большинство окружающих людей находятся под сильным влиянием СМИ, и нам задают вопросы на которые мы должны давать ответ. Разве кто-то выступает против молитв о своей греховности?
Меня спрашивают: "ну, как же у вас в Церкви такой случай произошёл?". Мне, конечно, проще сказать: "я молюсь о своих грехах, а таких случаев не замечаю". Но на такой ответ последует обычный вывод: "а, ну, так я тоже дома молюсь иногда и с этой церковью дела не имею"...
Пастырь и паства - единый организм, мы тесно связаны.
Я понимаю, что Вас, Валентина, не смущают чужие грехи. Но, если бы все окружающие были такого же духовного уровня, то этой статьи бы просто не было.
 
"нам задают вопросы на которые мы должны давать ответ."
Во-первых, не помню, кто сказал: "не все делайтесь учителями"..., исходя из этого мы не ОБЯЗАНЫ давать ответ тем, которые задают нам провокационные вопросы. А кто спрашивает по-доброму, что бы самому разобраться, тем мы можем так и сказать, примерно, как у меня уже написано.
У кого-то я читала, чтобы учить, нужно что бы в тебе самом горел Свет Христов, иначе твои слова будут сухи и неубедительные, и можно даже сказать что-то, что отвратит человека от веры, от Церкви. В этом опасность учительства.
Простите меня, еще раз. Сама сейчас этим занимаюсь. Грехи наши тяжкие...
Валентина.
 
"Отвечать на вопрос" и "делаться учителями" - чувствуете разницу?
Дело в том, Валентина, что, если мы не разъясним церковную позицию по этому вопросу, то разъяснят другие, далёкие от Церкви люди... Или люди сами начнут придумывать ответ, как я уже приводил.
Да, не горит во мне Свет Христов, пишу как могу... Надеюсь на то, что не мои слова, но приведённые в заметке слова авторитетных богословов, смогут кому-нибудь помочь...
 
Простите меня, Кирилл. Я не конкретно вас имела ввиду, а вообще.
Просто я недавно начала помогать в сестричестве милосердия. Моя задача была бегать по палатам и объявлять о времени и месте молебна о здравии болящих, который каждое воскресенье проводится в больнице.
Больные, естественно, задают вопросы. Но батюшка строго-настрого запретил нам отвечать на них. Нужно передавать их по инстанции. Я сначала возмущалась, считала себя готовой ответить на многие вопросы. Отвечая, входила в азарт и просто "проводила катехизацию". Потом, когда жар тщеславия спадал, мне на ум приходили мои высказывания, которые теперь мне казались просто чудовищными, и были ясны последствия, которые они могут вызвать у некрепкого в вере человека. После этого я каялась на исповеди, и сейчас уже стараюсь не нарушать послушания батюшке, который был в этом совершенно прав. Ибо сказано, что кто сооблазнит одного из малых сих, тому лучше мельничный жернов на шею привязать и ходить.
Так что я писала все из своего горького опыта. Простите меня еще раз.
Валентина.
 
Валентина, какие могут быть обиды?:)
По Вашему случаю замечу, что частные требования пастыря не подлежат широкой огласке, т.к. они носят индивидуальный характер. Я понял причины, по которым священник запретил Вам заниматься катехизацией. Но он запретил это лично Вам и не стоит обобщать этот запрет на всех христиан. Иначе получается, что катехизацию в Православной Церкви следует теперь прекратить))). Я не исключаю, что тот же священник через несколько лет может предложить Вам послушание катехизатора, разве это невозможно?
Я знаю более курьёзный случай, один священник категорически запретил своей прихожанке поститься в один из многодневных постов (м.б. ей здоровье не позволяло, м.б. тщеславие её бороло, разные могут быть причины)... Существует множество частных, индивидуальных случаев в пастырской практике. Особенно часто люди начинают тиражировать частные советы в молитве, мол "мне батюшка дал такое-то правило". И начинают его всем советовать. Классический пример - молитвенное правило прп. Серафима Саровского, которое он дал его дивеевским сестрам, которые, будучи насельницами монастыря, имели возможность часто посещать богослужения - чаще, чем миряне.
 
Интересно, кто судит о всей Церкви по случаю с этим автомобилистом? своих детей в школу водит? А то ведь маньяк Чикатило был еще параллельно и преподавателем в школе...
 
протодиакон Андрей (Кураев) ещё одну хорошую вещь сказал, что если вы так много нечестия в Церкви видите, то придите в Церковь и покажите своим примером, как надо быть благочестивым.

Точного текста не помню, но смысл ясен. В самом деле, почему бы отдалённым критикам, кружащим стервятниками вокруг Церкви, не взять на себя такую заботу? Ведь если им и вправду хочется исправить что-то нехорошее и сделать это ради людей, то логичней дела не найти - надо идти в Церковь и приниматься за своё достойное служение Богу. Какие невероятные возможности учить благочестию тогда откроются!
Но, к величайшей похвале глупости, отдалённые критики, в преобладающем большинстве своём, являют собой так и не позврослевших подростков с присущими им максимализмом и высочайшими амбициями.

Слава Богу, я такое пагубное состояние уже пережил.
 
Да кому это нужно - улучшать в Церкви дела? Просто так устроено (наверное врагом рода человеческого), что осуждать кого-то -сладко. В это время возвышаешься в собственных глазах. И мы всегда будем осуждать, пока не избавимся от этой страсти с Божьей помощью. Церковь- удобная мишень для этого, т.к. людям непонятно, что там происходит, они и составляют собственное представление о служителях, основываясь опять же на собственном миропонимании, на собственных страстях, обильно наделяя ими и служителей Церкви. Они не знают, что такое покаяние, что батюшки каждый день соприкасаются с Божественной Сущностью, и Бог бы ни за что не потерпел надругательства над Собой, и только Ему ведомым способом изверг бы такого батюшку из сана. Не будем перемывать косточки антицерковным элементам, лучше помолиться о них, чтобы Господь просветил их.
Валентина, г.Челябинск
 
Не судите, да не судимы будете. Чем размышлять о грехах священнослужителей, не лучше ли обратить внимание на свои.
 
Может поздно уже комментарии писать, но мне пришла в голову мысль:
Самый хороший учитель Заповедям Божиим для окружающих людей - это наша любовь . Если мы будем с любовью и к вопрошающим и к "согрешившему" батюшке отвечать на вопросы, ответы достигнут желаемого. А если с осуждением и того и другого- только вред принесут.
 
Представляем. Однажды, во времена поисков нашей веры и Церкви, мы с подругой попали к хорошо рекламируемым ("гарантия выздоровления") неким пасторам-учителям на их проповедь в одном из городских Домов культуры. Горожан собралось не мало-зал почти полон был. Из новеньких оказались только мы с Людмилой. Пляска, слова пастора (бесполезные по сути), громкая оглушающая музыка перемежались с громкими одиночными истерическими возгласами из разных мест зала, похожими на смех, но от которых у меня зашевелились волосы на голове. "Из них дьявол выходит" - услышали мы шепот где то сзади. Затем все посетители (и моя подруга - уж очень она хотела избавиться от патологической ревности, поедающей ее) выстроились в очередь на прием к пастору. Я решила повременить и посмотреть, что же будет дальше. "Учитель-врач" брал пациента за голову ... и человек падал, сползая на стул, а через несколько секунд, тряхнув головой, поднимался и отходил. На его месте оказывался следующий. Я уходила с ощущением, будто побывала в аду. Людмила потом меня еще звала туда. Удалось отговорить. Сейчас она является прихожанкой православного храма в одном мужском монастыре, недалеко от ее местожительства. Видимо, с Божьей помощью стала спокойной и умиротворенной.

Добавлю к вышесказанному, что пасторы, упомянутые мною, и сейчас продолжают свою миссионерскую деятельность в наших городах... "Учат-лечат"... А мы то тут, то там обсуждаем наших батюшек, их имущество, их поведение. Да они, вместе со своими ошибками по сравнению с иноземными учителями, невинные, что дети малые, как, наверное, и весь наш народ.
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
17.172
Комментарии
15
Последнее обновление
Сверху