Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2

Эта запись является частью серии записей Символ веры
А знаете ли вы?..
Десять интересных фактов о Символе веры.
Часть 2 (Часть 1)

6
Знаете ли вы, что старообрядцы уверены (во всяком случае, прежде были уверены, а что они думают сейчас – не знаю), что Церковь после реформ патриарха Никона утеряла благодать, так как, кроме всего прочего, отверглась Духа Святого.
И дело здесь не в форме сложения пальцев при крестном знамении и не в чем-то другом, а в том, что во время реформы патр. Никона в Символе веры убрали одно очень важное слово. Вместо и в Духа Святаго, Господа Истинного Животворящаго, стали произносить и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго. То есть пропало слово Истиннаго.
Старообрядцы говорили, что из-за этой страшной редакции Символа веры произошло отречение от Духа Святого; мы, так сказать, отступили от Истины, поскольку перестали считать Духа – Истинным Богом, а это уже откровенная ересь, и человек, не считающий Духа Святого – истинным третьим Лицом Святой Троицы, не может называться православным.

Все, может быть, так и было бы, если бы не одно но. В греческом оригинале Символа веры в словах о Духе Святом нет слова Истинного. Таким образом, не мы нарушили священные догматы веры, а старообрядцы держатся за неправильный перевод… Как тут не вспомнить замечательные слова священномученика Киприана Карфагенского: «Обычай, если на его стороне не стоит истина, есть только старое заблуждение, которое должно уступить место истине…»

7
Знаете ли вы, что по церковным канонам к Крещению не может быть допущен взрослый человек, который не знает наизусть Символ веры? Так же и крестным (восприемником) не может быть человек, который не знает этой важнейшей формулы Православной веры.
На Руси готовились к принятию Таинства Крещения очень серьезно, обычно 40 дней. Сорок дней как норму упоминает и Требник митрополита Петра Могилы. Такова была и дореволюционная практика в России.
Дореволюционные требования к желающему креститься были следующие:
Этот человек должен быть верующим, должен посещать храм и как минимум знать наизусть: Символ веры, Декалог (Десять Заповедей Божиих), молитву Господню (Отче наш), Богородичную (Богородице Дево, радуйся), а также ответы на те вопросы о вере, которые ему будут предложены.
Постановления об этом: Указ Св. Синода 1740 г. 11 сентября; Указ Св. Синода 1840 г. 20 февр.; Указ Духовной Консистории. Разд. II, ст. 31. СПб. 1841. С. 15.
Даже когда речь идет о человеке, принимающем Православную веру при смерти, сказано: «таковых крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта 1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 200 лет назад, ничего не значит. До сих пор их никто не отменял.

Когда сегодня ко мне приходят люди и просят крестить их и оказывается, что они вообще ничего, катастрофически ничего не знают о вере, что мне им сказать? Отправляю читать книгу «Закон Божий» или посещать духовные беседы, которые проводятся в нашем соборе – обижаются. Крестить их? – идти против Истины… Вот я каждый день и попадаю в такой «логистический» тупик.

8
Вы никогда не встречали иконы «Спас Вседержитель»? Уверен, встречали. Именно этот образ смотрит на нас со сводов куполов многих храмов. И именно этот образ находится за престолом, в алтаре… Христос восседает на Троне. Он – Царь и Судия вселенной.
А теперь вопрос: кому в Символе веры адресован эпитет Вседержитель? К слову сказать, напомню, что этот титул по-гречески звучит как Пантократор, что значит Владыка всего, или, в нашем славянском переводе, Вседержитель.

хр1.JPG
Христос Вседержитель в куполе храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге.

хр2.JPG
Если присмотреться (особенно, увеличив фотографию), вы увидите за престолом Христа, восседающего на Троне. Это тоже Спас Вседержитель.

хр3.jpg
Спас Вседержитель преп. Андрея Рублева. Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.

Итак, кто в Символе веры торжественно назван Вседержителем? Бог Отец!
Напомню, как начинается наш символ: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…
И это совершенно верно. Библия называет Бога Отца – Вседержителем. Вот, хотя бы некоторые выписки из Ветхого Завета:
«Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. 3, 1);
«Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Макк. 6, 2);
«Во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67, 21).

Тогда почему же Сына мы тоже называем Вседержителем?
Для этого обратимся к книге пророка Даниила. Пророк сподобился уникального откровения. За столетия до Рождества Христова ему было показано, что Бог Отец делегирует власть над нашим миром Сыну:
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним… Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан., гл. 7).

Иисус Христос и был тем самым Сыном Человеческим, причем этим эпитетом, безусловно намекающим на пророчество Даниила, Христос Сам любил Себя называть.

Апостол Павел вновь и вновь возвращается к той теме, что после Воскресения и Вознесения Христа Ему была дана всякая власть над миром. «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Флп. 2, 9-10). В другой раз Апостол Павел описывает силу и благодать Бога Отца, которой Тот действует в нас. Этой же силою «…Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 20-22).

Апостол Павел еще не дерзает применить к Иисусу Христу титул «Вседержитель», хотя знает и делится с нами тем фактом, что Бог Отец вручил власть над миром Сыну.
Древняя Церковь постепенно осмысляла эту великую Тайну…
В конце 1-го столетия Апостол Иоанн Богослов был восхищен Духом Святым в мир Иной. И там он сподобился видеть Трон и сидящего на Троне Господа Иисуса Христа. Его окружали Ангелы, которые непрестанно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8).
И Иоанн Богослов уже не боится назвать Иисуса Христа «Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Конечно, все эти важные богословские моменты способствовали тому, что с древнейших времен в Церкви стала популярна икона «Спас Вседержитель».

Теперь вы знаете, почему Символ веры называет Бога Отца Вседержителем (Пантократором) и вместе с тем иконы Христа Вседержителя украшают наши храмы.

9
Несколько слов о другой большой и интересной теме, отраженной в Символе веры: теме Зачатия Девой Марией Сына.
Порой в разных аудиториях приходится слышать совершенно вульгарные мнения на этот счет. Вспоминают про партеногенез (однополое размножение) ящериц и иных земноводных, про современные медицинские эксперименты в области репродуктивности матери без участия мужа (некоторые принципиальные феминистки и лесбиянки лоббируют эту тему)… Как будто бы то, что произошло в случае с Пресвятой Богородицей, имеет отношение ко всем этим феноменам. На самом же деле богословие Церкви в этом вопросе учит иначе.

Но сначала, перед тем как мы сформулируем, какова же роль Духа Святого в этом чудесном Зачатии, вспомним, какие функции осуществляет Дух Святой в Библии.

Дух Святой в Библии предстает, прежде всего, как Податель жизни (в православной молитве Святому Духу – Царю Небесный… жизни Подателю).
Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Хотя в этом предложении и нет термина «дух», однако действие дуновения указывает на Его присутствие. Так понимали это в библейские времена. Например, праведный Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4).
То же самое было открыто и Иезекиилю в видении костей сухих. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот, я введу дух в вас, и оживете» (Иез. 37, 5). О том же утверждает и древний Псалмопевец: «Пошлешь Дух Твой – созидаются (живые существа. – прот. К. П.)» (Пс. 103, 30).

Именно это Евангелист Лука и имеет в виду, когда описывает историю Благовещения: Дух, действовавший при сотворении первого Адама, действует и при создании Адама Нового.
Дух Святой как Дух-Творец снизошел на Марию, осенил, объял, наполнил Ее и образовал в Ее утробе Богочеловеческую природу Иисуса. В этом акте чудесного Зачатия сплелись могущество Божие и человеческая природа и зажглась жизнь единственного и уникального Сына Божия и Сына Человеческого.

В Символе веры это выражено лаконично и точно: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Кстати, отметьте, что и Дух Святой в Символе назван Жизнь-творящим: И в Духа Святаго, Господа животворящаго…

10
Исповедую едино крещение во оставление грехов…
Разберем теперь замечательную и глубокую фразу о едином (то есть, единственном) крещении.
В 1-м веке, когда возникла и стала распространяться по миру Церковь Христова, существовала та непреложная мысль, что всякий крещенный в Церкви человек становится членом Церкви. Эту идею озвучил Ап. Павел: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 5).
Еретики, появившиеся в конце 1-го века, а это были гностики, не считались христианами, и никакие их Таинства, ввиду абсолютного отличия их веры от веры Церкви, не признавались. Если еретик (гностик) приходил к Церкви, его крестили.
Но в начале 3-го века появляется ересь монтанизма, которая в своей вере имела много похожего с верой Церкви. Как относиться к монтанистам? Перекрещивать их – или признавать крещение, совершенное в их сообществе, и принимать их в Церковь через покаяние? Соборы того времени постановили, что к монтанистам следует относиться так же, как к гностикам, и их перекрещивать.
И опять этот вопрос встал на повестку с возникновением ереси новациан. Но их вера была практически идентична вере Церкви. А как поступать с ними, ведь у них вера почти такая же, что и у всей Церкви?
И вот тут в Древней Церкви возникли споры и разномыслие. Одно мнение
что и их нужно крестить заново отстаивал св. Киприан Карфагенский, великий богослов и защитник Церкви. Противоположное мнение отстаивал св. Стефан, Папа Римский. Это была середина 3-го столетия.
Я не буду углубляться в содержание их дискуссий. Это очень интересная тема, и вы можете познакомиться с ней по статье русского историка и богослова В. Болотова:
https://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_30-all.shtml


Скажу лишь, что при жизни эти святые отцы так и не пришли к консенсусу. Киприан и приверженцы его идеи перекрещивали всех, а Стефан и его последователи, принимали еретиков без перекрещивания, то есть, признавали совершенное в их сообществе крещение.
Окончательное решение по этому вопросу состоялось в 314 г. на Арльском соборе (правило 8), который постановил, что еретиков, обращающихся в Церковь, нужно допрашивать, как они веруют во Святую Троицу, и если они веруют православно, то следует принимать их без перекрещивания. В этом смысле состоялось впоследствии и вселенское церковное решение (1-й Вселенский собор: правило I, 8; 2-й Вселенский собор: правило I, 7).
На этих Соборах было установлено, что если у еретиков не искажены основы Православного вероучения, то по снисхождению можно принимать их без перекрещивания. И их крещение дает им благодать и некоторым образом приобщает Церкви Христовой.


Этой же традиции, как вы знаете, придерживается и Русская Православная Церковь. Например, католиков, протестантов мы принимаем без перекрещивания.

О Символе веры написать можно многое. Первоначально проект сложился у меня в голове как «20 интересных фактов о Символе веры». Потом я подумал-подумал и сократил их вдвое. Думаю, и того, что я написал, будет достаточно, чтобы немного глубже понять и узнать эту глубокую формулу исповедания Православной веры (не молитву! Символ веры – не молитва, не забывайте, а вероучительная формула).

У меня вот какое предложение. Может быть, вы поделитесь тем, что вам открылось при чтении Символа веры? Что в вашем сердце отозвалось, что сверкнуло при чтении или пении тех или иных слов Символа.
Пишите в комментарии!

Среди православных икон есть одна очень интересная, назовем ее так: Символ веры в иллюстрациях.
Сама икона небольшая, но с ювелирной тщательностью на ней выписаны разные сюжеты, которыми поясняется богословие нашего Символа веры.
Давайте познакомимся с этой иконой. Для того, чтобы показать вам эти миниатюры, мне пришлось воспользоваться макро-объективом. Он дает возможность увеличить картинку в несколько раз.
Тот размер, который вы видите, не увеличивая картинку, передает увеличенный в 1,5 - 2 раза размер. Кликнув по изображению, вы сможете его увеличить в 3-4 раза и рассмотреть подробнее.
(Икона из собрания Музея истории религии в Санкт-Петербурге)

Символ10а.JPG
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
На иконе мы видим Бога Отца и Бога Сына. А между ними в виде голубя парит Бог Дух Святой.
Обратите внимание на пророков, окружающих Трон Божий. Это те самые, про которых в Символе веры сказано: …глаголавшаго пророки.

Символ11.JPG
Во едину … Церковь.
Иконописец изобразил всех святых, собранных вкупе. Тут и ветхозаветные святые, и новозаветные. Все составляют Единую Церковь. Немного курьезно, что над всеми парит Святитель Николай Чудотворец, любимый русский святой.

Символ12.JPG
Во едину …Апостольскую Церковь.
Интересная трактовка сюжета. Как известно, наша Церковь имеет основанием Иисуса Христа, Который избрал Себе служителей – Апостолов. На иконе мы видим, что в центре всех наиболее авторитетный (по мысли автора иконы) Апостол – Иаков, брат Господень. Как на иконе подписано: Первосвященник.
Почему Иаков изображен как самый главный? Мы знаем, что в кругу Апостолов первенствующим был Ап. Петр. Может быть, потому, что Иаков возглавлял Иерусалимскую общину христиан и из Иерусалима потом христиане отправились по всему миру?

Символ13.JPG
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
На иконе Христос посылает Апостолов проповедовать и крестить.

Символ14.JPG
Чаю воскресения мертвых
Показано, как пробуждаются все находящиеся в земных гробах, а также воскресают утонувшие и съеденные рыбами. Мы сегодня легко относимся к кремации покойников. Это удобно и гораздо дешевле, чем погребение в земле. Древние христиане нас бы не поняли.
Дело в том, что наше тело – не просто ненужная сброшенная оболочка. Во время воскресения из мертвых что-то произойдет с нашими телами (если они остались на земле). Мы помним, что и во время Воскресения Христова Его тело изменилось и исчезло. Так же тела покойных (или останки) нужны и для воскресения других людей.
Конечно, всегда ставился вопрос: а что будет с теми, чьих тел не сохранилось? И Священное Писание и Предание Церкви однозначно отвечают на этот вопрос: Бог силен воскресить любого человека, даже если его тело совсем исчезло. Но в принципе, нужно стараться останки покойного сохранить.

Символ15.JPG
И жизни будущаго века. Аминь.
Воскресшие праведники ликуют!
Обратите внимание на замечательную деталь: иконописец отдельно написал Аминь и под ним указал трех мужей. Каким образом эти три достопочтенные старца иллюстрируют краткое слово Аминь?.. Присылайте свои мнения. Через несколько дней напишу в комментарии верный ответ.

Комментарии

Дорогие! Обещанный ответ по поводу последней картинки.

Я привел картинку, на которой изображены три старца, а над ними последнее слово Символа веры: Аминь.
В связи с этим я задал вопрос: Каким образом эти три достопочтенные старца иллюстрируют краткое слово Аминь?..

Сразу можно было предположить, что пытливые читатели увеличат изображение и выяснят, что три старца имеют имена: Авраам, Исаак и Иаков. Это я предусмотрелJ
Мой расчет строился на том, что наши читатели не очень хорошо знакомы со Священным Писанием (не знаю, что тут уместней поставитьJ, или L). Таким образом, они не поймут, что из Священного Писания эти три старца могут иллюстрировать.

Но последние наши читатели приблизились к отгадке. Еще чуть-чуть и… мой ответ был бы не нужен.
А теперь правильный ответ:
Вспомните слова Христовы: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 19-20).
Эти слова Христа говорят о том, что у Бога все живы. Как пример живых в потустороннем мире персонажей, Христос называет великих ветхозаветных праотцев Авраама, Исаака и Иакова.
А теперь вспомните последние слова Символа веры. Они – о жизни будущего века: И жизни будущаго века…
Русский иконописец связал последнюю мысль Символа веры с этими тремя праотцами, которые подтверждают мысль Символа. Да, жизнь будущего века существует! Да, они живы! И они подтверждают правоту Символа веры.
Если вы помните, то слово Аминь означает Истинно, Верно, Точно так!

Не знаю, вразумительно ли объяснил?..
Спасибо всем, кто предложил свои вопросы. Если будут идеи о хороших богословских вопросах и головоломках, присылайте мне на почту: kp@azbyka.ru И мы совместно озадачим наших любимых читателейJ
 
Недавно столкнулась с противопоставлением "вера - знание", "если знание, то это уже не вера". Пыталась выразить, как нашу веру может укреплять знание...
А потом поняла, что в данном случае вернее было бы сказать - наше мировоззрение.
Вот и "Символ веры" - действительно ориентир для построения мировоззрения, набор аксиом, фундамент, тот самый краеуголный камень исповедания...

Символ веры - как конспект мировой истории. А, наверное, в любой изучаемой истории не в раз поймешь, что это значит для меня лично.
Для меня в большей мере стал он оживать, когда обозначаемое в его формулировках стало оживляться для меня смыслами, почерпнутыми в других текстах, других молитвах.

Наверное, я просто поделюсь самыми яркими и устойчивыми ассоциациями.

Первые формулы Символа говорят об Отце и Сыне, о Творце и Владыке всего видимого и невидимого, о Боге-Свете...

В утренних же молитвах повторяем: "Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение...."

Трепетно и страшно предстоять перед этим Светом, который тебя и придумал, и сотворил, и сейчас видит насквозь, зависишь от Него совершенно, но вот дает тебе что-то выбирать, твоей воле место дает, ждет...

И Евангелие о предвечном Боге-Слове, Боге-Свете.
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..."

И далее там же и о Свете, которого готов ли ты встретить?! - вопрос жизни и смерти.
И созвучие строке "Нас ради человек..."

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны..."

А дальше история жизни, смерти, воскресения Христа. Здесь все что в душе откладывается от праздника к празднику, от воспоминаний и размышлений на эти темы. Благовещение и все что связано с образом Богоматери, непостижимая тайна Рождества.... Переживания Страстной Седмицы, Пасха, Вознесение, Сошествие Духа, основание земной церкви...

И опять - все это ради нас, ради меня. "Что есть человек, что Ты помнишь его!"
А я чем отвечаю, как приготовляю душу мою. Когда придет час Суда, когда придет в мир Свет немеркнущий, будет мне обнажение души моей пред Ним в радость или в муку... Есть ли хоть кусочек Света, Любви, Истины во мне? Что я есть внутри себя?...
 
Незарегистрированный написал(а):
Недавно столкнулась с противопоставлением "вера - знание", "если знание, то это уже не вера". Пыталась выразить, как нашу веру может укреплять знание...
А потом поняла, что в данном случае вернее было бы сказать - наше мировоззрение.

Мир Вам, незарегистрированный гость!
Для того, чтобы продолжить свои верные рассуждения, можете почитать у нас на Азбуке тему о вере по ссылке:

Существуют три типа веры, три ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность...
 
Батюшка Константин, скажите пожалуйста, а в семинариях учат, как англоговорящего из Католичества в Православие перенесть? Ну, в общем, если он католик, который сердцем желает перейти в Православие, дабы быть с возлюбленной, ходить вместе с ней в храм. Но совсем не знающий русского языка?
 
o.Константин написал(а):
У меня вот какое предложение. Может быть, вы поделитесь тем, что вам открылось при чтении Символа веры? Что в вашем сердце отозвалось, что сверкнуло при чтении или пении тех или иных слов Символа.
Пишите в комментарии!
Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь

Три фразы для меня совершенно "пустые":
общение святых, прощение грехов, воскресение тела,

1) почему акцентируется внимание на общении святых? если общаются то все.
2) какое значение имеет прощение грехов? если человек избавился от них, так же если не смог (зачем разговоры о прощении, "на нет и суда нет", а если есть грех то разве он от прощения исчезнет сам собою).
3) какая разница между воскресением тела и обретением другого? мне очевидно, что внешность определяется душой; человек не думая делает однозначный выбор тела, которые устраивает всех (и зачем разговоры о теле, какой есть мир Небесный такой и примем, есть тело и как-то иначе, почему это беспокоило авторов Апостольского Символа Веры).
 
вот есть такой щепетильный вопрос, что волнительно спрашивать,

"И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, ..."

будет ли искажен смысл если сказать чуть иначе:

"И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного девой Марией, данного Отцом прежде всех веков, ..."

Символ был принят на Вселенском Соборе в Константинополе, наверное, только на греческом языке? и вряд ли можно при переводе отследить все тонкости.
 
Здравствуйте, отец Константин! Спасибо за очень хорошу статью о Символе Веры.

Вы пишете, что Символ веры был составлен на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Можно дополнить это место более подробно. В "Книге временные и образные Георгия Монаха" Гл.42.10 описан случай, который произошел в 318 году в Никее, и который есть в Житии святителя Спиридона Тримифунтского. Вот отрывок из него:

С соизволения Царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы, называвшиеся перипатетиками. Мудрейший из них выступил на помощь Арию и гордился своею особенно искусною речью, стараясь высмеять учение православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только Иисуса Христа, "притом распятого" (1Кор. 2,2), просил отцов позволить ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему это. Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:

- Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.

- Един есть Бог, – сказал он, – сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасение и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты – не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.

Затем, немного помолчав, святой спросил:

- Не так ли и тебе всё это представляется, философ?

Но философ молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: "ибо Царство Божие не в слове, а в силе" (1Кор. 4,20).

Наконец, он сказал:

- И я думаю, что всё действительно так, как говоришь ты.

Тогда старец сказал:

- Итак, иди и прими сторону святой веры.

Философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:

- Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, – доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог".

И философ, приняв православную христианскую веру, радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу. Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.


Можно сказать, что ересь Ария была побеждена Символом Веры.
 
Последнее редактирование:
Карфагенского: «Обычай, если на его стороне не стоит истина, есть только старое заблуждение, которое должно уступить место истине…»
разрешите задать вопрос:
являются ли для Православных Христиан, люди исповедующие римо-латинскую ересь (в т.ч. и т.н. папа римский Франциск, который подписал в Гаванне совместную вероисповедальную декларацию с патриаром Кириллом) братьями по Христианской вере?
 
Сверху