Загадка иконы «Пресвятая Троица»

Загадка иконы «Пресвятая Троица»
По иконе преп. Андрея Рублева


Некоторое время назад я был в Московской Третьяковской галерее.
Зал, который я более всего желал посетить, был залом древнерусской иконописи.

И вот, оставив позади классиков, передвижников и абстракционистов, я попал в вожделенный отдел Третьяковки. С интересом, который показался подозрительным бабушкам-охранницам, так, что те на всякий случай не отходили от тревожной кнопки, я рассматривал великолепные византийские и древнерусские иконы.
Сознание с грустью фиксировало: у нас прихожане не понимают и не любят традиционную каноничную икону именно из-за плохих подделок «под каноничную икону», которые часто висят в наших храмах. Вроде все на месте, а жизни, внутренней энергии, огня в такой иконе нет…

Тогда как настоящая икона несет в себе такое множество смысловых пластов, такое богословие, такую религиозную поэзию…

аа.JPG
Настоящая икона просто завораживает, заставляет остановиться и мысленно прикоснуться к Тайне, которую она излучает.

Впрочем, сейчас о иконах вообще говорить не будем.

Меня интересует лишь одна икона, а именно икона преп. Андрея Рублева «Троица». Это одна из самых прекрасных икон, созданных человеком, а, по мнению ряда богословов и искусствоведов, и вообще самая прекрасная икона из всех известных нам.

Остановившись перед ней, я минут пятнадцать не мог отойти. Ушел, потом вернулся и еще стоял и впитывал сияние, покой, мудрость, исходящие из нее. Икона просто поражала. Лики – одновременно спокойные, одновременно задумчивые и трагичные… Позы, в которых выражены как идея Божественного могущества и таящейся силы, так и мирности, абсолютной согласованности всех замыслов и действий между персонажами. А какой цвет у иконы! Икона написана почти на белом (чуть желтоватом) фоне. Это цвет Божественного сияния, света Фаворского, света Божественного присутствия. Краски наложены слоями: на одну накладывалась другая, поверх нее следующая. Потом еще и еще. Этим приемом мастер достигал того, что из-под одного живописного слоя просвечивал другой и икона обретала объем, становилась словно живой. А отметьте, как мало лишних деталей… Икона ни на миллиграмм не перегружена. Я имею в виду другие иконы Троицы такого типа. На них и Авраам, встречающий путников, и Сарра, и бык, и что-то еще. Не так у Рублева. Абсолютный минимум персонажей и предметов. Аскетизм, заставляющий все внимание сосредоточить на фигурах, которые словно парят на ней в спокойствии, силе, любви и гармонии. (Кстати, фигуры вписаны в невидимый круг, что подсознательно нас вводит в какой-то особый ритм и режим восприятия иконы.) А обратите внимание на стол, перед которым сидят Ангелы Он имеет вид гроба, того гроба, в который был положен Христос после смерти. Однако гроб этот наполнен светом. Почему? Он блистает Пасхальным светом Воскресения[1].

E72A1338.JPG

А… впрочем, остановимся.

Эта икона – поистине окно в иной мир, из которой и нам, грешным, что-то сверкнуло. И, сверкнув, не погасло, но рукой подвижника и молитвенника преп. Андрея оказалось зафиксированным и оставленным нам.

В Третьяковской галерее разрешается фотографировать (без вспышки). Это позволило мне сделать интересные снимки, которыми я с вами уже делился. Вот и сегодня, кроме нескольких других фотографий икон, я рад представить вам рублевскую икону Троицы в хорошем разрешении. В таком разрешении, что вы сможете, увеличив ее, рассмотреть какие-то подробности. А при желании и распечатать для себя.

Сегодня я хочу с вами поговорить об этой чудесной иконе. Давайте попытаемся разгадать ее главную тайну, а именно: попытаемся определить, Кто есть Кто на иконе. Ведь, если три изображенных Ангела являют нам Отца, Сына и Святого Духа, то Андрей знал, кого из Ангелов он подразумевает под Отцом, кого под Сыном, кого под Духом Святым, верно?

…Однажды, когда я служил в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, я был свидетелем необычного спора. Там у жертвенника висит копия рублевской «Троицы». И вот однажды у батюшек разгорелся спор: кто из изображенных на иконе Ангелов, по замыслу Андрея Рублева, является Отцом, кто Сыном, а кто Духом Святым. Сошлись на том, что определенно об этом сказать никто ничего не может. «Раз Андрей Рублев не надписал, кто есть кто, то этим самым он подал намек: любого Ангела можно интерпретировать как любого из Лиц Пресвятой Троицы», – сказал один священник. Помолчав, с ним согласились. А что делать, другого-то ответа нет…

Правда ли нет ответа? Или мы просто его не знаем?

Но прежде, чем мы поразмышляем над этим, я хотел бы попросить вас внимательно посмотреть на икону и подумать вот над чем: Кто из изображенных на этой иконе Лиц – Отец? Кто Сын? Кто Святой Дух?

А теперь давайте поговорим об этом.

Когда я стоял перед иконой и думал об этом, я поражался, как черты Сына узнаются мною то в одном, то в другом Ангеле. В чем дело? Ведь не может же быть у нас два или три Сына Божия?

Иконы, на которых изображен сюжет явления Трех Ангелов (а на самом деле – Трех Лиц Пресвятой Троицы) Аврааму, известны и до Андрея Рублева, и после. Но надписи над нимбами (то есть пояснения, где Отец, где Сын, а где Дух Святой) встречаются крайне редко. Это единичные случаи. Ни у одного настоящего мастера такой надписи нет, потому что это противоречит богословию. Как откровение неизобразимого Троичного Бога явление Аврааму может быть передано только символически, в виде трех безличных Ангелов.

На Стоглавом Московском соборе 1551 года это подтверждено следующими словами: «У Святой Троицы пишут перекрестье (в нимбах): иные у среднего, а иные у всех трех. А в старинных иконах и в греческих подписывают “Святая Троица”, а перекрестья не пишут ни у кого. А некоторые подписывают у среднего “IС ХС Святая Троица”. Итак, повелеваем: Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”. А от своего замышления ничего не предпринимать» (рус.пер.)

Напомню, что перекрестье – это «крестчатый нимб». Он пишется только на иконах Иисуса Христа.
Процитированный документ Собора гласит, что можно рисовать крестчатый нимб либо у центрального Ангела, либо у всех трех. То есть получится, что Иисус Христос, кроме Себя Самого, являет Собою и Отца, и Духа.
Но отдельно указывать: Отец или Дух – нельзя. Всю Тайну Лиц Пресвятой Троицы нам являет только Сын – Господь Иисус Христос.

Все это так, «…и все же в рублевской иконе эти Лица, символизируемые Ангелами, как бы стремятся к личностному Своему проявлению: образы Их не лишены известной, пусть и "прикровенной", конкретности в выражении ипостасных взаимоотношений и потому могут быть "определены" если и не как однозначная религиозная "Богозрачная" данность, что, разумеется, невозможно, то хотя бы как данность художественно-символическая. Апофатически признавая вообще всякую условность любого изображения Пресвятой Троицы, душа человеческая, так сказать, на уровне катафатическом все же стремится хотя бы прикоснуться – через откровение "художественного Боговидения" – к Божественно-Личностной тайне Триипостасного Бога…» (диак. Г. Малков[2])

Это правда. Вот и я, стоя в Третьяковской галерее перед иконой Троицы, силился отгадать: Кто же из этих Ангелов, по замыслу преп. Андрея Рублева, изображает Отца? Кто – Сына? А Кто– Духа Святаго?

Вкратце варианты попыток подобной идентификации Лиц (с указанием сторонников тех или иных вариантов) можно представить следующим образом (перечислены специалисты, которым принадлежат исследования в этом вопросе, или авторитетные богословы):

1-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух (Такой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев, полностью согласная с ним В. Зандер, Д.В. Айналов к концу своей научной деятельности, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов, прот. А. Ветелев);

2-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух (Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, монах-иконописец Григорий (Круг), Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова);

3-й вариант: слева – Бог Отец, в центре – Святой Дух, справа – Бог Сын (архиеп. Сергий (Голубцов), Л. Кюпперс, прот. И. Цветков);

4-й вариант: слева – Святой Дух, в центре – Бог Отец, справа – Бог Сын (архиеп.Сергий (Голубцов), Л. Мюллер) [3].

Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической.
В целом вопрос сводится к тому (если уж решиться задавать его) – кто же изображен преподобным Андреем (по замыслу иконописца) в центре иконы: Бог Отец или Бог Сын?

Определив, Кто изображен в центре, мы, возможно, получим ключ к вопросу, Кто находится справа, а Кто – слева от центральной фигуры.
Секрет в том, что древние иконописцы (и Андрей Рублев, и другие), действительно, изображая Отца или Духа Святаго, изображали Их через призму изображения Сына Божия.

Мы помним знаменитые слова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Или другое: на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).

Именно поэтому Ангел, изображавший Отца, рисовался с чертами Сына, Сын – открывает нам Отца… Вот тебе и древнерусская темнота и простота, как порой приходится слышать…

Правый от зрителя Ангел рублевской «Троицы» – несомненно, Дух Святой. С этим согласно большинство исследователей иконы.

«В центре же (и символически это вполне оправдано) нам явлен образ Отца, но образ Его художественно целомудренно "замещен" и репрезентируется "ангелоподобным" образом Сына: поэтому центральный Ангел и изображен в каноническом для иконописи одеянии Спаса – в вишневом хитоне и голубом гиматии.
Но одновременно этот символически явленный Ангел – как подразумеваемый под образом Сына Сам Отец – благословляет жертвенную чашу Сына со Святым Агнцем (ибо Сын есть "Приносяй и Приносимый" – в соответствии со словами тайной молитвы Херувимской песни на Литургии верных). Причем Ангел этот как бы вопросительно-призывно обращен к Ангелу, находящемуся по правое плечо от него, то есть к собственно образу Сына, "сопрестольного" Отцу. И здесь будет вполне уместным вспомнить слова Псалмопевца: "седи одесную (то есть справа. – прот. К.П.) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109, 1), или же, например, своего рода вариацию на ту же тему у Апостола Павла — его слова о Сыне, Который "воссел одесную престола" (Евр. 1, 3).
Этот левый Ангел, непосредственно представляющий Сына, "прежде всех век" согласного во всем с волей Отца (а точнее – всей Святой Троицы) о необходимости принесения Себя в жертву за падший человеческий род, сдержанно — трепетно-осторожно и покорно — также благословляет искупительную евхаристическую чашу, выражая тем самым Свою готовность пострадать "за жизнь мира"...» (диак. Г. Малков[5]).

Только одно это размышление над тайной иконы Пресвятой Троицы вскрывает огромный пласт православного богословия:

А. Христос добровольно приносит Себя в Жертву для спасения человечества.

Б. Он приносит Себя всей Троице и Самому Себе как Второму Лицу Святой Троицы.

В. Его Жертва есть исполнение воли Отца. Однако и Сам Сын – властен над Своею Жизнью. Как Он сказал: «Имею власть отдать ее (жизнь. – прот. К.П.) и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18). Таким образом, Его жертва – добровольное деяние. В этом смысле можно сказать, что Он вместе с Отцом благословляет Себе Самому жертвенную смерть. (На иконе мы как раз и видим, что Ангел, сидящий слева от зрителя, а мы определили, что это Сын, сложил пальцы правой руки в благословляющем жесте.)
То, что левый (от зрителя) Ангел есть Сын Божий, можно понять и по Его одежде, которая есть, по сути, багряница, одежда мученика. Эта багряница светится небесным светом, потому что Пострадавший и Умерший за нас также и Воскрес, и преобразился.

Г. Дело искупления, совершенное Сыном, есть не просто частный факт истории – это дело исполнения Замысла Божия о мире, того, что святые отцы, вслед за Ап. Павлом, называли Домостроительством нашего спасения [6]. На то, что Сын исполнил дело Домостроительства Божьего, намекает дом, находящийся за ним.

О многом еще можно было бы сказать, однако на этом закончим. Посмотрите еще на прекрасную икону преподобного Андрея Рублева. Теперь мы с вами знаем, Кто из Ангелов на иконе изображает Отца, Кто – Сына и Кто – Святого Духа.

Кстати, а знаете, какая невероятная трактовка дана Ангелам на иконе Троицы, еще более древней, чем рублевская? На иконе, хранящейся в нашем, Свято-Троицком Измайловском, соборе? Об этом вы можете прочитать здесь: О разных иконах Пресвятой Троицы

Примечания:
[1] То, что у преп. Андрея Рублева белый цвет ассоциировался с Пасхальным светом, очевидно, и это можно доказать на ряде примеров. Приведу один, очень интересный: На его иконе «Воскрешение Лазаря» из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Лазарь, выходящий из пещеры, изображен, в нарушение традиции, не на черном фоне пещеры, а на белом. Преподобный Андрей был не понят современниками и потомками, ибо никто из иконописцев не повторил в данной композиции белой пещеры. Случай настолько неординарный для средневековой иконописи, что в наше время искусствоведы пытались исследовать, не ошибка ли это? Может быть, первоначальный темный слой просто соскоблили, или каким-то иным образом он утерялся?.. Искусствовед Владимир Плугин писал: «Это настолько неожиданно, что мы тщательно осмотрели икону с целью выяснить сохранность красочного слоя. Можно уверенно сказать, что фон пещеры изначально был белым».
А что изображает белый цвет пещеры? Пещеру, в которой воссиял свет Воскресения! А сам Лазарь, по мысли Андрея Рублева, прообразует Воскресшего Христа.
[2]К уточнению иконографической интерпретации «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева, Малков Георгий, диакон
[3] Ссылки на труды авторов, в которых приводятся такие трактовки, см. в прим. 2.
[4] Надо пояснить, что значат эти слова. В Византии были споры: Кому из Лиц Пресвятой Троицы приносится Евхаристическая Жертва во время совершения Литургии? Только ли Богу Отцу или, например, еще и Богу Сыну?
Богословы ответили так: и Богу Сыну тоже. Как же так? Неужели Он Сам Себя Себе же и приносит в Жертву? Да. И об этом именно говорит молитва, читаемая священником тайно во время пения Херувимской песни: «Ты еси приносяй и приносимый…» То есть Ты – и Тот, Кто приносит, и Тот, Кому приносится эта Жертва.
[5] См. примечание 2.
[6] Русское слово «домостроительство» – буквальный перевод греческого «икономия». Впервые это слово использовал Ап. Павел. За ним – многие святые отцы.

Комментарии

У православных не может быть трех Богов.
У нас БОГ ЕДИН и он Пресвятая Троица!
На иконе Андрея Рублева изображен Бог - Пресвятая Троица в центре в сопровождении двух ангелов возмездия, которые затем уничтожат Содом и Гомору.
Это сюжет из Библии. Бытие глава 18 и 19.
Поэтому не вводите православных в искушение.
Не надо расстраивать (от слова ТРИ) Бога
 
внимательный написал(а):
У православных не может быть трех Богов.
У нас БОГ ЕДИН и он Пресвятая Троица!
На иконе Андрея Рублева изображен Бог - Пресвятая Троица в центре в сопровождении двух ангелов возмездия, которые затем уничтожат Содом и Гомору.
Это сюжет из Библии. Бытие глава 18 и 19.
Поэтому не вводите православных в искушение.
Не надо расстраивать (от слова ТРИ) Бога

Дорогой брат. Дайте, пожалуйста, ссылку на источник, из которого Вы почерпнули такие, мягко говоря, оригинальные мысли.
Или эта гипотеза - Ваше изобретение?
 
Ни какой ереси нет, но есть искушение.

из экскурсии в ГТГ в 2007 http://www.myshared.ru/slide/339898/
- по направлению посохов и положению домика, дерева, и гор указывается суть ангелов.

Строго говоря, это не нарушение художником православных правил иконописи (за столетие до их появления), но искушение зрителю.

Нельзя выделять в Боге отдельно Сына Отца и Духа. Как и говорить "Дух исходит от Отца к Сыну", поскольку все три - суть одно (хоть эта фраза и точно соответствует определению ипостасей Бога).

Трактуя сюжет, сотрудники ГТГ, перемудрили на тему жертвенности (у них работа такая). По определению, жертва - это чего лишаются, а разве кто-то чего-то лишился? Иисус вознеся, но снизошел Утешитель. И как-то так "натянуто" звучит эта их трактовка, что душа Иисуса либо ни причем в Распятии, либо уже родилась на момент сюжета Ангелов у Авраама.
 
А вообще-то интересное мнение выдвинул "внимательный", что в центре Св.Троица, а два ангела сопровождают Его. Так ведь действительно в В.З. Перечитайте. После Авраама два ангела отправились в Содом и Гоморру. Если мне не изменяет память. Прокомментируйте, пожалуйста, о. Константин. Я думаю, не стоит искать, где Кто. Так и Церковь утверждала. Хотя я именно из-за этого интереса нашел ваш форум по поисковику.
Александр
П.С. Я когда читаю Символ веры перед этой иконой (на утр.правиле), то обращаю взгляд соответственно читаемому на Отца (в центре), Сына (одесную), Святаго духа (ошуюю). Я так почему-то решил. А через некоторое время задумался: а почему я так решил? И нашел вас.
 
В
священник Константин Пархоменко написал(а):
Дорогой брат. Дайте, пожалуйста, ссылку на источник, из которого Вы почерпнули такие, мягко говоря, оригинальные мысли.
Или эта гипотеза - Ваше изобретение?
указано выше. Бытие 18 и 19 глава. Мало?
Один из крупнейших учителей церкви Иоанн Златоуст (конец IV в.) подтверждает это толкование:
«В куще Авраама явились вместе и ангелы и Господь их; но потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов, а Господь остался беседовать с праведником, как друг беседует с другом, о том, что намерен был сделать».

Бог Пресвятая Троица - ЕДИНОСУЩНАЯ И НЕРАЗДЕЛЬНАЯ. Это ДОГМАТ.
Куда же ушли другие две ипостаси? Исус Христос и Святой Дух?

Этим особым преимущественным положением одного из странников Златоуст объясняет обращение к ним Авраама в единственном числе:
«Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими...» Быт.18:3.

На христианском Востоке, иконографический тип «Троицы» соответствовал именно такому толкованию. Потом появилось много ересей. А сейчас это превратилось вообще в нечто ужасное - в гадание и трактование, а где справа или слева сидит Святой дух, а Бог Отец? а Бог Сын?
НЕЛЬЗЯ ДЕЛИТЬ ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ!!!

Рублев на своей иконе не изобразил Авраама и Сарру. Но это не значит, что он изобразил каких то других ангелов, а не тех ангелов (путников), которые пришли к Аврааму. И тем более он не изображал три ипостаси Бога - Пресвятой Троицы отдельно!!! Другого сюжета с тремя ангелами НЕТ в священном писании, а потому думать, что Рублев изобразил что-то от себя - не правильно.
На иконе в центре явно выделяется главный из трех путников, потому мы и узнаём, что это Бог-Пресвятая Троица, но так как все втроем они явились Аврааму в виде людей, потому их изображения и лица очень похожи и почти не отличаются. Именно этот вид изображения догматизирован Стоглавом.
Все остальные толкования - это ересь. Причем догматическая...

("внимательный" зарегистрировался под ником Валентин ВВ)
 
Константин Пархоменко пишет: "Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической. " Хотелось бы услышать не просто критику, а аргументированную критику. Во вторых, есть ли среди приведенных специалистов в 1 и 2 варианте люди, которые вели духовную жизнь и достигли определенного признанного уровня святости. Ведь подобное познается подобным, да и не всем дается познание, а только если полезно. Вот статья, в которой аргументированно обосновывается 3 вариант: http://expertmus.livejournal.com/175207.html . Однако, какая нам польза, даже если мы узнаем кто где сидит, если сами не ведём духовную жизнь по заповедям Спасителя и не учимся молиться?
 
Максим Шарамонов написал(а):
Константин Пархоменко пишет: "Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической. " Хотелось бы услышать не просто критику, а аргументированную критику. Во вторых, есть ли среди приведенных специалистов в 1 и 2 варианте люди, которые вели духовную жизнь и достигли определенного признанного уровня святости. Ведь подобное познается подобным, да и не всем дается познание, а только если полезно. Вот статья, в которой аргументированно обосновывается 3 вариант: http://expertmus.livejournal.com/175207.html . Однако, какая нам польза, даже если мы узнаем кто где сидит, если сами не ведём духовную жизнь по заповедям Спасителя и не учимся молиться?

Уважаемый Максим. Я рад, что Вам показалась эта тема интересной. Изучайте дальше, на эту тему много интересной литературы. Я своим очерком поднял тему, а дальше пусть интересующиеся ищут сами.
Храни Бог!
 
В предыдущем комментарии в подтверждение варианта священника Константина о том, что Бог Отец находится в центре иконы, я исходил из символа веры: Бог Отец, как Творец всего, должен быть в центре, а Христос - по правую руку Его (одесную Отца). Но это формальный взгляд, который не обязательно должен быть положен в основу композиции иконы. Вполне возможно, что Рублев задумал в центр иконы поместить Христа.

Рассмотрим, что значит «одесную». Причиной всего и Промыслом является Бог Отец. Сын совечно рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца и оба, находясь с Ним в Единении, исполняют Его волю. Поэтому и говорят, что «одесную Отца».

То есть слово «одесную» указывает не на расположение относительно Отца, а на исполнение воли Отца. Если же будем вкладывать в слово «одесную» информацию о расположении, то получится, что, так как Христос находится одесную Отца (справа), то Дух Святой находится не одесную (слева) и менее значим, чем Христос. Но в Святой Троице нет Ипостасей более или менее значимых. Поэтому слово «одесную» не может быть положено в обоснование какого-либо варианта композиции иконы.

У Рублева же, как видим, центр находится не в центре композиции, а слева от нас. К этому центру, как Творцу и Домостроителю, обращены склонившиеся фигуры Сына и Святого Духа, которые вникают воле Отца. Соответственно, над Богом Отцом показан образ домостроительства, а над Святым Духом образ восхождения в горние выси. Над Христом показано дерево жизни, как намек на жизнь вечную в раю благодаря распятию Христа на деревянном Кресте.
 
В
продолжение


Если рассмотреть более подробно, то можно даже догадаться (предположить), кто эти два ангела, которые сидят с двух сторон от Бога-Пресвятой Троицы.
Это делается на основе простых моментов.
С Богом приходили к Аврааму конечно не просто обычные ангелы, а архангелы. И эти два ангела мгновенно уничтожили Содом и Гомору. Ангелы возмездия. Ангелы исполнения воли Бога.
Архангел Михаил и Архангел Уриил
Отвественными за род Человеческий были поставлены именно они, они и совершили казнь развратившихся городов. Именно они из известных семи (восьми) архангелов изображаются с мечами
 
Последнее редактирование модератором:
Верным, конечно, является вариант 2. И недаром его исповедует блистательный богослов мировой величины Владимир Николаевич Лосский.

Основываться при решении о том, Кто находится в центре рублёвской Троицы, только по физическому месторасположению Ангелов и из посыла, что "справа от Отца должен быть Сын" - это вполне формально, а главное, без учета того, какой момент жизни Троицы описывается на иконе. Про "сидение одесную" - это про совсем другое время - а именно, про то время, когда Сын уже совершит Свое Дело и прославится: "Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя". На иконе же Рублева изображен абсолютно другой момент, а именно: Совет Превечный - Совет о жертвоприношении Сына во спасение людей. В жесте правой руки центрального Ангела - Бога Сына - не только благословение Чаши, но и согласие на нее. Голова при этом склоняется в согласии перед волей и желанием Отца: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты".

Говорить о позе центрального Ангела, что она якобы "вопросительно-призывна" - это как-то даже странно звучит. Зачем бы Отец "призывал" Сына к подвигу, на который Тот и так, Сам скоро течёт? Неужели тут уместно было Кого-то "призывать" ("подгоняя"), или Кем-то "руководить" и "направлять"? В позе Центрального Ангела увидеть какой-то "призыв" можно только если очень хочется держаться надуманной искусственной версии. Любой видит, что Бог Сын склоняет голову перед Отцом, СОГЛАШАЯСЬ исполнить дело, которое Тот поручает Своему Сыну. Когда поручение будет исполнено, Христос скажет: "Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить."

Центральный Ангел - Бог Сын - Он и одет как воин (так пишут хитоны у святых воинов: правая рука свободна для держания оружия). Он вот-вот встанет и отправится в Свой путь, и уже опирается на Свой посох, готовый встать и идти - все в Его фигуре по-человечески динамично - в отличие от Бога Отца и Бога Духа, позы которых предельно и надмирно покойны и говорят о превечном пребывании в покое и мире.

В сторону левого Ангела - Бога Отца - склонили Свои головы два других Ангела - что выражает отношение Их к левому Ангелу как к Богу Отцу, от Которого Сын раждается, а Дух исходит.

Про багряницу Вы верно сказали, что это символ одежды мученика, но где Вы ее увидели на левом Ангеле? Настоящая багряница именно багряная - темно красная, почти коричневая, как цвет темной венозной крови - и именно такого цвета одежда у центрального Ангела. Про то, что "багряница светится небесным светом" - это будет потом, когда совершится Дело, а сейчас - это Совет Превечный о благословении и согласии на грядущую страшную и спасительную мученическую Чашу.

А еще расположение Ангелов слева направо по кругу очень хорошо ложится на славословие Пресвятой Троице, произносимое человечеством во всем мире ежесекундно на многих, если не всех языках: перед иконой Троицы, написанной Андреем Рублёвым очень легко читать "СЛАВА ОТЦУ, И СЫНУ, И СВЯТОМУ ДУХУ, И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ".
 
Последнее редактирование:
>Думаю, что участникам дискуссии будет >интересно мнение одного из крупнейших >мыслителей современности - Григория >Померанца.
Цитата из Померанца :"..без возможности ереси не будет и догмата единосущности". Скучное и неуместное переливание из пустого в порожнее на 10 страницах под соусом субъективного переживания. Где обращения к деталям как оставленным авторам ключам? Сказано ли про цвета одежд, про их значения, отмечено ли к примеру то что копьё разделяет крылья центрального и правого ангела, а на левой стороне такого разделения нет, подмечено ли что правый ангел подобрал гиматий как бы в готовности подняться или что гиматий заправлен слева направо как у покойника? Что сказано о символизме древа, дома и горы и их соотношениями с Лицами? Вместо этого притянутые рассуждения о женственности- что за фантазии, как Рублев об этом мог думать?
В общем в каких-то вопросах Померанц может и мыслитель и даже великий но с фактурой данного явления он слеп и безыскусен.
Впрочем измышления П. похоже могут найти своего читателя, но не будут иметь отношения к пониманию идеи Рублёва.
 
Последнее редактирование:
Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Центральный ангел изображён как раз в этих цветах. За ним находится дерево. Дерево символ крестных страданий Христа. И он благословляет чашу. Это его выбор и воля. Чаша на иконе Андрея Рублева — это символ страданий Христа, на которые он идет ради искупления грехов человечества. Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши. По моему это самый яркий элемент подчёркивающий жертвенность центральной фигуры. Из чаши мы причащаемся на литургии Тела и Крови Иисуса Христа.

Два ангела центральный и правый склонены в сторону левого, за которым находится сооружение. Сооружение символизирует домостроительство, т.е. Бога Отца. Так же обращение фигур ангелов к левому символизирует о предвечном рождении Сына и исхождении Духа от Отца.

Чтобы подчеркнуть не раздельность Троицы Андрей Рублев специально размещает ангела изображающего Бога Отца слева, чтобы не гипертрофировать личность Бога Отца. Хотя слова "специально размещает", конечно не совсем верны". Мы знаем, что Андрей Рублев был подвижником и сам Бог открывал ему тайны иконописания. Так же все ангелы изображены с одинаковыми лицами, т.е. одинаковыми по естеству. И лишь по внешним атрибутам мы можем различить их лица.

Повторюсь главный сюжет, главная деталь этой иконы это чаша и жертва. Икона Троицы это Евангелие изображённое на иконе. Центральная фигура Евангелия это Иисус Христос. Ему же слава во веки веков. Аминь.
 
Сверху