Что «общего» и различного между Христом и антихристом?

Последнее время нередко предоставляет людям сюрпризы-предсказания о якобы имеющим вот-вот произойти окончании мира. Называются «точные» даты, причины и даже некоторые небиблейские детали грядущей «катастрофы». Как правило, подобные заявления организуются и распространяются представителями тех или иных тоталитарных религиозных общин (при этом нередко подразумевается, что сами адепты — вне зоны риска апокалиптических бедствий). Впрочем, случалось, что «точная» датировка данного события определялась и представителями Православной Церкви, как, например, это случилось на Руси в преддверии 1492 года...

Отметим, что хотя Божественное Откровение и не обозначает точной даты Парусии Искупителя, главные ее признаки — известны:
  • Проповедание Евангелия по всему миру: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14).
  • Колоссальное оскудение любви, возрастание злобы и взаимной вражды между людьми: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24, 12, 10).
  • Преумножение «малых антихристов: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24, 5).
  • Активизация войн: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24, 6-7).
  • Увеличение количества бедствий и природных катастроф: «и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24, 7).
Но, главное, Второе Пришествие не случится прежде чем установится царство антихриста: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2, 3).

Итак, кем же будет антихрист? По мнению отдельных интерпретаторов Священного Писания, этим именем назовется сам диавол, облекшийся в плоть. Согласно иным рассуждениям, антихрист явится плодом соития женщины и сатаны. Другое, не менее оригинальное предположение, указывает на него как на аллегорический образ, поэтико-метафорическое олицетворение зла...

Божественное же Откровение учит ясно и определенно: «антихристом», «беззаконником», «сыном погибели» в полном значении перечисленных именований наречётся никто иной как человек, который, с одной стороны, будет «подражателем» Мессии (главным образом во внешних обстоятельствах жизни), с другой — Его ожесточенным противником (отметим, что и сама приставка «анти» (греч. — «ἀντί») имеет двойственное смысловое наполнение: «вместо» и «против»).
Вот, что по данному поводу пишет блаженный Феодорит Кирский: «Противник истины всячески будет подражать тому, что было в Владычнее пришествие, и, избрав человеческий сосуд, достойный его действования, и произведя ложные чудеса, будет во зло употреблять людей» [1, с. 66].
Как подлинный Мессия, Христос (от греч. Χριστός — Помазанник), воплотившийся Логос, исполнил Свою миссию тройственным образом — как Царь, как Пророк и как Первосвященник (напомним, что во времена Ветхого Завета вступление в эти виды служения сопровождалось особым обрядом — помазанием), — так и деятельность антипода Спасителя проявит в нем лжецаря, лжепророка и лжерелигиозного лидера.
Известно, что в силу особого ипостасного соединения в Лице Бога Слова Божественного и человеческого естеств Спаситель был изначально облагодатствован, свят: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2. 9). При этом воля Христа по человеческому естеству была всецело согласна с Божественной и никогда — с волей диавола.
Антихрист же, напротив, сделается добровольным, удопреклонным орудием лукавых демонических сил, клеветником и богопротивником; преисполнится не благодати и истины, а диавольской злобы, лукавства, гордыни и ненависти. «Ибо Бог, — по словам преподобного Иоанна Дамаскина, — наперёд зная наглость будущего произволения его», позволит, «чтобы диавол вселился в нем». Таким образом, антихрист «примет на себя» «все действие сатанино» [4, с. 268].

Очевидно, что стараниями ложного помазанника подлинный Мессия будет объявлен самозванцем: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист (ὁ ἀντίχριστος), отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2, 22)), а верующие в Него, христиане, — нарушителями Божественных установлений: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). При этом обманщик постарается убедить окружающих в том, что все ветхозаветные мессианские пророчества осуществились именно на нём.
Однако далеко не все провозвестия, даже и при соответствующей хитроумной интерпретации, смогут служить «основанием» для признания псевдохриста.

Так, родословная Искупителя проходит, как известно, через колено Иуды, род царя и пророка Давида: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия» (Ис. 11, 1-2).
Антихрист же произойдет из колена Дана. Эта убежденность зиждется на ряде пророчеств, в частности, на пророчестве патриарха Иакова: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49, 16-18); на провозвестии Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8, 16), на отсутствии колена Дана в перечне «запечатленных» Израильских колен: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч» (Откр. 7, 4 — 8); на фрагменте Второзакония: «О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33, 23) (ср. св. Ипполит Римский: «Итак, Писание провозгласило Христа «львом и скимном львовым»; подобное же сказано и об антихристе. В самом деле, Моисей так говорит: «Дан — скимен львов, и изскочет от Васана»... Таким образом, как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист» [2, с. 217]).

Особые трудности могут также возникнуть и с пророчеством Даниила, достаточно определенно указывающего на дату Рождества: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9, 25-27).

Вероятно, что ко времени установления темного царства отдельные ветхозаветные провозвестия о грядущем Спасителе подвергнутся решительной корректировке и интерпретации, а некторые будут классифицированны как позднейшие библейские вставки и аннулированы из текстов «Писания»; что нередко случается и в настоящее время, в религиозных сообществах так называемых «малых антихристов».

Известно, что время время появления Иисуса предзнаменовалось напряженным ожиданием (Его пришествия в мир), причём, распространенность мессианских надежд не ограничивалась рамками исключительно еврейского народа. Примирителя чаяли увидеть и язычники. Так, по наблюдению одного из исследователей, «это ожидание уже в V веке до Р. Х. стало отчетливым и повсеместным. Согласно благочестивому Августу Николаю, “не было ни одного народа, у которого бы не было этого ожидания”» [5, с. 40]. Несмотря на сказанное, Искупителя признало лишь достаточно ограниченное количество людей.
В период же, предшествующий появлению антихриста, возрастут ЛЖЕмессинаские ожидания: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24, 5). При этом признание объявившегося «истинного» псевдо-мессии, будет почти что всеобщим (ср.: преп. Ефрем Сирин: «Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: великий царь явился во славе, идите и видите его. У кого же будет такая адамантовая душа, чтобы мужественно перенести ему все сии соблазны?» [6, с. 62]).

Триумфу беззаконника будет способствавать чрезвычайное духовно-нравственное нездоровье людей, их податливость и удобопреклонность к воздействию лукавых демонических сил: «И за сие пошлет (попустит — А. Л.) им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2, 11). «Братоненавидение, — предупреждает святитель Кирилл Иерусалимский, — даёт уже место антихристу. Ибо диавол наперёд производит раздоры в народе, чтобы, когда придёт антихрист, удобнее приняли его» [7, с. 236]. Подобные суждения встречаем и у прочих Отцов. Вот, например, что пишет по данному поводу святитель Гигорий Богослов: «Ибо, конечно, нападает он не на здравых и не на совокупленных любовью, а надобно, чтобы царство само в себе разделилось, чтобы крепкий в нас рассудок подвергся искушению и был связан, чтобы сосуды были расхищены и мы потерпели то самое, что (как видим) терпит теперь враг от Христа» [8, т. 1, с. 288-289].

Зачатие и Рождество Сына Божия (по человеческому естеству) осуществилось особым сверхъестественным образом, от Чистой Непорочной Девы, лучшей из жен. Рождение же сына погибели произойдет от сквернейшией и худшей из женщин. При этом, согласно существующему мнению, зачатие антихриста реализуется ПРОТИВОестественным образом (представленным, можно полагать, не иначе как сверхъестественный). Об этом, в частности, повествуется в «посмертных вещаниях Нила Мироточивого»: «От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет совкровищница прелюбодейства; всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотятся в ней, т. е. в зачатом ею от тайного блуда совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятого Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты, от самой сквернейшей и злейшей мнимой девы, худшей всех когда-либо бывших; зачнется от тайного противоестественного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла, в противоположность тому, как Христос был совершенством всякой добродетели, а Пречистая Матерь Его была совершеннейшая в женах. Сей плод родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелями» [3, с. 100].
Вполне ожидаемо, что зачатие и рождение богопротивника, в соответствии с провозвестием Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14)), будет лживо преподано людям как чистое и непорочное.

Считается, что антихрист «объявится» также «внезапно», как это произошло со Спасителем: «Итак, … он рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает и царствует» (преп. Иоанн Дамаскин) [4, с. 268 — 269]. При этом, признанию Божественного достоинства псевдомессии будет способствовать деятельность псевдопредтечи, равно как признанию мессианского достоинства Иисуса способствовала проповедь святого Иоанна Креститля : «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» (Откр. 13, 11-12) (ср.: толкование св. Андрея Кесарийского: «Предтеча отступника — лжехриста волшебством и обманом будет совершать всё к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих ко Спасителю: ибо и ложь для обольщения людей пытается подражать истине» [9, с. 108]).
Полагают, что возраст объявившегося «беззаконника» будет соответствовать возрасту вышедшего на общественную проповедь Христа. Опять же, продолжительность царствования ложного мессии будет соответствовать времени общественного служения истинного (3, 5 года): «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13, 5).

Мы помним, что деятельность Иисуса Христа ознаменовалась множеством чудес. Этим, помимо их буквального и непосредственного значения — помощи людям — подтверждалось мессианское, Божественное достоинство Спасителя: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14, 11). Не удивительно, что и деятельность псевдо-спасителя будет отмечена комплексом небывалых чудес и знамений. Однако же те чудеса будут ложными, связанными, главным образом, с обольщением органов чувств и воображения. Так, по слову преподобного Ефрема Сирина, «в присутствии многлюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: “все народы, познайте мою силу и власть!” В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно» [6, с. 66]; «в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно Ангелам, вознесутся пред мучителем. Ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей» [6, с. 61]. Об этом, собственно, и предупреждает апостол: «пришествие (антихриста — А. Л.), по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2, 9-10)).
В отличие от чудес-исцелений и воскрешений, совершенных Спасителем, псевдомессианские знамения будут направлены не на добро, а на захват и утверждение власти богопротивника, на пагубу поклонившихся: «... народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, — отмечает по данному поводу святитель Кирилл Иерусалимский, — между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления» [7, с. 240-241].
Между тем, не исключается, что какие-то из совершаемых антихристом знамений окажутся «реальными» (объективно производимыми, результативными) действиями, а не ложным внушением. Это возможно, поскольку все они будут производиться при активной поддержке главы демонических сил. Насколько велики в этом отношении возможности диавола, видно хотя бы из нижеследующих библейских примеров. Так, однажды по действию сатаны, «огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их» (Иов. 1, 16); в другой раз «большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли» (Иов. 1,19). Разумеется, что и такие знамения — ложны, как по источнику происхождения, так и по предназначению (ср.: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13, 1-3)).

Согласно убеждению святого Ефрема, на первоначальном этапе антихрист «придет... в таком образе, чтобы прельстить всех, придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый» [6, с. 65]. Сообразно вещаниям преподобного Нила Мироточивого: «люди... возымеют крайнее доверие к антихристу» [3, с. 101].
Как это ни странно, считается, что именно в сыне погибели жители увидят надежду на избавление от текущих бедствий и катастроф. В дальнейшем же, вопреки ожиданиям, их существование преисполнится куда более сильными бедствиями и страданиями, ужасом и печалью.
Не в последнюю очередь это будет связано с изменением формы правления богопротивника от внешне благочестивой к крайне непристойной и жестокой. Вот, как это описывает преподобный Ефрем Сирин: «Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, глас рыдания в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, отец с сыном, и сын с отцом, и матерь с дочерью. И друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей как у мертвецов. Омерзела и ненавистною стала красота женская» [6, с. 67].
Таким образом, вместо Царства Спасителя, которое «не от мира сего» (Ин. 18, 36)), люди обретут худшее из когда-либо существовавших в истории царство «от мира сего».
Некоторые характеристики будущего мирового правителя и его монархии озвучены, в частности, в Книге пророка Даниила, в видении четвертого зверя: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 7-8). Рог с глазами и высокомерно говорящими устами — антихрист. Три рога, исторгнутые с корнем, — трое сокрушенных (воспротивившихся-таки властным притязаниям антихриста) царей. «Пожирание», «сокрушение», «попирание» — точные оценки, образно очерчивающие методы правления будущего мирового тирана: «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24, 21-22).

Подобно тому, как правоверным христианам свойственно почитание богоугодных икон, богопротивник потребует почитания собственных изображений. Опять же, как верующие во Христа запечатлеваются печатью Духа Святого, так и последователи беззаконника будут запечатлены печатью антихриста: «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 14-17) (ср.: св. Андрей Кесарийский: «Есть повествования, что волшебством бесы нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и проч., даже, быть может, и через мертвые тела, как римлянам показал Симон волхв в присутствии великого Петра, который обличил обман, показав, как восстают мертвые, через тех, коих воскресил он сам. Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему не поклоняющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках, для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме» [9, с. 109]).

По истечении попущенного Богом срока правления беззаконника «Господь Иисус убьет (его — А. Л.) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 8)...

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церквовных Искусств.


1.Блаженный Феодорит Кирский. Творения. М.: Паломник, 2003.
2.Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. СПб.: Изд. Библиополис, 2008.
3.Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого. Житомир. Изд. Ника, 2002.
4.Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.
5.Иисус Христос. Ожидание народов Земли. М.: Изд. Православного прихода Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево; Православное изд. «Синтагма», 2001.
6.Преподобный Ефрем Сирин. Слово умилительное на пользу души. М.: Изд. Святитель Киприан, 2003.
7.Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Изд. Благовест, 2010.
8.Святитель Григорий Богослов. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2007.
9.Святой Андрей Кесарийский. Толкование на апокалипсис св. Иоанна Богослова. Изд. Музея Библии, 1992.

Комментарии

За последние столетия столько было зла с дьявольским размахом:
- Наполеон, - фашизм, - коммунизм, Херасима и Нагасаки и другие американские военные вторжения в Азии, а РФ в 90х?
Ну разве можно сказать что дьявол не пришел в мир и не у власти?
а антихристов то у него может быть множество, любой беспомощный политик, чем не антихрист?
 
Спаси вас Господи Алексей Михайлович за статью!
Очень хотелось что бы мы не ожесточали свои сердца!Непременно всё это будет в будущем.Будет экзамен веры.Но мы уже сейчас должны ставить себя на место погибающих людей и плакать о своих грехах и просить Господа о его милости!Нам ненужно с этим смеряться это дьявол сатана тянет людей в погибель.Нужно уже сейчас гнать дух антихриста с земли ведя борьбу со своими страстями,тем помогая Господу!Носить святую мысль и просить Человекалюбца Господа если то возможно простить нас и отменить приход антихриста прийти и спасти всех людей!
Ещё раз спаси вас Господи Алексей Михайловичь стать нужная и полезная!
 
Здравствуйте!
как Вы считаете, Евангелие прповедано уже по всей земле, или еще нет?
Думаю, что на этот вопрос можно ответить двояко. С одной стороны, мы, конечно, можем утверждать, что по большому счёту Святое Евангелие ужé проповедано миру. И с данной точки зрения признак как будто исполнен. С другой стороны, мы не можем отрицать и того, что на сегодняшний день на земле всё еще существуют отдельные лакуны, не просвещенные Светом Спасительного Благовестия (например, в некоторых странах, традиционно исповедующих нехристианские религии; среди полудиких племен...). Поэтому полагаю, что как к заявлениям о неизбежности окончания мира в самое ближайшее время, так и к заявлениям о том, что конец — далеко (построенным на основании (в том числе и) данного признака), следует относиться взвешенно и осторожно.

Благодарю за вопрос!
 
Здравствуйте!
За последние столетия столько было зла с дьявольским размахом:
- Наполеон, - фашизм, - коммунизм, Херасима и Нагасаки и другие американские военные вторжения в Азии, а РФ в 90х?
Ну разве можно сказать что дьявол не пришел в мир и не у власти?
а антихристов то у него может быть множество, любой беспомощный политик, чем не антихрист?
Вы совершенно правы в том, что современный мир не свободен от зла, и что в диавол давно уже вершит в нем свои недобрые дела. Собственно, история его земного «владычества» над человеком насчитывает тысячи лет — со времен искушения первых людей. Особенно сильно это «владычество» проявлялось в ветхозаветный исторический период (ср.: преп. Макарий Египетский: «Лукавый князь, царь тьмы, в начале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния и чтобы от головы до ног носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы. Как в теле страждет не одна его часть и не один его член, но все оно всецело подвержено страданиям, так и душа вся пострадала от немощей порока и греха. Лукавый всю душу, эту необходимую часть человека, этот необходимый член его, облек в злобу свою, то есть в грех; таким образом тело соделалось страждущим и тленным») [10, с. 34].

С Пришествием же Спасителя, в силу осуществленного Им Искупления человека, ситуация кардинальным образом изменилась: диавол был побежден и посрамлен, его держава поругана, царство (в том виде, в котором оно существовало до Искупления) пало, а на земле образовалось новое — благодатное — Царство Христа: Вселенская Православная Церковь, имеющая все необходимые средства для противодействия злонаправленной деятельности лукавых демонических сил (ср. свт. Иоанн Златоуст: «Пленил ад сошедший во ад. Огорчил его, вкусивший от плоти его. Ад... огорчился, ибо упразднился. Огорчился, ибо был поруган. Огорчился, ибо умертвился. Огорчился, ибо низложился. Огорчился, ибо был связан. Взял тело, а нашел Бога... Взял то, что видел, а напал на то, чего не видел... Ад! Где твоя победа?» [11, с. 245-246]).

Действенность изобретателя греха в период от его поражения до времени появления антихриста обозначается в Книге Откровения не иначе как скованной и ограниченной (в сравнении с ветхозаветным периодом и достатночно непродолжительным периодом, имеющим предварить время Второго Пришествия Христа): «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20, 1-3) (ср. св. Андрей Кесарийский: «итак, тысячей лет называется время от воплощения до пришествия антихристова» [12, с. 171]); «после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20, 3).

Что же касается Наполенона и некоторых иных недобрых, чрезмерно властолюбивых исторических персонажей, их иногда называют «малыми антихристами», как прототипов, «малых» прообразов сына погибели, царством которого и завершится наш век.

Спаси Господи!

10.Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Клин: Изд. Христианская жизнь, 2005.
11.Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Изд. Герменевтика, 2006.
12.Святой Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М.: Изд. Музей Библии, 1992.
 
Последнее редактирование модератором:
Здравствуйте, Дмитрий! С вашими словами трудно не согласиться.
Очень хотелось, чтобы мы не ожесточали свои сердца! Непременно всё это будет в будущем. Будет экзамен веры. Но мы уже сейчас должны (мысленно - А. Л.) ставить себя на место погибающих людей и плакать о своих грехах и просить Господа о его милости! ... сатана тянет людей в погибель. Нужно уже сейчас гнать дух антихриста с земли, ведя борьбу со своими страстями...
Теперь, что касается суждения:
Нужно... носить святую мысль и просить Человекалюбца Господа, если то возможно, простить нас и отменить приход антихриста, прийти и спасти всех людей!
На него можно ответить следующим образом. Конечно, если бы все люди обратились ко Господу и последовали Божественным установлениям, общемировая История могла бы сложиться не так, как об этом повествуется в «Откровении святого Иоанна Богослова», а совершенно иначе. Однако, сообразно тому же произведению, этого не произойдет, и история нашего мира завершится именно так, как предвещано: пришествием сына погибели, поклонением зверю, Страшным Судом... Разумеется, это не снимает важность и актуальность с ваших слов:
Но мы уже сейчас должны ставить себя на место погибающих людей и плакать о своих грехах и просить Господа о его милости! ... сатана тянет людей в погибель. Нужно уже сейчас гнать дух антихриста с земли, ведя борьбу со своими страстями...
Спаси Господи!
 
Просмотрел Новый Завет на упоминание антихриста:

(1-е Иоанна 2:18)
"Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время."
(1-е Иоанна 2:22)
"Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына."
(1-е Иоанна 4:3)
"а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире."
(2-е Иоанна 1:7)
"Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист."

Из представлений Иоанна, антихрист - сам заявляет о своем различии, явно высказывается против Христа.
 
Спаси Господи за ответ вас Алексей Михайлович!Вы справедливо меня поправили.Святоотеческое учение о последних временах это фундамент,основа ,которая поможет нам пережить времена антихриста.Откровение Иоанна ясно описывает последние времена.Всё это будет.Что бы победить мы имеем оружие святую веру в Господа нашего Иисуса Христа.думаю не будет противоречить православному вероучению,если мы будм молиться и просить за всех не принимая что так будет,но и не отвергая имея надежду на человека любца Господа и его милость!Спаси Господи!
 
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Ваша статья побудила меня к таким размышлениям. В Священном Писании дано повествование о том, как неизбежно на земле возрастает зло. Это и неудивительно, если учесть, что поскольку совершенный Адам согрешил, то такие менее совершенные люди, которые от него произошли и пораженные первородным грехом, тем более согрешат.
Бог уже один раз потопом уничтожил грешных и оставил только праведных. Но тогда еще не было жертвы Христа и не было проповедано Евангелие. Теперь же все, что надо для спасения дано, но первородный грех все равно, как зараза, множится и распространяется и зло возрастет до такого предела, что антихрист восторжествует. И тогда, когда вера в Христа на земле закончится, будет конец этого мира, потому что уже некого будет спасать.

Речь в «Откровении» и о Церкви. Вы пишите «С Пришествием же Спасителя, в силу осуществленного Им Искупления человека, ситуация кардинальным образом изменилась: диавол был побежден и посрамлен, его держава поругана, царство (в том виде, в котором оно существовало до Искупления) пало, а на земле образовалось новое — благодатное — Царство Христа: Вселенская Православная Церковь, имеющая все необходимые средства для противодействия злонаправленной деятельности лукавых демонических сил». Но устоит ли Церковь? Ведь Церковь состоит из нас грешных, а Евангелие проповедано и, как я понимаю, новые откровения для возрастания веры не будут более проповеданы. Поэтому Церковь будет испытывать урон. К тому же, Бог попустит освобождение дьявола на некоторое время (Откр. 20, 3). И тогда это будет непосильный крест.

Нам надо знать эти времена, чтобы всегда бодрствовать, стойко держаться Евангелие, выполнять заповеди Христа, поститься, молиться и тогда не перепутаем Христа с антихристом. В последние времена «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:12,13). Поэтому нужно не переставая любить Бога и любить людей. Иначе, если будем поклоняться только Богу и забудем про людей, или наоборот, будем делать добрые дела, но забудем о Боге, то лишимся Его благодати и увлечемся ложью антихриста. Эти две наибольшие заповеди о любви к Богу и людям не могут существовать отдельно друг от друга. Одна переходит в другую и дополняет ее.

В связи с этими мыслями два вопроса, на которые Вы, Алексей Михайлович, может быть ответите.
1. Почему Бог попустит в конце времен освобождение раннее скованного и ограниченного Им дьявола (Откр. 20, 3)? Ведь это уже ничего не даст для спасения оставшихся людей, а только усилит падение веры.
2. Несмотря на то, что зло имеет тенденцию возрастать, оно каждый раз отступало, когда происходило возрастание веры от того, что Бог направлял, помогал, давал новые знания (Ветхий завет, пророки, Евангелие). Как Вы считаете, когда вера в Бога была наиболее сильна в истории мира и России? Наблюдается ли уже упадок православной веры?

Спасибо.

P.S. Откровение от Иоанна Богослова это «повесть печальнее на свете», неизбежная картина падения веры и окончательного торжества зла на Земле. Но не надо отчаиваться. Как говорится, если завтра наступит конец света, то сегодня я все равно посажу дерево.
Спаси Господи!
 
Здравствуйте!
Просмотрел Новый Завет на упоминание антихриста:
(1-е Иоанна 2:18)
"Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время."
(1-е Иоанна 2:22)
"Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына."
(1-е Иоанна 4:3)
"а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире."
(2-е Иоанна 1:7)
"Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист."

Из представлений Иоанна, антихрист - сам заявляет о своем различии, явно высказывается против Христа.
Вы правильно заметили, что одним из направлений деятельности антихриста станет дискредитация Личности Иисуса Христа. Именно на это (как, собственно, и было отмечено в статье) указывает греческая приставка «ἀντί», одним из переводов которой является русское: «против». Противодействие в отношении Господа выразится, главным образом, в извращении сути Пришествия Спасителя, в отрицании Его Божественного и духовно-нравственного достоинства, в подрыве доверия к Святому Евангелию и, в частности, к обетованиям относительно последних времен; в гонениях на христиан. В результате, антихрист объявит Мессию обманщиком, ложным спасителем, а себя — истинным.

Что же касается подражáния сына погибели Сыну Бога Отца, это обнаружится, прежде всего, в некоторых внешних аспектах его бытия: в деталях рождения, торжественного признания и провозглашения; в обилии знамений и чудес, в продолжительности времени царствования и т. д.

Благодарю за ремарку!
 
Последнее редактирование модератором:
Здравствуйте!
откуда узнают что антихрист из колена Дана? Ведь сейчас родословные списки у иудеев потеряны и деления на колена нет
Во-первых, едва ли мы имеем право однозначно утверждать о полной, всеобщей, безнадежной утрате родословных. Во-вторых, даже если бы это было и так, можно предположить, что противникам Истины (по крайней мере некоторым из них, хотя бы одному — самому сыну погибели) это будет открыто по действию лукавых демонических сил, а сторонникам — Богом.

Спасибо за вопрос!
 
Последнее редактирование модератором:
Здравствуйте, Юрий!
В связи с этими мыслями два вопроса, на которые Вы, Алексей Михайлович, может быть ответите.
1. Почему Бог попустит в конце времен освобождение раннее скованного и ограниченного Им дьявола (Откр. 20, 3)? Ведь это уже ничего не даст для спасения оставшихся людей, а только усилит падение веры.
2. Несмотря на то, что зло имеет тенденцию возрастать, оно каждый раз отступало, когда происходило возрастание веры от того, что Бог направлял, помогал, давал новые знания (Ветхий завет, пророки, Евангелие). Как Вы считаете, когда вера в Бога была наиболее сильна в истории мира и России? Наблюдается ли уже упадок православной веры?
Ответы на вопросы, которые Вы поднимаете, в полной мере понятны лишь Богу. Тем не менее, отчасти они открыты и нам. Одной из центральных причин Божественного попущения всплеска чрезвычайной, сильнейшей активности диавола и прихода антихриста явится духовно-нравственное состояние людей «последних времен». Вам, конечно, известно, что это состояние проявится в небывалой взаимной вражде, ненависти, греховной распущенности и богоотступничестве.
Здесь можно видеть антитезу: как Пришествие Истинного Мессии предварилось готовностью человечества к появлению Христа, так и появление ложного мессии будет характеризоваться (почти что) всеобщей готовностью к встрече с сыном погибели. Собственно, и его мать, и он сам появятся из среды именно этих людей.

Между тем, не следует полагать, будто Бог, наперёд зная чарующую силу антихриста (способную обольстить не только злодеев, но и «колеблющихся» и даже некоторых «избранных»), не предоставит людям очередную возможность к обращению, и не предварит появление «зверя» «дополнительным» мощным предупреждением. Это предупреждение будет озвучено устами Еноха и Илии, чья проповедь, для большей убедительности, также (как и последующая ЛЖЕпроповедь беззаконника) будет сопровождаться знамениями и чудесами.

Что касается первой части второго вопроса: «Как Вы считаете, когда вера в Бога была наиболее сильна в истории мира и России?», думаю, точный ответ на него может дать только Господь. Относительно же второй части: «Наблюдается ли уже упадок православной веры?», предлагаю сделать сравнение общего религиозного настроя периода богоборческого социализма и периода нынешней жизни. На мой взгляд, результат будет не в пользу советского прошлого...

Благодарю Вас, Юрий, за обстоятельное сообщение!
 
Р
Уважаемые участники Форума, антихрист обязательно будет философом, ибо только в этом амлуа он сможет приподнести свою якобы принадлежность истине, и все антихристовы вылазки, начиная с Александра Великого (Македонского), были философичным отождествлением личности антихриста---с божеством, ибо только в предельном мыслительном охвате ему возможно уловить неокрепшие умом и верою души. Тем более философия обладает собственным мистицизмом, который прп. Силуан Афонский и прп. Сафроний (Сахаров) описывали как мрак совлечения, но тренированный философски и научно ум, этого не особо страшится, ибо это путь интерсубъективного (Другой в интерсубъективном мире) философско-научного единения, как метафизические проявления ума. И философа именно ощущаешь только по глубине погружения и интуитивной доступности его таланта, это и есть чем-то наподобие религиозности, и ни с чем это спутать невозможно. Допусти мои тексты ломают нетренированный аналитически ум, и их либо игнорируют, либо с большой пользой для себя тренируются и дискутируют. Причём я доказал строго логически, что эманация и пантеизм невозможны, и доказал Халкидонский Догмат, и в рамках современной теории динамических систем и синергетики---доказывается первичность Духа и метафизичность Истинно Сущего, но это никому не надо, ибо все ждут антихриста, что бы он этим знанием вознёсся. Хочу и у нас на Форуме свои тексты в защиту Православия опубликовать, но пока не знаю как это сделать. Всех благ, с ув., Роман999.
 
Р
Извините, запартачил коммент выше, дублирую. Уважаемые участники Форума, антихрист обязательно будет философом, ибо только в этом амлуа он сможет приподнести свою якобы принадлежность истине, и все антихристовы вылазки, начиная с Александра Великого (Македонского), были философичным отождествлением личности антихриста---с божеством, ибо только в предельном мыслительном охвате ему возможно уловить неокрепшие умом и верою души. Тем более философия обладает собственным мистицизмом, который прп. Силуан Афонский и прп. Сафроний (Сахаров) описывали как мрак совлечения, но тренированный философски и научно ум, этого не особо страшится, ибо это путь интерсубъективного (Другой в интерсубъективном мире) философско-научного единения, как метафизические проявления ума. И философа именно ощущаешь только по глубине погружения и интуитивной доступности его таланта, это и есть чем-то наподобие религиозности, и ни с чем это спутать невозможно. Допусти мои тексты ломают нетренированный аналитически ум, и их либо игнорируют, либо с большой пользой для себя тренируются и дискутируют. Причём я доказал строго логически, что эманация и пантеизм невозможны, и доказал Халкидонский Догмат, и в рамках современной теории динамических систем и синергетики---доказывается первичность Духа и метафизичность Истинно Сущего, но это никому не надо, ибо все ждут антихриста, что бы он этим знанием вознёсся. Хочу и у нас на Форуме свои тексты в защиту Православия опубликовать, но пока не знаю как это сделать. Всех благ, с ув., Роман999.
 
Сверху