Комментарии к мифам о христианстве (31-40)

Эта запись является частью серии записей 90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, Церкви и духовной жизни
Комментарии к мифам о христианстве (31-40)

Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
См. первый десяток комментариев.
См. второй десяток комментариев.
См. третий десяток комментариев.
См. пятый десяток комментариев.

31) Бог и святые нуждаются в наших молитвах и свечах.
Одно из сущностных свойств Бога состоит в том, что Он Всеблажен, т.е. пребывает в высшей степени блаженства. Бог ни в чём не нуждается. Он желает, например, нашей любви, но наша любовь не является для Творца необходимостью.
Можно обойтись и без догматики для опровержения этого широко распространённого заблуждения. Если Бог сотворил весь мир, то зачем Ему наши свечи, они и так все Его.
Свеча же – это жертва на храм и вещественный символ молитвы.

32) Молитва без свечи – недостаточная молитва.
Свеча отражает наш молитвенный настрой, но не является обязательным атрибутом молитвы.
Странно было бы видеть идущих по улице православных со свечами в руках (ведь порой молятся не только дома утром и вечером, но и творят Иисусову молитву в течение дня). Но еще более странно видеть людей, которые расставляют свечи в храме и уходят, не помолившись... Неужели они искренне верят, что фитиль с воском будут молиться за них? Или это разновидность огнепоклонничества?

33) Молиться можно только по-церковнославянски и каноническими молитвословиями.
В настоящее время богослужебным языком нашей Поместной Церкви является церковнославянский. Это лишь традиция, но не каноническая норма. Послушайте как звучит Священное Писание на современном русском языке во время богослужения. Предположим, что русские завтра смешаются с китайцами. Ну, значит, богослужебным языком наших правнуков будет китайский, Господь его не хуже русского понимает.

Кстати, свт. Кирилла и Мефодия мы восхваляем, в составленном в их честь акафисте, следующими словами:
Икос 6. Радуйтеся, славити Бога всеми языки завещавшии; Радуйтеся, триязычную ересь добльственно обличившии.
Икос 12. Радуйтеся, службу Божию совершати комуждо своим еси языком завещавщии.


34) Христиане должны ограничивать себя во всём радостном.
Благочестивая радость угодна Богу. Апостол призывает нас: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Сол.5:16-18)…»

В Прологе, читаем: «Два инока однажды впали в тяжкий грех. Но, по времени, раскаялись и сказали: "ну, какую же пользу мы получили, оставивши ангельский образ и впадши в скверное житие? Не ждет ли нас за сие мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние". Сказавши сие, пошли в монастырь, открыли свои грех духовному отцу, и он наложил на них епитимью. Он повелел им целый год пребыть в затворе и посылал им туда только хлеб и воду, обоим в равной мере. Прошел год, окончился срок епитимьи, и старцам монастыря было открыто, что иноки прощены. Отворивши келлии, где они были заключены, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, и вышел в унынии, а другой был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности, тем более, что иноки, как мы сказали, получали пищу одинаковую и в равной мере. И вот они спросили сначала скорбящего брата: "как ты пребывал в келии своей?" Инок отвечал: "Я помышлял о содеянном мною зле, и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти". Спросили радовавшегося инока: "ты о чем размышлял в келии твоей?" Сей сказал: "Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и паки приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился". Тогда старцы сказали: "покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил"».

Покаянию не чужда радость. Сегодня прочитал из воспоминаний об архиепископе Гаврииле (Воеводине) (1869-1937) - он "часто говорил о покаянии, но покаяние у него никогда не было уныло, оно всегда соединялось с радостью"... Также беседы митрополита Сурожского Антония названы "Радость покаяния".

Радость – внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.
См. Радость.

35) Церковь должна быть сообществом святых, безгрешных людей.
В истории Церкви действительно были такие раскольнические учения. Во 2 и 3 веках это были монтанисты и новациане. В 4 веке – донатисты. Они настаивали на том, что Церковь является обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников.
Святые отцы сравнивают церковь с лечебницей, одно из имён Спасителя – Врач.

Святитель Тихон Задонский: «Прочитай Евангелие: кому отказал в милости и человеколюбии Тот, Кто на то пришел, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришел всех призвать к Себе? "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию"» (Мф. 9:13).

36) Христианство отрицает мистику.
Христианство глубоко мистично, но чуждо магизма.
См. подробнее: Мистика в христианстве

37) Церковь создали люди.
«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16:18)» – это слова Христа.
«С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой – это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви (живых, усопших и Ангелов)» – иерей Олег Давыденков
См. Христос – основатель Церкви.

38) Глава Церкви – Патриарх.
Если честно, то даже католики считают своего первоиерарха Римского папу лишь наместником Христа.
В православии единственным Главой Церкви является Иисус Христос, что основано на Св. Писании: (Еф.1:22-23), (Еф.5:23), (Кол.1:18). Церковь – тело, Христос – глава.
"Радуюсь в страданиях моих о вас… за Тело Его, еже есть Церковь" (Кол. 1:24) пишет о себе Апостол Павел.И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями,... для созидания тела Христова..., дабы мы ...истинною любовью всё возращали в Того, Который есть Глава, Христос, из Которого всё тело... получает приращение для созидания самого себя в любви,.. (Еф. 4). (подробнее)

Патриарх имеет первенство чести среди епископов, он именуется предстоятелем церкви, это не сан, а титул. Более того, патриархов сейчас в автокефальных Православных Церквах девять.

39) Основной критерий правильности в Церкви – древность.
Далеко не всё из истории Церкви является для нас образцом. Церковь – не труп, а живой организм, возглавляемый Богом Живым. «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20) – эти слова Христа являются для нас не завещанием, а подтверждением личного опыта реальности Бога в нашей жизни.

Когда приходится слышать фразы типа «а в III веке такого не было», то хочется ответить: «Так в ранней Церкви и канонических икон не было, и Литургии свт. Иоанна Златоуста, Евхаристия совершалась во время ужина, и даже Крест не сразу стал символом христианства»…

40) В церкви особо нечему учиться, главное – знать, к какой иконе по каким нуждам обращаться.
Сугубое попрошайничество не является идеалом христианского поведения. Срок подготовки ко Крещению в Древней Церкви достигал 3 лет, во время литургического возгласа «оглашенные, изыдите», некрещённые не просто выходили из храма, а шли на занятия.

Если лениться поднять взгляд в небо, находясь в аэропорту, то самолёты будут представлять собой объёмные металлические конструкции, прикованные к земле. Если же взглянуть вверх, то можно с удивлением заметить, что эта махина легко парит над облаками.

По этому поводу вспоминается недавний диалог на радио:
М.Королёва: Ну, раз уж вы сами об этом заговорили, вот тут есть вопрос от слушателя, который пришел по интернету: «Не кажется ли вам, что Русская Православная Церковь превратилась просто в фирму по оказанию определенного рода услуг? (ну, вы заговорили там про налог и так далее) А то, что люди называют храмами, – в офисы этой фирмы».
А.Кураев: Это зависит от желания людей. Для тех, кто желает в церкви видеть ритуальную контору, церковь таковой является.
М.Королёва: Ну, вот, вы входите и видите прайс-листы.
А.Кураев: Ну, я говорю, это для тех, кто желает в церкви видеть именно это. Если у человека нет вопросов к священнику, нет вопроса к Библии, если нет желания серьезного участия в церковной жизни... Хорошо,... если ты привык общаться через кассовое окошко, давай в привычном для тебя режиме будем общаться.

См. также: Богословие
Перейти к следующей записи Комментарии к мифам о христианстве (41-50)
Перейти к предыдущей записи Комментарии к мифам о христианстве (21-30)

Комментарии

Кирилл, поздравляю Вас с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и благодарю за емкие и понятные комментарии! Мне как новоначальной они очень пригодились.

С уважением, Татьяна
 
Огромная благодарность Вам,Кирилл, за систематизацию наших представлений (заблуждений) о христианстве. Хочется надеяться, что свечезахожан в наших храмах станет меньше.
 
Незарегистрированный 13.12.2013 14:39 написал(а):
Есть еще миф, что качество таинств зависит от качеств священника
наверное имелось ввиду "значимость таинств" и "значимость священника"

или

"правильность таинств от точности и умелости священника"
 
Спасибо вам, Кирилл, за ваш разбор распространенных заблуждений. Я тоже многое неправильно понимала и теперь, благодаря вам, всё стало на места
Спаси Господи!
 
Последнее редактирование модератором:

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
18.470
Комментарии
9
Последнее обновление
Сверху