Вариант решения календарной проблемы

Эта запись является частью серии записей Жизнь в Церкви
Священномученик Киприан Карфагенский:
«Обычай, если на его стороне не стоит истина,
есть только старое заблуждение».

Юлианский календарь был веден в римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово теперь справляется 7 января и уже начали рождаться те, кому возможно придётся его праздновать 8 января (с 2100 г.)...

Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).

Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него...

Что же касается т.н. «католического Рождества», то можно заметить, что 11 из 15-ти автокефальных Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская, перешли на новоюлианский стиль. Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное».

Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: "Какое сегодня число?" Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.

А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.

Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.

Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.

И всё же в головах многих наших современников юлианский каледарь занимает место среди основных догматов веры и вводить людей в соблазн просто опасно. Каков же выход? Самый простой – исправить накопившуюся ошибку в 13 дней, не меняя календаря. Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год.

Предвижу вопрос: что делать с празднованиями, выпадающими на те 13 дней, которые придётся «вычеркнуть» при исправлении ошибки? Ответ прост: случаи переносов встречаются ежегодно, по благословению Святейшего Патриарха празднования или поминовения усопших просто переносятся с одного дня на другой. Вполне можно выбрать оптимальный для этого период в течение года и присовокупить празднования или поминовения к другим дням.

А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.

Ещё несколько аргументов в защиту исправления ошибки календаря:
1) Оно избавило бы всех нас от "календарного раздвоения личности", когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
"25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота*, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»".
3) Постепенно удалось бы преодолеть "большевистскую рокировку" НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к "маргинализации церкви", вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.

P.S.
- В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
- Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.

* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!​

Комментарии

Да я-то "за", обеими руками. Но почитайте высказывания на эту тему на форуме (а она регулярно возникает каждый год), все-таки многовато "упертых"... Да и в личной беседе часто люди не хотят слушать никакие доводы. Вероятно, священноначалие поэтому так осторожно в этом вопросе.
 
У меня более 90% знакомых за исправление календарной ошибки, среди знакомых священнослужителей не меньше.
Интернет не является репрезентативной выборкой, громче всех выступают те, кто против, ведь в этом в некоторой степени заключён предмет их веры. Измени календарь, замени некоторые невоспринимаемые современным ухом церковнославянские слова, прочти за Литургией Евангелие и Апостол на понятном всем присутствующим языке, что останется от их веры?... Как сказал один известный церковный журналист: "кто громче всех в троллейбусе кричит, того и слышно".:)
Священноначалие мыслит мудро: если те, кто против грозят расколом, а те, кто "за" помакивают и терпят, то зачем на ровном месте создавать конфликт?... Но церковь это не только священноначалие, это все мы, поэтому не стоит считать смирением апатию или трусость...

Вспомним, Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но мы празднуем Преображение в августе. Если перенесли один праздник на полгода вперёд, что мешает перенести другой на 2 недели, имея к этому не менее веские основания?
 
Последнее редактирование:
Ради чего предлагается ликвидировать эти "13 дней"?
Ради Господа нашего? Ради Чаши Господней? Ради спасения заблуждающихся?
Улыбнулась бы, если бы не было так грустно. Ибо ради вот чего:
"Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год."
 
Уместнее, имхо, в таком случае обратиться к Святому Афону.
Насколько мне известно, среди афонских монахов нет такого числа заботящихся о скорейшем "прискорбном разрыве с Церковью прошлого" (еп. Илларион Манхэттенский) в виде григорианского календаря, не так ли?

Кстати, вовсе не обязательно "уходить" в какой-то "раскол".
Можно просто перейти в состав паствы РПЦЗ. В наших краях приходы РПЦЗ имеются. Ну, или на крайний случай, в старообрядческую церковь. Или полагаете, там меньше верят в Бога? :)
 
Ради чего предлагается ликвидировать эти "13 дней"?
А ради чего мы должны канонизировать ошибку и высокопарно называть её "частью национальной духовной традиции"? Традиция праздновать Рождество Христово вместо 25 декабря 6-7-8 января положительно влияет на нашу духовную жизнь, приближает нас ко Христу? Честнее было бы сказать: мы в курсе ошибки, но в данный момент не готовы её исправлять...
Например, человек носит на руке старинные семейные часы. Его спрашивают: сколько сейчас времени?
Он смотрит на часы и отвечает с важным видом: на моих часах восемь, но вообще-то сейчас уже полдесятого?
На недоумение вопрошавшего он отвечает: вы знаете, часы с каждым годом всё больше отстают, но я горжусь этой нашей семейной духовной традицией!

Тем неменее, благодарю Вас за вопрос, я добавил ещё несколько аргументов пунктов в конец статьи.
 
Последнее редактирование:
Уместнее, имхо, в таком случае обратиться к Святому Афону.
Очень неудачный пример, увы. Для афонитов, как людей живущих не только в монастыре, но и на закрытом от мирской суеты полуострове, календарь не имеет такого же значения, как для нас живущих мiру, среди людей, лишь в малой степени просвещённых светом евангельской истины. (Но мы же не живём в православном государстве среди исключительно православных людей, где вся жизнь подчинена церковному календарю...).
Подтверждением этого служит и то, что даже исчисление времени на Афоне до сих пор построено по византийскому принципу — началом каждых новых суток считается окончание светового дня. И совершенно нет никаких причин что-то менять, т.к. это ни на что не влият и ничему не мешает (и не содержит ошибки:)). Поэтому никакого "календарного раздвоения" на Афоне нет и даже официальные документы подписываются старым стилем.
Лучше всего, конечно ответить на этот вопрос не гостю, лишь несколько дней некогда проведшему на Афоне, а старцу Паисию Святогорцу: «Конечно, – говорил Старец, – и мы на Святой Горе живем по старому календарю. Но мы – другое дело. Мы едины с Церковью, со всеми Патриархатами, со всеми Поместными Церквами – как с теми, кто живет по новому календарю, так и с теми, кто придерживается старого. Мы признаем Таинства этих Церквей, а они признают наши Таинства. Их священники сослужат с нашими священниками. А вот несчастные зилоты от Церкви откололись. Большинство из них имеют и благоговение, и бескомпромиссность, и подвижнический дух, и ревность по Богу. Только их ревность нерассудительна, она «не по разуму». (см. подробнее о мнении старца Паисия по календарному вопросу).
Можно просто перейти в состав паствы РПЦЗ. В наших краях приходы РПЦЗ имеются. Ну, или на крайний случай, в старообрядческую церковь.
Не думаю, что решение об исправлении календарной ошибки будет приниматься без РПЦЗ, как, хоть и самоуправляемой, но всё же части Русской Православной Церкви. Кроме того, РПЦЗ никогда не выносила осуждения новостильным поместным церквам и не разрывала общения с ними.
Попробуем понять позицию РПЦЗ по календарному вопросу в разрезе нашего предложения. Епископ Иларион Манхэттенский (с 2008 года митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ, — первый в её истории утверждённый на должности Священным Синодом Московского Патриархата) в своих «Ответах на вопросы прихожан православного прихода в Саморвилле, Юж. Каролина (1992 г.)» заявил: «Мы никогда не заявляли и не подразумевали, что принятие Западного календаря изгоняет благодать из какой-либо Церкви. Это наше убеждение, что хотя Новый Календарь это прискорбный разрыв с Церковью прошлого, тем не менее это разногласие не касается главных догматов и Церковного богословия, как это было бы в случае с ересью».

Главное в другом, почему Вами этот вопрос воспринимается так болезненно, что есть готовность к старообрядцам перейти (вы и к беспоповским старообрядческим общинам готовы примкнуть ради "принципа"?)? Если к существу предложения нет возражений, то к чему эти раскольничьи спекуляции?

Вам что-нибудь говорит название неканонической религиозной группы «Святейший Правительствующий Синод Русской Православной Церкви»? Её руководство размещается на Чукотке в посёлке Мыс Шмидта. Это раскольничья структура бывшего епископа Диомида Дзюбана). А столько шуму было...

Так что расколом никого пугать не нужно. Можно вспомнить ещё бурную деятельность противников ИНН и новых паспортов. Вот про таковых я могу сказать, что их процент среди знакомых мне людей был достаточно высок, некоторые до сих пор яростно доказывают, что перед исповедью нужно обязательно уточнить у священника, не принял ли он номер или "сатанинский паспорт". И где массовый раскол "иннонитов" или "паспортитов", где?
 
Спасибо Вам, Кирилл за разъяснения! Ведь и в самом деле елка-то ведь Рождественская, а не новогодняя. До революции Рождество справляли до Нового года. И настроение праздничное задается именно от Рождества Христова!
 
Еще один вариант решения календарной проблемы. Навеян присмотром "традиционных" подходов на других православных сайтах. Там напрямую связывают в неразрывную логическую цепочку новогоднюю вакханалию-гедонизм-общество потребления-язычество. Можно согласиться. Тогда не логично ли повторить гениальный ход древних христианских создателей тех традиций, которые мы обсуждаем сегодня. Ведь они придумали праздновать Рождество в день одного из важнейших и ярчайших языческих праздников. Для знакомых с историей Православия оставлю без комментариев - почему. А теперь суть предложения. Перенести празднование Рождества на 1 января! Повторим логику древних отцов. Для внешних будет вечное напоминание - с какого события идея отсчет.
 
Перенести празднование Рождества на 1 января!
Алексей, это предложение имеет ряд минусов:
- оно не учитывает природную символику Рождества Христова, см. пункт 2 комментария от 01.01.2014 в 23:46;
- не учитывает символику того, почему именно 25 декабря установлен Праздник (В Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос скорее всего был зачат в тот же день года, в который и пострадал — то есть день Благовещения совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова. Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин.);
- полностью разделит наше празднование со всем христианским миром.
 
Кирилл, я все же вновь позволю себе не согласиться с Вашими доводами. Во-первых, у нас все же имеется мнение (вполне категоричное) - многих святых или, по крайней мере, подвижников праведной жизни - даже относительно нового стиля для неподвижных праздников. Сщмч. Сергий Мечев, влад. Стефан (Никитин), свт. Серафим (Соболев) и проч. - все они весьма резко отвергали его. Разумеется, можно снова обратиться к их доводам, но я хотел бы обратить в данном случае внимание именно на вес их авторитета - ни один святой не призывал переходить на новый стиль, в то время как обратных примеров довольно. Во-вторых, Ваша мысль относительно раскола мне не представляется в столь категоричном свете - ведь перед теми, кто решится оставить патриархию из-за календаря, вовсе не будет стоять такой выбор - Господь или старый стиль. Наоборот, в нашем сознании именно верность Господу и будет определяться верностью старому стилю, а отступление от него - как предательство Господа. Примеры старостильников из Греции, Румынии и Болгарии совсем не несут в себе столько отрицательного, сколько им часто приписывают - многие из них возглавляли достойнейшие люди святой жизни. Во всяком случае, Господь смотрит на намерение человека - а раз так. то верность ему даже в малом (например, в календаре) Он, как мы верим, поставит в заслугу, а не грех. Другое дело, если речь пойдет о том, что некто под видом ревности о вере на самом деле начнет добиваться чего-то иного - власти, известности и проч. Но я говорю не о них.
 
Не только согласен с Кириллом, но и хочу подчеркнуть, что такая необходимость давно назрела. По комментариям видно,что священники более опасаются реформы, чем сами миряне. Хочу предложить именно как мирянин: если священники не будут отмалчиваться как в случае с ИНН, электронными документами и т.п., а доходчиво объяснят каждый своему приходу/пастве суть реформы (хотя это и не реформа, а календарная поправка скорей), то никакого раскола не будет. Для меня, например, любой батюшка авторитет, как и вся Церковь в целом, главное тут чтобы раные батюшки имели единое мнение и друг другу не противоречили. А если кто-то из мирян своё личное мнение, после такой поправки, ставит выше указа церковного и желает уйти в раскол, то, извините, не являлся ли такой "умник" и до поправки раскольником и был ли он вообще "членом Церкви"...?
Кстати, когда недавно отменили переход на летнее время, я, как человек не смотрящий телевизор, узнал об этом много позже. Даже из знакомых мало кто на это отреагировал. Как ни странно, но раскольников, желающих жить по старому времени нисколько не прибавилось...
Что привнесёт это изменение? Вовсе не возможность бухать что есть мочи под новый год, как тут саркастично замечают некоторые... Желающему выпить и пост не указ. А вот отказ поднять бокал с родственниками, друзьями и коллегами по работе, даже чисто символически,мотивированный постом, приводит не только к расколу с вышеуказанными людьми, но и к неправильному восприятию ими веры и смысла поста, как чего-то строгого, жёсткого и архаичного, и ещё более отпугивает людей от Церкви.
Кстати, среди верующих людей действительно есть убеждение, что большевики намеренно изменили календарь, чтобы люди верующие подвергались соблазну во время поста и могли его нарушить. Кроме того, этим богоборцам,для которых не было ничего святого, было проще выявить человека глубоковерующего.
 
даже относительно нового стиля для неподвижных праздников....все они весьма резко отвергали его... ни один святой не призывал переходить на новый стиль
А кто предлагает ввести новый стиль?
Серафим (Соболев)
Кстати, любопытен вывод архиепископа Серафима, который он приводит в своей статье по календарному вопросу:
Будем всегда это помнить, а также никогда не будем забывать завещания, которое оставил нам касательно нового и старого стиля наш гениальный ученый Болотов.
"Сам я, — говорил он. — отмену стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю".
Глуповатыми оказались "западные народы"... так и не поняли научного приемущества старого стиля... До сих пор космические корабли по новому и запускают... Да и государство российское что-то не стремится вернуться к системе Созигена.
ведь перед теми, кто решится оставить патриархию из-за календаря, вовсе не будет стоять такой выбор - Господь или старый стиль.
Оставить патриархию не беда, а вот с выходом из патриархата сложнее... (см. значения этих понятий).

Если говорить проще, то Вы, Андрей, не видите ничего страшного, чтобы ради собственных умозаключений оставить Церковь Христову и уйти в раскол? Вы "верность в малом" ставите выше верности в главном? Для вас вопрос летоисчисления важнее Чаши Господней, Евхаристии, которой Вы хотите пренебречь, уйдя в молитвенный кружок?
Обратите внимание, и в Греции, и в Болгарии старостильники - это неканонические раскольничьи группировки.
Он, как мы верим, поставит в заслугу, а не грех.
Бегство из Его Церкви?

P.S. Прошу не оставлять комментариев на тему "Как страшен для нашей веры переход на более точный календарь". Предлагаю обсудить этот вопрос с теми, кто предлагает такой переход. В обсуждаемой статье предлагается календарная поправка, а не изменение календарной системы.
 
Мне кажется идет путаница в терминологии: календарная поправка, календарная система и т. п.
Не понятно также, в чем видится научное преимущество Юлианского каледаря. С точки зрения науки астрономии Григорианский календарь все-таки точнее.
 
Мне кажется идет путаница в терминологии: календарная поправка, календарная система и т. п.
Если совсем глобально, то календарь должен являться удобной системой летоисчисления, учитывающей 3 цикла:
1) вращение Земли вокруг своей оси (1 сутки);
2) вращение Луны вокруг Земли (сидерический месяц (фазы луны) - 29,5306 сут.);
3) вращение Земли вокруг Солнца (тропический год (времена года) - 365,2422 сут.).
Соотношения этих трёх циклов дробные, что в прежние века накладывало проблему соблюдения простоты и стройности календарной системы. В наше время этот фактор уже не имеет большого значения (как, например, и красота программного кода прошивки мобильного телефона), поэтому и григорианский календарь может со временем быть заменён на более совершенный.
Сторонники старого стиля главным аргументом считают цикличность юлианского календаря (см. подробнее), но это голая философия. Оттого, что Рождество Христово через несколько тысяч лет станет снова 25 декабря (на целых 128 лет), нам ни тепло ни холодно, для основной массы христиан оно все эти тысячи лет будет справляться 25 декабря. И для того, чтобы исправить искажение нам не нужно ничего придумывать, нужно лишь исправить накопившуюся ошибку, пока общество не дозрело до новоюлианского календаря.

11 поместных православных церквей использует новоюлианский календарь;
4 - поместные церкви используют юлианский;
Православная Церковь Финляндии (автономная православная Церковь, состоящая в юрисдикции Константинопольского патриархата) использует григорианский календарь.

В каноническом праве есть принцип mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты, без учёта которых некоторые каноны в наше время просто непонятны. Например, согласно церковным канонам, нам запрещено лечиться у иудеев и мыться с ними в бане. Интересно, наши братья, вера которых столь зависима от принятой системы летоисчисления, так же ревностно исполняют все каноны, которые были принятами отцами на Поместных и Вселенских соборах? Применительно к нашему вопросу, могут ли наши оппоненты объяснить смысл 7-го апостольского правила, запрещающего совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями"? Мы боимся иудеев, они сейчас представляют главную опасность для христиан? Или думать не нужно - сказано не праздновать, а почему - это не важно, главное - сторониться иудеев (а то ещё переманят в свою веру). Как в притче, где кошка мешала богослужению и её стали привязывать у входа, а через 300 лет начальным элементом службы стало торжественное привязывание кошки.:D

В. Ковальчжи так поясняет вопрос запрета совершать Пасху с иудеями: "...чрезвычайно устойчивым мифом о христианской пасхалии является утверждение о том, что наша Пасха ни в коем случае не должна совпадать с иудейской, и что это правило также установлено отцами Никейского Собора. Как уже было сказано, определения Собора до нас не дошли, поэтому сторонники этого пункта опираются на их пересказы IV века, такие как послание имп. Константина к отсутствовавшим на Соборе епископам и правила Антиохийского Поместного Собора 341 г. Источники, без сомнения, авторитетны и их не мешает лишний раз процитировать, чтобы убедиться в возможности очень неоднозначного толкования. Император пишет, что Собор посчитал неподобающим «совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев:» И действительно, Церковь разработала другой, отличный от иудейского, пасхальный метод и следует ему, а не ветхому обычаю, но запрет на совпадения здесь можно увидеть только подключив воображение. В I-м правиле Антиохийского Собора, в котором есть ссылка на Никейский, читаем: «Аще же кто дерзнет особитися и со иудеями совершати Пасху:», далее следует прещение в священнослужении, а для мiрян — отлучение от церковного общения. О ком здесь речь, кажется, вполне понятно: о тех, кто не принимает всеобщую никейско-александрийскую пасхалию, а продолжает «особитися» от церковного единства, упорно следуя иудейскому календарю (а что таковые были, из истории хорошо известно). О том, что из приведенных свидетельств нельзя делать вывод о запрете на совпадение дней иудейской и христианской Пасхи, красноречиво и однозначно говорит тот факт, что они совпадали и в том же IV веке (343, 347 и другие года), и в V-м, и в VI-м, и даже (правда, теперь уже из-за некоторых тонкостей переноса Пасхи в еврейском календаре) до конца VIII-го! Т. е. веками, до тех пор, пока юлианская погрешность не увела пресловутое 21 марта достаточно далеко в сторону лета. Таким образом, те, кто ссылается на толкование Антиохиских правил в смысле запрета совпадений, фактически призывает к анафеме на всех отцов Церкви IV-VI вв! Вот это уже — прямое кощунство со стороны тех авторов, которые знают факты, но продолжают говорить о каноническом запрете совпадений. Утверждение, что подобные совпадения «искажают последовательность евангельских событий» также несостоятельно ни исторически (см. выше), ни логически: Церковь не может и не должна зависеть от иудейского календаря или ориентироваться по нему, — для того и составлен новый, свой богослужебный календарь, согласно которому, ежегодно вспоминая и переживая главные события Спасения (Страстная седмица и Пасха) Церковь сама выстраивает правильную их последовательность".
 
Кирилл написал(а):
У нас множество людей уверены, что благодатный огонь появляется не по молитве греческого Патриарха, а по определённой дате православного календаря.:)
С молитвами и с патриархами не всё однозначно. В ряде публикаций приводились сведения, что в 1923 году (в котором проходил т. н. "Всеправославный" конгресс, положивший начало переходу ряда поместных Церквей на "новоюлианский" календарь) Благодатный огонь на Пасху не сходил.
 
Разумно, четко, аргументировано. Браво! Давно уже не задумывался о этой проблеме - но то, что предлагаете Вы представляется весьма разумным. Кроме всего прочего было бы правильно "протянуть" руку примирения католикам (у них и так все плохо в связи с исламизацией их исконных территорий). Если они, после этого, еще пойдут и на изменения в Пасхалии - ну тут вообще будет...
 
Интересное наблюдение, в Рождественском послании Патриарх заявил: «Мы вступили в 2017 год». Значит Рождество Христово у нас празднуется не 2016-м годом (25 декабря), а 2017-м (7 января).
Полный текст заметки:
На Рождество Христово Патриарх Кирилл поставил в точку в безнадежно долгих спорах о календаре. И сделал это ... в документе, который называется "Рождественское послание" (http://www.patriarchia.ru/db/text/4725729.html). Это послание обязательно читается после богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви, и - теоретически – оно уже прочитано/услышано всеми - и епископатом, и духовенством, и монашествующими и мирянами. Посмотрим, какая будет реакция (если кто-то ещё это заметит).
Итак, на нынешнее Рождество Патриарх Кирилл в этом послании совершенно недвусмысленно ответил тем, кто всё еще сомневается, что Русская Церковь отмечает Рождество Христово не 25 декабря, а 7 января.
Я давно говорил, что юлианский календарь - это большая иллюзия. Мы живем реалиями григорианского календаря. У нас индикт не 1 сентября, а 14-го, Введение во Храм не 21 ноября, а 4 декабря... Даты по юлианскому календарю не используются, их никто и не помнит. Используется их проекция на григорианский календарь. И это совершенно естественно. Аргумент практический - невозможно жить по двум разным календарям одновременно. Конечно, некоторым очень хочется в это поиграть, но для подавляющего большинства православных – это неинтересно и ненужно.
Единственным исключением – «праздником без проекции» - долгое время православные пытались представить Рождество Христово. Именно поэтому споры о календаре много лет подряд вспыхивали именно под Рождество.
И проблем в том, как мы это Рождество видим. Например, в этом году: это Рождество Христово 2016 или 2017 года? Если речь идет о 25 декабря, то сомнений быть не может – это 2016 год и только. Однако странная двойственность в Московской патриархии появилась уже давно. Рождественские послания патриарха подписывается «двойным годом» - уходящим и наступившим (по григорианскому календарю). В этом году Рождество Христово «одновременно» относится и к 2016, и к 2017 году (см. дату в конце послания).
Так вот, Патриарх Кирилл в этом послании заявил простую вещь: «Мы вступили в 2017 год». Да, я с ним полностью согласен: уже вступили. И, если мы вступили, то декабрь уже прошел, Новый год уже отметили…
И, значит, Рождество Христово у нас 7 января. Никак иначе.
Думаю, это возвращает нас к большому и сложному разговору о том, как мы понимаем традицию? И здесь возможны удивительные парадоксы: пытаясь быть традиционалистами, православные (невольно?) оказались вовлеченными в странную постмодернисткую игру.

chapnin
 
Последнее редактирование модератором:
Двумя руками и ногами за! Большевики фактически украли у нас Рождество, как Гринч, подменив его Новым Годом. Я сам раньше любил Новый Год, но в последние годы всё больше ощущаю его суррогатность. Из года в год одно и то же - отовсюду звучащие порядком приевшиеся песни типа "Три белых коня" или "Новогодние игрушки", пошлые "огоньки" по ТВ, однообразные поздравления президента, а ведь какие богатые были традиции празднования Рождества в России! (В этом плане радует пример Шуи, где планируется вот уже второй фестиваль "Русское Рождество"). Говорят о каком-то новогоднем чуде, а ощущения чуда-то и нет. Я считаю, что необходимо вернуть Рождеству его законное место главного зимнего праздника. Но пока Рождество празднуется после Нового Года, оно так и останется в тени последнего. И необходимо покончить с абсурдной ситуацией, когда "главный зимний праздник" с оливье и шампанским приходится на разгар Рождественского поста.
Кирилл, а что вы думаете насчёт того, чтобы отправить в Патриархию обращение или петицию с просьбой рассмотреть ваше предложение, приведя все ваши аргументы? Мне кажется, стоило бы попробовать. Составляются же сейчас в интернете петиции президенту, правительству и т.д. Разумеется, я понимаю, что в текущей ситуации с большой долей вероятности будет отказ. Но будет хотя бы попытка. Опять же, в Патриархии будут знать, что думают православные. И в будущем - кто знает, может быть, ваше предложение и станет реальностью. По крайней мере, хотелось бы в это верить.
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
45.537
Комментарии
39
Последнее обновление
Сверху