Богоявление

Воскресный день, который у нас предстоит непосредственно великому празднику Крещения Господня, посвящен тем евангельским воспоминаниям, когда Иоанн Предтеча, проживя всю свою жизнь в пустыне в подвиге поста и молитвы, пришел с проповедью покаяния к иудеям и там крестил крещением покаяния пришедших к нему. И его проповедь была необычной, она была подкреплена его внешним видом, потому что человек, проживший долгие годы в пустыне и питавшийся только лишь акридами и диким медом, не мог не вызывать уважения к такому подвигу.

Приходящие к нему, кающиеся в грехах - что они могли слышать от человека, который был в их глазах величайшим пророком и на самом деле таковым был? Он говорил о том, что он меньше Того, Кто послал его, и что вслед за ним грядет Тот, Кому он недостоин и развязать ремень обуви. Таким образом Иоанн Предтеча приготовил людей к тому, что пришедший к нему креститься Христос есть превыше всех рожденных на земле и, хотя он не назвал Спасителя Богочеловеком (видимо, в то время народ не мог сразу принять эти слова), однако о Нем он говорит, что пришедший Христос не водой иорданской будет крестить их, но Духом Святым.

Именно Духом Святым и крещены мы в вечную жизнь. И если нет в наших душах Духа Святаго - значит, мы живем в пустоте и значит, нам нужно вновь приступить ко Господу. Каким образом? Как Предтеча прежде всего требовал от приходящих к нему покаяния - так и мы с покаяния, с осознания своей греховности и от этого осознания — отвращения от греха мы постепенно приходим к тому, чтобы стать такими, какими учит быть нас Христос. И вот еще один евангельский пример того, какими мы должны быть. Русский текст звучит так: «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя это, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Мытарь - человек, по мнению иудеев, продавший родину; человек, который служил империи. Римская империя в то время ассоциировалась у иудеев как поработитель. Не случайно много происходило восстаний, бунтов, которые и привели в итоге к разрушению Иерусалима. Мытарь собирал налоги для Римской империи и выглядел преступником. Даже отношение к мытарям было хуже, нежели сейчас к милиции и налоговым инспекторам - еще хуже, хотя мы и сейчас не всегда уважаем представителей власти, но в то время это было еще хуже. Сейчас власть, хотя, может быть, и не всегда справедлива к нам, но все же выбрана нами, а Рим поработил иудеев. И вот Господь приходит в дом такого человека и говорит, что и ему возможно спасение. Но почему возможно спасение? Потому что душа этого мытаря целиком открылась ко Господу. Он не мог увидеть Господа среди толпы - и человек уважаемый в своей среде (он был старшим среди мытарей), как младенец, как ребенок залез на дерево для того, чтобы увидеть Христа. Если мы увидим губернатора, который забирается на дерево, чтобы увидеть идущего Патриарха, то мы можем сказать - это человек воистину верующий и этот человек спасается; спасается потому, что он пренебрег своим высоким положением ради того, чтобы в душе своей укрепить веру, чтобы увидеть ту святыню, которая важна для его души. Когда Господь пришел в его дом — что сказал этот несомненно богатый человек? Он говорит, что отдаст половину своих богатств нищим; что кого он обидел - в четыре раза воздаст им. Это действительно подвиг веры, не каждый человек готов на такие жертвы. И вот ради такой веры, ради такой жертвенности этому Закхею обетовано спасение. Вот какое требуется от каждого из нас состояние души, чтобы мы были готовы поделиться последним, чтобы мы были готовы на самопожертвование - делать добро, поделиться с нищим и убогим половиной всего, что имеем, но зато за это нам обетовано спасение.

В день Богоявления Господь всему народу явил полноту своего Божества. В этот день многие из нас готовятся принять Христа, Который пришел в мир — сначала для проповеди, а затем и для того, чтобы через Свою жертву спасти наши души. Чтобы даровать каждому из нас частицу Самого Себя и в Божественном Причащении (а мы в этот день почти все причащаемся) мы соединяемся с Господом, соединяемся с Самим Спасителем и самим спасением; мы обретаем Царство Божие внутри себя; и еще одним видимым знаком благодати Божией является освящение воды. И как в свое время Господь, войдя в Иордан, освятил воды Иордана Своим Крещением, так и сейчас, будет совершено освящение воды. Эта вода неслучайно именуется "скачущей в жизнь вечную", потому как, сохраняя все свойства обычной воды, она несет в себе благодать освящающую, превозносящую нас над земным в Горняя. Благодать, преподаваемая через воду, помогает нам обожиться, стать причастниками Вечности в Боге.

Господь создал нас как образ Свой; заповедал нам быть подобием Его. И пускай подобием Бога станет наша душа, а по воскресении, во втором пришествии - и тело. Сегодняшний праздничный день да укрепит нас в исполнении Христовых заповедей, в жизни во Христе; укрепит в трудностях, в терпении; укрепит нас в тех трудах, которые, порой, кажутся нам невозможными. Нельзя понести эти скорби без Бога, но с Богом все возможно, и будем уповать на Бога и просить Его помощи. Господь - Сердцеведец, Он видит все то доброе, что есть в нас и стремится преумножить это, из маленького зернышка вырастить плодовитое древо. Не станем мешать Богу, покоримся Его благой воле и в этом обретем истинное счастье.

С Праздником!
протоиерей Андрей Ефанов

Комментарии

Господь видит не только доброе в нас, но и злое. И пытается исправить в нас это злое. Только мы сопротивляемся Ему: иногда из-за своего упрямства, иногда из-за своей слепоты, не понимания Его, иногда из-за не знания Бога, а иногда из-за того, что считаем себя уже достигшими духовно-нравственных высот.
Вопрос: С чего начинается путь к "окунанию" в покаяние? Что для этого необходимо в первую очередь?
 
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому
в истории о Закхеи, говориться о спасении Дома Изралева,
при этом под спасением понимается возвращение к вере.

В то время как всему человечеству Иисус принес Спасение,
как руководство в Царство Небесное.
 
Для того, чтобы осознать свою греховность и невозможность исправиться без Бога, надо согласиться с тем, что Бог говорит человеку Своим Словом. В свою очередь, надо слушать или читать Это Слово, и при том внимательно слушать, чтобы правильно оценить разницу состояния своей души и того, к чему призывает Слово. Как вода омывает тело человека, так согласие с Богом омывает его душу. Попробуйте подойти к пониманию слова «вода».или по славянски «въда»(см. словарь) с этимологической точки зрения. И будет понятно, почему вода является образом Духа. Полное единство достигается только общим состоянием Духа, но без согласия его но достигнуть.
 
Сверху