Видеокомментарии на ежедневные Евангельские чтения

Видеокомментарии на ежедневные Евангельские чтения

Здравствуйте, дорогие!

Сейчас мы с вами еще переживаем Страсти Христовы. Мы еще на пределе физических и душевных сил сопровождаем Господа, идущего на Крест спасти людей, но впереди уже брезжит свет Пасхи.

Начиная со дня Святой Пасхи, рады предложить вам наш новый проект: комментарий на ежедневное Евангельское чтение. Каждый день вы сможете вместе со мною прочитать Евангельский отрывок, и мы с вами поразмышляем над священным текстом.

Найти эти чтения легко, они размещены в календаре на сайте АЗБУКА ВЕРЫ: https://azbyka.ru/days/

Очень часто верующие сетуют, что не хватает времени для ежедневного чтения Евангелия. А если время мы находим, то сталкиваемся с той ситуацией, что священный текст оказывается не совсем понятным…

Специально для того, чтобы дать вам возможность познакомиться с тем Евангельским отрывком, который Православная Церковь определила читать в этот день церковного года, и пояснить текст, мы и осуществили наш проект.

Напомню, что ежедневное Евангельское чтение (по-славянски – зачало) – это тот самый отрывок из Евангелия, которые читается каждый день за Божественной литургией. Круг этих чтений объемлет собою все 4 Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна) и был составлен в древности, тысячу лет назад. Если православный человек хочет начать знакомиться с Евангелием, ему удобней всего читать Евангелие в том порядке, который Церковь для этого определила.
Указатель чтений печатается в церковных календарях, размещается на сайтах. Некоторые календари и сайты предлагают даже сам этот текст, а иной раз и комментарии какого-нибудь почтенного автора. Проблема в том, что никакой из авторов-комментаторов Евангелия мне не кажется удовлетворительным. Возьмешь Иоанна Златоустого – у него написано много и много аллегорических, нравственных толкований, которые, к сожалению, не проясняют подлинный смысл текста. Блаженный Феофилакт пишет короче, но к подлинному смыслу Евангелий, к тому, что на самом деле имел в виду Христос, что хотели сказать Евангелисты, его толкования имеют еще меньше отношения…
Из современных толкователей я не могу порекомендовать никого, потому что толкования эти либо слишком сложны, либо слабы и не соответствуют современному уровню знаний о Священном Писании.

Я попытался совместить в своих комментариях как традиционное, православное, понимание Священного текста, так и самые современные исследования западных библеистов. Не скажу, что совершенно доволен результатом. Писать мне легче, чем говорить, тем более говорить не перед аудиторией, а перед мрачной камерой, вперившейся в меня молчаливым стеклянным глазом:) . Но что мог, дорогие, то сделал.

Мне будет радостно, если вы будете ежедневно, вместе со всей Православной Церковью, знакомиться с боговдохновенным Евангельским текстом и мы вместе будем его разбирать. Уверен, что через год, когда вы прослушаете годовой круг чтений, ваше знание и понимание Евангелия выйдет на совершенно новый уровень. Евангелие вам станет ближе и понятней, притчи, чудеса Христовы, Его изумительные речи, афоризмы засверкают новыми гранями смыслов.

E72A3098.JPG
Момент проекта: я читаю и комментирую Евангельское зачало.

А сейчас несколько интересных и полезных замечаний к нашему проекту:
Как возник круг Евангельских чтений, которые Церковь нам ежедневно предлагает за Божественной литургией?

Церковный год – продуманная столетиями система, где все имеет свое место. Мы знаем, что святые отцы, на опытно познавшие, что значит общение и единение с Богом, каждому желали такой же блаженной жизни. И трудами своими: богословскими, аскетическими, литургическими – старались путь к Богу сделать доступней, если так можно выразиться, удобней.
Этому в первую очередь и предназначалось православное богослужение и продуманный ритм богослужебной жизни.

Книга, в которой регламентируется богослужебная жизнь, называется Типикон (от греческого слова типос, что в переводе значит образец, форма, идеал).

Как писал отечественный подвижник святитель Афанасий (Сахаров): «Наш Типикон (а я еще раз поясню, что св. Афанасий имеет в виду весь устав богослужебной и церковной жизни православного христианина. – прот. К.П.) – это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки, протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными, между прочим и для нас».

Главная, осевая церковная служба, вокруг которой, как кольца вокруг Сатурна, располагаются все остальные службы и элементы церковной жизни, – Божественная литургия. А ключевой момент Литургии – чтение Священного Писания.

Вот как совершалась Литургия дня Воскресного в середине 2-го столетия: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков». Затем берет слово предстоятель и увещевает жить по святости, подражая святым. «Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. После молитвы… к предстоятелю подают хлеб и чашу, он воссылает молитвы и благодарения сколько он может. Народ отвечает: «аминь», и происходит раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к не бывшим они посылаются чрез диаконов» (Иустин Философ).

Отметим, что здесь не сказано о чтении Евангелий, а лишь о чтении Апостольских Посланий или ветхозаветных пророков. Это потому, что Евангелия к тому времени только появились. Евангелия от Марка, Матфея и Луки были написаны около 80-х годов 1-го века, Евангелие от Иоанна – на рубеже 1-2 веков. Кроме того, Евангелия эти были написаны для своих регионов (Евангелие от Марка – для римских христиан, Евангелие от Луки – для христиан из язычников Антиохии и Малой Азии и т.д.).

В то время христиане имели у себя лишь ветхозаветные писания и письма Апостолов, которые бережно копировали, делились друг с другом и которые в середине 2-го века составили тот сборник Посланий Апостольских, которые помещены у нас в Новом Завете после Евангелий.
В 150 году, когда Иустин Философ писал свой трактат, Евангелия только начали собирать в один сборник, как говорится, под одну обложку. Это был не простой труд: нужно было отмести еретические Евангелия, прикрывавшиеся именами Апостолов, определить, насколько Евангелие верно изображает Господа и Спасителя Иисуса Христа и Его дело и т.д.
Сложно точно установить, когда Евангелия стали читаться за Литургией. Наверное, это произошло в 3-м веке, потому, что к 4-му веку это стало всеобщей и обязательной практикой.

Для чтения за богослужением Евангелия были разделены на особые отрывки – зачала. Зачало обычно включает в себя чтение фрагмента Евангелия на какую-нибудь тему. Это может быть притча, рассказ о чуде или поучение Спасителя.

Порядок чтения формировался на протяжении почти тысячи лет (с IV по XII века). Распределение Евангельских чтений по дням года связывают с именем свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.).
Круг наших чтений в том законченном виде и порядке, как он существует сегодня, был создан в Константинополе к X веку.

Евангелия читается нараспев, на церковно-славянском языке. Если за богослужением служит диакон, Евангелие читает он, если диакона нет, читает священник. Мирянин Евангелие в храме не читает. Во время чтения Евангелия все стоят.

Свт. Иоанн Златоуст так поучает своих прихожан: «Пусть каждый из вас тот отдел из Евангелия, который будет читаться в первый день по субботе (то есть в день воскресный. – прот. К.П.)… возьмет в руки и внимательно прочитывает… Не малая будет польза от такого усердия и нам, и вам».
То есть уже в IV веке, когда Евангельские рукописи были очень дороги и редки, верующих призывали и дома читать Евангелие, причем желательно именно тот отрывок, который в этот день предлагает Церковь.

Свод чтений на весь богослужебный год (чрез все годище – Типикон) называется в Уставе столпом. Порядок чтения Евангельских зачал всегда помещается в конце богослужебного церковно-славянского Евангелия и он озаглавлен: «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета».

Сегодня нам не нужно ничего самостоятельно высчитывать. В православных календарях и на православных сайтах указаны положенные чтения на каждый день года и даже приведены эти самые отрывки из Евангелий и Апостольских Посланий.

А теперь, дорогие, немножко математики, сиречь гимнастики для ума:)

Познакомлю вас с придуманным древними святыми отцами алгоритмом, положенным в основу круга Евангельских чтений. (Кому сложно или неинтересно, можно не читать)

По мудрому установлению Церкви годичный круг богослужений и литургийных чтений начинается от дня Святой Пасхи и простирается до следующей Пасхи. «Солнце Правды, Христос, востав из Гроба, посылает Свои светила, Евангелистов, осиявать землю на всякий день. И первым светилом над церковной твердью восходит Иоанн, который иже в пасхальную литургию озаряет нас первыми словами своего благовествования: В начале бе Слово» (П. Миронисицкий).

Евангелие от Иоанна читается в храме семь седмиц (то есть семь недель), в весь светлый пасхальный период, когда переживание радости Воскресения Христова и чаяние грядущего преображения мира достигает в сердцах верующих наибольшей силы.

Евангелие от Иоанна – самое богословски высокое и сложное произведение среди других Евангелий. Взгляд Ап. Иоанна на Иисуса Христа – это взгляд парящего орла. Именно в Пасхальный период и наше сердце способно оторваться от низин обывательского и мещанского прозябания, в котором многие, даже христиане, пребывают, и устремиться ввысь. Устремиться к тем головокружительным духовным высотам, к которым нас зовет Церковь.
Иоанново благовествование заканчивается в Литургию Пятидесятницы (в день Св. Троицы). А на другой день, в Понедельник после Пятидесятницы, в день Святого Духа, восходит светило Матфеево и господствует в продолжение семнадцати седмиц, впрочем, вместе с Марком (он вступает с понедельника 12-й седмицы по Пятидесятнице и в течение следующих шести седмиц благовествует в будние (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), оставляя Матфею все субботы и воскресенья.
Так Матфей, сначала один, потом вместе с Марком, озаряет Евангельским светом следующие за Пятидесятницей семнадцать седмиц, то есть 119 дней. В Церковном Уставе эти седмицы так и называются – Матфеевы.

За Матфеем начинает свое поприще Лука и благовествует сначала один, в течение двенадцати полных седмиц, затем с Марком, который опять приемлет будние дни, оставляя Луке все субботы и воскресенья. Эти дни называются в церковном Уставе Лукиными и обнимают собой 125 дней.
Вот это содружество двух Евангелистов продолжается до Постной Триоди. Начинается Великий пост. В будние дни Поста Божественная литургия не служится, значит, нет и Евангельских чтений. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров, но и здесь чтения из Евангелий не положены.

Обычная торжественная Литургия служится в субботы и воскресенья. И вот в эти дни читается Евангелие от Марка, прежде употреблявшееся лишь в седмичные дни.

Наконец, богослужением Страстной седмицы мы приходим ко вратам новой Пасхи. И весь круг чтений начинается сначала.

Итак, как мы видим, весь путь Евангельских чтений явно распадается на четыре звена, или отдела:
1. От Пасхи до Пятидесятницы (7 седмиц и один день, всего 50 дней);
2. Матфеевы седмицы (17 седмиц, или 119 дней);
3. Лукины седмицы – до Постной Триоди (всего 111 дней);
4. Постная Триодь.
Всего 50 недель.

Это расписание чтений оставалось бы непоколебимым если бы церковный год всегда равнялся 50-ти неделям.
Однако мы знаем, что Пасха – праздник переходящий, то есть каждая следующая Пасха или уходит от предыдущей на несколько недель вперед (расширяя церковный год до 55 недель), или остается позади (сужая церковный год до 50 недель).

Спрашивается:
А) Как при таком постоянном преплавании седмиц Богослужебного года в зависимости от Пасхи может быть твердо установлен и прикреплен вышеописанный ряд Евангелий всего года?
Б) Какие Евангельские зачала читать в дни, простирающиеся за рамки 50 недель?

Церковный Устав отвечает на эти вопросы:

Прежде всего, среди текущих недель Церковь водрузила некий неподвижный устой, являющий средоточием Пасхального года. Это – праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня (всегда 14 сентября по старому стилю).

Каким образом он стабилизирует положение?
Выше было сказано, что в богослужебном круге чтений 4 отдела. Два из них неизменны, не могут быть ни сокращены ни растянуты – это время от Пасхи до Пятидесятницы (неизменно 7 недель) и время Постной Триоди (3 подготовительных недели, плюс 7 недель Поста).

Остаются седмицы Матфеевы (17) и седмицы Лукины до Триоди (16). Они и являются тем подвижным и гибким материалом, благодаря которому возможно обеспечить Евангельским чтением все седмицы Богослужебного года любой продолжительности.

Все изменения, которым подвергаются названные периоды, могут быть сведены к трем видам:
1. Пропуск, или отсечение, конечных зачал ряда, когда в них нет надобности;
2. Повторение уже прочитанных зачал;
3. Перенос зачал из первого (Матфеева) периода во второй (Лукин).

Причем сжатие или расширение церковного года может происходить в обоих концах Пасхального года: при начале Постной Триоди (которая может начаться слишком рано, даже сразу за праздником Крещения Господня) и перед Праздником Воздвижения, когда от Антипасхи до Воздвижения оказывается большое Литургическое пространство.

Каким образом праздник Воздвижения Креста регулирует порядок чтений? Существуют два правила:
А) Матфеевы зачала, то есть начинающиеся от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятницы по Воздвижении.
Б) Лукины зачала могут начаться только после праздника Воздвижения, с ближайшего за праздником понедельника, всегда сразу с 10-го зачала Евангелия от Луки.

Это значит, что при ранней Пасхе исполнятся все чтения Матфея, и еще что-то будет повторено, зато на другом конце Богослужебного года, весной, будут сокращены чтения Луки.
При поздней Пасхе часть Матфеевых зачал прочитываться не будет, зато будут прочитаны все зачала Луки.

Входить в подробное исследование этого вопроса мы не будем. Достаточно уяснить общую схему – почему в тот или иной год какие-то зачала пропускаются, а какие-то повторяются.

В нашем проекте я рассмотрел абсолютно все Евангельские зачала: Матфея 116 зачал; Марка 71 зачало; Луки 114 зачал; Иоанна 67 зачал.

И еще важная информация:

В комментарии к этой записи, пожалуйста, не пишите, как Вы мне благодарны, или какой это замечательный проект:). Заранее всем, кто так думает, поклон от меня за вашу любовь.
Мне хочется, чтобы комментарии были конструктивными. Мне важно знать, донес ли я свою мысль в толковании Евангелия, все ли оказалось удачным и интересным. Также пишите замечания по технической стороне проекта – все ли открывается и проигрывается.

Технические огрехи будем исправлять, неудачные передачи я запишу заново, и мы прежние заменим новыми.

Наша задача: создать такие комментарии, которые откроют интересующемуся читателю мир Евангельской истории, познакомят с Христом, каким нам Его рисуют Евангелисты.

С Богом!

Комментарии

http://azbyka.ru/days/2014-05-23
«только Бог имеет власть забрать жизнь» - непонятно откуда такая мысль

(Втор.32,39) Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю
Бог имеет возможность забрать жизнь
Тело может истлееть, но жизнь и душа остается:
(Лк.20:38) “... у Него все живы”
(Мф.10:28) ... может и душу и тело погубить в геенне

(Ин.10:15-18)
... и жизнь Мою полагаю за овец .. Имею власть отдать ее и .. принять ее ..Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
 
рБ Дмитрий 23.04.2014 написал(а):
...В чтении на Понедельник 1-й седмицы по Пасхе, когда Вы разбираете Евангельские Слова, Вы почему-то говорите, что не понятно, отчего Иоанн Креститель на вопросы иудеев о том - Илия ли он, пророк ли он? отрекся, сказав: "Нет".
..
блаженный Феофилакт Болгарский...:
...
И все-таки спасибо за проект!
С Пасхальной любовью

(Мф.11:9-10) "Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
"
- это значит Иоанн предтеча и важнее пророка, точнее его весть важнее, чем любое пророчество

(Лк.7:28) "Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя"
- это значит Иоанн важнее пророка (его весть важнее)

Иисус говорил об Иоанне как о вестнике Бога большем чем пророк.
Нужно еще учесть слова Иоанна Крестителя (Ин.1:19-26)

(Ин.1:23) "... я глас вопиющего в пустыне…"
- это значит Иоанн вестник Бога

(Ин.1:20) "…и не отрекся …"
- это значит Иоанн никогда не заявлял о себе как о Христе или Илии или пророке

Иоанн не пророк, а более значимый вестник, чем любой пророк.

Вы подметили, евангельский казус,
к сожалению, мусульмане трактуют его в ущерб христианству,
вырывая слова из длинного контекста
(предъявляются слова о том, что Иоанн не Христос, не Илия, не пророк, а замалчиваются о том, что он вестник Бога; причем все смешивается с др. словами об Иисусе и кажется что речь о Самом Иисусе).
 
http://azbyka.ru/days/2014-05-28
уточните пожалуйста перевод (Ин.12:47-48) на 25ой минуте,
у меня получилось на слух записать так:

«Кто услышит мои слова и не сохранит их в себе, Я не сужу,
ибо я пришел не судить, а восстановить целостность*
и эти слова будут судить его, ибо они от Отца»

*(собрать и воссоединить утраченное / (Лк.19:10)пришел взыскать и спасти погибшее)
 
ВЕДРО, арх. ведрие, ведренье ср. краснопогодье; ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода; противопол. ненастье. Не все ненастье, будет и ведро. После ненастья ведро. По ненастью ведро. Где гроза, тут и ведро. Отколе гроза, оттоле и ведро. После грозы ведро, после горя радость. Охотник ведра в тороках не возить. С заказным ведром не далеко уедешь. В дождь избы не кроют, а в ведро и сама не каплет. На сердце ненастье, так и в ведро дождь. То и счастье, что иному ведро, иному ненастье. По ненастью лыко драли, по ведру лапти плели, невпору. Ведреный, ведряный или ведрый, о погоде, сухой и ясный. Ветер за солнцем — к ведреной погоде. Ведряный хлед, тамб. не овинный, сушеный на ветру. Ведреность, ведряность ж. свойство, состояние ведраго. Ведреть, ведренеть, о дне, погоде, становиться ведрым, проясняться. Погода выведрилась, разведрилась, поразведрилась. Маленько поведрело, проавдрело.
 
http://azbyka.ru/days/2014-05-29
ух длинное! эмоциональное и сумбурное, боюсь так и не понял всего,
чтобы упорядочить мысли, пришлось 3 дня по несколько раз пересматривать

пробелы в рассуждениях:

1) Будут те, кого Христос призовет к Себе (*к Отцу, для вознесения).
Будут те, кого Он воскресит в последний день для земной жизни в царствии Его
(почему-то, по умолчанию, те и другие отождествляются)

2) Будут уже и люди ангельской природы (ни жен, ни мужей не будет).
Для тех, кто вознесется к Отцу как все Сыны Бога, приемлем только этот вариант умозрительных, но реалистичных тел, как у Иисуса после воскрешения (с особым принципом чувств, чтобы обращаться без слуха и голоса).

3) Можно ли назвать воскрешенное тело Иисуса живым? - он ел мед и рыбу,
но что Он ест после вознесения? принимает пищу, сходя на землю?
Бог вездесущ, а тело и душа Иисуса, незримо среди нас? «Одесную» = «во главу угла».

4) Для обретения новых тел, нужно их рождение или волшебство, а Бог не волшебник.
но если так, можно будет иметь несколько тел и обмениваться ими, или хотя бы, получать новое, кремировав предыдущее. Не может быть речи о новых телах, иначе как иллюзорных, полностью оторванных от реальности.

5) Всем очевидно, живое тело растет и воссоздается под разумным влиянием свыше; но мощи и ни для жизни и ни для явления дел Бога (дела Иисуса были даны).
В любом случае вера творит чудеса, а ни мощи (любая вера творит чудеса, истинная вера - не заводит в тупик и не заставляет сожалеть о чудесах).

6) Почти всем нужен ни исторически реальный Иисус, а известный по евангелие по евхаристии, Он пробуждает веру (как и святые мощи и золотые тельцы для некоторых)
При этом, недоверие иудеев бессмысленно. а молитва/вера святым – чистое язычество.

7) "надлежит пострадать и воскреснуть" (25ая минута)
но т.к. страдания не закончились, продолжились в 1 веке,
то искупление было не за все или не за всех (только за потерянных овец),
остальным нужно претерпевать до конца, чтобы спастись.
Кто же эти такие важные и любимые потерянные овцы; явно не иудеи, потому что не Иисус, а закадровый голос назвал иудеев «своими, которые Его не приняли»

8) Вознесение Иисуса умолило Отца послать Утешителя?
(43ая мин. «Отец изрек» или «Иисус излил») т.е. что означает Вознесение:
а) оставить жизнь, завершив благовестие (Утешитель как благодарность за сделанное)
б) пройти продолжить благовестие через Духа (Утешитель как продолжение)
принять обещанное/обетованное и излить; (*обещанное = «положить врагов у ног»)?
«Воцарился - воцарится» (царство еще не настало). 43ая мин.

9) Иисус приходил к ученикам и позже; например говорят:
- Петр покидая Рим, встретил Иисуса и решил вернуться принять казнь.
- воскресший Иисус явился именно Луке (и Клеопе, шедшим в Еммаус)

10) Моисей умер, как обычно умирают, а Илия вознесся.
«…колесница и кони огненные, и …, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11)
«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.» (Мф.17:3)
Но по существу разницы нет, Моисей и Илия вместе, а возможно и Иисус с ними.
Как же все запутано: имеет ли Илия тело живое, где место их нахождения, на горе Преображения? Или на горе все было иллюзорно как временное бытие, как сон.
Без Евхаристии не может Илия быть незримо среди нас.
 
(для технического помощника о.К)
проблема с широким диапазоном звука: есть моменты, где почти как крик, притом, что моментом позже – еле слышный шепот; накладывается а) изменение направления речи относительно микрофона, б) отдаление от микрофона, в) понижение голоса.
(18 минута http://azbyka.ru/days/2014-05-31)
 
http://azbyka.ru/days/2014-05-30
«Некоторые говорят: в отдаленных селениях, не зная Иисуса умом, служат добру, значит служат Иисусу, значит знают Его жизнею ... но это отдельная большая тема»(13 минута)
нет - так получаются они знают Господа от рождения, а таков только Иисус,
а то, что они служат добру, не зная Иисуса - это добро им только кажется.

Иисус сказал все избранники Божии спасутся (все все, до последней овцы Его стада, те овцы которые признают Его голос), всем будет проповедано Евангелие, а потом последний день.
 
Дорогие! Всем большое спасибо за подсказки к моим видеокомментариям на Евангельские зачала.
Неудачные передачи буду переписывать.

Пожалуйста, критикуйте, но по существу. Указывайте на мои ошибки, на неточности.
Наша задача - совместными усилиями создать хороший проект.

Ваш прот. К.
 
Дорогой О. Константин!
В пятницу 8 августа 2014 года, Вы говорили о смоковнице, что она не должна была в это время плодоносить ( http://azbyka.ru/days/2014-08-08 примерно с 11 минуты)
Хотелось бы поделиться прочитанным про смоковницу здесь на Азбуке:
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1041&goto=prev
Небольшая цитата:
"Чудо о проклятии бесплодной смоковницы (Мф 21:18-19; Мк 11:13-14) иногда вызывало и вызывает недоумение. За что же Господь проклял смоковницу? Недоумение легко рассеиваются, ежели вспомнить о способности смоковницы давать некоторое количество сочных смокв уже весной, до распускания листьев. Представляю собственные фотографии диких смоковниц со смоквами, сделанные во второй половине марта 2009 года подле Иерихона (листья на ней уже распустились) и у подножия г.Ермон (смоковница еще без листьев). Видно, что смокв мало и они не слишком сочные, - но они есть. Дерево могло утолить голод Иисуса Христа, но Он ничесоже обрете, токмо листвие (Мк 11:13). Удивляет скорее замечание евангелиста Марка еще не время было смокв (Мк 11:13), которое можно понять лишь как указание, что основной урожай смоковницы дают все-таки в конце лета. У евангелиста Матфея (21:18,19) этот комментарий отсутствует."
Ирина
 
Иисус не проклинал смоковницу, а констатировал факт.
(в апреле на смоковнице должны быть почки, из которых вырастут смоковницы)

Из комментариев Уильяма Баркли http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=1_21:
Ни одна смоковница не плодоносила когда-либо в апреле.
В самом начале года на концах ветвей появляются маленькие, зеленые шишечки, которые называются паггим и из них вырастут смоквы.
Эти фруктовые почки появляются в апреле, но они еще совершено несъедобны.
Смоковница - единственное дерево, которое приносит два урожая в год и в июне смоковница одновременно покрыта и листьями и плодами и цветами; второй урожай наступает в сентябре.
 
Сверху