Золото Евангельской мудрости: Притчи
Толкование всех притч Христовых: 2
Дорогие. Мы продолжаем говорить о притчах, и сегодня я кратко разберу четыре большие и сложные притчи.
11. О злых виноградарях
Откроем 21-ю главу Евангелия от Матфея:
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…
И эта притча – тоже из цикла притч о Царствии Божием, пришедшем в наш мир. Христос всегда говорит, что Царство Божие обращено ко всему миру, это подтверждается масштабностью образов: сеятель сеет много, или, мы уже говорили выше, женщина берет много муки... Здесь тоже не обычный, не рядовой виноградник, а виноградник, в котором построена башня. Башня нужна была для того, чтобы, поднявшись на нее, обозревать окрестности: не пробрался ли кто через ограду, не ворует ли урожай? Башни были только на больших виноградниках, размером с огромное поле.
Хозяин насадил огромный виноградник, по-хозяйски, заботливо, обнес его оградой. Выкопал точило – каменный бассейн, в котором будут топтать виноград (потом по специальным желобам сок будет стекать в специальные емкости и там бродить).
Что скрывается за этими образами? Хозяин виноградника – Бог, а виноградник – иудейский народ (надо заметить, что у ветхозаветных пророков часто Израиль сравнивался с виноградником, поэтому это все очень знакомые образы для слушателей Христа). Виноградари – иудейские наставники и духовные вожди.
Итак, самый непосредственный смысл притчи в том, что Господь заботливо создал народ Израильский. Построил башню и, отдав виноградник виноградарям, отлучился до времени. Когда же приблизилось время сбора плодов, послал слуг. Виноградари должны дать отчет в своей деятельности. Но… они набрасываются на посланцев. Одних они побили, других прибили до смерти.
Кто-то скажет: такая ситуация невозможна – неужели виноградари такие глупцы, чтобы так откровенно беззаконно поступать? Ученые реконструировали жизнь общества времен Христа и показали, что такая ситуация возможна. В древности фактическим владельцем виноградника являлся не тот, кто по бумагам им владел, а тот, кто управлял виноградником. Если нечестный человек какое-то время управлял полем, он вполне мог успеть подкупить местных судей, подделать документы, словом, сделать все, чтобы стать полновластным хозяином поля… Представьте, что к нему приходят от хозяина за результатом. Нечестный управляющий вполне мог нанять группу головорезов-разбойников, которые могли побить и прогнать этих посланцев. Расстояния-то долго преодолевали… пока посланцы доберутся до хозяина и расскажут, пока хозяин придет, пока разбирательства начнутся… Подобные конфликты могли длиться десять и больше лет. До нас дошли документы о таких тяжбах.
А теперь – к смыслу притчи:
Представьте, огромный виноградник – это большие деньги, достаточно стабильный доход. Нечестные виноградари захотели им завладеть. И, когда приходят посланцы от хозяина, они избивают их. Через некоторое время терпеливый и милосердный хозяин виноградника, полагая, что прежде было недоразумение, посылает следующую группу. С ними поступают так же. Наконец, хозяин (только представьте его терпение и великодушие!), не желая поспешно карать наглецов, говорит: пошлю к ним своего сына, может, хоть его постыдятся?..
Но что произошло дальше?
Виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
Возможно, что злые наглые виноградари, увидев сына, подумали: наверное, старый хозяин уже умер и молодой хозяин едет вступать в права наследства, а если его убить, то мы сразу решим все проблемы. И они схватив его, вывели вон из виноградника и убили… Бросили в канаву, как собаку, даже не похоронив...
Христос спрашивает: Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Понятно, что ничего хорошего этих виноградарей не ждет. Хозяин заручится документом в суде о праве вернуть свою собственность, наймет войско и придет разбираться с этими наглецами.
О чем эта притча?
Эта притча – о том, что виноградари, иудейские вожди, стали распоряжаться в винограднике Божьем – иудейском народе. Они себя назвали вождями народа: мы пасем этот народ, мы приведем его к спасению. Слуги, которые приходили от хозяина, – это были пророки, которые все время пытались вразумить иудейских вождей и спрашивали их: почему вы плохо пасете народ свой? почему народ отступает от Бога, уклоняется от истинного пути? Но эти бессовестные «виноградари» не собирались предоставлять Богу никакого отчета о своей деятельности. И пророки, как мы знаем из Писания, были убиваемы (пророков побивали камнями, душили, а пророка Исаию евреи даже заживо распилили пилой…)
Но вот Отец Небесный посылает Сына Своего. Может, Его устыдятся? Может, Его послушают и опомнятся?
Но и Его они попросту убивают…
Притча вскрывает страшный замысел иудейских вождей: не нужен Бог, не хотим осуществления Его замыслов. Сами будем пасти, главное – стричь, народ, то есть, получать доход со своей паствы. Никому ее не отдадим, даже Самому Богу.
Страшен, но одновременно закономерен приговор Божий: будут преданы смерти все эти захватчики и убийцы. Так с иудейством и произошло. Нельзя сказать, что иудейский народ прекратил свое существование, но мы знаем, что он подвергся страшной катастрофе (я имею в виду войну 70 года по Рождестве Христовом и события последующих десятилетий). Вожди были истреблены, сам народ, этот несчастный виноградник, на 2/3 был растерзан, уничтожен, остатки рассеялись по всему лицу земли…
Стечение обстоятельств? Но мы с вами понимаем, что политические процессы имеют под собой духовную подоплеку.
Главное, и самое ужасное, – в том, что эта ситуация до сих пор продолжается, до сих пор простых доверчивых иудеев пасут вожди – раввины и другие наставники, которые до сих не дают им верить в Иисуса, принять Господа. Эта притча имеет, к сожалению, какое-то вечное действие и вечную актуальность в отношении судьбы иудейского народа…
Я бы сказал, что притча имеет отношение и к судьбе любого народа, которому доверяет Господь.
Смотрите: один раз посылает слуг, второй раз посылает, потом Сына посылает... Господь долго стучится. Убивают Сына, и тогда Господь их не карает, а дает время покаяться. Прошло 40 лет со времени проповеди Христа до начала Иудейской войны. Господь терпит по максимуму. Переводя в плоскость современности: сейчас, например, человечество, еще называющее себя верующим, безумствует, допускает всякие извращения, санкционирует грех, совершает беззаконие. А Господь терпит, терпит, терпит, ожидая вразумления человечества. Но, когда человек в наглую пренебрежет всеми призывами, в конце концов всякое терпение лопнет …
Интересная концовка у этой притчи. Иисус говорит виноградарям:
Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
…Когда древние дом строили, в углы клали очень крепкие, несущие камни, которые принимали на себя всю тяжесть строения, и нужно было быть очень хорошим строителем, чтобы разбираться, где камень крепкий, а где с трещинкой, с каким-то изъяном. Представьте: строители, выбирая, обознались и положили плохие камни в основание. Что будет? Здание треснет и развалится. Христос говорит этим иудейским вождям: вы должны были Меня положить в основание! Камень, который отвергли строители, – это Он, Он должен был бы во главе угла лежать, а Его отвергли. Думаете, что-то хорошее теперь с народом, который отверг Христа, будет?..
Любой народ, любая цивилизация, которые Господа Иисуса Христа не полагают в основание своего строения, обречены на историческое поражение и крушение…
12. О благоразумном рабе
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Притча простая и однозначная, смысл ее хорошо выражен начальной фразой:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Я бы обратил ваше внимание на два момента притчи.
Первый: Это невероятный образ, которым иллюстрирует Христос тему внезапного Своего Пришествия. Ладно, герой притчи – хозяин, из второй части притчи. Но вор?.. Многие ученые подвергли сомнению подлинность первой части притчи, ибо не мог Христос сравнивать Себя с вором. Более тщательное изучение структуры притчи показало, что первая часть аутентична, то есть она изначально здесь была, а не была впоследствии вставлена каким-нибудь дерзновенным переписчиком. Можно предположить, что Христос, сравнивая Себя с вором, намеренно шокировал и провоцировал слушателя: Христу хотелось дать такой яркий пример, который надолго запечатлеется в душе человека, будет много раз пересказан и будет тревожить человека, подобно занозе, избавляя от ложного спокойствия.
И второй момент. Меня одно время смущал призыв бодрствуйте, который встречается в этой притче, затем в притче о десяти девах, которую мы будем разбирать вслед за этой притчей и во многих других местах? Что такое бодрствуйте? Не спите?
Я вспоминал о подвижниках благочестия монахах, которые установили свой распорядок таким образом, чтобы поменьше спать, или прерывали ночной сон периодическими пробуждениями и молениями. Может быть, и нам, обычным христианам, следует им подражать, или к нам это не имеет отношения?
Более пристальное изучение вопроса показало, что все гораздо сложнее и интереснее.
Дело в том, что греческое слово григорео – бодрствовать означает не столько отсутствие сна, сколько бодрость и бдительность. Это слово мы встречаем уже в ветхозаветных книгах. Премудрость Божия говорит: «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» (Притч 8, 34).
Но по-настоящему популярным это слово становится в Новом Завете. Это слово употребляют Евангелисты, передавая речь Христа (Христос говорил на другом языке: на арамейском), это слово используют Ап. Павел и другие раннехристианские авторы.
Это слово пользуется популярностью потому, что удачно выражает христианскую идею всегдашней собранности, готовности ко встрече с Господом.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет –
слышим мы в притче, которую сейчас разбираем.
Евангелист Лука передает такие слова Христа: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 34-36).
Ап. Павел: Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фес. 5, 5). (Кому интересно, некоторые другие тексты на эту тему: 1 Кор. 16, 13; Кол. 4, 2; Еф. 6, 10-20; 1 Петр. 2, 8.)
И другие тексты (практически все) раннехристианского времени так или иначе поднимают тему духовного бодствования. В документе начала 2-го века Дидахи читаем: «Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет» (16, 1).
А уже про то, что имя Григорий стало популярным у христиан, и говорить не приходится. Кстати, древние всенощные бдения также назывались Григории, и смысл их был в том, что христиане, вместо того, чтобы спать, проводили время в молитвах и духовном тонусе.
Вот на эти два момента я хотел бы обратить ваше внимание, в остальном, как кажется, смысл притчи понятен.
13. Притча о неразумных девах
25-я глава Евангелия от Матфея начинается с притчи о десяти девах, из которых было пять разумных и пять глупых. Давайте с вами прокомментируем эту притчу.
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Вот фон реальной жизни времен Христа, фон, на котором разворачиваются события притчи: Невеста, празднично наряженная, с закрытым лицом, в фате, в отеческом доме ожидает своего жениха. С ней бодрствуют подружки. У всех подружек – светильники, это такие бронзовые или глиняные лампы, в которые наливается оливковое масло и помещается льняной фитилек. Невеста с подружками ожидает жениха, который в это время в своем доме заканчивает приготовление к празднику. И когда все вопросы разрешены, жених с друзьями идет в дом невесты, забирает ее, и они идут в дом жениха праздновать свадьбу. Впереди процессии пританцовывают подружки невесты с горящими светильниками – на пиру с этими светильниками девушки будут танцевать.
В притче есть интрига, может быть, с намеком на юмор – это запоздавший жених. Настолько запоздавший, что наступила уже полночь, тогда как праздник должен начинаться около 5 часов вечера. Курьезность зарисовки в притче – в том, что жених замедлил прийти. Жених мог давать, конечно, какие-то указания насчет пира, но, может быть, он торговался с отцом невесты о количестве приданого? Может быть, они с отцом невесты не сошлись в этом вопросе?
Словом, ждут жениха целую вечность (такой, не сомневаюсь, эти несколько часов показались невесте). И когда он пришел, так получилось, что подружки невесты оказались спящими. А лампы их все это время горели… И масло выгорело.
Услышав возгласы жениха и его друзей, подошедших к дому невесты, девушки вскинулись, стали поправлять свои светильники: сняли нагар, долили масла. Но долили только те, у кого с собой масло было прихвачено.
А те, кто не думал о будущем, кто был нерадив – половина девушек, с ужасом увидели, что их светильники выгорели. А масла они с собой не взяли.
И ничего им не помогло. Не пустили их присоединиться к свадебной процессии…
О чем эта притча? Какую грань Учения Христова она открывает? Жених – это Иисус Христос. Девушки, ждущие приглашения на брак, – это верующие христиане.
Первое, на что указывает притча: Христос может замедлить явиться в наш мир для окончательного Суда – это Его право; никто не имеет права и не будет указывать Жениху, когда Ему прийти.
Когда создавалось Евангелие от Матфея, а это 80-е годы 1-го столетия, прошло полвека со времени жизни Христа. Многие из первохристиан состарились и умерли. Верующие люди находились в напряженном размышлении: почему Христос медлит?.. Вот тут и стала актуальной, была вспомнена христианами притча Христова о Женихе и ждущих Его девах.
Второе: Жених явится, надо только запастись терпением. Мы должны не думать о планах Жениха, а делать то, что от нас требуется: смиренно ждать. Что такое огонь в светильниках? Это Дух Святой, который часто сравнивается с огнем. Мы должны иметь Духа Святого в себе. То есть, сколько бы нам ни пришлось ждать, мы не должны терять веру и Духа Святаго, мы должны хранить и веру, и добрую жизнь, и горение нашей души.
Третье: Притча, по-моему, однозначно констатирует: если ты не будешь радеть, будешь терять веру и горение души, то ты не попадешь на пир в Царствии Божием, не попадёшь на брак Господа с Его Церковью.
Святые отцы отмечали, что для нас Суд и встреча с Женихом, когда и обнаружится, горящий или не горящий светильник у нас в руке, – это наша личная встреча со Христом. И она наступит с нашей смертью. А мы можем на встречу с Господом в любой момент пойти: можно попасть под машину, заболеть чем-то или стать невольной жертвой террористического акта. И всё… Если человек не радел, то он погиб. Мы не должны не радеть.
14. О талантах
Далее в 25-й главе Евангелия от Матфея следует притча о талантах, достаточно загадочная:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Очень часто, комментируя эту притчу, мы применяем ее образы к нам, христианам. Мы говорим: это нам Бог вверил таланты (духовные способности) и с каждого из нас спросит: преумножили ли мы вверенное нам?
Однако, хотя такое толкование допустимо, оно не первично. В первую очередь эта притча говорит о судьбе евреев, отвергших Христа.
Иудеям, Своему народу, людям, которые должны быть образцом для всех народов и явить всему миру Мессию, – Бог давал таланты. Вообще талант – это денежная сумма, но в данном случае имеется в виду благословение Божие и Его дары, щедро отсыпанные Рукой Божией Израилю. Каждый из евреев получил в свою меру, но получил.
И вот приходит Сын Божий и требует предъявить, как эти таланты были использованы? Кто-то Христа встретил и откликнулся всем существом своим. Этих людей можно сравнить с теми героями притчи, которые преумножили свои таланты. А кто-то, как последний герой притчи, закопал талант, то есть никак не распорядился Божиими дарами.
Что с этим, последним?.. Его талант будет отдан другим: язычникам, самарянам, всем тем, кого евреи за полноценных людей не считали.
Курьёзность ситуации в том, что, по еврейским представлениям, спрятать деньги (например, закопать) считалось самым верным способом их сохранить. Христос опрокидывает эти представления. Он, обращаясь к иудеям, говорит: если вы просто храните свой дар богоизбранности (придерживаетесь, не рассуждая, предания иудейских вождей, соблюдаете предписания), вместо того чтобы дерзновенно использовать его (то есть, верить Христу, наперекор мнению иудейских старейшин), то можно сказать, что вы свой дар закопали. Он не принесет вам пользы.
Не для этого он дан!
Произнесенная Христом притча в Его время имела самое актуальное значение для многих евреев, к Нему присматривавшихся. Они размышляли: не пойти ли к Нему, к Тому, Который парадоксальным образом отвечает на самые смелые их вопрошания? Или остаться в послушании своим вождям, которые велят: не слушайте Назарянина, не ходите за ним, изгоните заразу его проповеди из своих домов?
Актуальная для евреев времен Христа, эта притча, конечно, перерастает свои границы и рамки.
Уже во времена написания Евангелия, можно предположить, Евангелист Матфей (эта притча – только у него) понимал, что данная притча Христа имеет отношение к ситуации его христианской общины.
Матфей, о чем говорят тщательные исследования текста, скорее всего, написал свое Евангелие в 80-е годы. Он был иудеем-христианином, и его иудео-христианская община (возможно, он ее возглавлял) в связи с Иудейской войной покинула Палестину и переселилась в безопасные места. Там жило множество иудеев, покинувших родные места.
Приведенная в Евангелии Матфея, эта притча побуждала многих евреев, еще не ставших христианами, подумать над тем: правильно ли они распорядились своими преференциями и талантами Народа Божьего? И не стоило бы им примкнуть к христианам?
А теперь посмотрим, как эта притча «работает» в отношении всех времен и народов, в отношении любой исторической ситуации. Нам, народу Российскому, принявшему дары и таланты Божии, много было дано? Много! И вот пришел бы сейчас Господь в Россию – и что бы сказал? Мне кажется, Он сказал бы: вы Меня удивляете! У вас уже тысячу лет, как есть христианство, есть великие примеры праведности, святости, такая великолепная духовная культура… Почему же вы топчетесь на одном месте, никак не преумножаете и не развиваете это? И подверглись бы осуждению многие люди…
Наконец, можно сузить смысл притчи от судьбы народа до судьбы каждого отдельно взятого человека. Христианство – это наш талант, наш духовный капитал, и если оно будет вращаться на уровне просфорно-елейном: маслицем помазали, просфорку съели, записку написали, как большинство людей довольствуется таким магическим, обрядовым уровнем религиозности, – то нужно ли было все это христианство? Нужна ли была Жертва Христа? Его Крестная Смерть? Воскресение?..
Одна женщина приходит и говорит: «Хочу, чтобы вы панихидку/молебен отслужили». Я вижу ее много лет, всегда днем, всегда недовольную тем, что батюшку нужно дожидаться, чтобы он освободился и поспешил исполнить твою требу… Другие священники, зная ее скандальный характер, и связываться не хотят. Ну, хочет панихидку, так на тебе панихидку. Меньше вопросов – меньше проблем. Но я рискую с ней пускаться в беседу. Спрашиваю: почему никогда не приходит на Божественную литургию, почему всегда недовольное и злое выражение на лице? Молчит, только губы сожмет. А отказывать в требе человеку мы не можем.
Служил я как-то Литургию в какой-то прекрасный праздник. Были светлые лица людей, внутреннее состояние возвышенное, я сказал вдохновенную проповедь. И вот через час опять эта дама пришла. Говорит: «Мне нужен молебен для благополучного разрешения…» Я ее перебиваю: «Вот вы год за годом приходите... Зачем Господь наш Иисус Христос приходил в этот мир, если вам нужно только то, что давала и языческая религиозность? Ведь и у язычников были боги, которым они молились в случае, например, болезней или нужды. Асклепия просили о здоровье, Артемиду – о деторождении, о плодородии… Разные боги разные проблемы решали. А зачем было приходить Христу, если языческое мировоззрение удовлетворяло всем этим магическим потребностям? Христос не для этого пришел, а для того, чтобы в человеке все изменилось и преобразилось». Талант веры Христовой, талант христианства в этой женщине вообще не реализован оказался. Вот в чем ужас... Эта женщина постояла, послушала меня. А потом, как будто пропустив все мимо, с этого же самого места, заканчивая свою фразу, сказала: «…для благополучного разрешения дела в бизнесе».
Молебен я отслужил, потому что иначе будет скандал, жалобы пойдут, сплетни, что в некоем храме отказывают людям в отправлении священных обрядов… Это очень грустно и обидно. Ты взбираешься на какую-то высоту, а потом тебя тянут вниз, говоря: останься здесь, с нами, удовлетворяй наши ритуальные потребности.
Между прочим, вот так молодого священника тянут вниз прихожане, тянут… – а ведь священник расходует на это обрядовое энергию жизни. А потом он на этом уровне и остается. И весь семинарский пыл и горение уходят. Как сказал мне недавно мой соученик, посланный на служение в нашу благодатную российскую глубинку: «У меня теперь сил только на панихидки да молебны и осталось…»
Толкование всех притч Христовых: 2
Дорогие. Мы продолжаем говорить о притчах, и сегодня я кратко разберу четыре большие и сложные притчи.
11. О злых виноградарях
Откроем 21-ю главу Евангелия от Матфея:
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…
И эта притча – тоже из цикла притч о Царствии Божием, пришедшем в наш мир. Христос всегда говорит, что Царство Божие обращено ко всему миру, это подтверждается масштабностью образов: сеятель сеет много, или, мы уже говорили выше, женщина берет много муки... Здесь тоже не обычный, не рядовой виноградник, а виноградник, в котором построена башня. Башня нужна была для того, чтобы, поднявшись на нее, обозревать окрестности: не пробрался ли кто через ограду, не ворует ли урожай? Башни были только на больших виноградниках, размером с огромное поле.
Хозяин насадил огромный виноградник, по-хозяйски, заботливо, обнес его оградой. Выкопал точило – каменный бассейн, в котором будут топтать виноград (потом по специальным желобам сок будет стекать в специальные емкости и там бродить).
Что скрывается за этими образами? Хозяин виноградника – Бог, а виноградник – иудейский народ (надо заметить, что у ветхозаветных пророков часто Израиль сравнивался с виноградником, поэтому это все очень знакомые образы для слушателей Христа). Виноградари – иудейские наставники и духовные вожди.
Итак, самый непосредственный смысл притчи в том, что Господь заботливо создал народ Израильский. Построил башню и, отдав виноградник виноградарям, отлучился до времени. Когда же приблизилось время сбора плодов, послал слуг. Виноградари должны дать отчет в своей деятельности. Но… они набрасываются на посланцев. Одних они побили, других прибили до смерти.
Кто-то скажет: такая ситуация невозможна – неужели виноградари такие глупцы, чтобы так откровенно беззаконно поступать? Ученые реконструировали жизнь общества времен Христа и показали, что такая ситуация возможна. В древности фактическим владельцем виноградника являлся не тот, кто по бумагам им владел, а тот, кто управлял виноградником. Если нечестный человек какое-то время управлял полем, он вполне мог успеть подкупить местных судей, подделать документы, словом, сделать все, чтобы стать полновластным хозяином поля… Представьте, что к нему приходят от хозяина за результатом. Нечестный управляющий вполне мог нанять группу головорезов-разбойников, которые могли побить и прогнать этих посланцев. Расстояния-то долго преодолевали… пока посланцы доберутся до хозяина и расскажут, пока хозяин придет, пока разбирательства начнутся… Подобные конфликты могли длиться десять и больше лет. До нас дошли документы о таких тяжбах.
А теперь – к смыслу притчи:
Представьте, огромный виноградник – это большие деньги, достаточно стабильный доход. Нечестные виноградари захотели им завладеть. И, когда приходят посланцы от хозяина, они избивают их. Через некоторое время терпеливый и милосердный хозяин виноградника, полагая, что прежде было недоразумение, посылает следующую группу. С ними поступают так же. Наконец, хозяин (только представьте его терпение и великодушие!), не желая поспешно карать наглецов, говорит: пошлю к ним своего сына, может, хоть его постыдятся?..
Но что произошло дальше?
Виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
Возможно, что злые наглые виноградари, увидев сына, подумали: наверное, старый хозяин уже умер и молодой хозяин едет вступать в права наследства, а если его убить, то мы сразу решим все проблемы. И они схватив его, вывели вон из виноградника и убили… Бросили в канаву, как собаку, даже не похоронив...
Христос спрашивает: Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Понятно, что ничего хорошего этих виноградарей не ждет. Хозяин заручится документом в суде о праве вернуть свою собственность, наймет войско и придет разбираться с этими наглецами.
О чем эта притча?
Эта притча – о том, что виноградари, иудейские вожди, стали распоряжаться в винограднике Божьем – иудейском народе. Они себя назвали вождями народа: мы пасем этот народ, мы приведем его к спасению. Слуги, которые приходили от хозяина, – это были пророки, которые все время пытались вразумить иудейских вождей и спрашивали их: почему вы плохо пасете народ свой? почему народ отступает от Бога, уклоняется от истинного пути? Но эти бессовестные «виноградари» не собирались предоставлять Богу никакого отчета о своей деятельности. И пророки, как мы знаем из Писания, были убиваемы (пророков побивали камнями, душили, а пророка Исаию евреи даже заживо распилили пилой…)
Но вот Отец Небесный посылает Сына Своего. Может, Его устыдятся? Может, Его послушают и опомнятся?
Но и Его они попросту убивают…
Притча вскрывает страшный замысел иудейских вождей: не нужен Бог, не хотим осуществления Его замыслов. Сами будем пасти, главное – стричь, народ, то есть, получать доход со своей паствы. Никому ее не отдадим, даже Самому Богу.
Страшен, но одновременно закономерен приговор Божий: будут преданы смерти все эти захватчики и убийцы. Так с иудейством и произошло. Нельзя сказать, что иудейский народ прекратил свое существование, но мы знаем, что он подвергся страшной катастрофе (я имею в виду войну 70 года по Рождестве Христовом и события последующих десятилетий). Вожди были истреблены, сам народ, этот несчастный виноградник, на 2/3 был растерзан, уничтожен, остатки рассеялись по всему лицу земли…
Стечение обстоятельств? Но мы с вами понимаем, что политические процессы имеют под собой духовную подоплеку.
Главное, и самое ужасное, – в том, что эта ситуация до сих пор продолжается, до сих пор простых доверчивых иудеев пасут вожди – раввины и другие наставники, которые до сих не дают им верить в Иисуса, принять Господа. Эта притча имеет, к сожалению, какое-то вечное действие и вечную актуальность в отношении судьбы иудейского народа…
Я бы сказал, что притча имеет отношение и к судьбе любого народа, которому доверяет Господь.
Смотрите: один раз посылает слуг, второй раз посылает, потом Сына посылает... Господь долго стучится. Убивают Сына, и тогда Господь их не карает, а дает время покаяться. Прошло 40 лет со времени проповеди Христа до начала Иудейской войны. Господь терпит по максимуму. Переводя в плоскость современности: сейчас, например, человечество, еще называющее себя верующим, безумствует, допускает всякие извращения, санкционирует грех, совершает беззаконие. А Господь терпит, терпит, терпит, ожидая вразумления человечества. Но, когда человек в наглую пренебрежет всеми призывами, в конце концов всякое терпение лопнет …
Интересная концовка у этой притчи. Иисус говорит виноградарям:
Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
…Когда древние дом строили, в углы клали очень крепкие, несущие камни, которые принимали на себя всю тяжесть строения, и нужно было быть очень хорошим строителем, чтобы разбираться, где камень крепкий, а где с трещинкой, с каким-то изъяном. Представьте: строители, выбирая, обознались и положили плохие камни в основание. Что будет? Здание треснет и развалится. Христос говорит этим иудейским вождям: вы должны были Меня положить в основание! Камень, который отвергли строители, – это Он, Он должен был бы во главе угла лежать, а Его отвергли. Думаете, что-то хорошее теперь с народом, который отверг Христа, будет?..
Любой народ, любая цивилизация, которые Господа Иисуса Христа не полагают в основание своего строения, обречены на историческое поражение и крушение…
12. О благоразумном рабе
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Притча простая и однозначная, смысл ее хорошо выражен начальной фразой:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Я бы обратил ваше внимание на два момента притчи.
Первый: Это невероятный образ, которым иллюстрирует Христос тему внезапного Своего Пришествия. Ладно, герой притчи – хозяин, из второй части притчи. Но вор?.. Многие ученые подвергли сомнению подлинность первой части притчи, ибо не мог Христос сравнивать Себя с вором. Более тщательное изучение структуры притчи показало, что первая часть аутентична, то есть она изначально здесь была, а не была впоследствии вставлена каким-нибудь дерзновенным переписчиком. Можно предположить, что Христос, сравнивая Себя с вором, намеренно шокировал и провоцировал слушателя: Христу хотелось дать такой яркий пример, который надолго запечатлеется в душе человека, будет много раз пересказан и будет тревожить человека, подобно занозе, избавляя от ложного спокойствия.
И второй момент. Меня одно время смущал призыв бодрствуйте, который встречается в этой притче, затем в притче о десяти девах, которую мы будем разбирать вслед за этой притчей и во многих других местах? Что такое бодрствуйте? Не спите?
Я вспоминал о подвижниках благочестия монахах, которые установили свой распорядок таким образом, чтобы поменьше спать, или прерывали ночной сон периодическими пробуждениями и молениями. Может быть, и нам, обычным христианам, следует им подражать, или к нам это не имеет отношения?
Более пристальное изучение вопроса показало, что все гораздо сложнее и интереснее.
Дело в том, что греческое слово григорео – бодрствовать означает не столько отсутствие сна, сколько бодрость и бдительность. Это слово мы встречаем уже в ветхозаветных книгах. Премудрость Божия говорит: «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» (Притч 8, 34).
Но по-настоящему популярным это слово становится в Новом Завете. Это слово употребляют Евангелисты, передавая речь Христа (Христос говорил на другом языке: на арамейском), это слово используют Ап. Павел и другие раннехристианские авторы.
Это слово пользуется популярностью потому, что удачно выражает христианскую идею всегдашней собранности, готовности ко встрече с Господом.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет –
слышим мы в притче, которую сейчас разбираем.
Евангелист Лука передает такие слова Христа: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 34-36).
Ап. Павел: Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фес. 5, 5). (Кому интересно, некоторые другие тексты на эту тему: 1 Кор. 16, 13; Кол. 4, 2; Еф. 6, 10-20; 1 Петр. 2, 8.)
И другие тексты (практически все) раннехристианского времени так или иначе поднимают тему духовного бодствования. В документе начала 2-го века Дидахи читаем: «Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет» (16, 1).
А уже про то, что имя Григорий стало популярным у христиан, и говорить не приходится. Кстати, древние всенощные бдения также назывались Григории, и смысл их был в том, что христиане, вместо того, чтобы спать, проводили время в молитвах и духовном тонусе.
Вот на эти два момента я хотел бы обратить ваше внимание, в остальном, как кажется, смысл притчи понятен.
13. Притча о неразумных девах
25-я глава Евангелия от Матфея начинается с притчи о десяти девах, из которых было пять разумных и пять глупых. Давайте с вами прокомментируем эту притчу.
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Вот фон реальной жизни времен Христа, фон, на котором разворачиваются события притчи: Невеста, празднично наряженная, с закрытым лицом, в фате, в отеческом доме ожидает своего жениха. С ней бодрствуют подружки. У всех подружек – светильники, это такие бронзовые или глиняные лампы, в которые наливается оливковое масло и помещается льняной фитилек. Невеста с подружками ожидает жениха, который в это время в своем доме заканчивает приготовление к празднику. И когда все вопросы разрешены, жених с друзьями идет в дом невесты, забирает ее, и они идут в дом жениха праздновать свадьбу. Впереди процессии пританцовывают подружки невесты с горящими светильниками – на пиру с этими светильниками девушки будут танцевать.
В притче есть интрига, может быть, с намеком на юмор – это запоздавший жених. Настолько запоздавший, что наступила уже полночь, тогда как праздник должен начинаться около 5 часов вечера. Курьезность зарисовки в притче – в том, что жених замедлил прийти. Жених мог давать, конечно, какие-то указания насчет пира, но, может быть, он торговался с отцом невесты о количестве приданого? Может быть, они с отцом невесты не сошлись в этом вопросе?
Словом, ждут жениха целую вечность (такой, не сомневаюсь, эти несколько часов показались невесте). И когда он пришел, так получилось, что подружки невесты оказались спящими. А лампы их все это время горели… И масло выгорело.
Услышав возгласы жениха и его друзей, подошедших к дому невесты, девушки вскинулись, стали поправлять свои светильники: сняли нагар, долили масла. Но долили только те, у кого с собой масло было прихвачено.
А те, кто не думал о будущем, кто был нерадив – половина девушек, с ужасом увидели, что их светильники выгорели. А масла они с собой не взяли.
И ничего им не помогло. Не пустили их присоединиться к свадебной процессии…
О чем эта притча? Какую грань Учения Христова она открывает? Жених – это Иисус Христос. Девушки, ждущие приглашения на брак, – это верующие христиане.
Первое, на что указывает притча: Христос может замедлить явиться в наш мир для окончательного Суда – это Его право; никто не имеет права и не будет указывать Жениху, когда Ему прийти.
Когда создавалось Евангелие от Матфея, а это 80-е годы 1-го столетия, прошло полвека со времени жизни Христа. Многие из первохристиан состарились и умерли. Верующие люди находились в напряженном размышлении: почему Христос медлит?.. Вот тут и стала актуальной, была вспомнена христианами притча Христова о Женихе и ждущих Его девах.
Второе: Жених явится, надо только запастись терпением. Мы должны не думать о планах Жениха, а делать то, что от нас требуется: смиренно ждать. Что такое огонь в светильниках? Это Дух Святой, который часто сравнивается с огнем. Мы должны иметь Духа Святого в себе. То есть, сколько бы нам ни пришлось ждать, мы не должны терять веру и Духа Святаго, мы должны хранить и веру, и добрую жизнь, и горение нашей души.
Третье: Притча, по-моему, однозначно констатирует: если ты не будешь радеть, будешь терять веру и горение души, то ты не попадешь на пир в Царствии Божием, не попадёшь на брак Господа с Его Церковью.
Святые отцы отмечали, что для нас Суд и встреча с Женихом, когда и обнаружится, горящий или не горящий светильник у нас в руке, – это наша личная встреча со Христом. И она наступит с нашей смертью. А мы можем на встречу с Господом в любой момент пойти: можно попасть под машину, заболеть чем-то или стать невольной жертвой террористического акта. И всё… Если человек не радел, то он погиб. Мы не должны не радеть.
14. О талантах
Далее в 25-й главе Евангелия от Матфея следует притча о талантах, достаточно загадочная:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Очень часто, комментируя эту притчу, мы применяем ее образы к нам, христианам. Мы говорим: это нам Бог вверил таланты (духовные способности) и с каждого из нас спросит: преумножили ли мы вверенное нам?
Однако, хотя такое толкование допустимо, оно не первично. В первую очередь эта притча говорит о судьбе евреев, отвергших Христа.
Иудеям, Своему народу, людям, которые должны быть образцом для всех народов и явить всему миру Мессию, – Бог давал таланты. Вообще талант – это денежная сумма, но в данном случае имеется в виду благословение Божие и Его дары, щедро отсыпанные Рукой Божией Израилю. Каждый из евреев получил в свою меру, но получил.
И вот приходит Сын Божий и требует предъявить, как эти таланты были использованы? Кто-то Христа встретил и откликнулся всем существом своим. Этих людей можно сравнить с теми героями притчи, которые преумножили свои таланты. А кто-то, как последний герой притчи, закопал талант, то есть никак не распорядился Божиими дарами.
Что с этим, последним?.. Его талант будет отдан другим: язычникам, самарянам, всем тем, кого евреи за полноценных людей не считали.
Курьёзность ситуации в том, что, по еврейским представлениям, спрятать деньги (например, закопать) считалось самым верным способом их сохранить. Христос опрокидывает эти представления. Он, обращаясь к иудеям, говорит: если вы просто храните свой дар богоизбранности (придерживаетесь, не рассуждая, предания иудейских вождей, соблюдаете предписания), вместо того чтобы дерзновенно использовать его (то есть, верить Христу, наперекор мнению иудейских старейшин), то можно сказать, что вы свой дар закопали. Он не принесет вам пользы.
Не для этого он дан!
Произнесенная Христом притча в Его время имела самое актуальное значение для многих евреев, к Нему присматривавшихся. Они размышляли: не пойти ли к Нему, к Тому, Который парадоксальным образом отвечает на самые смелые их вопрошания? Или остаться в послушании своим вождям, которые велят: не слушайте Назарянина, не ходите за ним, изгоните заразу его проповеди из своих домов?
Актуальная для евреев времен Христа, эта притча, конечно, перерастает свои границы и рамки.
Уже во времена написания Евангелия, можно предположить, Евангелист Матфей (эта притча – только у него) понимал, что данная притча Христа имеет отношение к ситуации его христианской общины.
Матфей, о чем говорят тщательные исследования текста, скорее всего, написал свое Евангелие в 80-е годы. Он был иудеем-христианином, и его иудео-христианская община (возможно, он ее возглавлял) в связи с Иудейской войной покинула Палестину и переселилась в безопасные места. Там жило множество иудеев, покинувших родные места.
Приведенная в Евангелии Матфея, эта притча побуждала многих евреев, еще не ставших христианами, подумать над тем: правильно ли они распорядились своими преференциями и талантами Народа Божьего? И не стоило бы им примкнуть к христианам?
А теперь посмотрим, как эта притча «работает» в отношении всех времен и народов, в отношении любой исторической ситуации. Нам, народу Российскому, принявшему дары и таланты Божии, много было дано? Много! И вот пришел бы сейчас Господь в Россию – и что бы сказал? Мне кажется, Он сказал бы: вы Меня удивляете! У вас уже тысячу лет, как есть христианство, есть великие примеры праведности, святости, такая великолепная духовная культура… Почему же вы топчетесь на одном месте, никак не преумножаете и не развиваете это? И подверглись бы осуждению многие люди…
Наконец, можно сузить смысл притчи от судьбы народа до судьбы каждого отдельно взятого человека. Христианство – это наш талант, наш духовный капитал, и если оно будет вращаться на уровне просфорно-елейном: маслицем помазали, просфорку съели, записку написали, как большинство людей довольствуется таким магическим, обрядовым уровнем религиозности, – то нужно ли было все это христианство? Нужна ли была Жертва Христа? Его Крестная Смерть? Воскресение?..
Одна женщина приходит и говорит: «Хочу, чтобы вы панихидку/молебен отслужили». Я вижу ее много лет, всегда днем, всегда недовольную тем, что батюшку нужно дожидаться, чтобы он освободился и поспешил исполнить твою требу… Другие священники, зная ее скандальный характер, и связываться не хотят. Ну, хочет панихидку, так на тебе панихидку. Меньше вопросов – меньше проблем. Но я рискую с ней пускаться в беседу. Спрашиваю: почему никогда не приходит на Божественную литургию, почему всегда недовольное и злое выражение на лице? Молчит, только губы сожмет. А отказывать в требе человеку мы не можем.
Служил я как-то Литургию в какой-то прекрасный праздник. Были светлые лица людей, внутреннее состояние возвышенное, я сказал вдохновенную проповедь. И вот через час опять эта дама пришла. Говорит: «Мне нужен молебен для благополучного разрешения…» Я ее перебиваю: «Вот вы год за годом приходите... Зачем Господь наш Иисус Христос приходил в этот мир, если вам нужно только то, что давала и языческая религиозность? Ведь и у язычников были боги, которым они молились в случае, например, болезней или нужды. Асклепия просили о здоровье, Артемиду – о деторождении, о плодородии… Разные боги разные проблемы решали. А зачем было приходить Христу, если языческое мировоззрение удовлетворяло всем этим магическим потребностям? Христос не для этого пришел, а для того, чтобы в человеке все изменилось и преобразилось». Талант веры Христовой, талант христианства в этой женщине вообще не реализован оказался. Вот в чем ужас... Эта женщина постояла, послушала меня. А потом, как будто пропустив все мимо, с этого же самого места, заканчивая свою фразу, сказала: «…для благополучного разрешения дела в бизнесе».
Молебен я отслужил, потому что иначе будет скандал, жалобы пойдут, сплетни, что в некоем храме отказывают людям в отправлении священных обрядов… Это очень грустно и обидно. Ты взбираешься на какую-то высоту, а потом тебя тянут вниз, говоря: останься здесь, с нами, удовлетворяй наши ритуальные потребности.
Между прочим, вот так молодого священника тянут вниз прихожане, тянут… – а ведь священник расходует на это обрядовое энергию жизни. А потом он на этом уровне и остается. И весь семинарский пыл и горение уходят. Как сказал мне недавно мой соученик, посланный на служение в нашу благодатную российскую глубинку: «У меня теперь сил только на панихидки да молебны и осталось…»