Святыни Малой Азии: Каппадокия

Эта запись является частью серии записей Святыни Малой Азии
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Юрий Кисель

Святыни Малой Азии: Каппадокия

Один час на самолете из Стамбула, и мы оказались в Каппадокии, исторической области в центральной части Турции. Название это (кстати, переводится с персидского как «страна прекрасных лошадей») древнее, его, например, можно встретить в Деяниях святых апостолов. Помните, совсем недавно, в день Пятидесятницы, мы читали отрывок, в котором говорилось, что среди людей, слышавших Апостолов, заговоривших на разных языках, были и жители Каппадокии?

Восприняв Слово Божье, каппадокийская земля дала великолепный плод. Стоит только перечислить святых, родившихся и подвизавшихся здесь: святая равноапостольная Нина-просветительница Грузии, великомученик Георгий Победоносец, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (последних трех Церковь называет Великими каппадокийцами), Григорий-просветитель Армении, преподобный Савва Освященный, преподобный Паисий Святогорец и его духовник Арсений Каппадокийский

Но это, как говорится, лишь верхушка духовного айсберга, те имена, которые мы знаем. А сколько не знаем? Удивительный ландшафт Каппадокии, сформированный тысячелетия назад извержением вулкана, был словно предуготовлен для монахов: в пещерах устраивались как большие обители, так и уединенные кельи отшельников. И на протяжении 15 веков здесь шла непрерывная молитва ко Господу. Она продолжалась даже после завоевания этих мест османами: христиан хоть и притесняли, но не уничтожили полностью. Все закончилось в 1924 году, когда после войны Греции и Турции состоялась депортация живущих в Малой Азии греков на Балканы. Опустели целые города, деревни, церкви.

Больше христиан в Каппадокии нет.

Казалось бы, зачем тогда ехать? Ну, во-первых, некоторые монастырские комплексы сохранены как музеи, и там можно увидеть уникальные византийские фрески X-XIII веков. Во-вторых, иноверцы должны видеть, что находящиеся в их руках христианские святыни нам дороги и нужны. Это важно. Кто знает, сколько еще не разрушенных храмов спасет внимание паломников? И последнее. Да, видеть мерзость запустения, царящую во многих заброшенных церквах, грустно, неприятно. Благодати, которую мы так жаждем ощутить на святых местах, точно нет. Но даже коротко пропетая молитва, сокрушенный вздох дойдут до Господа… И, может быть, Он нам ответит, изменив судьбу этих мест?

1.jpg
Происшедшее тысячу лет до нашей эры извержение вулкана создало такой «природный андеграунд». Это местечко называется «Долина генералов»

2.jpg
Местные жители утверждают, что именно в Каппадокии родился преподобный Симеон Столпник и здесь же подвизался. В этой пещерной церкви, по преданию, святой молился

3.jpg
А в этой келье святой жил и нес свой молитвенный подвиг

5.jpg
Один из наших паломников поднялся наверх по крутой выдолбленной лестнице. Высоко!

4.jpg
Остатки орнамента и крест говорят нам о том, что здесь обитали христиане

6.jpg
В пяти минутах езды от «Долины генералов» находится «Долина верблюдов»

7.jpg
И, действительно, скала слева напоминает верблюда

20.jpg
Еще одни местные «знаменитости» – «Три красавицы»

Ургюп. В гостях у Иоанна Русского

Но свое паломничество в Каппадокии мы начали не с великих Вселенских учителей. А с нашего, русского, святого, которого Господь определил на служение именно здесь, в этих далеких от Родины краях. Я имею в виду исповедника Иоанна Русского. Познакомившись однажды с его житием, невозможно не полюбить этого кроткого, смиренного святого. Его почитают не только в России, но и в Греции, где пребывают его нетленные мощи. Несколько лет назад паломники нашего Свято-Троицкого Измайловского собора были на острове Эвбея, молились у святых мощей Иоанна Русского и теперь особенно рады были посетить места, где преподобный нес свой подвиг.

12.jpg
Исповедник Иоанн Русский изображается на иконе юношей с крестом в руке

13.jpg
А так, возможно, выглядел святой. Он прожил совсем недолгую по нашим меркам жизнь: всего около сорока лет

Что мы знаем об Иоанне Русском? Что родился он в 1690 году в Малороссии, по-видимому, в крестьянской семье. Но был рано оторван от родной земли: оказался солдатом в армии Петра I. В 1711 году победитель Полтавы пошел в поход против давнего врага России – Турции: шел спор за Азов. На стороне турков выступили также крымские татары и Карл XII, ранее бежавший как раз к османам. Столкновение произошло в Молдавии. Прутский поход оказался тяжелым и неудачным для 38-тысячной русской армии: окруженная превосходящим по численности в пять раз неприятелем, она проиграла. Петру пришлось подписать невыгодный мирный договор, отдать Азов туркам. Многие солдаты попали в плен, в том числе, и Иоанн Русский.

На невольничьем рынке в Константинополе молодого солдата купил начальник турецкой кавалерии. В житии он назван Ага (вполне возможно, это не имя, а звание). Хозяин привез нового раба к себе на родину – в Каппадокию, селение Прокопион (ныне – город Ургюп). Можно только представить, каким пыткам и унижениям был подвергнут неверный. Известно, что его били, бросали в навоз, выжигали волосы на голове. Но попытки обратить Иоанна в мусульманство оказались тщетны. Предание приписывает ему такие слова: «Я пленник этой войны, и я – в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни». И он, действительно, скорее всего, лишился бы жизни, но Господь этого не попустил, сохранив своего верного раба. Иоанна отправили в конюшню ухаживать за лошадьми. Как говорится в житии, юноша был рад оказаться в хлеву, ведь и смиренный Господь выбрал не дворец, а загон для скота как место своего Рождения. Днем святой Иоанн работал, а по ночам ходил к пещерной церкви Георгия Победоносца поблизости: молился на паперти, преклонив колена. По субботам причащался Святых Христовых Таин.

8.jpg
Дом Аги сохранился и по сей день

10.jpg
Конюшня, где провел половину своей недолгой, но тяжелой жизни, Иоанн Русский

Его трудолюбие, кроткий нрав, незлобие рано или поздно снискали уважение Аги. Настал момент, когда хозяин предложил Иоанну Русскому свободу. Но святой отказался. Находясь в Ургюпе, мы много размышляли об этом: почему святой Иоанн принял такое решение? Казалось бы, вот она, вожделенная свобода: можно вернуться домой, радоваться жизни, забыв о тяжких испытаниях, создать семью… Но, может быть, ему некуда или не к кому было возвратиться? Мы этого не знаем. Приняв пленение и рабство как волю Божию о нем (о, как часто мы не можем принять воли Божией о себе!), святой Иоанн продолжил ухаживать за скотиной, добросовестно выполнять повеления своего хозяина…

И вот один из самых любимых мною моментов в житии Иоанна Русского. Разбогатев и усилив свое влияние в Ургюпе (как он считал, не без помощи живущего в доме молитвенника), Ага решил совершить хадж в Мекку. Надо понимать, что по тем временам это путешествие длилось не месяц, и, возможно, даже не год. Однажды, соскучившись по супругу, жена Аги приготовила плов и собрала гостей. Вздыхая, она начала мечтать о том, как хорошо было бы, если бы паломник-муж сейчас вкусил это замечательное блюдо. Неожиданно русский слуга предложил передать хозяину плов. Под насмешливыми взглядами собравшихся раб принял в руки богатое фамильное блюдо с ароматным кушаньем и унес в хлев. Гости решили, что Иоанн съест плов сам или раздаст беднякам. А святой в это время горячо молился Господу, чтобы Он явил свою милость. Каково же было удивление жителей Ургюпа, когда вернувшийся спустя несколько месяцев Ага привез с собой то самое блюдо. Он рассказал, что, придя после молитвы в дом, который он снимал в Мекке, он увидел тарелку с горячим пловом. Ее невозможно было перепутать с другой: на ней было выгравировано имя владельца. Кстати, это блюдо до сих пор хранится в храме на острове Эвбея, и наши паломники видели его!

9.jpg
Мы молимся святому Иоанну, поем ему величание

11.jpg
...
После столь явного чуда святым Иоанна начали называть даже турки. А скромный подвижник продолжал свою жизнь в трудах и молитве. Перед кончиной Господь послал ему еще и крест тяжелой болезни. Предчувствуя смерть, святой Иоанн Русский попросил причастить его. Боясь идти в дом мусульманина со Святыми Дарами, священник спрятал их в яблоко.

Праведник скончался 27 мая (9 июня) 1730 года. Его похоронили по православному обычаю. А через три года Иоанн Русский явился во сне причащавшему его священнику и указал, что его останки не подверглись тлению. Верующие вскрыли гробницу и убедились, что это действительно так. Святые мощи были положены в раку и выставлены для поклонения в церкви святого великомученика Георгия.

Спустя век произошло примечательное событие. В 1832 году Османскую империю атаковал правитель Египта Ибрагим-паша. Ургюп, оказавшийся на пути войск султана, был разграблен. Обыскав раку с мощами Иоанна Русского и не найдя там ничего ценного, захватчики решили ее сжечь. Но, как говорится в житии, произошло нечто неожиданное:

«Набрав дров, они (захватчики) разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже злодеи больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку».

Когда греческое население покидало Малую Азию в 1924 году, раку с мощами исповедника увезло с собой. Ныне нетленные останки Иоанна Русского, как я уже упоминала, находятся в храме, построенном в его честь, на острове Эвбея. Тысячи верующих притекают к святому и получают исцеление от различных недугов, укрепляются в вере. А городок, где находится храм, кстати, называется Неопрокопион, т.е., Новый Прокопион.

14.jpg
Пещерная церковь святого Георгия, которая помнит молитвы русского исповедника

15.jpg
Встав лицом к алтарю, молимся святому Иоанну

16.jpg
Храм, разумеется, не действует, но несколько икон там есть

В Ургюпе же сейчас живет около 20 тысяч человек. Это, в основном, крепкие, зажиточные крестьяне. Места здесь красивые, земли плодородные, а потому люди не бедствуют. Дом, в котором жил Ага, кстати, тоже был весьма большим и богатым, судя по его размерам. Здесь нет музея, однако местные жители следят за порядком, также, как и в церкви святого Георгия. Они открывают для приезжающих туристов и паломников и дом, и храм, и в ответ, как правило, получают вознаграждение.

В большом хозяйстве Аги, нас, конечно, более всего интересовал хлев, где жил и работал святой Иоанн Русский. Мы внимательно осмотрели каменную пещеру, где до сих пор хорошо сохранились места для привязи животных, а также каменное ложе исповедника. Сейчас на нем находятся иконы, можно поставить свечи и помолиться – никто этому не помешает.

Кстати, тот порядок, в котором находится это место, – показатель, что турки с уважением к нему относятся.

17.jpg
А вот так выглядит современный Ургюп

18.jpg
Как я уже отметила, город зажиточный. Здесь производят, например, неплохое вино

19.jpg

Гюреме: христианство во фресках

Помолившись святому Иоанну Русскому, попросив его благословения на Каппадокийской земле, мы отправились в городок Гюреме. Это – туристический центр Каппадокии, который притягивает тысячи туристов со всего мира своим «космическим» пейзажем. Даже в журнале «Аэрофлота», который мы читали, пока летели из Петербурга в Стамбул, была статья именно об этом уголке Турции.

21.jpg
Город Гюреме

Конечно, Гюреме со своими вулканическими скалами причудливой формы – сама по себе экзотика, но мы стремились попасть в место (кстати, охраняемое ЮНЕСКО), которое называется Национальным парком. Это, по сути, – христианский музей под открытым небом. На относительно небольшой территории парка находятся женский монастырь и шесть пещерных церквей, напоминающих нам о том, что с VI века Гюреме был крупнейшим христианским центром Малой Азии. Впрочем, и до этого времени здесь жили ученики Христовы. Например, о месте этом знал апостол Павел, который считал, что Гюреме – идеальное место для воспитания праведников.

40.jpg
Здесь, в этих пещерах, были монастыри и множество храмов

41.jpg

Перечислю церкви, в которых мы побывали:

Церковь святого Василия. Напомню, что святитель родился в 330 году в Кесарии Каппадокийской и стал впоследствии архиепископом этого города. Помимо всего прочего, мы чтим великого богослова как изобретателя иконостаса и автора Литургии. Сохранилось множество проповедей и писем Василия Великого.

Пещерный храм святителя поразил нас яркими росписями XI века. Но, к нашему разочарованию, ни молиться, ни фотографировать в древнем храме нельзя.

Церковь с яблонями. Фруктовые деревья росли рядом с этим храмом. В честь кого он был освящен, неизвестно. Здесь хорошо сохранились фрески, выполненные после периода иконоборчества, и в них – все христианство.

Церковь святой Варвары огорчила нас … тараканами. Да-да. Осматривая роспись храма, мы увидели на стене примитивно нарисованного петуха и тараканов. Ломали голову: что бы это значило? Потом пришли к выводу, что к искусной византийской иконописи эта мазня (по-другому и не скажешь) не имеет никакого отношения: скорее всего, «творчество» завоевателей.

Змеиная церковь называется так из-за большой фрески Георгия Победоносца, убивающего змея.

42.jpg
Чтобы войти в некоторые храмы, приходилось низко нагибаться...

43.jpg
... а в некоторые – подниматься вверх по лестницам

Еще на территории комплекса есть Безымянная церковь и Церковь с сандалиями (откуда такое название? Мы не нашли ответа). Но жемчужиной комплекса, без преувеличения, является Темная церковь XIII века. Вход сюда за отдельную плату, что останавливает многих посетителей, а зря, ведь именно здесь – самые сохранившиеся и красивые фрески. Дело в том, что в пещерном храме всего одно маленькое окошко, и именно отсутствие света помогло так сохранить росписи.

36.jpg
Вход в Темную церковь. Видите единственное окошко?

Забыв о том, что нас ждет практически вся группа, мы, несколько человек, не в силах были выйти из Темной церкви. Хотелось рассмотреть и запечатлеть каждую деталь в своем сердце. Изумленные, мы понимали, что хотя бы ради этого стоило приехать в Каппадокию. Не могу не поделиться увиденным и с читателями. Так как фотографировать в церкви было категорически запрещено, то иллюстрациями нам послужат фотографии из хорошего альбома на английском языке (на русском, увы, не было), купленного здесь же.

22.jpg
Обложка альбома, на которой авторы поместили фреску, изображающую Рождество Христово

23.jpg
Так византийский иконописец изобразил повитух, обмывающих новорожденного Младенца. Средневековые фрески, а посмотрите, какие яркие краски!

24.jpg
Изумленные волхвы, размышляющие над тайной этого удивительного Ребенка

25.jpg
Как хотелось бы поместить здесь все фрески Темной церкви! Но такой возможности нет. Рассмотрим хотя бы основные, повествующие о ключевых Евангельских событиях. Крещение Господне...

26.jpg
Преображение на Фаворе...

27.jpg
Христос с апостолами...

28.jpg
Воскрешение Лазаря. А ведь совсем недавно, в феврале, мы были в Вифании, в той самой пещере...

29.jpg
Вход Господень в Иерусалим

30.jpg
Тайная вечеря

31.jpg
Интересно, как средневековый автор изобразил столовые приборы, которые могли быть на столе в Сионской горнице. Очевидно, он руководствовался реалиями своего времени...

32.jpg
Арест при помощи предавшего. Какая-то особенно драматичная, пронзительная фреска

33.jpg
Голгофа

34.jpg
Скорбь у Креста...

35.jpg
События Великой Субботы. Господь выводит из ада Адама

37.jpg
И еще позволю себе поместить здесь два особенно запомнившихся Лика Христа

38.jpg
...

39.jpg
Небольшой фрагмент росписи

… Переполненные впечатлениями, мы отправились в гостиницу, которая располагалась в местечке Ортохисар. Каково же было наше удивление, когда мы (почти случайно) узнали, что деревня эта считается родиной святой Нины, которая так близка и дорога нам после паломничества в Грузию. Что представляется собой это место? Совсем другая Турция, не столичная: деревенские домики, телеги, фруктовые сады, старушки в шароварах, запах навоза….

44.jpg
Современный Ортохисар

45.jpg
Особенных достопримечательностей там нет (хотя сам по себе факт принадлежности к этому городу святой Нины уже ценен), местные жители предлагают остановившимся здесь путникам развлечения в виде фольклорных танцев да лавки с антиквариатом

Впрочем, допоздна гулять по деревушке мы не стали: назавтра был запланирован ранний подъем. В 5.20 за нами должна была прийти машина, чтобы совершить полет на воздушном шаре.

Продолжение следует…

46.jpg
Вечерний Гюреме. Сейчас в этих необычных скалах действуют ресторанчики и гостиницы

См. также:
Святыни Малой Азии: Стамбул
Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)

Перейти к следующей записи Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)
Перейти к предыдущей записи Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)

Комментарии

Больше христиан в Каппадокии нет.

Какие страшные слова. Господи! Сохрани в России веру православную!
Настя, огромное спасибо за очень интересный и поучительный рассказ.
 
Вот поэтому мы должны делать выводы и беречь Россию. СССР мы уже потеряли благодаря нашему равнодушию.
 
Последнее редактирование:
Сверху