Пятидесятница, или День схождения Святого Духа

Пятидесятница, или День схождения Святого Духа

Мы находились в небольшой комнате, украшенной средневековыми арками и колоннами. В комнате этой вместе с нами было несколько групп паломников из разных стран. Одна группа вполголоса молилась, другая пела духовные гимны, третьи читали вслух Писание. От полифонии молитвенных звуков на разных языках у меня закружилась голова. И тут же я поймал себя на мысли, что на этом месте, в этой комнате все именно так и должно быть! Это комната Пятидесятницы. Сюда сошел Святой Дух и дал Апостолам чудесную способность говорить на разных языках. Это было дано для того, чтобы Евангелие было понесено во все народы и все культуры земли. Чтобы свет Христовой веры, как в причудливом витраже, преломился и засиял гранями разнообразного, но искреннего религиозного опыта. Что это за комната?

В Иерусалиме, в старом районе Сион, есть удивительное здание. По преданию, именно здесь жил кто-то из почитателей Иисуса и он отдавал парадную комнату – горницу – своего дома в распоряжение Учителя, когда Тому это было нужно. Здесь была совершена Тайная Вечеря.
После Смерти и Воскресения Иисуса ученики продолжали собираться в этой горнице. Здесь и произошло невероятное событие: схождение Святого Духа на Апостолов.
Впоследствии древний дом был разрушен, но место это забыто не было. Почти тысячу лет назад крестоносцы возвели новое здание, которое дожило до наших дней. Оно не принадлежит ни одной из конфессий, и, чтобы не обижать представителей ни одной конфессии, здесь запрещены любые священные изображения, даже крест. Это просто пустая комната, декорированная средневековыми арками... Но от этой пустоты по спине пробегают мурашки. Да, комната не подлинная, да, все здесь не так, как в привычном и родном православном храме, но отчего вдруг возникает волнение? Отчего на глазах выступают слезы благодарности Богу и умиления? Почему, наконец, отсюда не хочется уходить, и ты все медлишь и медлишь, хотя твоя группа ушла?..

E72A9763.JPG
В Сионской горнице.
E72A9769.JPG
На крыше Сионской горницы. Отсюда видны огни вечернего Иерусалима.

Что произошло тогда, весной 30 года (или 33-го? – ученые спорят, какая из дат точнее, но определенно, что одна из них верна), во дни иудейского праздника Пятидесятницы?

Итак, Христос Воскрес из мертвых. Какое-то время Он являлся ученикам. Воскресший был тем же, но и иным… Его физические свойства изменились: Он мог исчезать и появляться, мог оставаться неузнанным, а потом – какое-то Его слово, жест, и как будто пелена спадала с глаз, и Его узнавали. Тело Воскресшего больше не было подвержено тлению и немощи. Естественно, пообщавшись с Учениками, Иисус с ними не оставался. Куда Он уходил? Он уходил – в мир иной, или, выражаясь традиционным библейским языком, на Небеса, к Отцу.
Думали ли вы, что каждое явление Воскресшего Христа заканчивалось, по сути, Его Вознесением? Малым Вознесением, или лучше даже вознесением с маленькой буквы.
Через какое-то время (Евангелист Лука называет точное число: 40 дней – Деян. 1: 3) Иисус окончательно Вознесся.
Мы не будем сейчас говорить об этом подробно, предостережем только от поверхностного и буквального понимания Евангельского рассказа о Вознесении. Иисус не взлетел в небо. Он взошел на Небеса! Чувствуете разницу? Обратили внимание на то, что в одном случае мы написали слово «небо» с маленькой буквы, а в другом случае – с большой?
Небеса (или Небо) с большой буквы – потусторонний, божественный мир, присутствующий рядом с нашим. Два мира: мир сей и мир Небесный – это как две стороны монеты. От нас потусторонний мир закрыт, но для Христа, после Его Воскресения, оба мира стали взаимопроницаемы. Спаситель входил в мир иной так же легко, как мы входим через дверь в соседнюю комнату.

Прощаясь с учениками перед окончательным уходом на Небеса, Воскресший Иисус сказал: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. …Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1: 4-8).
Евангелист Лука не без юмора замечает: Когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1: 10-11). Хватит смотреть на небо, хватит цепляться за прошлое, говорят Ангелы, вас ждет славное будущее, смотрите вперед!
И Апостолы возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24: 52). Они вернулись в Иерусалим и пребывали в молитвах и общении, ожидая обещанного от Бога знака начала их нового служения.

И знак этот через несколько дней был дан...

Вот мы и приблизились к рассказу о схождении Святого Духа на Апостолов:

У евреев было три главных праздника: Песах (Пасха), Шавуот (Недели) и Суккот (Кущей). Первые два праздновались весной, третий – осенью.
Шавуот (др.евр. Недели) наступал через семь недель после Песаха и падал на 50-й день. Во времена Христа по-гречески этот праздник так и называли: Пентекосте, что буквально значит Пятидесятый (день). Отсюда наше название Пятидесятница.
Праздник этот был посвящен сбору урожая. В этот день израильтяне, в честь Господа, пекли особые хлебы и приносили их в Храм.
Апостолы, которые были по происхождению евреями, естественно, тоже отмечали эти праздники. Это их родные праздники, и ничего плохого они в себе не несли.
То, что произошло в этот день, донес до нас Евангелист Лука, написавший, кроме Евангелия, также книгу Деяний Апостольских:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян., гл. 2).

Этот рассказ Ап. Луки не является репортажем, то есть точной фиксацией того, что произошло в тот день. Лука преследовал, скорее, богословские задачи – сообщить о неких важных вещах, открывшихся в тот день, нежели стремился перечислить события того дня. Для своих целей Лука творчески обработал подлинные предания очевидцев о излиянии Святого Духа, превратив их в тот красочный рассказ, который мы знаем и так любим.

Давайте разберем рассказ Луки.

Первое, о чем можно задуматься, читая эту историю: почему о событии схождения Святого Духа на Пятидесятницу не сообщает никто, кроме Луки? Ни Ап. Павел, ни другие Апостолы, абсолютно никто?.. Может быть, они посчитали лишним об этом писать, потому что об этом уже написал Лука? Это невозможно хотя бы потому, что Лука писал одним из последних (Ап. Павел писал на 20 лет раньше его, Евангелист Марк – на 10 лет раньше) и, в любом случае, другие авторы Нового Завета не читали книгу Деяний. Это очень странное молчание...

Можно задуматься и вот над чем: рассказ о схождении Духа имеет, как кажется, очевидные параллели с другой историей: началом Служения Иисуса Христа. Мысленно сопоставьте рассказ о Крещении Христа и рассказ о схождении Святого Духа:
Когда Иисус крестится, то раздается с Небес глас Божий, является голубь… Вот и здесь Лука делает акцент на визуальных и слуховых феноменах: шум с неба, как от бури, огненные языки над каждым из присутствующих (Бог в Ветхом Завете часто открывался в буре и огне)…
И в Крещении Иисуса, и здесь – сходит Дух Святой. Тогда – на Христа, здесь – на учеников Его.
После Своего Крещения Иисус произносит «программную» речь: см. Лк. 4: 16-30, здесь же, после схождения Святого Духа, Ап. Петр встает и также произносит «программную» проповедь.
Возникает вопрос: не является ли вся эта история о схождении Святого Духа прекрасной богословской миниатюрой, сочиненной Лукой в качестве параллели к рассказу о выходе Христа на Служение? И тогда, и сейчас сходит Дух Святой. И тогда Бог открылся, и здесь пророкотал гласом бури и явился в виде огня. То есть, не хочет ли Лука этой историей просто твердо и четко заявить, что Апостолы – продолжатели дела Христа? Что дело Иисуса Христа продолжается, и что теперь на этой ниве будет трудиться не один Иисус, а десятки, сотни, тысячи укрепленных Святым Духом людей?

И да и нет. С одной стороны, мы не можем утверждать полную историческую достоверность некоторых аспектов этого повествования. Вместе с тем, несомненно, что Лука строит свой рассказ на основании подлинного предания, причем очень важного для Церкви и бережно хранимого.

Несомненно, что был некий толчок, нечто, что положило начало энергичной проповеди Апостолов. Апостолы пошли в мир не сами по себе и не отчего-то вдруг, а потому, что на них сошел Святой Дух. Иисус предсказывал, что сойдет Дух? Предсказывал! (Вспомните: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14: 16-17).)

Но когда это обещание о схождении Св. Духа исполнилось, Евангелисты расходятся в свидетельствах. Марк и Матфей об этом не упоминают вовсе, Иоанн говорит, что Дух Святой сошел на Апостолов сразу же после Воскресения Христова: Иисус дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин. 20: 22).
Лука дает другую версию схождения Святого Духа. В работе над книгой Деяний Лука пользовался различными материалами и воспоминаниями очевидцев (сам он очевидцем этих событий не был). И Лука относит событие схождения Св. Духа ко времени после окончательного ухода Воскресшего Христа на Небеса.

Лука приурочивает это событие к иудейскому празднику Пятидесятницы (так это было на самом деле, или Лука делает это в богословских целях - неясно). И на самом деле, этот день был очень удобен для этого события. С одной стороны, на этот праздник традиционно все собирались в Иерусалиме. И естественно, что ученики Христовы, разошедшиеся в разные места, могли собраться вместе именно в этот день.
С другой стороны, в этот день в Иерусалим приезжало много паломников. Какой другой день, как не этот, мог быть самым удобным моментом для начала вдохновенной проповеди и деятельности исполнившихся Святого Духа учеников?
В-третьих, праздник иудейской Пятидесятницы в богословском смысле был связан с воспоминанием Завета, заключенного Богом с Моисеем на горе Синай. Тогда – учрежден Ветхий, сейчас – созидается Новый Завет!

А) Луке были известны предания о некоем исходном мощном переживании воздействия Духа на первых последователей Иисуса в Иерусалиме.
Б) Это переживание сопровождалось странными явлениями, элементами видений и говорением на разных языках.
В) Также Лука знал об особой роли Ап. Петра в числе учеников, поэтому доносит до нас, что первую проповедь после схождения Святого Духа произнес именно Петр.
Г) Знал Лука и о богословии ранней Церкви, то, на чем основывалась юная христианская вера и вложил возвещение этой веры в уста Ап. Петра.
Все эти элементы подлинной истории Лука и использовал для создания великой картины о долгожданном схождении Святого Духа.

Ап. Петр проповедует: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Эта речь – квинтэссенция христианского возвещения, это, по сути, Символ веры первой Церкви. Слог, грамматические конструкции, словарный запас этой речи – не Петров, эту речь, что общепринято в библеистике, составил Лука, но важно другое. А именно то, какое учение вкладывает Лука в уста Первоверховного Апостола. А это учение о самых важных аспектах нашей веры:
Иисус творил чудеса и знамения, что могли подтвердить слушающие Петра евреи – как и сами знаете;
Иисус пришел для того, чтобы Своей Смертью спасти мир и человечество, Он не несчастная жертва, все шло по плану Божьему – по определенному совету и предведению Божию;
Иисуса убили евреи, но сделали это хитро: пригвоздив руками беззаконных (беззаконный значит не знающий Законаязычник);
Иисус Воскрес, что явилось кульминацией Его Спасительной миссии - но Бог воскресил Его.
..............

Зачем Луке понадобилось так подробно касаться истории схождения Святого Духа на учеников Христовых, ведь другие авторы Нового Завета не уделяют этому такого пристального внимания?
История о христианской Пятидесятнице очень важна для Луки потому, что через нее Лука вводит в свою книгу важное действующее лицо – Святого Духа.
В книге Деяний очень много сказано о действии Духа в Апостолах и христианах. Святой Дух
– дает мужество иерусалимским христианам перед лицом гонений (Деян. 4: 31);
– укрепляет диакона Стефана в его мученичестве (Деян 7: 55);
– становится ответственным за чрезвычайные проявления чудодейственной силы в Апостолах (Деян. 13: 9);
– вдохновляет Апостольские постановления (Деян. 15: 28);
– направляет и буквально сопровождает Апостолов (Деян. 16: 6-7; 19: 21 и др.)…

Поэтому и начать эту книгу о действии Святого Духа естественно с события сошествия Духа в наш мир. Попутно, Лука объясняет, что Дух сошел не Сам по Себе, а от Сына: Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2: 33).

Богословское значение Пятидесятницы
Христианская Пятидесятница недаром является одним из самых больших праздников Православной Церкви. Мы не знаем, в какой степени сказанное Лукой соответствует реальной истории, но, как мы сказали выше, несомненно, что в основе этого рассказа лежат подлинные элементы первохристианского Предания. Апостол Лука искусно объединяет все элементы этого Предания в одну великую картину. В рассказе Луки воедино сплетены несколько важнейших для христиан тем. Укажем на основные:

1. Дух Святой. Как мы сказали выше, рассказ Луки объясняет, как Дух Святой вошел в Церковь и исполнил учеников Христовых.

2. Лука этим рассказом ненавязчиво поясняет, откуда произошло Крещение Духом. Православным людям это знакомо под названием Миропомазания. Сегодня мы уделяем как-то мало значения миропомазанию, даже не очень понимаем его смысл, но в Древней Церкви этому уделялось огромное значение. С первохристианских времен вместе с водным крещением особое внимание уделяли молитве о том, чтобы на крещаемых сошел Святой Дух. Вот как, в деня пятидесятницы на Апостолов сошел Дух Святой, так же Он должен сойти на всех христиан лично. И происходит это после крещения, при особой молитве о схождении духа (сегодня это чинопоследование Миропомазания). Вот, например, как рассказывает Лука о молитве о схождении Св. Духа, какая была в первом веке: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Деян 8: 14-17).
Откуда берет исток традиция молиться о схождении Св. Духа? Что это значит – исполниться Святым Духом? Рассказ о христианской Пятидесятнице отвечает читателям книги Деяний на все эти вопросы.

3. Лука, связав событие схождения Святого Духа с еврейской Пятидесятницей, указал на важные в богословском смысле для христиан вещи. Как я упомянул выше, иудейская Пятидесятница, будучи праздником урожая, была в богословском смысле праздником заключения Завета с Богом[1]. В праздник Шавуот евреи вспоминали это событие.
Апостол Лука переосмысляет еврейскую Пятидесятницу в христианском ключе. Сейчас заключается Новый Завет! Не обновляется Ветхий, а рождается Новый!
То, что Лука проводит несомненные параллели с ветхозаветной историей, – факт. Например, Лука сообщает о шуме сильного ветра и об огне. И в рассказе об общении Моисея с Господом на горе Синай тоже присутствуют сильный ветер[2] и огонь[3]. В тексте иудейского автора Филона рассказывается, как Ангелы брали сказанное Богом на горе Синай и несли на язычках пламени вниз, людям. Книга Деяний вторит этим сильным метафорам и подобным образом сообщает нам о заключении Нового Завета с людьми.
Новый Завет – иной, по сравнению с Ветхим! «Между откровением Бога на Синае и Божиим откровением в Иерусалимской горнице существует огромная разница. Гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне: И восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19: 18). К тому же, была дана заповедь под страхом смерти никому не приближаться к горе: Всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти (Исх. 19: 12). По-другому все происходит в день сошествия Святого Духа: ученики исполнились радостью и преобразились; из боязливых людей они превратились в неустрашимых исповедников, а из смертных – в богов по благодати. Разница между Синаем и Иерусалимской горницей видна и в различии между законами Ветхого Завета и Нового. Там закон был начертан на каменных скрижалях, сейчас же он написуется в сердцах апостолов. Апостол Павел говорит: Вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3: 3). С сошествием Святого Духа исполнилось пророчество пророка Иеремии, по слову апостола Павла: Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом (Евр. 8: 10) (Митрополит Иерофей Влахос)».

4. Обратим внимание на то, что, по сообщению Луки, языки пламени вспыхнули над каждым из Апостолов. Это очень интересно. В Ветхом Завете Бог нередко появляется в виде огня. Вспомним огненный столп, водивший иудеев по пустыне, горящий куст Купины неопалимой. Но это всегда единый огонь. В этот раз огонь разделяется. Почему? Может быть, потому, что в Ветхом Завете не уделялось места конкретному человеку – человек был частью единого Божьего народа? В Новом же Завете, в Церкви Христовой каждый человек становится носителем благодати, к каждому Бог обращает Свое конкретное слово, о каждом у Бога есть свой уникальный план, каждый занимает свое уникальное место в Теле Христовом – Церкви.

5. Лука постоянно подчеркивает ту мысль, что ученики Христовы были вместе. Они потому и получили Духа, что были вместе: Все они единодушно пребывали в молитве и молении (Деян 1: 14); Все они были единодушно вместе (Деян 2: 1); Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2: 42). Дух сходит к тем, кто открыт для другого, кто не замкнут на самого себя… Ключевое слово здесь – единодушно. Это греческое слово (омофимадон) встречается в книге Деяний 10 раз, тогда как во всем Новом Завете – еще лишь раз, в Рим. 15: 6![4]

6. Ап. Лука упоминает о чуде говорения на различных языках. Среди ученых нет единого мнения о том, что Лука имел в виду. Дело в том, что в первой Церкви существовал феномен глоссолалии. Это нечленораздельная экстатическая речь, которую считали явлением особого дара Святого Духа. (Подробно об этом феномене можно почитать в 14-й главе 1-го Послания Ап. Павла к Коринфянам.)
Может быть, Лука упоминает о такой глоссолалии? Могли ли приезжие из разных стран узнать свое наречие в лепете глоссолалии? Мы можем предположить, что они могли расслышать какие-то похожие слова и им могло показаться, что они узнали другой язык.
А, может быть, Лука сообщает об уникальном чуде, которое произошло только один раз – в этот день, о чуде говорения на иноземных языках?
А, может быть, Лука слышал рассказы о необычном «говорении» во время схождения Духа и, не будучи лично знаком с феноменом глоссолалии, подумал, что это был дар говорения на чужеземных языках?
Мы не знаем, что на самом деле произошло тогда, важно то, какие выводы делает из этой истории Ап. Лука. А ему важно о ней рассказать, чтобы подчеркнуть, что Апостолы должны идти во все уголки земли, ко всем народам, чтобы проповедовать о Христе.
Весь рассказ Луки о Пятидесятнице пронизан идеей важности христианской миссии – проповеди иудеям и язычникам о Христе. Очевидцы этого события явились представителями «всякого народа под небесами» (Деян. 2: 5-11). В цитате из книги пророка Иоиля Ап. Петр говорит: «всякая плоть» и «всякий, кто призовет имя Господне» (Деян. 2: 17,21). То есть, проповедь должна быть обращена ко всем народам, «до края земли» (Деян. 1: 8). Вот почему Луке так важно включить в свой рассказ об этом событии чудо говорения на различных языках.

О многом можно было бы еще сказать, но те, кто интересуется этой темой, могут продолжить исследование самостоятельно.

В заключение давайте предпримем необычную попытку: попробуем, исходя из всего высказанного, пересказать историю о схождении Святого Духа в День Пятидесятницы. Как ее можно подать современному человеку, чтобы его не оттолкнула сказочность каких-то элементов этой истории и чтобы ему было понятно, что нам хочет сообщить Апостол Лука:

…После Вознесения Воскресшего Христа к Богу Отцу прошло некоторое время. На пятидесятый день после иудейской Пасхи отмечался праздник Шавуот. В этот день в Иерусалиме собралось множество людей; единодушно пребывали в общении и молитвах и ученики Христовы. Внезапно произошло нечто необъяснимое, что можно выразить, только используя язык традиционных ветхозаветных образов. Это образы Богоявления: ветер и огонь. Что это было? Был ли это действительно ураганный порыв ветра, ворвавшийся в помещение? Были ли это настоящие, потрескивающие и даже пугающие, языки пламени? Или было нечто такое, к чему и слов не подобрать, почему и приходится пользоваться традиционными ветхозаветными символами?
В любом случае, ветер и огонь в этой истории куда как уместны: чтобы произвести в затхлой человеческой душе перемены и выжечь грех, поистине нужны ураганный ветер и пламя…
Лука описывает нечто новое: начало нового движения, подобное тому, как флот кораблей выходит в море, гонимый сильным ветром. Он хочет объяснить, что произошло нечто, благодаря чему небольшая группа испуганных и преимущественно необразованных людей столь быстро превратилась в силу, с которой пришлось считаться всему миру.
Но важны даже не ветер и не огонь как таковые, а то, что все почувствовали необычайное состояние. Это странное состояние, как будто ты родился заново (многие христиане переживают его в Таинстве Крещения и Миропомазания). Что это?..
Не что это, а Кто это! Это пришел к ученикам Христовым долгожданный Дух Святой, о Котором говорил Иисус...
Исполненные Духа ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. Окружающие смеются: всего девять утра, а они напились дешевого вина[5]. Другие, прислушавшись, удивляются: «А ведь это иностранные наречия…»
Время проповеди настало! И как прорываемую напором воды плотину ничем не сдержать, так и речь Апостолов с этого часа полилась свободно и властно. Вчерашний рыбак, говорит как оратор. И речь его безальтернативна: либо ты становишься христианином, либо ты остаешься во мраке и погибели. Куда зовет тебя этот рыбарь? За Иисусом, Которого считали смутьяном и распяли, а Он вдруг вышел из гроба живой и невредимый.

Примечания
[1] Строго говоря, правильней говорить, что на Синае был обновлен, а не заключен Завет. Завет был заключен Богом еще с Авраамом. Но история с Моисеем и Синаем была не просто обновлением или подтверждением Завета. Это была переустановка Завета. Народ единодушно засвидетельствовал свою верность Богу, и ему в ответ было сказано, что теперь он будет «народом Божиим».
[2] О ветре сообщают иудейские предания, а не Писание. См., напр., Иосиф Флавий. Иудейские древности. 3.80.
[3] Огонь как Богоявление: Исх. 3: 2; 19: 18. Уподобление Бога огню: Втор. 4: 24;9: 3; Ис. 33: 14.
[4] Во всей Септуагинте это слово встречается 36 раз.
[5] У нас сказано «сладкого вина». Так называлось молодое неферментированное вино. Его пили бедные люди или пьяницы.
  • Like
Реакции: 2 человек

Комментарии

Отец Константин пишет:

"Возникает вопрос: не является ли вся эта история о схождении Святого Духа прекрасной богословской миниатюрой, сочиненной Лукой в качестве параллели к рассказу о выходе Христа на Служение? И тогда, и сейчас сходит Дух Святой. И тогда Бог открылся, и здесь пророкотал гласом бури и явился в виде огня. То есть, не хочет ли Лука этой историей просто твердо и четко заявить, что Апостолы – продолжатели дела Христа? Что дело Иисуса Христа продолжается, и что теперь на этой ниве будет трудиться не один Иисус, а десятки, сотни, тысячи укрепленных Святым Духом людей?

В каком-то смысле – да. Мы не можем утверждать полную историческую достоверность некоторых аспектов этого повествования. Вместе с тем, несомненно, что Лука строит свой рассказ на основании подлинного предания, причем очень важного для Церкви и бережно хранимого."


Батюшка, кто из Святых Отцов ставил под сомнение факт схождения Святого Духа на Апостолов как описано в Деяниях? В ваших комментариях на Новый Завет не раз присутствуют какие-то сомнения в достоверности тех или иных событий. Я конечно могу говорить только за себя, но не кажется ли вам что читающий эти строки христианин может соблазниться в вере? Лично у меня это происходит. Может моя вера слаба? Для меня является фактом, схождение Святого Духа, я верю что как там написано - так оно и было на самом деле, и ни какая это не богословская миниатюра, сочинённая Лукой.
 
Михаил, важна суть «богословской миниатюры», изложенной Лукой под водительством Святого Духа, а не историческая правда в тех мелких красочных деталях, которые уже невозможно доказать. Лука писал и живописные миниатюры - иконы Богородицы. Но для икон Вы, Михаил, надеюсь, не требуете исторической правды в изображении образа Богородицы или образа Иисуса.

P.S. Тема про вымысел в Евангелие уже обсуждалась в заметке о. Константина «Евангельский рассказ о Рождестве Христовом». В комментариях к ней я писал: - «Важно что эти сюжеты не вымышлены человеческим умом, а даны евангелистам Святым Духом. То, что дано Святым Духом, есть истина независимо от того было это исторически или нет. Поэтому так называемый вымысел в Евангелие для нас также ценен, как и реальные события».
 
Юрий, в том то и дело что рассказ в Деяниях - живой и абсолютно реальный. Там описаны детали которые действительно происходили. Были люди которые говорили что "они напились сладкого вина". Т.е. не понимали что происходит с Апостолами. Нормальная реакция. Сейчас бы сказали то же самое. Для меня это повествование абсолютно реально. И мне не надо доказывать что либо, я и так верю что это было. Просто мне не понятно почему некоторые современные богословы сомневаются в реальности тех или иных событий, видя в них только духовный символизм. Против духовного символизма я не имею ничего против, им пронизано всё Писание. Но отрицая или сея сомнения в реальность описанных событий разве мы не ставим под сомнение и духовный смысл? Нет события - нет духовного смысла. А то получается что события подгоняются под духовный смысл, а этого быть не должно.
 
Михаил, вы можете соблазниться в вере?
Вот уж от вас никак не ожидала, такой просвещенный в богословских вопросах человк.
Я, когда мне совсем плохо и не видно света вокруг, вспоминаю вас - есть еще крепкие в вере люди на Руси, не все еще пропало
...Написала и поняла: это у вас от смирения - вы все время в себе сомневаетесь)))
 
Многие захотели назваться апостолами, поэтому публично известное знамение – это политически важный факт. Такой факт не мог оставаться мало известным, и не мог не подвергаться повседневной проверке все годы служения апостолов, особенно в начале, по свежим следам.
Особо истинный статус учеников Иисуса был важен и друзьям и врагам.
Лука мог художественно интерпретировать, но не выдумать факт знамения.
У Луки просто не было возможности придумывать факты по своему усмотрению
То, что дано Святым Духом, есть истина независимо от того было это исторически или нет. Поэтому так называемый вымысел в Евангелие для нас также ценен, как и реальные события».
да, но дело в том, что мы все полагаем "где Истина там и Дух, а где Дух там и Истина".
поэтому данная от Духа "нереальность" должна быть откровенно отмечена как "вымысел"
(хоть намеком, но откровенным т.е. без сомнений).
В данном случае намеков на вымысел нет (и речь не о Евангелие, а о Деяниях).
 
Евгений Горчагов написал(а):
да, но дело в том, что мы все полагаем "где Истина там и Дух, а где Дух там и Истина".
поэтому данная от Духа "нереальность" должна быть откровенно отмечена как "вымысел"

(хоть намеком, но откровенным т.е. без сомнений).
В данном случае намеков на вымысел нет (и речь не о Евангелие, а о Деяниях).
вы совершенно правы Евгений, хоть здесь мы с вами полностью согласны, и вы хорошо сформулировали мысль.
 
Праздник этот был посвящен сбору урожая. В этот день израильтяне, в честь Господа, пекли особые хлебы и приносили их в Храм.
традиция украшать в этот день храм зеленью природы идет именно от иудейских традиций?
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
«Вот как, в деня пятидесятницы на Апостолов сошел Дух Святой, так же Он должен сойти на всех христиан лично. И происходит это после крещения, при особой молитве о схождении духа (сегодня это чинопоследование Миропомазания)».

«Это странное состояние, как будто ты родился заново (многие христиане переживают его в Таинстве Крещения и Миропомазания)».
Сравнение с миропомазанием меня немного смущает. Схождение Святого Духа на апостолов и многих крестившихся в день Пятидесятницы дает качественно иной результат, чем в обычном миропомазании (крещении Святым Духом).

После крещения и миропомазания разве можно сказать словами апостола Иоанна - «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9)? Значит рождение свыше после крещения обычно не происходит.

Миропомазание, как я представляю, это пока не рождение, а всего лишь зарождение плода. Зарождение, осуществляемое при миропомазании, и рождение свыше, осуществляемое при стяжании Святого Духа, подобно, соответственно, зачатию ребенка и последующему рождению его. Чтобы родиться свыше, надо трудами, с любовью и заботой вырастить заложенный в светлый храм души зародыш. Его созревание стяжается постом, молитвами, смирением, совершенствованием, послушанием, общением с духовными людьми (наставником). Когда зародыш человека выходит на свет, вдыхает первый глоток живительного воздуха, начинает дышать, то говорят, что родился человек - зародыш созрел и приобрел новое качество. Также и рожденный свыше человек, стяжавший Святого Духа, уже при жизни становится святым и никакие искушения не могут одолеть его. «Он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9).

Но в День Пятидесятницы многие из крестившихся по избранию Бога родились свыше не стяжанием Святого Духа, а по благоволению Его, чтобы обозначить день рождения Христовой Церкви, как день единения многих в Тело Христа. Сошествие Духа на многих в день Пятидесятницы это более значительное и всеобщее явление, чем крещение Святым Духом.

Такие вот мысли в результате сравнения сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы с миропомазанием.
 
Юрий Шокин написал(а):
...(1Иоан.3:9)? Значит рождение свыше после крещения обычно не происходит. ...
... «Он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9).
.
"Рождение от Духа" происходит и человек грешит
или "Рождение от Духа" откладывается.
Дух и приходит и уходит (Ин.3:8), а рождение от Духа происходит раз,
Идея с зародышем не оправдана, ведь зародыш или нет, но рожденный от Бога грешить не должен по (1Иоан.3:9).

в Деяниях 8 Симон согрешил в помыслах после молитвы апостолов и возложения рук и принятия Духа. Ему не совершили повторного обряда для принятия Духа, а сказали "покайся".
Нельзя сказать в душе он "родился от Духа", а плоть грешит.

Самое простое богословское решение - "Рождение от Духа" откладывается,
обретается благодать, близость к Богу, но "Рождение Сына Божьего" откладывается.
У каждого по-своему, а общее только название "сошествие Святого Духа".

Апостолам требовались одни Дары (познание одних истин), другим людям - другие.
Поэтому миропомазание дает иные результаты. Прикладывать усилия нужно, но в меру сил, и многое дается просто в дар (в придачу к заработанному усилиями). Люди могут вместе жить и усердствовать одинаково, а Дары получать разные и в разное время.
 
Дорогие! Я не пропал. Был на даче с детьми, без Интернета. Навалились другие интересные и важные проекты, о которых вы узнаете.
Но по мере возможности, буду возвращаться и в блог.
 
Сверху