Что можно, а чего нельзя в брачных отношениях христиан?



В жизни христианина есть вопросы, которые будут актуальными спустя сто и даже тысячу лет. Канет в Лету Интернет, многое что изгладится из исторической памяти, но всегда насущными для религиозных людей будут евангельские заповеди, их соблюдение в постоянно меняющемся мире, экологические проблемы, суеверия и предрассудки и, конечно же, вопрос половых отношений. То, что требует от человека личного решения, зачастую становится проблемой, которую проще решить посредством авторитетного совета, а так как «советчиков» за историю человечества было немало и предвидится еще больше, то тенденция ломать копья (после копий в ход пошли перья, а сейчас уже и кнопок на клавиатуре не осталось – клавиатура вместе с кнопками стали виртуальными) в борьбе за «единственно правильное мнение» только прогрессирует. Не пытаясь охватить необъятное, хотелось бы заострить внимание на последнем вопросе: насколько для христианина интимные отношения должны быть предметом, строго ограниченным рамками «дозволенного», вне которых все – грех?

Думаю, что каждому священнику неоднократно приходилось отвечать на вопросы касательно того, что можно, а чего нельзя в брачных отношениях христиан. И каждый раз возникает дилемма: как не нанести вред как излишней вседозволенностью, так и излишней строгостью? Хотя, на мой взгляд, ответ лежит на поверхности. То, что допустимо для самих супругов, для этой семьи не является грехом. Почему я так считаю? Дело в том, что нанести вред душе супружеские отношения не могут. Есть определенные ограничения, которые накладывает на интимные отношения общество. Их надо иметь в виду. Но религиозности в этом я не вижу. Это вопрос целомудрия, порядочности, уважения к своему супругу, но никак не то, что ставит для человека непреодолимые препоны в его отношениях с Богом. И каждая семья без чужого вмешательства может для себя решить, что для них допустимо. Уважение и любовь друг к другу помогут разрешить вопросы, которые регулярно выносятся на всеобщее обсуждение, приводя в смущение собеседников. Но почему же эта тема, которую и поднимать, в принципе, не стоит, весьма часто будоражит умы.

Дело в том, что есть определенные советы по данному вопросу, которые, имея частный характер или же достаточно авторитетный, хотя и не оправданный, при детальном рассмотрении, источник, налагают «бремена неудобоносимые» на брак в целом и на интимные отношения в частности. Для «ищущих повод» подобные наставления становятся истиной в последней инстанции, а частному совету придается значение общецерковного правила. О, сколько браков распалось по причине такой категоричной строгости. Чего стоит только одно наставление из «Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого», предписывающее супругам полное воздержание от момента зачатия до отнятия младенца от груди! При внимательном рассмотрении названной книги становится понятным, что это произведение никак не откровение почившего святого, который, если бы он действительно диктовал свои поучения после смерти, не допускал бы ошибок, свойственных нам, людям живым, непросвещенным во всей полноте Духом Святым. Но это наставление разрушило не одну православную семью, когда супруги пытались буквально соблюдать требование разлучиться на несколько лет. И это далеко не единственный пример, когда строгость и попытка одну традицию привить на совсем иную почву давали отрицательный результат.
Почему бы, если уж так хочется каждый свой шаг согласовывать с духовным авторитетом, не прислушаться к словам апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:3–4). А значит, только единодушие может соединить супружество в единое целое, и основа этому единодушию – взаимная любовь.

Чем плотнее закрыты двери в супружеские спальни, тем нравственно здоровее общество. И цель данной заметки – закрыть тему рассуждений о том, что допустимо для мужа и жены. Взрослые люди сами способны разобраться в своих отношениях. Неоспоримая польза от жизни по совету духовника не отменяет необходимость ответственности за принятие внутрисемейных решений. Можно определить и без совета священника, какой борщ варить и какую одежду покупать детям. Точно так же, без наставника, можно самим решить и интимные вопросы. А несамостоятельным рано вступать в брак.

  • Like
Реакции: 2 человек

Комментарии

---То, что допустимо для самих супругов, для этой семьи не является грехом.---
Отец Андрей, то есть Вы считаете богоугодными любые извращения, совершаемые по взаимному согласию супругов?
 
Отец Андрей, есть некоторые ветхозаветные запреты для телесной близости и ограничения связанные с постами, особенно, что касается Причастия. Такие вопросы будут возникать всегда, как Вы обычно на них отвечаете? Ведь сами супруги часто не в состоянии на них ответить.
 
Последнее редактирование модератором:
То есть оральные и другие ласки дозволительны, если супруги считают это нормальным?
 
Последнее редактирование:
Кириллу: Богоугодное и допустимое, по моему мнению, не одно и то же. А что касаемо извращений, то разная культура разные вещи называет извращениями. И то, что в той же Африке - норма, то не совсем приличным считается в России. Но это вряд ли имеет какое-то отношение к христианским запретам, это национальное. Про целомудрие в заметке сказано. А вот про извращения - я просто не знаю, что такое извращения. "Чистому все чисто".
Николаю: Про воздержание перед Причастием есть соборное установление. Про остальное, думаю, супруги могут определиться сами.
Лонгину: А Вы считаете иначе? Почему? И где граница дозволенного, с Вашей точки зрения?
 
о. Андрею: Я читал одного проповедника, он приводил примеры писаний, о том, что это содомские грехи и Бог за них покарал Содом и Гоморру.
 
Последнее редактирование:
Кириллу:
Странный вопрос.... Если супруги атеисты, религиозных запретов для них не существует. А если они верующие - то и сами будут "следить" за своим поведением в постели..., прости Господи.
 
---Богоугодное и допустимое, по моему мнению, не одно и то же.---
Отец Андрей, насколько я помню из Нравственного богословия, нравственно безразличные поступки (адиафоры) - не православный тезис. Т.е. богоугодное и допустимое - это одно и то же.
---И то, что в той же Африке - норма, то не совсем приличным считается в России. Но это вряд ли имеет какое-то отношение к христианским запретам, это национальное. Про целомудрие в заметке сказано. А вот про извращения - я просто не знаю, что такое извращения. "Чистому все чисто".---
То есть, Вы полагаете, что, если где-то в Африке анальный секс - норма, то неприятие этого кем-то в России "не имеет никакого отношения к христианским запретам"?

Игорю:
Верующие супруги могут руководствоваться не только собственными представлениями о допустимости тех или иных телодвижений, приносящих им удовольствие, но и прислушиваться к тому, что утверждают пастыри. Здесь мы обсуждаем один из пастырских советов.
 
Последнее редактирование модератором:
Протоиерею Андрею: чистому все чисто, а если я животных люблю мучить и не вижу в этом греха, то исходя из этих слов это и не грех получается? А вы содомские грехи получается оправдываете, если они в браке происходят. :(
 
Последнее редактирование модератором:
Во всем христианину следует придерживаться скромности. Во всем. И утверждать его в этом,укреплять побуждать к этому и есть наипервейший долг священника.
 
Последнее редактирование модератором:
По христиански так в моем понимании:
1) Близость только для зачатия детей, а не для плотских утех.
2) Никаких содомских извращений в спальне - это мерзость.
3) Муж бережет тело жены как свое собственное, и аналогично жена мужа.
4) Никаких противозачаточных препаратов и т.п.
 
Лонгин: Если исполнять закон и не идти на поводу у телесной похоти, все с помощью Божьей возможно. Если вы внимательно прочтете Ветхий Завет, то патриархи ложились с женами не для удовлетворения похоти, а для зачатия и рождения детей. Тело жены должен беречь муж, а не быть ПОХОТЛИВЫМ ЛЬВОМ(я о брачных играх животных). Бог запрещает похоть и это правильно. Во всем должна быть мера. Иной раз мужчины просто не хотят бороться со своей похотливой наклонностью. Грех аборта в большей степени лежит на муже. И нигде не сказано, что исполнять закон будет легко.
 
Последнее редактирование:
И еще Лонгин не обманывайте себя: оральный секс - грех садомии(садомский). Спросите у любого православного Иерея.
 
"Чем плотнее закрыты двери в супружеские спальни, тем нравственно здоровее общество" Спасибо Отец Андрей за эти слова. Все должны знать об этом, не только православные христиане. По-моему, если любишь мужа, а не грех, то эту любовь можно проявлять. Не раскрывая никому деталей...! А любовь к Господу Богу подскажет "допустимые границы".
 
Первая заповедь - Плодитесь и размножайтесь...
А не женитесь и развлекайтесь...
И еще, о потопе, в Евангелии Иисусом сказано: Ели, пили, женились и выходили замуж... Не так они все делали, потому и смыло ветку каионитов... И в последние времена будет как во времена Ноя...
Жена - помощница мужу, и будут они одно целое...
Если дети воспитаны правильно, то в браке у них не будет возникать вопрос. что в постели у них чисто, а что нет.
Я очень сожалею, что совковое воспитание в моих мыслях дало крен, и с этим надо бороться.
И не успел вовремя в своих детях воспитать способность на мир смотреть сознанием свободным от грехов.
Спаси Христос!
 
Екатерина, можете спросить меня, я тоже иерей :)
Оральный секс не является содомским грехом.
 
Последнее редактирование модератором:
«Те, которые Христовы (то есть все христиане. – Авт.) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).
Страсти и похоти неестественные устремления и действия.Их распинает соучастие Христу,и развивает соответсвенно,соучастие в другом.
 
Последнее редактирование:
Я считаю, что дозволенностью в интимной жизни есть критерий - такого рода отношения должны вести к продолжению рода. Все виды интима - не ведущие к продолжению рода - не допустимы. В Библии множество цитат на это указывающих. а. Андрей - спасиБог за статью. А те кто додумал за автора статьи - просто показали свое растление ума.
 
С
Простите, о.Андрей, Вы сообщили здесь, что оральный секс содомским грехом не является. Насколько мне известно (по данным этого же сайта, например) к содомских грехам причисляется малакия, сиречь онанизм. А чем так уж оральный секс отличается от малакии? И то, и другое является удовлетворением полового влечения неестественным путем. Таким образом и оральный секс является содомским, смертным грехом,а никак не "милой шалостью".
Понятно, что нельзя лезть в постель супружеской пары. Но предупредить их о том, что "все вам можно, но не все полезно", и есть такие супружеские отношения, которые являютя грехом перед Богом (поскольку эти отношения идут уже от пресыщенности), думвю священник обязан. Ведь именно священника спросят на Страшном Суде о его пастве, о том, куда он их вел - ко спасению или к погибели.
 
Роду человеческому дано плодиться и размножаться. Но враг человеческий в общую массу мировозррения внес еще и такое понятие как интимная сторона супружеских отношений, придав функции чадородия еще и оттенки страсти, услаждения, развлечения... У царя Соломона были жены и наложницы - это норма устроения семьи?
У каждого человека ищущего Бога, столько препятствий и искушений, что если вступить на этот путь, вероятнее всего некогда думать о супружеском ложе, не то что каким образом его делить.
Зачал ребеночка и год спокойно ищешь богоощения... Вот как то так понимается закон Божий.
 
Сверху