Вышел в свет новый номер научного богословского журнала «Метапарадигма»


Вышел в свет новый номер научного богословского журнала «Метапарадигма»

Содержание:

  • Иеромонах Иоанн (Булыко), Учение об обожении у русских богословов 2-й половины XX века
  • Диакон Владимир Василик, Образ Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии
  • Михайлова Л. В., Преображение Русского Севера как духовно-культурное освоение ландшафта
  • Посадский А. В., Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности.

Обзор материалов выпуска
Иеромонах Иоанн (Булыко) в статье «Учение об обожении у русских богословов 2-й половины XX века» продолжает рассматривать тему обожения у четырех виднейших богословов русского зарубежья — архимандрита Софрония (Сахарова), архимандрита Киприана (Керна), протоиерея Иоанна Мейендорфа, Владимира Лосского. Следуя автору, именно эти богословы фундаментальным образом исследовали учение об обожении во всех аспектах, воссоздав целостную картину процесса христианского спасения. Ими было осуществлено фундаментальное богословское обоснование мистического опыта, выражающегося в единении человека с Богом. Основанием их богословия стало учение Григория Паламы, продолжившего и подробно раскрывшего святоотеческую традицию мистического единения Бога и человека в стройном и целостном учении о Нетварных Божественных Энергиях, о Нетварном Фаворском Свете, о Благодати. Это учение стало ядром представления об обожении у русских богословов, обусловив общность их тем. Согласно мысли автора, к этим темам необходимо отнести антропологическую тему человека как венца творения, тему грехопадения как болезни человеческой природы, требующей исцеления и преображения, а также темы христологии, пневматологии, синергии. При этом важной особенностью русских богословов XX века автор считает персонализм и экзистенциализм. Они склонны делать акцент на личной природе человека и Бога, а также отвечать на вопрос о смысле жизни человека и указывать этот смысл в Боге.

Статья «Образ Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии» В. В. Василика посвящена раскрытию образа Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии. Следуя мысли автора, анализирующего характерные для Восточной Римской империи представления, империя рассматривалась здесь прежде всего как оболочка для жизни нового Израиля — боголюбивого народа ромеев, главой которого являлся император как новый Моисей, предстающий вождем народа в Землю Обетованную. Анализ восточнохристианской гимнографии автор начинает с традиции, связанной с Константином Великим, дополняя ее образом императора-мученика, отраженным в службе, посвященной Никифору Фоке, убитому своими приближенными. Автор подчеркивает, что образы императора-победителя и императора-страстотерпца органично связаны друг с другом архетипом Креста, неразрывно соединенным с имперской темой. Завершает статью очерк о кондаке на обновление Святой Софии — имперского храма и одновременно — образа империи как тысячелетнего царства Христова.

Л. В. Михайлова в статье «Преображение Русского Севера как духовно-культурное освоение ландшафта» анализирует тему Преображения человека и мира в православной традиции на примере Русского Севера. Автор рассматривает идею Преображения в аспекте духовного перерождения человека, в аспекте монастырского строительства и в интегральном аспекте духовно-культурного освоения ландшафта. Следуя мысли автора, задача преображения человека заложена в основе русской православной культуры и составляет ее суть. В православной исихастской традиции человек реализует путь обожения через преображение своей природы Нетварной Благодатью, достигая состояния превосхождения своей природы, означающего всецелое соединение его тварных энергий с Божественными. При этом реализованный человеком новый образ бытия распространяется и на весь окружающий мир. Примером такого распространения и стал Русский Север, явивший сакральные пространства Валаамского, Соловецкого и других монастырей, наполненные духовной энергией живших здесь иноков, совершивших многочисленные духовные подвиги. В православной традиции Русский Север и по сей день предстает как развитое информационно-энергетическое пространство, открывающее возможности контакта с высшими уровнями бытия, встречи с Царством Небесным.

Работа А. В. Посадского «Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности» посвящена анализу русского вопроса. Автор констатирует кризис идентичности русского народа, связывая преодоление этого кризиса с глубоким обращением к данному в истории духовному опыту, к самобытным культурным традициям. Следуя автору, к концу XX столетия Россия столкнулась с угрозами, исходящими от неолиберализма и постмодернизма. Общественно-государственное пространство нашей страны стало полигоном для испытания неолиберальных и постмодернистских идей. Вторжение в российские социокультурные ткани западных идеологических систем привело к тому, что вопрос о праве России на самобытную цивилизационную идентичность обернулся вопросом о праве на национальное и цивилизационное бытие как таковое. По мысли автора, русский вопрос подразумевает глубокий анализ специфических идеологий, распространение которых в общественно-государственной жизни приводит к превращению национальной идентичности в объект фальсификаций и манипуляций. Неолиберальные и постмодернистские идеологические описания России не просто задают параметры многих общественно-политических дискуссий, но прежде всего претендуют на формирование доминирующего репертуара идеологий. Они выступают факторами, целенаправленно меняющими сознание людей и трансформирующими социальную реальность. Именно они могут быть соотнесены с проблемами в сфере межнациональных отношений как порождающая их и содействующая их консервации структура. Вне преодоления влияния на общественно-государственную жизнь неорганичных, заимствованных идеологических конструкций осуществление таких задач, как сбережение народа, укоренение в ценностном мире собственных традиций, раскрытие духовного потенциала Российской цивилизации представляется труднодостижимым. Верная постановка русского вопроса невозможна без пристального критического анализа концептуального фактора, задающего конфликтные векторы развития страны. Поэтому значимым представляется вырабатывание по отношению к неолиберальным и постмодернистским идеологическим конструкциям целостного аппарата концептуальной критики. Автор отмечает, что исторически русский народ и народы России осуществили выбор в пользу развития в возвышенном значении цивилизационной субъектности, что привело к формированию большого государства, великой цивилизационной системы, включающей многие народы Евразии. Речь идет об устойчивом цивилизационном пространстве, возведенном на фундаменте прочных социокультурных связей, где нашли свое раскрытие творческие силы народов, осуществилась их кооперация при сохранении самобытности. Речь идет о пространстве, на котором цивилизационная идея обрела зримое воплощение. Автор считает, что сегодня принципиально важно отстоять исторический выбор народов нашей Родины.
  • Like
Реакции: 3 человек

Комментарии

Прочитав краткое содержание статьи А.В. Посадского, я вспомнила, как лет десять назад на двери одного убогого станционного WC увидела огромные корявые буквы: "Россия - для русских!" И очень порадовалась, что "русский вопрос" из рук маргиналов и урра-патриотов переходит в руки ответственных интеллектуалов, по-настоящему озабоченных судьбами России и "цивилизационной системы Евразии" как таковой. Спасибо за надежду!
 
Последнее редактирование:
А у меня не было бы печали. "Россия для русских" это несусветная глупость. Наши предки в гробу переворачивались, услышав такое. Россия - великая страна, в которой есть место любой, даже самой малой национальности. Вопрос, что такое Россия, русский, русскость, - это из разряда классического вопроса о русской душе. Все всё знают, всё понимают, а объяснить без Достоевского не могут. Но не все же его читали...
 
Если Россия не для русских?! Для кого же тогда?
Не могу вспомнить кому принадлежит изречение - "На каком языке человек думает, той нации он и принадлежит".
После краха коммунистического тотального преследования сохранения культурно-нравственных традиций всех народов, происходит возрождение. Вот только досадно, что возрождая культурные традиции взращиваются негативные ценности. Добрая баба-яга, смешной кащей, милый леший...
Про доброго медведя уже миф пытаются исправить, а вот с остальным все сложнее.
И лозунг - "Россия для русских!" в руках националистов уже выглядит как игра с огнивом на открытой бочке с порохом.
Русский полководец - Барклай де Толли, династия Рюриковичей, покровительница земли Русской - Пресвятая Богородица - пожалуй никто не усомнится в том, что они русские
 
"И лозунг - "Россия для русских!" в руках националистов уже выглядит как игра с огнивом на открытой бочке с порохом".
Ну да, ведь и я о том же самом - упомянув про "урра-патриотов". И про маргиналов, потому что кто же еще может исповедать свои ценности на стене грязного туалета.
И радость моя - о том, что, возможно, "русский вопрос" попадет, наконец, в руки достойных представителей русского, моего, народа.
А про "Если Россия не для русских?! Для кого же тогда?" - хорошо сказала в своем комментарии Елена Панцерева.
 
Последнее редактирование:
Для иностранцев, мы, все русские: татары, удмурты, якуты. Но стоит вернутся домой, уже начинается процесс вглядывания в черты лица, в комбинацию букв в фамилии. Очень это выражено у ГИБДДыстов - стоит выехать за пределы своего региона, как они начинают интенсивно махать палочкой. Тут даже национальность не работает...
"Нормы нравственности и морали без веры - это просто набор запретов, которые можно обойти". Эти слова можно смело обратить и к "русскому вопросу". Попробую сделать робкое заключение - у "русского вопроса" ответ надо искать в вере. И решаться этот вопрос будет по величине числа укрепляющихся в вере.
И межконфессиональные отношения в этом не помеха, правильно обученные представители не видят в других врагов, а считают, что они не туда свернули.
 
Про веру - это Вы правильно. У Дмитрия Балашова в романе "Младший сын", это книга про Даниила Московского, владыка Серапион в Переславле -Залесском говорил проповедь, которую слушали сотни или тысячи прихожан, сколько поместилось в Собор, разных по национальности. И он как раз говорил об объединяющей силе православной веры. И люди , вышедшие из храма, разносили его вещие слова по своим городам и селам. И слова его были простые и огненные: нет мордвина, марийца, русского по отдельности. Вернее, все они есть, но все вместе мы православные и русские. Все вместе мы - одно целое.
 
Последнее редактирование:
То и отрадно, что тема эта как раз и поднята в богословском журнале, о публикации в котором здесь речь.
 
Последнее редактирование:
Я родился в той части России, где территория имеет национальные ориентиры, переехал в русскую Россию когда возраст подходил к 30ти годам. Нравы и ритмы жизни отличаются, но что поразило, хорошие люди одинаковы, и негодяи тоже одинаковы. Разница вызывает кривую улыбку - тут негодяи негодяйствуют против своих, а там (где национальные отличия) негодяйствуют в двух направлениях, против своих и против других.
Какая сейчас в обществе раздробленность? Всепрникающая, даже среди православных общин - крепкая община редкость. К вере многие приходят в возрасте, когда "канал рождения дружбы" изрядно подпорчен, и когда начинают заглядывать в себя, то тут уже трудно быть открытым для других (на каком то этапе становления). Внешние трудности и общие проблемы сплачивают.
Сплачивает ли "Русский вопрос" верующих? думаю, что как процесс - нет, а вот как состояние души - да. Правильное выстраивание отношения с Богом подразумевает выход из категории национальности (все, мы, братья и сестры по Адаму и Еве).
Когда в "универе" изучали дисциплину "геополитика", то сконцентрированный материал деятелей в этой сфере навел на мысль - что когда начинаются рассуждения о нации, то это через двух-трех адептов перетекает в идеологию фашизма.
Поэтому, чтобы уйти из реакционной постановки вопроса - "Русский вопрос", его лучше раздробить на крохотные актуальные. Причинно-исторические, нравственно-актуальные и духовно-социальные, но эти пары словосочетаний возможно комбинировать, но с одним условием - исключить поиск доминанты в национальном факторе. Иначе получится заклятая дружба (Польша-Россия)
 
Сверху