Что не так в толковании "Святой Троицы" преподобного Андрея Рублева?

Что не так в толковании «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева?

Общая структура изображения.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева написана в конце первой четверти XV века, в похвалу преподобному Сергию Радонежскому.

На изображении воспроизведены три Крылатых Ангела, величественно восседающие на огнезрачных престолах за трапезой, с жезлами в левых руках. Все трое внимательны и сосредоточены, мирно беседуют. Их ноги покоятся на подножиях. Рука центрального Ангела, сложенная в жесте благословения, находится над чашей, покоящейся на верхней поверхности стола. Правая рука Ангела, восседающего справа от центрального (слева от зрителя), расположена над его правым коленом. Правая рука третьего Ангела дугообразным движением направлена в сторону подножий. На заднем плане виднеются: в центре — дерево, по сторонам от него — здание и скала.

Композиция иконы построена в форме круга, образуемого внешним контуром Ангельских фигур. Благословляющая десница среднего Ангела находится в зоне центра этого круга.

Верхний контур Ангельских, слегка распахнутых, крыльев образует волнообразную линию, плавную, цельную синусоиду.

Нижняя часть изображения отличается симметричностью, приобретающей всё большую и большую относительность по мере устремления вверх.

Наряду с таким геометрическим элементом как круг архитектоника иконы включает несколько мысленных равнобедренных треугольников, первый из которых, важнейший, образован точкой, расположенной над головой среднего Ангела, и точками пересечения линий внутренних контуров боковых Ангелов с задней гранью поверхности стола.

В свою очередь этот треугольник встроен в другой, более крупный, сформированный вершинами двух нижних углов иконы и точкой посреди горизонтали, ограничивающей изображение сверху. Боковые стороны этого композиционного треугольника совпадают с линиями, мысленно проходящими по внешним контурам корпуса среднего Ангела. Причём, средняя фигура почти полностью заполняет площадь первого треугольника и частично второго, занимая в них центральное положение.

Третий мысленный треугольник образуется точкой на правой (благословляющей) кисти центрального Ангела и точками пересечения внутренних контуров ног боковых Ангелов с ребром, объединяющим фронтальную и горизонтальную (верхнюю) плоскости стола. В центральной части этого треугольника визуально выделяется чаша.

troica.jpg

В чём заключается главный богословский вопрос?

Главным вопросом относительно рассматриваемой иконы служит недоумение, Какой именно Ангел символизирует Бога Отца, а Какой — Сына.

Относительно Ангела, представляющего Святого Духа, серьёзных возражений не возникает. Практически единогласно под таким Ангелом понимается Тот, что расположен по левую руку от центрального (справа от зрителя).

Касательно среднего Ангела современное искусствоведение в лице значительной части своих представителей решительно утверждает, что Он представляет Сына Божия, а Ангел, расположенный по Его правую руку (слева от зрителя), — Бога Отца.

Здравые доводы побуждают считать такую позицию неправомерной. Верной следует считать другое толкование: центральный Ангел отображает Бога Отца, а Ангел по правую сторону (слева от зрителя) — Сына.

Что даёт повод искусствоведам полагать, что центральная фигура символизирует Сына Божия, и как разбиваются их железные доводы?


1) Главным доводом в пользу трактовки среднего Ангела как образа Второй Ипостаси Пресвятой Троицы служат цвета Его облачения: бордовый (вишневый) хитон и синий гиматий. Поскольку в одеждах подобной раскраски традиционно пишется Господь Иисус Христос, постольку они и заключают, что под видом данного Ангела представлен Сын.

Довод достаточно привлекательный, ведь схожесть одежд — едва ли не первое, что бросается в глаза. При этом из фокуса внимания куда-то стремительно ускользает та мысль, что традиция изображать Христа в одеждах красно-синего окраса совершенно не исключает возможности изображать в той же цветовой гамме и облачение (фигуры, символизирующей) Бога Отца. Во всяком случае православные каноны запретов на этот счёт не содержат. Напротив, основанием для возможности именно такого цветового решения в отношении образа Бога Отца служат слова Самого Искупителя: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).

2) Другим доводом, будто бы подкрепляющим первый, служат примеры более ранних христианских изображений, представлявших под образом среднего Ангела — Бога Слово. Но на это едва ли прилично ссылаться без дополнительных оговорок. Дело в том, что такая иконографическая схема формировалась на основании своеобразного толкования того библейского сюжета, который, собственно, и положен в основу иконографии Святой Троицы. Имеем ввиду сцену явления Аврааму трех странников у дубравы Мамре (Быт18:1-2).

По учению Церкви, это явление следует трактовать не иначе как явление (разумеется, символическое, образное) Бога-Троицы: троица странников указывала на Троицу Божественных Лиц. Между тем, в раннем христианском искусстве означенная сцена нередко формулировалась иначе — как явление Бога в сопровождении двух подчиненных ему служебных духов. Авторы подобных изображений оправдывали такую интерпретацию исходя из буквального понимания текста Писания, где один из троих странников и действительно назван Господом, а двое других — Ангелами (Быт.18:22; 19:1).

Разумея под двумя странниками исключительно Божьих служителей, Ангелов, а под главным из трех — Ангела Великого Совета, Сына Божия (Которому тогда ещё только предстояло воплотиться, а впоследствии умереть и воскреснуть), сторонники этой идеи стали воспроизводить центрального Ангела по аналогии с изображением Христа. То, что Он символизирует Божественное Лицо, а двое других — всего лишь вестников Божьих, подчеркивалось более крупным масштабом его фигуры (и разными частными атрибутами).

В дальнейшем, когда под тремя Ангелами стали безоговорочно разуметь Три Божественные Ипостаси, традиция писать по центру именно Сына отчасти продолжала использоваться. Но только отчасти. Что же касается иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, здесь многое свидетельствует о том, что он не являлся слепым подражателем этой старой традиции. Кроме того, ко времени написания им своей знаменитой работы уже были известны и другие образцы.

Так, незадолго до появления «Троицы» А. Рублева была написана «Троица», несколько схожая с ней по задумке и композиции, — «Троица Зырянская». Эта икона прославились тем, что при её посредстве святитель Стефан Пермский обращал в Православную веру язычников — зырян. И она имела четкие, характерные надписания. Именем «Отец» был обозначен центральный, а не боковой Ангел. Боковой же был обозначен как «Сын».

3) Другим доводом, как представляется, несколько странным, выступает такой. Согласно Писанию (Евр.10:12) и Символу Веры, Сын восседает одесную Отца, то есть по правую сторону. Стало быть, если под Ангелом, символизирующим Бога Отца, подразумевать Того, Кто расположен в левой (с точки зрения зрителя) части иконы, то получится, что центральный Ангел располагается правее. Значит центральный Ангел и есть Сын.

Но такое умозаключение не выдерживает критики, ведь и правая, и левая стороны на иконе должны пониматься такими не с точки зрения внешнего наблюдателя, взирающего на изображение со стороны, а исходя из того, как если бы зрительная позиция находилась внутри: то есть правая сторона есть по сути та часть, которая находится по правую руку от средней фигуры. И если следовать той «научной» логике, что средний Ангел Символизирует Сына, а левый от зрителя отображает Отца, то в действительности получится, будто Сын сидит не одесную Отца, а слева от Него.

Догматические аргументы, свидетельствующие, что центральный Ангел символизирует не Сына, но Отца.

1) Возвращаясь к сказанному ранее, обратим внимание на Того Ангела, Который занимает центральную позицию и объясним почему. Выше было отмечено, что благословляющая десница среднего Ангела находится близ центра воображаемого круга (составленного Ангелами).

Круг — символ Божественной вечности и бесконечности — сущностных свойств Триединого Бога. Но чьей ещё деснице, как не деснице Отца, уместнее всего быть изображённой в средоточии пространства этого символического круга? Ведь именно Отец, а не Сын является Единым Началом в Пресвятой Троице, именно Отец даёт бытие Сыну, вечно рождая Его из Своей сущности, и Святому Духу, от Которого (Отца) Тот вечно исходит. Не будем забывать, что в образе десницы, низводимой с Небес, на ранних иконах представлялся не Кто иной как Бог Отец.

2) По учению Откровения, именно Отец является Источником любого Божественного действия, которое всегда проистекает от Него через Сына и проявляется в Духе Святом. Иначе не случается никогда. Следовательно, благословение, как действие Божие, тоже исходит от Него, всегда через Сына и всегда в Духе Святом.

На иконе преподобного Андрея Рублева эта догматическая истина зафиксирована безукоризненно. Центральный Ангел (символизирующий Отца) благословляет, а Ангел расположенный справа от Него (слева от зрителя), как бы вторит Его благословению: Его правая рука не покоится на колене, как иногда думают искусствоведы, а как бы протягивается к чаше вслед за рукою Отца. Правая же десница третьего Ангела, представляющего Ипостась Святого Духа, направлена вниз, туда, куда низводится Божье благословение — в мир, на людей. Вот и получается: благословение, ниспосылаемое в мир, проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.

3) Но нам возражают. Благословляющая десница центрального Ангела находится над чашей, а чаша сия — жертвенная; она указывает на Крестную Жертву Христа и настраивает на Евхаристический мотив. Но ведь Крестную Жертву принёс Отцу Сын. Значит Тот, Кто благословляет, представляет не Отца, а Сына.

Чем на это можно ответить? А вот чем. Мысль о том, что Крестную Жертву благословил Сын, минуя или опережая Отца, грубо противоречит учению Вселенской Церкви о Пресвятой Троице; противоречит и прямым словам Господа Иисуса Христа, Который на протяжении всего Своего общественного служения не раз и не два возвещал, что идя на Крестные Страдания и смерть, Он, прежде всего, исполняет волю Своего Отца. Здесь можно привести массу убедительных примеров, но мы ограничимся фрагментом Гефсиманской молитвы: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

С учётом сказанного не должно возникать ни малейших сомнений в том, что воспроизводить на иконах тот факт, что благословение Крестной Жертвы исходит не от Отца, а от Сына — недопустимо!

Правда, наиболее изворотливые умы находят лазейку и здесь. Первый (слева от зрителя) Ангел, говорят они, не вторит благословению центрального, а напротив, уже благословил чашу и отставил десницу назад, а центральный показан как благословляющий её вслед за первым, после Него. Следственно, именно Он символизирует Сына.

Однако такая мысль, при внешней правдоподобности, нисколько не возвышенней предыдущей. Ведь представить на иконе Отца, отводящего благословляющую десницу, значит то же, что и выразить кощунственную мысль: Отец забирает Своё благословение обратно, снимает благословение с Сына на преодоление Им Крестного пути и не благословляет Крестную Жертву.

4) Есть ещё один важный аспект, отмеченный преподобным Андреем Рублевым. Средний Ангел представлен им так, что Его фигура зрительно выглядит более крупной и массивной, чем фигуры двух прочих Ангелов. В этом тоже можно увидеть отсылку к словам Искупителя: «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28).

Удивительно, но преподобный Андрей отобразил эту мысль не за счёт укрупнения действительных размеров или пропорций средней фигуры (ибо в таком варианте образ мог бы читаться, как указывающий на неравночестность трех Божеских Лиц, на разность их в Божественном достоинстве), а за счёт мощного движения правой руки при отсутствии просвета между внутренним контуром рукава и контуром торса, а также за счёт выдвинутого и приподнятого левого колена, увеличивающего визуально базу фигуры.

Средний Ангел склонен к расположенному справа от Него, выражая Ему Свою волю. В этом тоже следует видеть указание на Бога Отца, ведь Сын Сам говорил: «не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5:30). Эта мысль усиливается тем, что внешний контур среднего Ангела, обращенный к правому от Него, выпуклый, тогда как внутренний контур правого вогнутый.

5) В пользу того, что именно крайний (слева от зрителя) Ангел символизирует Сына свидетельствует и расположенное позади Него здание. Если внимательно присмотреться, то фронтальные плоскости стен этого здания напоминают собой монограмму, состоящую из первых букв тех самых слов, что были начертаны на табличке (титле), прибитой ко Кресту: Иисус Назорей Царь Иудейский. Буква «I» («И» — Иисус) усматривается в передней вертикальной плоскости первой стены (если считать слева направо, со стороны зрителя). Буква «Н» созерцается в образе фронтальных поверхностей второй и третьей стен, соединенных между собой поперечным перекрытием. Наконец, Буква «Ц» образуется лицевой поверхностью всех трех стен и горизонтального перекрытия. При этом капители играют роль шрифтовых засечек. На третьей стене капитель отсутствует, что объясняется тем, что над крючком буквы «Ц» такая засечка никогда не наносится.

Древо, расположенное позади центрального Ангела, символизирует древо жизни. Понятно, почему при нашей трактовке изображения его уместно писать позади среднего Ангела. Ведь Источником Жизни является Бог Отец, поскольку любое, в том числе творческое и животворящее действие, проистекает именно от Отца (через Сына в Духе Святом). Кроме того, как было отмечено, Отец является Причиной бытия и для Единородного Сына (Которого рождает в вечности), и для Святого Духа (Которого изводит).

6) Обратим внимание на складки одежд. Это важно для подкрепления правильности суждения. Поскольку на данном изображении Ангелы символизирует Божественные Лица, а не служебных духов, постольку их одежды символизируют Божественный свет, нетварные Божественные энергии, ибо Бог одевается «светом, как ризою» (Пс.103:2).

Складки гиматия среднего Ангела, в отличие от складок облачений боковых фигур, прописаны мощным каскадом прямых линий, соединенных в верхней части возле левого плеча, и расходящихся радиальными лучами книзу. Низ, где находятся подножия, символизирует землю, ведь Бог Сам о Себе говорил: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис.66:1). Стало быть, эти лучи в точности соответствуют благословляющему жесту и означают ниспослание благодати в мир.

Складки гиматия крайнего (левого, со стороны зрителя) Ангела имеют более спокойную проработку, а его верхние кромки, в районе шеи, прописаны в форме парабол — символ готовности действовать, исполнять волю Отца.

7) Нельзя оставить без замечания и тот факт, что синеватые отблески на одеждах двух боковых Ангелов соответствуют синему цвету гиматия центрального Ангела. В этом состоит ещё одно подтверждение отстаиваемой нами мысли: так как Сын, рожденный от Отца, называется Светом от Света, а не наоборот, то и отблески на Его гиматии указывают на Него как на Сына. Вот и получается: Ангел, расположенный справа от центрального (слева от зрителя), представляет Сына, а центральный — Отца.

8) Цвет внешнего облачения Ангела, расположенного по правую руку от среднего, напоминает собой цвет красноватой глины, что согласуется с указанием на Воплощение Сына. Ведь Христос — Новый Адам. А имя Адам связано этимологически со значением «красный».

9) В ранней святоотеческой литературе, например, у Иринея Лионского, Сын и Святой Дух аллегорически именуются руками Отца. В этом отношении Отца также уместно представлять не сбоку, а по центру.

Данная мысль согласуется с тем, что волна, формируемая верхним контуром Ангельских крыльев, высшие точки имеет на крыльях именно средней фигуры. Волна символизирует действие, а крылья, в данном случае, символизируют Божий покров.

Итак, центральный Ангел символизирует Бога Отца, Ангел по правую сторону от Него — Сына, а Ангел по левую сторону — Святого Духа.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ (фрагмент пособия: Богословие иконы)
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Здравствуйте, Геннадий Фёдорович! Вы спрашиваете:
Оставил ли сам Андрей Рублев какие-либо комментарии к своей картине и есть ли комментарии наших святых?
Отвечаю.

Преподобный Андрей Рублев, создавая икону Святой Троицы, главным образом опирался на уже сформировавшиеся к тому времени традиции иконописания. И эти традиции были известны мастерам иконописцам. Он не изобретал ничего нового, что могло бы внести в эти традиции революционный переворот. Следовательно, не было особой нужды составлять какой-то специальный толковый документ, объясняющий суть предложенного им изображения.

Если икона написана в рамках православных канонов, то она читается словно богословский трактат, написанный (не линиями и красками, но) буквами. Иконопись не предполагает внесения в икону какой-то особой, нарочито зашифрованной информации, которую можно раскрыть, опираясь исключительно на оригинальное авторское толкование, словно на шифровальный блокнот.

Что касается комментариев святых. — В отношении догмата о Пресвятой Троице святыми отцами составлено множество комментариев, и преподобный Андрей, разумеется, знал о них. В частности это видно из того, насколько обдуманно, взвешенно, насколько осторожно и трезво он прописывал линии, накладывал нужные краски.

Относительно же комментариев по самой иконе, зафиксированных и дошедших до нас в форме письменных пособий, о таких комментариях мне не известно. Современное искусствоведение, объясняя эту икону, опирается прежде всего на гипотезы и убеждения своих представителей, как известных, так и не очень. Общие доводы некоторых из таких искусствоведов я изложил в вышеприведенной статье.

Благодарю за вопрос!
 
Последнее редактирование модератором:
Алексей Михайлович, в девяностые годы, мне привезли календарь, на котором изображена икона«СВЯТАЯ ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА в золотом окладе.
И более мне не встречалось это изображение в таком виде. Есть ли какое объяснение почему эту икону в окладе не распространяют?
Изображение оклада отдельно встречал http://www.svyatayarus.ru/data/metal_wood/160_svyataya_troitsa/index.php тут.
 
Последнее редактирование:
Догматически, исходя из Символа веры, совершенно ясно, что Ангел в центре изображает Бога Отца, по правую руку которого находится Иисус Христос, то есть левый Ангел.

Но образно видим, что оба правых Ангела почти одинаково склонились и внимают левому Ангелу. Поэтому можно подумать, что левый Ангел изображает Бога Отца.

Однако при внимательном рассмотрении видим, что правые Ангелы склонились перед левым неодинаково. Ангел в центре не поклоняется, а как бы кивает, указывает через правое плечо на левого Ангела. И тогда можно согласиться с тем, что Ангел в центре изображает Бога Отца. А правый Ангел, изображающий Святого Духа, поклоняется левому, выражая Свое поклонение Христу, Его Жертве и согласие быть Его посланником. Но одновременно со Святым Духом и Отец склоняется перед Сыном, принесшим Себя в Жертву по любви к Отцу и ради распространения любви, в которой пребывают Отец, Сын и Святой Дух, вовне Святой Троицы.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, Александр! Вы пишете:
Алексей Михайлович, в девяностые годы, мне привезли календарь, на котором изображена икона«СВЯТАЯ ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА в золотом окладе.
И более мне не встречалось это изображение в таком виде. Есть ли какое объяснение почему эту икону в окладе не распространяют?
Отвечаю.

Иногда оклады представляют собой предметы высочайшего искусства, буквально шедевры. Но всё же иконы украшаются окладами прежде всего в знак благоговения перед изображенными на ней святыми.

Что касается иконы «Троицы» преподобного Андрея Рублева, её украшали и при Иоанне Грозном, и при Борисе Годунове. Хотя оклад, в который она была облачена, и прекрасен, однако он всё же скрывал от взора богомольцев некоторые важные детали, которые можно было прочесть только на самом изображении. Отчасти, эти детали читаются и на копиях (списках).

Благодарю за комментарий!
 
Последнее редактирование модератором:
Присмотрелся и увидел что два "ангела" смотрят на ангела с левой стороны, головы их наклонены к нему. Не символизирует ли это что один вечно рождается, а второй исходит от Него?????
Дерево может знаменовать и древо жизни-Сына Божиего и его крестные страдания, а здание может символизировать Отца как Главного архитектора. Зеленоватый цвет на одежде ангела справа не знак ли праздника Троицы-зеленое облачение. Красный же цвет срединного ангела это цвет пролитой крови.

А если прочитать икону слева направо по линии сидений:Отец и Сын и Святой Дух, как они и идут в Домостроительстве внешнего мира.
 
Последнее редактирование:
Дополнительно к этому можно посмотреть блог о. Константина «Загадка иконы «Пресвятая Троица»
(http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/zagadka-ikony-presvjataja-troica.1434/).
Эта икона и различные варианты ее объяснения отображает тайну Бога и непостижимость Его познания. Но какой бы вариант объяснения соответствия ангелов мы не выбрали, икона дает ясное представление, что Бог это любовь, гармония и единство.
 
Ещё раз внимательно посмотрел, рука Сидящего слева выше рук Среднего и Находящегося Слева. Мне кажется что именно он благословляет, а Средний принимает благословение.

Тут можно добавить чья рука выше тот и больший.

Если непредвзято подойти то видно что благословляет именно Сидящий слева, Средний же более принимает, Его рука ниже.

Находящиеся по середине и справа оба смотрят на Сидящего Слева, потому что по моему имеют происхождение от Него.
Головы их склонены в поклоне, Сидящий слева держит голову прямо, Он Старший.

Да и ещё один аргумент рука Среднего ближе всех к евхаристической Чаше, это Он -Агнец.
 
Последнее редактирование:
Я думаю, что центральным Ангелом является именно Сын. Он кроме описанного - еще как бы Распят на перекрестии взоров крайних Ангелов. А чаша стоящая перед Ним - жертвенная, которую он не столько благославляет, сколько готов принять И потому - протягивает к ней десницу.
Ну и - видно, что оба (правые Ангелы) склоняются перед левым (от молящегося зрителя).
 
Я прочитал, что сидящие ангелы, как бы воспроизводят события жизни Христа. Средний Ангел это Христос принимающий от Отца повеление пострадать за всех хотящих спастись. Ангел Справа, это ягнёнок идущий на заклание, кроткое овча, а Ангел Слева показывает как бы Христа уже во славе, после принятия им крестных страданий и восресения. Тоесть мысль такая действительно перед нами образ Святой Троицы, но Троицы жертвенной, в которой каждое Лицо реально участвует в крестных страданиях и Вечной Славе.



Отсюда понятны становятся слова Христа:"Ин.14:10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
   Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя» , то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные.
   Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела — Божии, а Отец и Я — Бог, следовательно, дела — одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, Михаил! Вы рассуждаете:
Ещё раз внимательно посмотрел, рука Сидящего слева выше рук Среднего и Находящегося Слева. Мне кажется, что именно он благословляет, а Средний принимает благословение. Тут можно добавить чья рука выше, тот и больший. Если непредвзято подойти то видно что благословляет именно Сидящий слева, Средний же более принимает, Его рука ниже.
Это интересное наблюдение, но здесь важно не то, чья рука выше, а то, от Кого исходит благословение, и Кто ему вторит. Благословение Божие, как и любое другое Божественное действие, всегда проистекает от Отца через Сына, а не наоборот. Десница центрально Ангела находится над чашей, а десница Ангела, расположенного правее от Него, ещё только тянется к ней. Поэтому образ крайнего Ангела и трактуется как образ Сына, Который, кстати, и расположен справа от Ангела, символизирующего Отца, в соответствии с Символом веры. Десница центрального Ангела находится там, где и уместно было изобразить именно десницу Отца: в центре символического круга. Непонятно, почему ряд искусствоведов считают, что преподобный Андрей, великий молитвенник, взял и с лёгкостью извратил то положение, закрепленное в Символе, согласно которому Сын пребывает одесную Отца.

Благодарю за замечание!
 
Дорогой Алексей Михайлович я только выдвигаю версию, так как благословение даётся поднятой рукой. Тоесть возможно и такое прочтение что Сын исполнив поручение Отца, стал Наследником Царства. Но заметьте что если допустить что в центре Отец, то всё же Он имеет вид Своего Сына потому что я (малограмотный) но не помню ни одного изображения где бы Отец изображался в одежде где так ярко просматривается пролитие крови.

Возможно тут и отгадка так как многие видят в Отце-Сына, и наоборот в Сыне-Отца. Знаменитое в Евангелии от Иоанна:"Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;
 
Последнее редактирование:
Г
Рублёв в иконе изобразил видение мира принятого в данное время. Ибо Святой дух это не личность и Его невозможно изобразить. Странно. А вы рассуждаете кто где находится, как расположены руки и прочее.
 
Вадим Румянцев:"Рублёв в иконе изобразил видение мира принятого в данное время. Ибо Святой дух это не личность и Его невозможно изобразить. Странно. А вы рассуждаете кто где находится, как расположены руки и прочее."
Способность творческого мышления,фантазия человека - открывает возможность проникновения в не постежимое,понимание этого бытия вне бытии, через образность. Образ Божий в каждом человеке есть.Проявляется жизнью в теле человека,борьбой клеток за жизнь,самовостановлением и самопожертвованием даже...А главное живой душой...Какая она?Маленькая или большая, теплая или холодная, звонкая или тяжелая??? Какими критериями можно определить душу?Только через образность.
 
Здравствуйте, Вадим!

Вы пишите:
"Рублёв в иконе изобразил видение мира принятого в данное время. Ибо Святой дух это не личность и Его невозможно изобразить...."
Вынужден Вас поправить. Святой Дух - это именно Личность, равно как и Отец, и Сын Божий. Икона же преподобного Андрея Рублёва представляет не его субъективный взгляд на мир того времени, а образ Пресвятой Троицы, что и следует из названия иконы.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху