Благовещение 3

Эта запись является частью серии записей Благовещение
Благовещение 3: Что значит, что Иисус Христос
«зачат от Духа Святого»? (предыдущая глава)

Центральное обетование рассказа о Благовещении, а, может быть, и центральное обетование вообще всей человеческой истории, – слова Ангела: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; почему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35).

В Ветхом Завете Дух Божий – творческая сила Божия. Он есть Тот, Кто носился при Сотворении мира и животворил, образовывал первозданную материю, преобразовывал хаос в космос. Но Творением мира задача Духа не исчерпана. Он и ныне «наполняет вселенную и все объемлет» (Прем. 1, 7).
Что означает «осенение Духом» Марии?
В рассказе о Благовещении это осенение понимается многоразлично.​
Дух Святый – найдет.
Сила Всевышнего – осенит.​

Тут подчеркиваются два момента: найдет и осенит. Первое слово обычно применялось к пророкам и выдающимся героям Ветхого Завета. На них находил,или снисходил, Дух Святой, делая их участниками замыслов и дел Божиих, укрепляя их, наполняя силою.
Второе слово – осенит – еще более замечательно. Это «осенение» – в прямом смысле от славянского сень (откуда сени), то есть шатер, палатка. Древнегреческое слово скиния указывает на священную палатку, Свое присутствие в которой Бог показывал облаком, сходившим на палатку во время богослужения. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40, 34-38).​

Пойдем далее: Если мы внимательно почитаем 4-ю главу пророка Исаии, то увидим, как, прозревая будущее, пророк описывает наступление новой эры. Это очень маленькая глава, всего 6 стихов. Позволю себе привести их не целиком, а сделать выписки: «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе… Оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми… Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров».​
В этом тексте Исаия предсказывает суд – возмездие грешникам и награду праведникам. Но, читая его пророчество, в этих словах и выражениях вдруг с трепетом узнаешь новозаветные мотивы. Я специально выписал их:
Явится в красоте и чести...

Плод земли – в величии и славе...

Будут именоваться святыми...

Господь омоет скверну дочерей Сиона...

И сотворит Господь ...облако и дым…

Над всем чтимым будет покров.

Как будто читаешь о Благовещении, о том, как через дочь Сиона – Марию – будет очищена скверна всех женщин мира, как произрастет на нашей земле Отрасль Господа, плод чрева Богоматери. И опять – тема осенения: над всем чтимым будет покров. Важно, что здесь пророк Исаия тему осенения Духом связывает не с прошлым (событием Исхода евреев из Египта и их скинией-палаткой), а с будущими временами!
Похоже, в Благовещении Марии они как раз и наступили!

Но есть и еще одно, может быть, самое главное.
Дух Святой в Библии предстает, прежде всего, как Податель жизни (в православной молитве Святому Духу – Царю Небесный… жизни подателю). Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2, 7). Хотя в этом предложении и нет термина «дух», однако действие «дуновения» указывает на Его присутствие. Так понимал это и Иов: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4). То же самое было открыто и Иезекиилю в видении костей сухих. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот я введу дух в вас, и оживете» (Иез 37, 5). О том же утверждает и древний Псалмопевец: «Пошлешь Дух Твой – созидаются (живые существа. – прот. К. П.)» (Пс. 103, 30).

Именно это Евангелист Лука и имеет в виду в описании Благовещения: Дух Святой как Дух-Творец снизошел на Марию, осенил, объял Ее и образовал в Ее утробе Богочеловеческую природу Иисуса, Сына Божия и отныне – Сына Человеческого. Как говорит св. Николай Кавасила: «Как только Дева дала ответ Богу – Се, Раба Господня, – Она принимает Духа, созидающего эту единобожную плоть». Дух, действовавший при сотворении первого Адама действует и при создании Адама Нового.​

Уже два тысячелетия рассказ о чудесном зачатии Божией Матери людьми нецерковными комментируется иронично: Господь – Небесный супруг Марии, как же Отец поучаствовал в этом зачатии?..​

Это происходит оттого, что Евангельский рассказ рассматривают в плоскости языческих мифов и легенд. А там много раз говорится о браках и плотских союзах небожителей с людьми. И в этих языческих текстах Божество выступает как оплодотворяющая, зачинающая сила и, тем самым, в той или иной мере наделяется аспектом пола и оказывается «отцом» младенца в некоем физическом смысле.​

Но Рождение Сына Божия от Девы – явление совершенно иного порядка. И параллели этого события следует искать не в языческих мифах, но в ветхозаветном богословии.​

Согласно же библейскому и святоотеческому богословию, Бог Отец называется Отцом не только по отношению ко Иисусу Христу, то есть Воплотившемуся Второму Лицу Троицы. Бог Отец – всегда Отец для Сына; Бог Сын, по слову Учения Церкви, предвечно (то есть всегда) рождается от Бога Отца.​

Значит, зачатие Сына от Духа Святого не есть какое-то физическое воздействие Бога на Марию, оно не имеет ничего общего с человеческим зачатием. Православное богословие говорит, что Сын вселился во утробу Богоматери.​

Это произошло не без Его собственной воли, как происходит со всяким младенцем человеческого рода. Не просто указом Отца Небесного, а и по Своей воле Он вселился в утробу земной девушки.​

Сформулируем так: Логос, Второе Лицо Святой Троицы (или, как сегодня понятней, Вторая Личность Святой Троицы), Сын Божий, Который предвечно (всегда) рождается от Отца и пребывает с Отцом и Духом, изволением и Отца, и Своим Собственным, силою Духа Святого вселился в девичью утробу.​

Бог никоим образом не становится биологическим отцом Иисуса, Христос – не частично от матери, частично от отца, как бывает при обычном человеческом зачатии. Соответственно, Он не наполовину человек – наполовину Бог.​

В этом смысле акт зачатия от Духа Святого совершенно отличен от всякого земного зачатия. Просто, когда Дух Святой объял Марию, в Ней вспыхнула новая жизнь. Эта Жизнь - Бог Сын, который сплелся с человеческой природой. Навсегда.​

Момент согласия Марии стать Матерью Господа был моментом Воплощения. С первых секунд, когда Ее осенил Дух Святой, Она приняла в Себя жизнь. И эта Жизнь в Ее утробе начала возрастать и укрепляться.​

Несколько фотографий, сделанных мною в Назарете, в храме, построенном на месте, где стоял дом Иосифа, в котором жили Божия Матерь и Иисус.

Согласно католическим представлениям, именно в этом месте произошло явление Архангела Гавриила Божией Матери и здесь Она произнесла слова «Се, Раба Господня...»

Но теперь подумаем логично. Этот дом с первых веков христианства почитался как дом Иосифа, в котором жила Божия Матерь. Так о нем говорят и сегодня. Но могло ли здесь произойти Благовещение, если обрученная девушка не могла жить в доме своего обручника до свадьбы? Мы же помним, что зачатие Божией Матери произошло в то время, когда она еще не была законной женой Иосифа. Тогда каким образом оно могло произойти в доме Иосифа?..
Оно могло произойти у городского источника (и именно об этом я говорю в записи
«Благовещение 1»). Или, например, в доме родителей Марии. Но не в доме обручника, потому что до свадьбы невеста не имела права жить вместе с женихом в его доме.

И почему тогда католики считают этот домместом Благовещения?
Дом, где жили Мария с Иисусом, где вырос Спасителя
да, но не место Благовещения.

Зайдем в этот храм и поклонимся местам, связанным с событиями жизни Божией Матери и детства Спасителя.

х1.JPG
Мы у входа в Базилику Благовещения.
Построенный в 1960-е годы, этот собор удивляет новизной подхода к традиционным темам.

х2.JPG
Огромный двор украшен мозаичными иконами Божией Матери всех стран и народов.

х3.JPG
Входим под своды этого величественного храма.


х4.JPG
В центре храма
престол, на котором совершается Литургия, в глубине, за решеткой, то, что осталось от дома Иосифа. Сюда Иосиф после заключения брака привел свою молодую жену. Вот только одно «но»: во чреве Марии уже была жизнь Богомладенца.

х5.JPG
Подсвечники в виде колючих палестинских растений указывают на нелегкую жизнь Марии с Иосифом.


х6.JPG
Величественный, похожий на звезду купол.
«Распахнутое небо...» – прошептала одна из наших паломниц. Совершенно согласен!

х7.JPG
Вот он, удивительный грот. Всмотритесь в эту фотографию. Перед вами
подлинные остатки дома, в котором вырос Иисус Христос.
На престоле можно заметить латинскую надпись: "Здесь Слово стало плотью".


х8.JPG
Еще один, общий вид внутреннего пространства собора.


х9.JPG
По многоцветному полу, как по дивному волшебному ковру, идем к выходу.


х10.JPG
И арабская вывеска близ храма, которая утверждает, что нет Бога, кроме Аллаха, и что истина
в исламе.

х11.JPG
«Ударим по вашим святыням нашими ценностями!» Похоже, именно этими соображениями руководствовались арабы-мусульмане, которые рядом с собором Благовещения разместили вот такой макет шавермы (в Москве говорят: шаурмы).
Схожесть этой шавермы, как мне кажется, с храмом неслучайна: это сделано намеренно.


х12.JPG
Уезжаем из крикливого арабского городка Назарета. Когда-то, изгнанный из своего родного города, Спаситель вздохнул:
«Нет пророка в своем отечестве». И сегодня, спустя 2 тысячи лет, Ему так же, как и тогда, в Его родном городе нет места.
Перейти к предыдущей записи Благовещение 2

Комментарии

"Бог никоим образом не становится биологическим отцом Иисуса, Христос – не частично от матери, частично от отца, как бывает при обычном человеческом зачатии. Соответственно, Он не наполовину человек – наполовину Бог."
Странно, что простые по своей форме выводы не всегда можешь сделать сам, а когда слышишь или читаешь, то сразу все становится на свои места. Спасибо)
 
С
Всех благ Храму.
 
Сверху