Человек Церкви

2531517.jpg


Каждый год, в третью Неделю по Пасхе (30 апреля в 2017 году), когда Православная Церковь чтит святых Жён-Мироносиц, а также тайных учеников Господа – праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, – мы, северяне (впрочем, не только!), молитвенно воспоминаем нашего приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротов). Этот Великий Архиерей, о котором многие почти ничего не знают (или довольствуются нелепыми домыслами хулителей нашей Церкви), до сих пор, по немощам нашим, не причислен к лику святых. Между тем, его подвиг в служении Русской Православной Церкви в один из сложнейших периодов её истории может быть сопоставлен лишь с заслугами перед Вселенским Христианством святого Василия Великого, жившего в IV веке. Они родились почти одновременно (с разницей в шестнадцать столетий) и оба скончались «старцами» (не по возрасту!), вынесшими на своих плечах бремя межцерковных разделений и государственных гонений, не дожив и до пятидесяти лет…

13710131.jpg


Будущий Великий Святитель родился 15 октября 1929 года в обычной советской семье, окончил среднюю школу и два года проучился на факультете естествоведения Рязанского педагогического института. Но Бог уготовал ему иной путь, и юный студент принял тайный монашеский постриг, символически означенный новым именем. Это произошло 19 августа 1947 года в праздник Преображения Господня (здесь и далее все даты, во избежание путаницы, – по гражданскому календарю). С 20 ноября 1949 года иеромонах Никодим проходил служение в сельских храмах Ярославской епархии, а с 1952 года – в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. В 1955 году он закончил Ленинградскую Духовную академию, а с 1956 по 1958 год находился в Святой земле, сначала в качестве члена, а затем начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В 1959 году архимандрит Никодим становится заместителем председателя Отдела Внешних церковных связей, а в 1960 – его Председателем, и возводится в сан епископа Подольского.

13759282.jpg

В 1960–63 годы он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата и, в противовес запретам, сумел наладить выпуск первого в советское время научного церковного журнала «Богословские труды» (он так и оставался единственным до эпохи «Перестройки»). С октября 1963 года и до конца жизни – в течение пятнадцати лет – он возглавляет Ленинградскую и Новгородскую митрополию. Одновременно с 1974 года – Патриарший Экзарх Западной Европы.

Митрополит Никодим был доктором богословия (хорошо помню его учёную защиту в 1975 году), оставив после себя пятитомный машинописный сборник сочинений (из которого опубликовано далеко не всё). Ему приходилось совмещать ряд ответственных должностей, становиться организатором многих международных форумов и конференций. Без преувеличения, его знал весь мир, причём, не только христианский. В то же время он оставался простым и приветливым человеком (каким и должен быть Святой и Великий!), духовным наставником студентов богословских школ, и знал в лицо практически каждого семинариста, который понимал, что может обратиться к Никодиму Великому с любым житейским вопросом. В последние годы митрополит ещё и профессорствовал – читал в Духовной академии лекции по истории Русской Церкви. (Горжусь тем, что аз, недостойный ученик Великого Святителя, готовил ему краткие исторические справки, преимущественно о русских святых, обсуждавшиеся вечерами.) Ноша была почти непосильна, и, приводивший в ужас своим «непослушанием» врачей, митрополит Никодим умер за месяц до своего сорокадевятилетия. Это произошло в богоспасаемом граде Риме – граде Первоверховных Апостолов – 5 сентября 1978 года во время с провиденциальной беседой с папой Иоанном-Павлом I, новоизбранным наместником кафедры апостола Петра.

Жизнь Великого иерарха была посвящена борьбе за сохранение Русской Церкви при жесточайших (в каком-то смысле более подлых по своему характеру, чем прежние) хрущёвских гонениях, направленных на полную ликвидацию религии. Это должно было произойти уже к началу 80-х годов – к завершению 20-летнего периода «построения коммунистического общества» (тогда это не было шуткой). Безумные правители в очередной раз попытались оспорить слова Спасителя о бессилии «врат адовых»... Митрополит Никодим практически в одиночку определил единственно возможную тогда трагическую «стратегию выживания» (в буквальном смысле слова), – к сожалению, непонятную многим современным людям, даже историкам. В 1961 году Русская Церковь вступила во всемирный Совет Церквей, Президентом которого наш Святитель был избран в 1975 году. Это был мудрый и провиденциальный шаг.

nikodim017.jpg


Благодаря расширению международных экуменических (в переводе с греческого – «вселенских») связей и созданию Иностранного факультета Владыка Никодим сумел предотвратить неминуемое закрытие Ленинградских Духовных школ, «позоривших» своим существованием «город Ленина» (это «планировалось» сделать в 1963—1964 годах). Их хотели «сослать» в Печерский монастырь. В ситуации аджорнаменто (обновления) Римо-Католической Церкви после Второго Ватиканского собора (1962–65 годы) он много сделал для улучшения взаимоотношений Москвы и Ватикана и, несмотря на протесты врачей (к тому времени перенес уже 5 инфарктов!), считал необходимым лично приветствовать новоизбранного папу Иоанна-Павла I.

13749045.jpg


С особым вниманием и уважением митрополит Никодим относился к нашему старообрядчеству, хранящему ценные богослужебные древнерусские традиции, спешно уничтожавшиеся во время необдуманных «грекофильских» реформ патриарха Никона, приведших к трагическому расколу. В 1971 году со старообрядцев были сняты анафемы, наложенные в XVII веке.

Все эти шаги были обусловлены не сиюминутной церковно-политической конъюнктурой, не только «духом времени», – но заботой о будущем Церкви, и определялись уникальным даром покойного Святителя, остро переживавшего ненормальность разделений и вражды между христианами различных Церквей и течений, а также между представителями других религий.

13728562.jpg


В результате деятельности митрополита Никодима и «питомцев его гнезда» (один из которых, по промыслу Божию, стал нашим Патриархом!) Русская Церковь смогла выйти из изоляции внешней и, отчасти, изоляции внутренней. Но последнее, как показал опыт нашей церковной жизни в условиях политической и духовной свободы, – самое трудное. Это хорошо понятно всем интеллигентным петербуржцам вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Ведь наш Город Святого Петра, символически основанный в день «смешения языков» (праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, 16/27 мая 1703 года), изначально – город ойкуменический («вселенский», в буквальном смысле этого греческого слова), то есть без боязни открытый всем народам, религиям и культурам. Достаточно, озираясь по сторонам, пройти по Невскому проспекту, начиная от речки Мойки, в сторону Казанского собора. Даже в условиях государственной Церкви у нас не было места плебейской нетерпимости к представителям других конфессий и религий, а тем более не может быть сейчас! К этому религиозному взаимопониманию (и простой человеческой порядочности!) призывает нас долг памяти Великого Архиерея, мечтавшего видеть православных христиан людьми духовно благородными – добрыми, образованными, открытыми и терпимыми.

Каждый год в день памяти митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершается заупокойная Литургия и Панихида. Приезжают многочисленные иерархи, клирики и миряне, как лично знавшие покойного (увы! с каждым годом их становится всё меньше...), так и молодые почитатели его светлой памяти. Последних становится всё больше… После Литургии и панихиды в соборе на могиле Святителя (на Никольском лаврском кладбище) служится лития.

2YH8C9219.JPG


Святой Григорий Богослов посвятил своему другу Василию Великому проникновенные надгробные элегии, а их первый полный русский перевод скромные ученики посвящают святому Никодиму Великому. См.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/istorija-odnoj-druzhby.2100/.

Краткая библиография: Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929–1978) / Под ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Изд. 2-е. М., 1999; Каłużny Tadeusz, ks. Sekret Nikodema. Kraków, 1999 (докторская диссертация, содержит подробную библиографию); Рубан Ю. Митрополит Никодим (из записок семинариста) // Православное свидетельство: К 25-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал / Гл. ред. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. М., 2003. № 3 (24); Рубан Ю. Митрополит Никодим и Духовная школа // «В память вечную…» Материалы Минского научно-богословского семинара, посвященного памяти Никодима (Ротова), митрополита Ленинградского и Новгородского. Минск, 2006; Митрополит Никодим и всеправославное единство / Сост. проф.-прот. В. Сорокин. СПб., 2008; Митрополит Никодим (Ротов) – православный богослов в эпоху социализма. К 80‑летию со дня рождения. Из богословского наследия Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима за 1956—1967 гг. / Сост. проф.-прот. В. Сорокин. СПб., 2009; Выдрин И. В. Митрополит Никодим. Екатеринбург, 2009; Рубан Ю. «Великий Архиерей» и его время. К 80-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2009. №10 (117);
http://lavra.spb.ru/main/news/3420-pominajte-nastavnikov-vas… ; http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=106013

Ю. Рубан
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Друзья!
Пишу в качестве постскриптума для лучшего уяснения смысла публикации в историческом контексте. Необходимо учитывать следующее.

Очерк является вариантом статьи «Великий Архиерей и его время», заказанной мне нашим епархиальным журналом «Вода живая» к 80-летнему юбилею со дня рождения митрополита Никодима (15.10.2009). (Смотрите выше библиографическое описание; а также: http://vn-eparhia.ru/novosti-eparkhii/4131-chelovek-tserkvi; http://nikodim-rotov.blogspot.ru/). После панихиды, совершённой Святейшим Патриархом Кириллом на могиле своего Учителя 12 октября 2009 года (смотрите последний снимок), в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры Святейший открыл научно-богословскую конференцию «Богословское наследие митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима». По окончании конференции её участники получили памятные подарки, в том числе и журнал с моей юбилейной статьёй. Позволю себе процитировать её окончание.
«В 1988 году, во время юбилейных торжеств, между двумя известными иерархами состоялся знаменательный разговор. Один с грустью посетовал: «Сейчас, когда мы получили свободу, нам так не хватает митрополита Никодима! Сколь многое он сделал бы!» Другой подумал и сказал: «Нет, Вы не правы. По промыслу Божию, митрополит послужил Церкви именно тогда, когда только он один и мог сделать то, что сделал. А сейчас наступило другое время, и мы с Вами можем продолжить его служение».
Однажды, вернувшись с напряженных переговоров с советскими властями, владыка Никодим с силой ударил посохом в пол и воскликнул: "Нет, я всё-таки уверен, что был прав! И ни о чём не жалею!" Он оказался прав. Богоборческий строй не выдержал удара его архиерейского посоха и рухнул. А недавно на Патриарший Престол взошёл его любимый ученик, сохранивший верность главному принципу своего учителя: "Я служу одному Богу и тружусь для Его Церкви, поэтому судить меня будут Бог и история!" Время митрополита Никодима продолжается, потому что это – время Церкви».

В силу обстоятельств публикации, эту статью можно в некотором смысле считать программным документом, отражающим точку зрения Священноначалия и Богословской комиссии на роль митрополита Никодима в истории Русской Православной Церкви. Это – не частный панегирик, и авторство не имеет решающего значения.
Деяния великих людей всегда вызывают споры, и единая точка зрения вряд ли возможна в силу несходства базовых позиций. Историки это хорошо понимают. С увеличением временно́й отстранённости что-то забывается, а что-то, напротив, становится очевидным: История (с большой буквы) – нелицеприятный Судия. Владыка Никодим это хорошо понимал и доказал всей жизнью и даже смертью. Устраиваются конференции, появляются всё новые книги. Новое поколение, для которого эпоха Великого Архиерея – время «до новой эры», заново обращается к прошлому, чтобы понять настоящее. Так будет всегда: «Современность непонятна сама из себя…» (Рудольф Зом). Вполне закономерны и споры, пусть острые, но деликатные… Неприемлемы лишь безграмотные оценки на уровне «кухонного богословия» и нарочито хамские высказывания в адрес приснопамятного Святителя. Его, стоящего у Престола Божия и молящегося за неразумных, они обидеть не могут (вспомним хулы и поношения в адрес Христа и всех Его верных до сего дня), но явно оскорбляют Священноначалие и всех разумных православных христиан. Впрочем, допускающие такие безответственные высказывания, сами себя анафематствуют, то есть "отделяют" (таков буквальный смысл термина) от Церкви и превращают в раскольников. К сожалению, маргиналы, пренебрегающие заповедью Спасителя (Мф. 23:12) и тщетно пытающиеся «возвыситься» через унижение других, были и будут. На личностном уровне умный церковный человек относится к ним спокойно ("хвалу и клевету приемли равнодушно...», «ай, Моська! Знать, она сильна…»), но их словесные стрелы могут ранить неокрепшие умы неофитов, наивно пытающихся «опровергнуть», «объяснить» и «просветить». На определённом уровне нравственного падения человека это бесполезно и даже небезопасно (Мф. 7:6; 2 Петр. 2:22). Уважающий себя сайт не должен предоставлять трибуну хулителям Церкви под видом мнимой «толерантности». Это может навлечь на него серьёзные неприятности. Легко представить, что скажет Святейший Патриарх (знаю характер своего бывшего Ректора!) и другие ученики митрополита Никодима, если прочтут на форуме "Азбуки" хулы в адрес их Учителя. Мы должны ценить возможность свободного и интеллигентного интернет-общения и сами защищать его от провокаторов. Апостол Павел недаром предупреждал: «Извергните дурного из вашей среды»! (1 Кор. 5:13).
Ю. Р.
 
Последнее редактирование модератором:
Г
О главном. Знакомьтесь Кирилл Борисов(ах как люди семитского корня любят простые русские фамилии, но внешность не поменяешь, как и содомское прошлое), петербургский интернет-популяризатор "православия", админ сайта Азбука верности, расположенного на либеральном портале Азбука веры, и окормитель разных рубрик этого сайта. Об одной из этих рубрик, "Псевдоправославие" ( в разделе художественная литература) сейчас и пойдет речь. https://azbyka.ru/fiction/1/psevdopravoslavie/Рубрика состряпана Кириллом Борисовым вполне в духе псевдоинтеллигентского раздражения на всё живое в церкви - того типа раздражения на всё церковное и живое, что льется из Андрея Кураева, проповедника мата, либерального христистианства, содомии, пуси райт, как святых наших дней и прочего бреда. Недаром почти в каждой статье рубрики цитата из бесноватого неистового диакона, тень которого всплывает то тут, то там. Сам Борисов известен в питерской содомской тусовке еще со времен Духовной Академи под кличкой Поп или дядя Степа. Итак, о главном. Псевдоправославием в этой рубрике называются тексты, давно признанные и авторитетные, но бесящие либералов. Помните беснования Кураева по поводу мытарств Феодоры или книг достопочтенного С.Нилуса и архимандрита Павла Груздева? Вот, типа того. "Необыкновенные путешествия Серафимы", по которому снят известный мультфильм по благословению патриарха, одобренная книга многими пастырями и официально Издательским советом патриархии, объявляется ядовитым фэнтази, ложью. Бесноватые нападки на книжку такого сорта-не могла девочка говорить с Господом, не мог её назидать сам Серафим. А то, что это худож.произведение, в расчет не берется. Главное-по хамски обгадить. Еще хуже досталось книгам Майи Кучерской. Не гоже писать о своем духовном опыте и забавных историях, заткнитесь лучше в тряпочку. Непонятное и беспричинное беснование в адрес капитальной книги архиепископа Антония Михайловского об умном делании-это живая жизнь в церкви вызывает раздражение либеральных чванливых питерцев. Житие давно прославленной Матроны Московской тоже предмет глумления. Нам указывают, что Синодом определено местное почитание святой и не надо всё время писать о ней, достали с ее чудесами. Всё это подкрепляется хамским смаком Кураева, как безоговорочного авторитета, уж его проект ввести мат в жизнь церкви псевдоправославием не считается. Также на корню опошляются популярные книги протоиерея Торика или игумена Иоанна Экономцева, крупнейшего патролога в нашей церкви. Житиё старца Иеронима клюется за излишнее почитание царской семьи, либерал Бернштейн объясняет-чуть чуть почитайте. Труды священномученика Серафима Чичагова хулятся за то, что он, профессиональный врач, осмысленно относился к своей деятельности и создал лечебную систему. Пусть современные врачи эти занимаются, а не попы-так и слышится злобный раздраженный окрик создателей Азбуки. Популярная книга о старце Антонии, читаемая по Радонежу, также кипу невнятной лжи и клеветы снискала на Азбуке. Придрались, что там академия названа в рассказе семинарией. О тут же обвинения во лживости каждой строчки. Знаменитый старец Сампсон Сиверс, которого уважал и почитал такой скептик как оДмитрий Смирнов, с ним расправляются цитирование бумажек с печатью нквд-не то он подписал якобы на допросе, поэтому вся его пастырская деятельность безбожна! Ну не странные эти азбукисты? Житие многопочитаемой Пелагии Рязанской охуливается в самом хамском виде-про ее пророчества пишут....Остапа понесло. Эти азбукисты не боятся ничего, обгадят любого святого, страх Божий не их стезя. Также совершенно бездоказательно вводятся в рубрику Псевдоправославие жития многих местно чтимых святых, одаривающих людей по молитве к ним миром и благодатью. Так и чувствуется голос духовного вдохновителя азбукистов матершинника Кураева-задолбали эти бабки, эти святые, эти все с чудесами и духовностью. Досталось и одному протоиерею за книгу о целебных травах-даре Божием людям. Знахари, старухи с травками достали! Пуси райт зато не достали Кураева и азбукистов. Книга о начале и конце мира, одобренная самим прав.Иоанном Кронштадским тоже отправлена в помойку. Капитальный труд святотихоновского университета о Толстом тоже. Книга о свойствах святой воды объявлена мракобесием, также как и о благодатном огне на Пасху в Иерусалиме и о приверженности старому стилю. Книги все эти реально на Азбуке предлагают авторы сайта СЖЕЧЬ. А это больше, чем сжигание книг Осипова. Очень сильно возмущает либерально-журналистский тон всех статеек в этой рубрике Азбуки. ХАМСТВО НЕ ПРИКРЫТОЕ НИЧЕМ. Можно не любить каких-то авторов, ни никто НЕ ДАВАЛ ПРАВО БОРИСОВУ И АЗБУКЕ навешивать безаппеляционно и чванливо на них ярлык псевдоправославие. Псевдоправославие-это личный содом Борисова и бредни профессионального пахабника Кураева, также борца за права содомитов
 
Сверху