Притча про молитву и лисичку

Эта запись является частью серии записей Притчи
В одном из обсуждений на этом сайте, в качестве примера чистой, искренней веры, угодной Богу, была приведена эта притча:

В Египте, где в глубокой христианской древности было много великих монастырей, один монах дружил с неученым бесхитростным крестьянином-феллахом. Однажды крестьянин сказал монаху:
— Я тоже почитаю Бога, сотворившего этот мир! Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молочко. Оно Ему очень нравится! Ни разу не было, чтобы в миске хоть что-нибудь осталось.
Услышав эти слова, монах не мог не рассмеяться. Он добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Однако крестьянин упрямо настаивал на своем. И тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком остается под пальмой.
Сказано — сделано: ночью монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста.
Крестьянин как громом был сражен этим открытием.
— Да, — сокрушенно признал он, — теперь я вижу — это был не Бог!
Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог — это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом… Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу.
Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал:
— У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву.


Попробуем рассмотреть эту притчу в свете христианской веры. Для начала попробуем найти первоисточник, используя универсальный принцип оценки той или иной цитаты – «кто, когда, кому и по какому поводу это произнёс».

В приведённой редакции притча «Про молитву и лисичку» без труда находится в книге «Несвятые святые». Автор указывает источником «Пролог», но наши попытки найти её там не увенчались успехом.

Далее находим эту притчу в сборнике бесед митрополита Сурожского Антония «Учитесь молиться». Там уже не только указан точный источник, но и редакция притчи другая.

В еврейском фольклоре есть сказание о жизни Моисея, и в нем – замечательное место. Моисей встретил в пустыне пастуха. Он проводит с ним весь день и помогает ему доить овец, а к вечеру видит, как пастух собрал лучшее молоко в деревянную миску и поставил в отдалении на плоский камень. Моисей спрашивает его, зачем он это делает, и пастух отвечает: “Это Божье молоко”. Моисей озадачен и спрашивает, что он имеет в виду. И пастух отвечает: “Из всего молока я всегда собираю лучшее и приношу его в дар Богу”. Моисей, куда более изощренный умом и утонченный, чем пастух с его наивной верой, спрашивает: “И Бог пьет молоко?” – “Да, – отвечает пастух, – пьет”. Чувствуя, что надо просветить бедного пастуха, Моисей объясняет ему, что Бог – чистый Дух и молока не пьет; но пастух уверен, что Он молоко выпивает. У них происходит спор, в заключение которого Моисей говорит пастуху, чтобы тот спрятался в кустах и посмотрел, действительно ли Бог приходит пить молоко, – после чего удаляется в пустыню на молитву. Пастух притаился в кустах, ночь наступила, и при лунном свете пастух видит лисичку, которая бежит из пустыни, оглядывается направо, оглядывается налево и, подбежав к миске, быстро лакает молоко, а потом снова убегает в пустыню. На следующее утро Моисей находит пастуха печальным и подавленным. “В чем дело?” – спрашивает Моисей. “Ты был прав, Бог – чистый Дух и Ему не нужно мое молоко”. Моисей удивлен и говорит: “Ты должен радоваться, теперь ты знаешь о Боге больше, чем знал раньше!” – “Да, – говорит пастух, – но единственного, чем я мог выразить Ему свою любовь, я лишился”. Тут Моисей что-то прозревает; он уходит в пустыню и начинает усердно молиться. Ночью, в видении, Бог к нему обращается и говорит: “Моисей, ты ошибся! Действительно, Я – чистый Дух. Но Я всегда принимал с благодарностью молоко, которое пастух приносил Мне в дар как выражение своей любви; но поскольку Мне, как чистому Духу, молоко не нужно, Я делился им с этой лисичкой, которая молоко очень любит”.

Здесь мы уже попадаем в дохристианские времена, а место безвестного монаха занял сам пророк и Боговидец Моисей. Молоко уже отбирается лучшее, т.е. воспринимается как жертва и дар. Указан и источник притчи: еврейский фольклор.

Мы видим, что пересказ владыки Антония ближе к оригиналу и имеет принципиальные отличия от версии из книги «Несвятые святые». Во-первых, он говорит о временах до Боговоплощения, дохристианском периоде, когда уже сама вера в единого Бога была большим достижением. Во-вторых, реакция пастуха в обоих рассказах разная. В первом, после упрямых попыток доказать свою правоту, он впадает в уныние, во втором – лишь расстраивается от того, что не знает теперь, как выразить свою любовь Богу.

Дальнейший поиск приводит нас к книге «Еврейские притчи и сказки», текст там такой:

Один ученик долго надоедал Гиллелю вопросом, что главнее, — знания или вера? И Гиллель рассказал этому ученику древнюю притчу.
- Однажды в пустыне Моисей встретил пастуха, — начал свой рассказ ашкелонский мудрец. — Он провёл с ним весь день, помогая доить овец. Вечером же пастух собрал лучшее молоко в деревянную миску и поставил на некотором отдалении на плоский камень. Увидев это, Моисей поинтересовался, зачем он это сделал.
Пастух ответил:
- Это — Божье молоко.
Моисей был немало озадачен и попросил объяснить подробнее.
- Из всего молока я всегда собираю лучшее и приношу его в дар Богу, — охотно поделился пастух.
Моисей, более утончённый умом, нежели пастух с его наивной верой, спросил:
- И Бог пьёт молоко?
- Да, — прозвучало в ответ, — пьёт.

Понимая, что надо бы хоть немного просветить бедного пастуха, Моисей объяснил, что Бог — это чистый Дух, а потому ничего пить не может. Однако пастух упорно стоял на своём. Долго продолжался их спор. Наконец, чтобы разрешить его, Моисей посоветовал пастуху спрятаться в кустах, и убедиться самостоятельно, действительно ли Бог приходит пить молоко. Сам же ушёл в пустыню для молитвы.
Вечером пастух занял удобное место для наблюдения. Когда наступила ночь и взошла Луна, пастух увидел лисичку, бежавшую из пустыни. Та, оглядываясь по сторонам, осторожно приблизилась к миске и, быстро вылакав молоко, снова убежала восвояси.
На следующее утро Моисей обнаружил пастуха очень печальным.
- Что случилось? — спросил он.
- Ты был прав! Бог — чистый Дух, и ему не нужно моё приношение.
- Но ведь ты сейчас должен радоваться, потому что теперь знаешь о Боге намного больше, чем знал раньше!
- Да, — печально промолвил пастух. — Но я лишился единственного, чем я мог выразить свою любовь к Богу.
Моисей задумался, ушёл в пустыню и стал усердно молиться. Ночью ему в видении явился Бог, сказав: «Моисей, ты ошибся! Действительно, я — чистый Дух. Но я всегда принимал с благодарностью молоко, которое приносил мне в дар этот простой пастух в качестве выражения своей любви. Мне самому оно не нужно, я делился им с этой лисичкой, которая очень его любит.
- Но в чем моя ошибка? — спросил Моисей.
- Ты дал пастуху знание, но отнял у него веру, — ответил Бог. — Сказано же: многие знания — многие скорби…


Ложкой дёгтя в еврейской притче является попытка противопоставить веру и знание – «Ты дал пастуху знание, но отнял у него веру», как будто искренне верующим может быть лишь неграмотный земледелец. Хотя сам же рассказ наглядно иллюстрирует, как во мгновение ока рушится вера, построенная на песке и не имеющая основания. Попытка подкрепить эту мысли цитатой из Екклесиаста неубедительна, ведь там говорится о земной мудрости (см. подробнее).


Вернёмся к притче из книги «Несвятые святые». Притча, в том виде, каком она перенесена из ветхозаветного времени в новозаветное, не выдерживает критики. Лучше всего для неё подошло бы название «Об упрямом крестьянине» (этот эпитет взят нами из самой притчи).

Зададимся вопросом – нужен ли был крестьянину Бог? Сложно ответить на этот вопрос утвердительно. Он не служил Богу, он исполнял комфортный и лелеющий его душу обряд, который даже жертвой невозможно назвать. Прикармливая своего «бога» он не нуждался и истинном Боге, Творце вселенной, его вполне устраивал выдуманный им персонаж, лакающий по ночам молочко из его миски. Если бы это было не так, то он бы был благодарен монаху, «добродушно и доходчиво» открывшему ему правду об Отце Небесном. Ведь ему важен был Бог, общение с ним, а не просто обряд.

Представим, что кто-то пишет письма близкому ему человеку, но совершает какие-то ошибки. Его поправляют, говорят, что если кое-что исправить, то письма будут более угодны получателю, хотя, тот по смирению и не делает замечаний автору. Если автор писем после этого совсем забросит общение, то обличит себя в том, что ему дорог был не получатель писем, а важно было лишь их написание, возможность выговориться, без учёта того, насколько это было приятно собеседнику. Аналогично и в нашем случае, крестьянин считал свою миссию важной в первую очередь для себя, мнение Бога его не интересовало. Узнав, что Бог не нуждается в молоке, он потерял к нему интерес, «разочаровался» в Нём.

Если принять мысль этой притчи как верную, то возникает масса вопросов. Зачем воплощался Бог, если атеистов практически не было, все во что-то верили. Зачем Христос обличал тел, кто верит не право, открывая истинное богопознание ценой даже того, что часть Его учеников «отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:66), не вместив Его учения. Или возьмём известный эпизод беседы с самарянкой у колодца Иаковлева (Ин.4:5-42). Христос открыто говорит ей: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Также, если принять идею притчи о том, что Богу Важно лишь почитание, а всё, что за ним стоит – второстепенно, то станет непонятен и подвиг мучеников за Христа. Им предлагали «дежурно» бросить горсть ладана на жертвенник перед идолом, а они шли на смерть и мучения, отказываясь это делать. Чем горсть ладана принципиально отличалась от миски молока?

Вспомним, что первых христиан называли учениками, а не просто «верующими в Иисуса как Христа». Да и само наименование христианин связано с обучением: Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян.11:26). Весь опыт Церкви показывает, что отсутствие «воспитания, мудрости, книжности» при искренней вере не является преградой для принятия Божественного Откровения вместо фантазий о Боге.

Совсем не сложно и в наше время найти аналоги самоуверенному крестьянину. Освятить ветку вербы (даже не подозревая, что освящается христианин с веткой в руках, а не просто ветка), после службы зайти в храм за святой водой, освятить кулич – масса желающих. Но, к большому сожалению, их Богопознание и духовная жизнь этим и ограничивается… А вышеприведённая притча убаюкивает их в том, что Бог большего и не желает от нас, главное не Заповеди, не общение с Ним, а "миска молока" для Творца Вселенной.

В итоге приходится констатировать, что римейк притчи, попытка придать ей христианский смысл, оказалась на редкость неудачной.

P.S. Переношу сюда важное дополнение из комментариев.

В первой притче, несомненно есть две темы: богопознание и миссионерство. Но миссионерская тема служебна по отношению к главной теме, которая вопреки Евангелию, вопреки всему Священному Писанию, пытается представить, что Богу важен обряд, а не истинное богопознание.
Обратим внимание, что из этого же главного тезиса вытекает и ложное учение миссии. Ангел (судя по его призыву, падший) возмутился не тем, что монах мог бы более тактично проповедовать крестьянину, а в том, что он в принципе проповедовал ему! Цитирую: "У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность". Фактически эта притча объявляет христианское просвещение "вне Закона", представляет его неугодным Богу. Зачем Христос посылал Своих учеников на проповедь, ведь они проповедовали и таким же крестьянам, а не атеистам? За что мы почитаем первоверховного апостола Павла, лишившего своей уютной веры тысячи язычников (его даже именуют "Апостолом язычников")? За что Иоанн Креститель называет "змеёнышами" фарисеев и книжников, обличая их искажённое богопочитание?
Итак, эта притча совсем не о необходимости вежливости для миссионера, она в принципе выступает против христианской миссии.
  • Like
Реакции: 8 человек

Комментарии

а Вы допускаете, что не у всех может доставать интеллектуальных способностей для понимания богословских книг?
Богословские книги бывают разные. В православии очень богатая святоотеческая библиотека. Катехизация необходима пришедшему в Церковь, чтобы получить ориентиры в этом бескрайнем море написанных богословских книг. Познание Истины не зависит от интеллектуальных способностей человека. Дух Святой есть Дух истины (Иоан. 16:13). Дух Святой, пребывающий в верующем человеке, дает нам познание истины через Слово Божие (2 Петр. 1:19-20; 1 Кор. 2:13).
 
В притче о лисичке речь больше не о качестве веры крестьянина, а о качестве просветительской деятельности монаха. Пусть у крестьянина вера была несовершенной. Но монах-то чего хотел? Доказать, что крестьянин ошибается, а не донести до него истинную веру. Надмевание, на мой взгляд. При аккуратном просвещении крестьянин, смотришь, и сам бы свою ошибку понял. Эта притча - посыл монахам. Да и нам, грамотным, умеющим читать и даже понимать, то, что написано. Перекликается с недавно выложенной статьей отца Константина. Как не отпугивать людей от Церкви.

Относительно изучения своей веры. Опять же требования к себе предъявлять разумно, а к другим - а как? Лучшее, что можно сделать, встречаясь с неграмотностью и заблуждениями - поделиться знаниями. А для этого самой их сначала усваивать. То есть опять требования к себе. И так крайне сложно удержаться от осуждения и тщеславия, когда видишь грамотных и давно воцерковленных людей, наполненных суевериями и заблуждениями.

Хотя мне непонятно, как можно без изучения. Очень сложно. Откуда ветер подует, так ты и согнулся. 10 разных батюшек 10 разных мнений сказали, к этому добавить замечания церковных тетушек, и все, весь в сомнениях и метаниях. Тут жеж никаких нервов не хватит.
 
Безусловно, должны быть Златоусты, Василии Великие, Григории богословы... но каменщики, рыболовы, пахари, тоже должны быть в Церкви Христовой. Другой разговор, что каждому православному нужно учиться думать, искать, но опять же, каждый на своем уровне.
Вячеслав, так три ближайших ученика Христа (братья Заведеевы Иаков и Иоанн, и апостол Петр) как раз и были простыми рыбаками. Возьмём ближайшего к нам выдающегося святого - преподобного Паисия Святогорца, он закончил лишь начальную школу. Среди святых несложно найти так же каменщиков и пахарей. Бог просвещает и просвящает всех, искренне желающих познавать Его и Его учение. Наше же время - уникально для получения богословских знаний, появились новые формы катехизации и образования (аудио, видео, интернет, электронные книги).
У меня вот, например нет времени на богословское образование. Господь через меня кормит мою семью, потому работа, работа и работа.
Вполне можно в телефон или плеер закачать и слушать аудиолекции. Например, эти: https://azbyka.ru/audio/pravoslavnye-prosvetitelskie-kursy-audiozapisi-lekcij.html
 
Последнее редактирование:
В притче о лисичке речь больше не о качестве веры крестьянина, а о качестве просветительской деятельности монаха. Пусть у крестьянина вера была несовершенной. Но монах-то чего хотел? Доказать, что крестьянин ошибается, а не донести до него истинную веру. Надмевание, на мой взгляд. При аккуратном просвещении крестьянин, смотришь, и сам бы свою ошибку понял.
Лукавство притчи из книги "Несвятые святые" не в том, что монах мог бы лучше образумить крестьянина, а в том, что якобы Богу безразлично как и в кого верят люди; пусть верят в любую фантазию, совершают нелепые обряды, лишь бы хоть как-то верили.
Монах "добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке".
"Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог — это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом… Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу".
Эти фрагменты притчи не позволяют нам однозначно утверждать, что монах лишь надмевался над крестьянином. Понятно, что он мог тоньше образумить земледельца. Например, объяснить, что тот может продолжать своё доброе дело, но уже понимая, что не Бог, а его творения нуждаются в молоке. Почитать Бога можно и через помощь его созданиям и это угодно Богу.
 
Последнее редактирование:
Воистину воскресе, Мария! Да, согласен с Вами, что "душевно" сказанное воспринимается большинством людей лучше, легче переваривается и запоминается. Но не в том смысле, что им хочется информации, созвучной их душевному уровню, а что-то духовное им недоступно, а в смысле формы подачи. Именно поэтому зачастую лучше воспринимается информация, почерпнутая из художественных книг, чем из научных. Мозг большинства людей лучше воспринимает информацию, имеющую эмоциональный окрас. Может быть даже поэтому у них часто бывает отрицательная реакция на сухое, аналитическое изложение. Их раздражает форма изложения, кажется им "нудной и скучной". И они ошибочно переносят это свое раздражение на смысл сказанного. Хотя скажи им то же самое в эмоциональной, художественной форме - и они придут в восторг. Однако, есть и люди другого склада - им как раз предпочтительнее сухая, точная форма изложения, образность лишь мешает, запутывает. Так что нужно, чтобы были объяснения и толкования на разных "языках". Впрочем, они и есть. Но почему-то преобладают "занудные". Возможно, из-за сложности, глубины обсуждаемого предмета. Сам объясняющий чаще всего не очень хорошо разбирается в том, что пытается объяснить другим. Получается что-то вроде эффекта "ковыряния" начинающих музыкантов в технически сложном произведении. Когда не до красоты исполнения - попасть бы в ноты. А "Мурку" - ее, конечно, легко сыграть... вот она и звучит для слушателя привлекательнее. Не потому, что музыка эта лучше, а потому что качественнее сыграна.

Богословские книги бывают разные. В православии очень богатая святоотеческая библиотека. Катехизация необходима пришедшему в Церковь, чтобы получить ориентиры в этом бескрайнем море написанных богословских книг.

Ирина, согласен с Вами! Море бескрайнее. Но... разве катехизация помогает человеку найти в этом бескрайнем море именно то, что будет понятно ему? Не получится ведь всех - под одну гребенку. Вот приходят одновременно к Церковь сорокалетний ученый-историк, тридцатилетний программист, поэтесса двадцати с небольшим, пятидесятилетний водопроводчик, трудный подросток с психологическими проблемами, восьмидесятилетняя деревенская старушка, наркоман, цепляющийся за веру, как за соломинку, и талантливая актриса с околорелигиозной мистической кашей в голове. И с чего им начинать? Вряд ли с одного и того же.

В притче о лисичке речь больше не о качестве веры крестьянина, а о качестве просветительской деятельности монаха. Пусть у крестьянина вера была несовершенной. Но монах-то чего хотел? Доказать, что крестьянин ошибается, а не донести до него истинную веру. Надмевание, на мой взгляд. При аккуратном просвещении крестьянин, смотришь, и сам бы свою ошибку понял. Эта притча - посыл монахам. Да и нам, грамотным, умеющим читать и даже понимать, то, что написано. Перекликается с недавно выложенной статьей отца Константина. Как не отпугивать людей от Церкви.

Мне тоже кажется, что есть такая тема.

А может ведь быть такое, что у этой притчи нет единственного "правильного" толкования, что она, как переливная картинка, содержит в себе сразу несколько смыслов, все зависит от того, под каким углом на нее взглянуть?

Так вариант из книги "Несвятые святые" можно рассматривать как лукавство, как призыв попустительствовать язычеству, как осуждение человеку, не желающему познать истинного Бога, а цепляющемуся за свои суеверия. А можно понять и как напоминание просвещающим о том, что к словесной проповеди надо иметь дар, иначе можно не благо принести, а навредить. Если язычник духовно не готов к жесткому уроку - может, предоставить попытку его вразумить кому-то другому, у кого это лучше получится? Кто сумеет это сделать с любовью и осторожностью, а не рубить с плеча правду-матку, которая его неокрепшую душу не просветит, а травмирует? Ведь Сам Бог подходит к нам именно так - вразумляет по мере того, как мы способны усвоить урок. Дает нам то знание, которое мы сможем переварить. Вот у меня сколько раз такое бывало: дается какое-то вразумление, и я понимаю, что оно - совершенно вовремя. Потому что произойди то же самое на год-два-десять лет раньше, я бы ничего не понял, не сделал бы нужных выводов. Потому что мое сознание было к этому не готово. И лишь когда почва подготовлена, Господь помещает в нее зерно.
 
Впрочем, они и есть. Но почему-то преобладают "занудные". Возможно, из-за сложности, глубины обсуждаемого предмета. Сам объясняющий чаще всего не очень хорошо разбирается в том, что пытается объяснить другим.
Кирилл выше дал ссылку на просветительские лекции. Изложение живое, доступное и в то же время корректное, точное. Но а) не все догадываются, что нужно изучать свою веру, б) далеко не все в курсе, как это делать и с чего начать, в) многие предпочитают оставаться при своей картине мира.
Не мне судить, отчего оно так. Воскресные проповеди содержат весьма здравую информацию. При этом их слушают, но не слышат. Не один год. Почему? Я сейчас говорю не о бабушках.
 
Ирина, согласен с Вами! Море бескрайнее. Но... разве катехизация помогает человеку найти в этом бескрайнем море именно то, что будет понятно ему? Не получится ведь всех - под одну гребенку. Вот приходят одновременно к Церковь сорокалетний ученый-историк, тридцатилетний программист, поэтесса двадцати с небольшим, пятидесятилетний водопроводчик, трудный подросток с психологическими проблемами, восьмидесятилетняя деревенская старушка, наркоман, цепляющийся за веру, как за соломинку, и талантливая актриса с околорелигиозной мистической кашей в голове. И с чего им начинать? Вряд ли с одного и того же.
Начинать необходимо с одного итого же - с Евангелия. "С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.(Мф. 4: 17)".
А может ведь быть такое, что у этой притчи нет единственного "правильного" толкования, что она, как переливная картинка, содержит в себе сразу несколько смыслов, все зависит от того, под каким углом на нее взглянуть?
Это уже признак того, что притча лукавая. Лучше перечитать Послание Апостола Павла 1Тим 4.
Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии.
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
 
Это уже признак того, что притча лукавая. Лучше перечитать Послание Апостола Павла 1Тим 4.
Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии.
Информация оценивается с точки зрения вредности/полезности.
Вот есть притча. "Трое вас, трое нас, Господи помилуй нас" - это притча того же стиля. О простоте веры, а веры в кого и какой - не совсем ясно. Таких притч, думаю, немало накопилось за 2000 лет.
Информация направлена кем-то и для кого-то и зачем-то.
Пусть она содержит в себе лукавство. Какой вред она приносит? Или какую пользу? и кому именно?
Если она ничего особо и не приносит никому, то стоит ли того, чтобы ее обсуждать?
Является ли предметом обсуждения сама притча или все то, что с ней связано (образование самих христиан, а ткже миссионерская деятельность).
Но нас интересует больше вред. Кому она принесет вред? Можем ли мы, не имея опыта пастырской работы, оценить это вред? Или пользу.

А если обратиться к Писанию, то апостол Павел проповедовал, используя тот язык и те образы, которые язычники понимали. Поэтому сказать, что притча полностью противоречит Писанию, я не могу.

Простите за сумбурный пост, пытаюсь определить для себя рамки дискуссии.
 
В первой притче, несомненно есть две темы: богопознание и миссионерство. Но миссионерская тема служебна по отношению к главной теме, которая вопреки Евангелию, вопреки всему Священному Писанию, пытается представить, что Богу важен обряд, а не истинное богопознание.
Обратим внимание, что из этого же главного тезиса вытекает и ложное учение миссии. Ангел (судя по его призыву, падший) возмутился не тем, что монах мог бы более тактично проповедовать крестьянину, а в том, что он в принципе проповедовал ему! Цитирую: "У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность". Фактически эта притча объявляет христианское просвещение "вне Закона", представляет его неугодным Богу. Зачем Христос посылал Своих учеников на проповедь, ведь они проповедовали и таким же крестьянам, а не атеистам? За что мы почитаем первоверховного апостола Павла, лишившего своей уютной веры тысячи язычников (его даже именуют "Апостолом язычников")? За что Иоанн Креститель называет "змеёнышами" фарисеев и книжников, обличая их искажённое богопочитание (заметим, что образумить удалось не многих из них)?

Итак, эта притча совсем не о необходимости вежливости для миссионера, она в принципе выступает против христианской миссии.
 
Последнее редактирование:
Друзья мои! Я попытаюсь вернуть нас всех к самому началу нашего
обсуждения.. Читаем в резюме исходного поста:

"В итоге приходится констатировать, что римейк притчи, попытка придать ей
христианский смысл, оказалась на редкость неудачной".

Я предлагаю вам (по возможности) вернуть обсуждение именно на этот
уровень: литературной достоверности и ценности произведения "Несвятые
святые", и, собственно, "Притчи про лисичку".

Я думаю, что для правильного восприятия книги владыки Тихона стоит взять
на себя труд, и внимательно прочитать авторскую аннотацию (цитирую дословно):

"Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать своё Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И всё же мы, хоть и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире".

Первоисточники "Притчи о лисичке" обозначены Кириллом весьма обстоятельно, за что лично я ему повторно выражаю свою благодарность. А вот на что, я думаю, стоит обратить внимание попристальней - на то, "с чем" оставлен крестьянин пророком Моисеем (в изложении митрополита Антония Сурожского), или неизвестным монахом (в изложении владыки Тихона).
Со скорбью о своём ошибочном представлении о Боге Истинном? Да. Со слезами о своём неумении послужить Богу Истинному? Да. Со знанием о том, что Бог есть Чистый Дух, и земные приношения ему не нужны? Да. Важно:
крестьянин оставлен тем из людей, которые обладают даром истинного знания, даром, полученным из рук самого Господа. Оставлен тем, кто среди людей считается носителем благочестия. Но оставлен ли крестьянин Богом?

"Это уже совсем другая история" - приходит на ум ответ братьев Стругацких
("Понедельник начинается в субботу").

И пророк, и монах из "притчи про лисичку" получили от Господа укорение за содеяное над наивным и некрепко верующим крестьянином. Не потому же ли самому и Спаситель говорит слепому у стен Иерихона: "Иди: вера твоя спасла тебя"(Мк.10:52), а книжнику - только: "Недалеко ты от Царствия Божьего"(Мк.12:34)?

Я думаю, что нет смысла доказывать очевидно большую духовную пользу чтения святоотеческой литературы в сопоставлении с литературой светской, классической. Однако считаю, что светская литература, и, прежде всего, русская классическая, также в немалой степени способствует познанию "поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире", что и отметил владыка Тихон.

Завершаю свой комментарий цитатой из "Дневников писателя" Фёдора Михайловича Достоевского:

"Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя Осанна прошла".

Спаси нас, Гоподи, братья и сестры!
 
Я думаю, что для правильного восприятия книги владыки Тихона стоит взять на себя труд, и внимательно прочитать авторскую аннотацию (цитирую дословно):
Александр, автор книги "Несвятые святые" некритично использовал нехристианскую притчу, выдавая её за христианскую, даже не указав верный источник, как это сделал митрополит Антоний.
Какова цель Вашего последнего поста? Объяснить, что Бог не оставил крестьянина? Разве в этом кто-то сомневается? Объяснить, что владыка имел благие намерения при написании книги? Разве кто-то обвиняет епископа в намеренной провокации?

И Ваш изначальный посыл совершенно неверен. Мы не оцениваем всю книгу, а лишь одну притчу, в которой мы видим не "созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире", а искажённое представление о Божественном промысле. Который желает всем "в разум истины войти", а не остаться в плену языческих заблуждений.
Не потому же ли самому и Спаситель говорит слепому у стен Иерихона: "Иди: вера твоя спасла тебя"(Мк.10:52), а книжнику - только: "Недалеко ты от Царствия Божьего"(Мк.12:34)?
Думаю, что это искусственное толкование, но изучение данного фрагмента позволило добавить новый вопрос в тесты: https://azbyka.ru/test/evangelie?question=31
Благодарю, Александр!
 
Последнее редактирование:
Пусть она содержит в себе лукавство. Какой вред она приносит? Или какую пользу? и кому именно? Если она ничего особо и не приносит никому, то стоит ли того, чтобы ее обсуждать?

Интересен тот факт, что вы нигде не найдете ни одной притчи, которые сочинили бы Апостолы или Святые Отцы. Притча - это очень особенный рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины. Притчи есть в Ветхом Завете и притчами говорил народу Христос. Обсуждаемой притчи "Про лисичку" нет в Библии. Если бы она была, то уверена, что на нее было бы святотеческое толкование. Мое мнение: к притчам необходимо очень осторожно относиться. Я столкнулась с тем, как были очарованы притчами буддистских авторов мои знакомые. Очень поэтические и красивые они умело скрывают антихристианскую сущность. Чтобы не ошибиться с толкованиями не христианских притч (которые кстати обязательно настолько "мудры", что имеют двоякий и даже троякий смысл и толковать их можно и так и эдак) я взяла себе за правило не принимать ни одной из них на веру. Я рекомендую православным христианам принимать только те притчи которые сказал Христос в Евангелии. Многие из них Он сам толковал своим ученикам. Если нравятся Ветхозаветные притчи, то хорошо было бы прочитать толкование на них Святых Отцов, так как Ветхий Завет Новым открывается.
 
Последнее редактирование:
Исламский аналог, записал Руми, 13 век. В не дословном переводе на современный русский язык выглядит так:

"МОИСЕЙ И ПАСТУХ
Моисей услышал, как пастух молится у дороги: «Боже, где ты? Я хочу помочь тебе, починить твои башмаки и причесать волосы. Я хочу постирать тебе одежду и снять вшей. Я хочу принести тебе молока, целовать твои рученьки и ноженьки, когда настает время для тебя идти в кровать. Я хочу подмести твою комнату и держать её в чистоте. Боже, мои овцы и козы - твои. Все, что я могу сказать, вспоминая тебя, это ай-й-й и ах-х-х». Моисей не мог этого больше выдержать: «С кем это ты говоришь?» «С тем, кто сотворил нас, сотворил землю и сотворил небо». «Не говори о башмаках и носках с Богом! И что это еще за рученьки и ноженьки? Это звучит кощунственно и фамильярно, как будто ты болтаешь со своими дядьками. Только то, что растет, нуждается в молоке. Только тот, у кого есть ноги, нуждается в башмаках. Не Бог! Даже если ты имел в виду Божьих посланников, как Бог, когда Он сказал: «Я был болен и вы не навестили меня», даже тогда этот тон был бы нелепым и непочтительным.

Используй уместные термины. Фатима - хорошее имя для женщины, но если ты назовешь мужчину Фатимой, это - оскорбленье. Язык тела и рождений пригоден для нас, на этом берегу реки, но не для того, чтоб обращаться к источнику, - не для Аллаха».

Пастух раскаялся, разорвал свою одежду, тяжко вздыхая, он ушел в пустыню. И тогда нежданно откровение пришло Моисею. Божий голос: "Ты разлучил меня и того, кто близок мне. Ты, как Пророк, пришел соединять иль разделять? Я дал каждому существу собственный и непохожий путь видения, знания и способность выразить это знание.

То, что кажется ложным тебе, правильно для него.

Чистота и нечистота, леность и усердие в богослужении для меня не значат ничего. Я чужд всему подобному. Не думай, что один способ богослужения оценивается выше или ниже, чем другой. Индусы поступают так, как свойственно индусам. Дравиды-мусульмане в Индии делают то, что свойственно им. Всё это хвала, всё это благо.

Это не я прославляем в актах богослужения. Это служащие Богу! Я не слышу ими произносимых слов. Я смотрю внутрь на их смиренность.

Разверзнутая приниженность является реальностью, а не язык! Забудь о фразах. Я хочу горения, горения. Будь другом своего горения. Сожги свое мышление и свои формы выражения!

Моисей, те, кто обращает внимание на способы поведения и говорения, принадлежат к одной категории. Сгорающие влюбленные - к другой.

Не облагай налогом на собственность сожженное селенье. Не порицай влюбленного. «Ложность» его речей в сто раз лучше «правильности» у других. Внутри Каабы неважно, в какую сторону направить свой молитвенный коврик! Ныряльщику в океане не нужны снегоступы! Владения любви не имеют правил или доктрины. Только Бога. Таков рубин, на котором ничего не выгравировано! Он не нуждается в метках. Бог начал являть сокровенные тайны Моисею. Виденья и слова, которые нельзя здесь записать, изливались на него и чрез него. Он покинул себя и затем вернулся. Он вошел в вечность и пришел опять сюда. Это происходило много раз. Нелепо с моей стороны пытаться говорить об этом. Если б я сказал, это вырвало бы с корнем нашу человеческую разумность, это разломало бы перья, используемые для писания.

Моисей побежал за пастухом. Он следовал за смятенными следами, которые в одних местах шли прямо, как ладья по шахматной доске, а в других - поперек, как шахматный слон, то поднимались подобно гребню волны, то съезжали вниз, как рыба, но его ступни всегда оставляли гадательные символы на песке - летопись его отчаянного состояния. Наконец Моисей догнал его. «Я был неправ. Бог открыл мне, что в богослужении нет правил. Говори всё, что и как твоя влюбленность тебе подсказывает. Твое сладостное кощунство есть подлинная преданность. Благодаря тебе весь мир обретает свободу. Пусть твой язык развяжется и не волнуйся о том, что выйдет. Всё это светоч духа». Пастух отвечал: «Моисей, Моисей, я ушел превыше даже этого. Ты применил свой кнут, и моя лошадь испугалась и выпрыгнула из себя. Божественная и человеческая природа сошлись вместе. Благословенна твоя карающая длань. Я не могу сказать, что случилось. То, что я говорю сейчас, не мое подлинное состояние. Оно неизреченно».

Пастух затих. Когда смотришь в зеркало, ты видишь самого себя, а не состояние зеркала. Флейтист влагает дыхание во флейту, и кто творит музыку? Не флейта. Флейтист! Всякий раз, когда ты воздаешь хвалу или благодарения Богу, они всегда подобны простоте этого славного пастуха. Когда ты в конце концов увидишь сквозь завесы, каковы вещи на самом деле, ты будешь повторять снова и снова: «Это уж точно не похоже на то, как мы себе это представляли!»


Из сборника "Сокровища вспоминания". Имхо: целевая аудитория подобных историй: пастыри (пастухи). Так подумал, когда отвечал на вопрос "кому?" из универсального принципа в сообщении Кирилла. О безопасности высказался Екклесисаст https://azbyka.ru/biblia/?Eccl.12 , строки 11-14
 
Последнее редактирование модератором:
Антон, благодарю Вас ещё за одну версию притчи!
Индусы поступают так, как свойственно индусам. Дравиды-мусульмане в Индии делают то, что свойственно им. Всё это хвала, всё это благо.
Джалаладдин Руми в своём религиозном синкретизме превзошёл всех рассказчиков этой истории.:) Для суфия это нормально (Думаю, что архитолерантные взгляды этого персидского поэта разделяет менее 1% мусульман).

Что же касается заключительных слов книги Екклесиаста, которые Вы привели, то они безупречны:
Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
См. толкование этого отрывка.
 
Последнее редактирование:
Сверху