«РАДОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ»
Мы торжественно празднуем День Рождения Девы Марии в начале православного церковного года (см. о нем), 8 сентября по юлианскому календарю. Это глубоко символично: явление в мир будущей Матери Господа открывает начало завершающего этапа долгой богочеловеческой истории нашего Спасения.Краткое содержание апокрифических событий, положенных в основу праздника, можно найти здесь. Здесь же помещены богословские размышления о дне рождения». Вероятно, некоторые сталкивались с негативным отношением ко дню рождения как таковому. Христианская ли это позиция? Тема очень важная. Нужно ли праздновать день рождения по плоти человека (и даже Богочеловека), так патетически проклятый страдающим Иовом? Этот поучительный урок церковной истории мы «уже проходили». Подробнее см.
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва
Цикл Джотто, посвященный событию Рождества Богоматери:
Изгнание св. Иоакима из Храма.
Сон Иоакима
Видение св. Анны
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот
Рождество Богоматери.
Есть обширная статья об иконографии праздника Рождества Богоматери, см. здесь.
P. S.
В дни, посвящённые празднованию Дня Рождения Богоматери или Её Сына, неизбежно возникает вопрос о богословском и богослужебном «статусе» собственного дня рождения. Недавно моя слушательница Епархиальных Иоанновских богословских курсов Ксения Бирюкова так ответила на предложенный ей вопрос:
«Что значит день рождения для ветхозаветного иудея и для новозаветного христианина?» Она пишет:
«Некоторые христиане отвергают празднование дня рождения как нечто языческое, некоторые из них вспоминают событие, связанное с днём рождения Ирода, когда был убит великий Пророк и Креститель Господень Иоанн.
"В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя..." – говорит святой царь Давид. ... Все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя... Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию" (Свт. Афанасий Великий). По сути здесь отображено негативное отношение к дню рождения ветхозаветного человека. В ветхозаветном мире греховность считалась врождённой. Нет человека без греха. А начало человеческой жизни – рождение. Святитель Лев Великий пишет: "Если бы Сам Создатель не снизошёл до общности с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то, начиная от Адама и вплоть до последних времён, царила бы смерть и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие, ибо одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели". Отсюда можно сделать вывод, что до прихода Спасителя в мир отношение к дню рождения оставалось негативным.
Но после прихода в мир Христа, нового Адама, это отношение кардинально изменилось. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский говорит о дне рождения следующее: "Все люди чтят этот великий для них день – день своего рождения, приведение из небытия, и непразднование, или, лучше, непочитание его, – есть неблагодарность пред Творцом за неоценённый дар жизни и неумение ценить его...". Так святой Иоанн Кронштадтский отражает новозаветный взгляд на отношение ко дню рождения.»
2018, декабрь