Содержание статьи
Часть 1
Глава 1. Место человека в творении Божьем
1.1. Человек является венцом Божьего творения мира
1.2. В иерархии земных созданий человек занимает
особое — владычествующее (господствующее, царственное)
положение
Глава 2. Об образе и подобии Божьем в человеке
1.1. Особенности создания человека
1.2. О сходстве человека с Богом: образ и подобие.
Их различное понимание разными авторами
1.3. О соотношении образа и подобия
Цитируемая литература
Часть 2
Глава 3. О понятиях: творение, создание, преобразование, рождение
Глава 4. Создание человека
4.1. Создание Адама
4.1.1. Обзор мнений
4.1.2. Анализ мнений
4.2. Создание Евы и концепция андрогина
Цитируемая литература
«Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Мак. 7:28).
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:26-28).
«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138:14).
«Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал “Дивно познание Тебя через меня” (Пс. 138:6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя. Каким же образом через меня? Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца» (святитель Василий Великий) (Беседы на Шестоднев, Беседа 10).
ГЛАВА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЕНИИ БОЖЬЕМ
1.1. Человек является венцом Божьего творения мира
§1. В Божьем творении мира, по отношению к человеку, можно выделить, в том числе, следующие аспекты: побуждение к созданию человека, или причину его создания; цель создания человека, или его назначение [1]; цель жизни созданного человека, или его призвание; смысл жизни человека, или для чего живет человек.
Авторы [2], комментирующие библейский текст о сотворении мира, считают, что побуждением к творению (причиной творения) являлась любовь Божья. При этом, поскольку любовь является чувством, относящимся к какому–либо объекту, а никаких сотворенных объектов еще не существовало, то под любовью Божьей понимается «бесконечная любовь Бога к высочайшим совершенствам триипостасного существа Его, по которой Он восхотел и вне Себя открыть сии совершенства» (4:85). Целями же творения являются два, связанных между собой, аспекта: слава Божия и блаженство тварей. Ибо, «насколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и через то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, настолько возможно и блаженство ее» (6:188-190. Кн. 1). Иначе говоря, целью создания человека является его блаженство в соединении с Богом. Эта цель является и целью земной жизни человека, а её достижение — смыслом его жизни (72).
§2. Человек — завершающий этап и венец Божьего творения мира (Быт. 1:1-31; 2:1-3). Он сочетает в себе элементы ранее созданных живых и неживых сущностей. Данная тема широко представлена в христианской антропологии. Приведём несколько примеров этого.
По словам святителя Григория Нисского: «Так, человек — великая эта и досточестная тварь — не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того, как уготовано сперва владение, следовало показать и царя. Поэтому, когда Творец Вселенной устроил имеющему царствовать как бы царский некий чертог, и это были сама земля, острова, море и наподобие крыши сведенное над ними небо, тогда в царские эти чертоги собрано было всякого рода богатство; богатством же называю всю тварь, все растения и прозябения, все, что чувствует, дышит, имеет душу…
Поэтому-то человек введен последним в творение — не потому, что, как нестоящий, отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных. Как добрый гостеприимец до приготовления снедей не вводит гостя к себе в дом, но, приготовив все благоприлично — убрав, какими следовало, украшениями дом, пиршественную горницу, трапезу, припасши уже пригодное для пиши, — принимает у себя сопиршественника, подобным образом богатый и щедрый Угоститель естества нашего, всякого рода красотами убрав жилище, уготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит человека, вменив ему в занятие не приобретать то, чего еще нет, но наслаждаться тем, что уже есть. Поэтому в основание устройства полагает в нем сугубое начало, смешав с земным божественное, чтобы ради того и другого иметь ему наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому, наслаждаясь и Богом по естеству божественному, и земными благами по однородному с ними чувству» (23:11-13).
Святой Иоанн Дамаскин (в числе других авторов) называет человека малым миром по причине сочетания в нем элементов всех сотворенных природ: неживой и живой (растительной, животной, разумной) и указывает на сходство человека с другими творениями: «Должно знать, что человек и имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также и потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способность рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отношении к желанию, то есть, гневу и похоти, и в отношении к чувствованию, и в отношении к движению, соответствующему побуждению…
Через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами, мысля и обдумывая, и произнося приговор относительно всего порознь, и следуя за добродетелями, любя благочестие — вершину добродетелей; посему человек и есть малый мир (1:154,155).
Аналогичное предыдущему, ранее говорил Немесий, епископ Эмесский. «Очевидно также, что человек и с неодушевленными (предметами) имеет нечто общее и подобно тому, как сопричастен жизни неразумных животных, так и с одаренными разумом соединяется способностью мышления. В самом деле, с неодушевленными (предметами) человек схож по телу и по сложению (соединению) из четырех стихий, с растениями же, кроме указанного, еще по производительной и питательной силе; с бессловесными же тварями (животными) он схож не только во всем этом, но сверх этого — по произвольным движениям, по стремлениям (желаниям), гневу, наконец — по чувствовательной (ощущающей) и дыхательной силе (способности): ведь это все — свойственно людям и неразумным (животным), хотя и не всем все.
Через посредство же разума человек соприкасается с бестелесными и разумными существами, когда рассуждает, мыслит и различает все, когда стремится к добродетели и особенно проникает благочестием, в котором венец (всех) добродетелей. Вследствие этого он находится как бы посередине (на рубеже) между разумным и чувственным бытием: по телу и телесным силам он соприкасается с неразумными животными и неодушевленными предметами, по уму же — с бестелесными существами, как сказано выше…
Таким именно образом Творец все гармонически приладил друг к другу и соединил, а через сотворение человека — связал воедино умопостигаемое и видимое. Справедливо и Моисей, описывая творение мира, говорит, что человек был сотворен последним не только потому, что раз все создавалось для него, то следовало первоначально приготовить предназначенное для его пользования, а затем уже создать самого пользующегося, но и потому, что по сотворении умопостигаемого и — затем — видимого бытия, надлежало произвести (создать) и некоторую связь того и другого, чтобы все бытие было единым, соразмерным в себе самом и не чуждающимся самого себя…» (24:20,22,23).
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Произведши из ничтожества мир духовный и за тем мир вещественный, Господь Бог в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение обоих миров, и справедливо издревле назывался малым миром» (2:427).
Священник А. Лоргус отмечает, что «человек вводится в мир, творится в конце всего творения. На это обращали внимание почти все экзегеты, почти все богословы, которые так или иначе касались темы “Шестоднева”. Человек вводится в готовую Вселенную») (19:186).
Ту же мысль находим в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре»: «Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее — животные и наконец — как венец мироздания, человек» (20:806. См. «Душа»).
§3. Вместе с этим, в Быт. 2 приводится как бы иная последовательность творения (по сравнению с Быт. 1), поскольку происхождение человека здесь как бы предшествует созданию растительности (Быт. 2:4,5) и животного мира (Быт. 2:7,18,19). О этом так же говорится, например, в 21:445 (см. «Творение») и в 8:238,239. Поэтому, рассмотрим подробнее указанные библейские тексты, по-разному повествующие об одних и тех же событиях.
На сайте «Библия-Онлайн» эти события толкуются так: «Существуют два ключевых утверждения относительно противоречий между 1 и 2 главами книги Бытие. Первое относится к растительной жизни. Быт. 1:11 отмечает, что Бог создал растительность на третий день. Быт. 2:5 утверждает, что до создания человека “не было на земле ни куста, ни травинки”. Так какой же день имеется в виду? Создал ли Бог растительность на третий день, до того, как сотворил человека (Быт. 1), или после его создания (Быт. 2)?
Обратите внимание, что еврейские слова, обозначающие “растительность”, отличаются в этих двух стихах. Быт. 1:11 использует термин, относящийся к растительности в общем. Быт. 2:5 использует более конкретный термин, подразумевающий растительность, требующую хозяйственного, земледельческого ухода. Эти тексты не противоречат друг другу. Быт. 1:11 говорит о создании Богом растительности вообще, а Быт. 2:5 сообщает, что Господь дал рост “земледельческой” растительности лишь после создания человека» (66).
Второе мнимое противоречие относится к животному миру. Быт. 1:24–25 говорит, что Бог создал животный мир на шестой день, до создания человека. Может показаться, что в некоторых переводах Быт. 2:19 утверждает, что Бог создал животных после сотворения человека. Тем не менее, точный и достоверный перевод книги Быт. 2:19–20 звучит следующим образом: «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному – так оно и будет называться. Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена». Текст не говорит, что Бог создал человека, потом дал жизнь животным и лишь тогда привёл их к нему. Текст, скорее, утверждает: “Господь Бог (уже) создал … всевозможных зверей и птиц”. Противоречий нет. На шестой день Бог создал животных, потом сотворил человека и тогда привёл их к нему, позволив дать им имена.
Рассматривая два упоминания о Творении по отдельности и сопоставляя их, мы видим, что Бог описывает последовательность Творения в Быт. 1, а тогда уточняет его самые важные составляющие, особенно шестой день, в Быт. 2. Это является не противоречием, а распространённым литературным приёмом, описывающим события от общего к конкретному» (66).
Приведём теперь комментарии Раши [3] и Сончино [4], представленные в разделе «Брейшит» различных изданий Торы (Пятикнижии Моисеевом), и относящиеся к появлению растительной жизни:
- на слова «Да порастет земля порослью, травой семяносной, плодовым деревом» (Быт. 1:11): «При сотворении земли Всевышний наделил ее силой, которая позволит произрастить травы и деревья. (Сончино)» (38; 70:9);
- на слова «Да произрастит земля свой зеленый покров» (Быт. 1:11): «Это повеление наделило землю способностью давать жизнь растительному миру» (Раши) (69:28);
- на слова «никакого кустарника полевого еще не было на земле» (Быт. 2:5): «этот (стих) толкуй так: (никакого кустарника полевого) еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. “И никакая трава полевая טרם יצמח" — еще не росла. В третий же (день), о котором сказано: “И извлекла земля” (Быт. 1:12 — П.Д.), (растения) не взошли, а стояли на выходе из земли до шестого дня [Хулин 60б]. (Раши)» (38);
- на слова: «никакая трава полевая еще не росла» (Быт. 2:5): «В третий день земля выполнила приказ Всесильного и дала силы растениям подняться. Но для того, чтобы появилась зелень, недостаточно только силы земли — нужен еще дождь. Всевышний же не посылал дождя, пока не был создан человек, который обратился к Творцу с молитвой о дожде. В шестой день, перед сотворением человека, растительность оставалась в своем изначальном состоянии: начался процесс роста в земле, но зелень еще не показалась. (Раши)» (38; 70:15);
- на слова «никакого кустарника … никакая трава» (Быт. 2:5): «Растительный мир, произведенный землей в третий день Творения, находился в зачаточном состоянии до тех пор, пока Всевышний, в ответ на молитву человека, не послал на землю дождь» (Раши) (69:43);
- на слова: «ибо дождя не слал» (Быт. 2:5): «А почему не слал дождя? Ибо “человека не было, чтобы возделывать землю”, — не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился (на свет) Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность. (Раши)» (38).
Эти комментарии ясно говорят не о различных видах растительности («растительности в общем» и «земледельческой растительности»), а о том, что растительность до появления человека находилась ещё в «изначальном состоянии», или «зачаточном состоянии», т.е «зелень еще не показалась». И лишь после появления Адама и его молитве о дожде «выросли деревья и зеленая растительность». При этом, — как утверждается в классических комментариях Раши и Сончино, — в Быт. 1:11 говорится не о собственно появлении растительного мира, а о том, что Бог наделил землю способностью давать жизнь растительному миру.
Святитель Иоанн Златоуст при толковании Быт. 1:11,12 пишет: «Как открыл Он нам лицо земли, уже дал ей Своим повелением надлежащее благолепие, украшая лицо её разнообразными семенами … Что значит: и было так? (в синодальном переводе: и стало так — П.Д.) Повелел, то есть Господь, и земля тотчас почувствовала болезни рождения и приготовилась к произращению семян … Подумай здесь, возлюбленный, как земля все произвела по слову Господа. Еще не было ни человека — делателя, ни плуга, ни рабочих волов, ни другого попечения о ней, но лишь услышала земля повеление — и тотчас исполнила свою обязанность» (71:36).
Приведём толкование святителя Иоанна Златоуста на Быт. 2:4-7: «несуществовавшее дотоле получило бытие и небывшее явилось вдруг по слову и велению Его. Трава произрастает из земли; а когда (Писание) говорит о травах, то разумеет все семена» (71:95).
Профессор А.П. Лопухин так толкует Быт. 2:4-7: «в то время, когда были уже созданы небо и земля, но еще не появлялось никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека, но над всей землей висел густой туман, — тогда-то Господь Бог и сотворил человека» (11:16. См. комментарий к Быт. 2:7).
Таким образом, несмотря на привлекательность приведённого выше толкования, заключающегося в том, что «еврейские слова, обозначающие “растительность”, отличаются в этих двух стихах (Быт 1:11 и Быт. 2:5 — П.Д.)», мы не находим подтверждение этому ни в различных изданиях Торы и её основных комментариях, относящихся к данным событиям, ни среди известных христианских толкователей.
Кроме того, к сожалению, указанные «еврейские слова, обозначающие “растительность”» автором не приведены и не указан их источник, в связи с чем, не представляется возможным проверить достоверность этих сведений.
О временнóй же последовательности появления животного мира и человека в Быт. 2:19, профессор А.П. Лопухин говорит: «“Господь Бог образовал («из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» — П.Д.) …” Образовал, разумеется, гораздо раньше, именно в пятый и шестой дни творения (1:21 и 25), если же здесь бытописатель снова возвращается к этому факту, то он делает это лишь для общей связи повествования» (11:16. См. комментарий к Быт. 2:19).
Исходя из сказанного в отношении различного изложения появления растительности, животных и человека в первых двух главах Книги Бытия, а также рассматривая Библию, как единую Священную Книгу, не допускающую противоречий в своём тексте, можно сделать следующие выводы.
1) О растительности до появления человека, в Библии говорится в смысле нахождения растительности в состоянии готовности к росту, поскольку земля была наделена способностью давать жизнь растительному миру (силой, которая позволит произрастить травы и деревья), и приготовилась к произращению семян. При этом не было «никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека».
Иначе говоря, растительность находилась ещё в «изначальном состоянии», или «зачаточном состоянии», т.е. «зелень еще не показалась», «ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5). И лишь после появления Адама «трава произрастает из земли» и «выросли деревья и зеленая растительность».
Действительно, растительный мир был создан в третий день (Быт. 1:11-13), а животные и человек, для которых растения и деревья становятся пищей — только в шестой день (Быт. 1:24-31). Поэтому, за ненадобностью растительности в промежутке от третьего дня до шестого, можно предположить, что в третий день был создан не собственно растительный мир, готовый в дальнейшем к употреблению животными и человеком, а только основа этой растительности, или растительный мир в потенциале. Это является дополнительным доводом в пользу сделанного выше вывода о временнóм соотношении появления растительности и человека.
Вместе с этим, в Синодальном переводе Быт. 1:11-13 говорится о произрастании именно зелени в третий день творения, т.е. — до появления человека. О том же пишется и в разделе «Брейшит» Торы (69:29; 70:9,10), что, казалось бы, не соответствует приведённой выше последовательности появления растительности и человека.
Однако в подстрочном переводе греческого текста Ветхого Завета — Септуагинте (переводе 70-ти), в Быт. 1:11,12 не употребляются слова «зелень» или «зеленый покров». Здесь говорится о растении травы, сеющей семя, и дереве плодоносном (72. См. Подстрочный перевод греческого текста Ветхого и Нового Завета к Быт. 1:11,12).
В переводе Ветхого Завета с древнееврейского на русский, сделанного с издания Biblia Hebraica Stuttgartensia, также не употребляются слова «зелень» или «зеленый покров». Здесь повествуется о том, что земля породила растения: травы разных видов, дающие семена, и деревья разных видов, приносящие плоды с семенами (33:14. См. комментарий на Быт.1:12).
Кроме того, как сказано выше, в толкованиях соответствующего текста Торы, ясно разъясняется, что лишь после появления Адама «трава произрастает из земли» и «выросли деревья и зеленая растительность».
Таким образом, текст Быт. 4,5 можно толковать следующим образом: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и семена всякого полевого кустарника и всякой полевой травы, которые еще не выросли на земле [5], ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли».
2) В отношении описания создания животного мира и человека в Быт. 2, можно сказать, что в Быт. 2:19 повествуется о том, что после создания Господом Богом животных и человека, Он привёл их к нему, чтобы видеть, как он назовет их. Это не противоречит временнóй последовательности появления животного мира и человека в Быт. 1.
Однако здесь необходимо отметить, что в Быт. 2, после создания человека (Быт. 2:7), написано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И далее сразу говорится: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных…» (Быт.2:19). В связи с этим, указанный текст может быть истолкован таким образом, что как бы вначале был создан человек, а затем — животный мир, в качестве помощника ему.
Приведём по данному вопросу разъяснение святителя Иоанна Златоуста: «Два эти выражения: помощника и: по нему (в синодальном переводе: соответственного ему), многозначительны. Не хочу, говорить, чтобы он был один, но — чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: сотворим ему помощника, прибавил еще: по нему, чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что о них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене. Поэтому после слов: помощника по нему, прибавил: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (ст. 19). Это делается не просто и не напрасно, во в виду имеющих вскоре последовать событий, предвидя которые Бог показывает нам, сколь великою мудростью Он одарил созданного Им, чтобы, когда совершится преступление данной от Бога заповеди, не подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но знал бы, что падение есть (следствие) беспечности (ραθομίάς) (44:115) [6].
Дополнительно к сказанному, отметим, что в Быт. 1 чётко и конкретно представлена временнáя последовательность появления различных видов живых организмов: растительного и животного мира, а также — человека. При этом даётся определённая количественная характеристика этой последовательности путём разбивки её на временны́е этапы — дни, с указанием того, что именно создано в каждый день.
В Быт. 2, в том числе, приводятся дополнительные сведения о происхождении некоторых видов живых организмов, и повествуется о месте обитания человека — в саду Едемском. О последовательности появления различных видов живых организмов здесь конкретно говорится лишь в отношении растительного мира и человека (Быт. 2:4-9).
1.2. В иерархии земных созданий человек занимает особое — владычествующее (господствующее, царственное) положение
После создания Адама и Евы, Бог благословил их Бог и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).
Псалмопевец говорит: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями» (Пс. 8:6-9). (См. также Быт. 1:28).
Святитель Иоанн Златоуст пишет «Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью … Что все животные подчинены были человеку, послушай, как говорит Писание: привел зверей и всех бессловесных к Адаму видеть, как он назовет их (Быт. 2:19). И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным. И чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей; это уже знак власти. Потому и Бог, желая и чрез это показать ему достоинство его власти, поручил ему дать имена животным. Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку» (44:62,69,70).
Святитель Григорий Богослов определяет место человека в мире так: «…художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа, созидает, говорю, человека. И из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий, — поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого. Ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть, — дух ради благодати, плоть ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать, и страдая, припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием; творит живое существо, здесь предуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения» (Слово 45) (22:91,92,93) (см. также Слово 38) (22:110-112).
См. продолжение
Цитируемая литература к настоящей главе приведена в разделе: Часть 1, глава 2
___________________________
[1] Отличие побуждения (причины) какого-либо действия (т.е., почему данное действие было сделано) от цели (предназначения) этого действия (т.е., для чего данное действие было сделано) можно проиллюстрировать и на обычном житейском примере: когда родители оплачивают своему ребенку обучение в ВУЗе, то собственно причиной этой оплаты является любовь к своему чаду, побуждающая желание сделать ему добро, в данном случае — оплатить обучение. Непосредственной же целью данного действия (оплаты обучения) является получение ребенком определенных знаний и соответствующего диплома.
[2] Архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров), архиепископ Сильвестр (Малеванский), протоиерей Николай Малиновский и др.
[3] «Тора с комментарием Раши, или Хумаш с Раши, представляет собой текст Пятикнижия с классическим комментарием ... раби Шломо Ицхаки («Раши» является аббревиатурой начальных букв его имени). Комментарии Раши являются самыми популярными комментариями ТаНаХа, и приняты всеми течениями ортодоксального иудаизма как основной комментарий к священному Писанию» (67). При этом в иудаизме «комментарий Раши является наиболее строгим и последовательным в передаче простого смысла Писания» (69).
[4] «Комментарии к Пятикнижию и афтарот были написаны р. Йосефом Цви Герцем, главным раввином Британской империи в середине XX века ... Эти комментарии и принято называть классическими комментариями Сончино» (68).
[5] Заметим, что хотя растительность ещё и не выросла, но вполне можно допустить, что могли показаться маленькие зелёные росточки (зелень), которые ещё не являются кустарником или травой, но впоследствии станут ими, т.е. станут зелёным покровом, пригодным в пищу.
[6] Текст 44:115 приведён в современной орфографии.
Часть 1
Глава 1. Место человека в творении Божьем
1.1. Человек является венцом Божьего творения мира
1.2. В иерархии земных созданий человек занимает
особое — владычествующее (господствующее, царственное)
положение
Глава 2. Об образе и подобии Божьем в человеке
1.1. Особенности создания человека
1.2. О сходстве человека с Богом: образ и подобие.
Их различное понимание разными авторами
1.3. О соотношении образа и подобия
Цитируемая литература
Часть 2
Глава 3. О понятиях: творение, создание, преобразование, рождение
Глава 4. Создание человека
4.1. Создание Адама
4.1.1. Обзор мнений
4.1.2. Анализ мнений
4.2. Создание Евы и концепция андрогина
Цитируемая литература
«Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Мак. 7:28).
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:26-28).
«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138:14).
«Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал “Дивно познание Тебя через меня” (Пс. 138:6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя. Каким же образом через меня? Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца» (святитель Василий Великий) (Беседы на Шестоднев, Беседа 10).
ГЛАВА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЕНИИ БОЖЬЕМ
1.1. Человек является венцом Божьего творения мира
§1. В Божьем творении мира, по отношению к человеку, можно выделить, в том числе, следующие аспекты: побуждение к созданию человека, или причину его создания; цель создания человека, или его назначение [1]; цель жизни созданного человека, или его призвание; смысл жизни человека, или для чего живет человек.
Авторы [2], комментирующие библейский текст о сотворении мира, считают, что побуждением к творению (причиной творения) являлась любовь Божья. При этом, поскольку любовь является чувством, относящимся к какому–либо объекту, а никаких сотворенных объектов еще не существовало, то под любовью Божьей понимается «бесконечная любовь Бога к высочайшим совершенствам триипостасного существа Его, по которой Он восхотел и вне Себя открыть сии совершенства» (4:85). Целями же творения являются два, связанных между собой, аспекта: слава Божия и блаженство тварей. Ибо, «насколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и через то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, настолько возможно и блаженство ее» (6:188-190. Кн. 1). Иначе говоря, целью создания человека является его блаженство в соединении с Богом. Эта цель является и целью земной жизни человека, а её достижение — смыслом его жизни (72).
§2. Человек — завершающий этап и венец Божьего творения мира (Быт. 1:1-31; 2:1-3). Он сочетает в себе элементы ранее созданных живых и неживых сущностей. Данная тема широко представлена в христианской антропологии. Приведём несколько примеров этого.
По словам святителя Григория Нисского: «Так, человек — великая эта и досточестная тварь — не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того, как уготовано сперва владение, следовало показать и царя. Поэтому, когда Творец Вселенной устроил имеющему царствовать как бы царский некий чертог, и это были сама земля, острова, море и наподобие крыши сведенное над ними небо, тогда в царские эти чертоги собрано было всякого рода богатство; богатством же называю всю тварь, все растения и прозябения, все, что чувствует, дышит, имеет душу…
Поэтому-то человек введен последним в творение — не потому, что, как нестоящий, отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных. Как добрый гостеприимец до приготовления снедей не вводит гостя к себе в дом, но, приготовив все благоприлично — убрав, какими следовало, украшениями дом, пиршественную горницу, трапезу, припасши уже пригодное для пиши, — принимает у себя сопиршественника, подобным образом богатый и щедрый Угоститель естества нашего, всякого рода красотами убрав жилище, уготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит человека, вменив ему в занятие не приобретать то, чего еще нет, но наслаждаться тем, что уже есть. Поэтому в основание устройства полагает в нем сугубое начало, смешав с земным божественное, чтобы ради того и другого иметь ему наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому, наслаждаясь и Богом по естеству божественному, и земными благами по однородному с ними чувству» (23:11-13).
Святой Иоанн Дамаскин (в числе других авторов) называет человека малым миром по причине сочетания в нем элементов всех сотворенных природ: неживой и живой (растительной, животной, разумной) и указывает на сходство человека с другими творениями: «Должно знать, что человек и имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также и потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способность рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отношении к желанию, то есть, гневу и похоти, и в отношении к чувствованию, и в отношении к движению, соответствующему побуждению…
Через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами, мысля и обдумывая, и произнося приговор относительно всего порознь, и следуя за добродетелями, любя благочестие — вершину добродетелей; посему человек и есть малый мир (1:154,155).
Аналогичное предыдущему, ранее говорил Немесий, епископ Эмесский. «Очевидно также, что человек и с неодушевленными (предметами) имеет нечто общее и подобно тому, как сопричастен жизни неразумных животных, так и с одаренными разумом соединяется способностью мышления. В самом деле, с неодушевленными (предметами) человек схож по телу и по сложению (соединению) из четырех стихий, с растениями же, кроме указанного, еще по производительной и питательной силе; с бессловесными же тварями (животными) он схож не только во всем этом, но сверх этого — по произвольным движениям, по стремлениям (желаниям), гневу, наконец — по чувствовательной (ощущающей) и дыхательной силе (способности): ведь это все — свойственно людям и неразумным (животным), хотя и не всем все.
Через посредство же разума человек соприкасается с бестелесными и разумными существами, когда рассуждает, мыслит и различает все, когда стремится к добродетели и особенно проникает благочестием, в котором венец (всех) добродетелей. Вследствие этого он находится как бы посередине (на рубеже) между разумным и чувственным бытием: по телу и телесным силам он соприкасается с неразумными животными и неодушевленными предметами, по уму же — с бестелесными существами, как сказано выше…
Таким именно образом Творец все гармонически приладил друг к другу и соединил, а через сотворение человека — связал воедино умопостигаемое и видимое. Справедливо и Моисей, описывая творение мира, говорит, что человек был сотворен последним не только потому, что раз все создавалось для него, то следовало первоначально приготовить предназначенное для его пользования, а затем уже создать самого пользующегося, но и потому, что по сотворении умопостигаемого и — затем — видимого бытия, надлежало произвести (создать) и некоторую связь того и другого, чтобы все бытие было единым, соразмерным в себе самом и не чуждающимся самого себя…» (24:20,22,23).
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Произведши из ничтожества мир духовный и за тем мир вещественный, Господь Бог в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение обоих миров, и справедливо издревле назывался малым миром» (2:427).
Священник А. Лоргус отмечает, что «человек вводится в мир, творится в конце всего творения. На это обращали внимание почти все экзегеты, почти все богословы, которые так или иначе касались темы “Шестоднева”. Человек вводится в готовую Вселенную») (19:186).
Ту же мысль находим в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре»: «Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее — животные и наконец — как венец мироздания, человек» (20:806. См. «Душа»).
§3. Вместе с этим, в Быт. 2 приводится как бы иная последовательность творения (по сравнению с Быт. 1), поскольку происхождение человека здесь как бы предшествует созданию растительности (Быт. 2:4,5) и животного мира (Быт. 2:7,18,19). О этом так же говорится, например, в 21:445 (см. «Творение») и в 8:238,239. Поэтому, рассмотрим подробнее указанные библейские тексты, по-разному повествующие об одних и тех же событиях.
На сайте «Библия-Онлайн» эти события толкуются так: «Существуют два ключевых утверждения относительно противоречий между 1 и 2 главами книги Бытие. Первое относится к растительной жизни. Быт. 1:11 отмечает, что Бог создал растительность на третий день. Быт. 2:5 утверждает, что до создания человека “не было на земле ни куста, ни травинки”. Так какой же день имеется в виду? Создал ли Бог растительность на третий день, до того, как сотворил человека (Быт. 1), или после его создания (Быт. 2)?
Обратите внимание, что еврейские слова, обозначающие “растительность”, отличаются в этих двух стихах. Быт. 1:11 использует термин, относящийся к растительности в общем. Быт. 2:5 использует более конкретный термин, подразумевающий растительность, требующую хозяйственного, земледельческого ухода. Эти тексты не противоречат друг другу. Быт. 1:11 говорит о создании Богом растительности вообще, а Быт. 2:5 сообщает, что Господь дал рост “земледельческой” растительности лишь после создания человека» (66).
Второе мнимое противоречие относится к животному миру. Быт. 1:24–25 говорит, что Бог создал животный мир на шестой день, до создания человека. Может показаться, что в некоторых переводах Быт. 2:19 утверждает, что Бог создал животных после сотворения человека. Тем не менее, точный и достоверный перевод книги Быт. 2:19–20 звучит следующим образом: «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному – так оно и будет называться. Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена». Текст не говорит, что Бог создал человека, потом дал жизнь животным и лишь тогда привёл их к нему. Текст, скорее, утверждает: “Господь Бог (уже) создал … всевозможных зверей и птиц”. Противоречий нет. На шестой день Бог создал животных, потом сотворил человека и тогда привёл их к нему, позволив дать им имена.
Рассматривая два упоминания о Творении по отдельности и сопоставляя их, мы видим, что Бог описывает последовательность Творения в Быт. 1, а тогда уточняет его самые важные составляющие, особенно шестой день, в Быт. 2. Это является не противоречием, а распространённым литературным приёмом, описывающим события от общего к конкретному» (66).
Приведём теперь комментарии Раши [3] и Сончино [4], представленные в разделе «Брейшит» различных изданий Торы (Пятикнижии Моисеевом), и относящиеся к появлению растительной жизни:
- на слова «Да порастет земля порослью, травой семяносной, плодовым деревом» (Быт. 1:11): «При сотворении земли Всевышний наделил ее силой, которая позволит произрастить травы и деревья. (Сончино)» (38; 70:9);
- на слова «Да произрастит земля свой зеленый покров» (Быт. 1:11): «Это повеление наделило землю способностью давать жизнь растительному миру» (Раши) (69:28);
- на слова «никакого кустарника полевого еще не было на земле» (Быт. 2:5): «этот (стих) толкуй так: (никакого кустарника полевого) еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. “И никакая трава полевая טרם יצמח" — еще не росла. В третий же (день), о котором сказано: “И извлекла земля” (Быт. 1:12 — П.Д.), (растения) не взошли, а стояли на выходе из земли до шестого дня [Хулин 60б]. (Раши)» (38);
- на слова: «никакая трава полевая еще не росла» (Быт. 2:5): «В третий день земля выполнила приказ Всесильного и дала силы растениям подняться. Но для того, чтобы появилась зелень, недостаточно только силы земли — нужен еще дождь. Всевышний же не посылал дождя, пока не был создан человек, который обратился к Творцу с молитвой о дожде. В шестой день, перед сотворением человека, растительность оставалась в своем изначальном состоянии: начался процесс роста в земле, но зелень еще не показалась. (Раши)» (38; 70:15);
- на слова «никакого кустарника … никакая трава» (Быт. 2:5): «Растительный мир, произведенный землей в третий день Творения, находился в зачаточном состоянии до тех пор, пока Всевышний, в ответ на молитву человека, не послал на землю дождь» (Раши) (69:43);
- на слова: «ибо дождя не слал» (Быт. 2:5): «А почему не слал дождя? Ибо “человека не было, чтобы возделывать землю”, — не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился (на свет) Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность. (Раши)» (38).
Эти комментарии ясно говорят не о различных видах растительности («растительности в общем» и «земледельческой растительности»), а о том, что растительность до появления человека находилась ещё в «изначальном состоянии», или «зачаточном состоянии», т.е «зелень еще не показалась». И лишь после появления Адама и его молитве о дожде «выросли деревья и зеленая растительность». При этом, — как утверждается в классических комментариях Раши и Сончино, — в Быт. 1:11 говорится не о собственно появлении растительного мира, а о том, что Бог наделил землю способностью давать жизнь растительному миру.
Святитель Иоанн Златоуст при толковании Быт. 1:11,12 пишет: «Как открыл Он нам лицо земли, уже дал ей Своим повелением надлежащее благолепие, украшая лицо её разнообразными семенами … Что значит: и было так? (в синодальном переводе: и стало так — П.Д.) Повелел, то есть Господь, и земля тотчас почувствовала болезни рождения и приготовилась к произращению семян … Подумай здесь, возлюбленный, как земля все произвела по слову Господа. Еще не было ни человека — делателя, ни плуга, ни рабочих волов, ни другого попечения о ней, но лишь услышала земля повеление — и тотчас исполнила свою обязанность» (71:36).
Приведём толкование святителя Иоанна Златоуста на Быт. 2:4-7: «несуществовавшее дотоле получило бытие и небывшее явилось вдруг по слову и велению Его. Трава произрастает из земли; а когда (Писание) говорит о травах, то разумеет все семена» (71:95).
Профессор А.П. Лопухин так толкует Быт. 2:4-7: «в то время, когда были уже созданы небо и земля, но еще не появлялось никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека, но над всей землей висел густой туман, — тогда-то Господь Бог и сотворил человека» (11:16. См. комментарий к Быт. 2:7).
Таким образом, несмотря на привлекательность приведённого выше толкования, заключающегося в том, что «еврейские слова, обозначающие “растительность”, отличаются в этих двух стихах (Быт 1:11 и Быт. 2:5 — П.Д.)», мы не находим подтверждение этому ни в различных изданиях Торы и её основных комментариях, относящихся к данным событиям, ни среди известных христианских толкователей.
Кроме того, к сожалению, указанные «еврейские слова, обозначающие “растительность”» автором не приведены и не указан их источник, в связи с чем, не представляется возможным проверить достоверность этих сведений.
О временнóй же последовательности появления животного мира и человека в Быт. 2:19, профессор А.П. Лопухин говорит: «“Господь Бог образовал («из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» — П.Д.) …” Образовал, разумеется, гораздо раньше, именно в пятый и шестой дни творения (1:21 и 25), если же здесь бытописатель снова возвращается к этому факту, то он делает это лишь для общей связи повествования» (11:16. См. комментарий к Быт. 2:19).
Исходя из сказанного в отношении различного изложения появления растительности, животных и человека в первых двух главах Книги Бытия, а также рассматривая Библию, как единую Священную Книгу, не допускающую противоречий в своём тексте, можно сделать следующие выводы.
1) О растительности до появления человека, в Библии говорится в смысле нахождения растительности в состоянии готовности к росту, поскольку земля была наделена способностью давать жизнь растительному миру (силой, которая позволит произрастить травы и деревья), и приготовилась к произращению семян. При этом не было «никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека».
Иначе говоря, растительность находилась ещё в «изначальном состоянии», или «зачаточном состоянии», т.е. «зелень еще не показалась», «ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5). И лишь после появления Адама «трава произрастает из земли» и «выросли деревья и зеленая растительность».
Действительно, растительный мир был создан в третий день (Быт. 1:11-13), а животные и человек, для которых растения и деревья становятся пищей — только в шестой день (Быт. 1:24-31). Поэтому, за ненадобностью растительности в промежутке от третьего дня до шестого, можно предположить, что в третий день был создан не собственно растительный мир, готовый в дальнейшем к употреблению животными и человеком, а только основа этой растительности, или растительный мир в потенциале. Это является дополнительным доводом в пользу сделанного выше вывода о временнóм соотношении появления растительности и человека.
Вместе с этим, в Синодальном переводе Быт. 1:11-13 говорится о произрастании именно зелени в третий день творения, т.е. — до появления человека. О том же пишется и в разделе «Брейшит» Торы (69:29; 70:9,10), что, казалось бы, не соответствует приведённой выше последовательности появления растительности и человека.
Однако в подстрочном переводе греческого текста Ветхого Завета — Септуагинте (переводе 70-ти), в Быт. 1:11,12 не употребляются слова «зелень» или «зеленый покров». Здесь говорится о растении травы, сеющей семя, и дереве плодоносном (72. См. Подстрочный перевод греческого текста Ветхого и Нового Завета к Быт. 1:11,12).
В переводе Ветхого Завета с древнееврейского на русский, сделанного с издания Biblia Hebraica Stuttgartensia, также не употребляются слова «зелень» или «зеленый покров». Здесь повествуется о том, что земля породила растения: травы разных видов, дающие семена, и деревья разных видов, приносящие плоды с семенами (33:14. См. комментарий на Быт.1:12).
Кроме того, как сказано выше, в толкованиях соответствующего текста Торы, ясно разъясняется, что лишь после появления Адама «трава произрастает из земли» и «выросли деревья и зеленая растительность».
Таким образом, текст Быт. 4,5 можно толковать следующим образом: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и семена всякого полевого кустарника и всякой полевой травы, которые еще не выросли на земле [5], ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли».
2) В отношении описания создания животного мира и человека в Быт. 2, можно сказать, что в Быт. 2:19 повествуется о том, что после создания Господом Богом животных и человека, Он привёл их к нему, чтобы видеть, как он назовет их. Это не противоречит временнóй последовательности появления животного мира и человека в Быт. 1.
Однако здесь необходимо отметить, что в Быт. 2, после создания человека (Быт. 2:7), написано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И далее сразу говорится: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных…» (Быт.2:19). В связи с этим, указанный текст может быть истолкован таким образом, что как бы вначале был создан человек, а затем — животный мир, в качестве помощника ему.
Приведём по данному вопросу разъяснение святителя Иоанна Златоуста: «Два эти выражения: помощника и: по нему (в синодальном переводе: соответственного ему), многозначительны. Не хочу, говорить, чтобы он был один, но — чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: сотворим ему помощника, прибавил еще: по нему, чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что о них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене. Поэтому после слов: помощника по нему, прибавил: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (ст. 19). Это делается не просто и не напрасно, во в виду имеющих вскоре последовать событий, предвидя которые Бог показывает нам, сколь великою мудростью Он одарил созданного Им, чтобы, когда совершится преступление данной от Бога заповеди, не подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но знал бы, что падение есть (следствие) беспечности (ραθομίάς) (44:115) [6].
Дополнительно к сказанному, отметим, что в Быт. 1 чётко и конкретно представлена временнáя последовательность появления различных видов живых организмов: растительного и животного мира, а также — человека. При этом даётся определённая количественная характеристика этой последовательности путём разбивки её на временны́е этапы — дни, с указанием того, что именно создано в каждый день.
В Быт. 2, в том числе, приводятся дополнительные сведения о происхождении некоторых видов живых организмов, и повествуется о месте обитания человека — в саду Едемском. О последовательности появления различных видов живых организмов здесь конкретно говорится лишь в отношении растительного мира и человека (Быт. 2:4-9).
1.2. В иерархии земных созданий человек занимает особое — владычествующее (господствующее, царственное) положение
После создания Адама и Евы, Бог благословил их Бог и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).
Псалмопевец говорит: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями» (Пс. 8:6-9). (См. также Быт. 1:28).
Святитель Иоанн Златоуст пишет «Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью … Что все животные подчинены были человеку, послушай, как говорит Писание: привел зверей и всех бессловесных к Адаму видеть, как он назовет их (Быт. 2:19). И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным. И чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей; это уже знак власти. Потому и Бог, желая и чрез это показать ему достоинство его власти, поручил ему дать имена животным. Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку» (44:62,69,70).
Святитель Григорий Богослов определяет место человека в мире так: «…художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа, созидает, говорю, человека. И из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий, — поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого. Ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть, — дух ради благодати, плоть ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать, и страдая, припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием; творит живое существо, здесь предуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения» (Слово 45) (22:91,92,93) (см. также Слово 38) (22:110-112).
См. продолжение
Цитируемая литература к настоящей главе приведена в разделе: Часть 1, глава 2
___________________________
[1] Отличие побуждения (причины) какого-либо действия (т.е., почему данное действие было сделано) от цели (предназначения) этого действия (т.е., для чего данное действие было сделано) можно проиллюстрировать и на обычном житейском примере: когда родители оплачивают своему ребенку обучение в ВУЗе, то собственно причиной этой оплаты является любовь к своему чаду, побуждающая желание сделать ему добро, в данном случае — оплатить обучение. Непосредственной же целью данного действия (оплаты обучения) является получение ребенком определенных знаний и соответствующего диплома.
[2] Архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров), архиепископ Сильвестр (Малеванский), протоиерей Николай Малиновский и др.
[3] «Тора с комментарием Раши, или Хумаш с Раши, представляет собой текст Пятикнижия с классическим комментарием ... раби Шломо Ицхаки («Раши» является аббревиатурой начальных букв его имени). Комментарии Раши являются самыми популярными комментариями ТаНаХа, и приняты всеми течениями ортодоксального иудаизма как основной комментарий к священному Писанию» (67). При этом в иудаизме «комментарий Раши является наиболее строгим и последовательным в передаче простого смысла Писания» (69).
[4] «Комментарии к Пятикнижию и афтарот были написаны р. Йосефом Цви Герцем, главным раввином Британской империи в середине XX века ... Эти комментарии и принято называть классическими комментариями Сончино» (68).
[5] Заметим, что хотя растительность ещё и не выросла, но вполне можно допустить, что могли показаться маленькие зелёные росточки (зелень), которые ещё не являются кустарником или травой, но впоследствии станут ими, т.е. станут зелёным покровом, пригодным в пищу.
[6] Текст 44:115 приведён в современной орфографии.