Христиане и иудеи
Больная тема... Часть 3 (см. часть 2)
Евангелие от Иоанна
В Евангелии Апостола Иоанна Богослова противостояние Церкви и иудаизма достигает кульминации. В это время иудеи уже отлучили христиан от синагоги, то есть, открыто назвали их врагами. Евангелие от Иоанна отражает гнев и горечь от того, что Слово (Христос) «пришло к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).
В этом Евангелии евреи становятся отрицательными персонажами. Если в других Евангелиях слово евреи упоминается всего по 5-6 раз, то в Евангелии от Иоанна – более 70 раз, и почти всегда с отрицательной нагрузкой.
Иоанн описывает ряд столкновений Иисуса с «евреями», каждое из которых завершается монологом Христа, направленным на обличение евреев…
На минуту оторвусь от нашего рассказа, чтобы пояснить вот какую вещь: Евангелие от Иоанна, как многие замечали, совершенно другое чем три предыдущих Евангелия: от Матфея, от Марка и от Луки.
Весь 20-й век шло тщательное исследование Евангелия от Иоанна. Говорить об этом подробно мы не будем (может быть, в будущем я напишу серию очерков, в которых расскажу о разных Евангелиях и богословских взглядах их авторов), а сейчас просто укажу на несколько моментов, которые мы должны учитывать, читая Евангелие от Иоанна.
А. Практически все высказывания Христа в Евангелии от Иоанна не находят параллелей с высказываниями Христа в других Евангелиях; почти все чудеса, истории, случаи и проч. у Иоанна тоже не совпадают с рассказами других Евангелистов.
Б. Тем не менее, тщательный филологический анализ показывает, что слова Иисуса соответствуют Его стилю речи, который нам известен по материалу других Евангелий.
В. Как же примирить все это?
Ответ скорее всего в том, что Евангелие от Иоанна основывается на совершенно другом материале, нежели остальные Евангелия.
Этот материал сформировался не в Галилее (как материал других Евангелистов), а в Иерусалиме или близ него. Только у Иоанна мы встречаем так много подробностей пребывания Христа в Иерусалиме и его окрестностях, у других же акцент сделан на проповеди Христа именно в Галилее.
Возможно, материал Евангелия от Иоанна сложился в общине христиан, живших в Иерусалиме. И сюда вошли рассказы именно о пребывании Христа в этих местах. «На основании стиля, содержания и богословия Евангелия от Иоанна можно заключить: перед нами глубоко индивидуальный портрет личности и жизни Иисуса. Если синоптики (от греч. синопсис – согласие, так называют согласные и во многом сходные Евангелия Матфея, Марка и Луки. – прот. К.П.) передают высказывания Иисуса достаточно близко к их первоначальному языку и форме, то четвертый Евангелист, излагая речи Иисуса, более свободно использует свой собственный образ мысли и язык. Однако тот факт, что Евангелие от Иоанна скоро заняло свое место подле синоптиков, означает, что ранняя Церковь сочла исполнившимся обетование Иисуса в том виде, как оно изложено у Иоанна: Дух Святой… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26)»[1].
А теперь вернемся к нашей непосредственной теме, к описанию иудео-христианских отношений в Евангелии от Иоанна.
Библеисты считают, что эти споры Иисуса с оппонентами-иудеями отражают реальные споры, происходившие в конце 1-го века между христианской общиной и иудаизмом. Использовав реальные высказывания Иисуса, Апостол Иоанн расширил их, превратив в полемические торжественные речи.
Поэтому видеть в антииудейских выступлениях Иисуса в Евангелии от Иоанна абсолютно подлинные Его речи, записанные со стенографической точностью, было бы крайностью. Что-то, какое-то ядро этих речей, безусловно, принадлежало Иисусу. Но некоторые речи Христа «нужно читать не как передачу некогда сказанного Иисусом, а как профетический (пророческий. – прот. К.П.) и богословский комментарий, обращенный к читателям – современникам автора»[2].
Например, вспомним 5-ю главу Евангелия от Иоанна. Здесь исцеленный паралитик рассказывает о совершившемся с ним чуде иудеям: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (5, 16-18).
На эти выпады Спаситель отвечает развернутой речью, в которой говорит, что евреи не могут уразуметь свой же любимый закон, который свидетельствует именно о Нем:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь… Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (5, 39-40, 45-47).
Из этого отрывка несомненно, что молодая Церковь и иудаизм вступили в острую фазу противостояния. Христиане доказывали иудеям, что Ветхий Завет свидетельствует о Иисусе, иудеи же отстаивают свою точку зрения: Иисус – самозванец.
В Евангелии от Иоанна мы находим немало свидетельств, что христианская община претерпевала от иудеев гонения.
«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня... Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (15, 18-21, 16, 2-3).
Приведенные Иоанном слова Христа показывают, что иудеи и христиане находились в большом антагонизме. Причем подавляющее меньшинство (христиане) преследовалось и уничтожалось большинством – евреями.
С наибольшей полнотой это противостояние иудеев и христиан выразилось вот в каком пассаже из Евангелия от Иоанна:
«Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины… Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (8, 39-44, 46-47)..
Можно выделить некоторые фразы: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего… Вы потому не слушаете, что вы не от Бога…Через них мы понимаем, что накал отношений был максимальный.
С точки зрения Иоанна, с момента проповеди Христа мир поляризуется. Тот, кто стал против Христа, – безнадежен, можно сказать, он уже погиб: «неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (3, 18).
Можно даже понять, почему слова Иисуса «[Кто ныне] далеко, завтра будет [близко]» не были популярны и не попали в Евангелия. В эпоху противостояния и выживания первохристиан говорить о том, что тот, кто тебя сегодня убивает, завтра-послезавтра может покаяться, было не совсем уместно...
«Эсхатология Иоанна созидает принципиально иной богословский мир, нежели космос Павла, в котором Церковь стенала в мучениях вместе со всей тварью, ожидающей окончательного искупления. С точки зрения Иоанна, неверующему еврейскому народу уже вынесен окончательный приговор, до такой степени окончательный, что Иоанн с готовностью заявляет: мол, эти люди в некоем метафизическом смысле изначально были детьми диавола. Павел относит суд и спасение в будущее, а потому надеется, что Бог еще совершит некий непостижимый нашим разумом поступок и искупит весь Израиль. Таким образом, Иоанн и Павел распределяются по краям пестрого спектра отношений к иудаизму, представленного в Новом Завете»[3].
Выводы
Разбирать новозаветные тексты на интересующую нас тему можно долго, но пора сделать какие-то выводы.
Итак, мы видим, что:
Об этом читайте в следующем очерке на эту тему…
[1] Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М. Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея. Изд. 3. 2011. С. 104-105.
[2] Хейз Р. Этика Нового Завета. М. Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея. 2005. С. 571-572.
[3] Хейз Р. Этика Нового Завета… С. 575.
[4] Хейз Р. Этика Нового Завета… С. 576.
Больная тема... Часть 3 (см. часть 2)
Евангелие от Иоанна
В Евангелии Апостола Иоанна Богослова противостояние Церкви и иудаизма достигает кульминации. В это время иудеи уже отлучили христиан от синагоги, то есть, открыто назвали их врагами. Евангелие от Иоанна отражает гнев и горечь от того, что Слово (Христос) «пришло к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).
В этом Евангелии евреи становятся отрицательными персонажами. Если в других Евангелиях слово евреи упоминается всего по 5-6 раз, то в Евангелии от Иоанна – более 70 раз, и почти всегда с отрицательной нагрузкой.
Иоанн описывает ряд столкновений Иисуса с «евреями», каждое из которых завершается монологом Христа, направленным на обличение евреев…
На минуту оторвусь от нашего рассказа, чтобы пояснить вот какую вещь: Евангелие от Иоанна, как многие замечали, совершенно другое чем три предыдущих Евангелия: от Матфея, от Марка и от Луки.
Весь 20-й век шло тщательное исследование Евангелия от Иоанна. Говорить об этом подробно мы не будем (может быть, в будущем я напишу серию очерков, в которых расскажу о разных Евангелиях и богословских взглядах их авторов), а сейчас просто укажу на несколько моментов, которые мы должны учитывать, читая Евангелие от Иоанна.
А. Практически все высказывания Христа в Евангелии от Иоанна не находят параллелей с высказываниями Христа в других Евангелиях; почти все чудеса, истории, случаи и проч. у Иоанна тоже не совпадают с рассказами других Евангелистов.
Б. Тем не менее, тщательный филологический анализ показывает, что слова Иисуса соответствуют Его стилю речи, который нам известен по материалу других Евангелий.
В. Как же примирить все это?
Ответ скорее всего в том, что Евангелие от Иоанна основывается на совершенно другом материале, нежели остальные Евангелия.
Этот материал сформировался не в Галилее (как материал других Евангелистов), а в Иерусалиме или близ него. Только у Иоанна мы встречаем так много подробностей пребывания Христа в Иерусалиме и его окрестностях, у других же акцент сделан на проповеди Христа именно в Галилее.
Возможно, материал Евангелия от Иоанна сложился в общине христиан, живших в Иерусалиме. И сюда вошли рассказы именно о пребывании Христа в этих местах. «На основании стиля, содержания и богословия Евангелия от Иоанна можно заключить: перед нами глубоко индивидуальный портрет личности и жизни Иисуса. Если синоптики (от греч. синопсис – согласие, так называют согласные и во многом сходные Евангелия Матфея, Марка и Луки. – прот. К.П.) передают высказывания Иисуса достаточно близко к их первоначальному языку и форме, то четвертый Евангелист, излагая речи Иисуса, более свободно использует свой собственный образ мысли и язык. Однако тот факт, что Евангелие от Иоанна скоро заняло свое место подле синоптиков, означает, что ранняя Церковь сочла исполнившимся обетование Иисуса в том виде, как оно изложено у Иоанна: Дух Святой… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26)»[1].
А теперь вернемся к нашей непосредственной теме, к описанию иудео-христианских отношений в Евангелии от Иоанна.
Библеисты считают, что эти споры Иисуса с оппонентами-иудеями отражают реальные споры, происходившие в конце 1-го века между христианской общиной и иудаизмом. Использовав реальные высказывания Иисуса, Апостол Иоанн расширил их, превратив в полемические торжественные речи.
Поэтому видеть в антииудейских выступлениях Иисуса в Евангелии от Иоанна абсолютно подлинные Его речи, записанные со стенографической точностью, было бы крайностью. Что-то, какое-то ядро этих речей, безусловно, принадлежало Иисусу. Но некоторые речи Христа «нужно читать не как передачу некогда сказанного Иисусом, а как профетический (пророческий. – прот. К.П.) и богословский комментарий, обращенный к читателям – современникам автора»[2].
Например, вспомним 5-ю главу Евангелия от Иоанна. Здесь исцеленный паралитик рассказывает о совершившемся с ним чуде иудеям: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (5, 16-18).
На эти выпады Спаситель отвечает развернутой речью, в которой говорит, что евреи не могут уразуметь свой же любимый закон, который свидетельствует именно о Нем:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь… Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (5, 39-40, 45-47).
Из этого отрывка несомненно, что молодая Церковь и иудаизм вступили в острую фазу противостояния. Христиане доказывали иудеям, что Ветхий Завет свидетельствует о Иисусе, иудеи же отстаивают свою точку зрения: Иисус – самозванец.
В Евангелии от Иоанна мы находим немало свидетельств, что христианская община претерпевала от иудеев гонения.
«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня... Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (15, 18-21, 16, 2-3).
Приведенные Иоанном слова Христа показывают, что иудеи и христиане находились в большом антагонизме. Причем подавляющее меньшинство (христиане) преследовалось и уничтожалось большинством – евреями.
С наибольшей полнотой это противостояние иудеев и христиан выразилось вот в каком пассаже из Евангелия от Иоанна:
«Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины… Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (8, 39-44, 46-47)..
Можно выделить некоторые фразы: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего… Вы потому не слушаете, что вы не от Бога…Через них мы понимаем, что накал отношений был максимальный.
С точки зрения Иоанна, с момента проповеди Христа мир поляризуется. Тот, кто стал против Христа, – безнадежен, можно сказать, он уже погиб: «неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (3, 18).
Можно даже понять, почему слова Иисуса «[Кто ныне] далеко, завтра будет [близко]» не были популярны и не попали в Евангелия. В эпоху противостояния и выживания первохристиан говорить о том, что тот, кто тебя сегодня убивает, завтра-послезавтра может покаяться, было не совсем уместно...
«Эсхатология Иоанна созидает принципиально иной богословский мир, нежели космос Павла, в котором Церковь стенала в мучениях вместе со всей тварью, ожидающей окончательного искупления. С точки зрения Иоанна, неверующему еврейскому народу уже вынесен окончательный приговор, до такой степени окончательный, что Иоанн с готовностью заявляет: мол, эти люди в некоем метафизическом смысле изначально были детьми диавола. Павел относит суд и спасение в будущее, а потому надеется, что Бог еще совершит некий непостижимый нашим разумом поступок и искупит весь Израиль. Таким образом, Иоанн и Павел распределяются по краям пестрого спектра отношений к иудаизму, представленного в Новом Завете»[3].
Выводы
Разбирать новозаветные тексты на интересующую нас тему можно долго, но пора сделать какие-то выводы.
Итак, мы видим, что:
- Все новозаветные тексты выражают озабоченность (это еще мягко сказано) и тревогу, что Израиль не принял Христа. Парадокс в том, что Христос пришел к Своим… а свои Его не приняли.
- Спасение помимо Христа невозможно. Это сегодня мы за чашечкой кофе можем строить умозрительные концепции о том, что главное – творить добрые дела, а вера второстепенна. Но для авторов Нового Завета была абсурдной мысль о том, что можно спастись вне, без Христа. Только приобщенность ко Христу может тебя спасти. Без Христа ты – игрушка в лапах космических сил, идущих к своему концу и гибели. Либо ты христианин, либо ты космик (то есть принадлежащий миру сему, обреченному на гибель).
- Из всех новозаветных текстов мы знаем, что христиан гнали и убивали. Ап. Павел с грустью вспоминает, что и сам, в свое время, хотел вообще истребить Церковь (Гал. 1, 13). Однако мы знаем, что христиане никого не преследовали и не убивали.
Об этом читайте в следующем очерке на эту тему…
[1] Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М. Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея. Изд. 3. 2011. С. 104-105.
[2] Хейз Р. Этика Нового Завета. М. Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея. 2005. С. 571-572.
[3] Хейз Р. Этика Нового Завета… С. 575.
[4] Хейз Р. Этика Нового Завета… С. 576.