Христиане и иудеи: 6

Эта запись является частью серии записей Христиане и иудеи
Христиане и иудеи
Больная тема… Часть 6-я, последняя (см. часть 5)

Как же нам, современным христианам, строить отношения с иудеями? Что в свете изложенного в предыдущих частях мы можем на эту тему сказать?
Предложу несколько своих соображений.

И самое первое, что нужно сказать, – это то, что за основу правильных отношений мы должны принимать не модель, отягощенную взаимной враждой и неприязнью, а модель, созданную в те времена, когда Церковь еще не враждовала с иудеями (а иудеи с Церковью). Это времена Нового Завета, время юной Церкви Христовой.

А. Очень важно учитывать, что Евангелисты (сами евреи) были глубоко озабочены отношением иудаизма их времени ко Христу. Очень важно уяснить, что осуждение иудеев в устах Евангелистов не беспристрастно, но пристрастно: когда человек выясняет отношения с родственником, особенно с близким родственником, он не стесняется в выражениях, как стеснялся бы в споре с посторонним человеком. Поэтому нам же не следует увлекаться их полемикой, а следует принять более широкий, панорамный взгляд на проблему.

Б. С точки зрения богословия, самый зрелый комментарий дает Ап. Павел. Его мнение не отягчено каким-то негативным отношением к иудеям. Собственно, он и сам был иудейским ревнителем и боролся против Христа и Церкви. И не теоретически, а практически, на своем опыте, убедился, что прозрение – возможно! Но порой для прозрения нужно время. Не все так быстро происходит, как нам хочется.

В. Павел в своем богословии много размышляет о том, что для Спасения человеческих сил мало, тут нужно участие Божие – благодать. Как его когда-то посетил Бог и у него произошло «переформатирование» всего мировоззрения, так и в судьбах других людей благодать значит больше, чем человеческие усилия.
У других авторов Нового Завета Спасение иудеев зависит как бы от их собственных сил и решения. Но Павел смотрит глубже. Он понимает, что такие вещи, как воспитание, культурная среда, даже ожесточение сердца, могут застилать глаза и не позволять видеть Истину. Но потом, по милости Божией, что-то с нами происходит и глаза наши открываются…

Да, сегодня мы не видим механизмов для обращения иудеев и мусульман к христианству. Но мы не можем игнорировать тот факт, что, когда немощны человеческие силы, на помощь может прийти Бог («сила Моя в немощи (твоей) совершается» – 2 Кор. 12, 9).

Г. Что должны делать христиане, чтобы быть услышанными иудаизмом?
Проповедь, любовь, ненасилие. Именно это отстаивал и проводил в жизнь Ап. Павел.
История показывает крайность подходов, которые мы находим в Евангелиях Матфея и Иоанна. Антагонизм привел к обособлению и озлоблению иудеев. Если раньше они были готовы услышать о христианстве, то впоследствии даже слышать о нем не хотели Может быть, в те времена подход Евангелистов Матфея и Иоанна был оправдан и сделал свое доброе дело в отношении вразумления иудеев, но сегодня подход: ваш отец диавол – не работает.

Д. Модель Ап. Павла предпочтительней и потому, что она сформировалась в то время, когда иудаизм и христианство еще не разошлись и не оформились в две разные самостоятельные религии. Текст Павла представляет нам исходную позицию, с которой и нужно стартовать вперед, чтобы на этом поприще преуспеть.

Е. Обратим внимание на верность Бога Своему народу, Израилю. Этот народ был невероятно неблагодарен и неверен, но Бог сделал все для того, чтобы исполнить Свои обещания о Спасении народа. Искупительная Смерть Иисуса на Кресте – апофеоз этой любви к народу и верности Своим обещаниям.
Нам, христианам, важно учитывать и вот что: если мы хотим, чтобы иудеи услышали призыв ко Христу, нам нужно поступать так же, как и Христос. То есть приложить максимум любви и терпения. Только это, с нашей стороны, будет вкладом в дело приобщения этих людей к Богу. Мы должны делать все, что от нас зависит. А остальное предоставить Господу.

Ж. Не будем забывать, что самые драматичные тексты, в которых осуждается Израиль, создавались во времена противостояния юной Церкви и мощного Израиля. Христиане были гонимы и были в меньшинстве. «Поскольку полемика Матфея и Иоанна против еврейского народа складывается в бессильных и гонимых коммунах, она полна горечи и обиды. Некоторые пассажи похожи на негодующие вопли праведного страдальца… Эти тексты надо воспринимать как крик боли, и читать их адекватно может лишь христианская община, находящаяся в столь же униженном, жалком положении. Знание исторического контекста не оправдывает злобные поношения, подобные Ин. 8, но, по крайней мере, страхует от применения этого текста победоносной христианской общиной против слабого еврейского меньшинства, как это произошло впоследствии» (Хейз Р. Этика Нового завета. С. 582).

З. Обратим внимание на прекрасную парадигму Ап. Павла, о которой мы писали в первой части нашего очерка. Ап. Павел обращается к язычникам, принявшим Христа, с призывом: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11, 20). Мысль Павла такая: Не дерзай осуждать и превозноситься!
Конец истории пока открыт. Мы не знаем, что ждет Израиль в будущем, но, возможно, Господь проявит к нему особую, индивидуальную меру воздействия, так что Израиль покается. Во всяком случае, Послания Ап. Павла дают надежду на это.
Но мы, христиане, ни в коем случае не должны гордиться, что мы приняли истину, что именно нам обещано спасение. Не окажется ли так, что, пойдя на Суд Божий, мы увидим, что человек, который имел меньше возможностей для Спасения, чем мы (например, иудей), войдет в Царство Божие, а мы, христиане, которые имели абсолютно все для Спасения, будем отлучены от Бога по результатам нашей нерадивой жизни?

И. Израиль как народ, созданный Богом, как Его невеста, хоть и неверная и блудная, много раз самым беспощадным образом критиковался Господом. Мы можем вспомнить: «Упала, не встанет более дева Израилева! Повержена на земле своей, и некому поднять ее» (Ам. 5, 2). Или слова пророка Иеремии: «Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен» (Иер. 19, 11).
Несмотря на эту беспощадную критику, Господь никогда не оставлял народ Свой. Но позволял ему, из праха, из пепла, возродиться и идти своим историческим путем.
Кто знает, может быть, возвращение евреев на историческую родину после двухтысячелетнего изгнания – тоже звено в цепи Промысла Божьего об этом народе?..
Некоторые богословы предлагают интересную мысль. Они говорят, что Израиль должен был принять Христа как Народ Божий, как единое целое. Но вскоре Израиль лишился своей земли, был рассеян, скитался среди других народов. Не является ли возвращение евреев на историческую родину и создание ими своего государства, то есть возвращение к той модели, которая и должна была принять Христа, первым шагом к их покаянию и обращению к Иисусу? Может быть, именно тогда, когда народ стал вновь единым целым, иудеи задумаются о Личности Того, Кого они отвергли и убили?
Между прочим, секуляризация и разочарование в традиционном иудаизме, который некогда, когда Израиль был в рассеянии, помогал народу сохранить свою идентичность, а сейчас является скорее обузой для многих иудеев, заставляет жителей Израиля пересматривать свои представления.

К. Я уже говорил о таком важном моменте, как проповедь о Христе перед лицом иудаизма. Нам не нужно смущаться и извиняться за Холокост – восточные христиане не имеют к нему никакого отношения. (Во всяком случае, иудеи перед восточными христианами имеют не меньшую, если не большую, историческую вину. О неоднозначной же политике государственной власти мы поговорим позже.)Так вот, почему-то так оказывается, что, когда речь заходит о иудаизме, христиане как бы извиняются за свою веру. Скажите, у кого из Апостолов вы видели смущение и извинение перед иудеями за христианскую веру? Даже сам Ап. Павел никогда ни перед кем не извинялся и не пытался сгладить этот вопрос. Только твердость и ясность в изложении нашей позиции может быть иудеями и услышана, и понята, и, быть может, принята.

Написать этот пункт к нашим тезисам меня побудило интервью, которое я прочитал на днях. Это интервью, данное прекрасным мыслителем, которого я и люблю, и ценю, кардиналом Жан-Мари Люстиже.
Кардинал Люстиже (умер в 2007 году) – сам по происхождению еврей. Он был назначен архиепископом Парижа. То, что еврей, хоть и христианин, возглавил Католическую Церковь во Франции, побудило известных иудейских журналистов И. Бен-Пората и Д. Юдковского (главного редактора израильской газеты «Едиот ахронот») приехать в Париж и встретиться с архиепископом. Состоялась интересная беседа, отрывок из которой я хочу привести. Владыка много рассказывал о своем детстве, юности, о той массе работы, которая обрушивается на него. Наконец, вопросы журналистов достигли самого главного: почему еврей стал христианином. Я читал абзац за абзацем, переворачивал страницы и не мог понять, почему владыка тянет и не отвечает на прямо поставленный вопрос. А потом Ж.-М. Люстиже вообще перевел разговор в другое русло.
Чтобы не быть голословным я приведу фрагмент этой беседы, которую цитирую по парижскому журналу «Символ» (1983, №9):

Журналист: Монсеньер, после того, как Вас назначили Архиепископом Парижским, а особенно после Вашего выступления по израильскому телевидению, которое произвело большое впечатление, все в Израиле задают вопрос, который задаю Вам и я: какая разница между иудаизмом и христианством? Я понимаю, что это достаточно сложный вопрос.
Ж.-М. Люстиже: Очень сложный.

Журналист: Но именно ради того, чтобы задать Вам этот вопрос, я и приехал в Париж...
Ж.-М. Люстиже: Чтобы ответить на Ваш вопрос, я должен справиться с большой трудностью. Я говорю не только с Вами говоря с Вами, я обращаюсь к Вашим читателям, о которых я не знаю ни кто они, ни что они. Вполне могут возникнуть неожиданные, самые разные недоразумения. Я уважаю евреев и вполне сознаю, какое возмущение, какие противоречивые чувства может вызвать у них моя личная позиция; также понимаю, что, стараясь ответить вам, я рискую задеть их, вызвать у них законное чувство обиды. Не считайте, что я ничего не знаю, я очень даже представляю себе, что могут думать в Израиле о еврее, который стал христианином. Мне очень не хотелось бы кого бы то ни было озлоблять или ранить. Когда мне приходилось что-то объяснять, это было против моей воли.
Но прежде я хочу уточнить свою позицию вот в каком смысле: если я взял на себя такую ответственность, назвавшись евреем, то не для того, чтобы затевать какой-то богословский спор. Я никогда не стремился быть «добрым евреем» в том смысле, как это определяется раввинами, и одновременно добрым христианином, как это определяется Церковью. Но Вы же понимаете, что я не могу отрекаться от своего еврейства, ведь тогда я потеряю собственное достоинство, то, что воспринял от своих родителей и от всех тех, с кем я связан неразрывными узами – как во время преследований, так и во время покоя. Я говорил о своем еврействе, но не для того, чтобы ранить кого-нибудь. Нет, я делал это во имя истины, ради требований, которые она предъявляет. Я знал, что, поступая так, столкнусь с многочисленными недоразумениями и непониманием. Но если я говорю, что я поступал так именно из чувства уважения к еврейству, ради его и своего собственного достоинства, то как же я могу, подумайте сами, перестать быть евреем? Конечно, я не «религиозный еврей», в том смысле, какой вкладывают в это понятие те, кто дает определение еврейской ортодоксии. Но я могу сказать, что, став христианином, я не захотел перестать быть тем евреем, каким был до этого. Во мне не возникло желания отречься от своего еврейства. Я получил его от своих родителей, поэтому оно неотторжимо от меня. Следовательно, я получил его от Самого Бога, поэтому оно неотторжимо от меня.

Журналист: Но при всем Вашем уважении к евреям Вы все же перешли к чему-то другому?
Ж.-М. Люстиже: Да.

Журналист: Но все же это был переход к чему-то более праведному, лучшему, более божественному? Мне трудно подобрать подходящее слово.
Ж.-М. Люстиже: Да. Я думал так: быть евреем, но каким-то лучшим образом, соответственно тому, что я уже тогда знал об иудаизме.

Журналист: В конце концов, Вы все-таки перешли из одного состояния в другое, Вы выбрали какое-то иное состояние?
Ж.-М. Люстиже: Но это не был переход от состояния иудея к состоянию неиудея. Такое невозможно.

Журналист: Другая религия, которая казалась Вам истинной?
Ж.-М. Люстиже: Да, но которая была выношена в лоне первой.

Журналист: Могу я задать Вам несколько личных вопросов? Надеюсь, этим я не обижу Вас. Вы перешли в христианство, когда Вам было четырнадцать лет?
Ж.-М.Люстиже: Да.

Журналист: И Вы помните, как это произошло? В результате некоего откровения или какой-то эволюции? Вы еще помните те чувства, какие испытывали в то время?
Ж.-М. Люстиже: Я всегда отказывался отвечать на подобные вопросы. Просто из чувства элементарного стыда. Меня никак не тянет к «эксгибиционизму». Но очевидно, что, когда ничего не говорят, это развязывает воображение. Я не хотел слишком распространяться еще вот почему. Потом могут обвинить моих родителей, сказать: «Ведь что же это за родители такие были, а? Если бы они дали своему ребенку еврейское воспитание, такого бы не было». Я прекрасно знаю, что так именно и говорят. Но, раз Вы мне задали вопрос, я Вам отвечу. Когда я был ребенком, я чувствовал себя евреем, и чувство это было совершенно таким же, как у любого другого эмигрантского ребенка во Франции. Мой случай – самый обыкновенный. Мое имя не было ни Дюпон, ни Дюран. Назвали меня просто – Аарон, в честь моего дедушки (со стороны отца). Таково было мое имя. Так звали меня в школе. Моя мать приехала во Францию, когда была еще совсем маленькой. Отец приехал во Францию, когда ему было восемнадцать лет. Он плохо говорит по-французски. Наша семья была бедная. Я был одет совсем не так, как другие дети. Но довольно часто я бывал первым в классе, и это тоже меня как-то выделяло. Однажды у входа в школу (имени Монтеня) меня избили. Просто за то, что я был евреем. Стоило мне подойти к спорящим мальчишкам, как они начинали орать: «Это не твое дело, еврейская сволочь». Все это мне известно. Но я также знал, что быть евреем – это связано с каким-то особым внутренним содержанием. Мои родители не были верующими; я до сих пор еще помню, как они говорили: «Эти раввины, эти попы, всегда они болтают какие-то глупости... » Но я очень хорошо помню, что уже тогда у меня было чувство Бога. Нужно очень немного, чтобы чувство Бога зародилось в душе ребенка. Я помню, как мать читала молитву, благословляя плоды нового урожая. Только это. Для меня этого оказалось достаточным...

Потом владыка Жан Мари Люстиже долго говорит (5 страниц) о своем детстве, о Холокосте. Журналист, похоже, утомившись, ставит вопрос ребром:

Журналист: Но все же Вы должны были нам сказать: «Послушайте, если вы хотите по-настоящему стать евреями, если вы действительно хотите спастись, вы должны стать христианами». Вы этого не сказали; я не подталкиваю вас к этому. Но, в конце концов, я полагаю, что это было бы логично!
Ж.-М. Люстиже: Не обязательно. И вот почему: не человек решает, кем он должен быть, а прежде всего Бог; это Бог решает, кем я должен стать и что я должен делать. Вначале Бог, и только потом я…


Отмечу, что кардинал Люстиже не сказал самого главного, стыдливо скрыл то, о чем нужно свидетельствовать на кровлях и перекрестках. Мне, лично, очень грустно было читать это интервью, в котором кардинал как бы стыдится и чувствует себя виноватым за свою веру. Впрочем, может быть он преследовал какие-то миссионерские цели, от нас теперь сокрытые...
...

И последнее к нашему очерку о том, как нам строить отношения с иудаизмом и иудеями: Вот на какой еще важный момент следует обратить внимание:
В первом веке, когда создавались Новозаветные тексты, ждали скорого Второго Пришествия Христова. Поэтому промедление иудеев принять Иисуса как Мессию, а то и злоба на христиан воспринималось как гибельное промедление. Если вы сегодня не воспользуетесь этим шансом, завтра его уже не будет!.. Отсюда резкость апостолов, она сродни предупреждению: «Осторожно, двери закрываются…»

Однако шло время и Христос не приходил. Значит он ждет нашего покаяния, все же дает человечеству шанс присмотреться, вникнуть и лишь потом становиться христианами. И сегодня в отношениях с иудеями нам следует взять более спокойный тон. Главная наша задача свидетельствовать перед ними о Христе, являть им Христа на собственном примере. А они путь думают… А потом будут давать ответ как слушали и как отозвались на этот призыв. Мы, в свою очередь будем давать ответ Богу в том, как на своем примере свидетельствовали…

Итак, в последнем очерке я привел несколько пунктов, которые родились из размышления над тем, как нам, христианам, строить отношения с иудеями.
В заключение короткое резюме.

Общаясь с иудеями на официальных встречах, за дружеским столом или по работе, будем помнить, что:
Иудеи воспринимают нас сектой, вышедшей из иудаизма, то есть сектой, возникшей на почве иудаизма, сектой, прославившей своего лидера Иисуса и объявившей, что этот распятый неудачник Воскрес. Отсюда ирония и презрение.
Иудеи считают, что в преступлениях Холокоста виноваты именно христиане, и не делают разницы между православными, католиками и протестантами. Вы их в этом не разубедите.
Иудеи помнят, как много христиане их гнали на протяжении истории, и никогда этого не забудут, но, как открыл я, читая книги иудейских авторов, сами никогда не признают, что гнали христиан или как-то вредили им.

Учитывая все это, как мы, христиане, должны себя вести?
С нашей стороны должна быть самая доброжелательная и открытая позиция. Хотя мы не причастны к вине наших западных братьев и сестер по вере, преследовавших иудеев, тем не менее нам следует смиренно признать тот факт, что Церковь, в лице некоторых своих облеченных властью правителей, действительно порой поступала неверно.
Но мы не должны стесняться напоминать об исторических фактах, напоминать о том, что на Востоке гонения на евреев никогда не были благословлены Церковью. Если и были преследования на местах, погромы, они никогда не поддерживались церковной властью. Напротив, Церковь и в древности на Востоке, и в 19-м 20-м веках в России старалась защитить иудеев от наветов и несправедливых гонений со стороны государственной власти и фанатически настроенных слоев населения (черносотенцев).
Мы не должны стесняться исповедовать свою веру, то, что Иисус – есть долгожданный Мессия и что иудеи спасутся не каким-то особым путем, а только через обращение ко Христу.
Мы должны проявлять терпение и любовь к заблуждающимся и медлящим в своем заблуждении братьям. Как и Господь не форсирует события, но ждет покаяния и обращения самого человека, уважая его свободный выбор и решение, так должны поступать и мы. Нам следует быть доброжелательными, терпеливыми, открытыми, чтобы этим своим отношением предоставить возможность и пространство для принятия христианского Благовестия.


иудеи.JPG
Эту книжку я купил в тот год, когда она только вышла и была, если так можно выразиться «модной», в 1997 году. Я купил ее через несколько дней после рождения моей первой дочери, Ульяны. Прочитал книжку и положил на полку. И все эти 15 лет материал оставался невостребованным, в памяти все постепенно растворялось... Сфера моего пастырского общения до сравнительно недавних пор подразумевала по большей части благочестивых бабушек. И вот... книга пригодилась. Перечитал ее, продумал, осмыслил.
Книга замечательна тем, что в ней собраны самые значительные тексты (и христианские, и иудейские), которые говорят о том, как строить в дальнейшем отношения этим двум великим религиозным традициям.

P.S. Кому интересно, на заднем плане домик бедной еврейской семьи времен Иисуса Христа. (сувенирный макет из Тель-Авивской лавки).
Перейти к предыдущей записи Христиане и иудеи: 5

Комментарии

Другая религия, но которая была выношена в лоне первой... Возможно, это ключевые слова для понимания того, что евреи, иудеи все же могут принять Христа. Все остальные, не евреи, принимающие христианство, об этом, по-моему, даже не задумываются. Для них, для нас Христос воспринимается как данность, Его еврейство - тоже данность, но главное Он сказал сам: во Христе нет ни эллина, ни иудея...Отсюда возможность спасения для всех уверовавших. Псы, язычники, превратились в детей, наследников, а дети, иудеи, во псов.
Бог непостижимым образом зарождается в душе ребенка! Потрясающе! Пожалуй, это истина. И тогда:
не человек решает, кем он должен быть, а прежде всего Бог; это Бог решает, кем я должен стать и что я должен делать. Вначале Бог, и только потом я…
Потом решает человек. Или не решает.
 
Отец Константин: Нам следует быть доброжелательными, терпеливыми, открытыми, чтобы этим своим отношением предоставить возможность и пространство для принятия христианского Благовестия.
Приведу в качестве комментария отрывок из моих записок о пребывании в Иерусалиме в 2009 году:

По прошлому пребыванию здесь я помнила, в каком направлении надо двигаться к автобусной остановке. Но все же решила уточнить. «Ирият Ерушалаим?» — спросила я у высокого молодого человека в белой рубашке и маленькой иудейской шапочке — кипе — на затылке и показала рукой в ту сторону, где, по моим представлениям, находится Иерусалимская мэрия (я помнила, что автобусная остановка где-то возле нее). И он приветливо ответил мне утвердительным жестом.
…Останавливаюсь на этой, может быть, и незначительной, детали, потому что в письме от диакона С. по поводу этих моих записок прочитала следующее: «Интересно, что каждый пилигрим встречается со своим Святым Градом. ... Я знаю одного иеромонаха, у которого в памяти об Иерусалиме остались лишь “постоянные плевки со стороны иудеев”. Как будто в разных городах мы с ним были... Всякая оценка субъективна — человек отражает лишь то, что сродственно его душе».

Люди ведь всегда интуитивно ощущают, с какими чувствами на них смотрят. Если тот иеромонах смотрел на иудеев подозрительно-враждебно, то...

Кстати, только что вернулась из Иерусалима одна наша прихожанка. Была там впервые. Одно из самых сильных впечатлений - приветливость и доброжелательность людей, в том числе и иудеев. Очень часто было так, что, если человек не знал, как ответить на вопрос, или недопонимал, о чем его спрашивают, он останавливал кого-то другого и уточнял. Интересно при этом, что у нее была некоторая предубежденность...
Это всё может показаться мелочью, ни о чем еще не говорящей, но... как гласит народная мудрость, вся наша жизнь состоит из мелочей. А как раз мелочи в нашей с вами власти.
 
Спасибо за всю серию статей!

Единственно с чем не совсем согласен, это с тем, что апостола Матфей и Иоанн считали иудеев окончательно погибшими. Думаю, их обличения ничуть не сильнее обличений иудеев у древних пророков. Такие обличения могут быть сказаны и с любовью и не противоречить словам апостола Павла. Но это мое обывательское чувствование.

И еще по истории. Массовое гонение на евреев в нашей восточной части было со стороны русских во время восстания Богдана Хмельницкого. Знаю, что киевское духовенство вообще к тому восстанию отнеслось настороженно. Но все же обычные православные верующие тогда проявили жестокость.
 
К нашей радости, я и мой муж в Израиле (две поездки) встречали только вежливое, доброжелательное отношение со стороны евреев. А один из администраторов гостинницы в Нетании, в личном разговоре, снисходительно назвал нас (христиан): "Младшие братья". Конечно, мы не знаем их помыслов, но внешне было все благоразумно.
 
Может быть Господь давно простил иудеям этот грех, а мы никак простить не можем. "Мне отмщение , и Аз воздам"... Нам наверное просто нужно с любовью относиться к любому человеку потому что он носит в себе Образ Божий, независимо от его вероисповедания. Те евреи, о которых написано в предыдущих комментариях наверное этим и руководствуются. Спаси вас всех Господь!
Валентина из Челябиеска
 
Акилина написал(а):
К нашей радости, я и мой муж в Израиле (две поездки) встречали только вежливое, доброжелательное отношение со стороны евреев. А один из администраторов гостинницы в Нетании, в личном разговоре, снисходительно назвал нас (христиан): "Младшие братья". Конечно, мы не знаем их помыслов, но внешне было все благоразумно.

Слава Богу, когда все доброжелательно и мирно. Но я не из головы взял факты негативного отношения к христианам со стороны иудеев. Вот что сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви (www.patriarchia.ru)

Начальник Русской духовной миссии призвал власти Израиля пресечь оскорбления священников

Израильские власти должны пресечь оскорбительные выходки по отношению к христианским священнослужителям со стороны ортодоксальных иудеев в еврейском квартале Старого Иерусалима, считает начальник Русской духовной миссии архимандрит Тихон.
По его словам, чаще всего плюют под ноги священникам с крестом. «Я вынужден констатировать, что нередки случаи проявления подобного рода невежества. Хорошо, если только мокроту, бывало, и камни кидали», — сказал отец архимандрит, отвечая на вопрос российских журналистов, прибывших в Иерусалим в составе делегации Фонда Андрея Первозванного.
Начальник РДМ напомнил, что несколько лет назад в Иерусалим приезжала представительная делегация из Армении во главе с Предстоятелем Армянской Церкви, и в ее отношении было совершено подобного рода действие. «Горячие армяне ответили соответствующим образом плюнувшим», — отметил архимандрит Тихон.
По его словам, представители Армянский Церкви добились того, что тех, кто недостойно повел себя в отношении делегации, оштрафовали, и подобного рода действия были на время пресечены.
http://www.patriarchia.ru/db/text/390393.html

А вот еще одна новость подобного рода оттуда же…

В Израиле было совершено сожжение ортодоксальными иудеями христианской литературы

Юридический советник правительства Израиля (генеральный прокурор) Менахем Мазуз распорядился провести расследование по факту газетной публикации о недавнем массовом сожжении христианской литературы.
Во вторник газета «Маарив» сообщила, что под руководством Узи Аарона, вице-мэра Ор-Иегуды, в этом городе-спутнике Тель-Авива было совершено сожжение большого количества экземпляров Нового Завета и христианской миссионерской литературы. Согласно публикации, Аарон и группа учеников иешивы (иудаистское религиозное учебное заведение) собрали у жителей района «Неве-Рабин» сотни христианских книг и устроили из них костер.
http://www.patriarchia.ru/db/text/410706.html
 
Незарегистрированный написал(а):
Может быть Господь давно простил иудеям этот грех, а мы никак простить не можем. "Мне отмщение , и Аз воздам"... Нам наверное просто нужно с любовью относиться...

Спасибо, дорогие, что своими комментариями показываете мне, что я кое-что недостаточно внятно объяснил.
Может быть Господь давно простил иудеям этот грех, а мы никак простить не можем…
Я не так ставил вопрос: прощать ли кого-то, или не прощать. Никто на иудеев ни за что не злится и обиды не держит. Те, кто распяли Христа, давно уже предстали перед Ним, а потомки за грехи предков не отвечают, хоть те и кричали: кровь Его на нас и на детях наших.
Разговор у нас был о другом, а именно: Как христианину относиться к иудаизму? Можно ли сказать, что, Распяв Христа, иудеи навсегда порвали все отношения с Богом? Или Бог и впоследствии не отвернулся от народа, который Сам и создал, но имеет о нем особое, Свое промышление? И если это так, то какое это промышление? Каково наше, христианское участие в замыслах Божиих и т.д. и т.п.

Надеюсь, мои дорогие читатели все же будут видеть в текстах то, что я и хотел сказать, над чем и звал подумать, а не что-то другое…
 
У нас в офисе кого только нету.... И приходится как то выживать -культурно и дружелюбно, а отморозков, фанатиков хватает почти в каждой религии, народе, организации и т.д.., кстати только в православии я их не видел(и не потому что я сам православный).
Раньше жил по принципу "С волками жить по волчьи выть"(с теми кто плюет под ноги,... плевал тоже, только старался больше тем более для них это нормально- око за око, зуб за зуб, руку за руку и т.д..) оправдывал себя тем что "Не я такой жизнь такая", НО теперь воЦерковляюсь стараюсь терпение проявить, сдержанность... Хочу заметить, что это только те Иудее которые живут в Израиле такие..., они и к своим относятся плохо - не давно показывали по телевизору, как они своих женщин закидали камнями за то что те шли не по той стороне улице, где положено женщинам ходить... А те иудеи которые живут в России они очень толерантные, вроде мирные и как то особых проблем ни когда не было...
Также хочется напомнить: те заповеди и примеры, которые Господь нам оставил - универсальны подходят для общения со всеми Людьми(любая тварь любит доброту и ласку), а с не людьми ни чего не поможет.

Мне кажется общей формулы на 100% подходящей - нету в каждом конкретном случае нужен свой подход, все зависит от человека, обстановки, причины вашего общения... Слушать совесть свою она подскажет.
 
Журналист: Другая религия, которая казалась Вам истинной?
Ж.-М. Люстиже: Да, но которая была выношена в лоне первой.

...
"которая была выношена в лоне первой" -
это лукавство. Религия Истины есть одна, - а не две. Поверил Авраам Богу (Рим.4:3)... - поскольку мы не сомневаемся, что поверил Авраам Богу истинному, согласимся, что Авраам был вне той "первой" религии, о которо так тонко рассуждал Люстиже.
 
один из администраторов гостинницы в Нетании, в личном разговоре, снисходительно назвал нас (христиан): "Младшие братья".
Мне кажется, что эти слова из одного комментария как раз и подтверждают многие положения статей о. Константина.Никогда правоверные иудеи не будут общаться с христианами на равных, мы для них, в лучшем случае, младшие братья, в худшем - райа, изгои, неверные.Обольщаться добрым к себе отношением вряд ли стоит. Работать, проповедовать Христа - нужно, но лучше на своем поле, т.е в своей стране.
 
Как относиться к к ортодоксальным иудеям ненавидящим христианство ? Я думаю так же резко обличать их как обличал ГОСПОДЬ ИИСУС и АПОСТОЛЫ. И ни какая толерантность здесь неуместна.Мне кажется они неисправимы в своих греховных убеждениях.Я не буду говорить за всю мировую историю , но давайте вспомним про не совсем давнюю нашу отечественную историю. Кто подготовил и осуществил кровавую революцию 1917 года-евреи.Кто возглавил красный террор- евреи.Кто истребил православное казачество как класс -евреи троцкий и свердлов. кто разрушил русское крестьянство-евреи. Кто расстрелял царскую семью- еврей юровский.Кто взорвал храм ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ -еврей каганович.Это я так в общих чертах, вы не думайте что я призываю к еврейским погромам я лишь перечислил некоторые немногие факты истории. Но стоит ли думать, что вот мы будем к ним очень терпимы и любезны и они вдруг примут ХРИСТА как Мессию- это очень опрометчиво.Я думаю если не примут тогда им ни за что не спастись. Вы меня простите , но мне грешному так представляется эта тема.
 
… я попрошу: перечислите мне несколько самых влиятельных современных направлений иудаизма. Скорее всего, вы промолчите. Как мы не знаем о движениях внутри иудаизма – нам попросту это неинтересно, так и иудеи не вникают….

Лишь отстранившись от организованных паломнических маршрутов, пустившись в самодеятельное плавание по Святой Землей, полагаясь на волю Божию, можно осознать, насколько поверхностно мы представляем религиозную жизнь современных евреев.

Вот какой анализ сложился у меня после короткого, но глубокого погружения в жизнь удивительного крохотного государства, в бурлящем котле которого смешались христиане и иудеи, мусульмане и, язычники, безбожники и фанатики, где воистину творятся судьбы мира…

Есть в иудаизме бунтующие протестанты со свей этнической спецификой – "мессианские евреи" или «Евреи за Христа». Это, как правило, молодежь – их в Израиле совсем немного, они гонимы, почти как первохристиане, поэтому центр движения находится в безопасной толерантной Европе.

Другая достаточно многочисленная группа – «консерваторы». По своей глубинной сути они равнодушны к вере предков, хотя согласны исполнять минимум обрядов из уважения к традиции или ради карьеры, но не более. Иудеи больше по названию - синагогу при всяком удобном поводе избегают, чтобы не отвлекаться от приятных и знакомых вещей - бизнеса, спорта, ресторана, театра и т.п. Среди таких много выходцев из Союза – без формального объявления себя иудеями им было бы трудно получить гражданство и сопутствующие социальные льготы. По духу они примерно соответствуют нашим «православным», появляющихся в храме дважды в год – за куличами и водой. Многие из-за религиозно-государственных запретов охотно эмигрируют – чаще всего в «свободные» Штаты. Одним словом – для торжества мессианской идеи не слишком надежные ребята. :(

Зато две другие крупные конкурирующие социально-религиозные группы фактически определяют современную политическую жизнь страны. Первая – «сионисты», некогда ругательное слово в советских печатных органах. Но именно эти отважные «еврейские казаки» создали Израиль – в этом зерно их национальной идеи: собрать всех соотечественников из рассеяния на крохотной земле предков, да и попутно храм восстановить. Когда и как мессия туда войдет – заоблачная тема, а сейчас им надо без всякой мистики у арабов землю отвоевать. Их отличительная особенность – вязаные цветные кипы. Веротерпимы, в христианских священников не плюют, а чаще просят помочь, снисходительно считая нас вроде заблудших младших братьев. Иногда кормят и селят в своих кибуцах бесплатно, при условии, что поможешь при внезапной атаке палестинцев. Крепки во взаимопомощи, отважны, воинственны, патриотичны и жертвенны – зная о смертельной опасности, намеренно селятся в арабских районах, демонстративно вывешивая над жильем флаг со звездой Давида.

Им противостоят фундаменталисты-хасиды, считающие сионистов предателями, исказившими национальную религиозно-мессианскую идею, поскольку убеждены, что весь мир должен стать единым государством под властью богоизбранного народа, а грядущий мессия будет величайшим Царем Земным (!). Они - мистики-каббалисты, придерживающиеся строгого дресс-кода – их колоритные фигуры издалека различимы в узких иерусалимских улочках. Даже в жару они носят белую рубашку с чёрными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки надевают старомодный пиджак-лапсердак, туфли без пряжек и шнурков, на голове у них чёрная фетровая шляпа или особая меховая шапка, одетая сверху на черную кипу. И как положено – пейсы, усы и борода. Кра-а-сота! :rolleyes:

Христианских служителей хасиды должны ритуально оплевывать, но, по-видимому, этот священный акт сейчас совершается у них мысленно. Как говорят - горячие армянские парни вразумили. :) Живут обособленной популяцией, по-фарисейски скурпулезно соблюдая шаббат – так один наш бывший соотечественник спешно покинул Израиль после того, как разъяренные хасиды перевернули его машину.

Мелкие конфликты между сионистами и хасидами возникают постоянно, но как-то не афишируются, находяcь в тени постоянной палестинской угрозы. Так на площади у Стены пожилой еврей-попрошайка в цветастой кипе и заношенном пиджаке стал выпрашивать у меня шекели. Я, пошарив в подряснике, отдал ему несколько монет – мы, улыбаясь друг другу, сфотографировались на фоне древнего цоколя храма Соломона. Вдруг из-за спины послышалось утробное рычание гневно взирающего на нас из-под золотой оправы мрачного пейсатого хасида – мой собеседник, не оборачиваясь, веско огрызнулся – крепким еврейским словом… :mad:
x_acaaf6ef.jpg
 
Последнее редактирование:
Елена Панцерева написал(а):
Мне кажется, что эти слова из одного комментария как раз и подтверждают многие положения статей о. Константина.Никогда правоверные иудеи не будут общаться с христианами на равных, мы для них, в лучшем случае, младшие братья, в худшем - райа, изгои, неверные.Обольщаться добрым к себе отношением вряд ли стоит. Работать, проповедовать Христа - нужно, но лучше на своем поле, т.е в своей стране.
Действительно, Елена, в своем сообщении я хотела не в противовес рассказаному о. Константином сказать, а всего лишь показать, что внешнее культурное обращение евреев с паломниками (а для них, тех кто обслуживает туристов, мы просто источник доходов) только внешний признак, можно и вежливо общаться, и лицемерно даже, в этом есть своя выгода. А вот к самому христианству, и к соотечественникам христианам отношение негативное, с разной степенью выраженности, с этим мы и ожидали встретиться, но реально в глаза бросается это не всем паломникам.
О себе тоже могу сказать, что я поддерживаю с иудеями, как людьми, отношения мирные, но к религии, иудаизму, отношение ближе к негативому.
 
Дорогой отец Сергий, спасибо за Ваш блестящий анализ. Сразу чувствуется, что не зря Вы в свое время кандидатский хлеб ели!:)
Что же до сути сказанного: если обратили внимание, в своем комментарии о приветливости израильского населения я упомянула об иудее в кипе, то есть, по Вашей классификации, принадлежащем к "сионистам". Вот за ними, быть может, есть будущее, то есть, надежда на какую-то их эволюцию, потому что они признают существование остальной Вселенной, чего нельзя, увы, сказать о хасидах (кто их видел, тот поймет, о чем я: они идут сквозь все, что у них на пути, с ними совершенно невозможно встретиться взглядом). Хотя им созданы все условия - они не работают, их с многочисленным потомством содержит государство, - за ними вряд ли есть будущее. Это тупик, потому что фанатики едва ли "наследят Царство Божие".
И все же еще раз повторю, вслед за о. Константином: "Нам следует быть доброжелательными, терпеливыми, открытыми, чтобы этим своим отношением предоставить возможность и пространство для принятия христианского Благовестия".
Не сегодня и даже не завтра и даже не в обозримом будущем, но отрицать подобную перспективу, мне кажется, не следует.
 
диакон Сергий Шалберов написал(а):
Лишь отстранившись от организованных паломнических маршрутов, пустившись в самодеятельное плавание по Святой Землей, полагаясь на волю Божию, можно осознать, насколько поверхностно мы представляем религиозную жизнь современных евреев.

Вот какой анализ сложился у меня после короткого, но глубокого погружения в жизнь удивительного крохотного государства, в бурлящем котле которого смешались христиане и иудеи, мусульмане и язычники, безбожники и фанатики, где воистину творятся судьбы мира…

И мне очень понравилось эссе отца Сергия. И написано так, как никто другой не сможет!
Еще раз спасибо :)
 
Здравствуйте, отец Константин! Вы пишите: «Если мы хотим, чтобы иудеи услышали призыв ко Христу, нам нужно поступать так же, как и Христос. То есть приложить максимум любви и терпения». Позвольте одно уточнение в сторону усиления терпения.
Я думаю, что Христос на самом деле много обличал среди иудеев, подобно тому, как обличала православная церковь еретиков. Он даже поступил жестоко - проклял зеленую смоковницу с листьями, но не дающую плодов. Он проповедовал внутри своей же религии, призывая к ее развитию, совершенствованию и законченности.

Нам же, берушим пример с Совершенного Сына Человеческого, нельзя слепо копировать Христа в Его действиях, потому что мы живем в другое время и в других условиях, а также не обладаем теми знаниями, которыми обладал Христос. Например, в современное время, когда христианство утвердилось и стало самостоятельной и отделившейся от иудайзма религией, критика иудеев, которую проводил Христос, и призывы к ним стать христианами уже крайне нежелательны. Оставим это Богу по нашим молитвам к их вразумлению. Но отстаивание христианских принципов, изложенных в Евангелия, и отпор нападкам иудеев на эти принципы должны проводиться нами также решительно, как это делал Христос, проповедуя совершенствование веры внутри своей иудейской религии.
 
«Если мы хотим, чтобы иудеи услышали призыв ко Христу, нам нужно поступать так же, как и Христос. То есть приложить максимум любви и терпения».

Много раз читая разных людей,разные размышления на эту тему,мной видится некая ошибка в терминологии,которая интуитивно меняет или лучше сказать,подменяет понятия.

Не следует путать-еврея,иудея и иудаиста.Это принципиально.Еврей, будучи иудеем во времена Христа,полностью принимал сказаное пророками,а ими руководил Дух Святой,отсюда и хула на Духа Святого о чём говорит предупреждая Христос -из иудея превратишся в иудаиста. И мы также верою принимаем всё от пророков..Ибо это и было основой религии.И Ап.Павел как иудей проповедовал в путешествиях ,в первую очередь в синагогах.Многие иудейские начальники обращались в христианство,читаем мы в Житие Святых.

Потом было разрушение Иерусалима.Те кто кричал -"распни Его,кровь Его на нас и на наших детях",- в момент разрушения Иерусалима или точнее превращение его в Елию Капитолину,были живы.И проходя мимо миллиона распятий окружавших город (а римляне прибивали под конец иудаистов на крест уже и в комических позах),те оставшиеся в живых 100 000 человек не могли не понять причино-следственой связи,всё было настолько очевидно.И что же,изменилось ли сознание,наступило ли покаяние?

История показывает что нет.Был переработан Талмуд,добавлена Кабалла,и получилось ещё более человеко-ненавистническая идеология причём не только по отношению к христианам а вообще к всему миру,ко всем конфесиям,ко всем религиям.Хотя сегодня в Израиле официально можно исповедовать либо иудаизм либо ислам,но сути это не меняет.
Поэтому иудей по духу пророческому это каждый православный христианин,христианка и здесь во Христе мы и есть братья и сестры.Нет еврея,эллина,русского,англичанина,немца,грека и т.д.Мы все в духе ( втом числе и пророческом) веруем в Господа нашего Иисуса Христа.

Иудаист верует совсем в другое,и поклоняеться иному,совсем противоположному чем мы.Поэтому называть его братов весьма оплошно и опасно,так его религиозные устремления являются хулой на Духа Святого.Отдавая поклонение "братскому богу" (а он срадостью примет душевно-сердечное поклонение),человек отпадает от Бога Истиного,это несомненно в силу нерушимости духовных законов.

"Есть путь -говорит Писание-иже мнится человекам прав быти,последняя же его приходят во дно ада."Притч.14-12.
 
Был переработан Талмуд
Ничего похожего на Талмуд у евреев 1-го века не было. Даже Мишна еще не существовала в письменном виде. То есть перерабатывать было нечего. Более того: не было однозначного канона Писания.
Это важно, потому что указывает на важное: иудаизм родился у подножия Креста. До Креста иудаизм не существовал.
 
протодиакон Сергий Шалберов написал(а):
...
Вот какой анализ сложился у меня после короткого, но глубокого погружения в жизнь удивительного крохотного государства, в бурлящем котле которого смешались христиане и иудеи, мусульмане и, язычники, безбожники и фанатики, где воистину творятся судьбы мира…
Здравствуйте,
Вы с большим юмором описали различные течения в иудаизме. В принципе все верно, только насчет плюющихся ультраортодоксов не слышал. Насколько я знаю они любят кидать камни в автомобили по субботам. Зато насчет религиозных сионистов - это в яблочко. К таким людям как Вы они относятся с большой симпатией и считают "младшими братьями во Христе". Это произносится с добродушной иронией. Судя по Вашей манере общения и фото Вы им близки даже чисто эмоционально.

Юрий
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
15.006
Комментарии
25
Последнее обновление
Сверху