Христиане и иудеи: 4

Эта запись является частью серии записей Христиане и иудеи
Христиане и иудеи
Больная тема… Часть 4 (см. часть 3)

Итак, дорогие, в предыдущих беседах мы говорили с вами о том, как христианин должен относиться к иудаизму.
Читая некоторые комментарии (а некоторые вообще стирая, чтобы не искушать наших читателей), я пришел в замешательство. Похоже, кто-то считает, что я устраиваю расизм. Что вот, евреи – плохая нация, недаром их преследуют, и т.д.
Дорогие! Нация здесь вообще не при чем. Мы говорим не о народе евреев, которые могут быть и христианами, а о религии иудаизма, то есть религиозности тех людей, которые не приняли Иисуса Христа как Мессию и Спасителя. То есть, мы говорим не о том, как христианам строить отношения с евреями, а о том, как их строить с иудеями!
И если вы это поняли, можете читать дальше.

Мы с вами разобрали отношение к этой теме Ап. Павла (Часть 1), увидели, как постепенно, у Евангелистов, полемика становится более жесткой и бескомпромиссной. Давайте кратко коснемся вопроса о том, как строились дальнейшие отношения христиан с иудеями.

Когда я обратился к этому вопросу и стал читать соответствующую литературу, например иудейских ученых, я был поражен, насколько иудеи считают себя чистыми перед историей в отношении христиан. Не было этих убийств христиан, не было клеветы перед римскими властями на Апостолов… ничего такого не было. Лев Поляков, написавший недавно фолиант «История антисемитизма. Эпоха веры», например, утверждает, что и Иисус был убит римлянами, и гонений на христиан иудеи не устраивали. «Знаменитый эпизод побиения камнями Стефана, – пишет он (стр. 376), – как он представлен в “Деяниях Апостолов”, похоже, явился следствием внутреннего конфликта между “иудеями” и “эллинистами” в еще молодой общине». Если кто не понимает, о чем речь, то иудеи и эллинисты – это условное название двух групп первохристиан. Одни были выходцами из иудейской культуры, другие пришли к христианской вере из язычества.
То есть, согласно Льву Полякову, архидиакона Стефана побили камнями… сами же христиане из иудеев. Многое я читал, но такого еще слышать не приходилось. А как же Савл (будущий Ап. Павел), который получил от Синедриона мандат на избиение христиан в Дамаске, куда он с этой целью и отправился?

Читая статью за статьей, книгу за книгой, я открывал для себя откровенно тенденциозную информацию. Иудеи, оказывается, были невинными агнцами, которых христиане преследовали...
В этом отношении считаю нужным расставить точки над i и привести цитату известнейшего специалиста по иудео-христианскому диалогу, католического богослова Жана Даниелу:
«В эпоху возникновения христианства были иудеи, которые, сохраняя свою религию, все же относились ко Христу как к великому пророку, хотя и не признавали его за Сына Божьего... Однако в целом иудаизм первых веков христианства враждебно смотрел на христианскую Церковь. И если позднее, особенно начиная с четвертого и пятого веков, в христианской среде возник антисемитизм, не следует забывать, что ему предшествовал весьма сильный и даже злобный иудейский антихристианизм. История свидетельствует, что очень часто христиане были предаваемы на мучения по доносам иудеев. А это доказывает, что иудаизм той эпохи был куда сильнее, чем мы можем представить сегодня.
Оценить все значение этого факта, зачастую плохо известного, помогают последние исторические исследования. Марсель Симон в одной из своих книг показывает, что иудаизм первых веков нашей эры был весьма активен в миссионерском плане, он был грозным соперником христианства в деле духовного завоевания Римской империи.
Как и христианство, иудаизм стремился духовно завоевать, покорить двор римского императора. И он бывал весьма близок к цели, ибо несколько раз иудейские женщины оказывали решающее влияние на жизнь римских императоров. Среди прочих упомянем знаменитую Беренику, иудейскую принцессу, возлюбленную Тита. Эта исключительно умная женщина вначале была женой племянника прославленного иудейского философа Филона, затем была замужем за одним из своих идумейских двоюродных братьев, после чего стала возлюбленной Тита и должна была поэтому присутствовать при осаде Иерусалима. Затем она чуть было не стала императрицей, и тогда иудеи оказались бы на римском троне. Князья из рода Ирода занимали важное положение при дворе Тиберия и Клавдия. А еще позднее, при Нероне, Поппея, которая была иудейкой, играла важную роль при дворе. Иудеи пользовались своим влиянием, борясь с христианством...»

Я уже приводил слова иудейского историка Льва Полякова о первохристианском времени. Даже этот автор не может закрыть глаза на откровенные факты и пишет:
«В глазах языческих интеллектуалов последователи Иисуса были лишены даже такого смягчающего обстоятельства, как принадлежность к религии… Всякий раз, когда случается какое-нибудь бедствие, чума, или голод, разъяренная толпа громкими криками требует предать христиан смерти: “Пусть бросят их на съедение львам!”… Нет ничего удивительного, что в этих условиях евреи пытались добиться какой-то выгоды для себя и объединялись с языческим лагерем».

У святых отцов второго – четвертого веков можно встретить немало резких выпадов против иудеев. Святые обличали иудеев не только как распинателей Христа (историки, говорящие об антисемитизме Церкви, любят делать акцент на том, что христианские богословы ненавидели евреев лишь потому, что те распяли Христа), но и как людей, потакающих всяким грехам и безнравственности.

Анонимный христианский документ «Послание к Диогнету», написанный примерно через 20–30 лет после Евангелия от Иоанна, о иудеях отзывается резко:
«Что же касается до чрезмерной разборчивости иудеев в пище, их суеверия в соблюдении субботы, тщеславия своим обрезанием, лицемерия в постах и новомесячиях, – все это так смешно и не стоит слова… Не нечестиво ли клеветать на Бога, будто он запрещает в день субботный делать что-либо доброе? Также не достойно ли осмеяния тщеславиться уменьшением плоти (то есть, совершая обрезание.прот. К.П.) как свидетельством особенного избрания, как будто за это они преимущественно возлюблены Богом? Равным образом и то, что они наблюдают течение звезд и луны, замечают месяцы и дни, и распоряжения Божия, смены времен распределяют по своим собственным желаниям, иное обращая в праздники, другое в дни плача, кто почтет это признаком Богопочтения, а не гораздо более – безумия? Итак, думаю, ты довольно понимаешь теперь, что христиане справедливо поступают, удаляясь как от всеобщего суеверия и обольщения, так и от иудейской суетной заботливости и тщеславия».

В той или иной мере иудеев обличали все церковные писатели. В 4-м веке этому посвятил несколько гневных проповедей свт. Иоанн Златоуст. Этот цикл его проповедей так и называется: «Против иудеев».
Я приведу фрагмент первой речи. Несмотря на то, что язык Златоуста нельзя назвать легким, все же советую предпринять умственный труд и прочитать его гневные слова:

«Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Возсияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланные, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). Из чего это видно? Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26); так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. Берегитесь псов, говорит об них Павел, берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы (Фил. 3, 2-3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Иоан. 1, 12). Нет ничего жальче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать Закон, они затоптали его; а теперь, когда Закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жальче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан), Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому (Деян. 7, 51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкого и изнурительного. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29, 30). Однако же они не понесли (этого ига) по своему упорству; и не только не понесли, но сокрушили и расторгли его. Ибо, – сказано, – издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои (Иер. 2, 20).
Не Павел говорит это, но пророк вопиет, разумея под игом и узами символы власти Христовой; ибо иудеи отвергли владычество Христа, когда говорили: не имеем царя, кроме кесаря (Иоан. 19, 15).
Но от чего произошла эта жестоковыйность? От пресыщения и пьянства… Постящемуся должно быть кротким, сокрушенным, смиренным, и не опьянять себя гневом: а ты бьешь подобных себе рабов? Тогда иудеи постились в судах и ссорах, а теперь постятся в неумеренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; по намерению они постящиеся, а по виду пьянствующие! Послушай, как пророк повелевает поститься: освятите, говорит, пост; не сказал: шумно празднуйте пост; Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев (Иоил. 1, 14). А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу…»

Далее Златоуст спрашивает: о чем еще говорить и как еще обличать иудеев, которые перед глазами его слушателей? «О хищениях, о лихоимстве, о притеснении бедных, о кражах, о корчемничестве? Но для рассказа об этом не достанет и целого дня».
Надо пояснить, что в то время в Антиохии, где и священствовал Иоанн Златоуст, иудеи преимущественно занимались финансовыми делами (ростовщичеством) и содержали корчемни и увеселительные заведения. Едва ли можно было бы приписать обличения бескомпромиссного ко всякого рода греху Иоанна Златоуста его предвзятости и антисемитской ангажированности. Он видел реальных иудеев и их реальную жизнь, он видел, что в их протесте против Христа много от потакательства грехолюбной жизни и поиска выгоды, основанной на эксплуатации человеческих страстей.

Как ни старался я найти даже в иудейских сочинениях материал, доказывающий, что христиане воплощали свою ненависть в погромах и убийствах, мне это сделать не удалось. «Антисемитизм» святых отцов, о котором так часто пишут, – это миф. Антисемитизм подразумевает расовую ненависть – анти-семитизм, а ее не было. Христианин из евреев пользовался теми же правами, что и христианин из язычников. Что действительно было, так это обличение христианскими авторами иудаизма, не принявшего, но убившего Спасителя мира. И обличение евреев в безнравственности и корыстолюбии.

В 4-м веке, во времена Константина Великого, были ограничены некоторые права иудеев. Им запрещалось владеть христианами-рабами, вступать с христианами в брак, они не могли служить в армии и занимать те государственные посты, находясь на которых, могли бы ущемлять права христиан.
И в том же 4-м веке эти указы отменены Юлианом Отступником. Он даровал иудеям право прогнать христиан из Иерусалима и отстроить свой святой город. Иудеи рьяно взялись за это, изгоняя и убивая христиан и одновременно разрушая христианские святыни. Скорая смерть Юлиана Отступника помешала им довести начатое дело до конца, и они опять притихли.

Изучая исторические хроники, открываешь для себя, что евреи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 годах. Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь.

В 5-м веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем. За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. В ответ на это союзники Византии – христиане-эфиопы – вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.

В 6-м веке, при императоре Феодосии, права евреев были сокращены. Политика в отношении евреев была, однако, не репрессивная, но изоляционная. Иудеи могли спокойно жить своими семьями, общинами, районами, но участие их в общественной жизни было ограничено.

Страшная страница в истории Церкви – захват Иерусалима персами в 7-м веке (614 год). Невозможно без слез читать страницы, написанные рукою очевидца тех событий монаха Антиоха Стратига. Когда персы осадили святой город, евреи обещали им всемерную поддержку в очищении города от христиан.
Когда город пал, началась безжалостная резня, в которой не щадили никого и убивали христиан самым жестоким образом. Оставшихся в живых христиан собрали на территории одного рва, где люди медленно умирали от жажды и голода.

Далее процитирую записи Антиоха Стратига:
«Тогда недобрые иудеи, враги истины и ненавистники Христа, очень обрадовались, увидев, что христиане отданы в руки врагов, так как они ненавидели христиан и задумали злую мысль соответственно с их злобою, так как значение их у персов было велико за их предательство. В то время подступили иудеи к краю цистерны, звали сынов Божьих, заключенных, и говорили им: «если хотите спастись от смерти, сделайтесь иудеями, отрекитесь от Христа, поднимитесь из вашего места и приходите к нам! Мы выкупим вас нашими деньгами, и хорошо будет вам от нас». Но мысль и желание их не исполнились, труд их оказался тщетным, так как дети св. церкви предпочли смерть за Христа жизни в безбожии, сочли лучшим истязание плоти, а не гибель души, чтобы удел их не был вместе с иудеями.
И когда мерзкие иудеи увидели стойкость христиан и непоколебимую их веру, то они возбудились большим гневом, как злые звери, и потом задумали другую мысль. Как раньше они купили Христа от Иуды за серебро, так покупали они христиан из цистерны, давали серебро персам, приобретали христианина и резали, точно овцу.
…Сколько душ погибло от голода и жажды! Сколько священников и монахов было истреблено мечом! Сколько младенцев было раздавлено ногами, погибло от голода и жажды и занемогло от страха и ужаса пред врагами! Сколько девиц, не согласившихся на мерзкое надругание, было врагами предано смерти! Сколько родителей погибло над своими детьми! Сколько народу было скуплено иудеями и зарезано, и они сделались исповедниками Христа! Сколько душ отцов, матерей и мальчиков-младенцев, скрывавшихся в ямах и цистернах, погибло от мрака и голода! Сколько душ устремилось в церковь Воскресенья, в Сион и другие церкви, и там было истреблено и сгорело в огне? Кто бы мог счесть множество мертвецов, павших во время резни в Иерусалиме?..»

Но даже это не привело византийцев к ненависти к иудеям и каким-то репрессиям. И после этих страшных событий византийские отцы терпимо относились к иудеям, например, осуждая практику насильственных крещений иудеев, которая практиковалась некоторыми византийскими императорами. До репрессий по отношению к иудейскому народу христиане Востока не опускались, хотя с обеих сторон произносилось немало неприятных слов.

Но слова словами, а ни в одной из добрых двух десятков книг, посвященных этой теме, и в более чем полусотне Интернет-статей я не нашел упоминаний о каких-то массовых репрессиях христиан против иудеев. Были случаи, когда группа христиан была настроена каким-нибудь христианским фанатиком и нападала на иудеев, были моменты репрессий византийских императоров против иудеев. Но не было антисемитизма и вражды Восточной Церкви против иудеев. Если я ошибаюсь, я был бы благодарен тем, кто на историческом материале показал мне мои заблуждения.

Где к иудеям действительно относились плохо, так это на Западе. Вот тут, действительно, в отношении иудеев выработались жесткие меры. Я не против католиков, в чем меня иногда упрекают, и никого ни против кого не настраиваю, но давайте смотреть правде в глаза.

В 1215 году решением Латеранского собора Католической Церкви евреям было предписано носить желтую одежду и отличительный желтый знак. В 1239 году Папа Григорий IX объявил Талмуд богохульной книгой, и его по всей Европе сжигали. Оксфордский собор 1222 года запретил иудеям строить новые синагоги, решением Синода в Бреслау 1267 году евреям предписывалось селиться в специально отведенных для них кварталах. В последующие века антисемитские погромы стали обычным явлением для Средневековой Европы.

Для подобного отношения к иудеям на Западе имелась и другая причина. Блаженный Августин (5-й век), святой отец, очень популярный на Западе, размышляя о судьбе иудеев, говорил, что, хотя иудеи заслуживают смерти за убийство Христа, им была оставлена жизнь для того, чтобы они самим своим существованием свидетельствовали об истинности христианства. Евреи продолжают жить, показывая всему миру, что значит отвергнуть Христа и навлечь на себя гнев Божий. Неся вину за смерть Христа, евреи должны вечно странствовать по земле, не находя себе пристанища. Они влачат самую жалкую жизнь, находятся в презрении и под гнетом других народов…
Как заметил иудейский мыслитель Моисей Мендельсон: «Если бы не эта восхитительная мысль, нас бы давно уничтожили».

Католическая Церковь всеми силами своими пыталась склонить евреев к крещению и принятию христианства. Но иудеи, для которых верность вере была краеугольным камнем их бытия, предпочитали скорее умереть, чем отказаться от веры отцов. Они шли на смерть, как сообщает средневековый иудейский автор «с песнями и танцами, как будто они шли на свадебную церемонию; они не хотели обращаться сами, и ни отец, ни мать не хотели этого для своих детей... и когда они видели пылающий огонь, женщины и дети прыгали в него с песнями». Известны подлинные случаи договоров о коллективном самоубийстве: «...и они чувствовали, что скоро должны будут умереть; тогда они начинали договариваться между собой таким образом, чтобы один из них убил всех остальных, чтобы таким способом избежать смерти от руки необрезанных. И они приняли решение, и все подтвердили его, что один из них, почтенного возраста и известный своей преданностью Закону, предаст их всех смерти...» (Л. Поляков).

Как проповедовал знаменитый раввин Меир из Ротенбурга: «Тот, кто принял твердое решение сохранить верность закону и умереть, если потребуется, мученической смертью, не чувствует страданий под пытками. Его можно побивать камнями или жечь огнем, закопать заживо в землю или повесить, он останется невозмутимым, и ни одна жалоба не сорвется с его губ».

Культ мучеников поддерживается всеми способами. «Страдание драгоценно!» — восклицал раби Акива. Но это оставалось скорее теоретическим постулатом вплоть до того времени, когда страдания евреев превратились в постоянную, всеобщую реальность. Отныне каждый отдельный еврей становится участником этой драмы. В этом смысле можно утверждать, что немецкие евреи позднего Средневековья оказались первыми, кому было суждено испить до дна чашу страданий народа Израиля. Нельзя утверждать, что они приняли свою судьбу с легким сердцем, тем не менее, они гордились этой судьбой. С полным на то основанием они повторяли знаменитое изречение Талмуда: «Еврейскому народу не подобает радоваться, как другим народам».

В 1450 году величайший знаток Талмуда XV века раввин Исраэль Иссерлейн дал следующий ответ на вопрос о том, следует ли налагать суровое наказание на отступника, возвращающегося в лоно иудаизма:
«Следует иметь в виду, что тот, кто решил вернуться в еврейство, собственноручно налагает на себя постоянную кару, поскольку он отказывается от преимуществ и благ, которыми он пользовался, будучи христианином, и принимает страдания и гонения, составляющие участь евреев. Он не должен был терпеть этот гнет, пока он был христианином, так что, в сущности, он искупил свою вину, когда по доброй воле вновь взвалил его на себя с единственной целью вернуться в еврейскую общину».

Все аспекты жизни еврейских общин отражают этот строгий дух покаяния. Только один раз в году, по случаю праздника Пурим, разрешается и даже предписывается полностью отдаться веселью, радости и ликованию, надеть маскарадные костюмы, напиться допьяна, наконец-то рассчитаться с преследователями и сжечь на площади деревянную фигуру Амана, олицетворяющую всех антисемитов. Но даже этот единственный в году праздник был в дальнейшем запрещен христианскими властями, так что вся церемония свелась к символическому топоту ногами и различным шумовым эффектам во время чтения в синагоге Книги Есфирь.

Новую волну антииудейских настроений поднял основатель Реформации Мартин Лютер (16-й век). В 1543 году Лютер написал трактат «О евреях и их жизни», в котором утверждает, что Бог «несомненно отверг» Израиль пятнадцать веков тому назад и еврейский народ «целиком предан в руки диавола». При «виде истинного еврея вы можете с чистой совестью перекреститься и прямо сказать: Вон диавол во плоти…» Лютеру было мало полемических высказываний против иудеев. Он обратился к властям с требованием изгнания евреев из Германии. К народу Лютер обратился с призывом сжигать синагоги и молитвенные дома иудеев.

Впоследствии политику Гитлера в отношении евреев поддержала виднейшая часть протестантизма – Лютеранская Церковь. Католическая и Православная Церкви осудили это массовое человекоубийство. Но ужас в том, что иудеи не делают различия между конфессиями. Для них факт Холокоста, который поддержали некоторые религиозные деятели, – это самый большой аргумент против христианства и Церкви как таковой. Это в их глазах, так сказать, приговор христианству.

Католики столкнулись с этим, когда решили создать кармелитский монастырь в стенах Освенцима. Евреи возмутились, что символ их трагичной истории подвергают кощунственной узурпации… Иудеям было невдомек, что кармелиты ценой жизни спасали тех же иудеев во время войны, что кармелиты к печам Освенцима и уничтожению евреев не имеют отношения.
Для кого-то это может показаться странным, но я попрошу: перечислите мне несколько самых влиятельных современных направлений иудаизма. Скорее всего, вы промолчите. Как мы не знаем о движениях внутри иудаизма – нам попросту это неинтересно, так и иудеи не вникают в то, что среди христиан была православная мать Мария, которая, отдав еврейке свое монашеское платье, пошла за ту в газовую камеру на Пасху 1945-го, но были и европейские протестанты, которые поднимали тосты за решение еврейского вопроса великим Гитлером.

В 20-м веке, в послевоенные годы, иудейские мыслители опубликовали ряд книг, в которых доказывали, что христианство иудео-ненавистническо по своей природе.

Иудейский писатель и общественный деятель Жюль Исаак сформулировал идею «учения презрения», которое якобы христиане испытывали к иудеям. В 1946 году вышла его книга «Иисус и Израиль», в 1956-м – книга «Генезис антисемитизма». В этих книгах Евангелисты и святые отцы Церкви представлены им как лжецы и преследователи, полные ненависти к евреям, несущие моральную ответственность за Освенцим и Холокост. Ж. Исаак предлагал христианам пойти на следующие шаги во имя искупления исторической вины:
– изъятие тех молитв, в которых говорится об иудеях, в частности, читаемых в Страстную Пятницу;
– заявление о том, что иудеи не несут никакой ответственности за смерть Христа (осуждению за которую подлежит всё человечество);
– удаление тех мест из писаний Евангелистов, в которых повествуется о Страстях Христовых (в особенности это касается Евангелиста Матфея, которого Жюль Исаак обвиняет в искажении исторических фактов , – именно у него сказано: «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» – Матф. 27, 25);
– заявление, что Церковь находилась в течение двух тысячелетий в состоянии скрытой войны между иудеями, христианами и остальной частью человечества;
– обещание, что Церковь изменит свое поведение, смирившись, раскаявшись, извинившись перед иудеями, исправив свое учение.

Надо сказать, что Католическая Церковь несколько растерялась перед этим натиском. (Про Православную говорить нечего. В СССР Церковь кое-как выживала и находилась за железным занавесом, в православных Церквах на Востоке тоже было не до этих споров, это были преимущественно споры, актуальные для Запада.) Дело в том, что Папа Римский Пий XII, находившийся во главе Католической Церкви во времена фашизма, помогал евреям, спасал их, по его благословению их укрывали в монастырях и храмах Рима. Однако публично Папа не осудил политику Гитлера, что можно понять с точки зрения дипломатии: в конце концов громкие заявления привели бы в фашистской Италии лишь к смещению Папы и мало помогли бы реальному решению проблемы.

1950-е – 1970-е годы – это время, когда на Западе христианские Церкви (Католическая и протестантские) нащупывали линию поведения в отношении иудеев. Было сделано много заявлений на самом высоком уровне, например, что евреи не несут коллективной вины за смерть Христа, что слова «Кровь Его на нас и на детях наших» на самом деле просто слова и, конечно, евреям они в вину не могут быть вменены…

В 1981 году протестантский теолог Розмари Рютер своей книгой «Вера и братоубийство» стимулировала еще один виток споров и уступок христиан иудеям. Рютер вновь начала педалировать мысль, что христианство в принципе иудео-ненавистническо. Она пишет, что то христианство, которое мы знаем, просто не может думать и жить иначе. «Обвиняя евреев, христиане, фактически, поставили перед собой грандиозную задачу: доказать, что унизительное положение иудеев свидетельствует об их отвержении Богом. В то же время Церковь учила, что иудеев следует сохранить до конца исторического времени, как свидетелей “триумфа” Церкви. Этот теологический постулат лежал в основе многовековой официальной политики Церкви… Он также породил вспышки жестокости и насилия…»
Вывод Р. Рютер такой: «Для нас, живущих после Холокоста, после вырождения христианской эсхатологии в нацистский геноцид, насущной необходимостью становится всесторонняя переоценка нашего наследия. Хотя нацисты ненавидели как евреев, так и христиан, Церковь, тем не менее, должна признать свою ответственность за насаждение мифов о демонической природе евреев: именно эти мифы позволили нацистам, в рамках проектов достижения «расовой чистоты», сделать евреев козлами отпущения. Именно христианская традиция воспитала в своих последователях чувство отвращения к соседям-евреям, благодаря которому христиане почти не считали нужным реагировать на их исчезновение. Нам необходимо исследовать истоки теологических концепций, послуживших основой мифов о демонической природе евреев…»

Не пугайтесь, дорогие читатели. Это призыв протестантки к протестантским богословам. Протестантизм и в самом деле запутался в этом вопросе, и в последние десятилетия многие западные теологи пытаются нащупать (правда, все как-то неудачно) путь в этом направлении.

И опять какая-то череда непонятных уступок и самоуничижений. Впрочем, если христианам это, может быть, и было полезно, иудеи относились ко всему этому с иронией и принимали как нечто само собой разумеющееся.
В 1985-м вышел официальный документ Ватикана «Замечания по поводу правильного представления иудеев и иудаизма в поучении и катехезисе Католической церкви». Там были записаны крайне лестные для иудаизма положения:
– христиане могут воспользоваться иудейскими традициями чтения Библии;
– Ветхий Завет сохраняет собственную ценность Откровения и без Нового Завета;
– Иисус был иудеем и Им всегда оставался – и в жизни, и в Своем Учении;
– вечность Израиля – это исторический факт и предзнаменование в Божественном плане, означающие, что особое избранничество иудеев остается в силе, даже если христиане также рассматривают себя как народ Божий и дети Божьи.

Показательным жестом Иоанна Павла II стало посещение им 13 апреля 1986 года главной синагоги Рима – первое за всю историю католицизма. Там состоялось молитвенное общение Папы с главным раввином Рима. Обратившись к раввинам с речью, озаглавленной «Вы – наши старшие братья», Папа подчеркнул необходимость более глубокого признания связи и «общего наследия» между иудеями и христианами, упомянув только один раз об Иисусе из Назарета, и то, чтобы подчеркнуть, что Он является «сыном вашего народа», ни слова не сказав о том, что Он есть Сын Божий.

В 1988 году по поручению Ватикана Томазо Федериччи подготовил документ «Миссия и свидетельство Церкви», в котором отвергалась любая форма миссионерства со стороны христиан в отношении иудеев, в связи с чем перед католическими теологами встала проблема оправдания своей позиции, никак не согласующейся с текстами Нового Завета. Объяснил новый подход американский богослов Майкл Магарри: указав, что Холокост стал радикальным богословским вызовом христианству, он предложил Церкви, реализуя свою миссионерскую программу, сделать исключение для иудеев, поскольку «холокост требует, чтобы иудеи остались иудеями, а не рассматривались в качестве предвестников веры во Христа».

Игра в поддавки продолжалась!
В 1993 году был принят документ Библейской комиссии Ватикана «Толкование Библии в Церкви», который неоднократно предупреждал о недопустимости любой интерпретации, провоцирующей любое объяснение, неблагоприятное для евреев. В последующие годы из всех официальных документов католицизма стали изыматься любые упоминания об убийстве Христа иудеями, из Библии рекомендовалось вычеркнуть все слова Христа против иудеев, переписать литургические тексты. Фактически это означало, что католицизм переходит к такому прочтению Библии, которое допускается иудаизмом, в то время как учение последнего сохраняется в полной неизменности.

Одним из главных требований иудеев остается требование извинений и признание ответственности всей Католической Церкви за Холокост, к которому фактически шаг за шагом, поэтапно подводило ее церковное руководство.
В 1991 году, выступая на закрытии Европейского синода, Папа Иоанн Павел II признал ответственность христиан за пассивность, проявленную во время Холокоста. Затем, в 1994–1995 годах, декларации об их ответственности за Холокост были опубликованы католическими Церквами Польши, Германии и Венгрии, а в сентябре 1997-го французский епископат принял «Декларацию покаяния» в Дранси, в которой Французская Церковь не только попросила прощения у Бога и у еврейского народа за своё поведение в годы оккупации во Второй мировой войне, но и признала влияние многовекового антииудаизма на христианское учение, обусловившее ненависть к иудеям.
Вслед за этим в октябре-ноябре того же года в Ватикане прошёл коллоквиум на тему «Христианские корни антииудаизма», на котором Папа Иоанн Павел II решительно осудил антисемитизм, пойдя на признание того, что «ошибочные и несправедливые толкования Нового Завета относительно еврейского народа и его мнимой вины продолжались очень долго, порождая чувство вражды в отношении еврейского народа». И, наконец, в марте 1998-го был издан документ Ватиканской комиссии по развитию отношений с иудаизмом, названный «Мы помним: размышления о Холокосте», в котором уже был поднятвопрос о связи нацистских преследований евреев с поведением христиан в отношении иудеев на протяжении веков, то есть, было признано, что в Холокосте есть доля вины и христианства.

Серьезные богословские выводы сделали иудеи и из факта установления в 1993 году дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем, который до этого признавался лишь де факто. Дело в том, что Католическая Церковь всегда учила, что изгнание иудеев с их земли стало карой за отвержение ими Иисуса, поэтому вернуться на родину они смогут, только приняв Его.

Венцом примиренческой политики Иоанна Павла II стал акт покаяния за грехи Католической Церкви (Mea Culpa) в ходе воскресной мессы в соборе Святого Петра 12 марта 2000 года. Признав вину Западной Церкви за восемь грехов, Папа осудил антисемитизм как «грех против Бога», призвал христиан к покаянию за ужасы Холокоста и выступил против миссионерской деятельности христиан в отношении иудеев. Через несколько дней (26 марта) Папа прибыл в Иерусалим и посетил Стену плача, куда вложил свою записку, содержание которой было приведено в брошюре раввина Леона Клиники в 2006 году. В ней было записано (сохраняется орфография оригинала): «Бог наших отцов, ты избрал Авраама и его потомство, чтобы твоё имя было донесено до народов: мы глубоко опечалены поведением тех, кто на протяжении истории заставил страдать твоих сыновей и, прося у тебя прощения, хотим жить в истинном братстве с Народом Завета».
Много, много можно было бы привести этих поэтапных уступок, которые раввины принимали с молчаливым снисхождением. Впрочем, перенесемся в нынешнее время:

Новый этап в отношении уступок иудеям – новая формулировка вызывающей множество споров молитвы, которую читают в Католической Церкви в Страстную пятницу.
Цитирую новостную ленту:

5 февраля 2008 г. Папа Бенедикт XVI представил новый вариант молитвы, из которой исключено упоминание о «слепоте» евреев и призыв к тому, чтобы «Господь наш Бог снял пелену с их сердца». Перевод новой молитвы звучит следующим образом: «Помолимся о евреях. Пусть Господь Бог наш просветит их сердца, чтобы они могли признать Иисуса Христа, Спасителя всех людей». «Всемогущий и Предвечный Господь, – говорится далее. – Ты, желающий спасения всех людей и познания ими истины, даруй нам, чтобы вместе со всеми народами, входящими в Церковь Твою, спасен был и весь Израиль». Однако представители еврейских организаций осудили новую молитву. По их мнению, молитва по-прежнему звучит оскорбительно. «Это удручает», – комментирует раввин Дэвид Розен, глава Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям. Раввин Розен, выразив удовлетворение тем, что «оскорбительные» слова были убраны, все же высказался против новой молитвы, потому что в ней указывается, что евреи должны искать спасения именно во Христе. «Папу Бенедикта XVI на самом деле волнует конструктивное развитие отношений евреев и католиков – это я точно знаю, – сказал раввин Розен. – Поэтому особенно удручает то, что в этом тексте не заметно никакого беспокойства по поводу того, как новый текст будет прочитан в еврейских кругах».

Продолжение...
Перейти к следующей записи Христиане и иудеи: 5
Перейти к предыдущей записи Христиане и иудеи: 3

Комментарии

Блестящая, мощная, доказательная статья. На мой взгляд, с такими научными работами можно выходить на защиту докторской диссертации. Гениальный текст Иоанна Златоуста! Оказывается, опасно для души не только несоблюдение Закона, но и его соблюдение не в то время! А дальнейшие выкладки об отношении иудаизма и Западной Церкви... Оказывается, вот откуда "растут ноги" современной толерантности и терпимости! Желание быть хорошими для всех и никого не обидеть приводит к беде. Мне бы очень хотелось, чтобы Западная Церковь проснулась, опомнилась, чтобы сошел этот мОрок!
 
И больно, и страшно, почему-то особо не задумывалась, что было столько кровопролития (кроме Оцвенцима и Холокоста), реалий истории не знала...
 
Дорогой батюшка, о.Константин! Потеряла очки, и трудно было читать Ващ текст. Уловила только смысл. И все-таки.... преступления иудеев против христиан представляются мне личностным фактором, а не связанным с религией. Разве в их законах, в том же Ветхом Завете есть положения о гонениях на христиан? Лоэтому я остаюсь на точке зрения, что дело не в религии, а в отдельных людях, каких много и в других национальностях и вероисповеданиях. Простите меня, о.Константин, что дерзнула Вам возражать, но мне в детстве отец преподал очень жесткий урок интернационализма, за что я благодарна ему и конечно же Богу. Западные христиане жгли людей на кострах, разве это в законе было прописано?
Валентина
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
13.514
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху