Все мы знаем о том, что первым из людей умер праведник – Авель, невинно пострадавший от руки своего брата Каина. Но почему именно праведника первого взяла смерть? Для чего смерть Авеля была первой допущена Богом?
На этот вопрос есть глубокие размышления у св. Фотия Константинопольского….В письме своему другу, игумену Феодору, недоумевавшему о том, почему смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — первого грешника между людьми, он излагает свое мнение по поводу смерти первого праведника.
«Слово Божие опять открывает нам (как бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнения), что не по другому чему, как по особенному попущению и особенной любви Божией праведник, первый, уловляется сетями смерти и испытывает на себе действие ее тирании». «Авель, первый друг правды, первый принес жертву смерти», для того, во-первых, «чтобы виновный отец, познавши в своем невинном сыне весь ужас и неизбежность смерти, сильнее восчувствовал спасительную скорбь и обнаружил большее раскаяние, и таким образом сам отошел из сей жизни с меньшим долгом за преступление. Далее, — для того, чтобы могущество смерти, восхитив первым невинно-сраженнаго праведника, стало от того само слабее. Ибо, как в том случае, если бы она взяла себе первым виновного, ей чрез то подставлено было бы прочное основание; так теперь, поспешив восхитить праведника, она, по неведению, сделала для себя зыбкое и удоборазрушимое основание».
Размышления св. Фотия могут быть перенесены и на все человечество. Пред людьми всегда стоит вопрос: «Почему так рано уходят лучшие?» И на этот вопрос можно ответить – для отрезвления и покаяния оставшихся, для умягчения их сердец, ибо, вспоминая образ праведника, оплакивая и горюя о нем, люди тем самым ставят его жизнь в пример себе, становятся лучше. А также и для того, чтобы познать слабость смерти и самим укрепиться духом перед ней.
Ведь если даже смерть праведника допущена Богом, то смерть остальных уже не кажется столь страшной. Ведь Бог «не допустил бы, по правосудию Своему, быть убитым тому, кто оказался боголюбезным, если бы не было другого мира, другой жизни, где Он, по неизреченному богатству промысла, уготовил и хранит награды и воздаяния за наши дела».
Невинные страдания праведника возвеличивают перед людьми благую силу страданий – силу креста. Они как бы говорят: мир лежит во зле, и праведник чужд злу, поскольку принимает страдания от мира. Страдая от зла, праведник запечатлел свою иномирность, свою чуждость миру и господствующему в нем пороку. И можно сказать, что смерть и страдания праведника судят мир. Ныне суд миру сему, говорил Господь народу пред страданиями Своими; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И каждый невинно убиенный праведник есть образ Христа. Каждый невинно убиенный праведник имеет надежду в Его воскресении. Таким был и Авель – пастырь овец, принесший богоугодную жертву, первый мученик, первый гонимый, с кого начинается ряд невинно убиенных на земле.