Почему праведник умер первым?

Все мы знаем о том, что первым из людей умер праведник – Авель, невинно пострадавший от руки своего брата Каина. Но почему именно праведника первого взяла смерть? Для чего смерть Авеля была первой допущена Богом?​
На этот вопрос есть глубокие размышления у св. Фотия Константинопольского….
В письме своему другу, игумену Феодору, недоумевавшему о том, почему смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — первого грешника между людьми, он излагает свое мнение по поводу смерти первого праведника.

«Слово Божие опять открывает нам (как бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнения), что не по другому чему, как по особенному попущению и особенной любви Божией праведник, первый, уловляется сетями смерти и испытывает на себе действие ее тирании». «Авель, первый друг правды, первый принес жертву смерти», для того, во-первых, «чтобы виновный отец, познавши в своем невинном сыне весь ужас и неизбежность смерти, сильнее восчувствовал спасительную скорбь и обнаружил большее раскаяние, и таким образом сам отошел из сей жизни с меньшим долгом за преступление. Далее, — для того, чтобы могущество смерти, восхитив первым невинно-сраженнаго праведника, стало от того само слабее. Ибо, как в том случае, если бы она взяла себе первым виновного, ей чрез то подставлено было бы прочное основание; так теперь, поспешив восхитить праведника, она, по неведению, сделала для себя зыбкое и удоборазрушимое основание».

Размышления св. Фотия могут быть перенесены и на все человечество. Пред людьми всегда стоит вопрос: «Почему так рано уходят лучшие?» И на этот вопрос можно ответить – для отрезвления и покаяния оставшихся, для умягчения их сердец, ибо, вспоминая образ праведника, оплакивая и горюя о нем, люди тем самым ставят его жизнь в пример себе, становятся лучше. А также и для того, чтобы познать слабость смерти и самим укрепиться духом перед ней.
Ведь если даже смерть праведника допущена Богом, то смерть остальных уже не кажется столь страшной. Ведь Бог «не допустил бы, по правосудию Своему, быть убитым тому, кто оказался боголюбезным, если бы не было другого мира, другой жизни, где Он, по неизреченному богатству промысла, уготовил и хранит награды и воздаяния за наши дела».

Невинные страдания праведника возвеличивают перед людьми благую силу страданий – силу креста. Они как бы говорят: мир лежит во зле, и праведник чужд злу, поскольку принимает страдания от мира. Страдая от зла, праведник запечатлел свою иномирность, свою чуждость миру и господствующему в нем пороку. И можно сказать, что смерть и страдания праведника судят мир. Ныне суд миру сему, говорил Господь народу пред страданиями Своими; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И каждый невинно убиенный праведник есть образ Христа. Каждый невинно убиенный праведник имеет надежду в Его воскресении. Таким был и Авель – пастырь овец, принесший богоугодную жертву, первый мученик, первый гонимый, с кого начинается ряд невинно убиенных на земле.

Комментарии

Уважаемый Павел!Пожалуйста,объясните,если,конечно,это Вас не затруднит,смысл высказывания:"Ныне князь мира сего изгнан будет вон".Когда "ныне", и куда "изгнан",ведь дьявол,он же сатана, до сих пор остаётся князем нашего мира?Заранее благодарю.
 
Этот текст отражает все домостроительство Сына.
«ныне» - это о «часе Его» – часе Страданий и Искупления человеческого рода.
…Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
Слово «ныне» указывает на час Христа, о котором Христос знал и на который добровольно шел. Таким образом, весь текст выглядит как пророчество для народа — пророчество со знамением. Здесь есть предсказание часа страданий и знамение – глас с неба.
Следуя блж. Феофилакту и иным толкователям весь этот текст нельзя разрывать – это как бы вдохновенная пророческая поэма. Даже слова "и прославил, и еще прославлю" имеют связь со словами "ныне суд миру сему". «Ибо какое отношение их к словам: "и прославил, и еще прославлю"? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал: "прославлю", то Господь показывает нам способ прославления. Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение» (блж. Феофилакт).
Что же касается слова «ныне», то в нашем языке оно вовсе не обязательно значит «сегодня». В словаре Даля значение «сегодня» как раз стоит на последнем месте, а основные значения – «теперь, в настоящее время; в наше время; в этом году». В прошлом слово "ныне" употреблялось как слово «теперь» и «в современное, настоящее время», т. е. вообще обозначало актуальность, настоящее. «Нонешний, нынешний, теперешний, настоящий, насущный» (Даль).Сейчас же это слово во многом вышло из употребления, осталось разве что «нынче», которое стало отождествляться только со словом «сегодня», «прямо сейчас». Можно сказать, что осталось лишь обыденное значение слова, более узкое, а более широкое постепенно исчезло.
Слово «ныне» не употребляется в значении «прямо сейчас», «сегодня» и в других местах Писания.
Например:
Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
Здесь «отныне» также не означает «от данного момента», «сейчас», а разъясняется Христом как вообще «теперь», «в настоящем» — все время, которое Я с вами.
Поэтому слово «ныне» конкретизируется в зависимости от ситуации и контекста, вовсе не обязательно значит тот миг, в который говорит автор.
Также: 36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
 
Последнее редактирование модератором:
Слова: ныне князь мира сего изгнан будет вон.
Эта фраза описывает грядущую благодатно-мистическую жизнь христианина и раскрывает весь смысл таинства Воплощения.
Как сказал св. Иоанн Кронштадский, в этой фразе отразилась «точная и строгая, правда Божия, проявившаяся в кресте».
Бог не собирается сразу же уничтожать дьявола, и лишать человечество его искушений, но Он собирается изгнать его вон. Можно представить по аналогии – разбойник находится в доме, а теперь он изгоняется вон - вне дома, во внешнее пространство. Такое изгнание не значит одномоментное уничтожение разбойника, он может продолжить нападать, просто в дом входит подлинный Хозяин – Бог, а обитатель дома получает возможность защитить дом, нападать на разбойника, изгонять его дальше и дальше, наконец, и окончательно победить. Дом и обитатель – человеческая душа, да и все человеческое естество. По Воплощении и Искуплении благодать Святого Духа нисходит на людей и вселяется в человека (уверовавшего). Вселяется, конечно, прежде всего, в душу, но у многих святых и во все естество – даже в тело, о чем говорят их мощи. Так Бог поселяется внутри человека, а дьявол становится внешней силой, которая легко побеждается. И это потому, что во Христе естество обожено, и Его благодать сообщается нам, уверовавшим.
Сам Иоанн прекрасно разъясняет изгнание дьявола через вселение Бога
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». (1Ин.4:4). В человека вселился всемогущий Бог и из человеческого естества выкидывает дьявола вон, вовне, как более слабого и немощного.
О вселении Бога:
«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1Ин.4:13).
Вместе с тем, изгнание дьявола это процесс, потому Христос и говорит: изгнан будет вон. Этот процесс имеет несколько стадий – победу со стороны христиан над дьяволом сейчас, а после окончания истории – осуждение врага в вечности, тогда обожены будут все воскресшие человеческие тела, обожен будет весь материальный мир, «и будет Бог все во всем», а для зла уже не останется места. Этот процесс и предвидит Христос, и как знающий все, говорит о нем как о неком свершившемся акте. Он знает и победу Своих верных – христиан, и осуждение дьявола, знает как Бог, вне времени, от века.

Выражение: "изгнан вон" употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. "Будет изгнан вон" - можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их, - но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли. Это в ином месте Он назвал похищением: "никто, - говорит, - не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного" (Мк. 3, 27). Когда "вознесен буду", - сказал это, давая разуметь, какой смертью Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

Блж. Феофилакт
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху