Без маски (в защиту самого себя)

В нашем бушующем, непостоянном мире все мы играем какие-то роли. Их у каждого из нас – великое множество, и они такие разные!… Вот приходим мы на работу и играем, скажем, роль начальника. А вызывает нас Генеральный – и мы уже играем подчиненного. На «курсах повышения…» мы – прилежные ученики, в транспорте - участники «пассажиропотока»; приходим домой – и играем роль супруга и родителя, а с приятелями – внимательного (или не слишком) друга…
Это очень расхожая нынче позиция – считать себя актером в спектакле жизни. Смысл ее и назначение – отстранить себя самого от всего, что суетится вокруг, не дать «зловредному и агрессивному» окружающему миру завладеть душой, охранить ее – своей души – «суверенитет» («по какому праву без моего согласия, без моей санкции со мной что-то делают!»). Фактически, это стремление сохранить себя, быть в самом себе полновластным хозяином (какая наивность!).
Понимая или не понимая, признавая или нет такую позицию, многие люди сейчас живут именно так. И вот, приходит такой человек, скажем, на работу и начинает играть роль начальника. Его окружают те, кто играют роли подчиненных. Но в этом удивительном театре действующее лицо – не он сам, а его «маска»; и люди, с которыми он общается – такие же маски, как и он. Никто никого не «терзает» глубокими влезаниями в душу, каждый охраняет свою суверенную личность от вторжений. Пока условия благоприятные и стабильные – все идет более или менее гладко. Однако, между масками порою возникают конфликты. Они могут тяжело травмировать, ранить или обманывать, но они не заставляют душу человеческую анализировать свою глубинную сущность – ведь это конфликт масок! Но вот вдруг ситуация на работе по каким-то причинам серьезно изменяется, происходит перестройка, и начальник уже не знает, чего ждать от окружающих его людей: ведь маски – вещь непостоянная, их можно легко сменить. Был человек верным соратником, и вдруг – предал; был любимым учеником – и вдруг украл совместную разработку и открыл свое доходное дело. Да и подчиненные не знают, как поведет себя их шеф: маска, она и есть маска… Мало того, под этой непроницаемой личи́ной человек весьма надежно скрыт не только от других, но, чаще всего, и от себя самого. Так что порóю он и сам-то не знает чего от себя ожидать!
Приходит человек домой, а там – актриса-жена. И он сам, играя добропорядочного мужа, вынужден смириться с тем, что рядом с ним – человек в «железной маске» супруги. Это именно с ней, а не с конкретным живым человеком, он живет многие годы…
Человек получил повышение по службе. Его современный образ в новых условиях ему явно больше не подходит. И здесь на помощь приходят опытные имиджмейкеры, которые помогут ему свой имидж изменить, переделать себя так, чтобы в новых условиях стать наиболее подходящим и эффективным для выполнения своих обязанностей.
У женщины не складывается личная и общественная жизнь. Виновата, конечно же, не она сама, а неправильный имидж. Опытные психологи подскажут, как его нужно изменить – и придут успех, благосостояние и личное счастье. Психологи вообще иногда советуют женщинам, которые хотят всегда быть уверенными в себе, материально и лично благополучными, счастливыми и подольше сохранять привлекательность – каждые 10 лет менять имидж, работу и семью (мужчин, то есть). Очень, говорят, помогает…
Зачем же на самом деле нужна человеку маска? Она становится необходимой, когда человек хочет «сделать» себя и свою судьбу сам, по своему (слабому, между прочим) разумению. Тогда его маска – необходимейшее условие успеха. Ведь в этом выдуманном им (или кем-то другим) спектакле нужна и подходящая ему роль. Собственно, весь «спектакль» и придуман для того, чтобы он смог сыграть свою роль. Он хочет увидеть себя в этой роли таким, чтобы можно было себя уважать, собою гордиться, чтобы можно было похлопать в ладоши себе самому и дождаться бурных аплодисментов от зрителей. Только вот ведь беда – этот выдуманный мир, он всегда нестойкий, эфемерный. А таков он потому, что написан весь этот «спектакль» весьма корыстным и порочным автором, и режиссер, мягко говоря, не без греха («Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» - Еккл.7: 20)… Вот и приводит все это в конечном итоге к большим неприятностям, к неурядицам в общественной и семейной жизни, к душевным метаниям и депрессиям! А значит, маска – еще один из хитрых способов для человека потешить свое тщеславие, свою и без того неумеренную гордыню! А мы-то хотели – как лучше…
Но, уважаемые читатели, дорогие мои братия и сестры, я не хочу так жить!!! Я не хочу играть роль, я не хочу носить маску, какой бы привлекательной и эффективной она ни была. Я хочу быть самим собой! Хорош я или плох (конечно же – плох намного больше, чем хорош), но не буду я носить маску. Я хочу стремиться быть самим собой. И пусть окружающие люди видят меня таким, какой я есть на самом деле. Я лучше повинюсь перед ними и пред Богом за свою греховность…
Ведь есть и еще одна очень важная сторона сей непростой медали – к маскам привлекаются преимущественно маски, а к искренним людям тянутся все без исключения. При общении с человеком открытым, с некоторых людей маски сами собой слетают – вот ведь какая сила в искренности и чистоте помыслов кроется! Взаимодействие масок – всегда «деловое», в той или иной мере корыстное, даже если они – муж и жена. Общение же между искренними, открытыми ду́шами человеческими – невыразимая духовная радость и бесценный Божественный дар. И чем более человек открыт душою к другим людям, тем более он для них притягателен, тем больше душевной и духовной пользы получают все, кто оказываются рядом с ним. Ведь душевная открытость – проявление любви Божией!
А что может быть дороже, выше этого?! Любовь эта – от Самого Бога нам дарована! Значит, хоть и открыта душа наша всем людям – и добрым, и не очень – Сам Господь покрывает и защищает нас от всякого зла. Попустит Он лишь те неприятности, что должны нас чему-то учить, то есть быть для нас в конечном счете душеполезными.
Дорогие братия и сестры! Давайте снимем маски! Давайте обращать открытые свои души навстречу друг другу! Давайте любить друг друга и носить тяготы друг друга! Ведь именно так жил на земле Господь и Бог наш Иисус Христос, именно так Он завещал жить и нам!

Комментарии

Тоже поражалась всегда таким людям, которые не будучи проф.актёрами, плохо справляются с выбранными ими ролями
 
Простите меня, Владимир Александрович, но мне показалось, что не хватает любви в вашем произведении. Люди не специально надевают эти "маски", как Вы изволили выразиться. Основная масса людей просто не знает, как правильно жить. Не знает, потому что не знает Бога, и не догадывается, что с Богом можно узнать, как правильно жить. Они бы и рады, да не могут. Есть конечно среди нас манипуляторы, но я думаю, что их не так уж много. Люди пытаются приспособиться к окружающей среде, чтобы меньше подвергаться неприятностям и не подвергать им других.
Давайте лучше помолимся Богу, чтобы "Свет Христов просветил всех"...

Валентина
 
Маска - это когда внутреннее человека не соответствует его внешнему.
Ношение маски при исполнении различных ролевых функций в той или иной ситуации вовсе не обязательно.

Быть же открытым душой ко всем без исключения невозможно, да и не полезно.
Сдержанность в проявлениях внутреннего - во вне , разве есть ношение маски?

Искренность и душевная открытость всё же разные качества, как мне кажется.
 
Хочется здесь вспомнить слова Христа: "Не мечите бисер перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими". Нельзя открывать душу каждому встречному! Порой выговоришься перед человеком, откроешь ему сокровенное, а потом чувствуешь опустошение в душе, жалеешь, что открылся, т.к. потом тебя же твоими словами и попрекнут не раз. Здесь, как и в любоу вещи нужно разумение, нужно чувствовать, перед кем можно "сбросить маску", а перед кем нет.
 
Святому человеку маска не нужна.
А для обычного немощного... маска - это, зачастую, благо. В современных бизнес-структурах, нацеленных на повышение производительности труда работников, практикуются "психиатрические" технологии, нацеленные на то, чтобы вывести людей из равновесия, создать у них чувства неуверенности, соперничества, угодничества. Ношение маски это достойный способ оградить себя от психотехник и при этом сохранить работу и продолжать добросовестно трудиться, не участвуя в корпоративных дрязгах.
Роль участника "пассажиропотока" мне, например, ежедневно позволяет себя и других оградить от излишних искушений.
В то же время, согласен, что по отношению к близким людям: в семье, к друзьям нам нужно быть открытыми.
 
Спасибо,Владимир Александрович! Подписываюсь под каждым словом.
Не думаю,что ношение маски душеполезно. Может быть,это скрытое проявление гордыни? Елена.
 
Дорогие братья и сестры! По этой теме очень хорошо прчитать брошюру "Авва Дорофей против Дейла Карнеги" и тогда все станет понятным. Я автора ее не помню.Но можно просто набрать на Яндексе название.

Валентина.
 
Владимир Александрович! Статья на злобу дня! Валентина, рекомендуемую Вами брошюру я не читала, но немного знакома с душеполезным учением аввы Дорофея и трудами Д.Карнеги (безумно популярными на Западе). Западный мир уже сошел с ума. Все живут в угоду собственной гордыне: добиться материального и социального успеха любой ценой, мужчина и женщина называются партнерами, дети планируются согласно гороскопу и карьерному росту, да и вообще «завести» ребенка можно и без мужа, уже даже и без жены. Сейчас идет настоящий бой за молодые умы России. Запад что есть силы, пытается навязать свои ценности под видом демократии и толерантности всему миру и нам в том числе. Там учат любить себя таким, какой ты есть, использовать свои сильные стороны, а слабые маскировать, вот тогда и будет вам душевное равновесие.Совсем другому учили нас Святые Отцы. Нам всегда объясняли, что нужно поглубже копаться в себе и без устали с помощью Божией чистить свое внутреннее я, следить за чистотой совести. Холодная война - продолжение?
 
Основная мысль этого произведения, насколько я поняла : Д.Карнеги предлагает способы манипулирования людьми, чтобы добиться для себя каких-то результатов, в основном, конечно, материальных. При этом не испытывая к человеку никаких эмоций, просто используя его в своих целях. А Авва Дорофей учит искренной любви к каждому человеку (по Божьей заповеди "Любите врагов своих"), с которым нас сталкивает жизнь, независимо от того, полезен нам этот человек или нет.
Вот я так поняла. Может кто-то глубже посмотрит.

Валентина.
 
Спасибо, Владимир Александрович, очень актуальная тема. Всё так и есть.

Аника, открытость души - немного другая история, да и то, если человек открыт душой, это же не значит, что он должен всем разбалтывать своё личное, сокровенное и т.д.
 
Константин П.В. написал(а):
Аника, открытость души - немного другая история, да и то, если человек открыт душой, это же не значит, что он должен всем разбалтывать своё личное, сокровенное и т.д.

Константин, я не согласна вот с этим высказыванием Владимира Александровича:
И чем более человек открыт душою к другим людям, тем более он для них притягателен, тем больше душевной и духовной пользы получают все, кто оказываются рядом с ним. Ведь душевная открытость – проявление любви Божией!
От проявлений чужой душевности к тебе порой сильно устаешь, если она чрезмерна. Душевность может быть агрессивной, навязчивой и безлюбовной, когда человек стремиться удовлетворить свои собственные переживания, своей души.
 
Последнее редактирование модератором:
Аника написал(а):
От проявлений чужой душевности к тебе порой сильно устаешь, если она чрезмерна.
От этого помогает избегание чрезмерности, а от усталости - отдых
Душевность может быть агрессивной, навязчивой и безлюбовной, когда человек стремиться удовлетворить свои собственные переживания, своей души.
Может быть, а может не быть. Всё зависит от выбора человека: удовлетворять свои собственные переживания, преследование своих целей, или нет, носить маску неискренности или нет.
...и ещё раз: статья не о душевности и её подвидах, а людском лицемерии, о т. наз. "масках", которую носят на своих душах многие люди сейчас, о недуге, которым, наряду со многими другими, заражено общество.
 
"Черта детей - простота, откровенность и естественность; вот Господь и повелел нам быть такими,такая черта была у всех подвижников".
Схииг. Иоанн Валаамский ,"Письма".
 
Сверху