Color
Цвет фона
Изображение фона
Border Color
Font Type
Font Size
  1. Проповедь всегда была и остается одним из главных императивов Церкви, причём таким, который и делает её Апостольской.
    «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), – посылает Своих учеников воскресший Господь. Правда, в этом повелении содержится указание на проповедь (греч. kerygma) скорее в миссионерском, направленном вовне Церкви ключе, нежели в смысле проповеди, обращенной к уже уверовавшим и вошедшим в Церковь. И всё же с самого начала христиане жили потребностью в живом наставлении, в осмыслении Евангелия в недрах своей церковной общины, «здесь и сейчас». Так было во все времена, где бы и когда бы ни собиралось церковное собрание на свою Литургию. Прямым и убедительным свидетельством принятия Евангельского слова данной церковной общиной было и должно быть чьё-то авторитетное слово, произносимое обычно предстоятелем или кем-то из священнослужителей, как свидетельство принятия прочитанного Писания. Важно при этом, чтобы такое слово было сказано там же, в том же центральном...
  2. Друзья!
    Христос воскресе!
    Христос воскрес – и «жизнь жительствует»! Мы празднуем победу над главным врагом, что и возвещает тропарь – центральное праздничное песнопение.
    Желаю всем доброго здравия, помощи Свыше в семейном, иноческом и просветительском служении, верных друзей, послушных детей, достойных и умных соработников!

    Пасхальный тропарь

    Χριστὸς ἀνέστη ἐκ νεκρῶν, Христосъ воскресе изъ мертвыхъ,
    θανάτῳ θάνατον πατήσας, смертiю смерть поправъ
    καὶ τοῖς ἐν τοῖς μνήμασι и сущимъ во гробѣхъ
    ζωὴν χαρισάμενος! животъ даровавъ!

    Christus resurrexit e mortuis,
    morte mortem calcavit
    et entibus in sepulchris
    vitam donavit.
    Христос воскрес из мёртвых, / Смертью смерть победив,
    И пребывающим во гробах / Жизнь даровав!

    В Древней Руси текст пасхального тропаря звучал несколько иначе:

    «Христос воскресе из мертвых,
    смертию на смерть наступи,
    и гробьным живот...
  3. Дорогой отец Дионисий!
    Поздравляю с памятью святого, житие которого заставляет нас склонить горделивую главу и хоть немного подумать о нетленных приоритетах и тщете наших земных горделивых притязаний… (https://azbyka.ru/days/p-chelovek-bozhij). Накануне Недели Крестопоклонной это куда как уместно.
    Помещаю здесь ещё некоторые литургические материалы, о которых Вы меня просили: это две мои взаимосвязанные статьи – «Часы и стражи» и «Часы», – в несколько сокращенном виде когда-то опубликованные (см.: Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.; СПб.: СПбГУ, 2002. Т. III. С. 571). Критически перечитал и немного дополнил, в том числе библиографическим материалом, стараясь не выходить за рамки энциклопедического жанра.
    Несмотря на обилие материала на эту календарную тематику (далеко не всегда точного), они представляются мне небесполезными не только для студентов богословов и историков, но и для широкого круга читателей, желающих осознанно воспринимать важные реалии нашего...
  4. Друзья! С некоторым опозданием помещаю здесь календарную таблицу православного Пасхального цикла 2019 года, призванную помочь сориентироваться в этом важнейшем богослужебном периоде, ключевые точки которого меняют свои даты каждый год. Упрёки за промедление принимаю и в этот знаменательный день прошу у всех прощения. Многие сознаются, что затрудняются с двойными календарными датировками. К тому же теория и практика совпадают не всегда: некоторые богослужения, ради практического удобства, совершаются не в тот день и суточный период, который им предписывает официальный церковный Устав и Календарь. Чему верить?

    Во вложении помещаю оригинал-макет таблицы (сокращённый вариант), предназначенный для копирования и распечатки на двух сторонах листа формата А–4. Сделав это и согнув лист, каждый получит удобный Триодный календарь формата А–5 – приложение к традиционному Православному календарю. Все наши благодарные прихожане получают этот материал каждый год. Надеюсь, здесь мы тоже продолжим...
  5. Друзья!


    "Таинство чуждое (ξένον) вижу и неимоверное (παράδοξον):
    пещеру – небом,
    Деву – херувимским престолом,
    ясли – вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог.
    Его мы, воспевая, величаем!"

    ― так восклицает автор Рождественского канона Косьма Маюмский, в духе греческой диалектики умело сопрягая несопоставимые реалии дольнего и Горнего миров. Но именно этот богочеловеческий "парадокс" лежит в основе Христианства.
    Сердечно поздравляю всех с праздником Рождества Христова – с приходом в мир Света Знания и Солнца Правды!
    Желаю помощи Божией в нелегком христианском житии и служении Церкви и воплощения рождающихся замыслов вопреки козням современных иродов (особенно внутренних, самых страшных).

    http://www.youtube.com/watch?v=sJfbqZ1qrQU.


    РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА
    И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    (Некоторые историко-богословские и богослужебные материалы)

    ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА

    Общее понятие о Рождественском цикле
    Как известно, богослужебное чествование важнейших...
  6. С НОВЫМ ГОДОМ!

    7208 год от Сотворения мира оказался в истории России самым коротким: благодаря царю-реформатору Петру Первому, он продлился всего четыре месяца (разумеется, это условность). Дело в том, что до этого мы жили по «сентябрьскому стилю», то есть Новый год начинался с 1 сентября (разумеется, по юлианскому календарю), а до 1492 года в ходу был и мартовский стиль в двух вариантах. Привычного термина «Новый год» ещё не было, и праздник назывался «Первый день во году», «Начатие нового лета». Русская Церковь до сих пор отмечает начало года 1 (14) сентября, и в Православном календаре он значится как «Начало индикта – церковное новолетие» (подробнее см.: https://azbyka.ru/days/prazdnik-nachalo-indikta-cerkovnoe-novoletie).

    Но в декабре этого (=1699 от Р. Х.) года последовал знаменитый Указ Петра I
    N 1736 «О праздновании Нового года». Он гласил:
    [​IMG]
    НатальяСПб нравится это.
  7. ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

    Уходящий 2018-й год памятен рядом юбилеев, среди которых юбилей окончания так называемого «Смутного времени» (или просто «Смуты») занимает далеко не последнее место.

    Э. Лисснер. Изгнание поляков из Москвы Пожарским.

    О Смутном времени мы теперь вспоминаем не только на «всеправославном», но и на государственном уровне на «Осеннюю Казанскую», как зовут её в народе (22 октября /4 ноября), или «Икону Смутного времени», как я назвал её в статье. Смысл праздника ясен уже из заголовка в Православном календаре: «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году»). Многие считают, что с капитуляцией тогда же (в 1612 году) польского гарнизона, засевшего в Кремле, Смутное время закончилось. Впрочем, даже среди историков нет единого мнения: некоторые считают, что Смута окончилась в 1613 году Земским Собором и избранием на царство Михаила Романова (краткий обзор см.).
    [IMG]
    Г. И. Угрюмов. Призвание Михаила...
    Кирилл и Мария нравится это.
  8. До какого элемента плаща дотронулась кровоточивая женщина?

    В завтрашнем литургийном Евангельском чтении (от Луки 8:41–56, зачало 39, –18 ноября в 2018 году) повествуется об исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира. Остановимся на первом эпизоде.

    «…Иисус пошёл, а по дороге Его со всех сторон теснила толпа. И одна женщина, – которая страдала кровотечениями уже двенадцать лет и потратила на врачей всё, что у неё было, и никто не мог её вылечить, – сзади подошла к Нему и дотронулась до кисти [или: бахромы, греч. ту краспеду] на краю Его плаща (гиматия); и тотчас кровотечение у неё остановилось. И сказал Иисус: "Кто прикоснулся ко Мне?"
    Между тем как никто не сознавался, Петр сказал: "Наставник, толпа отовсюду окружает Тебя и теснит [а Ты спрашиваешь: "Кто прикоснулся ко Мне?"]". Но Иисус сказал: "Кто-то дотронулся до Меня, ибо Я почувствовал, как сила вышла из Меня".
    Тогда женщина, видя, что ей не удалось утаиться, с трепетом приблизилась, припала к Его ногам и...
    Дарья А.В. и Андрей К нравится это.
  9. ПЛОХО ЛИ БЫТЬ РАБОМ?

    Из года в год за воскресной Литургией в 4-ю Неделю по Пятидесятнице читается один и тот же фрагмент из Послания апостола Павла к Римлянам (6:18–23). Это – так называемое литургийное «Апостольское чтение», 93-е зачало. Именно в нём – исток шокирующего и неприемлемого для поверхностного либерального сознания термина «раб Божий», о чём большинство прихожан (боюсь, клириков и причетников) не догадываются. Удивляться не приходится. Чтение Апостола совершается почти везде на церковнославянском языке; при этом «классический» чтец (профессионал!), стремится не донести смысл текста до молящихся, но продемонстрировать диапазон своего голоса: «Брррааатие…» – начинает он чтение рычащим басом (как бык при виде коровы), а заканчивает срывающимся фальцетом. Это своеобразный «шик». Кроме того, проповедь на Апостол за Литургией – редкость. Как правило, проповедуют на евангельское зачало, доступное восприятию прихожан и дающее возможность нравственного обобщения и практического...