Color
Цвет фона
Изображение фона
Border Color
Font Type
Font Size
  1. Друзья!


    "Таинство чуждое (ξένον) вижу и неимоверное (παράδοξον):
    пещеру – небом,
    Деву – херувимским престолом,
    ясли – вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог.
    Его мы, воспевая, величаем!"

    ― так восклицает автор Рождественского канона Косьма Маюмский, в духе греческой диалектики умело сопрягая несопоставимые реалии дольнего и Горнего миров. Но именно этот богочеловеческий "парадокс" лежит в основе Христианства.
    Сердечно поздравляю всех с праздником Рождества Христова – с приходом в мир Света Знания и Солнца Правды!
    Желаю помощи Божией в нелегком христианском житии и служении Церкви и воплощения рождающихся замыслов вопреки козням современных иродов (особенно внутренних, самых страшных).

    http://www.youtube.com/watch?v=sJfbqZ1qrQU.


    РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА
    И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
    (Некоторые историко-богословские и богослужебные материалы)

    ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА

    Общее понятие о Рождественском цикле
    Как известно, богослужебное чествование важнейших...
    Мария нравится это.
  2. С НОВЫМ ГОДОМ!

    7208 год от Сотворения мира оказался в истории России самым коротким: благодаря царю-реформатору Петру Первому, он продлился всего четыре месяца (разумеется, это условность). Дело в том, что до этого мы жили по «сентябрьскому стилю», то есть Новый год начинался с 1 сентября (разумеется, по юлианскому календарю), а до 1492 года в ходу был и мартовский стиль в двух вариантах. Привычного термина «Новый год» ещё не было, и праздник назывался «Первый день во году», «Начатие нового лета». Русская Церковь до сих пор отмечает начало года 1 (14) сентября, и в Православном календаре он значится как «Начало индикта – церковное новолетие» (подробнее см.: https://azbyka.ru/days/prazdnik-nachalo-indikta-cerkovnoe-novoletie).

    Но в декабре этого (=1699 от Р. Х.) года последовал знаменитый Указ Петра I
    N 1736 «О праздновании Нового года». Он гласил:
    [​IMG]
    НатальяСПб нравится это.
  3. ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

    Уходящий 2018-й год памятен рядом юбилеев, среди которых юбилей окончания так называемого «Смутного времени» (или просто «Смуты») занимает далеко не последнее место.

    Э. Лисснер. Изгнание поляков из Москвы Пожарским.

    О Смутном времени мы теперь вспоминаем не только на «всеправославном», но и на государственном уровне на «Осеннюю Казанскую», как зовут её в народе (22 октября /4 ноября), или «Икону Смутного времени», как я назвал её в статье. Смысл праздника ясен уже из заголовка в Православном календаре: «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году»). Многие считают, что с капитуляцией тогда же (в 1612 году) польского гарнизона, засевшего в Кремле, Смутное время закончилось. Впрочем, даже среди историков нет единого мнения: некоторые считают, что Смута окончилась в 1613 году Земским Собором и избранием на царство Михаила Романова (краткий обзор см.).
    [IMG]
    Г. И. Угрюмов. Призвание Михаила...
    Кирилл и Мария нравится это.
  4. До какого элемента плаща дотронулась кровоточивая женщина?

    В завтрашнем литургийном Евангельском чтении (от Луки 8:41–56, зачало 39, –18 ноября в 2018 году) повествуется об исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира. Остановимся на первом эпизоде.

    «…Иисус пошёл, а по дороге Его со всех сторон теснила толпа. И одна женщина, – которая страдала кровотечениями уже двенадцать лет и потратила на врачей всё, что у неё было, и никто не мог её вылечить, – сзади подошла к Нему и дотронулась до кисти [или: бахромы, греч. ту краспеду] на краю Его плаща (гиматия); и тотчас кровотечение у неё остановилось. И сказал Иисус: "Кто прикоснулся ко Мне?"
    Между тем как никто не сознавался, Петр сказал: "Наставник, толпа отовсюду окружает Тебя и теснит [а Ты спрашиваешь: "Кто прикоснулся ко Мне?"]". Но Иисус сказал: "Кто-то дотронулся до Меня, ибо Я почувствовал, как сила вышла из Меня".
    Тогда женщина, видя, что ей не удалось утаиться, с трепетом приблизилась, припала к Его ногам и...
    Дарья А.В. и Андрей К нравится это.
  5. ПЛОХО ЛИ БЫТЬ РАБОМ?

    Из года в год за воскресной Литургией в 4-ю Неделю по Пятидесятнице читается один и тот же фрагмент из Послания апостола Павла к Римлянам (6:18–23). Это – так называемое литургийное «Апостольское чтение», 93-е зачало. Именно в нём – исток шокирующего и неприемлемого для поверхностного либерального сознания термина «раб Божий», о чём большинство прихожан (боюсь, клириков и причетников) не догадываются. Удивляться не приходится. Чтение Апостола совершается почти везде на церковнославянском языке; при этом «классический» чтец (профессионал!), стремится не донести смысл текста до молящихся, но продемонстрировать диапазон своего голоса: «Брррааатие…» – начинает он чтение рычащим басом (как бык при виде коровы), а заканчивает срывающимся фальцетом. Это своеобразный «шик». Кроме того, проповедь на Апостол за Литургией – редкость. Как правило, проповедуют на евангельское зачало, доступное восприятию прихожан и дающее возможность нравственного обобщения и практического...
  6. Юрий Иванович!
    Могли бы ещё пояснить, почему восстановление канонического строя в Русской Православной Церкви началось только в 1917 году (при Временном правительстве)? И почему Патриарха нельзя было избрать до революции? (Продолжение темы: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/prazdnik-svjatoj-rusi-k-100-letnemu-jubileju-vosstanovlenija.2344/#comment-33024).

    ПОЧЕМУ САМОДЕРЖАВИЮ ПАТРИАРХ НЕ НУЖЕН?
    Евгений!
    Ответ на Ваш вопрос вытекает из характера взаимоотношений Церкви и государства в русской истории. Многие мечтатели считают «идеальным» для бытия Церкви монархический государственный строй. Так почему же каноническое – то есть Патриаршее – возглавление наша Церковь смогла получить лишь после падения самодержавия? Отвечаю, ради удобства чтения, в отдельной записи. Обратимся к истории. Сначала – несколько пояснений.

    Монархия – закономерное порождение языческих цивилизаций: она священна, потому что царь – божественное существо, например, «сын Ашшура» в Ассирии или «земной бог...
  7. (серьёзно-шутливые тесты)
    Как известно, русский язык богат греческими заимствованиями, вошедшими в него без перевода. Особую роль играют научные и церковно-богословские термины, что исторически вполне объяснимо. При этом русское написание слов не всегда точно выражает древнегреческую фонетику (разумеется, о «точности» говорим достаточно условно: древние не удосужились оставить потомкам свои аудиозаписи). К тому же мы употребляем две фонетические системы – так называемую Эра́змову, реконструирующую древнегреческое произношение, и Ре́йхлинову, ориентированную на язык византийского и поствизантийского периода. Первая система употребляется у нас в светской науке и образовании (на Западе доминирует и в церковной сфере), вторая – в богословии и церковной практике, но строгого разграничения между ними не было и нет. Например:
    «…Как ты, божественный Оми́р,
    Ты, тридцати веков кумир!» (Пушкин. Евгений Онегин, гл. 5:36). Но:
    «Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита…» (там же, гл. 1,...
  8. «РАДОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ»
    Мы торжественно празднуем День Рождения Девы Марии в начале православного церковного года (см. о нем), 8 сентября по юлианскому календарю. Это глубоко символично: явление в мир будущей Матери Господа открывает начало завершающего этапа долгой богочеловеческой истории нашего Спасения.
    Краткое содержание апокрифических событий, положенных в основу праздника, можно найти здесь. Здесь же помещены богословские размышления о дне рождения». Вероятно, некоторые сталкивались с негативным отношением ко дню рождения как таковому. Христианская ли это позиция? Тема очень важная. Нужно ли праздновать день рождения по плоти человека (и даже Богочеловека), так патетически проклятый страдающим Иовом? Этот поучительный урок церковной истории мы «уже проходили». Подробнее см.


    Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция


    [IMG]

    Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

    Цикл Джотто, посвященный событию Рождества Богоматери:

    [IMG]
    Изгнание св. Иоакима из...
  9. «ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ»

    Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша «высокая» логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество (см.: https://azbyka.ru/days/p-pochemu-novyj-god-nachinaetsja-1-janvarja), а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/shkola-dosug-aristokratov.2345/). Действительно, здесь (1/14 сентября) мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

    Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри...