Color
Цвет фона
Изображение фона
Border Color
Font Type
Font Size
  1. ЕЩЁ РАЗ ОБ ОТПЕВАНИИ И ПАНИХИДЕ

    (Addenda к записи «Как отпевали в древности»)


    Дорогой Василий!

    Не смог сразу ответить на Ваш благоразумный отзыв. Хочу Вас похвалить: Вы – единственный из оставивших отклики на несколько шутливый по форме (последний раздел), но вполне серьёзный ответ на письмо моего бывшего ученика, кто уяснил историческую специфику темы, хотя и не обратили внимание на конкретные реалии. Думаю, это связано с тем, что Вы не прочли работы, на которые делались ссылки. Постарайтесь это сделать, если Вам действительно интересна эта «заупокойная тематика». Пожалуй, поставил бы Вам «пятёрку» по методологии исторического познания, ибо Вы уяснили главное (цитирую): «…каждый этап развития как человека, так и общества, так и религиозного сознания этого общества имеет свои исторические особенности. И если их знать, становятся понятнее истоки нынешних обычаев, а ещё есть хороший повод проверить свое собственное отношение к тем или иным вещам…». Да! Важно иметь здравый смысл и...
  2. ПАМЯТЬ СОБОРА ИЛИ ПАМЯТЬ ОТЦОВ?


    Ваше Боголюбие!

    Ещё раз приведём Ваш второй вопрос и редакционный ответ.

    «В современном Православном церковном календаре Неделя 7-я по Пасхе посвящена памяти отцов I Вселенского Собора, но вот 22 мая / 4 июня в этом же календаре читается: "Память II Вселенского Собора". Почему в одном случае – память отцов, а в другом – Собора? Это как-то связано с событием»?

    Ответ: «Действительно, празднуется память II-го Вселенского Собора, которая, вместе с тем, и память отцов Собора».

    Краткий редакционный ответ в принципе верен, хотя не слишком удачно сформулирован. Строгий формалист может сказать, что параллельно существуют как бы два субъекта: 1) некий отвлечённый Собор (без людей?) и (союз указывает равнозначность перечисляемых субъектов), 2) «вместе с тем», обособленно, – «отцы Собора». Всегда было очевидно, что субъект один – люди (отцы), потому что в обоих календарных названиях славянское Собор – это перевод одного греческого слова «Синодос» (лат....
    Кирилл нравится это.
  3. Ю. И.! Не так давно Православный церковный календарь преподнёс мне и товарищам две загадки. Отправленные нами в редакцию Календаря вопросы звучат так:

    Здравствуйте, дорогая Редакция! Просветите, пожалуйста, по двум вопросам.

    1. 24 мая (6 июня) совершается память мученика Каллиника волхва. В чём смысл (оскорбительного для святого) эпитета «волхв»? А если бы кто-то до обращения был сутенёром или сатанистом, неужели бы использовался соответствующий эпитет в Церковном календаре? Ведь в случае бывших блудниц такой эпитет не используется. Может быть, имеет смысл (если это настолько известный именно волхв) писать «бывшего волхва». А то люди могут думать, что мы волхвов канонизируем, раз они тоже «верующие».

    2. В современном Православном церковном календаре Неделя 7-я по Пасхе посвящена памяти отцов I Вселенского Собора, но вот 22 мая / 4 июня в этом же календаре читается: «Память II Вселенского Собора». Почему в одном случае – память отцов, а в другом – Собора? Это как-то связано с...
    Аника и Кирилл нравится это.
  4. [​IMG]
  5. Юрий Иванович, здравствуйте! Возник один вопрос, ответ на который я решил спросить у Вас. В древности крещение принимали в зрелом возрасте. А как отпевали тех христиан, которые умирали, не успев принять крещения? С нетерпением буду ждать Вашего ответа.

    Прот. А. Б.


    * * *

    КАК «ОТПЕВАЛИ» В ДРЕВНОСТИ?

    Дорогой отец Александр!

    На Ваш вопрос, исходя из современной практики и теории таинств и треб, не может быть однозначного ответа, потому что 1) мы живём во многом в иной богословской и богослужебной реальности, чем христиане Древней Церкви, и 2) у нас нет ПРЯМЫХ литургических источников – то есть богослужебных книг – ранее VIII—IX веков, поэтому ничего строго определённого о древнем богослужебном строе историк сказать не может. КОСВЕННЫЕ исторические источники (хроники, проповеди, записки паломников, жизнеописания и др.) дают крайне мало материала. Реконструкции кратки и схематичны. Смотрите, например, книгу: Арранц Михаил, иеромонах, S. J; Рубан Ю. История Византийского Типикона...

    Вложения:

    • p01l8vcf.jpg
  6. Благоверный царь или римский император?
    Эдикт или рескрипт? (К юбилею «превосходного указа»)

    Мы живём в период знаменательных юбилеев, заставляющих всех – даже не слишком любопытных – оглянуться назад и извлечь из событий прошлого хоть какие-то уроки.

    Три года тому назад Христианский мир торжественно отмечал 1700-летнюю дату знаменитого «Миланского эдикта 313 года», как его традиционно называют. Вероятно, на новом историческом этапе, когда эпоха «государственной Церкви» завершилась, можно было ожидать попыток взглянуть на императора Константина Великого и его деяния более свободно, через призму исторической реальности. Но писания отечественных авторов, с которыми нам удалось познакомиться, по-прежнему отражают житийно-романтический (если можно так выразиться) взгляд на этого римского императора как на благочестивого византийского царя, после своего обращения озабоченного в первую очередь обустройством Христианской Церкви в противовес языческой. А его совместный с Лицинием...

    Вложения:

    • image020.png
    • image003.jpg
    • image009.jpg
    • image015.png
    • 45123.png
    • image027.png
    • image005.png
    • image012.png
    • image021.png
    • image023.png
    • image018.png
    Лариса Васильевна нравится это.
  7. Юрий Иванович! В День славянской письменности и культуры (24 мая) я за хозяйственными делами не очень внимательно смотрела телевизор и не поняла: что стало поводом к созданию славянской письменности? И от кого святые братья Кирилл и Мефодий получили благословение (так ведь принято говорить?) совершать богослужение на славянском языке: от православного Константинопольского патриарха? А почему католическое духовенство сильно этому противилось и вмешивалось в их дела? Братья ведь принадлежали к другой Церкви? Приготовила вопрос еще в прошлом году, но решилась послать его Вам лишь сейчас.

    Анна

    Вложения:

    • image002.jpg
    • image003.jpg
    • image004.jpg
  8. В предлагаемой книге даётся краткое изложение истории христианской Пасхи, раскрывается её внутренний смысл и ретроспективная связь с одноименным еврейским праздником. Описание православной пасхальной службы сопровождается переводом наиболее значимых богослужебных текстов на русский язык и их комментариями, продолжением которых является краткий словарь церковно-богослужебной терминологии. Изъясняется содержание важнейших пасхальных обрядов и обычаев. Помещённые в Приложении материалы способствуют более осмысленному восприятию не только Пасхального богослужения. Издание адресовано всем желающим уяснить подлинный смысл праздника Пасхи в богословском и культурологическом аспектах.

    Предисловие. Пасха или Христово Воскресение?

    Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.

    Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как...
  9. ЧЕРНОРАБОЧИЙ ОТ ИСТОРИИ

    (К 160-летию со дня рождения Василия Васильевича Болотова)

    Вложения:

    • 000397.jpg
  10. Друзья!
    Поздравляю всех с днём рождения моего приятеля и бывшего соседа. В молодости мы часто вместе прогуливались по ночному Невскому проспекту, рядом с которым жили, и вели себя довольно беспечно, не обращая внимания на то, что наши щегольские сюртуки были часто забрызганы вонючим фонарным маслом... С возрастом поняли, что «он лжёт во всякое время, этот Невский проспект», и уехали подальше. А романтически настроенным юношам завещаем: «Боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки!» Один из наших восторженных приятелей не устоял перед этим искушением и плохо закончил ещё толком не начавшуюся жизнь свою...
    1 апреля 2016 года
    * * *

    Вложения:

    • Gogol.png
    Лариса Васильевна нравится это.