Color
Цвет фона
Изображение фона
Border Color
Font Type
Font Size
  1. http://metaparadigma.ru/archive/almanax-metaparadigma-9/

    Метапарадигма №09. Богословие, философия, естествознание: альманах. — Учредители: Н. А. Соловьев. С. В. Посадский. С. Г. Волобуев. М.: АНО «Культурно-просветительский центр «ОПЕРА», 2016. — Вып. 9. — 216 с.

    В данный выпуск Альманаха вошли работы следующих авторов.

    Д. Брэдшоу. О понятии Божественных энергий.
    Ю. М. Зенько. Феномены схемы тела в психологии и религии: о «внутреннем делании» в христианстве.
    О. Э. Петруня. О субъективных и объективных причинах кризиса современной науки
    А. В. Посадский. Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности (2-я часть).
    С. В. Посадский. Сакраментальная традиция Православия как основание христианского единства в наследии Г. В. Флоровского.
    Г. В. Флоровский. Православная Церковь и христианское единство: статьи и проповеди.
    Лариса Васильевна нравится это.
  2. Вышел в свет новый номер научного богословского журнала «Метапарадигма»

    Содержание:

    Иеромонах Иоанн (Булыко), Учение об обожении у русских богословов 2-й половины XX века
    Диакон Владимир Василик, Образ Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии
    Михайлова Л. В., Преображение Русского Севера как духовно-культурное освоение ландшафта
    Посадский А. В., Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности.


    Обзор материалов выпуска
    Иеромонах Иоанн (Булыко) в статье «Учение об обожении у русских богословов 2-й половины XX века» продолжает рассматривать тему обожения у четырех виднейших богословов русского зарубежья — архимандрита Софрония (Сахарова), архимандрита Киприана (Керна), протоиерея Иоанна Мейендорфа, Владимира Лосского. Следуя автору, именно эти богословы фундаментальным образом исследовали учение об обожении во всех аспектах, воссоздав целостную картину процесса христианского спасения. Ими было осуществлено...
  3. Вышел в свет первый номер
    научного богословского журнала «Метапарадигма»

    Последовательный ученый всегда стремится к предельным основаниям знания, старается не просто исследовать мир, но и раскрыть его первопричину. И в этих исканиях наука объединяется с религией. Так осуществляется синтез научной и религиозной картины мира, происходит единение научного знания и веры. Православные ученые видят первопричину мироздания в воплотившемся Триипостасном Боге, пронизывающем Своими энергиями весь мир, раскрывающемся в них человеку. Недавно опубликованный научный сборник «Метапарадигма» как нельзя лучше демонстрирует эту позицию.

    Современный этап развития научного знания требует определенного видения основополагающих мировоззренческих проблем. Предельные вопросы о Боге, мире и человеке не могут игнорироваться наукой. Наука не вправе отгораживаться от фундаментальных запросов человеческого духа, должна учесть их, согласовать с ними свои стандарты. Подчеркнем, что наука имеет своей целью...

    Вложения:

  4. При чтении Писания часто возникает вопрос: почему дьявол принял образ змея.
    Действительно, образ змеи может служить неким камнем преткновения для неверующего человека. Почему человека искушает змея, ведь это простое животное? Какая связь между змеей и падшим ангелом? Наконец, если падший ангел принимает образ змеи (или использует змея в качестве своего инструмента), то почему для искушения человека им используется именно определенный подотряд пресмыкающихся?

    Прежде всего, надо сказать, что искушение человека дьяволом не может происходить вне Божественного ведения и допущения. Бог ограничивает искушения дьявола, ограничивает ровно настолько, насколько его может понести человек, не утратив дара свободной воли.

    «Если бы дозволено сатане было нападать, сколько хочешь, то истребил бы всех», — говорит преподобный Макарий Египетский. — Супротивная сила только побуждает, а не принуждает». «Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей...
    Константин Петрович нравится это.
  5. Имя Батыя навсегда вошло в отечественную историю как символ ужасов и катастроф завоевания. Однако Бог, Который желает всем спастись и прийти в разум истины, вовсе не исключал татаро-монгол из Своего домостроительства. Малоизвестный факт русской и золотоордынской истории заключается в том, что уже прямой сын Батыя Сартак принял христианство (возможно, несторианство) и, по свидетельству историков, был посвящен в диаконы.
    Сартак был личным другом Александра Невского — не просто другом, но и названным братом. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что Александр Невский имел мощный протекторат в Орде, получал ярлыки и именовался приемным сыном Батыя. Действительно, если прямой сын Батыя был христианином, то почему же он не мог содействовать усыновлению своего брата во Христе – выдающегося полководца, которым восхищались сами монголы.
    После смерти Батыя (1255/1256) Сартак стал правителем Золотой Орды, но по дороге из Каракорума скончался (вероятно, был отравлен людьми своего дяди...
  6. Когда мы хотим вспомнить русских математиков, то обычно на ум приходят имена Л. Ф. Магницкого, также вспоминаются известные имена С. К. Котельникова, Н. И Лобачевского. Из современных математиков можно вспомнить Г. Я. Перельмана, который обосновал справедливость знаменитой гипотезы Пуанкаре. Но кто же был первым?
    Немногие знают, что первый известный нам русский математик — диакон и монах Новгородского Антониева монастыря, регент церковного хора монастырской церкви Пресвятой Богородицы. Его имя — Кирик Новгородец, а жил он в 12-м веке.
    Известен Кирик своим математическим трактатом — «Учение о числах». Это сочинение считается древнейшим русским математическим и астрономическим сочинением.
    Оно посвящено проблемам летосчисления. В нем Кирик Новгородец систематизировал способы подсчёта лет, месяцев, дней и даже часов, привёл теоретические основы для календарного счёта.
    Ученые-историки до сих пор не могут определить цель Кирикова трактата. Трактат считали своеобразным «учебником» для...
  7. Когда мы слышим слова «во блаженном успении вечный покой», то подчас уже и не помним их точного смысла. Далекие от Православия люди часто понимают их как простой отдых – прекращение скорбей и страданий — некое забытье, летаргический сон… Но и православные часто забывают, что эти слова имеют глубочайший богословский смысл, что в них заключено одно из имен Божьих.
    Вся тварь находится в движении и вся стремится к покою. Как говорит великий богослов покоя св. Каллист Катафигиот, «всякое движение какой бы то ни было твари и, конечно, и самого ума имеет в виду и действительно усиленно стремится к неподвижному и спокойному состоянию; переход в такое состояние и покой в себе есть конечная цель и равным образом успокоение для твари».
    В то же время ум человеческий, созерцая творения, не может обрести успокоения. Поскольку все созданное, как начавшееся, получает соответственным образом конец, то непрерывно движущийся ум не может навсегда остановиться на каком-либо тварном явлении, обрекается...
  8. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6)
    «…и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35)

    «Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом».
    св. Василий Великий

    В Священном Писании есть прекрасные и таинственные слова, называющие людей богами. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6).Что значат эти слова? Почему богами названы люди? Есть ли это всего лишь иносказание или слово Писания имеет точный смысл?
    Толкование этих слов затруднительно для человеческого разума. После грехопадения человек не ощущает себя богом, и если Сам Бог обращается к нему так, то подобное обращение вызывает недоумение. Язычники почитали богов, поклонялись демонам, но в этом месте богами названы люди. Богами как сильными мира в странах Востока часто называли царей и судей, но в этом месте сказано: «все вы». Может быть, под богами иносказательно разумеются ангелы? Нет, эти слова Писания точно истолкованы...
  9. «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно;
    а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24)

    Христианство не знает «несчастного случая». Христианство знает Промышление Божье о всей твари, а тем более о венце творения — человеке. Также и земное несчастье для христианина не есть несчастье в полном смысле этого слова. Земное испытание и скорбь оборачиваются благодатным утешением – здесь и в будущем веке. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
    И самый «несчастный случай» на земле уже стал самым счастливым. Невинно убиенный Праведник, не совершивший никакого греха, воскрес из мертвых, явился Своим ученикам, воссел одесную славы Божьей. Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2:23-24). В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба,...
  10. Все мы знаем о том, что первым из людей умер праведник – Авель, невинно пострадавший от руки своего брата Каина. Но почему именно праведника первого взяла смерть? Для чего смерть Авеля была первой допущена Богом?
    На этот вопрос есть глубокие размышления у св. Фотия Константинопольского….
    В письме своему другу, игумену Феодору, недоумевавшему о том, почему смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — первого грешника между людьми, он излагает свое мнение по поводу смерти первого праведника.

    «Слово Божие опять открывает нам (как бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнения), что не по другому чему, как по особенному попущению и особенной любви Божией праведник, первый, уловляется сетями смерти и испытывает на себе действие ее тирании». «Авель, первый друг правды, первый принес жертву смерти», для того, во-первых, «чтобы виновный отец, познавши в своем невинном сыне весь ужас и неизбежность смерти, сильнее восчувствовал спасительную скорбь и...