Color
Цвет фона
Изображение фона
Border Color
Font Type
Font Size
  1. Рождество Христово — радостный, светлый, великий и основополагающий Праздник! Праздник исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии! Праздник оправдания многовекового ожидания человечеством своего спасения! Это и праздник великой радости, «которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь»! (Лк. 2: 10, 11).

    Иисус Христос — Богочеловек, или воплотившейся (вочеловечившийся) Сын Божий, есть «Лицо Божественное, воспринявшее в Свою Ипостась целостное естество человеческое» (епископ Каневский Сильвестр (Малеванский). Здесь речь идет о внутреннем, или ипостасном, единстве (соединение) во Христе Божественного и человеческого. Именно поэтому, в светлый день Рождества на земле совершилось величайшее чудо, на которое с благоговейным трепетом взирал ангельский мир, и в торжественный миг которого, — как гласит благочестивая христианская легенда, — весь земной мир благоговейно замер.

    Сын Божий, воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы,...
    Алевтина Алексеевна нравится это.
  2. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» (Евр. 13: 4).

    «Соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры» (свт. Иоанн Златоуст) (1: 647).

    «Когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть тое с согласия обоих лиц, и на то время, пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 2: 177)



    2.1. О естественном зачатии

    §1. Естественное зачатие, а также чувства физического, или полового, влечения, и удовлетворения, основанные на взаимной любви супругов, сами по себе, то есть по своей сущности, не являются чем-то порочным, постыдным или греховным. И в законном, освященном Церковью, браке они вполне допустимы. Основанием для такого вывода является следующее:

    ● размножение благословлено Богом (Быт. 1: 28; 9: 1, 7),...
    Серж65, Макар* и М а к с и м нравится это.
  3. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 9).

    «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени» (свт. Иоанн Златоуст) (1, ч. 2, п. 19).

    «Брак есть врачевство, истребляющее блуд» (свт. Иоанн Златоуст) (2: 205).


    предисловие

    Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью». По словам Платона: «…Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 4: 11). Святой апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью (Еф. 5: 22). Свт. Иоанн...
    М а к с и м нравится это.
  4. ЧАСТЬ 2

    3. Доводы и возражения защитников и противников буквального толкования «Шестоднева»

    3.1. Общие сведения

    Доводы и возражения, используемые защитниками и противниками буквального понимания длительности дней творения, можно условно разбить на три группы:

    1) богословские — обусловлены тем, что в Библии отдельные аспекты рассматриваемой тематики изложены только в общем виде, что допускает, с учётом ограниченности человеческого ума, их различное толкование;

    2) научные — связанны с научными результатами определения возраста различных объектов и Мира в целом, существенно расходящимися с соответствующими библейскими данными при их буквальном понимании. Научные доводы и возражения, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: а) основанные на анализе конкретных научных методов и методик, используемых для определения возраста объектов (в настоящей статье не рассматриваются); б) основанные на анализе общих оснований (допущений, положений, гипотез, аксиом), использованных в...
  5. 5. Об осуждении и обличении

    Нередко отождествляют понятия «осуждение» и «обличение», или «порицание». Из этого, в свою очередь, делают вывод, что нельзя говорить о плохих действиях человека и нельзя критиковать его мнение, поскольку это — осуждение. Однако такое обоснование является ошибочным, поскольку данные понятия — различные, и их не следует смешивать.

    Осуждение относится к человеку в целом, поэтому, фактически, мы осуждаем образ Божий в человеке. Кроме того, поскольку Господь сказал Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16: 7), то мы не можем делать окончательные суждения о других людях, поскольку не знаем их сердечные помышления и возможность их изменения.

    Также отметим, что в Священном Писании сказано: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4: 12). Здесь «самой формой вопроса апостол Иаков подразумевает, что человек не только не должен,...
  6. «Но невозможно допустить, чтобы существовало действительное противоречие между Библиею и естествознанием. Бог не мог написать на страницах Библии противное тому, что Он написал в великой книге вселенной. Пользуясь светом разума, науки не могут достигнуть точных заключений, которые были бы противны учению Библии. В том же случае, когда Библия и естествознание, по-видимому, противоречат друг другу, то это противоречие или несогласие между ними всегда оказывается мнимым, происходящим от того, что неправильно читают или библию, или книгу природы, или обе эти книги…

    Будет время, когда и те несущественные разности, какие находят ныне, устраняться, и Библия и природа, как откровение единого Бога, будут читаемы и понимаемы людьми одинаково» (прот. Николай Малиновский) (1: 221, 225. Кн. 1)


    ЧАСТЬ I

    1. введение

    Религиозное учение о творении Богом мира, в процессе которого из ничего была создана живая и неживая природа, называется «креационизм» (от лат. сreatio — создание, сотворение)...
  7. §1. Невмешательство в проявления зла, — из-за страха последствий или равнодушия, или ошибочного понимания морально-нравственных и духовных аспектов борьбы со злом и действующих при этом ограничений, — представляет собой широкий спектр пассивного потакания и соучастия в неправедных делах.

    Прп. Паисий Святогорец говорит: «…мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна, потому что мы делали то, что могли … Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то [разорители] обнаглеют еще больше. Если же христиане противостанут, то те еще подумают … Христос претерпел распятие, для того чтобы нам воскреснуть, а мы безразличны...» (1).

    А.С. Пушкин в своём письме П.Я. Чаадаеву писал: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь —...
    Владимир Тимошенко нравится это.
  8. Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого мужества, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом. Ибо, люди падшего мира обычно весьма негативно относятся к людям Царства Небесного, идущим к Царству и просто — к ищущим и отстаивающим истину.

    Это происходит потому, что мир, лежащий во зле (1Ин. 5:19), враждебен по своей природе Царству Небесному, враждебен Ему по своей духовной направленности, не принимает Его, противоположен Ему и несовместим с Ним. Как несовместимы истина и ложь, праведность и грех, законы Царства и законы падшего мира! «И каждый, живущий по законам мира сего, становится, соответственно, враждебен каждому, кто живёт Царством и свидетельствует о нём ... И люди, живущие по законам падшего мира ... хотят избавиться от таких людей, хотят, чтобы они исчезли из мира и из их жизни просто потому, что они...
  9. Свт. Филарет Московский о различных видах врагов и, соответственно, различном отношении к ним говорит: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».


    Отметим, что слова Спасителя: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39) — наставляют нас только в отношении насилия, причиняемого нам лично. Так А.П. Лопухин, при толковании этих слов, говорит: «Морисон спрашивает: “должны ли мы никогда не противиться злому человеку?” и отвечает: “да, должны противиться часто и до последней степени. Но это противление никогда не должно быть делом личной мести; а здесь Спаситель именно и говорит о личной мести, и только о ней”» (1. См. толкование на Мф. 5:39).


    Аналогично толкуется данный текст и в «Троицких листках»: «Желая показать, что и ветхозаветный Закон был, в сущности, основан на любви к ближнему, что он не для того был дан, чтобы угождать мстительности человеческой, а напротив, чтобы обуздывать...
  10. Русский философ и публицист И. А. Ильин (1883-1954) пишет: «И если, с одной стороны, резкий ответ, грубое требование, злобный поступок могут не исправить, а озлобить того, против кого они направлены, то, с другой стороны, уклонение от энергичного, определенно порицающего поступка, может быть равносильно попущению, потаканию, соучастию.

    Человек злодействует не только потому, что он злодей, а еще потому, что он приучен к этому безвольным самоуничижением окружающих. Рабовладение развращает не только раба, но и рабовладельца; разнузданный человек разнуздан не только самим собою, но и общественной средою, позволившею ему разнуздать себя; деспот невозможен, если нет пресмыкающихся; “все позволено” только там, где люди друг другу все позволили» (1:56). Как говорит английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (Edmund Burke) (1729-1797): «Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его».

    Если человек не противится...