«Неинтересный» Ветхий Завет

Юрий Максимов

К сожалению, сегодня в храмы приходит много людей, которые либо вовсе никогда не открывали Евангелие, либо читали его поверхностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осознается большинством христиан как необходимость – странно, если было бы по-другому, то знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета ограничивается «Законом Божиим» протоиерея Серафима Слободского. И это тем более печально, что Ветхий Завет – это не только ключ к пониманию Нового Завета, но и наша история, метаистория всего человечества, книга о сотворении мира, о взаимоотношениях человека и Бога до совершения греха и после падения, рассказ о человеческой душе и трагедии богооставленности. Она актуальна во все времена, и хотя бы раз в жизни ее нужно прочитать каждому.

Святые отцы многажды говорили о той великой пользе, которую приносит душе христианина чтение Священного Писания. Немало ярких слов об этом было сказано святителем Иоанном Златоустом: «Источник света – слово Божие. Будучи исполнено света и источая свет, оно просвещает и озаряет души верных»1, «Священное Писание приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания»2, «Благодаря чтению и слушанию Писания жизнь наша более и более совершенствуется»3, «Кто живет и рассуждает по собственному своему произволу, тот обольщает себя. А кто научится разрешать сомнения с помощью Писания, тот имеет своим учителем саму Истину»4, «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить исцеления из Писания»5.

То же говорили и другие святые. Достаточно привести слова святителя Василия Великого: «Священное Писание боговдохновенно и полезно и написано содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа могла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные средства»6; или слова блаженногоИеронима: «Скажи, пожалуйста, любезный брат: жить среди Божественных Писаний, в них поучаться, ничего иного не знать и не искать,– не значит ли это уже здесь, на земле, быть обитателем Царства Небесного?»7.

К этому призывает всех христиан святитель Иоанн Златоуст: «Старайся читать Божественное Писание и постоянно пребывать в святой молитве. Сколько раз будешь благодаря им с Богом, столько раз освятятся твои тело, душа и дух»8, «Ничто не может служить препятствием к чтению слова Божия. Не только дома, но и… совершая путешествия или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно упражняться в этом чтении»9, «Будем не просто читать Писания, но изучать и назидаться. Ведь (ничего) не написано напрасно. Великое зло не знать Писания»10.

О том, каково это зло, и сколь великий вред наносят себе те, кто пренебрегает чтением Писания, великий святитель также неоднократно говорил: «Все мы, не радящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?»11, «Подобно тому, как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме»12.

Итак, ясно обозначена польза от чтения Слова Божия, столь же ясно предупреждено о вреде от пренебрежения к чтению, наконец, не менее ясно высказан призыв обратиться к пользе и избегать вреда. Но, несмотря на это, к сожалению, среди воцерковленных христиан, даже среди тех, которым как будто нет нужды лишний раз объяснять о душеполезности чтения Писания, встречается своеобразная практика – совершенно не читать Ветхий Завет. Под эту душепагубную практику подводятся разного рода объяснения и оправдания, иногда приходится слышать даже о священниках, которые считают, будто мирянам нельзя читать Ветхий Завет.

Существование подобной практики и оправдывающих ее мнений – очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету – характерная черта многих древних еретиков. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей в трудах святителя Епифания Кипрского и преподобного Иоанна Дамаскина: «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мертвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нем… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нем Бога хулят»13.

«Как известно,– пишет священномученик Иларион (Троицкий),– начиная с половины второго века, Маркион и его последователи проводили резкое различие между Ветхим и Новым Заветом. Учили даже, что два Завета от разных богов ведут свое начало. Новый Завет, следовательно, по их мнению, содержит в себе именно новое учение, прямо противоположное учению ветхозаветному, а потому его и отменяющее. Но Сам Христос, и апостолы, и Церковь с самого начала признавали Ветхозаветное Писание в качестве авторитета. Учение Маркиона немедленно встретило себе надлежащий отпор со стороны церковных писателей. В полемике против Маркиона богословы второго века подробно раскрывали, что Новый Завет Ветхого не отменяет; наоборот, весь Новый Завет уже предсказан в Ветхом»14.

Вот что писал против маркионитов священномученик Ириней Лионский: «И закон Моисея и благодать Нового Завета, оба сообразные с временами, дарованы для пользы человеческого рода Одним и Тем же Богом»15, «Читайте внимательнее данное нам апостолами Евангелие и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими. Если же у вас возникнет такая мысль и скажете: что же нового принес Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принес все новое тем, что… принес Себя Самого»16, «Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров церковных есть истинно духовный ученик»17.

О том же говорил и святитель Афанасий Александрийский: «Для чего Евангелие у Маркиона и Манихея, отрицающих закон? Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал апостолом благовестия, “которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях” (Рим.1:2). Сам Господь сказал: “исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне” (Ин.5:39). Как же будут исповедовать Господа, не исследовав прежде Писаний о Нем?»18.

Итак, всякий, кто пренебрегает Ветхим Заветом, идет тем же путем, по которому шли древние еретики маркиониты, и такой человек должен как можно скорее сойти с этого пагубного пути, если не хочет оказаться там же, где оказались маркиониты и подобные им.

* * *

И чем же думают оправдывать себя нынешние отвергатели Ветхого Завета, не желающие читать его? Некоторые говорят, что оно уже, будто бы, стало ненужным и бесполезным после дарования Нового Завета. Но такое заблуждение, во-первых, опровергается приведенными выше словами святых отцов, осуждавших маркионитство, а во-вторых, показывает свою нелепость при элементарном обращении к реальной жизни Церкви.

Ведь если бы Писание Ветхого Завета было бы бесполезным для нас, разве Церковь наполнила бы им общие богослужения, что видно и в чтении псалмов, и в паремиях, и в библейских песнях, и в канонах? Если бы Писание Ветхого Завета было бы бесполезным для нас, разве Господь Иисус Христос и апостолы цитировали бы его?

Например, только в одном Евангелии от Матфея мы видим две цитаты из книги Бытия, одиннадцать процитированных стихов из книги Исход, три из книги Левит, восемь из Второзакония, одну из книги Судей, шесть стихов из Псалтыри, девять из книги пророка Исайи, два из Иеремии, три из Осии, один из Михея, два из Захарии и один из Малахии. Итого сорок девять цитат из двенадцати ветхозаветных книг.

Апостол же Павел в своих посланиях семнадцать раз цитирует книгу Бытия, девять раз книгу Исход, пять раз книгу Левит, четыре раза книгу Чисел, тринадцать раз – Второзаконие, один раз книгу Иисуса Навина, один раз вторую книгу Царств и два раза третью, один раз книгу Иова, сорок семь стихов из Псалтыри, четыре стиха из книги Притч, двадцать девять стихов из книги пророка Исайи, восемь из Иеремии, один из Иезекииля, три из Осии, один из Иоиля, четыре из Аввакума, один из Аггея и два из Малахии. Итого у апостола Павла сто тридцать шесть стихов из девятнадцати ветхозаветных книг. И это касается только прямых цитат, если же учесть и косвенные отсылки на события Ветхого Завета, то таких параллелей и пересечений окажется на порядок больше – и, не зная Ветхого Завета, мы не сможем в должной мере понять и Новый.

Даже открыв Новый Завет – первую главу первого Евангелия, написанного апостолом Матфеем, состоящую из родословия Господа Иисуса Христа,– мы не сможем ее понять, не читая Ветхого Завета, для нас это будет «мертвый» и бессмысленный список имен, если мы не будем знать, кто такие Авраам или Давид, и как каждому из них были даны обетования, что из их потомства по плоти родится Христос, и почему именно им были даны такие обетования. Да, собственно, многие из тех, кто не знаком с Ветхим Заветом, при чтении пропускают эту главу с родословием как «неинтересную». Из этого хорошо видно, как пренебрежение к Ветхому Завету неизбежно порождает и пренебрежение к Новому Завету.

Наконец, в‑третьих, указанное мнение прямо противоречит тому, что говорит апостол Павел в послании к Тимофею: «Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Тим. 3:15–16). Итак, ясно сказано, что все Писание богодухновенно и полезно, причем это сказано именно о Писании Ветхого Завета – ведь когда Тимофей был ребенком и уже «знал Священные Писания», еще не были записаны ни Евангелия, ни другие новозаветные книги.

Но, разумеется, после появления Нового Завета слова апостола нужно распространять и на него, так как Священное Писание едино. «С точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет – христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см.: Ин.1:12-13; 20, 31). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания, которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину»19.

Как же можно разрывать единое? Как можно говорить, что почитаешь нечто, при этом выказывая пренебрежение к тому, что составляет неотъемлемую и органичную его часть? Это все равно что улыбаться человеку в лицо и плевать ему в спину. О каком почтении тут можно говорить? Ведь один и тот же Бог вдохновил Ветхий и Новый Заветы, то и другое Писание есть в равной степени Слово Божие, то и другое – истина, то и другое душеполезно.

* * *

Но некоторые говорят, что будто бы чтение Священного Писания Ветхого Завета может привести в прелесть. Здесь прежде всего следует сказать, что думающие так уже пребывают в прелести. Ведь они отказались от слышания Слова Божия, они отказались от беседования с небесным Отцом, от дарованной Им возможности узнать истину и получить руководство в жизни и исцеление от недугов души – иначе говоря, сами сделали все то, что и пытается сотворить диавол со всяким христианином.

Откуда же взяли они такое измышление? Явно, что не от Господа Иисуса Христа, сказавшего «исследуйте Писания», и не от апостолов, свидетельствовавших, что «все Писание богодухновенно и полезно», и не от святых отцов, говоривших: «Все Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведет естественно большое человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших»20, «Посему “от всякого дерева райского можешь вкушать” – говорит Дух Божий, то есть вкушайте от всякого Писания Господня»21.

И, к тому же, непонятно, откуда эти люди, которые под таким предлогом отказываются читать Ветхий Завет, черпают уверенность, что не впадут в прелесть при чтении Нового Завета?

Святые отцы действительно предупреждали о том, что есть духовная опасность, подстерегающая человека, который недолжным образом подходит к чтению Священного Писания, но при этом они не делали никакого различия между Ветхим и Новым Заветом, и из истории известны примеры, как люди спотыкались и на том, и на другом.

Да, если недолжным образом относиться к чтению Писания, то действительно можно впасть в прелесть, не важно, читать ли Второзаконие или Евангелие от Матфея,– и в этом, конечно, будет виновато не Божественное Писание, а наше недолжное отношение к его изучению.

И напротив, если должным образом приступать к чтению священных книг, то мы не потерпим никакого вреда, но, напротив, получим преизобильную пользу и от чтения Ветхого Завета, и от чтения Нового Завета.

Что значит: недолжным образом приступать к чтению Писания? Вот как о том пишет блаженный Иероним: «Только знание Писаний присваивают себе все повсюду… И болтливая старуха, и сумасбродный старик, и многоречивый софист, одним словом, все приписывают себе знание Писаний, терзают их и учат других прежде, чем бы самим научиться. Одни, приняв важный вид и гремя отборными словами… учат других тому, чего сами не понимают. Умалчиваю о… [тех], которые после изучения светской литературы, обращаясь к священным Писаниям и искусственною речью пленяя слух народа, все, что ни говорят, считают законом Божиим и не сподобляются знать мысли пророков и апостолов, но к своим собственным мыслям приискивают несоответственные тексты, как будто бы это было хорошее дело, а не самый порочный род учения – искажать мысли Писания и подчинять оное своему произволу, несмотря на явные противоречия… Свойственны детям и шарлатанам подобные попытки учить тому, чего не знаешь»22.

Итак, визитная карточка недолжного, прельщенного отношения к чтению Писания есть отсутствие смирения и дерзкая самонадеянность. А что можно сказать о должном отношении к чтению словес Божиих? Нетрудно догадаться, что его отличительной чертой является, напротив, смирение.

Прежде всего надлежит понимать, что чтение Писания не подобно чтению любой другой литературы, но есть по сути духовное делание, как о том писали святые отцы, слова которых составили вступление к настоящей статье.

Поэтому, во-первых, всякое приступание к чтению Писания надлежит предварять смиренной молитвой, как советует преподобный Ефрем Сирин: «Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: “Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению»23. Итак, надобно молиться, и тогда, как обещает святитель Василий Великий, «видя наше расположение к духовному знанию в чтении Слова Божия, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум»24.

Во-вторых, надобно помнить предупреждение блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя»25.

Что же это за путеводитель? Яснее всего объясняет это святитель Игнатий (Брянчанинов): «Непременно нужно при чтении Писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый апостол Петр о Священном Писании: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1, 20-21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя? Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его… Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах,– действовал в святых учителях и пастырях церковных. Свидетель этого догмата святый апостол: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в‑третьих, учителями» (1Кор.12:28)… Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов»26.

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!»27.

Это правило Церковь выразила даже соборно, 19 правилом VI Вселенского Собора предписывая толковать Писание только так, как толковали его святые отцы. Это – противоядие и прививка от всякой погрешности и от любой прелести при чтении Писания, о которых предупреждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя как простого человека, когда… говорил: “Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”»28.

Слава Богу, на русский язык переведено достаточно святоотеческих толкований на Писание, и в последние годы многие из них переизданы, так что для всякого, знающего русский язык, нет никакой трудности приступить к чтению Писания Ветхого и Нового Завета, имея под рукой святоотеческие толкования, и непрестанно сверяясь с ними, следуя в понимания слов откровения за святыми как за наставниками и путеводителями.

Конечно, такой труд не сродни принятому ныне «проглатыванию» книжек, и на чтение каждой книги Писания таким образом уйдет больше времени, чем при самонадеянном чтении, но зато оно убережет от ошибок и принесет несоизмеримо больше пользы читающему. По крайней мере, если и не достает сил каждый стих сверять со святоотеческим толкованием, то хотя бы в трудных и недоуменных местах надлежит припадать за советом к изъяснению, данному святыми отцами.

* * *

Есть и такие, кто, защищая свое пренебрежение к Слову Божиему, прикрываются будто бы неким смирением, говоря, что, мол, это лишь высокодуховные, мудрые и святые люди могут читать книги Ветхого Завета, а я не таков, поэтому и не дерзаю его читать. Но это никакое не смирение, а лжесмирение, это все равно что сказать: я недостаточно мудр, чтобы исполнять заповеди, поэтому буду предаваться греху. Читать Писание есть такая же заповедь и потому обязанность каждого христианина. Об этом достаточно писал святитель Иоанн Златоуст, равно как и другие святые, например преподобный Нил Синайский: «Как из желания поддержать жизнь едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению слов Божиих мы должны прилепиться сердцем, не зная сытости»29.

К тому же человек, отказывающийся по причине греховности и отсутствия мудрости от чтения Писания, тем самым лишает себя надежного средства стяжать духовную мудрость и победить грех. Это все равно как если больной человек станет говорить: «Я слишком болен, чтобы принимать лекарства и другое лечение, вот когда выздоровлю, тогда и стану лечиться».

* * *

Наконец, среди пренебрегающих чтением Ветхого Завета встречаются такие, кто честно говорит: мы не читаем его, потому что нам скучно при чтении Ветхого Завета. Но это есть признак серьезного духовного недуга, о котором пишет преподобный Ефрем Сирин: «Когда заметишь, что тебе скучно чтение Божественных Писаний и ты неохотно слушаешь духовные наставления, знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это – начало зла, подверженные которому пожали плод смерти»30. И преподобный авва Палладий предупреждал, что «начало богоотступничества есть пресыщение учением, омерзение словом, – тем, чего жаждет душа боголюбца»31.

Надобно понимать, что Священное Писание – это не развлекательное чтиво. И если лукавый навевает на нас скуку, когда мы берем в руки Библию, или же наше собственное греховное заражение души препятствует легкому и сладостному чтению Писания, нужно не поддаваться, а напротив, решительно вступать в борьбу с этим недугом и тем больше понуждать себя к исполнению этой заповеди, как и других.

Вспомним слова преподобного Иоанна Дамаскина: «Подлинно, невежество – вещь ненадежная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их согласно слову Господа. Но воин говорит: “Я воин и не нуждаюсь в чтении”, земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, так что все мы оказываемся неисполняющими заповедь Господа»32.

Если станем исполнять эту заповедь, если со смирением будем относиться к чтению Слова Божия как к духовному деланию, то Господь не замедлит послать нам помощь свыше, и, приобретая добрый навык, мы мало помалу приобретем большую любовь ко всякому Божественному Писанию, настолько, что нам станет скучно читать прочие книги – как то известно про людей, достигших духовной зрелости. И тогда для нас станет очевидной та истина, о которой свидетельствует святитель Григорий Нисский: «Все богодуховенное писание для читающих есть закон, не только заповедями, но и историческими повествованиями обучающий ведению таин и чистому образу жизни»33.

* * *

Эта статья начиналась с цитат из слов святителя Иоанна Златоуста, и закончить ее хотелось бы также словами этого великого святого: «Итак, будем внимательно заниматься чтением, не два только эти часа,– потому что для безопасности нам недостаточно одного простого слушания,– но постоянно; и пришедши домой, каждый пусть возьмет в руки Библию и вникает в смысл сказанного, если он хочет получать постоянную и достаточную пользу от Писания»34; «Не будем… пренебрегать чтением Писания. Понимаем ли содержащееся в нем или не понимаем, будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении неизгладимо запечатлевает в памяти прочитанное. И то, чего вчера мы не могли понять, мы вдруг понимаем сегодня, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум»35.


Примечания:

1. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8, к. 2. О ревности и благочестии, и о слепорожденном. 1.
2. Там же. Т. 8, к. 1. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 59. 2.
3. Там же. Т. 5, к. 2. Толкование на псалмы. Собеседование на Пс.118. 1. 1.
4. Там же. Т. 6, к. 2. О шестом дне творения, о первозданных людях, о змие, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом. 1.
5. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 29. 1.
6. Цит. по: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1900. С. 48.
7. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания.
8. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12, к. 1. О терпении, кончине этого века и втором пришествии.
9. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 35. 2.
10. Там же. Т. 9, к. 1. Беседы на книгу Деяний Апостольских. Беседа 34. 5.
11. Там же. Т. 7, к. 2. Беседы на Матфея евангелиста. Беседа 47. 3.
12. Там же. Т. 9, к. 2. Беседы на послание к Римлянам. Предисловие. 1.
13. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Т. 5. О ста ересях вкратце. 31, 40–42, 45, 66.
14. Архимандрит Илларион. Священное Писание и Церковь.
15. Святитель Ириней Лионский. Против ересей. Книга III. Глава 12. 11.
16. Там же. Книга IV. Глава 34. 1.
17. Там же. Глава 33. 1.
18. Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 2. Окружное послание против ариан. 4.
19. Священник Иоанн Брек. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов // Альфа и Омега. №2 (32). 2002. С. 48–63.
20. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 6. 3.
21. Святой Ириней Лионский. Против ересей. Книга V. Глава 20. 2.
22. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания.
23. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1912. Ч. III. С. 99.
24. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Сергиев Посад, 1901. Ч. IV. С. 376.
25. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания.
26. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам. 230. О святоотеческих творениях и св. Писании.
27. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I. О чтении Евангелия.
28. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Десять собеседований отцов, 1.20.
29. Преподобный Нил Синайский. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1859. Ч. III. С. 15.
30. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1881. Ч. I. С. 522.
31. Древний патерик или достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Глава 10. О рассудительности. 92
32. Преподобный Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях.
33. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. М., 1862. Ч. III. С. 3.
34. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3, к. 1. Беседы о надписании книги Деяний.
35. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.2.

журнал «Православие и современность» №7 за 2008 г.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka