Чин оглашения и крещения в Древней Руси <br><span class="bg_bpub_book_author">иеромонах Мигель Арранц</span>

Чин оглашения и крещения в Древней Руси
иеромонах Мигель Арранц


I. Историческое введение

Предание о крещении князя Владимира именно в Херсонесе (вопреки сомнениям историков) глубоко укоренено в душе русского народа. (Об этом свидетельствует, например, неизданная работа протоиерея Сергия Булгакова, написанная в Ялте в 1922 г., под названием «У стен Херсонеса».) По данным Лаврентиевской летописи, или летописи Нестора, святой князь крестился в Херсонесе после завоевания этого града. Однако летопись признает, что существуют и другие мнения, согласно которым Владимир будто бы крестился в Киеве или в другом месте. Эти мнения летопись считает ошибочными [1]. Созданная три века спустя «Память и похвала» Мниха Иакова утверждает, что князь Владимир пошел завоевывать Херсонес лишь на третий год после своего крещения [2].

В своей работе «Политический фон крещения Руси» [3] Анджей Поппе рассматривает многочисленные ученые труды, посвященные тому, что он называет the Cherson problem (херсонской проблемой), то есть КАК, КОГДА и ПОЧЕМУ князь Владимир принял крещение. (При этом польский исследователь вскрывает противоречивость различных подходов к этой проблеме.) Казалось бы, один пункт остается неоспоримым — ГДЕ, но А. Поппе открывает дискуссию и по этому вопросу.

Нам, литургистам, не дано входить в дискуссию о том, ГДЕ и КОГДА крестился Владимир; тем не менее мы можем заняться иным пунктом, который непосредственно не входит в область исторического исследования, а именно: КАК, то есть какими чинами и обрядами крестился великий князь Владимир.

Конечно, вопросы ГДЕ? и КОГДА? вызывают определенный интерес и у литургистов, но я полагаю, что мы можем не входить в их подробное рассмотрение. Итак, в данной статье я ограничусь лишь описанием того, как в конце X‑го века оглашали и крестили язычников по чину Константинопольского Евхология.

Сегодня у нас есть довольно полное представление о принятии взрослого еретика или язычника в Византийскую Церковь: процедура эта была строгая и на подготовку к крещению уходило около двух месяцев.

Основной вопрос заключается в следующем: была ли эта процедура полностью выполнена в случае князя Владимира или ее могли сократить, поскольку дело шло о важном лице, которое уже многое знало о христианстве и христианах и обещало военную помощь, в которой нуждался оказавшийся в трудном положении византийский император?

Нам кажется, что процедура могла быть упрощена в случае княгини Ольги, которая крестилась тридцатью годами ранее, во время своего путешествия в Царьград, тем более что у императора, согласно летописи Нестора, было намерение просить ее руки. (Кроме того, и сама княгиня, вероятно, должна была желать поскорее вернуться домой.)

Что касается Владимира, то здесь все зависит от места и времени его крещения. Если (по данным летописи) крещение Владимира состоялось в завоеванном (и полуразрушенном) Херсонесе и в присутствии невесты Анны, то оно могло произойти в ускоренном порядке, и тогда срок оглашения, вероятно, был сокращен.

Но если Владимир крестился в Киеве (согласно «Памяти и похвале») за год до приезда невесты Анны и за два года до завоевания Херсонеса, тогда, вероятнее всего, Владимир прошел полное оглашение и крестился с соблюдением всех церковных правил. Мы знаем, что Анна — сестра императора — без особой радости выходила замуж за иностранца, да еще не крещенного. Полный срок приготовления к крещению должен был служить гарантией как искренности, так и серьезности прозелита и претендента на руку византийской княжны. К тому же это давало возможность временно отложить нечто малоприятное. Далее, ввиду того что некоторые киевляне уже были христианами, князь не мог на глазах своего народа хотя бы в самом малом нарушить церковные правила об оглашении. Безусловно, византийцы желали как можно быстрее получить русскую военную помощь; тем не менее подготовка большой армии требовала значительного времени, и, вероятно, прошло несколько месяцев, прежде чем русские войска смогли выступить в поход.

Опираясь на данные «Памяти и похвалы», А. Поппе предлагает следующую хронологию: в мае-июне Василий отправляет посольство, которое прибывает в Киев через два месяца — в июле-августе 987 года. (Можно предположить, что главой делегации был митрополит Феофилакт, бывший Севастийский, который мог преподать оглашение Владимиру и крестить его.) В сентябре 987 года договор был заключен и часть византийской делегации вместе с русскими послами отправилась в Константинополь. Феофилакт остался в Киеве и начал готовить Владимира (и киевлян) к крещению. Хронологически Богоявление 988 года было тем первым днем, когда можно было совершать крещение. (Следующие возможные канонические даты — это Пасха 8 апреля или Пятидесятница 27 мая, ибо крещение от Патриарха имело место пять раз в год — в Константинополе.) Итак, оглашение могло продолжаться 40 дней (обычный срок), в ноябре и декабре.

Сразу после Владимира крестились киевляне; или же они крестились постепенно: зимою — в храме, летом, на Пасху или Пятидесятницу, — толпою в Днепре. Весьма загадочен поход Владимира по Днепру весной-осенью 988 года: может быть, он шел встречать невесту? Армия Владимира — 20 000 человек — могла быть готова только в апреле-мае 988 года и, спускаясь по Днепру, она могла достичь Босфор в июне 988 года.

В январе 989 император Василий одержал победу при Хрисополе. 13 апреля 989 года русские победили при Авидосе. После этого состоялся поход на Корсунь и завоевание этого города (согласно «Памяти и похвале», на третий год после крещения Владимира).

II. Чин оглашения и крещения в Древней Руси

Методика

Мы будем описывать чин принятия и крещения взрослого язычника по рукописям древнего Константинопольского Евхология [4]. К сожалению, число таких рукописей невелико: их всего семь-восемь. Они относятся к обширному периоду: от VIII-го до XIII-го века, а точнее — к тому периоду византийской истории, который заключен между иконоборческим кризисом и завоеванием латинянами Константинополя [5].

Эти рукописи мы начали изучать, составляя конспекты по литургике для студентов Ленинградской Духовной Академии (см.: Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология IST), где мы переводили извлечения только из главных четырех рукописей). (Более подробно тема разбирается в серии наших статей (их девять), печатаемых в «Orientalia Christiana Periodica» (OCP) с 1982 года; в этих статьях мы осуществляем критическое издание оригинального греческого текста вместе с французским переводом и толкованием [6].)

Имеющиеся в нашем распоряжении рукописи позволяют утверждать, что чины и молитвословия Константинопольского Евхология не претерпели значительных перемен на протяжении тех четырех-пяти веков, к которым они принадлежат.

С помощью простого силлогизма нам удалось сделать вывод, что, поскольку Ольга, Владимир и киевляне были приняты в христианскую Церковь константинопольскими иереями и архиереями, над ними совершили те чины, которые употреблялись в это время в Константинополе.

Сообщение на эту тему мы сделали в 1985 году на нескольких международных форумах, посвященных святому Мефодию — апостолу славян.

A posteriori наша гипотеза подтверждается славянским Требником IX века, так называемым Славянским Синайским Евхологием. Этот, к сожалению, неполный Требник-Служебник, ясно свидетельствует, что первые славянские христиане следовали богослужебным традициям Великой Константинопольской Церкви. К несчастью, в этом Синайском Евхологии не сохранились чины крещения.

Однако неожиданно на помощь приходит Потребник Патриарха Филарета Романова, изданный в Москве в 1623—1625 гг. и переизданный в прошлом столетии. В 71‑й главе этой книги сохранился весьма сложный чин принятия и крещения латинян в Православной Церкви. К нашему исследовательскому счастью, в это время Русская Церковь очень строго относилась к Латынской ереси, о которой в интереснейшем так называемом Соборном Изложении Патриарха Филарета Романова (1620 г.), напечатанном в 70‑й главе (л. 4) того же Потребника, говорится:

…Всех же убо еретических вер по св. правилом св. Отец сквернейши и лютейши есть Латыняне папежницы, понеже всех древних еллинских и жидовских и агарянских и еретических вер ереси проклятыя и закон свой прияша и со всеми погаными языки и с проклятыми со всеми же еретиками обще все и действуют и мудрствуют...

Итак, в это время на католиков распространялись все правила принятия разных еретиков и верующих всех древних нехристианских религий. При ближайшем рассмотрении ритуалы эти оказываются ритуалами константинопольскими. (Мы их цитировали в наших конспектах «Исторические заметки…»; полностью мы их издали в: «Les Sacrements…», статья 2‑я, 1983: Admission dans l’Eglise des convertis des heresies ou d’autres religions non-chretiennes.)

Ритуалы эти чрезвычайно интересны, ибо они представляют собой своего рода введение к изучению крещения, так как в них содержится множество деталей, касающихся оглашения и крещения детей.

Потребник Патриарха Филарета свидетельствует о том, что эти чины сохранились в письменной богослужебной практике Патриаршей Церкви по крайней мере до XVII-го века, а у единоверцев — до наших дней, хотя эти обряды совершались уже вне первоначального контекста [7].

Итак, описывая оглашение и крещение первых русских христиан, мы будем следовать древнему Константинопольскому Евхологию и цитировать параллельные тексты из Потребника, ибо они суть точные переводы древнего греческого текста. Славянский перевод столь буквален, что иногда, когда переводчик не понимал смысла оригинала, становится совершенно непонятным. Однако и этот недостаток, мы полагаем, интересен для исследователя.

Разные этапы оглашения и крещения будут раскрываться в отдельных параграфах; в конце каждого параграфа мы полностью процитируем соответствующие места как древнего Константинопольского Евхология (мы будем называть его просто «Евхологий»), так и Потребника Патриарха Филарета Романова. (Евхологий мы будем цитировать по нашим изданиям: «Исторические заметки…» и «Les Sacrements…».) Кроме того, мы будем приводить тексты из Потребника на церковнославянском языке; при этом мы будем отмечать либо параллельный греческий текст Евхология, либо оригинальный славянский текст. Когда данный текст окажется в современном Московском Требнике [8], мы процитируем и его.

Помимо Евхология и Потребника существует богатое собрание рукописных Требников и Потребников, хранящихся в русских книгохранилищах. Они известны нам главным образом благодаря высоко научным работам Н. Одинцова, А. Дмитриевского и А. Алмазова (последний многое заимствует из работ Дмитриевского, который в свою очередь многое почерпнул из книги Одинцова) [9].

Пролог и предпосылка

Судя по древнему Евхологию, в средневековом Константинополе детей крестили лишь по прошествии нескольких лет после рождения, с тем чтобы (по совету св. Григория Назианзина [10]) они могли в какой-то мере понимать совершаемое над ними действо и принимать активное участие в чинах оглашения и крещения. Так было и на Руси в XI веке [11].

Детей воцерковляли на 40‑й день после рождения — через молитвы, которые сохранились до наших дней и которые в Московском Требнике (л. 9) правильно печатаются перед крещением, а не после него. Константинопольские рукописи не содержат теперешних молитв, читаемых над родившею: чин 40-го дня был посвящен исключительно младенцам. Также не существовало главы «како младенца крестити страха ради смертного», ибо этого «страха» не было, так как непосредственно после воцерковления дети считались христианами: по определению как Евхология, так и Потребника Патриарха Филарета, они суть «некрещенные христиане»; здесь взрослые оглашенные сравниваются с младенцами, находящимися в ожидании крещения [12].

С воцерковления начиналось первое многолетнее оглашение. Во 2‑е и 3‑е воскресение Великого Поста, во время литургии, Типикон Великой Церкви предписывает чтение, в котором родители обращаемого, желающие крестить своих детей на Пасху, призываются приводить их в церковь в следующий понедельник — понедельник 4‑й недели Великого Поста (с тем чтобы они были приняты во 2‑е оглашение). Над детьми читалась молитва «во еже сотворити оглашеннаго» и соответствующие заклинания; на протяжении четырех недель, остающихся до Великой субботы, маленьких детей, оглашенных «иже ко просвещению», интенсивно готовили к крещению. В Великую пятницу оглашенные собирались в храме Святой Ирины, где сам Патриарх, между «Тритоектой» и Вечерней с преждеосвященными, читал катехизис и совершал чин «отрицания Сатаны и сочетания ко Христу». На следующий день, в вечер Великой субботы, между вечерней и литургией, Патриарх совершал крещение и миропомазание неофитов в Большой крестильнице: в это время в храме читалось 15 паремий. Затем новокрещенные торжественно входили в храм, сопровождая Патриарха, который служил литургию Василия Великого и причащал их. Кроме пасхальной ночи, Патриарх совершал крещение в Святой Софии еще четыре раза в год: на Богоявление, на Пятидесятницу, в Лазареву субботу и в Великую субботу после утрени.

В конце мы предложим гипотетические даты начала первого и второго оглашения Святого Владимира; при этом мы будем исходить из двух наиболее вероятных дат его крещения: Богоявление или Пасха 988-го года.

Постараемся теперь реконструировать чин оглашения и крещения на Руси в X‑м веке. В основу нашей реконструкции мы положим тексты, которые относятся к крещению взрослых еретиков и которые сохранились в Требнике Патриарха Филарета в чине крещения латинян.

1. Первое оглашение

Потребник (тетрадь 297, глава 71, лист 1):

Внегда же хотят приводими бывати к православней вере, предварив убо подобает сотворити того оглашенника оглашена молитвою и действом пресвитерским.

Аще будет един приходяй, аще ли же два, или мнози, по тому же образу вкупе и о всех действуется.

Первие повелит тем архиерей или иерей прекланяти колена пред дверми церковными. И знаменует приходящаго трижды и глаголет молитву сию. В ней же и имя ему наречется во имя святаго его же прилунится быти памяти в осмый день.

Молитва оглашения

1. Благословен еси Господи Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа,

2. иже от всех язык избирая себе люди изрядни, ревнителя добрых дел:

3. Ты и сего пришедшаго святей твоей церкви, раба твоего ИМЯРЕК благослови,

4. и отверзи ему очи к дивных твоих чюдес разумению,

5. отверзи ему уши во услышание божественных словес твоих,

6. соедини его оглашенным народа твоего (№ 6 отсутствует в славянском тексте, перевод сделан по греческому Евхологию. — М. А.)

7. яко да во время благоприятно сподобится паки бытия, одеяния нетления.

Таже знаменает его, паки трижды глаголя:

Написано быть имя его во оглашенных (в греческом Евхологии эта фраза не произносится, она является лишь указательной. — М. А.).

И паки молится молитвою сею:

8. Ты, Владыко, спасение послал еси мирови святое твое слово,

9. да исполнит вся богоразумения твоего:

10. Ты изят душу раба твоего от лукаваго,

11. Ты и просвети ея, и настави на освящение Христа твоего,

12. и да непростиши духови некоему лукавому вмещение еще имети в нем.

D. Ты бо еси един избавитель роду нашему и тебе славу и благодарение приносим Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь [13].

В наших работах мы показали, что эта молитва соответствует молитве, которая читается над младенцем в 40‑й день после рождения — при совершении чина воцерковления. Через эту молитву язычник вступал в категорию первого оглашения: он воцерковлялся.

Сколько времени занимало оглашение взрослого человека?

Срок оглашения перед крещением: 40 дней.

В Новгороде в XII веке: огласительные молитвы для болгарина, половца, чухонца: 40 дней; для славянина: 8 дней; молодому отроку славянину — без срока.

Тот же срок в Требнике Петра Могилы (1646, 163) (ALM 61).

ПОТРЕБНИК (л. 2) говорит об еретике, но можно полагать, что это — общая практика для всякого оглашенного:

И творит отрицание, и по отрицании даст ему иерей заповедь поститися 40 днии, прилежа молитве вечер и за утра и полудне и во всяко время церковного пения, поучавая его во псалмех и в Евангелиях: преданую нам от Христа Иисуса молитву иже есть Отче наш иже еси на небесех, и священныя веры воображение иже есть Верую во единого Бога, и молитву Иисусову, и некия псалмы, и тогда сподоблятися ему православныя веры.

Те же слова находятся в Евхологии в случае ариан, манихеев и сарацин, но там требовался только десяти- или пятнадцатидневный пост непосредственно перед отрицанием. Удивительно, что в Евхологии не говорится о продолжении 1‑го оглашения в случае еретиков, переходящих в православную веру (создается впечатление даже, что оно продолжалось лишь один — символический — день), кроме случая манихеев и иудеев, когда говорится о некотором времени приготовления [14].

ПОТРЕБНИК определяет образ научения оглашенного, а именно: беседа — один раз в неделю — с епископом или со священником:

Яко же свидетельствует о сих собора иже в Лаодикии правило 45: Яко просвещенным быти хотящим и веру навыкнути, в четверток недели возвещати епископом или попом.

ТОЛКОВАНИЕ: Подобает приходящего к соборней церкви, хотящаго прияти святое крещение, поучати вере прилежно, и еже аще навыкнет да исповедает пред епископом или пред попом в четверток коеяждо недели, дондеже креститися: неподобает таковых скоро крестити, преже даже веры не навыкнут.

Того же собора иже в Лаодикии правило 46:

Яко подобает приемлющим в недузе просвещение, и посем воставшем, навыкнути вере и ведети яко божественного дара сподобишася.

ТОЛКОВАНИЕ: И в болезни сыи аще кто воспросит крещения, да крестится, и потом аще от болезни исцелеет, да научится вере, и образу веры, иже есть Верую во единого Бога, и исповесть пред епископом или пред попом, да познает благодати сподобитися.

Ведати подобает како достоит под началом держати приходящих от Латынь и от прочих различных ересей хотящих креститися. Приходит хотяй креститися к настоятелю и приемлет благословение, и по благословении же предаст его настоятель искусну священнику, ведущему божественная писания, и повелит ему ведати хотящаго креститися душевне и телесне.

Священник же прием его, нарицает его сына духовнаго себе, и даст ему заповедь днии 40 прежде крещения, повелевая ему приходите ко святей божии церкви ко всякому церковному пению к началу, и стояти вне церкви божии со страхом, до совершения всякаго пения церковнаго со вниманием и слезами и сокрушением сердечным о содеянных прежних своих согрешениих.

Стояти же ему сия 40 днии вне церкви в паперти, дондеже сподобится святаго крещения, а правило ему держати по 300 поклонов, да по 600 молитв иисусовых, да седмое сто богородицы, а ясти ему постное ядение единою днем, кроме суббот и недель [15].

2. Отрицание от ереси

ПОТРЕБНИК, который уже считает еретика оглашенным через чтение молитвы над язычником, все же желает использовать весь унаследованный от Евхология материал, возвращается назад и предписывает отрицание ереси перед оглашением еретика (в Евхологии это осуществляется через чтение «Libelli»):

И как будет до крещения за седмицу, тогда пришедшим им святей церкви, священник же возложит на ся всю одежду в крестильницы, сущим ту и иным верным елицы хотят, и призывает иерей хотящих креститися и поставляет коегождо их в паперти пред дверми церковными откровены имуща главы.

Яко подобает коемуждо их исповедатися яве и отрицатися своего им богомерзкаго мудрования и проклинати всяко нечестие и всяко еретичество, таже показоватися яко от всего сердца и веры прилежныя приобщается ко святей соборней и апостольстей церкви, кроме всяческия еретическия прелести и истинно православен христианин хощет быти.

Творит отрицание с проклятием преже вечерни или по вечерни, священнику на пред глаголющу, оглашенный же последи отвещевает на всяко слово, или восприемник его.

Аще же языка неразумеет, вся сия глаголет толмачем пред церковию.

Глаголя сице:

Дальше ПОТРЕБНИК (4—16 В v): отрицание латынян и лутеран.

Здесь впервые появляется персонаж толмача, или переводчика. В Евхологии о нем говорится довольно часто, а именно — когда речь идет об отрицании ереси или исповедании веры человека, который не владеет греческим языком. О восприемнике же говорится тогда, когда крестится младенец, еще не умеющий говорить. Вероятно, Ольга и Владимир достаточно владели греческим языком и не нуждались в переводчике.

Далее ПОТРЕБНИК прибавляет три молитвы трех малых антифонов из Песненной вечерни; это доказывает древность свидетельства, содержащегося в ПОТРЕБНИКЕ, ибо еще служилось Песненное исследование [16].

И вновь ПОТРЕБНИК настаивает на обучении оглашенного, на этот раз через личную беседу со святителем:

И по амине sic знаменав того отпущает, и прочее спричитается «оглашенным». И тако святитель или священник преже особь поучив оглашенныя, и на мнозе с ними беседуя и глаголя.

И потом глаголет молитву оглашенных… И преклоньшу главу приходящему, святитель же или иерей молится над ним, глаголя молитву сию в слух:

Боже великии и великоименитыи, иже первую тму просветивыи словом уст своих… [17]

Эта молитва в Евхологии читалась только над манихеями. Она соответствует молитве воцерковления 40-го дня над младенцем или молитве над язычником.

По Амине же перекрестив того отпущает.

ПОТРЕБНИК (17) помещает именно здесь уже цитировавшееся речение, которое должно было находиться в начале первого оглашения:

И прочее проклинавыи бывает «християнин», и тако имеет («имеем» в греческом Евхологии. — М. А.) того яко некрещена християнина, яковы же суть християньския дети хотящиеся крестити («ся» в греческом Евхологии. — М. А.) [18].

3. Начало 2‑го оглашения

После сорока дней поста и обучения в качестве оглашенного первой категории, то есть «некрещенного христианина», кандидат оглашался 2‑м оглашением; для константинопольских детей это оглашение продолжалось последние 4 недели Великого Поста; сколь долго продолжалось это второе оглашение для взрослых в X‑м веке?

Для еретиков первое оглашение продолжалось только один день, ибо они читали «отрицание ереси» лишь в конце сорокадневнего поста и обучения. Этот срок заменял первое оглашение (подобное недоразумение встречается уже в греческом Евхологии, когда речь заходит об обратившихся в православную веру). Поэтому следующая рубрика говорит о втором дне как о начале 2‑го оглашения. Отметим, что рубрика эта касается только еретиков. Вероятно, в случае язычников, впервые принимающих веру, дело обстояло иначе.

ПОТРЕБНИК (18):

Во вторыи же день тако же отрицается и оглашенным причитается [19].

Розувену же бывшу убо тому и разволочену, поставляет того иерей о вечерней године пред церковными дверми к востоком, и дунув нань трижды, знаменает чело его и уста и груди, и возложив руку на того главу, глаголет молитву сию:

О имени твоем, Господи Боже, истинныи и единороднаго ти Сына и Святого ти Духа возлагаю руку мою на раба твоего ИМЯРЕК… [20]

И по амине беседует ко оглашенным и поучает их. Потом глаголет молитву сию о них:

Боже тайных ведче, иже вся ведыи прежде бытия их… [21]

И по амине перекрестив их отпущает.

Далее ПОТРЕБНИК предписывает 3 молитвы верных и молитву главопреклонения из Песненной вечерни [22].

4. Заклинания

ПОТРЕБНИК (21) говорит, что запрещения вычитывались в течение одного дня. Это неверно, так как и греческие, и древние русские источники свидетельствуют о том, что они читались несколько раз в день — до десяти раз; очевидно, в разные дни, во время второго оглашения, чтобы защитить оглашенного от возможных диавольских искушений [23].

И паки на утрешнии день отрицается оглашенныи, и по заутрени поставляет иерей хотящаго креститися пред дверми церковными и дунув трижды на лице его и на очи, глаголя отрицательныя молитвы:

Запрещает ти, дияволе, Господь наш Иисус Христос...

Бог святыи, страшный и славный, иже во всех делех...

Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляяи всяку болезнь...

Сыи Владыко Господи, сотворивыи человека по образу своему… [24]

И по амине, яко же выше явлено, беседуя к ним и много поучая их, и потом глаголет молитву сию о оглашенных:

Благослови и ныне, Господи, рабы своя оглашенныя… [25]

И абие перекрестив его отпущает. И егда оглашенныя изыдут из церкви глаголется молитва о верных сущих в покаянии и молитве. И тем приступльшим под руку его:

Далее ПОТРЕБНИК помещает 3 молитвы верных и главопреклонную из Песненной утрени [26].

5. О сроке оглашения

ПОТРЕБНИК (25):

От святых правил о времени поучения оглашенных и тако оглашеннии поучаваеми. Время пождательно сотворяют, всегда приходяще к церкви и послушающе писании [27].

Иже в Лаодикии собора правило 44: Яко не подобает по двою неделю великаго поста приимати на крещение.

ТОЛКОВАНИЕ: Правило се на двое может разуметися: Первое: иже приходящих к вере по двою неделю святаго и великаго поста и поститися наченшим, не сподобятся святаго крещения в великую субботу, понеже не от начала святаго поста воздержание показавше, ни довольно постившеся.

Второе: а иже прежде великаго поста нецыи приступивший к вере, и начата поститися, и потом прежде даже не сподобитися им святаго крещения, наста великий пост, не ожидают великия субботы, понеже прежде начала великаго поста приступиша к вере, и начата поститися, и прежде скончания вторыя недели поста, скончавше реченныи им пост, и таковии сподобятся святаго крещения.

А котории дотоле не докончаша постящеся, и сим неподобает по скончании вторыя недели великаго поста креститися, но таковии ожидают хотящих креститися в великую субботу, яко токмо тии приятии суть иже от начала великаго поста постившеся, понеже тех воздержанию совершену сушу и непостыдну.

Собора иже в Никеи вселенского перваго правило 14: О оглашенных и падших изволися святому и великому собору яко три лета послушавшим им токмо и потом помолитися со оглашенными.

ТОЛКОВАНИЕ: Два чина есть оглашенных: первыи убо иже в нове приходят к соборней церкви, вторыи же иже совершени быша и довольно время научишася.

И убо совершенный оглашенныи аще впадется в грех, несть оставлен без запрещения. Аще святое крещение и довольно есть всяку скверну душевную омыти, но с послушающими да причтется, и по трех летех со оглашенными да помолится купно, и в послушающих поставляется, аще же и послушаете согрешают, из церкви отнюдь изринутся, яко же повелевает пятое правило, иже в Новей Кесарии собора.

6. Отрицание — сочетание (накануне крещения)

В древнем греческом Евхологии существовали два чина «отрицания сатаны и сочетания ко Христу»: один — торжественный — совершался Патриархом в Великую пятницу, другой — представлял собой сокращение первого и совершался, вероятно, только тогда, когда кто-нибудь крестился частным порядком. Лишь эта вторая форма отрицания-сочетания сохранилась в наших требниках.

ПОТРЕБНИК, в чине Латынян, сохранил полную форму Патриаршего служения. Итак, если наши русские первохристиане крестились в Великую субботу, они, без сомнения, прошли и этот торжественный чин; а если они крестились, например, в день Богоявления? Поскольку этот чин не содержит в себе никакого элемента, относящегося непосредственно к Великой пятнице, можно полагать, что не было каких-либо препятствий, которые не позволяли бы употреблять его и накануне Богоявления или Пятидесятницы.

Согласно ПОТРЕБНИКУ, при крещении западных христиан чин этот употребляется вне всякого пасхального контекста.

Древняя русская практика (XII—XV вв.) зависела от этого Патриаршего чина; здесь каждое отрицание делилось на 5 частей, которые повторялись 3 раза: в результате выходило, что крещающийся должен был отвечать 15 раз: «Отрицаюсь» [28].

ПОТРЕБНИК (27):

Утешительно поучение, в приходящем времени, оглашенным ко крещению, и отрицание от сатаны и сочетание ко Христу: Егда же оглашенным приспеет время сподобитися божественнаго порождения, аще случится во святую и великую пятницу, или во ино время, егда уготовятся ко святому крещению [29].

Отречение и сложение бываемое собранным всем оглашенным в церкви. Приходит святитель и творит «Третий час и шестыи» (Тритоекти) [30].

И по скончании, восходит на амвон и по еже обычная пеги певцем и поклонься треми поклоны, знаменует трижды со свещею, и тако отложив амофорно [sic], знаменает трижды люди, и архидиакону глаголющу: Вонмем. Святитель глаголет: Мир всем. Людие: И со духом твоим.

И святитель ко оглашенным глаголет: Стоните со страхом и разрешитеся. Тоже глаголет:

Се конец вашего оглашения.

Предста избавления вашего время.

Днесь же хощете христове вере излагати грамоту.

Харатрия же и чернило и трость бывает вам совесть и язык и образ.

Блюдете убо како исповедание рукописуете… (28—29)...

Обратитеся к западом горе руки своя имуще и еже аз глаголю се и вы глаголите…: Отричуся сатаны и всех дел его и всея службы его и всех ангел его и всего студа

его...

Дуньте нань и обратитеся на востоки доле руки своя имуще, со страхом стойте и еже аз глаголю, то и вы глаголите…:

И совокупляюся Христови. И верую во единого Бога… Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века, аминь...

Благословен Бог хотяй всем человеком… (ТЕВ 20 v)

Се отрекостеся диявола и сочетастеся Христови. Писание свершися… наследуйте уготованное вам царство...

Ныне и присно и во веки веков, аминь...

Горе воздвините руки своя… О вселенском устроении… рцем вси:

Господи помилуй (3). О благоверном и богохранимом царе...

О избавлении душ наших… Яко милостив и человеколюбец….

Одейтеся и обуйтеся...

Господу помолимся. Владыко Господи Боже наш, призови рабы своя ко святому ти просвещению… (ТЕВ 20 v)

Елико ко просвещению приступите к рукоположению и благословляйтеся.

И на всех руки воскладая святитель мужа же и жены, и приходит к святой трапезе ближе и возглашает:

Яко ты еси просвещение наше…

Мир всем...

Главы ваша Господеви преклоните...

Господи спасе наш иже всем хотяй спастися и в разум истины приити, возсияти свет разума в сердцых sic наших и еже к святому просвещению благоукрашаемым, и сподоби тех бессмертнаго ти дара и совокупи тех святей твоей соборней и апостольстей церкви.

Твое бо есть еже миловати и спасати...

Миром изыдем… Именем Господним...

И абие отпущает. Таже дается время и совершается литургия (преждеосвященных. — М. А.) [31].

И по литургии молитва округна (или «катагирон». — М. А.) в церкви, оглашенным стоящим пред церковью, диякону творящу дияконства:

Господи Боже наш сокровище вечных благ… [32]

И тако предварившим убо и совершившимся всем отрицательным, совершено последование оглашенным святаго крещения.

7. Освящение воды и елея

ПОТРЕБНИК (33 v) учит нас, что следующий чин торжественного крещения может совершаться в любое время, хотя он предназначен для Великой субботы. Вновь напоминается, что полное оглашение должно продолжаться 40 дней. Крещение может совершаться в крестительнице или на реке.

И во утрии же день приспевшу времени божественныя службы творится последование святаго крещения в 40 день в субботу.

И аще достигнет время святыя и великия седмицы, самых страстей Христа Бога нашего, то оглашениям постившийся совершенно всю святую и великую четыредесятницу, и во святую и великую субботу да сподобятся божественного просвещения или в самую святую и великую неделю Пасхи.

Преже убо действовахуся сия в субботу великую во время чтения вторыя паремии, еже есть: Светися светися новыи Иерусалим. Ныне же како случится и в кое время изволит святитель.

Приходят к церкви хотящии благоукрашатися, святителю сущу на престоле святительском или презвитеру сущу в церкви, и повелит им разрешатися вне церкви или на реце, и совлещися от одеждь своих. И абие сходит святитель со престола, исходит сосудохранильницею вне церкви или на реце во Иердане великия крестильницы, и одевается в белыя ризы и обувения белая обувается, воде же преди принесене и влияне в купель, и покадив ея округ, знаменав свещею трижды [33], глаголющу диякону:

Благослови, Владыко, святитель же:

Благословенно Царство… Диякон глаголет над водою: Миром Господу помолимся. О свышнем мире...

Благоутробныи и милостивыи Боже, испытая и сердца...

Велыи еси Господи и чюдна дела твоя… [34]

Главы ваша… И преклоняет святитель главу над сосудом масленом держиму от кума и дунет на него трижды и знаменает рукою нань крестообразно трижды и глаголет молитву сию:

Владыко Господи Боже отец наших, иже сущим...

Таже: Вонмем: И приемля святитель спичку сущую в сосуде масленом и творит тою в воде три кресты поя: Аллилуйя трижды с сущим ту [35].

8. Крещение и помазание

ПОТРЕБНИК (38 v):

Таже возглашает се: Благословен Бог просвещая и освящая… [36]

И приводим бывает крещаемыи или попом инем или дияконом, и вземлет святитель от святаго масла перстом своим и творит креста знамение на челе, и на персех, и на плечех крещаемому, глаголя: Помазуется раб божии ИМЯРЕК елеом возрадования во имя Отца и Сына и святаго Духа. И тогда помазуется дияконом или инем служителем некоторым по всем составом [37].

Внегда же помазатися крещаемому, возлагает рукавы святитель, и вместо синдона чехол бел нов возлагает на выю куму, хотяи же креститися перекрестився рукою своею, входит в купель или в реку, воде сущи до персей, святитель же руку возложит на крещаемаго и глаголет: Благословен Бог просвещая и освящая...

И тако крещает его святитель рукою своею, погружая трижды и возводя.

Первое погружая глаголет:

Крещается раб божий ИМЯРЕК во имя Отца, аминь.

И второе погружая глаголет: И Сына, аминь.

Третие погружая глаголет: И святаго Духа, аминь [38].

Аще ли же случится на глубоце реце, то крещаемыи вместо синдона полотном белым объемлется под пазусе по персем, крепко держаще нецыи за оба конца полотна того. Святитель же по преже указанному погружает его рукою своею трижды како выше писано.

И абие по крещении приемлем бывает крестивыися рукама от кума. Вместо же синдона прикрывается преже уготованным чехлом белым в нем же пребудет до осмаго дне. И тако святитель умывая руце и рукавы отлагая, возглашает диякон: Вонмем. И сему возглашению бывшу, поем стиха сего: Блажени им же отпустишася беззакония, и им же прикрышася греси. Сие же глаголется трижды. Посем дияконства малая [39]:

Миром Господу помолимся. О свышнем мире… О мире всего… О патриарсе… О облещися силою… помазуемому… О быти ему сосуду… О сподобитися… О избавитися… Заступи… Пресвятую...

Благословен еси Господи Боже вседержителю источниче… [40]

И по сем пою: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя.

ПОТРЕБНИК (40 v):

Таже помазует святитель крестившагося святым миром творя образ креста: на челе — и на очию — и на ноздрию — и на устех — и на обе уши — и на грудех — и на руках — и на сердце:

глаголя на коеждо помазание:

на челе: Печать дара святаго Духа, аминь. Да гонзнет студа его же первие преступив человек всюду ношаше.

на лице: Печать дара святаго Духа, аминь. Да откровенном лицем славу господню зрит.

на очию: Печать дара святаго Духа, аминь. Да зрит очима свет святыя Троица sic первыя доброты образ.

на ушию: Печать дара святаго Духа, аминь. Да приимет ушима слышание таиньства духовнаго Евангелия Христова яко же рече Христос: «Имеяй уши слышати да слышит», да не приложится ему злое слышание.

по ноздрем: Печать дара святаго Духа, аминь. Да обонявает божественных таин, яко да и той будет в миро Христова благоухания и в добровоньство спасаемых, да не обонявает прочее смрадныя первыя льсти.

по устом: Печать дара святаго Духа, аминь. Да перваго вкуса вторым заградит сиречь, телом и кровью Христовою.

на персех: Печать дара святаго Духа, аминь. Да оболкеся во броня правды противу художъству вражию станет яко победитель непобедим.

на руках: Печать дара святаго Духа, аминь. Да будут готовы на простертие во благотворение и на отгребание всякаго зла.

И паки глаголют псалом 31 весь до конца: Блажени им же отпустишася греси.

Вероятно, при крещении первых русских христиан употреблялся простой константинопольский обряд, состоящий из пяти помазаний на голове (на челе, очесех, ноздрех, устех и обоих ушесех); при этом единожды произносились слова: «Печать дара Духа святаго» [41].

9. Одевание после миропомазания

ПОТРЕБНИК (41 v):

И возлагают на крестившегося крест с гойтаном, яко же истиннии християне имут обычай еже носити на себе знамение спасительных христовых страстей на прогнание всякия неприязненыя детели, себе же на сохранение души и телу [42].

И тако одевает того в срачицу глаголя: Одевается раб божии ИМЯРЕК одеянием веселия… Да возрадуется душа моя о Господе… Владыко Господи Боже наш иже образом своим… [43]

10. Пострижение сразу после миропомазания

В древнем Евхологии существовали разные чины пострижения волос и бороды; между ними — и пострижение младенца, но оно не было связано с крещением. В современном греческом Евхологии, так же как и в Требнике, пострижение имеет место после омовения в восьмой день после крещения. По свидетельству Симеона Солунского (см. ниже), обычай стричь волосы сразу после крещения, не дожидаясь восьмого дня, существовал и в Византии.

ПОТРЕБНИК (42 v):

И посем постригает его крестообразно глаголя: Постригает раб божий ИМЯРЕК власов главы своея во имя Отца… Рецем еси зань: Господи помилуй: трижды ко всякому пострижению.

И прием мало воску теплаго и влепляет в онь власы отрезанные и тако сохранит их в стену церковную аще будет каменна церкви, аще ли древяна, то за олтарем вкопают в землю…

Мир всем… Главы ваша...

Господи Боже наш, иже от исполнения купельнаго твоея благости… [44]

ПОТРЕБНИК (43):

Таже возлагает нань кукол глаголя: Одевается раб божий ИМЯРЕК в кукол незловия во имя Отца… [45]

11. Хождение вокруг купели

Древний чин торжественного входа новокрещенных в храм вместе с Патриархом для совершения божественной литургии здесь заменяется малозначительным ходом вокруг купели, возможным, между прочим, только при малом числе неофитов.

Посем же обходит святитель святую купель трижды, последующу ему и восприемнику с новокрещенным. И приемлет его восприемник за десную руку, и синдону возложену быти на выях их связуему, поющим всем трижды: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия.

12. Воцерковление после крещения

Здесь ПОТРЕБНИК помещает чин воцерковления, который в Евхологии служил началом первого оглашения в 40‑й день после рождения для детей, которые должны были еще на протяжении долгого времени ожидать крещения.

Святитель же ведет новокрещеннаго ко святому олтарю и повелит ему поклонится трижды и целовати устнами по обема странами святых дверей. Аще будет мужеский пол, то вводит его во святыи олтарь северными дверми и приложит ко святому престолу устама его по подобью целования и поклоняется с ним. Аще ли же будет крещаемо женскии пол, то не вводит во святыи олтарь, но прикладывает ко святым образом на святых дверех. И сему бывающу глаголет к себе святитель: Ныне отпущаеши… [46]

Поучение восприемнику и новопросвещенному: По сем иерей поставляет новопросвещеннаго близ святых царских дверей и вдаст того куму, сиречь восприемнику, предлагая поучение: Яко же его приял от святыя купели очищена божественным порожением от всех прежних прегрешениих...

Новопросвещеннаго же… глаголет: О чадо, внимай же глаголю ти: Во Христа крестился еси, во Христа облечеся. Ему же буди всегда угодная творя во вся дни живота твоего, в православной вере твердо пребывая, в добродетелех житие совершая, к духовному отцу послушание и повиновение имея. Никогда же отлучайся церковнаго правила кроме великия нужда, но прилежным тщанием буди всегда упражняяся в молитвах и воздержании, и во время пощения не унывай. Руце простирай к милостыни требующим и ко святым церквам и ко убогой чади елика сила. Правду и любовь имей ко всем человеком. Но имей никако же в сердцы своем ни гордыни ни тщеславия, но все благое твори в смиренномудрии и в чистоте телесней и в покаянии. Всегда во уме имей смертныи час и воскресение мертвых и страшное второе христово пришествие и воздание комуждо по делом: грешником огнь неугасимыи и червие неусыпающие и тма кромешная и иныя многоразличные муки неимущи конца. А праведников царствие небесное и прочая благая в бесконечней жизни. Их же уста человеческая не могут изпещи, яже уготова Бог любящим его.

И по поучении довольне. Бывает ектения: в ней же поминают царя и святителя и восприемника с новокрещенным. По сих же и отпуст.

13. (Литургия и) неделя по крещению

Литургия и последующее причащение новокрещенных — это один из необходимых элементов таинства просвещения вместе с крещением и миропомазанием. В эпоху ПОТРЕБНИКА связь между этими тремя таинствами стала слабее. Вероятнее всего, при крещении первых русских христиан еще соблюдалась древняя практика.

ПОТРЕБНИК (44 v):

Достоит же ведати яко аще будет тогда Литургия, предходит новопросвещенныи на великом переносе держа бо обеих руках по свеще, и причащается святых таин Христа Бога нашего.

И по отпусту исходит к дому тако же держа свещи провожающим его своим ему, и на всякий день приходит к церкви тако же держа свеща горящи, на вечерню и на утреню и на литургию, даже до осмаго дне, во всех седмих днех, в молитвах и благодарении и в воздержании пребывая, и мяс не ядыи ни лица измывая [47].

14. Омовение в 8‑й день

ПОТРЕБНИК (45):

Последование омовению святаго мира: во осмыи же день приходит восприемник с новокрещенным в церковь к священнику и бывает исследование омовению святаго мира. Священник же преже разрешит иже вместо синдона чехол его же имать на себе новокрещенный. И начинает иерей: Благословен Бог наш… Царю небесный… тропарь...

Иже избавление согрешение… [48]

И прием губу чистую или бумагу новую и намочив от воды отмывает… отирает чело, уши, очи, и прочая уды его идеже помазано бысть святое миро, глаголя: Крестился еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца… [49]

Благословен Бог просвещая и освящая всякаго человека… [50]

Владыко Господи вседержителю Боже наш, иже ради купели… [51]

Мир всем… Главы ваша...

Одеявыися в тебе Христа Бога нашего… [52]

Таже бывает отпуст.

Приложение: Из чина священного венчания на царство первого русского царя Иоанна Васильевича IV

(из церковного Устава XVI в.)

И тогда снимает со главы царскии венец

и поставляет его на златом блюде и велит держати братю ж своею…

И потом приходит царь хотяи помазатися, вне дверей стоя,

и святитель его похризмить, сиречь помазюет святым миром:

на челе, и на обою оушиию, а на персех, и на плещю,

и на обою рюкю — на дланех и от дрюгия страны, —

глаголя на коеждо помазание:

Печать и дар святаго духа. Аминь.

И потом святитель приемлет вамбак чист,

и отирает святая она помазания,

да не како что от сего на землю падет,

и съжизает к месте съкровенне во олтаре.

И тако пребывает до осмаго дне не омывен.

Та же глаголет:

Пристюпи царю, аще достоин, помазанныи причаститися.

И абие причастит его.

И тогда прииме царскии свои венец возлагает его на главю.

И приемлет скипетро в деснюю рюкоу.

Отходит радуяся и благодаря Бога,

сподобльшаго его таковои страшнои божественнои таине,

по томю ж пути на царское свое место к деснеи стране.

И имее оу собю царь ручник платянъ чистъ

и сим обрысоватися, сиречь оутиратися, или ясть или пиеть.

Не омывати никако же до осмаго дне.

В осмыи ж день окупався якож и преж,

налагает дрюгая одеяния на ся.

Первое ж в немъ же бе испирает, сиречь омывает в реце,

со всякимъ страхом, яко да ничто от сих,

от не внимания попираемо бюдет ногами или инем нечим.

Сия дозде. Святитель же совершивъ божественюю слюжбю… [53]

15. Заключение

В заключение предлагаем гипотетический календарь крещения Святого Владимира:

а) Если крещение Владимира имело место в Богоявление 988 года: Отрицание Сатаны и сочетание ко Христу — 5 января; начало 2‑го оглашения — Рождество 987 (2‑е оглашение продолжалось по крайней мере 10 дней, так как заклинания читались 10 раз);

1‑е оглашение (в продолжение 40 дней) — с 15 ноября (Типикон Великой Церкви XI-го века не говорит о рождественском посте, но, вероятно, он уже соблюдался монахами Студийского монастыря).

б) Если Владимир крестился в ночь на Пасху 7/8 апреля 988 г.: Отрицание-сочетание имело место накануне — в Великую пятницу;

2‑е оглашение началось, согласно правилу, в понедельник 4‑й седмицы Великого поста — 12 марта,

1‑е оглашение началось приблизительно 40 днями ранее, быть может с мясопустного воскресенья — 12 февраля; или с воскресенья Блудного сына — 5 февраля 988 г.

Рим, 26 января 1988.

Примечания

[1] Се повести времянных лет. Лаврентиевская летопись (древний текст летописи Нестора). Полное собрание русских летописей (PSRL). Спб., 1846. Т. 1 (LET).

[2] Зимин А. Память и похвала Якова Мниха и житие князя Владимира по древнему списку // Краткие сообщения Института славяноведения (KrSoobInstSlav), 1963, 37, 66—73 (РАМ).

[3] Рорре А. The Political Background to the Baptism of Rus. Byzantine-Russian Relations between 986—89. Dumbarton Oaks Papers, 1976, 30, 195—244 (POP).

[4] Как правило, греческий Евхологий включает славянские Служебник, Требник и Чиновник.

[5] Цитируемые здесь греческие рукописи:

[6] См. также наше описание этих и других рукописей в: Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. ЛДА, 1979 (КАК).

[7] Потребник Патриарха Филарета Романова. Москва, 1623—1625 (переиздание Типографии единоверцев — Москва, 1877) (РОТ).

[8] Требник. М., 1956 (ТЕВ = IST: ЕМ).

[9] Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. Спб., 1881 (ODI).

[10] Migne. PG, 36, 400.

[11] Митрополит Иоанн (+ 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» — отвечает утвердительно, но прибавляет: «…относительно здороваго дитяти Отцы повелели ожидать трех и более лет…» (Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна, I. Спб., 1880. 1—2: DMI-B16 265, ALM 62).

[12] Потребник (гл. 71, л. 17 v): «И прочее проклинавыи бывает „християнин”, и тако имеет („имеем” в греческом Евхологий. — М. А.) того яко некрещена християнина, яковы же суть хрнстияньския дети хотящаяся крестити («ся» в греческом Евхологии. — М. А.).

[13] B1/IV: «Oratio ad faciendum ethnicum catechumenum»: IST 29; OCP 49, 82: BES COI (DMI-OP2 1027), etc; GOA 283.

[14] Cf.: C1: admissio Arianorum: IST 22; OCP 49, 56;

[15] Еп. Нифонт (+ 1156): «Оглашенным не давалось ни мяса, ни молока» (Рус. ист. биб., 7, 1, Спб., 1833, 33) (ALM 101).
[16] КАК 266; ОСР 44(1978) 120: BAR BES etc; GOA 35.

[17] B1/III:1: OCP 49(1983) 66.

[18] Cf.: «christiani non-baptizati» sicut pueri christianorum:

[19] Cf.: ingressus in (sесиndum) catechumenatum:

[20] IST 45; B2:l: OCP 50(1984) 51—2: BAR 174, BES 49, etc; cf. этот чин в современной, обычной, форме в самом РОТ: гл. №6, л. 104; ТЕВ 13; GOA 275; ZER 130, etc.

[21] VES XIII: молитва оглашенных на Песненной вечерни: КАК 268; ОСР 44(1978) 123; GOA 36.

[22] Молитвы верных на Песненной вечерни: КАК 269; ОСР 44, 124; GOA 37.

[23] Каждая из заклинательных молитв в Древней Руси читалась во время оглашения не единожды, а десять раз: Русская историческая библиотека. Спб., 1880. Т. 6. С. 26: рукописи Соф. № 1176, л. 153; № 1173, л. 353; Синод. 132, л. 520; Солов. 476, л. 373 (ALM 184).

[24] См.: ТЕВ 14; IST 46; В2: 2, 3, 4 ВЗ: ОСР 50(1984) 55; ср. обычный чин: РОТ гл. 16, л. 104 v; GOA 275; ZE4 131.

[25] ORT XII: молитва оглашенных на Песненной утрени: ОСР 47(1981) 130; GOA 45.

[26] ОСР 47, 131; GОА 45.

[27] Cf.: B1/III bis: admissio Manichaeorum: IST 25; OCP 49 1983 67.

[28] To, что старые литургисты ошибочно приписывали западному влиянию. См.: Русская историческая библиотека, 6, 35: рукописи Синод. 132, л. 527; Солов. 476, л. 373 (ALM 208).
[29] Cf.: B4/II: ОСР 50(1984) 372…; IST 49…; KRA-PRI 121–5; cf. обычный краткий чин в РОТ: гл. 16, л. 107 v.

[30] См. Тритоекти в Великую пятницу: КАК 236, ОСР 43(1977) 88.

[31] Преждеосвященные в Великую пятницу: ОСР 47(1981) 368; см. КАК 304.

[32] См. молитвы литии в сосудохранилище и в великую крестильницу после Песненной вечерни: КАК 270, ОСР 44(1978) 125.

[33] Cf.: IST 56; ОСР 51(1985) 74; cf. ТЕВ 21; cf. обычный чин: РОТ гл. 16, л. 109.

[34] ТЕВ 23 v; IST 58; В5:1: ОСР 51, 79.

[35] IST 62; В5:3: ОСР 51, 85; с вариантами: РОТ гл. 16, л. 12 v; ТЕВ 26 v.

[36] ТЕВ 26 v; IST 62; ОСР 53(1987) 65.

[37] ТЕВ 26 v; IST 62; ОСР 53, 65 & 67; другой чин с 17 помазаниями: РОТ гл. 16, л. 113: ОСР 53, 67: сноска 7.

[38] IST 63; ОСР 53, 70 & 72; cf. ТЕВ 27.

[39] IST 63; ОСР 53, 79; в ТЕВ нет ектении.

[40] IST 63; В5:4: ОСР 53, 79; ТЕВ 28.

[41] Об этом константинопольском чине см.: IST 63; ОСР 53, 78 & 84 & 89. О более сложном русском чине см.: ОСР 53, 87—8. Современный же чин, введенный Патриархом Никоном по греческим изданиям: ТЕВ 29; ОСР 53, 85.

[42] Этого чина нет ни в Евхологии, ни в ТЕВ, ни в гл. 16 самого РОТ.

[43] РОТ гл. 16, л. 115 v. См. другие тексты в ТЕВ 28, где одевание бывает перед помазанием. Чин одевания отсутствует в древнем Евхологии.

[44] РОТ гл. 16, л. 116. См. подобные чины и тексты после омовения и перед пострижением в 8‑й день после крещения: ТЕВ 33 v; IST 68; В7:2а: ОСР (в печати): Les Sacrements…9. Так же и в РОТ гл. 16, л. 118: омовение в 8‑й день после крещения, без пострижения.

[45] РОТ гл. 16, л. 16 v. Этого чина нет ни в ТЕВ, ни в древнем Евхологии; однако см.: «Разговор…» Симеона Солунского: Migne, PC, 155; ОСР: Les Sacrements… 9.

[46] РОТ гл. 16, л. 117. См.: Чин воцерковления на 40‑й день после рождения младенца, бывающий всегда перед крещением — по древнему Константинопольскому Евхологию, согласно которому девочки тоже вводились в алтарь: IST 43; ОСР 49(1983), 294; cf. ТЕВ 10 v и РОТ гл. 16, л. 119 v.

[47] Ср. РОТ гл. 16, л. 117 v; ОСР 53, 100.

[48] РОТ гл. 16, л. 118 v; ТЕВ 31; IST 68; В6:1: ОСР Les Sacrements… 9.

[49] РОТ гл. 16, л. 118 v; ТЕВ 32 v; нет в древнем Евхологии.

[50] РОТ гл. 16, л. 115 v; IST 68; ОСР Les Sacrements… 9; нет в ТЕВ.

[51] РОТ гл. 16, л. 119; ТЕВ 32 v; IST 69; В6:3: ОСР Les Sacrements… 9.

[52] РОТ гл. 16, л. 119; ТЕВ 32; IST 69; В6:4а: ОСР Les Sacrements… 9.

[53] Барсов Е. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство. М., 1883. С. 63.
См.: Покровский Н. Чин коронования государей в его истории // Церковный вестник. 1896. № 19. С. 600—608.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки