Array ( )
Принципы воцерковления <br><span class=bg_bpub_book_author>священник Стефан Нохрин</span>

Принципы воцерковления
священник Стефан Нохрин


Доклад «Принципы воцерковления»

руководитель Отдела катехизации и духовного просвещения Приамурской митрополии Русской Православной Церкви священник Стефан Нохрин

Цель катехизической деятельности как этапа церковного служения – помочь человеку стать самостоятельным православным христианином. И казалось бы, все понятно: мы – воцерковленные люди, христиане, и хотим помочь другим, новым членам Церкви, воцерковиться. Но за кажущейся понятностью и простотой ситуации скрывается вопрос, от ответа на который зависит духовная жизнь человека, равно как и образ действий и катехизатора. И вопрос этот звучит так: а кто такой православный христианин? Каковы его качества? Без чего человека нельзя назвать воцерковленным? В зависимости от того, как мы ответим на этот вопрос, мы будем формулировать цели нашей деятельности, а следовательно – ставить себе задачи, которые необходимо выполнить для достижения этих целей, и искать технологии для выполнения этих задач.

Кто-то, возможно, скажет: зачем переливать из пустого в порожнее? Неужели не ясно нам, священнослужителям, катехизаторам, каков православный христианин? Да и вообще: возможно ли в христианстве, религии, построенной на свободе человека и любви, формировать какие-то шаблоны и потом применять их как прокрустово ложе к людям, которые к этому не готовы? Хотелось бы согласиться с таким оппонентом, но реальность не позволяет этого сделать: если мы посмотрим на нашу церковную действительность, то в представлении разных священников образ православного христианина весьма и весьма разнится. И ладно, если бы разнился он только в представлении священников: серьезные противоречия есть и на практике: так, то, что в одном приходе считается добродетелью, в другом будет осуждено почти (а то и не почти) как ересь. Нередки случаи, когда человек долгое время ходит в храм, считается воцерковленным, и сам себя таковым считает, но вдруг обнаруживается, что он совсем не знает вероучения Церкви, не понимает Ее богослужения, искажает теоретически или практически в своей жизни нравственную сторону Предания. Это не говорит о том, что плох он или священник, служащий на приходе. Но очевидно, что если бы у пастыря было четко выраженное в словесных формулировках осмысление цели и задач его деятельности, подобные случаи были бы скорее исключением, чем регулярностью.

В свете всего вышесказанного необходимо все же выяснить: кто такой православный христианин, и чему мы должны в первую очередь учить людей, приходящих в Церковь. На этом пути нам, возможно, придется серьезно пересмотреть наши собственные представления касательно этого вопроса, и возможно, от чего-то отказаться. Но смею надеяться, что в итоге мы придем к осознанию того минимума, который позволяет человеку стать полноценным членом Тела Христова – Церкви.

Думаю, если бы сейчас у нас была возможность сделать некий опрос, то в качестве его результатов мы бы получили ответы, сводящиеся к четырем пунктам. Итак, для того, чтобы быть православным христианином, необходимо:

  1. Знание основ Православной веры.
  2. Молитвенная жизнь (частная и церковная молитва, участие в Таинствах Церкви).
  3. Следование нравственным императивам Православия (напомню, что мы рассматриваем минимум, а потому здесь мы можем говорить только об императивах, но никак не о высотах нравственного христианского идеала).
  4. Участие в общинной жизни Церкви.

Возможно, кто-то сможет добавить что-либо еще к этим четырем постулатам, но в данный момент они кажутся мне необходимыми и достаточными для того, чтобы человек мог называться православным христианином. Если же хотя бы один из них остается без реализации, то результат воцерковления представляется сомнительным: если человек не молится, или не знает веры, или совершает грубые смертные грехи, или сознательно (а может быть, и бессознательно) дистанцируется от участия в жизни церковной общины – здесь уже встает вопрос о качестве его духовной и церковной жизни.

В соответствии с этими критериями будет формироваться и система работы: она должна обеспечивать все четыре аспекта церковной жизни. Таким образом, мы видим, что структура процесса воцерковления будет состоять как минимум из четырех подпроцессов: познание человеком вероучения Церкви, вхождение его в молитвенный опыт Церкви (частной и церковной), исправление своей жизни в соответствии с нравственными императивами Православия, вхождение человека в общинную жизнь Церкви. При этом необходимо выстраивать работу таким образом, чтобы в течение всего периода на каждом катехизическом занятии стимулировались все четыре подпроцесса, причем уровень этих стимулов должен соответствовать уровню развития катехуменов. В противном случае возможно превращение катехизации в простую образовательную деятельность, которая не обеспечит воцерковления человека. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример: на богословских курсах в нашей епархии был выпускной вечер, люди, окончившие курсы, получили дипломы. Одна женщина, успешно сдавшая все экзамены, беседуя с руководителем курсов, между делом бросила фразу о том, что вообще-то, наша история могла развиваться гораздо лучше, «если бы не эти двое» — здесь она указала на икону св. равноап. Кирилла и Мефодия. Оказалось, что эта женщина не православная, а неоязычница, но три года никто об этом и не догадывался. Она закончила курсы и получила выпускной документ. С точки зрения образовательного компонента все правильно: экзамены сданы, программа освоена – давайте диплом. Но катехизация никак не может сводиться к этому.

Есть также некоторые закономерности, осознание которых определяет успех или неуспех деятельности по воцерковлению людей. Базируются они на законах психологии и педагогики. Эти закономерности можно выразить в таких принципах:

  1. Церковность. Смысл этого принципа в том, что катехизатор является человеком, которому дано поручение от Церкви. Он – церковный didaskaloz, учитель, и потому его задача – учить тому, что является Преданием Церкви, а не транслировать свои мнения, сколь бы интересными они ни были. Безусловно, опыт Церкви всегда будет подаваться через призму личного опыта и восприятия, и определенная доля субъективизма здесь неизбежна, но субъективизм этот может касаться личных переживаний, осмысления тех истин, о которых идет речь, а вовсе не самого содержания благовестия, ибо Истина Церкви – Иисус Христос – вчера и днесь и во веки тот же. Иначе вместо Предания Церкви может возвещаться мировоззрение отдельного человека с его особенностями, притом не всегда положительными.
  2. Личностность. Этот принцип в катехизической деятельности специфичен. Если в обычной педагогике он означает, что изучаемый материал должен быть интересен обучаемым, что он должен развивать те или иные стороны их личности, то в катехизации это – нечто другое. Исходя из цели работы – воцерковления людей, мы ориентируемся на то, что все содержание должно служить данной цели. То есть, предмет беседы должен быть не просто интересен, а должен касаться жизни участников лично. Так, например, вопрос о возрасте Адама и Евы перед грехопадением, может быть, и интересен, но не имеет никакого отношения к личной жизни катехуменов. И если мы будем общаться с ними на такие «интересные» темы, то попусту потеряем время, и встречи наши превратятся в пустую болтовню, клуб по интересам. Будут добрые чаепития, захватывающие дискуссии, но в контексте поставленной цели мы ничего не сделаем.
  3. Преемственность, последовательность и систематичность. Это – классический педагогический принцип, и здесь он естественен. Процесс должен развиваться постепенно, от простого к сложному: сначала осваиваются элементарные знания, понятия и формы деятельности, постепенно они усложняются, раскрываются новые грани уже освоенного, вследствие чего происходит формирование целостного православного мировоззрения.
  4. Посильность и доступность. Также классический педагогический принцип. Если человеку дать задание, которое он заведомо не может выполнить, то он, поняв это, прекратит работу, и желание трудиться у него исчезнет. Если, наоборот, задания будут слишком простыми, то их выполнение будет для человека неинтересным, а следовательно, через некоторое время итог будет тот же самый. Поэтому уровень сложности заданий должен быть оптимальным: задание должно быть понятным, его выполнение должно требовать от человека труда, но труда посильного, следствием которого будет результат – развитие. В зависимости от степени этого развития задания постепенно усложняются.

Возможно, этот перечень принципов не полон, и кто-то сможет его развить и дополнить, я буду очень этому рад. Я в своем сообщении лишь представил осмысление своего опыта, своих удач и ошибок, те выводы, которые я смог сделать на этом основании, а также на основании анализа работы некоторых моих собратьев. Может быть, я здесь и не сказал ничего нового, однако думается, что осмысление внутренней сущности и структуры деятельности обеспечивает правильную ее организацию, планирование и реализацию, помогает избежать ошибок, которые могли бы привести к нежелательным результатам.

Комментировать