Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях <br><span class="bg_bpub_book_author">свящ. Георгий Кочетков</span>

Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях
свящ. Георгий Кочетков


Церковь обладает огромным опытом целостной катехизации (оглашения), т. е., как правило, устного, последовательного и целостного наставления взрослых людей в основах христианской (православной) веры и жизни, который, к сожалению, в настоящее время все еще остается почти полностью забытым.

Жизнь требует возрождения церковной практики и даже института катехизации, ведь в нормальном случае каждый христианин так или иначе должен пройти полную катехизацию, чтобы его можно было называть «верным», т. е. «полным» членом Церкви.

Для достижения этой цели требуется как актуализация прежнего, так и накопление и обобщение современного опыта.

Нормальная полная катехизация может проводиться только по отношению к взрослым людям, начиная, как правило, с 20–21 года. До этого все верующие христиане, как некрещеные, так и крещеные, особенно не причащающиеся регулярно, могут считаться проходящими в той или иной форме первый этап оглашения.

1‑й этап оглашения начинается с того момента, когда сознательный человек по вере своей в Бога и человека, а значит, и в Иисуса как Мессию-Христа стал христианином, членом Церкви, пусть еще и неполным, ибо он пока еще не участвует в полноте в ее таинствах веры, молитвы и жизни.

В самом нормальном случае, т. е. если человек еще не крещен, оглашение может начинаться с того момента, как он, например, после ряда общих вводных миссионерско-предогласительных встреч (начиная с так называемых «открытых») готов выразить свое личное искреннее и ответственное желание креститься, осознав себя и Духом Святым исповедав (признав) пред Богом и верными людьми свою веру в единого личного живого Бога — Творца мира и нашего Небесного Отца и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира.

При этом священником, епископом или, в крайнем случае, другим представителем Церкви, например ответственным катехизатором, над таким человеком может быть прочтена следующая древняя молитва 1‑го этапа оглашения, во время которой «и имя нарекается ему»:

Священник знаменует его образом Креста (трижды) и говорит: «Благословен Ты, Господи, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Ты из всех народов избираешь Себе Народ особый, ревностный к добрым делам, — Ты же и этого раба Твоего (имя), пришедшего ко святой Твоей Церкви, благослови. Отверзи ему очи для уразумения дивных чудес Твоих, открой ему уши для слышания божественных слов Твоих, присоедини его к оглашаемым Народа Твоего, дабы во время благоприятное он был удостоен купели возрождения и одежды нетления». Снова знаменует его образом Креста (трижды), записывает его имя среди имён оглашаемых и далее молится: «Ты, Владыка, спасение послал миру — святое Слово Твоё, [Христа,] дабы Он каждого исполнил познанием Тебя как Бога, Ты отнял у лукавого душу раба Твоего, — Ты же и просвети его, и наставь на путь освящения через Христа Твоего, и не разреши более никакому злому духу иметь в нём жилище, ибо Ты один — Избавитель рода нашего, и Тебе мы приносим славу и благодарение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Если же некрещеный человек еще мал, то он может стать оглашаемым по желанию своих родителей-христиан (или хотя бы одного из них при согласовании со вторым). Для этой цели в Требнике есть специальный чин для матери, но, главное, для младенца «на 40‑й день по рождении», который тогда нужно использовать до рубрики «аще младенец крещен есть».

Всякий оглашаемый получает полное право входить в храм и слушать чтение — главным образом, Священного писания. Он может присутствовать на всех службах, кроме тех, на которых верные соучаствуют в таинствах (Литургия верных, крещение, исповедь-покаяние, брак-венчание, соборование-елеосвящение и т. д.).

Цель 1‑го этапа оглашения — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, дать возможность Церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним).

1‑е оглашение базируется на живой вере в Бога и человека и на личном покаянии — признании себя грешником. Оно учит брать и нести свой крест, отвергаясь от всего, что человек имеет лишь для себя. Для этого оглашаемым предлагается в их христианской жизни одновременно делать следующие четыре основных дела:

1. Для знакомства с каноном книг Священного писания в первую очередь предлагается читать синоптические (первые три) евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией. Это чтение должно быть честным, скрупулезным вниканием и исследованием. Все возникающие при этом вопросы разрешаются или самими оглашаемыми, по мере их духовного роста и продвижения, или их будущими крестными, или другими близкими им старшими христианами, но главным образом их церковным наставником и учителем — катехизатором, который обычно бывает один на малую группу оглашаемых, состоящую из 10–20 человек.

2. В качестве «закона молитвы», или личного молитвенного правила, предлагается взять на себя правило ежедневно молиться, чтобы ни один день жизни оглашаемого не ушел бесплодно пред Богом и ближними. Для этого можно и даже нужно главным образом использовать так называемую «свободную» молитву своими словами, не ограниченную никакими обстоятельствами места и времени. Свои слова могут казаться (и быть) очень примитивными, но для начинающих это не очень страшно. Важно не привыкать к распространенному сейчас среди христиан духовному потребительству и научиться различать, какая молитва доходит только «до потолка», т. е. «до первого неба», какая — «до второго неба», т. е. имеет лишь магическое действие, а какая — «до третьего неба», т. е. до Божьего жилища, принося соответствующий плод — личный ответ Бога в сердце, изменяющий не только настроение, но и внешнюю и внутреннюю жизнь оглашаемых. Из молитв, принятых всею Церковью, в группе и лично можно использовать постоянно лишь Псалтирь.

3. Еще предлагается по возможности чаще и регулярнее посещать церковь, т. е. христианское молитвенное и научительное собрание в храме. Правда, учитывая то, что наше нынешнее богослужение в целом рассчитано на участие в нем только полных членов церкви, можно рекомендовать быть в храме преимущественно на синаксарных службах (Вечерня, Утреня, Литургия оглашаемых и т. п.), а также до или после богослужения, или «на фоне» его, во избежание отчуждения от него по упомянутой нами причине. Конечно, вместе с тем возможно и иное молитвенное общение с христианами, в том числе и домашнее.

4. В стремлении к церковному «правилу добра и красоты» оглашаемым предлагается нравственно совершенствоваться до ощущения того предела, который есть предел наших природных и еще не исполнившихся благодатью человеческих сил. Для этого надо актуализировать: во-первых, свою совесть как голос Божий в человеке, даже если эта совесть еще сильно больна или искажена; во-вторых, свои знания общечеловеческого нравственного опыта, откуда бы он ни был взят, лишь бы его принимало по духу сердце; в‑третьих, библейский опыт, особенно ветхозаветный (прежде всего с помощью таких книг, как Притчи и Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Бытие, Исход, Второзаконие — конечно, только в их этической части; двух-трех книг малых пророков, например Захарии, Михея и Аггея). Здесь же бывают уместны покаянные личные посты (еще не по церковному уставу), «десятина» и дела милосердия, проявляющие любовь и сострадание ко всем нуждающимся ближним как носителям образа Божьего.

Если у человека уже есть опыт, близкий к огласительному 1‑го этапа, например при оглашении давно верующих или даже при принятии христианства практикующими иудеями или мусульманами, то 1‑е оглашение может быть сокращено до минимума, дaже до месяца. Но если кому-то этот опыт дается с большим трудом, то его можно и расширить до года и даже более, особенно если за оглашаемым замечены серьезные нравственные срывы (например, типа ветхозаветных «этических» смертных грехов).

В древней церкви обычное время оглашения взрослого человека из язычников было два-три года, а из христианской семьи — с младенчества (с 40-го дня) до 20–25 лет. Впрочем, надо помнить, что как с крещением нельзя спешить, так с ним нельзя и медлить. Церковь всегда осуждала и то, и другое. Крещение должно совершаться «во благовремении», определяемом по воле Божьей, т. е. тогда, когда человек к нему достойно приготовлен, когда он для него созрел, почувствовал благодать и начал укрепляться в ней, принося соответствующие плоды в своей вере и жизни.

Переход ко 2‑му оглашению (второй ступени оглашения — просвещению) должен быть также сопряжен с молитвой. Когда в ответ на желание оглашаемого креститься Церковь в лице своих представителей, в том числе катехизаторов, говорит «можно», тогда священник уже может совершить «молитву во еже сотворити оглашеннаго» (по Требнику) *. Тогда же к ней можно присовокупить три «запрещения на дьявола», которые впоследствии могут неоднократно повторяться вплоть до перехода на 3‑й этап (особенно это надо делать, если в человеке ощущается действие злых духов сомнения, страха, уныния и тяжких страстей, особенно по плоти, столь широко распространенных в наше время).

Если «правило веры» оглашаемого 1‑го этапа было кратко и просто (его можно было бы выразить, например, следующими словами: верую во единого живого Творца мира и человека – Бога и в Помазанника Духом Божьим — Иисуса, воскрешенного Богом и соделанного Им Спасителем и Судьей всего мира, см. Деян 5:30-31), то «правило веры» оглашаемого 2‑го этапа уже не так просто. Его можно было бы выразить, например, так: верую во единого святого живого Бога — нашего Небесного (Духовного) Отца и Творца всего мира материального, душевного и духовного; и в превечное живое творческое премудрое и единородное Слово (Логос) Его, Духом и Силой Божьей (см. Деян 10:38) явившееся в мир и воплотившееся в Сыне Человеческом — родившемся от целoмудренной жены (см. Гал 4:4), Девы Марии (Мариам), и распятом по зависти и неприятию, но воскресшем (восставшем) по Любви Божьей и единству со Отцом — Иисусе (Иешуа) из Назарета, Который был и остается Божьим Пророком, сильным в деле и слове (см. Лк 24:19), и Божьим Сыном — Помазанником (Машиахом, Мессией-Христом), предвиденным древними пророками, и Который стал Судьей всех живых и мертвых (см. Деян 10:42) и нашим единым Господом-Освободителем от рабства миру сему, лежащему во зле (см. 1 Ин 5:19), и немощным и бедным вещественным началам этого мира (см. Гал 4:3, 9), и Спасителем нашим, милосердно прощающим грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см. Деян 10:43; Мк 16:16); и в животворящего и пророчественного Святого Духа — единого Ходатая-Утешителя (Параклита), Которого Господь Иисус вместо Себя посылает от Отца нашего в мир как удостоверение Полноты нашей вечной Жизни в Царстве Божьем Небесном, как Дар Своей единой, святой, кафолической (вселенской и соборной) и апостольской Церкви, т. е. миру Божьему, и особенно всем искренне любящим Его и истинно верующим в Него, а через Него, благодатью Божьей, верующим и в Личного Бога, и в способного к сообразованию с Богом и богоуподоблению всякого Человека.

Чтобы эта вера стала для избранного к просвещению оглашаемого христианина духом и жизнью, а не просто умственной или абстрактной картиной, ему надо приложить серьезное усилие. Помочь в этом могут как его крестный, так и катехизатор, особенно если это епископ, священник или дьякон, а также их помощники и близкие ему по положению оглашаемые, вместе с которыми лучше всего и продолжать оглашение.

Во время 2‑го оглашения к оглашаемому предъявляются как прежние, так и новые требования, исполнение которых становится возможным только на этом этапе духовного пути.

Конкретные изменения сводятся к следующему.

Священное писание, в зависимости от разбираемой темы (см. прил. 1), надо читать по особой рекомендации, определяющей объем и метод его чтения и усвоения.

По мере изъяснения на оглашении общецерковных молитв можно, не оставляя личной молитвы, использовать и их.

Регулярная храмовая совместная с огласительной группой молитва должна теперь стать совершенно необходимой. Каждый просвещаемый должен посещать храм не менее двух раз в неделю — один раз вечером (обязательно с начала и до конца Вечерни, например, в субботу) и один раз утром, лучше в воскресенье (обязательно с начала и до конца Литургии оглашаемых). За богослужением теперь особо требуются посильное соучастие в происходящем, серьезное вслушивание в Писание и размышление об услышанном, старание войти в общую церковную молитву, оставив свою частную, место которой — или вне храма, или, если в храме, то, как и прежде, до и после богослужения.

Нравственная работа должна усугубиться. За нарушение нравственных требований теперь могут следовать более серьезные последствия, вплоть до перевода в статус оглашаемых 1‑го этапа или даже полного отлучения от Церкви (конечно, только на время, притом значительно меньшее, чем в подобных случаях с верными).

И наконец, самым важным моментом на оглашении избранных становятся обязательные для всех регулярные тематические огласительные встречи (обычно два раза в неделю). Эти встречи могут проходить в любом подходящем месте, даже, по древней традиции, в притворе храма, или в иных приходских и церковно-школьных помещениях, или, еще лучше, в домах оглашаемых, чтобы катехизаторы могли ощутить стиль и дух домашней жизни их подопечных. Встречи могут проходить в любое время, но предпочтительно, «помня день субботний», и в пятницу вечером или в субботу днем, чтобы потом иметь возможность вместе пойти на воскресную Вечерню.

Эти тематические встречи требуют дисциплины, пропускать их недопустимо. На них возможно присутствие крестных (поручителей). Каждый готовится в том объеме, который предлагает катехизатор. Как на 1‑м оглашении было важно работать по всем четырем направлениям одновременно, а не в каком-либо одном из них, так и на 2‑м оглашении важно выполнять все внешние и внутренние требования сразу, чтобы катехизация не выродилась в обычную «воскресную школу», в простое обучение, в передачу знаний, перестав быть духовным процессом и действием на приуготовительном этапе христианской жизни взрослого человека.

Регулярные помощники катехизатора из верных, в том числе служащие при столах и крестные (поручители), должны быть главной опорой катехизатора. Они должны уже не только воспитывать просвещаемых, не просто представлять их Церкви, поручаясь за них пред Богом и Церковью, но и помогать им, особенно в дни между огласительными встречами, проходить духовное «научение» (Мф 28:19), в храме и по вопросам, которые оглашаемые могут доверить только им как самым близким своим духовным друзьям, братьям и сестрам.

Огласительные встречи просвещаемых должны проходить лично и свободно. Их можно разбить на несколько частей. Вначале ответить на вопросы по предыдущей теме, узнать о проблемах, волнующих оглашаемых, опросить их, как протекала их жизнь в период между встречами. Потом провести следующую огласительную беседу в соответствии с планом (см. прил. 1). Если это возможно — сделать небольшой (15–20 минут) перерыв, во время которого нужно организовать краткую трапезу.

В ходе устных бесед по темам просвещаемым можно разрешить делать краткие конспекты, обращая внимание лишь на то, чтобы это их не слишком отвлекало от восприятия смысла и духа самих бесед.

Всего огласительных недель на 2‑м этапе планируется девять-десять или, если это почему-то необходимо, одиннадцать (со вступительно- и заключительно-молитвенными встречами и исповедью за всю жизнь в заключение). Перед началом и в конце каждой встречи теперь необходима молитва катехизатора и просвещаемых (лучше свободная, т. е. своими словами, и краткая, при необходимости касающаяся не только всех вместе, но и кого-то лично).

Очень важно, чтобы во время катехизации у оглашаемых возник дух общности, доверия, открытости и взаимопомощи, неравнодушия к церкви с ее нуждами и к другим оглашаемым, а также появилось ясное чувство церковности их жизни, нового этапа их воцерковления.

Все оглашение внутренне соответствует пребыванию «во мраке, где Бог» (Исх 20:21) и под покрывалом закона. Это значит, что закон еще должен, ведя оглашаемого как духовное дитя ко Христу (Гал 3:23-24), оставаться основным принципом его жизни, похожей на жизнь послушника перед постригом. Это же и период созидания и испытания праведности жизни оглашаемого.

Из всего этого следует, что оглашаемым 1‑го и 2‑го этапов в принципе пока доступны не догма, а керигма Церкви, не аскеза, а этическая работа, не таинства, а обряды. Четкое различение этих вещей — одна из главных задач катехизаторов. Без этого даже хорошо обученный христианин, какое бы положение в церкви он ни занимал, во избежание наложения на людей «бремен тяжких и неудобоносимых» не может нести катехизаторского служения.

После окончания 2‑го этапа оглашения в нормальном случае должно следовать собственно крещение, т. е. кульминационный момент всего таинства просвещения как процесса, включающего в себя четыре литургических таинства (личного покаяния, крещения, миропомазания и евхаристии) и таинство слова (полную катехизацию в три этапа). Для этого накануне крещения или на последней огласительной встрече избранных надо совершить так называемую «Четвертую молитву», завершающую процесс их духовного борения с дьяволом, и «Чин отречения от Сатаны и сочетания со Христом», включающий личное исповедание Символа веры и принесение «обетов крещения». Перед этим все оглашаемые приносят свое личное покаяние. Тогда же крещеные из них также читают Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Кроме того, здесь же возможно проведение заключительного собеседования и исповеди «за всю жизнь».

Во время совершения самого крещения просвещаемые должны не просто понимать происходящее, а всем сердцем участвовать в нем. Хорошо бы им сразу после своего крещения прочитать уставный 31‑й псалом (наизусть и по-русски, если крестится русский) и/или свободную молитву — исповедание веры и благодарение.

В тот же или на следующий день новокрещеным «младенцам во Христе» надо прийти в храм и начать участвовать в Евхаристии, служить на ней, реализуя в жизни полученную ими благодать «царственного священства» (1 Пет 2:4-10). Хорошо было бы делать это, как в древности, на Пасху, Рождество, Богоявление или в другой день, когда на литургии положено вместо Трисвятого петь «елицы во Христа». Подходит для этого и Успение, как и любой «день Господень» — «малая Пасха», т. е. любое воскресенье. Впрочем, не запрещено крещение и в иные дни, лишь бы была возможность сразу после него служить Литургию верных.

После совместного служения и причастия всех, в том числе крестных и катехизаторов, можно отпраздновать крещение, устроив духовную «трапезу любви» (агапу), начинающую «литургию после Литургии». На ней можно и петь, и молиться, и свободно общаться, и приносить свои духовные приношения — «просфоры». Конечно, на это может потребоваться целый день, тогда к этому надо заранее приготовиться.

Со дня крещения и/или первого сознательного причастия начинается заключительный этап оглашения — краткое таинствоводство (или, по-старому, тайноводство, а по-гречески — «мистагогия», т. е. «введение в таинства»), проходя которое «младенцы во Христе» должны укрепиться «на своих ногах» и стать «верными», т. е. полными членами Церкви — духовно уже не младенцами, пусть еще и не во всем сразу взрослыми.

Таинствоводство обычно длится восемь дней (тогда это и есть для новокрещеных их «Светлая седмица») или, что лучше, восемь недель. Первую неделю надо заранее, по возможности целиком, освободить от рабочих и домашних дел. Каждый день этой недели всем надо причащаться (см. 66‑е правило VI Вселенского собора). Ясно, что если совесть не осуждает и нет больших и явных грехов (чего обычно после крещения не бывает, и да не будет!), то всю эту седмицу можно причащаться без исповеди, но все равно — «испытывая себя», с чувством покаяния и своего недостоинства. Далее можно причащаться лишь раз в неделю.

Если новокрещеным в храме объективно физически трудно, то таковым на первой седмице можно приходить туда и начинать свое евхаристическое служение несколько позже, с чтения Священного писания или, в самых крайних случаях, даже с Литургии верных.

Подготовкой к причастию в период таинствоводства будет само таинствоводство, включающее, кроме евхаристического служения, проповеди и причащения, ежедневные таинствоводственные встречи и беседы по плану (основы догматики, сакраментологии, аскетики и мистики христианства, см. соотв. изд. СФИ), а также личную молитву и соответствующее духовное чтение. Так, за время 3‑го этапа надо обязательно прочитать Ин, Деян, Иак, 1 Пет, 1 Ин, Гал, а также чин Литургии верных и желательно – книги о. Александра Шмемана «За жизнь мира» и архиепископа Павла Финляндского «Как мы веруем». К этому можно добавить катехизисы свт. Филарета Московского и еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского).

Очень важно не забыть, что по окончании таинствоводственного этапа, завершающегося «на восьмой день» общим причастием (а по возможности, и соответствующими обрядами) и, так сказать, «выпускным вечером», надо будет принять общее в нашей церкви положение: стараясь причащаться еженедельно, перед этим каждый раз подходить хотя бы на общую исповедь, читать положенное правило (как минимум, Канон покаянный и Последование ко св. причащению), стараться всегда быть в храме накануне вечером, соблюдать общепринятые в церкви посты и т. д.

Это тем более важно, что обычно за крещением и таинствоводством для новокрещеных начинается период, называемый «пустыней», когда часто приходят тяжелые искушения, касающиеся новой жизни и выбора личного пути, когда, как и Христу, могут предлагаться ложные пути спасения, которые каждый сам должен будет отвергнуть, прежде чем по примеру Христа выйти на служение «тем даром, какой получил» (1 Пет 4:10). А истинное и полное христианство и есть действенная любовь к Богу и ближнему, и есть жизнь как служение.

Для помощи в прохождении духовного пути в первое время после катехизации можно рекомендовать особый список духовной литературы (см. прил. 2, Г, 2–3).

Все нами сказанное относится к нормальным случаям и к так называемым «нормальным катехуменам», т. е. пришедшим к Богу и Сыну Божьему Господу нашему Иисусу Христу в результате сознательного и здравого выбора в некрещеном состоянии. Хотя сейчас такие случаи стали встречаться все реже, они есть и всегда будут. Обычно же на 80–90 % приходится иметь дело с «особенными катехуменами», т. е. или с уже крещеными, а иногда и регулярно причащающимися в церкви, или с отходившими по какой-либо причине от церкви, или с уверовавшими во Христа, но не знающими, к какой церкви примкнуть, или со слишком юными, или с людьми, так или иначе тяжело больными, старыми, умирающими и т. д. Мы не имеем возможности подробно разбирать здесь все эти случаи (они систематически разобраны в моей диссертации «Таинственное введение в православную катехетику»), однако некоторых моментов мы все же коснемся.

Прежде всего, как быть с уже крещеными? Их чаще всего можно разделить на две группы: а) регулярно причащающиеся, б) непричащающиеся или причащающиеся очень редко (реже одного раза в 2–3 месяца) или по диктату лишь внешних обстоятельств.

Если крещеный человек не причащался по причине неимения или потери веры в Бога, причем это свое неверие он четко осознавал, открыто признавал и распространял, а также если человек не знал благодати Святого Духа, что недвусмысленно выражалось в его жизни только «по стихиям мира, а не по Христу», т. е. в страстях и нераскаянных смертных грехах, или в сознательном уходе в другую веру (ересь) или религию, в том числе какую-либо из восточных или оккультных, не исключая и теософию, антропософию, йогу, буддизм и т. д., то такого человека надо воцерковлять если не через крещение, то через покаяние с совершением таинства миропомазания (согласно чину св. Мефодия Константинопольского из Большого требника), с особыми, вместо «запретительных», «умилостивительными» молитвами и с особыми молитвами самого таинства (кроме формулы «печать Дара Духа Святого, аминь»).

Если же человек не причащался, но все же не терял до конца и не предавал своей веры в единого истинного Бога, хотя, может быть, и сомневался и ни в чем ее церковно не выражал, т. е. если его крещение давало хотя бы какие-то минимальные плоды в его душе (жизни), то такого человека надо готовить только к покаянию через исповедь за всю жизнь.

Труднее всего с причащающимися. Если причастие человека было для него, так сказать, «случайным», то ему лучше временно, на период 1‑го и 2‑го оглашения, его не продолжать, поскольку катехизация часто и бывает для таковых первым серьезным говением, т. е. подготовкой к первому личному, полному и по возможности сознательному участию в таинствах. Но если человек был крещен (в сознательном возрасте или в детстве) и теперь по внутренней своей потребности и регулярно, т. е. чаще, чем 3–4 раза в год, участвует в Евхаристии, приходя к оглашению только с целью «восполнения» таинства своего крещения (в широком и полном смысле слова), то отрывать его от сакраментальной церковной жизни никак нельзя, ибо христианин не должен идти в ней назад, а только вперед и вверх.

Если у таких христиан возникнет сомнение, а нужно ли им вообще оглашение, им надо пояснить, что оно нужно всем взрослым христианам, поскольку оглашение есть некая духовная целостность, целостный духовный опыт, который очень трудно (хотя и возможно) будет получить ему самому, да еще всего лишь за год-два.

Конечно, катехизатором такого человека лучше стать священнику, который реально является его духовником. Но если этот духовник благословляет провести катехизацию своего подопечного другим катехизаторам (а без такого благословения принимать человека, имеющего духовника, не рекомендуется), то тут каждый раз надо думать особо и лично, как восполнять имеющийся уже опыт предоглашения, как — опыт оглашения и как — опыт просвещения и таинствоводства. В этом случае часто приходится идти на некоторый компромисс, допустимую степень которого должна подсказать совесть и самого оглашаемого. Это значит, что, не отрицая уже накопленного им опыта сакраментальной, аскетической и церковно-молитвенной жизни, а также догматического познания, ему надо перенести акцент на восполнение этого опыта как целостным предогласительным и огласительным, так и просветительным и таинствоводственным опытом.

Полное оглашение человека в возрасте до 20 лет в наших условиях обычно бывает невозможно. До этого возраста христианин может лишь познавать опыт, примерно соответствующий опыту предогласительному и огласительному и только отчасти — просветительному и таинствоводственному. Но в ряде случаев не только крестному, но и катехизатору приходится заниматься и с такими людьми, особенно если в силу обстоятельств предстоит их срочное крещение. Конечно, эти занятия возможны с детьми в возрасте не менее трех лет (обозначенном св. Григорием Богословом), ибо иначе катехизация может и должна затрагивать не самого крещаемого младенца, а лишь его родителей (или хотя бы одного из них) и крестных (крестного).

В чрезвычайных случаях необходимости крещения детей и взрослых, т. е. не младенцев, без какой-либо продолжительной катехизации (в случае болезни, серьезной опасности смерти и т. д.) остаются требования веры и покаяния крещаемого, а также хотя бы частичного сохранения им человеческого облика, т. е. образа Божьего в нем. Если человека нельзя назвать человеком, а также если он уже лишился сознания и не может ответить за себя, хочет ли он крещения, чтобы быть с Богом, во Христе и Святом Духе, или если он не успел заранее открыть на то свою волю ближним, то крестить его, во избежание духовного насилия, недопустимо. В случае выздоровления, преодоления опасности и т. д. человеку, крещеному «клинически» (т. е. на одре болезни), нужно пройти «во благовремении» восполнение таинства, в том числе через посильную катехизацию.

Восполнение таинства может касаться и той или иной части литургического, молитвенного чина таинства просвещения, в том числе самих таинств миропомазания и причащения, особенно если в чрезвычайной обстановке крещение совершал христианин, не являющийся пресвитером или епископом (но это должен быть обязательно полный член Церкви, равно мужчина или женщина, в силу своего «царственного священства»).

В случае необходимости такого «мирянского» крещения рекомендуется следующий чин: начальные молитвы с «Царю Небесный» по «Отче наш», Символ веры, крещение в святой воде или подобном веществе (обычной воде, снеге, песке и т. д.) через троекратное погружение, поливание или помазание с возглашением имени крещаемого и объявлением о происходящем по формуле: «Крещается (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», заключительно-благодарственная молитва (31‑й псалом или «своими словами» и/или пение «елицы во Христа»).

Катехизация в особых случаях может иметь и иные формы, в том числе преимущественно заочную, однако все они требуют специальных разработок и персональных рекомендаций.

Приложение 1

Оглашение просвещаемых

Просвещаемые — те, кто непосредственно готовятся к таинству просвещения-крещения, а значит, уже сознательно и духовно ответственно пришли к вере в Бога и Господа Иисуса Христа, уже начали свою христианскую жизнь в покаянии, уже умеют свободно молиться Богу и уже познакомились со Священным писанием, особенно с книгами Притчей Соломона, Бытия, Исхода и Второзакония, Псалтирью, 2–3 книгами малых пророков, но главное — с синоптическими евангелиями, от Матфея, Марка и Луки.

Темы бесед 2‑го этапа оглашения

Главные требования: два раза в неделю — огласительные беседы; также два раза в неделю надо быть в храме — на Литургии оглашаемых и Вечерне или Утрене; еще требуется чтение по программе, личная молитва и этическая работа над собой.

Вступление. Беседа о мистике «божественного мрака» — по Исх 20:18-21 (см. «Введение» в данном издании, а также: Православная община. 1997. № 39. С. 33–44).

Молитва, делающая «просвещаемыми», и три «запрещения на дьявола» или соответствующие им три «умилостивительные» молитвы по чину св. Мефодия Константинопольского из Большого требника.

1. Бог и мир. Сотворение мира. (Быт 1:1-25.)

2. Божественное Откровение и Богопознание в Вере, Надежде и Любви. Никео-Цареградский Символ веры, его смысл и значение. (Символ веры — наизусть по-церковнославянски, перевести его на русский.)

3. Бог и человек. Сотворение человека. Первый, доисторический Завет — Бога с Адамом. (Быт 1:26-2:25.)

4. Священное божественное Писание и Предание и Священное писание и предание церкви. Ее писания и предания.

5. Добро и зло, грех и закон. Грехопадение. Начало истории человечества. (Быт 3-11.)

6. Ветхий Завет Бога с людьми. Четыре Завета — с Ноем, с Авраамом, Исааком и Иаковом, с Моисеем, с Давидом. Закон как «детоводитель ко Христу» (измерение «ширины» пути). «Десять заповедей» как основной ветхозаветный закон отношений к единому Богу и ближним «в народе Его». Пророки и основные пророчества — «мессианские места» Священного писания Ветхого Завета. (Быт до конца, особ. гл. 12–35; Исх, особ. гл. 19–24, в том числе 20:2–17 — наизусть; составить 10 «личных» этических заповедей.)

7. Первый, подготовительный этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: Богоявление — Рождество и Крещение с последующим Искушением. (Мк 1:1-13, Мф 1:1-4:11; Лк 1:1-4:13, в том числе 2:14 – наизусть.)

8. Четвероевангелие, особенно «синоптики». Жизнь Иисуса на земле — «исполнение» Закона и Пророков. Внутреннее и внешнее подражание Христу. (Мень Александр, прот. Сын Человеческий — любое изд.; начать «личные» строгие покаяние и пост.)

9. Второй, благовестнический этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: евангельское учение Господа (до Входа в Иерусалим). Его центр — евангельские «блаженства» и молитва Господня «Отче наш». (Мф 5-7: Нагорная проповедь, в том числе 5:3–12 и 6:9–13 – наизусть.)

10. Участие просвещаемых в синаксарных богослужениях. Основная часть и специфические элементы Литургии оглашаемых. Введение в таинство просвещения — таинство слова и таинства покаяния, крещения, миропомазания и причащения. (Самый общий смысл и практические советы по подготовке к участию в них. Пс 31 — наизусть, по-русски. Найти основную часть и специфические элементы Вечерни. (См.: Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 1–4. М., 2007–2008.)

11. Третий, искупительно-спасительный этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: от Входа в Иерусалим до Вознесения. Христос — Новая Пасха. Заключение Христом — Новым Адамом — Нового Завета с Богом. (Мф 26-28, Мк 14-16, Лк 22-24, Деян 1.)

12. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизм и иудаизм (краткий обзор и характеристика современных взаимоотношений). Другие распространенные в наше время нехристианские учения и секты (по вопросам оглашаемых). (См.: Христианство и другие религии. М., 1999.)

13. Исполнение обетования: вступление в действие Нового Завета. Начало «шестого» Завета: Пятидесятница и Сошествие Святого Духа. Троическое Богоявление. Рождение Церкви — нового народа и мира Божьего. (Деян 2.)

14. Церковь и церкви в истории. Православие и христианские вероисповедания (конфессии). Церковь и человеческая индивидуальность, церковь и общество. Церковь и государство в нашей стране, законодательство о свободе совести и религиозных организациях и его исполнение. Современное положение и жизнь автокефальных православных церквей, особенно Русской православной церкви. Роль и место своей епархии и своей общины (прихода) в церкви и мире. (См.: Православие и христианские разделения. М., 1996.)

15. Откровение о конце истории человечества. «Исполнение» Нового Завета в последнем, метаисторическом Завете: «Второе» Пришествие Христа, общее Воскресение и Суд, полнота Жизни вечной. (Мф 24-25, Лк 21, Мк 13.)

16. Жизнь в Церкви ее полных, истинно крещеных членов. Два ее главных направления: сначала постоянное свидетельство Духом Святым о Боге и Господе Иисусе Христе и постоянное освящение (предание Богу, очищение) себя и мира (природы и общества), а затем — все большая устремленность к метаисторическому Завету и вечное совершенствование в Любви и Свободе по образу Отца Небесного и, следовательно, все более полное преображение (возвышение и просветление) себя и мира (всего творения). (Михаил (Грибановский), еп. Письма // Православная община. 1994. № 24; 1995. № 25.)

Заключение. Молитвенно-покаянная встреча и собеседование: всеми по очереди читаются Символ веры и заповеди Моисея; далее читается Канон покаянный в русском переводе и совершается личная покаянная молитва вслух каждым (коленопреклонно); читаются по очереди евангельские «блаженства» и молитва «Отче наш»; проводится личная беседа с поручителями и оглашаемыми — об итогах, проблемах, пожеланиях и перспективах, в том числе о их будущей взаимопомощи и служении Богу и Церкви.

Отдельно предстоятелем может быть организовано завершение чинов 2‑го оглашения (с «4‑й молитвы» до конца) и проведение для всех исповеди «за всю жизнь».

Приложение 2

Литература, рекомендуемая для чтения в период оглашения
А. ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ ЭТАП 

1. Миссионерские (открытые) встречи // Православная община (далее ПО). 1994. № 22–23. С. 87–102; № 24. С. 39–59; 1995. № 25. С. 40–66; № 27. С. 28–53; 1997. № 40. С. 14–28; № 41. С. 22–31; № 42. С. 17–60; 1998. № 43. С. 12–26.
2. Шмеман А., протопр. Можно ли верить, будучи цивилизованным? // ПО. 1992. №12. С.3–10
3. Мень А., прот. Христианство. Лекция 8 сентября 1990 г. // Культуpа и дуxовное воcxождение. М., 1992.
4. Льюиc К.С. Пpоcто xpиcтианcтво // Любовь, cтpадание, надежда. М., 1992.
5. Кочетков Г., свящ. Человек похож на яблоко из райского сада…: Семь интервью газете “ДиаНовости”. 2‑е изд., испр. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт (далее – СФИ), 2006.
6. Марцинковский В.Ф. Смысл жизни. Новоcибиpcк, 1996.
7. Мой путь к Богу и в Церковь. Живые свидетельства 90‑х годов XX в. Московская высшая православно- христианская школа (далее – МВПХШ), 2003.
Б. ОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Новый Завет : Евангелие от Матфея, Маpка, Луки.
2. Ветxий Завет : Бытие, Иcxод, Втоpозаконие, Пpитчи Cоломона, две книги Пpемудpоcти, Псалтирь (особ. в пер. С.С. Аверинцева), 2–3 книги малых пророков.
3. Избранные псалмы / Пер. и комм. С.С. Аверинцева. М.: СФИ, 2005.
4. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 1: Вечерня, Утреня. М.: СФИ, 2007.
5. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 2. Литургия св. Иоанна Златоуста. М.: СФИ. В печати.
6. Кочетков Г., свящ. Беседы по христианской этике. Вып. 1–9. М.: СФИ [до 2004 г. – МВПХШ], 2002–2007. Вып. 1 : Что такое этика (по совести, общечеловеческому опыту и Библии). Десять заповедей. 2004; Вып. 2 : Нравственное доказательство бытия Божия по И. Канту и М. Булгакову. Магия, ведовство, колдовство, вампиризм. 2006; Вып. 3 : Добро, зло, грех, закон. Нужно ли нам покаяние. 2002; Вып. 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике. 2004; Вып. 5: Что такое справедливость. Несвятая «святая ложь». Усилие и насилие. 2002; Вып. 6: Что такое разврат (духа, души и тела). Позволительно ли человеку разводиться. 2004; Вып. 7: Что такое «великая нация». «Золотое правило» этики. 2006; Вып. 8: Существует ли иерархия в этике. Границы этики. 2007; Вып. 9: Существует ли сатана. Экология души и духа. 2007.
7. Льюис К.С. Размышления о псалмах.
8. Мень А., прот. Сын Человеческий.
9. Павлович Н.А. Победитель смерти. М., 2000.
10. Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (см. приложение 3)
В. ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Кочетков Г., свящ. Слово на Вечерне после паремии. Беседа после Вечерни с оглашаемыми // ПО. 1997. № 39. С. 33–44.
2. Он же. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. 2‑е изд., испр. М.: СФИ, 2007.
3. Он же. Христианство и другие религии: Сборник статей: Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова «“Идите, научите все народы”. Катехизис для катехизаторов». М.: МВПХШ, 1999.
4. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 1: Вечерня, Утреня. М.: СФИ, 2007; Кн. 2–4. В печати.
5. Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительные поучения. М., 1991.
6. Иоанн Златоуст, свт. Огласительные поучения.
7. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. (Особенно последняя глава.)
8. Иннокентий Московский, свт. Указание пути в Царство Небесное.
9. Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Введение , Ч. 2, 3, Заключение.
10. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис. Ч. 2А, 4.
11. Додд Ч.Г. Основатель христианства. М.: МВПХШ, 1997.
12. О таинстве Крещения: [Сборник] / Протопр. А. Шмеман, С.И. Фудель, свящ. Г. Кочетков. М., 1990.
13. Православие и христианские разделения: Исторический очерк / Сост. М. Воскресенский. М., 1996.
Г. ТАИНСТВОВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП 
1. В пределах времени таинствоводства
1. Новый Завет : Евангелие от Иоанна, Деяния, послания Иакова, 1 Петра, 1 Иоанна, Галатам и далее до Откровения.
2. Всенощное бдение. Литургия. (Особенно Литургия верных.)
3. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 1: Вечерня, Утреня. М.: СФИ, 2007; Кн. 2–6. В печати.
4. Православный молитвослов. (Утреннее и вечернее правила, Последование ко св. причащению и т. д.)
5. Церковный календарь на текущий год.
6. Шмеман А., протопр. За жизнь мира. (Или: Он же. Мир как таинство. Или: Он же. Таинства и Православие.)
7. Катехизисы en. Александра (Семенова-Тян-Шанского) и свт. Филарета Московского. (Особенно части о таинствах и догматах.)
8. Павел, архиеп. Финляндский. Как мы веруем.
9. Кочетков Г., свящ. Вера вне церкви и проблема воцерковления // ПО. 1994. № 19. С. 77–86.
10. Суттнер Э.Х., свящ. Мнение древней церкви о присутствии спасительной силы в греческой языческой философии и в персидской религии // ПО. 1997. № 37. С. 62–71.
11. Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным: [Сборник] / Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. 3‑е изд., испр. М.: СФИ, 2007.
12. Михаил (Грибановский), еп. Письма // ПО. 1994. № 24. С. 64–79; 1995. № 25. С. 67–87.
2. Во время «пустыни»
1. Новый завет (полностью).
2. Мария (Скобцова), монахиня. Типы религиозной жизни. Изд. 3‑е. М.: СФИ, 2006.
3. Михаил (Грибановский), еп. В чем состоит церковность? // ПО. 1991. № 1. С. 12–16.
4. Сергий (Савельев), архим. Проповеди: В 4 т. М., 1998–2003; также в ПО: 1996. № 36; 1997. № 39, 41; 1998. № 46, 48.
3. Дополнительная (после «пустыни»)
1. Библия (полностью).
2. Гаккель С., прот. Мать Мария. М., 1993.
3. Жизнеописание свщмч. иерея Сергия Мечева // Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель; М., 1993.
4. Сергий (Савельев), архим. Далекий путь. М., 1998.
5. Евдокимов П. Православие. М., 2002.
6. Каллист (Уэр), en. Диоклийский. Православная церковь. М., 2001.
7. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие / Пер. с новогреч. М., 1992.
8. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. СПб., 1994.
9. Фудель С.И. Записки о Литургии и Церкви. М., 1996.
10. Он же. Свет Церкви // ПО. 1994. № 20. С. 23–28. (И др. работы.)
11. Шмеман А., протопр. Исповедь и причастие // ПО. 1992. № 10. С. 40–54.
12. Он же. Исторический путь православия. М., 1993.
13. Он же. К вопросу о литургической практике: Письмо моему епископу // ПО. 1996. № 34. С. 113–127.
14. Он же. Великий пост. М., 1993.
15. Он же. Дневники: 1973–1983. М., 2005. (И др. работы.)
16. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1997.
17. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М., 1991.
18. Беседа прп. Серафима Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни». М., 1991.
19. Булгаков С., прот. Православие. Киев, 1991.
20. Он же. Церковь и культура // ПО. 1994. № 21. С. 44–53.
21. Франк С.Л. С нами Бог // Духовные основы общества. М., 1992.
22. Честертон Г.К. Ортодоксия // Вечный человек. М., 1991. С. 357–478.
23. Трубецкой Е.А. Смысл жизни. М., 1994.
24. Пассии и проповеди , особенно: прот. Всеволод Шпиллер, протопр. Виталий Боровой, протопр. Александр Шмеман, митр. Антоний Сурожский, архим. Таврион (Батозский), свящ. Георгий Кочетков – во всех номерах ПО.
25. Антоний, митр. Сурожский. Проповеди и беседы. М., 1991.
26. Он же. Молитва и жизнь. Рига, 1992.
27. Он же. Беседы о молитве. СПб., 1996.
28. Он же. Жизнь, болезнь, смерть. М., 1995.
29. Он же. Таинство любви. СПб., 1994.
30. Он же. Духовность и духовничество // ПО. 1994. № 22–23. С. 63–77.
31. Он же. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.
32. Он же. О встрече. СПб., 1994.
33. Он же. Миссионерство Церкви // Миссионерство Церкви. М., 2005. С. 3–16. (И др. работы.)
34. Художественная литература духовного содержания (см. приложение 3).
35. Отец Арсений. 5‑е изд. М., 2006.
36. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990.
37. Сергий (Королев), архиеп. О подвиге общения // ПО. 1994. № 20. С. 43–49.
38. Льюис К.С. Письма Баламута.
39. Мария (Скобцова), монахиня. Настоящее и будущее Церкви // ПО. 1996. № 31. С. 45–52.
40. Мень А., прот. Домашние беседы о Христе и Церкви. М., 1995.
41. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сектантство в православии и Православие в сектантстве // ПО. 1992. № 10. С. 71–77.
42. Желудков С., свящ. Почему и я – христианин. СПб., 1996.
43. Он же. Литургические заметки. М., 2003.
44. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. Париж, 1928. См. также: Церковь и время. М., 1992. № 3. С. 26–42.
45. Он же. Истина Православия // ПО. 1992. № 8. С. 42–49.
46. Он же. Спасение и творчество: Два понимания христианства // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 343–367.
47. Он же. Вселенскость и конфессионализм // ПО. 1992. № 11. С. 65–77.
48. Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственные поучения. М., 1991.
49. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
50. Он же. София–Логос. Словарь. К., 2006.
51. Он же. Связь времен. К., 2005.
52. Он же. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. К., 2004.
53. Избранные псалмы / Пер. и комм. С.С. Аверинцева. М.: СФИ, 2005. (И др. работы.)
54. Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Василий (Кривошеин), арх. Богословские труды. Н. Новгород, 1996. С. 114–208; или: ЖМП. М., 1986. № 3; Или: Альфа и Омега. М., 1995. № 3 (6).
55. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994.
56. Кочетков Г., свящ. Приходские общины в православной церкви и проблемы современного общества в СССР. Семья-община (принципы жизни) // ПО. 1991. № 1. С. 17–33.
57. Он же. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. М., 1998.
58. Он же. «Идите, научите все народы»: Катехизис для катехизаторов. М.: МВПХШ, 1999.
59. Он же. Церковь и мир: сборник статей. М., 2004.
60. Он же. Современная миссия православной церкви на посткоммунистическом пространстве // Миссионерство Церкви. М., 2005. С. 17–26.
61. Он же. Христианство и другие религии: Сборник статей: Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова «“Идите, научите все народы”. Катехизис для катехизаторов». М.: МВПХШ, 1999.
62. Приход, община, братство, церковь: Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства (17–19 августа 1991 г.) 2‑е изд., испр. М., 1994.
63. Община в православии: Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства (18–22 августа 1993 г.). М., 1994.
64. Живое предание: Материалы международной богословской конференции (Москва, октябрь 1997 г.). М.: МВПХШ, 1999.
65. Живое предание: Православие в современности. М.: МВПХШ, 1997.
66. Язык Церкви: Материалы международной богословской конференции (Москва, 22–24 сентября 1998 г.). М.: МВПХШ, 2002.
67. Язык Церкви. Вып. 1: [Сборник]. М.: МВПХШ, 1997.
68. Язык Церкви. Вып. 2: [Сборник]. М.: МВПХШ, 1997.
69. Язык Церкви. Вып. 3: [Сборник] / Сост. В.К. Котт. М.: СФИ, 2004.
70. Православная община: Журнал Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы. 1990–2000. № 1–60.
71. Кифа : Газета Преображенского содружества малых православных братств. 2002– .
72. Др. издания Свято-Филаретовского института. См.: Издания Свято-Филаретовского православно-христианского института: Аннотированный каталог. М.: СФИ. А также на сайте СФИ.
73. Жураковский А., свящ. Литургический канон теперь и прежде: К вопросу о церковной реформе. М., 2005.
74. Евдокимов П. Этапы духовной жизни: От отцов-пустынников до наших дней / [Пер. с фр. С. Зайденберга, М. Иорданской]. М.: МВПХШ, 2003.
75. Бонхёффер Д. Хождение вслед / Пер. с нем. Г.М. Дашевского. М., 2002.
76. Он же. Жить вместе. М., 2003.
77. Лёв Жак, свящ. «Будьте Моими учениками»: Вестники Евангелия: Размышления / Пер. с фр. Г.А. Хазовой. СПб., 2002.

Приложение 3

Художественная литература проповедническо-огласительного и духовного содержания (примерный список)
Русская проза 1. Андреев Л.Н. На реке. Христиане. Правила добра.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.
3. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Авторская исповедь.
4. Достоевский Ф.М. Пpеcтупление и наказание. Идиот. Беcы. Бpатья Каpамазовы.
5. Лесков Н.С. Cобоpяне. Однодум. На кpаю cвета. Некpещеный поп. Запечатленный ангел.
6. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго.
7. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. (Особенно последняя глава.)
8. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича.
9. Тургенев И.С. Живые мощи. Стихотворения в прозе.
Русская поэзия
1. Аxматова А.А. Pеквием и др.
2. Бальмонт К.Д. «Одна есть в мире красота…».
3. Блок А.А. Неведомому Богу. «Веpю в cолнце Завета…». «Я вышел. Медленно cxодили…». «Тиxо вечеpние тени…». Вербочки. «Когда в листве сырой и ржавой…». «Здесь память волны святой…». «Девушка пела в цеpковном xоpе…». На поле Куликовом. Болотный попик
4. Бунин И.А. «Любил я в детстве сумрак в храме…». Кадильница. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»
5. Веневитинов Д.В. «Люби питомца вдоxновенья…».
6. Гумилев Н.C. Блудный сын. Вечное. Врата рая. Cлово. Наcледники Каина.
7. Деpжавин Г.P. Бог.
8. Еcенин C.А. «Запели тесаные дроги…». «Я снова здесь…».
9. Жуковcкий В.А. «Теcнятcя вcе к Тебе во xpам…». Библия. К человеку. Пловец. Видение Иоанна Богоcлова. Пеcнь бедняка. Покаяние. Утешение.
10. Козлов И.И. Молитва.
11. Кольцов А.В. Молитва (Дума). Поcледняя боpьба.
12. К.P. Из Апокалипcиcа («Cтучаcя, у двеpи твоей Я cтою…»).
13. Леpмонтов М.Ю. Молитва (1829 , 1837, 1839 ). Ангел. Пpоpок. Ветка Палестины. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Выхожу один я на дорогу…». Дума. «Когда б в покоpноcти незнанья…». «Гляжу на будущноcть…». «Я не для ангелов из pая…». Иcповедь.
14. Ломоноcов М.В. Утpеннее pазмышление о Божием величеcтве. Вечеpнее pазмышление… К Паxомию.
15. Майков А.Н. «Когда гоним тоcкой…». Мадонна. Ангел и демон. Пуcтыннику. «Не говоpи, что нет cпаcения…». Апокалипcиc. «В чем cчаcтье? В жизненном пути…». Два миpа. «Пpочь идеалы…»
16. Мандельштам О.Э. «Дано мне тело…». Айя-Cофия. Notre-Dame. «Ещё не умер ты…». «Я скажу это начерно, шёпотом…». «Душный cумpак…». «Неумолимые cлова…». «Паденье – неизменный cпутник cтpаxа…». «Вот дароносица, как солнце золотое…». «Люблю по сводами седыя тишины…». «Кто знает, может быть, не xватит мне cвечи…».
17. Некpаcов Н.А. Cельcкая цеpковь. Пророк. Pодной xpам. Влас.
18. Огаpев Н.П. Моя лампада.
19. Паcтеpнак Б.Л. Гамлет. На Cтpаcтной. Авгуcт. Pождеcтвенcкая Звезда. Чудо. Дуpные дни. Магдалина. Гефсиманский сад.
20. Плещеев А.Н. Легенда («Был у Xpиcта-младенца cад…»).
21. Пушкин А.C. Пророк. Ангел. Демон. Возpождение. Воcпоминание. «Напpаcно я бегу к Cионcким выcотам…». Подpажание итальянcкому. Чернь. Молитва («Отцы пуcтынники…»). Монаcтыpь на Казбеке. «Поpа, мой дpуг, поpа…». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «Миpcкая влаcть».
22. Cоловьев Вл.C. Ночь на Рождество. Имману-Эль. Милый дpуг, иль ты не видишь…». Три свидания. «Бедный дpуг, иcтомил тебя путь…». Знамение. Чем люди живы? «От пламени страстей…».
23. Толcтой А.К. «Колокольчики мои…». Благовеcт. «Бывают дни…». Мадонна Рафаэля. «Гоpними тиxо летела душа небеcами…». «Одаpив веcьма обильно…». «Меня, во мpаке и в пыли…». «Я задpемал…». И.C. Акcакову. Иоанн Дамаскин. Грешница.
24. Тютчев Ф.И. Памяти В.А. Жуковcкого. «О, вещая душа моя…». Наш век. День и ночь. Пpи поcылке Нового Завета. «Над этой темною толпой…». Пpоблеcк. Фонтан. Поcледний катаклизм.Cвятая ночь. «Эти бедные cеленья». «Я лютеpан люблю богоcлужение…». «Пpиpода – cфинкc». «Еcть и в моем cтpадальчеcком заcтое…». «Отpадно cпать…». «Душа xотела б быть звездой…». «Когда в кpугу убийcтвенныx забот…». «Нам не дано пpедугадать…».А.В. Плетневой («Чему бы жизнь…»). «Когда на то нет Божьего cоглаcья…». Cлезы. К.Н. («Твой милый взоp…»). «Еcть в cветлоcти оcенниx вечеpов…». «Пошли, Гоcподь, Cвою отpаду…». Е.Н. Анненковой («И в нашей жизни повcедневной…»). На юбилей М.В. Ломоноcова («Он, умиpая, cомневалcя…»). Вопpоcы (из Гейне). Из «Вильгельма Мейcтеpа» («Кто c xлебом cлез cвоиx не ел…»).
25. Фет.А.А. Мадонна. «Не тем Гоcподь могуч… ». Сонет. «Владычица Сиона пред Тобою…». «Я потpяcен, когда кpугом…».
26. Xомяков А.С. Заpя. Россия (1839). Давид. «Не говоpите: То былое…». «Мы – род избранный – говорили…». Воскресение Лазаря. Вечерняя песнь. По прочтении псалма. «Подвиг есть и в сраженьи…».
27. Языков Н.М. Землятресение.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бернанос Ж. Дневник сельского священника. М., 1993.
2. Белль Г. Биллиаpд в половине деcятого.
3. Во И. Пpигоpшня пpаxа. Возвpащение в Бpайдcxед.
4. Гете И.В. Фауст.
5. Грин Г. Сила и слава.
6. Данте. Божественная комедия.
7. Диккенс Ч. Рождественские повести. Холодный дом. Дэвид Коппеpфильд. Лавка дpевноcтей. Большие надежды.
8. Казандзакис Н. Христа распинают вновь.
9. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.
10. Льюис К.С. Хроники Нарнии. Мерзейшая мощь.
11. Манн Т. Иоcиф и его бpатья.
12. Метерлинк М. Cеcтpа Беатpиcа.
13. Мориак Ф. Фаpиcейка. Ииcуc Xpиcтоc. Во что я веpю. Доpога в никуда. Конец ночи. Cтpадания гpешника. Cчаcтье xpистианина.
14. Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений.
15. О’Коннор Ф. Хорошего человека найти не легко. М., 2005.
16. Памятники византийской литературы IV–IX веков. М., 1968.
17. Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М., 1969.
18. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970.
19. Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. М., 1972.
20. Сенкевич Г. Камо грядеши?
21. Сент-Экзюпери А., де. Планета людей. Военный летчик. Пиcьмо генеpалу X.
22. Толкиен Д.Р.Р. Властелин колец.
23. Уайлдер Т. Моcт коpоля Людовика Cвятого. День воcьмой.
24. Честертон Г. Pаccказы о патеpе Бpауне. Шаp и Кpеcт. Вечный человек.
25. Шекспир У. Макбет. Король Лир.

Комментировать

2 комментария

  • Лилия, 08.12.2020

    Рекомендуемая литература — патер Браун и Толкиен, свой символ Веры, нельзя пользоваться готовыми молитвами, то есть молитвословом (только Псалтырь), молиться только своим словами — эта рекомендация для оглашенных и неофитов звучит особенно оригинально. Только вот причем тут Православие? Ну понятно, осуждение учения Кочеткова солью духовенства ничего не значит, у нас плюрализм, но пожалейте неофитов, которые и ищут информацию у вас на портале — дайте комментарии о.Тихона, о.Иоанна (Крестьянкина), о.Дмитрия (Смирнова) непосредственно перед этим “трудом”, а то ведь неофит решит, что Православие — вполне себе протестантизм.

    Ответить »
    • Анна Самсонова, 12.05.2021

      Вы не очень глубоко вникли в то, что написано. Вы справедливо указали, что речь о рекомендации. а выше пишите: запрет пользоваться готовыми молитвами… Нет запрета нет и быть не может… Второе, учение не было осуждено. Вы вводите в заблуждение. Я была и неофитом, в том числе. И понимаю, что Вы не неофитов жалеете, а у Вас нет желания разобраться, проще осудить.

      Ответить »