Что такое Церковь и зачем Она нужна?<br><span class="bg_bpub_book_author">cвященник Александр Каневский</span>

Что такое Церковь и зачем Она нужна?
cвященник Александр Каневский


Сего­дня мы должны пони­мать, что если люди нега­тивно отно­сятся к Церкви и испы­ты­вают анти­па­тию к пра­во­слав­ному духо­вен­ству, надо пони­мать, что вся эта непри­язнь направ­лена, прежде всего, про­тив тех кари­ка­тур­ных пред­став­ле­ний, кото­рые сфор­ми­ро­ваны в созна­нии этих людей анти­цер­ков­ной пропагандой. 

Мно­гие люди счи­тают, что Цер­ковь – ненуж­ный посред­ник между чело­ве­ком и Богом, создан­ный некими «дель­цами от рели­гии», а все суще­ству­ю­щие в Церкви риту­алы, обряды, требы и про­чее при­ду­мали «алч­ные попы» – чтобы нажи­ваться на люд­ских стра­хах и невежестве.

О борьбе про­тив Церкви на госу­дар­ствен­ном и обще­ствен­ном уров­нях хорошо известно. Эта борьба имела (и имеет) своей целью мак­си­маль­ное суже­ние прав Церкви и пре­де­лов её дея­тель­но­сти – как через при­ня­тие соот­вет­ству­ю­щих госу­дар­ствен­ных зако­нов, так и посред­ством идео­ло­ги­че­ской войны про­тив Церкви.

В неда­лё­ком про­шлом с целью дис­кре­ди­та­ции Церкви и её слу­жи­те­лей созда­ва­лись фильмы, спек­такли, теле- и радио­пе­ре­дачи, лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния анти­ре­ли­ги­оз­ного содержания.

В совре­мен­ных усло­виях Цер­ковь под­вер­га­ется напад­кам со сто­роны гума­ни­стов – либе­ра­лов и демо­кра­тов, неозыч­ни­ков и модер­ни­стов-эку­ме­ни­стов, кото­рые вся­че­ски оха­и­вают и оскорб­ляют Пра­во­сла­вие, назы­вая его «уста­рев­шим», «сред­не­ве­ко­вым», «дре­му­чим», «отстав­шим от совре­мен­ной жизни», доби­ва­ясь если не пол­ного его запрета, то серьёз­ного рефор­ми­ро­ва­ния, так как оно «огра­ни­чи­вает права человека».

Этим про­па­ган­ди­стам нужен такой Хри­стос, Кото­рый будет бесе­до­вать не о веч­но­сти, а о зем­ной жизни; Хри­стос, Кото­рый помо­жет про­дле­нию зем­ных стра­стей и утех – но не Тот, Кто обе­щает веч­ное блаженство.

Таким силам не нужен Царь веч­но­сти. Они меч­тают о зем­ном, сию­ми­нут­ном царе – об эда­кой «золо­той рыбке», кото­рая будет выпол­нять любые жела­ния и капризы.

Годами, деся­ти­ле­ти­ями в созна­ние чело­века заро­ня­лось злое семя без­ве­рия, насаж­да­лись кари­ка­тур­ные пред­став­ле­ния о Церкви и о духо­вен­стве, непри­язнь ко всему, что свя­зано с рели­гией – и это спо­соб­ство­вало посте­пен­ному отда­ле­нию кре­щё­ного хри­сти­а­нина от цер­ков­ной среды, что, в конце кон­цов, и при­вело к мас­со­вому отчуж­де­нию кре­щё­ных людей от Церкви в наши дни.

На самом же деле, к вели­кому сожа­ле­нию, эти вве­дён­ные в заблуж­де­ние люди совер­шенно не знают, ЧТО в реаль­но­сти пред­став­ляет собой Свя­тая Церковь.

Между тем, Цер­ковь создали не «попы», а Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос (см. Мф. 16:18).

Он же явля­ется Гла­вой Церкви (см. Еф. 5:23), Её осно­ва­те­лем и архи­тек­то­ром, и все суще­ству­ю­щие в Ней Таин­ства уста­нов­лены Им!

По сло­вам свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы, Цер­ковь – есть плод Его стра­да­ний, дей­ствий и поучений.

Именно (и только) Хри­стос опре­де­ляет законы жизни Церкви и всю её внут­рен­нюю структуру.

Сам Спа­си­тель уста­но­вил свя­щен­ную цер­ков­ную иерар­хию и дал власть свя­щен­но­дей­ство­вать Своим уче­ни­кам, Им же для этого избран­ным (не всем чле­нам Церкви!).

Изна­чально это были апо­столы, кото­рые, несо­мненно, осо­зна­вали, что в Церкви они зани­мают совер­шенно осо­бое место, о чём гово­рит апо­стол Павел: «Каж­дый дол­жен разу­меть нас, как слу­жи­те­лей Хри­сто­вых и домо­стро­и­те­лей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

По мере роста Церкви, о чём повест­вует Книга Дея­ний Свя­тых Апо­сто­лов, появи­лась трёх­сте­пен­ная цер­ков­ная иерар­хия (епи­скопы, пре­сви­теры, диа­коны), кото­рая пре­ем­ственно сохра­ня­ется в Церкви посред­ством свя­щен­ного руко­по­ло­же­ния и в наши дни.

Сама же Цер­ковь – есть духов­ное Тело Хри­стово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Цер­ковь немыс­лима без Своей Главы – Хри­ста, от Кото­рого Она при­ни­мает все бла­го­дат­ные жиз­нен­ные силы.

Таким обра­зом Цер­ковь являет собой живой Бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм, кото­рый таин­ственно соеди­няет в себе Хри­ста и чле­нов Церкви.

При этом невоз­можно постичь одним лишь разу­мом всё то, что про­ис­хо­дит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16).

Необ­хо­димо живое уча­стие в жизни Церкви – и только в этом слу­чае Цер­ковь рас­кры­ва­ется перед чело­ве­ком как выс­шая реаль­ность и истина.

Одними из послед­них слов Хри­ста на Земле были: «Итак, идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, уча их соблю­дать всё, что Я запо­ве­дал вам» (Мф. 28:20 – обра­щены не ко всем людям, а только к апостолам!

И только им Спа­си­тель пору­чает Свою Цер­ковь, наде­ляя апо­сто­лов и их пре­ем­ни­ков пра­вом учить вере, стро­ить Цер­ковь, совер­шать Таин­ства, хра­нить и про­по­ве­до­вать Свя­щен­ное Предание!

При этом Иисус наде­ляет Свою Цер­ковь всеми необ­хо­ди­мыми сред­ствами духов­ного воз­рож­де­ния, обнов­ле­ния, очи­ще­ния, укреп­ле­ния, совер­шен­ство­ва­ния и спа­се­ния человека.

Веру­ю­щие поль­зу­ются этими сред­ствами, участ­вуя в цер­ков­ных Таин­ствах и в бого­слу­же­ниях. Так реа­ли­зу­ется обе­то­ва­ние Хри­ста о веч­ном сопре­бы­ва­нии со Сво­ими после­до­ва­те­лями: «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28:20).

За много веков до Рож­де­ства Хри­стова Пре­муд­рый Соло­мон про­ро­че­ски писал: «Пре­муд­рость созда себе дом и утверди в нём стол­пов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Пре­муд­рость), создав­шего на земле Свою Цер­ковь (дом) и учре­див­шему в ней семь Таинств (стол­пов).

Тако­выми «стол­пами» явля­ются семь цер­ков­ных Таинств: Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, При­ча­ще­ние, Пока­я­ние, Свя­щен­ство, Брак, Еле­освя­ще­ние (Собо­ро­ва­ние).

Это сед­ми­рич­ное число, с одной сто­роны, соот­вет­ствует семи дарам Свя­таго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с дру­гой – охва­ты­вает все важ­ней­шие моменты жизни чело­века (от колы­бели до могилы) и удо­вле­тво­ряет глав­ным потреб­но­стям нашей духов­ной жизни.

Пра­во­слав­ное уче­ние о Таин­ствах исхо­дит из того, что в стро­гом смысле вся­кое цер­ков­ное свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, Кото­рый есть един­ствен­ный Свя­щен­ник в исклю­чи­тель­ном смысле этого слова. Однако Гос­подь, как Глава Церкви, через Своих слу­жи­те­лей раз­даёт спа­си­тель­ную бла­го­дать тем, кто явля­ется чле­ном Церкви.

Таким обра­зом, Таин­ства не совер­ша­ются сами по себе. Они – одно из про­яв­ле­ний жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и ника­ких осно­ва­ний гово­рить о Таинствах.

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невоз­можно полу­чить ту бла­го­дат­ную помощь, без кото­рой чело­век не спо­со­бен изме­нить свою жизнь, изба­виться от раб­ства греху и всего того, что явля­ется пре­пят­ствием на пути спа­се­ния души.

При­ни­мая свя­тое Кре­ще­ние, чело­век соеди­ня­ется со Хри­стом (ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном) и, тем самым, ста­но­вится частич­кой Его мисти­че­ского Тела – Церкви.

Вот почему вне Церкви нет, и не может быть хри­сти­ан­ства, нет под­лин­ной, живой жизни с Богом!

Цер­ковь состав­ляют люди, кото­рых Бог при­звал для выпол­не­ния кон­крет­ной мис­сии. Пер­вых хри­стиан объ­еди­няли не какие-то отвле­чен­ные прин­ципы или цен­но­сти – их всех объ­еди­няла вер­ность при­зыву Хри­ста. Апо­стол Пётр гово­рит о них, как об услы­шав­ших при­зыв Гос­пода ко спа­се­нию и после­до­вав­ших этому при­зыву, а потому состав­ля­ю­щих «род избран­ный» (1 Пет. 2: 9).

В посла­нии к Корин­фя­нам апо­стол Павел назы­вает хри­сти­ан­скую общину «стро­е­нием», себя – «стро­и­те­лем», а осно­ва­нием – Хри­ста: «ибо никто не может поло­жить дру­гого осно­ва­ния, кроме поло­жен­ного, кото­рое есть Хри­стос» (1 Кор. 3:11).

При этом, Цер­ковь Хри­стова сози­да­ется не уче­нием, не пове­ле­нием и даже не внеш­ним дей­ствием Боже­ствен­ного все­мо­гу­ще­ства, но сози­да­ется из Самого Гос­пода Иисуса Христа.

Часто име­ну­е­мая в Писа­нии «Неве­стой Хри­сто­вой», «Новая Ева, Цер­ковь, воз­ни­кает из отвер­стого бока Хри­ста – подобно тому, как Ева воз­никла из ребра Адама.

Из прон­зён­ных рёбер Хри­ста истекли вода и кровь (Ин. 19, 34): вода кре­ще­ния и кровь Евха­ри­стии» (проф. Оли­вье-Морис Кле­ман. Истоки. Бого­сло­вие Отцов Церкви).

Гос­подь Иисус Хри­стос создал одну Цер­ковь: «Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют её» (Мф.16:18).

Обра­тите вни­ма­ние: Своей целью Гос­подь назы­вает созда­ние ОДНОЙ (т.е. ЕДИНСТВЕННОЙ) Церкви, а не церквей.

В прит­чах Спа­си­теля, кото­рые отно­сятся к Церкви, все­гда под­чер­ки­ва­ется её единство:

«еди­ное стадо» (Ин. 10:16),

еди­ная вино­град­ная лоза (Ин.15:1-7) и пр.

Ап. Павел также гово­рит о Церкви в един­ствен­ном числе:

«Мы, мно­гие, состав­ляем одно тело во Хри­сте» (Рим.12:5);

«все мы одним Духом кре­сти­лись в одно тело» (1 Кор.12:13);

«один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Еф. 4:5).

Сооб­ще­ние бла­го­дати чело­веку, его освя­ще­ние и пре­об­ра­же­ние – цель бытия Церкви.

Свя­тость – при­зва­ние каж­дого хри­сти­а­нина. Это – не идеал, это именно НОРМА для под­лин­ного хри­сти­а­нина, соот­вет­ству­ю­щего замыслу Божию о нём.

Во Хри­сте чело­век вновь обре­тает то, что поте­рял при грехопадении.

Вот почему Цер­ковь – это место спа­се­ния, ибо её глав­ная задача – спа­се­ние чело­века. Она, как любя­щая мать, при­ла­гает заботу не только об очи­ще­нии души, но и освя­щает все сто­роны жизни чело­века, все виды его деятельности.

Пер­вый этап спа­се­ния – очи­ще­ние сердца, вос­ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской при­роды. В этом аспекте Цер­ковь часто срав­ни­ва­ется с лечеб­ни­цей, ибо именно в ней про­ис­хо­дит увра­че­ва­ние души.

«Цер­ковь есть духов­ная лечеб­ница, и при­хо­дя­щие в неё должны полу­чать сред­ства для исце­ле­ния, при­ла­гать их к своим ранам и с этим ухо­дить отсюда» (Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

Спа­се­ние же неот­де­лимо от Евха­ри­стии – пира Цар­ства, Вечери Гос­под­ней, бла­го­даря кото­рой чело­век самым тес­ным обра­зом соеди­ня­ется с Богом. Можно даже утвер­ждать, что назна­че­ние Церкви – совер­шать Вечерю Любви.

Именно через Литур­гию осу­ществ­ля­ется сози­да­ние Церкви. Все веру­ю­щие, на каком бы кон­ти­ненте они не нахо­ди­лись, при­ча­ща­ются из одной Чаши одного (и Того же) Тела Хри­стова, одной (и Той же) Крови Хри­сто­вой – и, тем самым, ста­но­вятся ЕДИНОКРОВНЫМИ ВО ХРИСТЕ бра­тьями и сестрами!

При­ча­ща­ясь Живо­тво­ря­щего Тела Хри­ста, чело­век ста­но­вится Хри­сто­вым, при­ви­ва­ется к Его Телу и таким обра­зом ста­но­вится живым чле­ном Церкви. По выра­же­нию отцов Церкви, в Евха­ри­стии мы ста­но­вимся «соте­лес­ными Христу».

Опре­де­ле­ние Церкви как обще­ства – не биб­лей­ское и не святоотеческое.

Поня­тие «обще­ство» более при­ло­жимо к госу­дар­ству, так как «в союзе», «в обще­стве» акцент дела­ется на чело­ве­че­ской соли­дар­но­сти, а не на един­стве Боже­ствен­ной жизни, как в Теле Христовом.

Из опре­де­ле­ния Церкви как «обще­ства еди­но­вер­цев» (в дан­ном слу­чае, это ско­рее про­сто опи­са­ние того, из кого состоит Цер­ковь) нельзя выве­сти её основ­ные свой­ства: един­ство, свя­тость, собор­ность и апо­столь­ство.

Кроме того, такое наиме­но­ва­ние может при­ве­сти к вос­при­я­тию Церкви только как орга­ни­за­ции, отно­ся­щейся к кате­го­рии исто­ри­че­ских сооб­ществ и, сле­до­ва­тельно, все­цело под­вер­жен­ной вли­я­нию мно­го­чис­лен­ных фак­то­ров этого мира.

В Писа­нии же встре­ча­ются сле­ду­ю­щие наиме­но­ва­ния Церкви:

«Тело Хри­стово» (Еф. 1:22-23; 1 Кор. 12:12-13,27);

«Дом Божий» (2 Кор. 6:16; Откр. 21:3);

«Неве­ста Хри­стова» (2 Кор. 11:2; Еф. 5:32);

«Двор овчий» (Ин. 10:1-16);

«Вино­град» (Мф. 21:33-41; Ин. 15:1-7).

Все эти назва­ния под­чёр­ки­вают раз­лич­ные аспекты бытия или слу­же­ния Церкви. Из них наи­бо­лее полно выра­жает суще­ство Церкви наиме­но­ва­ние её Телом Хри­сто­вым. Это опре­де­ле­ние больше всех дру­гих биб­лей­ских наиме­но­ва­ний Церкви выра­жает её существо.

Подобно телу чело­века, состо­я­щему из мно­гих орга­нов, работа кото­рых коор­ди­ни­ру­ется цен­траль­ной нерв­ной систе­мой и голов­ным моз­гом, Цер­ковь также состоит из мно­же­ства чле­нов, име­ю­щих еди­ную Главу – Гос­пода Иисуса Хри­ста, без Кото­рого невоз­можно допу­стить суще­ство­ва­ние Церкви.

Сама цер­ков­ная жизнь во мно­гом подобна жизни органической.

Прежде всего, орга­низм есть нечто целое. Основ­ное свой­ство орга­низма – един­ство жизни. Все члены тела нуж­да­ются друг в друге и нахо­дятся друг с дру­гом в согла­со­ван­ном единстве.

Тело не тер­пит в себе чуже­род­ных эле­мен­тов и не допус­кает их внеш­него, меха­ни­че­ского при­ра­ще­ния. Орга­низм допус­кает только такое при­со­еди­не­ние к себе дотоле чуж­дых ему эле­мен­тов, когда они пре­об­ра­зу­ются в сход­ные ему.

С боль­ными чле­нами орга­низм рас­ста­ется не сразу, но после мно­гих уси­лий, направ­лен­ных на их излечение.

Как живой Бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм Цер­ковь не огра­ни­чи­ва­ется лишь рам­ками этого (види­мого) мира – Цер­ковь при­над­ле­жит и к миру выс­шей реаль­но­сти, миру неви­ди­мому, духовному.

Раз­де­ле­ние Церкви на зем­ную и небес­ную (т. наз. Цер­ковь Воин­ству­ю­щую и Цер­ковь Тор­же­ству­ю­щую) – весьма условно. Небес­ная Цер­ковь активно участ­вует в жизни Церкви земной.

Евха­ри­сти­че­ское обще­ние веру­ю­щие имеют не только с живу­щими на земле бра­тьями, но и со свя­тыми, и со всеми скон­чав­ши­мися в вере, о чём сви­де­тель­ствует поми­но­ве­ние их на Литургии.

Более того, Ангелы также сослу­жат Евха­ри­стии: «Ныне силы небес­ные с нами неви­димо слу­жат», – поёт Цер­ковь в одной из Херу­вим­ских пес­ней. И потому можно с уве­рен­но­стью гово­рить о том, что есть еди­ная Цер­ковь Божия во Хри­сте, кото­рая в пол­ноте сво­его един­ства пре­бы­вает в каж­дой мест­ной церкви с её Евха­ри­сти­че­ским собра­нием.

«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, кото­рых Ты дал Мне (…) мир воз­не­на­ви­дел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира (…) Не о них же только молю, но и о веру­ю­щих в Меня по слову их» (Ин. 17:9,14,20).

Если мы вслу­ша­емся в слова Пер­во­свя­щен­ни­че­ской молитвы Хри­ста, мы уви­дим, что Гос­подь создаёт Свою Цер­ковь в мире, лежа­щем во грехе – пред­пи­сы­вая людям Церкви не жить по похоти мира сего.

Этот мир (цели­ком) спа­сти нельзя, потому что «люди более воз­лю­били тьму» (Ин. 3:19). Поэтому «тем, кото­рые при­няли Его, веру­ю­щим во имя Его» (Ин. 1:12) Хри­стос пред­ло­жил Еван­ге­лие – чтобы люди не боро­лись с «вет­ря­ными мель­ни­цами», а улуч­шали себя, пре­бы­вая в Церкви.

К сожа­ле­нию, сего­дня всё больше рас­про­стра­ня­ется мне­ние, что для того, чтобы спа­сти Цер­ковь, надо объ­еди­нить все хри­сти­ан­ские конфессии.

Это боль­шое заблуждение.

Цер­ковь спа­сать не надо, т.к. Она создана Хри­стом, чтобы спа­сать нас самих.

Сама же она, по слову Хри­ста, неуни­что­жима силами зла (см. Мф. 16:18).

Чело­век, сам по себе, ни себя, ни кого бы то ни было, спа­сти не может – нас всех спа­сает только Гос­подь в Своей Церкви.

Нам нужно только Ей при­над­ле­жать и не мешать Богу спа­сать нас. Объ­еди­ня­ясь же с теми, кто иска­жает Истину, люди только оттал­ки­вают от себя Христа.

Свя­щен­ник Алек­сандр Каневский

Комментировать

*

2 комментария

  • Lena.chizhova74, 01.09.2022

    Спа­сибо большое

    Ответить »
  • stringer55mail-ru, 11.03.2022

    Зем­ной поклон и спа­сибо от воцерковляющегося!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки