Что такое Церковь и зачем Она нужна? <br><span class="bg_bpub_book_author">cвященник Александр Каневский</span>

Что такое Церковь и зачем Она нужна?
cвященник Александр Каневский


Сегодня мы должны понимать, что если люди негативно относятся к Церкви и испытывают антипатию к православному духовенству, надо понимать, что вся эта неприязнь направлена, прежде всего, против тех карикатурных представлений, которые сформированы в сознании этих людей антицерковной пропагандой. 

Многие люди считают, что Церковь – ненужный посредник между человеком и Богом, созданный некими «дельцами от религии», а все существующие в Церкви ритуалы, обряды, требы и прочее придумали «алчные попы» – чтобы наживаться на людских страхах и невежестве.

О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела (и имеет) своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов её деятельности – как через принятие соответствующих государственных законов, так и посредством идеологической войны против Церкви.

В недалёком прошлом с целью дискредитации Церкви и её служителей создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи, литературные произведения антирелигиозного содержания.

В современных условиях Церковь подвергается нападкам со стороны гуманистов – либералов и демократов, неозычников и модернистов-экуменистов, которые всячески охаивают и оскорбляют Православие, называя его «устаревшим», «средневековым», «дремучим», «отставшим от современной жизни», добиваясь если не полного его запрета, то серьёзного реформирования, так как оно «ограничивает права человека».

Этим пропагандистам нужен такой Христос, Который будет беседовать не о вечности, а о земной жизни; Христос, Который поможет продлению земных страстей и утех – но не Тот, Кто обещает вечное блаженство.

Таким силам не нужен Царь вечности. Они мечтают о земном, сиюминутном царе – об эдакой «золотой рыбке», которая будет выполнять любые желания и капризы.

Годами, десятилетиями в сознание человека заронялось злое семя безверия, насаждались карикатурные представления о Церкви и о духовенстве, неприязнь ко всему, что связано с религией – и это способствовало постепенному отдалению крещёного христианина от церковной среды, что, в конце концов, и привело к массовому отчуждению крещёных людей от Церкви в наши дни.

На самом же деле, к великому сожалению, эти введённые в заблуждение люди совершенно не знают, ЧТО в реальности представляет собой Святая Церковь.

Между тем, Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18).

Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23), Её основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им!

По словам святителя Григория Паламы, Церковь – есть плод Его страданий, действий и поучений.

Именно (и только) Христос определяет законы жизни Церкви и всю её внутреннюю структуру.

Сам Спаситель установил священную церковную иерархию и дал власть священнодействовать Своим ученикам, Им же для этого избранным (не всем членам Церкви!).

Изначально это были апостолы, которые, несомненно, осознавали, что в Церкви они занимают совершенно особое место, о чём говорит апостол Павел: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

По мере роста Церкви, о чём повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трёхстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни.

Сама же Церковь – есть духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы.

Таким образом Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви.

При этом невозможно постичь одним лишь разумом всё то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16).

Необходимо живое участие в жизни Церкви – и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина.

Одними из последних слов Христа на Земле были: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20 – обращены не ко всем людям, а только к апостолам!

И только им Спаситель поручает Свою Церковь, наделяя апостолов и их преемников правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание!

При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека.

Верующие пользуются этими средствами, участвуя в церковных Таинствах и в богослужениях. Так реализуется обетование Христа о вечном сопребывании со Своими последователями: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда себе дом и утверди в нём столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов).

Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование).

Это седмиричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

Православное учение о Таинствах исходит из того, что в строгом смысле всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Священник в исключительном смысле этого слова. Однако Господь, как Глава Церкви, через Своих служителей раздаёт спасительную благодать тем, кто является членом Церкви.

Таким образом, Таинства не совершаются сами по себе. Они – одно из проявлений жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и никаких оснований говорить о Таинствах.

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души.

Принимая святое Крещение, человек соединяется со Христом (становится христианином) и, тем самым, становится частичкой Его мистического Тела – Церкви.

Вот почему вне Церкви нет, и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом!

Церковь составляют люди, которых Бог призвал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяли не какие-то отвлеченные принципы или ценности – их всех объединяла верность призыву Христа. Апостол Пётр говорит о них, как об услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет. 2: 9).

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя – «строителем», а основанием – Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11).

При этом, Церковь Христова созидается не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа.

Часто именуемая в Писании «Невестой Христовой», «Новая Ева, Церковь, возникает из отверстого бока Христа – подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама.

Из пронзённых рёбер Христа истекли вода и кровь (Ин. 19, 34): вода крещения и кровь Евхаристии» (проф. Оливье-Морис Клеман. Истоки. Богословие Отцов Церкви).

Господь Иисус Христос создал одну Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

Обратите внимание: Своей целью Господь называет создание ОДНОЙ (т.е. ЕДИНСТВЕННОЙ) Церкви, а не церквей.

В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается её единство:

«единое стадо» (Ин. 10:16),

единая виноградная лоза (Ин.15:1-7) и пр.

Ап. Павел также говорит о Церкви в единственном числе:

«Мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5);

«все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор.12:13);

«один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

Сообщение благодати человеку, его освящение и преображение – цель бытия Церкви.

Святость – призвание каждого христианина. Это – не идеал, это именно НОРМА для подлинного христианина, соответствующего замыслу Божию о нём.

Во Христе человек вновь обретает то, что потерял при грехопадении.

Вот почему Церковь – это место спасения, ибо её главная задача – спасение человека. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности.

Первый этап спасения – очищение сердца, восстановление человеческой природы. В этом аспекте Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души.

«Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в неё должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда» (Святитель Иоанн Златоуст).

Спасение же неотделимо от Евхаристии – пира Царства, Вечери Господней, благодаря которой человек самым тесным образом соединяется с Богом. Можно даже утверждать, что назначение Церкви – совершать Вечерю Любви.

Именно через Литургию осуществляется созидание Церкви. Все верующие, на каком бы континенте они не находились, причащаются из одной Чаши одного (и Того же) Тела Христова, одной (и Той же) Крови Христовой – и, тем самым, становятся ЕДИНОКРОВНЫМИ ВО ХРИСТЕ братьями и сестрами!

Причащаясь Животворящего Тела Христа, человек становится Христовым, прививается к Его Телу и таким образом становится живым членом Церкви. По выражению отцов Церкви, в Евхаристии мы становимся «сотелесными Христу».

Определение Церкви как общества – не библейское и не святоотеческое.

Понятие «общество» более приложимо к государству, так как «в союзе», «в обществе» акцент делается на человеческой солидарности, а не на единстве Божественной жизни, как в Теле Христовом.

Из определения Церкви как «общества единоверцев» (в данном случае, это скорее просто описание того, из кого состоит Церковь) нельзя вывести её основные свойства: единство, святость, соборность и апостольство.

Кроме того, такое наименование может привести к восприятию Церкви только как организации, относящейся к категории исторических сообществ и, следовательно, всецело подверженной влиянию многочисленных факторов этого мира.

В Писании же встречаются следующие наименования Церкви:

«Тело Христово» (Еф. 1:22-23; 1 Кор. 12:12-13,27);

«Дом Божий» (2 Кор. 6:16; Откр. 21:3);

«Невеста Христова» (2 Кор. 11:2; Еф. 5:32);

«Двор овчий» (Ин. 10:1-16);

«Виноград» (Мф. 21:33-41; Ин. 15:1-7).

Все эти названия подчёркивают различные аспекты бытия или служения Церкви. Из них наиболее полно выражает существо Церкви наименование её Телом Христовым. Это определение больше всех других библейских наименований Церкви выражает её существо.

Подобно телу человека, состоящему из многих органов, работа которых координируется центральной нервной системой и головным мозгом, Церковь также состоит из множества членов, имеющих единую Главу – Господа Иисуса Христа, без Которого невозможно допустить существование Церкви.

Сама церковная жизнь во многом подобна жизни органической.

Прежде всего, организм есть нечто целое. Основное свойство организма – единство жизни. Все члены тела нуждаются друг в друге и находятся друг с другом в согласованном единстве.

Тело не терпит в себе чужеродных элементов и не допускает их внешнего, механического приращения. Организм допускает только такое присоединение к себе дотоле чуждых ему элементов, когда они преобразуются в сходные ему.

С больными членами организм расстается не сразу, но после многих усилий, направленных на их излечение.

Как живой Богочеловеческий организм Церковь не ограничивается лишь рамками этого (видимого) мира – Церковь принадлежит и к миру высшей реальности, миру невидимому, духовному.

Разделение Церкви на земную и небесную (т. наз. Церковь Воинствующую и Церковь Торжествующую) – весьма условно. Небесная Церковь активно участвует в жизни Церкви земной.

Евхаристическое общение верующие имеют не только с живущими на земле братьями, но и со святыми, и со всеми скончавшимися в вере, о чём свидетельствует поминовение их на Литургии.

Более того, Ангелы также сослужат Евхаристии: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», – поёт Церковь в одной из Херувимских песней. И потому можно с уверенностью говорить о том, что есть единая Церковь Божия во Христе, которая в полноте своего единства пребывает в каждой местной церкви с её Евхаристическим собранием.

«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне (…) мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира (…) Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:9,14,20).

Если мы вслушаемся в слова Первосвященнической молитвы Христа, мы увидим, что Господь создаёт Свою Церковь в мире, лежащем во грехе – предписывая людям Церкви не жить по похоти мира сего.

Этот мир (целиком) спасти нельзя, потому что «люди более возлюбили тьму» (Ин. 3:19). Поэтому «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его» (Ин. 1:12) Христос предложил Евангелие – чтобы люди не боролись с «ветряными мельницами», а улучшали себя, пребывая в Церкви.

К сожалению, сегодня всё больше распространяется мнение, что для того, чтобы спасти Церковь, надо объединить все христианские конфессии.

Это большое заблуждение.

Церковь спасать не надо, т.к. Она создана Христом, чтобы спасать нас самих.

Сама же она, по слову Христа, неуничтожима силами зла (см. Мф. 16:18).

Человек, сам по себе, ни себя, ни кого бы то ни было, спасти не может – нас всех спасает только Господь в Своей Церкви.

Нам нужно только Ей принадлежать и не мешать Богу спасать нас. Объединяясь же с теми, кто искажает Истину, люди только отталкивают от себя Христа.

Священник Александр Каневский

Комментировать

4 комментария