Array ( )
Катехизация, как основа приходской жизни <br><span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Александр Степанов</span>

Катехизация, как основа приходской жизни
протоиерей Александр Степанов


(Тезисы)

Катехизация – это не сообщение знания, а приобщение к опыту. Поэтому программа и характер занятий должен существенно отличаться от обычного учебного курса. Оглашение – это не просто воскресная школа для взрослых с программой катехизиса митр. Филарета или Закона Божьего Слободского, рассчитанные на систематизацию веры уже церковного человека. Катехизация – это именно процесс воцерковления. Очень важно поэтому, чтобы вхождение в церковную жизнь начиналось с внимательного изучения Евангелия, призванного заложить основу евангельского мироощущения, как жизни по закону любви.

В древней Церкви мы видим наличие разных степеней участия в церковной жизни готовящихся к Крещению. Сегодня, на мой взгляд, вхождение в церковную жизнь должно также носить поэтапный характер. Однако на практике мы видим Крещение «по первому требованию» и сразу Причастие. «Не надо ничему учить: Причастие само всему научит», – идейная установка, а не только лень пастыря. Отсюда – огромное число полуцерковных людей, самостоятельно сформировавших свое представление о Церкви, ее назначении в мире, смысле церковной жизни. Кто-то нашел для себя этот смысл в обличении мнимых еретиков, кто-то в разоблачении заговоров мировой закулисы, кто-то в фольклоре и так далее. Само по себе – это дело вкуса (или его отсутствия). Важно, чтобы эти темы не путались с существом жизни Церкви.

Катехизация и жизнь общины

Название доклада носит условный характер. Вероятно, оно было бы абсолютно верно без натяжек для баптистов. Основа жизни православной общины – Евхаристия. Она является стержнем жизни Церкви и ничто, даже очень важное и замечательное, не может занять это место.

Тем не менее, оглашение и таинство Крещения могут играть существенную роль для жизни общины.

Во-первых, крещение, то есть принятие новых членов общины, было в Древней Церкви общим торжеством, причем для каждого члена общины оно было воспоминанием собственного крещения, его актуализацией, ежегодным обновлением личной церковной жизни. Именно поэтому пост оглашаемых перед крещением стал разделяться всеми членами общины. Они как бы вновь проживали период своего вступления в Церковь. Пасха, помимо прочего, воспринималась как зримое свидетельство того, что Церковь – живое Тело Христово, ибо она, как живой организм, прирастала новыми членами. По моему опыту, участие прихода в процессе оглашения, присутствие прихожан при совершении таинства Крещения над оглашенными дает очень плодотворный духовный импульс членам общины в их собственной духовной жизни.

Во-вторых, катехизация играет, несомненно, важную роль в формировании самой общины. Сейчас христианская жизнь воспринимается чаще всего сугубо индивидуалистически. Все внимание церковного человека сконцентрировано на личных духовно-психологических состояниях. Переживание своей христианской жизни как жизни в конкретной общине отодвинуто для большинства верующих на второй план. Православие всегда предполагает «царский путь», в данном случае, равновесие между участием в жизни христианской семьи, прихода и личного благочестия. Первое, как правило, ущемлено в сегодняшней церковной жизни по отношению ко второму. Индивидуалистический «рефлекс» преобладает над общинным. Возможно, это происходит в силу популярности в среде мирян монашеской аскетической литературы с ее сосредоточенностью на внимании к себе. При этом забывают, что монах живет, прежде всего, в общежитии, в монашеской общине. Она для него очень конкретная данность. Вхождение в церковную жизнь через процесс оглашения, всегда подразумевающий групповой характер, позволяет во многом избежать крайностей индивидуализма в будущей церковной жизни. В этом случае первая интуиция при вхождении в Церковь – реальность катехизической группы. Это сразу задает иное пространство жизни неофита в Церкви, как общения с братьями и сестрами, в отличие от самостоятельного, индивидуального вхождения, замкнутого почти исключительно на отношениях с духовником. При этом мы принципиально не поддерживаем катехизические группы после окончания катехизации как отдельные самодостаточные единицы, стараясь максимально интегрировать неофитов в жизнь всего прихода. Поэтому мы не проводим никаких мероприятий после окончания катехизации в рамках катехизической группы. Структуризация общины только функциональная, связанная со служениями в храме или благотворительной деятельностью.

У церковного индивидуалиста обычно невысок интерес к богослужению. Он регулярно бывает на службах, истово выстаивает их, но при этом не настроен на слушание. Пение и чтение создают для такого человека только эмоциональный фон для размышлений о самом себе. В приходе общинного типа, сформированного катехизацией, все, наоборот, подчинено максимальному участию всех прихожан в богослужении. Конечно, отсутствие нанятого хора, чтецов, пономарей, обслуги храма и трапез создает известные неудобства для настоятеля (подразумевает занятия уставом, беседы, вразумления об ответственности и т.п.). Зато мы имеем совершенно другой уровень сознательного участия в богослужении большого числа прихожан. Особенно это ощущается в Великий пост. Все это возможно только на основе минимального систематического научения и выработки «общинного рефлекса». И то, и другое дает катехизация.

Таинства, обряды совершаются более осознанно. То, что в обычной приходской практике считается требами (от молебна до Крещения или Венчания), в общине приобретает характер общего молитвенного дела, сопровождается участием всех присутствующих прихожан.

Многообразная деятельность (благотворительная, просветительская, работа с молодежью и т.п.) во многом стали возможны на нашем приходе благодаря катехизации. Следствия ее: желание быть в общине, осознанный характер церковной жизни, нацеленность на полезную деятельность (в церкви можно не только стоять на службах, обсуждать свои проблемы со священником, но и заниматься чем-то полезным для души и окружающих, уместно проявлять активность).

Цикл катехизации на нашем приходе длится обычно полгода, проходит в три этапа: предоглашение, оглашение, тайноводство.

Катехумены постепенно привлекаются к общеприходским делам. Например, подготовка трапез, праздников и тому подобное.

Комментировать