Array ( )
Катехизация в социальных учреждениях <br><span class=bg_bpub_book_author>С.В. Рогунов</span>

Катехизация в социальных учреждениях
С.В. Рогунов


Доклад на XXI Международных Рождественских образвательных чтениях
Москва, 25 января 2013 г.

Катехизация в условиях современной русской церковной действительности – это не просто научение вере перед принятием христианином таинства крещения; это к тому же и «вторичная миссия», то есть обращение к реальной, «действующей любовью» вере тех номинальных христиан (а таких у нас в России по разным подсчетам от 60 до 80 процентов), которые когда-то – пусть и бессознательно или в силу различных суеверий – уже приносили обеты крещения, отрекались от сатаны и сочетавались Христу. Мой интерес к этой теме обусловлен моей практической деятельностью в этой области, которая длится уже с 2002 года. Необходимо отметить, повторяя неоднократные заявления священноначалия, что катехизация, «вторичная миссия», или, следуя иной терминологии, «внутренняя миссия» (также примени к этому служению западный термин «реевангелизация»), является одной из приоритетнейших задач Русской Православной Церкви на современном историческом этапе.

Организация

Центры социального обслуживания начали организовываться в середине 90-х годов. Они представляют собой систему различной социальной поддержки одиноких малоимущих пожилых людей. Эта поддержка строится следующим образом: каждый одинокий пенсионер, живущий в конкретном микрорайоне (муниципальном округе) имеет право раз в год в течение месяца получить троякую помощь. Это может быть или материальная помощь в виде продуктов, или помощь по уходу в квартире, или имеет право в течение месяца посетить специализированное «отделение дневного пребывания». Это отделение является дневным стационаром, в который пожилой человек может прийти с утра, провести время в кругу своих ровесников, поучаствовать в творческой программе, получить бесплатный обед, минимальное медицинское обслуживание, после обеда поучаствовать в продолжении культурного досуга или заняться элементарными спортивными упражнениями. Каждый день перед пожилыми людьми выступают те или иные лекторы, коллективы, артисты прошлых лет и так далее. Организацией досуга занимается культорг, иногда сам заведующий ЦСО. Причем основная задача культорга – обеспечить наполнение досуга для подопечных. В этом смысле следует полагать, что при организации досуга и составлении плана мероприятий на месяц культорг не берет в расчет конфессиональную окраску выступлений катехизаторов — представителей Русской Православной Церкви. Однако с другой стороны, в последнее время отмечается явная положительная тенденция в отношении со стороны руководства ЦСО не только к самим катехизаторам (миссионерам), но и к самой тематике бесед, причем это отношение нередко обосновывается ссылкой на различные социальные программы, спущенные сверху. Следует учитывать, что контингент ЦСО обладает текучестью, то есть за месяц его посещает определенная группа пожилых людей, в следующий месяц – другая. В то же время, по прошествии года состав группы может повториться с точностью до 50-60%. При этом возникает определенная сложность подачи материала.

Предполагается, что в идеальной ситуации катехизатор посещает отделение дневного пребывания еженедельно, таким образом, при этом за месяц удается провести 4 беседы с одной группой людей. На практике, в зависимости от насыщенности периода года гражданскими и церковными праздниками иногда в течение месяца удается провести лишь 2 – 3 встречи.

Аудитория

При обращении к теме катехизации в ЦСО необходимо понимать, что те, к кому обращено наше слово – люди пожилые и одинокие. Это значит, прежде всего то, что кроме катехизатора со стороны Церкви к ним скорее всего никто не приходит. Довольно редко эти люди сами приходят в церковь, ничего о ней не знают, а священники к таким людям практически не приходят – просто-напросто в силу того, что их к ним никто не позовет. То есть это люди, максимально нуждающиеся в нашем внимании, и в нашем добром отношении.

Восприятие пожилых людей во многом ослаблено. Оно отягощено возрастом, рассеянностью внимания, слабой реакцией, тяжестью социальных проблем, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Следствие этого – малая эффективность бесед, возможность реализации, прежде всего минимальных, но в то же время наиболее значимых задач катехизации – пробудить доверие к Церкви.

Пожилые люди очень остро воспринимают социальные проблемы современного российского общества. Более того, они с болью и глубоким переживанием воспринимают именно свое место в сложившейся системе социальных ценностей и нестроений. Это те люди, которые всю свою жизнь отдали служению своей стране, обществу, государству, а теперь они остались за бортом социальной, общественной, а часто и церковной жизни. Социальные нестроения, остро переживаемые пожилыми людьми, приглушают их внимание и заинтересованность вопросами духовной и церковной жизни. Как следствие, любой церковный и духовный вопрос очень легко перемещается в социальную сферу. При этом смещении очень сложно удержать контакт с аудиторией, внимание которой в большой степени рассеивается.

В последнее время нередко среди подопечных ЦСО встречаются пожилые люди, являющиеся более или менее регулярными прихожанами православных храмов. При этом очень часто такие пожилые люди имеют очень скудные представления о сути и смысле церковной жизни, однако в свиох рассуждениях, вопросах, а часто и утверждениях во время беседы настойчиво следуют тому, что где-то прочитали, когда-то услышали, или узнали из каких-либо иных не менее авторитетных источников. К ним также в неменьшей степени степени обращено слово катехизатора.

В то же время часто присутствует обратная ситуация: нередко пожилые, а иногда и не очень пожилые люди посещают богослужение два раза в год: в Великую субботу, в Крещенский сочельник – с известными целями. Такие люди всегда считают, что регулярно посещают храм и знают о Церкви все. Нередко приходится слышать подобные высказывания: «Была я в ваших храмах, я все это знаю»; когда же задаешь вопрос, когда эта женщина последний раз посещала богослужение, то выясняется, что год назад на Пасху или в позапрошлом году, когда умерла ее мама. При разговоре с такими людьми задача катехизатора-миссионера состоит в том, чтобы, не скрывая негативных сторон современной церковной действительности, с которыми пожилые люди нередко сталкиваются и которые становятся для них препятствием, дать им понять, что в Церкви существуют свои порядки и внутренние законы жизни.

Частыми проблемами пожилых людей являются семейные околоцерковные проблемы, нередко определяющие их интерес и его специфику по отношению к содержанию беседы. Нередко у пожилых людей в семье случаются случаи самоубийства, особенно часто – случаи алкогольной зависимости, проблемы взаимоотношений поколений. При этом надо понимать и действовать в зависимости от того, что это не просто некая абстрактная околоцерковная проблема, а проблема личная, касающаяся конкретного человека, и поэтому тут не работают общие слова и неискренние аргументы.

Катехизация

Каковы цель и задачи катехизации при работе в социальных учреждениях? Задачи можно определить трояким образом.

Первая задача – свидетельствовать о вере и Церкви. Перед нами не стоит задача привести людей к воцерковлению (отчасти потому, что многие из них посещают храм); актуальная задача – засвидетельствовать о том, что на самом деле есть Церковь и православие, а что таковыми не является, что самое главное в церковной жизни. Многие из пожилых людей давно ходят в церковь, но абсолютно не отличают истинные ценности церковной жизни от того, чем можно пренебречь. Многие вообще не понимают, в чем суть православия. Некоторые наоборот, воспринимают Церковь только как возможность взять водичку или освятить куличик, редко – поставить свечку. Таким людям необходимо свидетельствовать о том, что церковная жизнь глубже, что есть некие сущностные самые важные моменты, основы, которые собственно отличают церковь от не-церкви, православие от неправославия.

Вторая задача – заинтересовать православием людей ищущих, стремящихся узнать о церкви, или же судящих о ней по информации в СМИ или по околоцерковным книжицам. Такие люди открыты для диалога, но очень часто их голова замусорена всяким бредом, в том числе иногда оккультными баснями. Здесь важно разграничить, разделить истинно христианские представления от не имеющих к ним отношения. Именно этот тезис и является главным аргументом в разговоре с такой группой аудитории. В этом разговоре требуется базовая богословская подготовка, так как иногда приходится дискутировать с привлечением соответствующих источников и авторов.

Третья задача – донести правду о церковной жизни не лукавя. Многие люди смущаются, у них формируется предвзятое отношение к Церкви, основанное на их личном опыте взаимоотношений со священнослужителями, с церковнослужителями. Наличная церковная жизнь до сих пор не всегда способствует людям в их обращении ко Христу. Однако, тут налицо двоякая проблема: с одной стороны это действительно так, а с другой стороны в 90% случаев люди с такими проблемами подходят к церковной жизни со своими мерками, со своими неадекватными сути вещей представлениями. Таким образом вырисовывается двоякая задача: с одной стороны не скрывать погрехи церковной жизни, не стараться скрыть или обелить наличную церковную жизнь, то есть донести правду и засвидетельствовать свое негативное отношение к порокам, нарушающим евангельские заповеди (причем практика показывает, что это отношение будет восприниматься как голос церкви, — в том смысле, что церковь на самом деле не такая, как это видится, а лучше), а с другой стороны – очень важно дать понять вопрошающим о том, что Церковь – это все мы, грешные люди, ее составляющие, что церковь такая же, как и все общество в целом. Однако у церкви есть некоторые важные задачи и смысл ее существования, которым подчиняется или должна подчиняться церковная практика. То есть не всегда наши представления о церкви соответствуют ее реальным целям. Иногда, таким образом, становится важно донести до аудитории, что мы не всегда правы в критической интенции в адрес современной церковной жизни.

Таким образом, основную цель нашей просветительской работы в социальных учреждения можно определить как стремление пробудить у людей доверие к Церкви, вложить в их сердце понимание того, что Церковь – это не то место, где их ругают, обирают и не слушают, а Церковь – это пространство совместной жизни человека с Богом, место развития и становления богочеловеческих отношений.

Второстепенной задачей нашей работы в социальных учреждениях (это зависит от типа аудитории и в случае е подготовленности) может считаться стремление осветить практические моменты и детали церковной жизни, подготовить людей к конкретному осознанному участию в церковной жизни через таинство исповеди и причащения, восполнить или исправить недостатки приходского просвещения, перекрыть миссионерскую активность сектантов.

Именно в силу второстепенности задачи научения по отношению к задаче просвещения данную деятельность в социальных учреждениях уместнее определять как мисионерскую, нежели как катехизическую.

Основные темы

Как уже говорилось, наша работа в ЦСО проводится ежемесячно (иначе говоря, постоянно), и состоит из четырехчастного цикла бесед о вере, Христе, Церкви и церковной жизни. Тематика бесед вырабатывалась постепенно, путем анализа опыта различных катехизаторов, и стала обобщенным представлением многих практиков о методологии миссионерской (катехизической) работы на «внешних» площадках. В основу данных представлений и методики положен, во-первых, многолетний опыт работы с людьми, во-вторых, академическая или самостоятельная богословская подготовка, в третьих, – выработанные практикой представления о сущности христианской жизни и веры, об иерархии христианских ценностей в практической церковной жизни и о практическом подходе к выработке и осуществлению норм христианской жизни в современных условиях.

Тематика четырех бесед представлена ниже в тезисном варианте.

I. Бог – человек – счастье – грех;

Каждый человек от рождения стремится к счастью. Стремление к счастью есть выражение смысла жизни человека. Стремление к счастью есть стремление общечеловеческое. Стремление к счастью есть вопрос мировоззренческий, иначе говоря религиозный. Бог не может не отвечать на этот вопрос человечества. Христианство утверждает, что именно Бог сотворил человека и сотворил его именно для счастья. Повествование Библии о сотворении человека в вольном пересказе. Бог предложил человеку жизнь – жизнь вечную, счастливую, в единении с Собой. Жизнь, по мнении Церкви, только тогда может быть реализована полноценно только тогда, когда она длится бесконечно, когда ее суммарный смысл не финализирован, когда она имеет характеристики абсолютного блага, иначе говоря, когда она строится на основе любви и уважения к Богу как к Отцу и Творцу. Для реализации этого призыва Бог предложил человеку определенный инструмент, с помощью которого человек мог бы воспитать себя, свою душу, волю и всю жизнь в любви и уважении к Богу как к Отцу.

Однако человек отверг этот призыв Бога к вечной счастливой жизни. Следует повествование о грехопадении, в котором основной упор делается на сущности нарушения заповеди о невкушении как сознательного отвержения любви Божией, уклонения в автономное существование, а также на последствиях грехопадения, основное из которых – смертность и склонность ко греху каждого человека. Следует доступная иллюстрация факта грехопадения с помощью образного ряда, а также иллюстрация всеобщности греха для человечества. Особое место уделяется теме греха и его мотивации в жизни каждого современного человека, особенное внимание уделяется грехам, свойственным тем категориям людей, с которыми проводится катехизация.

Однако стремление к счастью не исчезло из сердец людей, и Бог в самом начале обещал человеку Свою помощь. Следует краткий обзор истории избранного народа в приложении к теме ожидания Спасителя.

II. Христос Спаситель – Евангелие – воскресение Христово

Краткое повторение предыдущей темы (около трети всего времени).

Бог не оставил человека, не просто избавив его «от греха, проклятия и смерти», но сам стал человеком, тем самым разделив с ним всю глубину его падения. Следует вольный пересказ повествования о рождестве Христовом и связанных с ним событиях. Особое внимание уделяется следующим темам и тезисам: Христос Спаситель – не просто Бог, сошедший с небес, Он есть Бог, ставший полноценным человеком. Это значит, что Он не только воспринял тело человека, но разделил с нами всю нашу жизнь без остатка. Как говорит Писание, Он часто «… не имел, где главу приклонить». Следует целостное описание жизни Христа как жизни странствующего проповедника, помогающего людям и возвещающего вечную счастливую жизнь в единении Богом. Акцент делается на теме чудес Спасителя, совершенных из сострадания к человеку и по вере в Него; а также на теме учения Христова, сущность которого состояла в проповеди Себя самого как Спасителя, предложения человечеству вечной радостной жизни с Собой как с Богом.

Теме воскресения Христова уделяется максимальное внимание как центральной теме всего цикла. Следуют тезисы о том, что воскресение Христово – это основание всего Христианства, без которого нет ни веры, ни упования нашего. По сути, Христианство – это и есть вера в воскресение Христово. Следует изложение евангельского рассказа о воскресении Христовом, особое внимание при этом уделяется теме преображения, исцеления, спасения Христом своего человечества в самом Себе. Следуют примеры из Евангелия, иллюстрирующие эту тему.

Завершает беседу постановка вопроса о том, какой плод принес Христос именно для человека, исцелив человека в самом Себе. Вопрос остается без ответа до следующей беседы.

III. Церковь – крещение – покаяние

Повторение предыдущих тем (до трети времени). Следует повторение вопроса с риторической силой: «А что нам с вами с того, что Христос исцелил самого Себя?!». Христос не просто исцелил самого себя, он оставил после себя некое место, где человек может приобщиться плодам спасения Христова. Это место – Церковь. Христос основал Свою Церковь как именно то место, где мы можем усвоить себе тот результат, то исцеление, спасение, преображение, которое Христос когда-то сделал своим. Следуют следующие тезисы: церковь – богочеловеческий организм, где Христос есть Глава, а мы все – члены тела, клеточки организма. Церковь – корабль спасения, некий ареал спасения человека от бури греха. Церковь – это больница, где человек может получить исцеление, прийти к истинному духовному Врачу – Христу. Следуют образы церкви из Священного писания, из которых основное внимание уделяется образу виноградной лозы из 15 главы Евангелия от Иоанна. и Благодать Святого Духа, как живительный сок лозы, кровь в организме – это тот фактор единства, который объединяет людей в живое и жизненное единство с Богом и друг другом в теле Церкви.

Как же можно на практике приобщиться к этому богочеловеческому организму. Для этого существует таинство крещения. Основные тезисы, освещаемые при разговоре о крещении: сущность крещения – вхождение в Церковь, приобщение ко Христу. Крещение должно быть принято осознанно, со всей решимостью, со всей ответственностью, как некий предельный шаг всей жизни. Следует упоминание практики крещения в том числе младенцев в начале и середине 90-х годов и указание на абсурдность магического подхода ко крещению.

Завершает беседу указание на таинства покаяния и Евхаристии как на способ восстановить свою христианскую идентичность и на вершину соединения человека со Христом – соответственно.

IV. Церковная жизнь – исповедь – причащение

Последняя беседа посвящена темам евхаристии и покаяния и практической подготовки к ним в условиях современной жизни пожилого человека. Следует указание на то, что крещение есть только начало христианской жизни, только залог, который христианин обязан реализовать в течение всей своей жизни. Спасение – это не абсолютный акт Бога, это синергический процесс, это возможность, которую человек должен принять, принять деятельно. Христианская жизнь – это путь, а на пути возможны остановки и даже падения. Для этого в Церкви существует таинство покаяния. Следует указание на новозаветное установление покаяния, на его божественное происхождение. Особое внимание уделяется таким темам и тезисам, как: всеобщность греха, особое место греха в нашей жизни, в жизни семьи, пожилого человека, отцов и детей. Покаяние – это не просто исповедь, это деятельное сожаление о содеянном, раскаяние, стыд, решимость приложить усилия для исправления жизни. Покаяние, исповедь – это не просто перечисление греха, это признания неправильности предыдущей жизни. Исповедь принимается не просто священником, но Христом, священник есть лишь свидетель покаяния человека, однако ему Христом дана власть простить или не простить грех человека от имени Бога.

Следуют практические советы по правильной организации исповеди пожилого человека.

Вершина соединения человека и Бога на земле – таинство Евхаристии, Литургия. Следует повествование об установлении Евхаристии (в доступной форме), особое внимание уделяется богозаповеданности этого таинства. Главный тезис повествования о евхаристии – это реальная возможность максимально возможного теснейшего духовно-телесного соединения со Христом. Следуют практические советы по подготовке и подходу к таинству Евхаристии. Некоторое внимание уделяется таким темам, как вопрос о достойности причащения, и вопрос об образе присутствия Христа в Святых дарах.

Завершает беседу повторение утверждения о том, что единственное, что хочет Бог для человека – это счастье, а от человека – любовь и уважение к своему небесному Отцу.

Кроме того, отдельное время может быть посвящено таким темам, как

– Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война;

– жизнь после смерти;

– понимание поста;

– противостояние сектантам, особенно Обществу сторожевой башни (свидетелям Иеговы).

В заключении необходимо сказать следующее. Катехизация в центрах социального обслуживания особое благодатное служение, с одной стороны, не требующее особых моральных, интеллектуальных и физических затрат, но, с другой стороны, приносящее огромное моральное, духовное удовлетворение и дающее начальный, но важнейший опыт духовно-просветительской работы во благо Православной Церкви, нашего общества, ближних и во славу Божию.

Комментировать