Методика проведения огласительной беседы с родителями и восприемниками крещаемых детей на приходе Св.Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Методика проведения огласительной беседы с родителями и восприемниками крещаемых детей на приходе Св.Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону


С роди­те­лями и вос­при­ем­ни­ками кре­ща­е­мых детей, прак­ти­че­ски не участ­ву­ю­щими в бла­го­дат­ной жизни Церкви, сле­дует про­во­дить разъ­яс­ни­тель­ную беседу о смысле и зна­че­нии Таин­ства Крещения.

 

^ 1. Преамбула

В Кре­ще­нии мла­ден­цев при­ни­мают уча­стие при­над­ле­жа­щие к Пра­во­слав­ной Церкви и не состо­я­щие под епи­ти­мией вос­при­ем­ники («крест­ные родители»).

С роди­те­лями и вос­при­ем­ни­ками кре­ща­е­мых детей, прак­ти­че­ски не участ­ву­ю­щими в бла­го­дат­ной жизни Церкви, сле­дует про­во­дить разъ­яс­ни­тель­ную беседу о смысле и зна­че­нии Таин­ства Крещения.

 

^ 2. Основные темы для обсуждения

2.1 Смысл Таин­ства Кре­ще­ния как смерти для греха и вос­кре­се­ния для жизни в Боге, как Таин­ства соеди­не­ния с Церковью

Сле­дует выяс­нить сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти при­шед­ших людей. Уточ­нить, знают ли они, что такое Сим­вол веры и его содер­жа­ние. Незна­ние Сим­вола веры авто­ма­ти­че­ски ука­зы­вает на отсут­ствие у тако­вых утрен­него молит­вен­ного пра­вила, содер­жа­щего в себе Сим­вол веры. В таком слу­чае необ­хо­димо кратко рас­ска­зать об исто­рии спа­се­ния в рам­ках Сим­вола веры.

2.2 Пре­одо­ле­ние воз­мож­ных суе­ве­рий, маги­че­ского вос­при­я­тия и про­фа­ни­ро­ва­ния Таин­ства Кре­ще­ния младенцев 

Неко­то­рые мотивы для Кре­ще­ния совер­шенно недо­пу­стимы для хри­стиан (чтобы ребенка не сгла­зили, с целью даль­ней­шего лече­ния у цели­те­лей и «бабок и т.д.).

Иные мотивы сами по себе поло­жи­тельны, однако должны рас­смат­ри­ваться как вто­ро­сте­пен­ные по отно­ше­нию к цен­траль­ной цели Кре­ще­ния как смерти для греха и со-вос­кре­се­ния со Хри­стом ради слу­же­ния Ему (Кре­ще­ние ради здо­ро­вья мла­денца, чтобы был у него Ангел-Хра­ни­тель, чтобы был как все рус­ские и т.д.).

2.3 О кре­ще­нии мла­ден­цев. Усло­вия допуска к кре­ще­нию младенцев

Кре­ще­ные мла­ден­цами не чув­ствуют освя­ще­ния, полу­ча­е­мого в Кре­ще­нии. Такое чув­ство освя­ще­ния есть умное дело, а мла­денцы еще не совер­шенны умом, чтобы ура­зу­меть при­ня­тую бла­го­дать. С тече­нием вре­мени они воз­рас­тают, посте­пенно изме­ня­ются и могут скло­ниться на сто­рону греха. Тогда бла­го­дать свя­того Кре­ще­ния в них пога­сает и совсем теря­ется, в иных сохра­ня­ется малая искра. Кто после Кре­ще­ния утра­чи­вает бла­го­дать вслед­ствие гре­хов, тот пере­стает уже быть вер­ным. Для воз­вра­ще­ния в Цер­ковь хри­сти­а­нин дол­жен испо­ве­дать грехи в таин­стве Пока­я­ния (преп. Симеон Новый Богослов)

Кре­ще­ние совер­ша­ется только над детьми лиц, состо­я­щих в Церкви. Усло­вием кре­ще­ния мла­денца явля­ется либо цер­ков­ность семьи ребенка, либо готов­ность бли­жай­ших род­ствен­ни­ков и вос­при­ем­ни­ков (крест­ных роди­те­лей) пройти кате­хи­за­цию, а также их обя­за­тель­ство вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­слав­ной вере:

Мла­ден­цев кре­стят по вере роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, кото­рые при этом обя­заны научить их вере, когда они будут при­хо­дить в воз­раст (Про­стран­ный кате­хи­зис, п. 289).

Мла­ден­цам бла­го­дать Божья дается в залог их буду­щей веры, как семя, кото­рое бро­сают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и при­несло плоды Духа Свя­того, тре­бу­ются уси­лия как роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, так и самого кре­ща­е­мого по мере его возрастания.

Раз­ре­ша­ется кре­ще­ние ребенка, у кото­рого один из роди­те­лей не кре­щен или неве­ру­ю­щий. При этом дол­гом матери-хри­сти­анки (или отца-хри­сти­а­нина) явля­ется стрем­ле­ние не лишить соб­ствен­ного мла­денца бла­го­дати Таин­ства Кре­ще­ния, а потом про­явить настой­чи­вость и твер­дость в том, чтобы вос­пи­тать сво­его сына или свою дочь пра­во­слав­ным христианином.

Кре­ще­ние детей неве­ру­ю­щих роди­те­лей и языч­ни­ков недопустимо: 

Свя­щен­ник аще кре­стит тур­чину детищ… да извер­жется (203‑е пра­вило Номо­ка­нона при Боль­шом Требнике). 

2.4 Зна­че­ние Кре­ще­ния и после­ду­ю­щего воцер­ко­в­ле­ния мла­ден­цев для их спа­се­ния в Вечности

Тезис для обсуж­де­ния: Кре­ще­ние не имеет зна­че­ния для спа­се­ния кре­щен­ного, если он не будет настав­лен и не научится исти­нам веры, кото­рые он сво­бодно при­мет. Кре­ще­ние дает не гаран­тию спа­се­ния, а откры­вает Путь к нему.

Некре­ще­ный будет судим по закону сове­сти, а кре­ще­ный чело­век — по закону Еван­ге­лия, даже если он и не соби­рался свою жизнь посвя­тить Христу:

При­няв­шие Кре­ще­ние в мла­ден­че­стве и недо­стойно про­жив­шие всю жизнь будут иметь боль­шее осуж­де­ние, чем не кре­ще­ные, как пору­гав­шие свя­тую одежду Хри­стову (Боже­ствен­ные гимны пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова).

Кто по при­ня­тии бла­го­дати Кре­ще­ния делает лука­вые дела, тот отпал от бла­го­дати, и Хри­стос нимало не помо­жет ему, пре­бы­ва­ю­щему в грехе (преп. Ефрем Сирин).

 

«Кре­ще­ние явля­ется лишь пер­вой сту­пе­нью вос­хож­де­ния души к Богу, и если за ним не сле­дует обнов­ле­ние всей жизни, духов­ное пере­рож­де­ние, реши­тель­ный отказ от дел «вет­хого чело­века», то оно не при­но­сит плода. Если же Кре­ще­ние было только фор­маль­но­стью, данью тра­ди­ции или моде, и чело­век про­дол­жает жить как языч­ник или неве­ру­ю­щий, он лиша­ется всех пло­дов Таин­ства, отлу­чает себя от Хри­ста и извер­гает себя из Церкви» (митр. Ила­рион (Алфеев)).

2.5 Ответ­ствен­ность пред Богом и обя­зан­но­сти крест­ных родителей 

- вос­при­ем­ник как пору­чи­тель пред Богом о после­ду­ю­щем вос­пи­та­нии ребенка в пра­во­слав­ной традиции;

- вос­при­ем­ник как духов­ный спон­сор и инструк­тор, обла­да­ю­щий необ­хо­ди­мыми зна­ни­ями о вере и опы­том пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизни. Именно этим духов­ным богат­ством в первую оче­редь при­зван делиться со своим крест­ни­ком восприемник;

- вос­при­ем­ник как помощ­ник роди­те­лей, спо­соб­ный жерт­во­вать своим вре­ме­нем, вни­ма­нием, кни­гами в про­цессе вос­пи­та­ния крестника.

2.6 О под­го­товке к уча­стию в Таин­стве Крещения

Уместно пред­ло­жить роди­те­лям и вос­при­ем­ни­кам под­го­то­виться к Таин­ству Кре­ще­ния мла­денца через лич­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и Причащения.

Напо­ми­нать о недо­пу­сти­мо­сти уча­стия в Таин­стве Кре­ще­ния лиц без натель­ного кре­ста, с язы­че­скими аму­ле­тами и с накра­шен­ными губами.

Роди­те­лям и вос­при­ем­ни­кам детей старше 6‑ти меся­цев необ­хо­димо напом­нить о полез­но­сти неод­но­крат­ного посе­ще­ния Храма вме­сте с ребен­ком, что помо­жет пре­одо­леть воз­мож­ный страх ребенка перед незна­ко­мым местом и людьми. Зна­комя ребенка с Цер­ко­вью, важно назы­вать вещи сво­ими име­нами (свя­щен­ника назы­вать «батюш­кой», а не «дядей», Свя­тые Дары – «При­ча­стием» или «Божень­кой», а не «ком­по­ти­ком» и т.д.).

 

2.7 Пояс­не­ния к Чину совер­ше­ния Таин­ства Крещения 

В каче­стве основы можно исполь­зо­вать при­ход­скую бро­шюру о под­го­товке к Св. Крещению.

2.8 Советы о вос­пи­та­нии мла­денца и его воцер­ко­в­ле­нии (с обя­за­тель­ным тре­бо­ва­нием при­ча­ще­ния мла­денца на бли­жай­шей Боже­ственно Литургии)

 

Таин­ство Соеди­не­ния с Цер­ко­вью вклю­чает три основ­ных этапа: Кре­ще­ние-Миро­по­ма­за­ние-При­ча­ще­ние. Без Св. При­ча­ще­ния Таин­ство Кре­ще­ния не дости­гает своей полноты.

Особо нужно отме­тить необ­хо­ди­мость регу­ляр­ного при­ча­ще­ния ребенка после Крещения.

Вос­при­ем­ни­кам сле­дует пом­нить о необ­хо­ди­мо­сти при­хо­дить с ребен­ком в Храм для молитвы (т.е. и во вне­бо­го­слу­жеб­ное время). Регу­ляр­ное посе­ще­ние Храма поз­во­ляет ребенку про­чув­ство­вать его Домом Божьим, и вме­сте с тем род­ным домом, где ребенка ждет Гос­подь и Его милость.

Роди­тели и вос­при­ем­ники должны научить ребёнка осно­вам Пра­во­слав­ной веры, вме­сте с ним регу­лярно читать молитвы «Отче наш» и «Бого­ро­дице Дево», научить пра­вильно и бла­го­го­вейно нала­гать на себя крест­ное зна­ме­ние (пра­вильно «кре­ститься»), молит­венно при­бе­гать к помощи Божией в слу­чае опас­но­сти. Пом­нить, что Пра­во­сла­вие – это не система ирра­ци­о­наль­ных запре­тов, а уче­ние муд­ро­сти и любви.

Необ­хо­димо рас­ска­зать о дея­тель­но­сти при­ход­ской Вос­крес­ной школы для детей.

2.9 Реко­мен­да­ции по выбору икон и книг, кото­рые вос­при­ем­ники могут дарить крестнику

- икона Небес­ного покро­ви­теля ребенка,

- Дет­ский молитвослов,

- Дет­ская Библия,

- Закон Божий,

- «Жития свя­тых для детей», выпу­щен­ные изда­тель­ством Сре­тен­ского мона­стыря (двух­том­ник).

 

2.10 Реко­мен­да­ции по выбору книг, кото­рые помо­гут воцер­ко­в­ле­нию роди­те­лей ребенка и вос­при­ем­ни­ков (в допол­не­ние к ука­зан­ным в памятке «Гото­вимся к Таин­ству Св. Крещения»)

- Закон Божий (любое издание),

- Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. «О встрече», «Чело­век перед Богом» и т.д.

 

^ 3. Общие принципы проведения беседы с родителями и восприемниками крещаемых детей

 

3.1 Под­го­то­ви­тель­ную беседу необ­хо­димо про­во­дить не в виде лек­ции, а в русле диа­лога, выяс­няя сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти при­шед­ших и сти­му­ли­руя их обра­ще­ние с вопросами.

3.2 Во время беседы необ­хо­димо вру­чать при­шед­шим бро­шюры о под­го­товке к уча­стию в Таин­ствах Кре­ще­ния, Испо­веди и При­ча­ще­ния, а также текст Сим­вола веры на цер­ковно-сла­вян­ском и рус­ском язы­ках. Воз­можно рас­про­стра­не­ние среди роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков кре­ща­е­мых детей DVD-дис­ков с кате­хи­зи­че­скими мате­ри­а­лами (видео-филь­мами, запи­сями бесед в mp3-фор­мате, а также тек­стами в элек­трон­ном виде).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки