Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи

Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи


Отправ­ная точка вся­кого цер­ков­ного явле­ния и дей­ствия есть Гос­подь и Спа­си­тель наш — Иисус Хри­стос. Он есть “Альфа и Омега, Начало и Конец” (Откр. 1:8), и “никто не может поло­жить дру­гого осно­ва­ния, кроме поло­жен­ного, кото­рое есть Иисус Хри­стос” (1 Кор. 3:11).

Оглав­ле­ние

 

1. Сущность христианской миссии

Отправ­ная точка вся­кого цер­ков­ного явле­ния и дей­ствия есть Гос­подь и Спа­си­тель наш — Иисус Хри­стос. Он есть “Альфа и Омега, Начало и Конец” (Откр. 1:8), и “никто не может поло­жить дру­гого осно­ва­ния, кроме поло­жен­ного, кото­рое есть Иисус Хри­стос” (1 Кор. 3:11).

Еди­ная Свя­тая Собор­ная и Апо­столь­ская, Пра­во­слав­ная Хри­стова Цер­ковь есть, по сути своей, та реаль­ность, в кото­рой Духом Свя­тым чело­век соеди­ня­ется со Хри­стом. Соеди­не­ние каж­дой лич­но­сти с Богом, и в Боге — друг с дру­гом, есть един­ствен­ное сущ­ност­ное назна­че­ние Церкви.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь име­ну­ется апо­столь­ской. Через Нее про­по­ведь апо­сто­лов Иисуса Хри­ста про­дол­жа­ется до сего дня, и Она посто­янно воз­рас­тает за счет своих чле­нов со Дня Пяти­де­сят­ницы, когда кре­сти­лось “душ около трех тысяч” (Деян. 2:41). Таким обра­зом, цер­ков­ная мис­сия — это неотъ­ем­ле­мая сто­рона жизни Живого Тела Церкви.

Мис­сия Церкви, во-пер­вых, вклю­чает бла­го­ве­стие, цель кото­рого — про­бу­дить про­из­во­ле­ние ко спа­се­нию, через сви­де­тель­ство о Хри­сте Спа­си­теле и устро­ен­ной Им Церкви. Во-вто­рых, созда­ние и обес­пе­че­ние усло­вий для началь­ного воцерковления.

Говоря о фор­мах мис­сии, необ­хо­димо знать не только воз­раст, уро­вень раз­ви­тия, при­над­леж­ность к раз­лич­ным соци­аль­ным груп­пам, уро­вень жизни, нали­чие семьи и детей у людей, кото­рым мы бла­го­вест­вуем, но важно так же учи­ты­вать спе­ци­фику реаль­ного совре­мен­ного чело­века, напри­мер, жиз­нен­ный опыт, вли­я­ние совре­мен­ной куль­туры и обра­зо­ва­ния, миро­воз­зрен­че­ские пози­ции — как впи­тан­ные с “моло­ком матери”, так и при­вне­сён­ные извне.

Из Свя­щен­ного Писа­ния можно усмот­реть два образа проповеди:

Пас­сив­ный, вызван­ный обсто­я­тель­ствами. “Будьте все­гда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчёта в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием” (1 Пет. 3:15)

Актив­ный. “Идите, научите все народы:” (Мф. 26, 19); “про­по­ве­дуй слово, настой во время и не во время” (2 Тим. 4:2). В связи с тем, что Пра­во­сла­вие делает акцент на внут­рен­нем состо­я­нии чело­века и ори­ен­ти­рует его прежде всего на внут­рен­нюю жизнь, исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что актив­ная про­по­ведь была усво­ена как обя­зан­ность пас­ты­рям Церкви. Но важно напом­нить, что миряне при­званы также, с бла­го­сло­ве­ния свя­щен­но­на­ча­лия, активно при­вле­каться к делу Цер­ков­ной проповеди.

2. Принципы проповеди

Осно­во­по­ла­га­ю­щие прин­ципы мис­сии — Хри­сто­цен­трич­ность про­по­веди и сви­де­тель­ство о Церкви как о радост­ной жизни во Хри­сте. Мис­си­о­нер при­зван рас­кры­вать людям основы хри­сти­ан­ства, исходя из иерар­хии хри­сти­ан­ских цен­но­стей: глав­ное — Хри­стос, соеди­не­ние с Ним, испол­не­ние Его запо­ве­дей; все осталь­ное второстепенно.

Мис­си­о­неру необ­хо­димо прежде всего четко пони­мать цели, задачи и смысл сво­его слу­же­ния и, как след­ствие, область и глу­бину своей ком­пе­тен­ции; осо­зна­вать, что он не есть носи­тель пол­ноты истины и может оши­баться; при­зна­вать сво­боду тех, к кому обра­щена про­по­ведь. Мис­си­о­нер, разу­ме­ется, дол­жен обла­дать пра­во­слав­ным миро­воз­зре­нием и иметь опыт духов­ной жизни. Важно также пони­мать смысл цер­ков­ной тра­ди­ции, осо­зна­вать реаль­ную исто­ри­че­скую цер­ков­ную дей­стви­тель­ность и не отри­цать ост­рые моменты тако­вой. Кроме того, мис­си­о­неру жела­тельно обла­дать навы­ками обще­ния и необ­хо­ди­мыми зна­ни­ями в обла­сти педа­го­гики, пси­хо­ло­гии и дру­гих дисциплин.

Непре­мен­ной обя­зан­но­стью мис­си­о­нера должно быть стрем­ле­ние реа­ли­зо­вы­вать то, что он про­по­ве­дует своей жиз­нью. Часто сама жизнь, без слов, явля­ется луч­шей мис­сией. “Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших” (1 Пет. 3:15) — апо­стол ста­вит это пред­ва­ри­тель­ным усло­вием готов­но­сти сви­де­тель­ство­вать своё упо­ва­ние. “Имейте доб­рую совесть” (1 Пет. 3:16); “пода­вайте при­мер” (ср. 1 Пет. 5:3); “будьте образцом:в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (1 Тим. 4:12), уве­щают апо­столы пас­ты­рей; это же, разу­ме­ется, отно­сится и к миссионерам.

Мис­сия есть сви­де­тель­ство Церкви об истине на том языке, кото­рый свой­стве­нен кон­крет­ному чело­веку (или группе людей). Образ­цом этого прин­ципа явля­ется для нас свя­той апо­стол Павел: “Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы при­об­ре­сти Иудеев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, чтобы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуж­дых закона — как чуж­дый закона, :для немощ­ных был как немощ­ный: Для всех я сде­лался всем, чтобы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых” (1 Кор. 9: 20 — 22). Пре­крас­ным при­ме­ром этого под­хода явля­ется про­по­ведь апо­стола в Афин­ском аре­о­паге. Хотя Павел и “воз­му­тился духом при виде этого города, пол­ного идо­лов” (Деян. 17:16), он не про­явил сво­его воз­му­ще­ния, а, наобо­рот, обра­тился к горо­жа­нам со сло­вами: “Афи­няне! по всему вижу я, что вы как бы осо­бенно набожны; ибо про­ходя и осмат­ри­вая ваши свя­тыни:”(Деян. 17: 22–23). Идо­лов Апо­стол назвал свя­ты­нями, — то есть не оскор­бил и не раз­ру­шил цен­но­стей слу­ша­ю­щих его, но, оттолк­нув­шись от них, воз­вёл людей к выс­шей Цен­но­сти — Христу.

Сего­дняш­нему мис­си­о­неру, осо­бенно в моло­дёж­ной среде, также важно гово­рить с людьми на их языке, не осуж­дая того, что дорого людям, но исполь­зуя это как повод к бла­го­вест­во­ва­нию. Впро­чем, здесь нужно дей­ство­вать с боль­шим так­том, чтобы не пота­кать недолжному.

Мис­си­о­неру сле­дует ста­раться сна­чала постро­ить дру­же­ские, теп­лые отно­ше­ния с людьми, и только на этом фун­да­менте гово­рить о Боге. При этом необ­хо­димо уметь ждать, чтобы ска­зать об Истине тогда, когда она может быть воспринята.

Мис­си­о­нер дол­жен учи­ты­вать, что для мно­гих людей Свя­щен­ное Писа­ние не явля­ется авто­ри­те­том. Необ­хо­дима раз­ра­ботка новых, отлич­ных от тра­ди­ци­он­ных, мето­дов про­по­веди, вне ссы­лок на Цер­ков­ные авторитеты.

Важно пони­мать, что хри­сти­ан­ство спо­собно пре­об­ра­зо­вы­вать куль­туру, напол­нять ее истин­ным духов­ным содер­жа­нием. “Для раз­ви­тия сви­де­тель­ства Церкви совре­мен­ному миру, обре­те­ния ею достой­ного поло­же­ния в обще­стве и укреп­ле­ния цер­ков­ного авто­ри­тета, а также для раз­ви­тия бого­сло­вия и обра­зо­ва­ния, сле­дует акти­ви­зи­ро­вать диа­лог и вза­и­мо­дей­ствие Церкви со свет­ской куль­ту­рой и нау­кой” — отме­чал Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II на Архи­ерей­ском Соборе 2004 года (см. Приложение).

3. Ошибки проповеди в молодёжной среде

Отме­тим наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные ошибки сего­дняш­ней проповеди.

1.Благовествование о Хри­сте и спа­се­нии в Нём, как о сути Церкви, под­ме­ня­ется “рекла­мой” внеш­ней цер­ков­но­сти. В основе её лежит мысль при­ве­сти чело­века к Богу через обряд. Однако в дей­стви­тель­но­сти пред­по­чти­те­лен дру­гой путь: от Хри­ста и Еван­ге­лия — к цер­ков­ному обряду, кото­рый только в этом слу­чае осмыс­ли­ва­ется и напол­ня­ется реаль­ным жиз­нен­ным содержанием.

2. Созда­ва­е­мый в мас­со­вом созна­нии образ Церкви очень часто не соот­вет­ствует ее сущ­но­сти и зна­че­нию. Цер­ковь имеет непре­лож­ное и опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние в нашей жизни именно потому, что она Хри­стова, а не потому, что она тра­ди­ци­онна для России.

Эти две под­мены — живого Хри­ста обря­дом и Церкви, как Тела Хри­стова, наци­о­на­лиз­мом — явля­ются одной из при­чин, по кото­рой у моло­дёжи имеет зна­чи­тель­ный успех про­те­стан­тизм. Пат­ри­о­тизм и обряд — вещи важ­ные и нуж­ные, но они не могут зани­мать место Хри­ста и Еван­ге­лия в Цер­ков­ной проповеди.

3. Во мно­гих слу­чаях про­по­ведь носит отри­ца­тель­ный харак­тер. Акценты про­по­веди сме­щены на смерть, муки греш­ни­ков, ад, бесов и их козни, запу­ги­ва­ние анти­хри­стом и гло­ба­ли­за­цией. Хри­стос в такой системе про­по­веди высту­пает не как Цель духов­ной жизни, а как, в луч­шем слу­чае, сред­ство избе­жать всех этих ужа­сов. Про­по­ве­ду­ется отказ от лже­цен­но­стей, а порой и от есте­ствен­ного устро­е­ния жизни; но при этом не разъ­яс­ня­ется, ради чего отка­зы­ваться, и что чело­век полу­чает вза­мен. Такая про­по­ведь не может быть успеш­ной в моло­дёж­ной среде, кото­рой нужен поло­жи­тель­ный идеал Истины, Любви и благобытия.

4. Часто реаль­ность хри­сти­ан­ской жизни под­ме­ня­ется “луб­ком”; про­по­вед­ник апел­ли­рует не к Свя­щен­ному Писа­нию, не к дог­ма­ти­че­скому и нрав­ствен­ному уче­нию Церкви, но к мало­до­сто­вер­ным пре­да­ниям и “негод­ным и бабьим бас­ням” (1 Тим. 4, 7). Зача­стую отсут­ствие исто­ри­че­ского кон­тек­ста в про­по­веди при­во­дит к вос­при­я­тию Пре­да­ния Церкви как “сказки”.

5. Нередко хри­сти­ан­ство и Цер­ковь пре­под­но­сятся исклю­чи­тельно как система запре­тов и дол­жен­ство­ва­ний. В этом слу­чае отсут­ствуют ува­же­ние к лич­но­сти и хри­сти­ан­ская сво­бода — Цер­ковь нельзя про­по­ве­до­вать как казарму, где все обя­заны “жить строем”. Все внеш­ние формы и пра­вила должны под­чи­няться Еван­гель­скому ука­за­нию: “суб­бота для чело­века, а не чело­век для суб­боты” (Мк. 2, 27), что пре­красно выра­жено блж. Авгу­сти­ном: “в глав­ном — един­ство, во вто­ро­сте­пен­ном — сво­бода, и во всём — любовь”. С дру­гой сто­роны, про­по­вед­ник при­зван четко чув­ство­вать гра­ницы цер­ков­ной тра­ди­ции и не укло­няться в протестантизм.

6. Встре­ча­ется под­мена про­по­веди Хри­ста при­зы­вами исклю­чи­тельно к соци­аль­ной деятельности.

4. Некоторые проблемы церковной жизни, препятствующие успеху миссии

Одной из про­блем для мно­гих людей, вхо­дя­щих в Цер­ковь, явля­ется тор­говля таин­ствами, о недо­пу­сти­мо­сти кото­рой мно­го­кратно гово­рил Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II: “Чрез­вы­чайно важно как можно ско­рее перейти от прак­тики фор­маль­ного тре­бо­ис­пол­ни­тель­ства к бла­го­го­вей­ному, вдум­чи­вому совер­ше­нию Таинств и обря­дов, прежде всего кре­ще­ния, испо­веди, брака и отпе­ва­ния. Здесь все­гда необ­хо­димо сер­деч­ное уча­стие свя­щен­ника, необ­хо­димы кате­хи­за­ция — под­го­товка к совер­ше­нию Таин­ства — и про­по­ведь, так как в эти глав­ные моменты чело­ве­че­ской жизни осо­бенно легко найти кон­такт с откры­ва­ю­щимся навстречу Боже­ствен­ной правде серд­цем чело­века. Напро­тив, фор­маль­ный или даже “ком­мер­че­ский” под­ход свя­щен­ника к при­хо­дя­щим в Цер­ковь людям надолго, если не навсе­гда, оттал­ки­вает от храма, вну­шает пре­зре­ние к алч­ному духо­вен­ству. Цер­ковь — это не мага­зин духов­ных това­ров, здесь недо­пу­стима “тор­говля бла­го­да­тью”. Даром полу­чили, даром давайте (Мф. 10:8), — запо­ве­дал нам Хри­стос. Тот, кто пре­вра­щает свое пас­тыр­ское слу­же­ние в сред­ство сквер­ного при­бытка, достоин уча­сти Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди поки­нули пре­делы Церкви и зани­ма­лись биз­не­сом на рынках” .

Нередко слу­ча­ется так, что всту­па­ю­щих в Цер­ковь людей встре­чает про­из­вол неко­то­рых свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан: жест­кие тре­бо­ва­ния к боль­ным, пожи­лым, детям, под­рост­кам, бере­мен­ным жен­щи­нам; неоправ­дан­ный риго­ризм в отно­ше­нии к форме одежды; фор­маль­ное, урав­ни­тель­ное отно­ше­ние к людям. Зача­стую свя­щен­ники не пони­мают труд­но­стей жизни людей и нала­гают на них “бре­мена тяжё­лые и неудо­бо­но­си­мые,.. сами же не хотят и пер­стом дви­нуть их” (Мф.23:4).

Непри­ем­ле­мым для мно­гих моло­дых людей явля­ется быту­ю­щее в пра­во­слав­ной среде отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к успеху в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти чело­века. Под вли­я­нием подоб­ной идео­ло­гии моло­дые люди часто счи­тают, что от них тре­бу­ется отказ от пол­но­цен­ной жизни. Мы должны четко осо­зна­вать: хри­сти­ан­ство, говоря об отказе от мира (1 Ин. 2:15), тре­бует отказа именно от греха. Повсе­местно, в каче­стве иде­ала цер­ков­но­сти, мир­скому чело­веку пред­ла­га­ется мона­ше­ский или излишне аске­ти­че­ский образ жизни, что при­во­дит к соци­аль­ной мар­ги­на­ли­за­ции веру­ю­щих. В то же время истинно цер­ков­ное миро­воз­зре­ние ста­вит всю жизнь чело­века, в том числе и его про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность на очень высо­кий уро­вень — уро­вень слу­же­ния Богу.

Нако­нец, крайне редко можно уви­деть при­мер истинно хри­сти­ан­ской жизни. Слова про­по­вед­ни­ков нередко рас­хо­дятся с делами, чем в боль­шин­стве слу­чаев и обу­слов­лен неуспех про­по­веди, осо­бенно в среде моло­дёжи, как наи­бо­лее чув­стви­тель­ной ко вся­кому лицемерию.

5. Реализация проповеди

Реаль­ность нашей цер­ков­ной жизни такова, что боль­шей частью мы можем пред­ло­жить всту­пив­шим в Цер­ковь всего две вещи: уча­стие в бого­слу­же­нии и инди­ви­ду­аль­ную аске­ти­че­скую жизнь, сво­дя­щу­юся по боль­шей части к пра­ви­лам, запре­там и дол­жен­ство­ва­ниям. Оче­видно, что цер­ков­ная жизнь не огра­ни­чи­ва­ется этими двумя пунк­тами. Цер­ков­ность пред­по­ла­гает актив­ную жизнь, охва­ты­ва­ю­щую все сферы чело­ве­че­ского бытия. Эта жизнь устро­я­ется по Еван­гель­ским нача­лам и про­ни­ка­ется бла­го­да­тью Св. Духа — тогда только она удо­вле­тво­ряет рели­ги­оз­ному устро­е­нию чело­века, осо­бенно в юном воз­расте. Моло­дёжи более, чем кому-либо дру­гому, нужно цер­ков­ное дело, цер­ков­ное общение.

В связи с этим в деле мис­сии необходимо:

1. Пони­мать, что актив­ная мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность невоз­можна без созда­ния при­ход­ских общин.

2. Не ума­ляя важ­но­сти бого­слу­жеб­ной и аске­ти­че­ской дея­тель­но­сти, искать и созда­вать формы вне­бо­го­слу­жеб­ной жизни. Можно поза­им­ство­вать их из свет­ского педа­го­ги­че­ского опыта или даже у про­те­стан­тов, напол­няя их пра­во­слав­ным содер­жа­нием. Тем самым, мы можем и реально про­ти­во­сто­ять про­те­стант­скому вли­я­нию (при­ме­рами подоб­ного рода дея­тель­но­сти могут послу­жить еван­гель­ские кружки, вне­бо­го­слу­жеб­ное обще­ние, актив­ная соци­ально зна­чи­мая дея­тель­ность, помощь в реше­нии жиз­нен­ных ситу­а­ций, напри­мер, в тру­до­устрой­стве, и проч.).

3. Вме­сте с тем важно сле­дить, чтобы вне­бо­го­слу­жеб­ная жизнь не ста­но­ви­лась довле­ю­щей и не заме­няла собой жизнь литур­ги­че­скую. Это может про­ис­хо­дить, когда мис­сией зани­ма­ются люди, духовно не вполне сфор­ми­ро­вав­ши­еся и не име­ю­щие опыта пра­виль­ной цер­ков­ной жизни.

6. Сущность и проблемы катехизации и религиозного образования.

О пер­во­сте­пен­ном зна­че­нии кате­хи­за­ции (внут­рен­ней мис­сии) неод­но­кратно заяв­лял как Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий II, так и дру­гие веду­щие дея­тели нашей Церкви. В насто­я­щее время и некре­ще­ные, и огром­ное коли­че­ство кре­щен­ных без вся­кого зна­ком­ства с осно­вами пра­во­слав­ного веро­уче­ния людей нуж­да­ются в обу­че­нии осно­вам веры и при­об­ще­нии к жизни Церкви . Поэтому под кате­хи­за­цией в наше время необ­хо­димо пони­мать работу по содей­ствию в воцер­ко­в­ле­нии тем, кто при­нял реше­ние стать цер­ков­ным чело­ве­ком и вести цер­ков­ный образ жизни. В про­цессе этой работы мы стал­ки­ва­емся со сле­ду­ю­щими проблемами:

1. Низ­кий уро­вень зна­ний о Боге, вере и Церкви у подав­ля­ю­щего числа веру­ю­щих. Оши­боч­ное вос­при­я­тие пра­во­сла­вия. Язы­че­ство и магизм внутри цер­ков­ной ограды (двое­ве­рие). Отсут­ствие ори­ен­та­ции на нрав­ствен­ную и духов­ную жизнь. Невоз­мож­ность само­сто­я­тель­ного фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­ной иерар­хии хри­сти­ан­ских ценностей.

2. Отсут­ствие систе­ма­ти­че­ской кате­хи­за­тор­ской и про­све­ти­тель­ской работы в боль­шин­стве приходов.

3. Недо­ста­точ­ный уро­вень под­го­товки и отсут­ствие заин­те­ре­со­ван­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей в кате­хи­за­тор­ской работе, неспо­соб­ность доне­сти на понят­ном совре­мен­ному чело­веку языке веч­ные истины христианства.

4. Кре­ще­ние без кате­хи­за­ции, фор­маль­ное член­ство в Церкви. Потре­би­тель­ское отно­ше­ние к Церкви.

5. Совре­мен­ное бого­слу­же­ние прак­ти­че­ски недо­ступно воцер­ков­ля­ю­ще­муся чело­веку, труд­но­по­ни­ма­е­мый язык и закры­тость Евха­ри­сти­че­ских молитв затруд­няют его осо­знан­ное уча­стие в бого­слу­же­нии. В самой бого­слу­жеб­ной жизни при­хода нередко отсут­ствует акцент именно на Евха­ри­стии (она не так “попу­лярна”, как молебны, ака­фи­сты и про­чее). Это при­во­дит к тому, что евха­ри­сти­че­ское созна­ние у моло­дого чело­века не фор­ми­ру­ется, его живое уча­стие в литур­ги­че­ской жизни, пони­ма­ние глу­бины и кра­соты нашего бого­слу­же­ния под­ме­ня­ется вычи­ты­ва­нием все­воз­мож­ных пра­вил; тем самым духов­ная жизнь посте­пенно атро­фи­ру­ется, или вырож­да­ется в закон­ни­че­ство и фарисейство.

6. Нераз­ви­тость вне­бо­го­слу­жеб­ной жизни при­хода и сов­мест­ного досуга пра­во­слав­ных при­во­дит к почти пол­ному отсут­ствию социо-куль­тур­ной среды, спо­соб­ству­ю­щей воцер­ко­в­ле­нию и все­сто­рон­нему раз­ви­тию моло­дого чело­века. Таким обра­зом, чело­век со всей уни­каль­но­стью своей лич­но­сти, талан­тами, потреб­но­стями и спо­соб­но­стями часто не может найти сво­его места в Церкви, не чув­ствует себя пол­но­цен­ной частью еди­ного Тела Христова.

7. Отсут­ствие базы для кате­хи­за­тор­ской работы, в том числе:

- Отсут­ствие системы обра­зо­ва­ния кате­хи­за­то­ров, цер­ков­ных пси­хо­ло­гов и орга­ни­за­то­ров соци­аль­ной работы приходов.

- Отсут­ствие гра­мот­ной спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лите­ра­туры для орга­ни­за­ции кате­хи­за­тор­ской работы на при­хо­дах и само­об­ра­зо­ва­ния при­хо­дя­щих в церковь.

- Отсут­ствие при круп­ных при­хо­дах и бла­го­чи­ниях штат­ной долж­но­сти катехизатора.

7. Возможные пути решения проблем катехизации и религиозного образования молодёжи

Для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти кате­хи­за­тор­ской работы в моло­дёж­ной среде пред­ла­га­ется при­ме­нять сле­ду­ю­щие положения:

1. Глав­ная задача кате­хи­за­ции — вос­пи­та­ние любви к Богу и людям, бла­го­го­ве­ния перед Цер­ко­вью и её Таин­ствами. Кате­хи­за­ция при­звана побуж­дать чело­века к осо­знан­ной цер­ков­ной жизни в том слу­же­нии, к кото­рому чело­век при­зван, к чему имеет дар от Бога (врач, учи­тель, руко­во­ди­тель, вос­пи­та­тель, свя­щен­ник, монах, и т.д.) (1 Кор. 7:20). Пло­дами кате­хи­за­ции явля­ются обре­те­ние пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и воцер­ко­в­ле­ние, то есть созна­тель­ное вхож­де­ние в жизнь Церкви, регу­ляр­ное уча­стие в ее таин­ствах и, прежде всего, в свя­той Евха­ри­стии. Помимо уча­стия в Евха­ри­стии, важ­ней­шей состав­ля­ю­щей цер­ков­но­сти явля­ется нрав­ствен­ная и духов­ная жизнь, а также молитва и дела любви к ближ­ним: “Что пользы, бра­тия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет?” (Иак. 3: 19–20).

2. Вся пра­во­слав­ная жизнь и дея­тель­ность, в том числе, и кате­хи­за­ция, осно­вы­ва­ется на чет­ких постулатах:

- Хри­сто­цен­трич­ность про­по­веди и деятельности;

- При­зна­ние Бого­вдох­но­вен­но­сти Свя­щен­ного Писа­ния и при­о­ри­тета его в жизни пра­во­слав­ного христианина;

- При­ня­тие Свя­щен­ного Пре­да­ния Пра­во­слав­ной Церкви (дог­ма­ти­че­ского и нрав­ствен­ного уче­ния, основ кано­ни­че­ского и литур­ги­че­ского строя её жизни);

- вос­при­я­тие Церкви как Тела Хри­стова, частью кото­рого явля­ется каж­дый член общины (1 Кор.12:27), а еди­ной гла­вой Гос­подь Иисус Христос;

- сви­де­тель­ство о Церкви как о радо­сти жизни во Христе;

- при­зна­ние того, что цен­тром всей жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина явля­ется Евхаристия;

- осо­зна­ние того, что лич­ность не рас­тво­ря­ется в Церкви, но Цер­ко­вью охра­ня­ется и чело­век, всту­пая в Цер­ковь, полу­чает воз­мож­ность рас­крыть себя как лич­ность во всей полноте.

3. Основ­ными направ­ле­ни­ями кате­хи­за­тор­ской работы могут являться:

- Зна­ком­ство с Еван­ге­лием и разъ­яс­не­ние основ веры.

- При­об­ще­ние к евха­ри­сти­че­ской, таин­ствен­ной жизни Церкви.

- При­об­ще­ние к пра­во­слав­ной духов­ной тра­ди­ции и содей­ствие в постро­е­нии жизни чело­века на осно­ва­нии хри­сти­ан­ских ценностей.

4. Необ­хо­димо под­черк­нуть недо­пу­сти­мость (за исклю­че­нием осо­бых слу­чаев) кре­ще­ния без пред­ва­ри­тель­ной кате­хи­за­ции. Кре­ще­ние без огла­ше­ния запре­ща­ется 78 пра­ви­лом VI Все­лен­ского Собора и 46 пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собора. Конечно, осо­бенно в наши дни, мы не должны накла­ды­вать на людей “бре­мена неудо­бо­но­си­мые” (Лк. 15: 28), однако того, кто не хочет потру­диться ради осо­знан­ного вступ­ле­ния в Цер­ковь, кре­стить не сле­дует, ведь языч­ник будет судим по закону сове­сти, а дав­ший обеты кре­ще­ния — по ним (Рим. 2:14).

Можно пред­ло­жить сле­ду­ю­щий мини­маль­ный вари­ант началь­ной катехизации :

- Про­чте­ние чело­ве­ком одного из Еван­ге­лий и апо­столь­ских (собор­ных) посланий

- Крат­кая кате­хи­за­ция в виде несколь­ких бесед по осно­вам веры и жизни, цель кото­рой — дать базо­вые поня­тия и рас­крыть иерар­хию хри­сти­ан­ских цен­но­стей и смысл таин­ства крещения.

- Подроб­ная кате­хи­за­ция после крещения.

Крест­ными роди­те­лями сле­дует допус­кать людей воцер­ко­в­лен­ных, спо­соб­ных активно содей­ство­вать семье в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии ребенка.

- С кре­стив­ши­мися необ­хо­дима систе­ма­ти­че­ская работа по вве­де­нию в бого­слу­жеб­ную и вне­бо­го­слу­жеб­ную жизнь при­хода. Она может состо­ять из сле­ду­ю­щих моментов:

- Уси­ли­вать мис­си­о­нер­скую состав­ля­ю­щую жизни при­хо­дов, напри­мер, с помо­щью пери­о­ди­че­ски совер­ша­е­мых мис­си­о­нер­ских служб, на кото­рых бого­слу­же­ние соче­та­лось бы с кате­хи­за­цией, и было бы более при­бли­жено к людям (здесь не име­ется в виду бого­слу­жеб­ная реформа; это воз­можно и в рам­ках сего­дняш­него бого­слу­же­ния — об этом подроб­нее в резо­лю­ции по цер­ков­ной общине). Необ­хо­димо выра­бо­тать реко­мен­да­ции по про­ве­де­нию подоб­ных мис­си­о­нер­ских бого­слу­же­ний и обме­ни­ваться опы­том в деле мис­сии между общинами.

- Важно создать внут­ри­цер­ков­ное про­стран­ство, социо-куль­тур­ную среду, содей­ству­ю­щую воцерковлению.

- Кате­хи­за­торы при­хода, кото­рые зани­ма­лись под­го­тов­кой к кре­ще­нию, должны помо­гать и даль­ней­шему воцер­ко­в­ле­нию их подопечных.

- Помимо при­об­ще­ния к Евха­ри­стии как к основе и источ­нику всей цер­ков­ной жизни, при­ход дол­жен предо­ста­вить людям воз­мож­ность вести актив­ную жизнь, кото­рая охва­ты­вала бы все сто­роны чело­ве­че­ского бытия.

- При при­хо­дах жела­тельно орга­ни­зо­вы­вать кружки и сту­дии, как для детей и моло­дёжи, так и для взрос­лых или всей семьи в целом.

- Клир при­хода при­зван при­ни­мать самое непо­сред­ствен­ное уча­стие в про­цессе воцер­ко­в­ле­ния новых чле­нов общины, при­вле­кая также актив­ных мирян и кате­хи­за­то­ров. При круп­ных при­хо­дах, бла­го­чи­ниях или епар­хи­аль­ных управ­ле­ниях необ­хо­дима орга­ни­за­ция спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­тров духов­ного раз­ви­тия детей и моло­дёжи, кото­рые при­ни­мали бы непо­сред­ствен­ное уча­стие в кате­хи­за­тор­ской, про­све­ти­тель­ской работе, обла­дали воз­мож­но­стью пра­вильно орга­ни­зо­вать про­цесс кате­хи­за­ции и содей­ство­вать духов­ному раз­ви­тию верующих.

- Необ­хо­димо изда­ние спе­ци­аль­ного крат­кого пра­во­слав­ного молит­во­слова на рус­ском языке для ново­на­чаль­ных с кате­хи­зи­че­скими пояснениями.

5. В сфере изда­ния пра­во­слав­ной лите­ра­туры необходимы:

- неко­то­рая “рас­шиф­ровка” свя­то­оте­че­ской мысли в кате­го­риях совре­мен­ной жизни: тво­ре­ния Свв. Отцов, к сожа­ле­нию, оста­ются непо­нят­ными боль­шин­ству непод­го­тов­лен­ных чита­те­лей или же вос­при­ни­ма­ются как пря­мое “руко­вод­ство к дей­ствию” — как поститься, сколько спать, молиться, и т.д.

- изда­ние систе­ма­ти­че­ской лите­ра­туры, направ­лен­ной на кате­хи­за­цию и созда­ние целост­ного пред­став­ле­ния о Церкви. Жела­тельно уде­лить вни­ма­ние изда­нию мето­ди­че­ской лите­ра­туры и ана­лизу огла­си­тель­ного опыта древ­ней Церкви.

- выпуск серии книг для ново­на­чаль­ных по вопро­сам веры, образа хри­сти­ан­ской жизни и цер­ков­ного отно­ше­ния к насущ­ным про­бле­мам совре­мен­ного чело­века и общества.

6. Также для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти мис­сии и кате­хи­за­ции пред­став­ля­ется важным:

- раз­ра­ба­ты­вать новые мето­дики про­по­веди с уче­том дости­же­ний и осо­бен­но­стей совре­мен­ной науки и циви­ли­за­ции. Для этого создать еди­ный бого­слов­ско-мето­ди­че­ский центр, объ­еди­ня­ю­щий пред­ста­ви­те­лей раз­ных епархий.

- более активно исполь­зо­вать совре­мен­ные инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии — раз­ви­тие дистан­ци­он­ных и Интер­нет про­ек­тов, содей­ству­ю­щих кате­хи­за­ции и углуб­ле­нию зна­ний о вере и Церкви.

- раз­ви­вать сотруд­ни­че­ство со сред­ствами мас­со­вой инфор­ма­ции, направ­лен­ное на мис­сию и кате­хи­за­цию среди свет­ской моло­дежи и студентов.

- созда­ние в епар­хиях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви цен­тров по под­го­товке кате­хи­за­то­ров, поз­во­ля­ю­щих людям полу­чить про­фес­сию и свя­зать свою жизнь со слу­же­нием Церкви. Раз­ра­ботка стан­дарта зна­ний могла бы заметно упро­стить под­го­товку кате­хи­за­то­ров на местах.

- сотруд­ни­че­ство Сино­даль­ных отде­лов по делам моло­дёжи, мис­си­о­нер­ского и Учеб­ного коми­тета по совер­шен­ство­ва­нию про­грамм и вве­де­ния в духов­ных учеб­ных заве­де­ниях спе­ци­аль­ных кур­сов моло­дёж­ного служения

- при­зна­ние долж­но­сти кате­хи­за­тора и вклю­че­ние его в штат при­хода с соот­вет­ству­ю­щей зарплатой.

7. Особо сле­дует отме­тить вызы­ва­ю­щий тре­вогу оче­вид­ный недо­ста­ток дина­мики цер­ков­ной жизни, в том числе, и в деле мис­сии и кате­хи­за­ции. Если сего­дняш­няя ситу­а­ция не изме­нится, то нам гро­зит мар­ги­на­ли­за­ция Церкви и потеря авто­ри­тета в народе, не говоря уже об упу­щен­ной моло­дёжи. В каче­стве неко­то­рых шагов по улуч­ше­нию этой ситу­а­ции пред­став­ля­ется необходимым:

- Осмыс­ле­ние совре­мен­ного исто­ри­че­ского поло­же­ния Церкви. Мы живем в новом для Церкви исто­ри­че­ском вре­мени, когда 1500-лет­няя тра­ди­ция “сим­фо­нии” ухо­дит в про­шлое и Цер­ковь как бы воз­вра­ща­ется во вре­мена апо­столь­ские, то есть к само­сто­я­тель­ному суще­ство­ва­нию в язы­че­ском окру­же­нии. К сожа­ле­нию, осо­зна­ние этого дается нам с тру­дом; слиш­ком велика исто­ри­че­ская инер­ция. Опыт пока­зы­вает, что импер­ская модель вза­и­мо­от­но­ше­ний Церкви и госу­дар­ства не рабо­тает, ибо обще­ство стало секу­ляр­ным. Поэтому Цер­ков­ная про­по­ведь не должна зазы­вать людей в носталь­ги­че­ское про­шлое, а давать Еван­гель­ский ответ на вызовы современности.

- Крайне важно сме­стить акцент с мате­ри­аль­ной сто­роны жизни Церкви на пас­тыр­скую. Вос­ста­нав­ли­вать храмы и обу­стра­и­вать цер­ков­ную жизнь нужно; однако это не должно являться само­це­лью, как это нередко про­ис­хо­дит. Напро­тив, мате­ри­аль­ные ресурсы Церкви должны быть прежде всего направ­лены на пас­тыр­ское попе­че­ние, дела мис­сии и кате­хи­за­ции. В этом — залог оздо­ров­ле­ния и укреп­ле­ния Церкви.

Источ­ник: http://www.synergia.itn.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки