Особенности катехизации в городской молодёжной среде – священник Александр Дягилев

Особенности катехизации в городской молодёжной среде – священник Александр Дягилев


Темп жизни в усло­виях город­ской жизни у людей зна­чи­тельно выше, чём на селе. То есть за одно и то же время; как пра­вило, город­ские люди обя­заны побы­вать в зна­чи­тельно боль­шем коли­че­стве мест, сде­лать зна­чи­тельно боль­шее коли­че­ство дел, сле­до­ва­тельно, они имеют зна­чи­тельно меньше сво­бод­ного времени.

Воз­люб­лен­ные о Гос­поде отцы, бра­тья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Поскольку моя тема каса­ется огла­ше­ния моло­дёжи в усло­виях города, то я в начале поста­ра­юсь пока­зать основ­ные раз­ли­чия между жиз­нью в городе и жиз­нью в селе, а затем скажу об осо­бен­но­стях жизни моло­дых людей в прин­ципе. При их огла­ше­нии всё это надо учитывать.

Темп жизни в усло­виях город­ской жизни у людей зна­чи­тельно выше, чём на селе. То есть за одно и то же время; как пра­вило, город­ские люди обя­заны побы­вать в зна­чи­тельно боль­шем коли­че­стве мест, сде­лать зна­чи­тельно боль­шее коли­че­ство дел, сле­до­ва­тельно, они имеют зна­чи­тельно меньше сво­бод­ного времени.

Сель­ская жизнь тоже нелегка, но она где-то более моно­тонна. Можно ска­зать, что сель­ский труд физи­че­ски более тяжё­лый, но он не тре­бует, как пра­вило, таких интел­лек­ту­аль­ных вло­же­ний. И есть ещё одна осо­бен­ность. На селе есть посев­ная или убо­роч­ная страда, когда у сель­ча­нина нет сво­бод­ного вре­мени вообще, а есть и отно­си­тельно сво­бод­ное время, напри­мер, зимой, когда сель­ский житель имеет сво­бод­ное время, в том числе и для кате­хи­за­ции, и для чте­ния литературы.

В город­ских усло­виях сезон­ное вли­я­ние на заня­тость не столь заметно. Но если мы берём, напри­мер, город­скую моло­дёжь, а очень часто это сту­денты, то у них осо­бый образ жизни. Всё, что ска­зано о жизни город­ских жите­лей к моло­дёжи имеет ещё боль­шее отно­ше­ние. С одной сто­роны, нагрузка на нерв­ную систему, как у любого горо­жа­нина, а то и больше, вслед­ствие учёбы и осо­бен­но­стей воз­раста, а с дру­гой сто­роны, есть ещё и сезон­ные авралы – сес­сии в ВУЗах.

 

Есть и ещё одна осо­бен­ность. Праг­ма­тизм и потре­би­тель­ское отно­ше­ние ко всему у город­ских жите­лей выра­жено в зна­чи­тельно боль­шей сте­пени. Люди мыс­лят кате­го­ри­ями «спрос – пред­ло­же­ние, товар – каче­ство, услуга – цена». Кре­ститься Люди часто при­хо­дят не потому, что уве­ро­вали в Бога. Очень часто людьми дви­жет праг­ма­ти­че­ское жела­ние именно КРЕСТИТЬСЯ, а не Бога обре­сти, плюс неко­то­рые мисти­че­ские суе­ве­рия. Кре­ще­ние вос­при­ни­ма­ется как некая услуга, кото­рую предо­став­ляет Цер­ковь за опре­де­лён­ную плату. Люди часто верят, что вслед­ствие Кре­ще­ния у них (либо у их детей) здо­ро­вье ста­нет лучше, везе­ния по жизни будет больше, учёба или работа нач­нут даваться легче, сглаз и порча пере­ста­нут на них дей­ство­вать, через это они испол­нят наци­о­наль­ный обы­чай. То есть Кре­ще­ние вос­при­ни­ма­ется как обряд под­твер­жде­ния при­над­леж­но­сти к рус­ской, напри­мер, нации. Ну, а о Боге люди заду­мы­ва­ются лишь в послед­нюю оче­редь, и то, при­мерно так: «Ну, а если вдруг ещё ока­жется, что Бог на самом деле есть, и если, всё же, есть жизнь после смерти, то, тем более, лучше быть кре­щё­ным». Вправе ли свя­щен­ник совер­шать Таин­ство Кре­ще­ния над чело­ве­ком с такой верой? Я сильно сомневаюсь.

Но, тем не менее, мно­гие свя­щен­ники счи­тают, что неза­чем о чём-то бесе­до­вать с ново­кре­ща­е­мыми. Они утвер­ждают, что Таин­ство Кре­ще­ния само­дей­ственно, что Бог сам потом при­ве­дёт чело­века в Цер­ковь: «По вере вашей да будет вам, – гово­рят они, – нужно веро­вать в силу Таинства».

Так-то оно так, Кре­ще­ние – это Вели­кое Таин­ство, пре­об­ра­жа­ю­щее душу чело­века. И дей­стви­тельно, всё даётся нам от Бога по нашей вере. Но, во-пер­вых, веру-тр нужно обре­сти, а она, как известно, – от слы­ша­ния, а слы­ша­ние — от слова Божия (Рим. 10,17). А во-вто­рых, говорю по сво­ему опыту, ибо моё кре­ще­ние и моё воцер­ко­в­ле­ние были раз­не­сены во вре­мени: кре­стился я, отда­вая дань моде конца 80‑х – начала 90‑х годов XX века, а в храм стал ходить и регу­лярно испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться где-то года пол­тора спу­стя; срок не боль­шой, Гос­подь меня дей­стви­тельно при­вёл к Себе, но сколь­ких оши­бок я бы мог избе­жать тогда и в после­ду­ю­щие годы, если бы в самом начале кто-то объ­яс­нил и рас­ска­зал мне самые эле­мен­тар­ные вещи!

Для мно­гих совре­мен­ных людей слово Пра­во­сла­вие ассо­ци­и­ру­ется с бес­смыс­лен­ным мно­го­ча­со­вым сто­я­нием, ико­нами, све­чами, кро­пи­лом, кади­лом, лада­ном, гро­бами, покой­ни­ками, отпе­ва­нием… Согла­си­тесь, мрач­ная картина.

Как пока­зы­вает прак­тика моего обще­ния с сек­тан­тами, мно­гие из них когда-то на путях духов­ного поиска кре­сти­лись в Пра­во­слав­ной Церкви. Но затем им никто не объ­яс­нил смысл совер­ша­е­мого на служ­бах, зачем нужно соблю­де­ние постов, для чего ста­вят свечи перед ико­нами и т.д.

А тут сек­танты, доб­рые люди с улыб­кой на устах и Биб­лией в руках. Ведь как пра­вильно ска­зал извест­ный совре­мен- 60 ный пра­во­слав­ный про­по­вед­ник диа­кон Андрей Кураев, сек­танты – это поте­рян­ные луч­шие люди нашего обще­ства. Это люди, кото­рые чего-то искали, кото­рые ложно, но искренно и горячо веруют, чего так часто не хва­тает пра­во­слав­ным при­хо­жа­нам. Это люди, кото­рые готовы каж­дый день часами ходить по домам, выслу­ши­вая нели­це­при­ят­ные слова в свой адрес, бла­го­вест­вуя, напри­мер, Цар­ство Иеговы.

Всё дело в том, что когда рус­ский чело­век ищет Бога, для него есте­ственно искать Его в пра­во­слав­ном храме. С вопро­сом о смысле жизни рус­ский чело­век обычно обра­ща­ется к пра­во­слав­ному пас­тырю. И если уж он не нашёл Бога у нас, то только тогда он начи­нает искать Его в дру­гих местах. Так что рост сект – это вина пра­во­слав­ных людей, а осо­бенно пас­ты­рей. Свя­щен­ни­кам полезно пери­о­ди­че­ски погля­ды­вать на слова, кото­рые напи­саны на обрат­ной сто­роне иерей­ского кре­ста (1 Тим. 4,12). Там изло­жена наша пер­вей­шая пас­тыр­ская обя­зан­ность, а уж потом кадило, кро­пило и всё про­чее. Иначе мы пре­вра­ща­емся в пра­во­слав­ных шаманов.

Основ­ная при­чина” роста сект, а также того, что мно­гие пра­во­слав­ные по кре­ще­нию фак­ти­че­ски тако­выми не явля­ются, в том, что мы кре­стим взрос­лых людей безо вся­кой пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки. Во вре­мена свя­тых отцов такой про­блемы не сто­яло. Людей кре­стили только после дол­го­вре­мен­ной под­го­товки – огла­ше­ния. Затем стала доми­ни­ро­вать прак­тика кре­ще­ния мла­ден­цев. Кре­ще­ние взрос­лых стало ред­ко­стью, и такая ситу­а­ция про­дол­жа­лась, в част­но­сти, в Рос­сии вплоть до 1917 года, поскольку Рос­сия была офи­ци­ально Пра­во­слав­ной страной.

В годы совет­ских гоне­ний кре­ще­ние взрос­лого чело­века тоже было боль­шой ред­ко­стью, хоть и появи­лось боль­шое коли­че­ство некре­щё­ных взрос­лых. Как пра­вило, для кре­ща­е­мых это было созна­тель­ное реше­ние, они сильно рис­ко­вали, при­ни­мая Таин­ство Кре­ще­ния. Бла­го­даря сам­из­дату и про­по­ве­дям неко­то­рых дерз­но­вен­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, они порой неплохо вла­дели инфор­ма­цией о нашей вере и цер­ков­ной жизни. Когда же в конце 80‑х годов мно­гие совет­ские люди пошли кре­ститься сот­нями в день, для нашей Церкви это ока­за­лось пол­ной неожи­дан­но­стью. У свя­щен­ни­ков не было вре­мени для бесед, да и не при­выкли они учить народ, когда ещё недавно нельзя было лиш­ний раз рот рас­крыть. Так это и прижилось.

И сей­час в городе есть немало хра­мов, где людей кре­стят безо вся­кой пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки. Как пра­вило, это зави­сит от воли насто­я­теля, а насто­я­тели очень часто как раз и при­над­ле­жат к тому самому стар­шему поко­ле­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В луч­шем слу­чае свя­щен­ник успеет несколько слов ска­зать по ходу совер­ше­ния Таин­ства. О том, в Кого и во Что верит чело­век, у свя­щен­ника не хва­тает вре­мени и сил его расспрашивать.

Сле­до­ва­тельно, в отли­чие от села, у город­ских людей есть выбор, в какой храм пойти. И очень часто люди созна­тельно выби­рают не тот храм, где к ним про­явят заботу, где с ними пого­во­рят, поза­ни­ма­ются, прежде чем кре­стить, а выби­рают тот храм, где они полу­чат «товар» – «рели­ги­оз­ную услугу» быст­рее и без лиш­них задер­жек. Ведь им нужно Кре­ще­ние, а не Бог и не зна­ния о Нём и о жизни по Его запо­ве­дям в Его Церкви. Они гово­рят извест­ную фразу: «Об этом мы послу­шаем в дру­гое время» (Деян. 17,32). Но так за всю жизнь этого «дру­гого вре­мени» могут и не найти. Дел все­гда много, а осо­бенно в город­ской суете.

Сей­час прак­ти­че­ски все знают, веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие, кре­щё­ные и некре­щё­ные, что кре­ститься очень про­сто. Нужно узнать, когда в выбран­ном вами храме совер­ша­ется кре­ще­ние, прийти в нуж­ное время, при­не­сти с собой поло­тенце, купить кре­стик, свечи и запла­тить соот­вет­ству­ю­щую сумму. И всё! Больше никто от тебя ничего тре­бо­вать не будет, разве что (в луч­шем слу­чае) при­ча­ститься на бли­жай­шей службе.

Понятно, что вслед­ствие пере­чис­лен­ных выше при­чин в наши дни прак­тику мно­го­лет­него огла­ше­ния всех жела­ю­щих при­нять таин­ство Кре­ще­ния не вер­нёшь. В городе это воз­можно только в неко­то­рых хра­мах над неко­то­рой частью буду­щих при­хо­жан, поскольку чело­век, придя в храм и выяс­нив, что от него тре­бу­ется какое-то дли­тель­ное время ходить на огла­си­тель­ные беседы, раз­во­ра­чи­ва­ется и ухо­дит в дру­гой близ­ле­жа­щий храм, где, оправ­ды­вая себя заня­то­стью, спо­койно кре­ститься без про­блем. Выход – либо обще­цер­ков­ное реше­ние свя­щен­но­на­ча­лия по всей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви под стра­хом пре­ще­ния не кре­стить людей старше 16 лет без зна­ния кре­ща­е­мым основ веры (ценз тоже дол­жен быть опре­де­лён), либо сде­лать огла­си­тель­ную беседу мак­си­мально опе­ра­тив­ной, нена­вяз­чи­вой и доступ­ной, чтобы она не отпугивала.

Нужно учи­ты­вать фак­тор, что не все имеют воз­мож­ность посе­щать подоб­ные беседы. Воз­можны слу­чаи, когда свя­щен­ник про­сто обя­зан кре­стить людей без под­го­товки, в луч­шем слу­чае, пого­во­рив с ними несколько минут или что-то рас­ска­зы­вая по ходу кре­ще­ния. Однако такие экс­трен­ные слу­чаи крайне редки. Необ­хо­димо про­яв­ле­ние опре­де­лён­ной твёр­до­сти. Как пока­зы­вает прак­тика, слова людей: «Батюшка, кре­стите меня сей­час, пожа­луй­ста, а потом я буду ходить на любые заня­тия», – ока­зы­ва­ются пустыми обещаниями.

После того, как мы про­бо­вали раз­ные прак­тики на нашем при­ходе мы при­шли к сле­ду­ю­щей, на наш взгляд, опти­маль­ной схеме заня­тий, кото­рые дают доста­точ­ный объём инфор­ма­ции, но при этом под­ра­зу­ме­вают после­ду­ю­щую, может быть, мно­го­лет­нюю само­сто­я­тель­ную работу. Мы про­во­дим 5 заня­тий в тече­ние пяти недель. Заня­тия про­во­дятся 1 раз в неделю, по суб­бо­там, парал­лельно со Все­нощ­ным бде­нием. Мьг^ при­гла­шаем как кре­щё­ных, так и некре­щё­ных, так что и у при­хо­жан есть выбор, либо пойти на службу, либо на заня­тия. Так что и зна­чи­тель­ную часть посто­ян­ных при­хо­жан нам уже уда­лось про­ве­сти через курс оглашения.

Цель заня­тий – заин­те­ре­со­вать людей и дать им набор ори­ен­ти­ров, то есть создать «кар­кас» или «ске­лет», на кото­рый они уже само­сто­я­тельно будут накла­ды­ваться набор полу­ча­е­мых зна­ний. Важ­ное место в курсе огла­ше­ния зани­мает раз­ру­ше­ние устой­чи­вых мифов о вере и о Церкви, кото­рых немало у совре­мен­ных людей в голо­вах, а осо­бенно у моло­дёжи, кото­рая вос­пи­ты­ва­ется в обще­стве плю­ра­лизма. У людей, как гово­рится, «каша в головах».

Почему заня­тия про­во­дятся в такое время? Потому что вечер суб­боты – самое опти­маль­ное время. Это выход­ной день, но при этом у людей не зани­ма­ется вос­кре­се­нье. Учи­ты­вая их темп жизни, лишать их выход­ного дня – сложно. Они к этому ещё не готовы, тра­тить выход­ные, а осо­бенно вос­крес­ные дни, на что-то дру­гое, кроме отдыха и соб­ствен­ной семьи. По буд­ням же людей в храм при­гла­шать тоже сложно – мно­гие очень поздно осво­бож­да­ются от работы и учёбы и слиш­ком устают к концу рабо­чего дня, чтобы вос­при­ни­мать ещё нема­лый набор серьёз­ной информации.

Огла­ше­ние – про­цесс работы кон­крет­ного чело­века с кон­крет­ным чело­ве­ком в кон­крет­ной ситу­а­ции, это про­цесс обще­ния, а не «начитки» лек­ци­он­ного мате­ри­ала. Огла­ше­ние под­ра­зу­ме­вает диа­лог – актив­ную вза­им­ную работу. По ходу дела могут воз­ни­кать вопросы, поэтому тре­бу­ются зна­ния, молитва и дерз­но­ве­ние. Нужно пом­нить, что ценой ошибки может быть погиб­шая душа. Это высо­чай­шая ответственность.

В конце каж­дого заня­тия мы пред­ла­гаем набор кон­крет­ной лите­ра­туры по прой­ден­ной теме. Подроб­ное после­ду­ю­щее изу­че­ние этой лите­ра­туры может занять не один год – что соот­вет­ствует сроку древ­ней прак­тики огла­ше­ния. Время каж­дого заня­тия, в сред­нем, 3 часа. Посе­ре­дине мы часто делаем неболь­шой пере­рыв и пред­ла­гаем всем при­сут­ству­ю­щим чай.

Пер­вое заня­тие. Дается общая инфор­ма­ция, раз­би­ра­ются вопросы: Кто такой Бог, что Он Собой пред­став­ляет, где Он нахо­дится, откуда мы вообще о Нём знаем? Что такое «Тро­ица»? Что есть чело­век? Что про­изо­шло при гре­хо­па­де­нии? Кто такой Иисус Хри­стос? Зачем Он кре­стился у Иоанна Кре­сти­теля? Испо­ведь и её связь с Апо­столь­ским пре­ем­ством в Церкви. Тай­ная Вечеря – Литур­гия – смысл При­ча­ще­ния, Смерть и Вос­кре­се­ние Иисуса Хри­ста, связь этих собы­тий с нами через Литургию.

Вто­рое заня­тие. Крат­кое содер­жа­ние Свя­щен­ного Писа­ния. Акцент на Свя­щен­ной Исто­рии и заповедях.

Тре­тье заня­тие. Исто­рия Церкви. Дог­маты. Акцент на Сим­воле Веры. Я не счи­таю, что заучи­ва­ние Сим­вола Веры наизусть – это пра­виль­ная прак­тика. Доста­точно, чтобы люди были хорошо зна­комы с этим тек­стом и чётко пони­мали его смысл.

Пер­вые три заня­тия можно назвать тео­ре­ти­че­скими. После­ду­ю­щие два более при­клад­ные, прак­ти­че­ские. После тре­тьего заня­тия чело­век дол­жен сде­лать свой выбор. Мы ещё раз задаём ему вопрос: зная всё выше­ска­зан­ное, хочет ли он кре­ститься? И если чело­век отве­чает: «Да», то мы совер­шаем над ним чин «О еже сотво­рити огла­шен­ного» из Требника.

Чет­вёр­тое заня­тие. Крат­кий курс Литур­гики. Чем, соб­ственно говоря, мы зани­ма­емся в церкви на бого­слу­же­ниях? Вкратце каса­емся того, как и из чего раз­ви­лись совре­мен­ные бого­слу­жеб­ные чино­по­сле­до­ва­ния. Подробно раз­би­раем суточ­ный, недель­ный и годо­вой бого­слу­жеб­ные круги и особо подробно Боже­ствен­ную Литур­гию. Если время поз­во­ляет и народ не про­тив, немножко каса­емся цер­ков­но­сла­вян­ского языка.

Пятое заня­тие. О том, как жить хри­сти­а­нину в совре­мен­ном мире. Подробно раз­би­раем Нагор­ную про­по­ведь и неко­то­рые дру­гие места из Нового Завета.

После послед­него заня­тия, как пра­вило, в бли­жай­шую суб­боту утром мы совер­шаем Кре­ще­ние, как пра­вило, в виде Кре- щаль­ной Литур­гии по чину, издан­ному ПСТБИ по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II.

Ну и послед­нее, после огла­ше­ния важно не бро­сить чело­века. Осо­бенно это каса­ется моло­дых людей. Очень трудно быть веру­ю­щим чело­ве­ком в совре­мен­ной, доста­точно раз­вра­щён­ной, моло­дёж­ной среде. Моло­дому чело­веку важно не чув­ство­вать себя «белой вороной».

У нас на при­ходе по бла­го­сло­ве­нию Высо­ко­прео­свя­щен- ней­шего Мит­ро­по­лита Санкт-Петер­бург­ского Вла­ди­мира создана моло­дёж­ная община «Агапа». Уже на ста­дии огла­ше­ния мы при­гла­шаем моло­дых катеху­ме­нов на наши встречи (соби­ра­емся по чет­вер­гам вече­ром). Члены нашей моло­дёж­ной группы успе­вают подру­житься с огла­ша­е­мыми, при­сут­ствуют при чине огла­ше­ния и при Кре­ще­нии, при­ча­ща­ются на Кре- щаль­ной Литур­гии. Таким обра­зом, моло­дой чело­век про­дол­жает свое воцер­ко­в­ле­ние в уже хорошо ему зна­ко­мой цер­ков­ной общине среди дру­зей, веру­ю­щих и по воз­расту таких же, как он.

Уже во время заня­тий оче­ред­ной пяти­не­дель­ной группы начи­на­ется набор в сле­ду­ю­щую группу.

Теперь под­веду итоги. Что тре­бу­ется для орга­ни­за­ции огла­ше­ния на при­ходе по этой схеме.

  1. Нали­чие спе­ци­аль­ного поме­ще­ния при храме для заня­тий. Жела­тельно, чтобы была воз­мож­ность орга­ни­зо­вы­вать чай, чтобы туа­лет был неда­леко (это тоже надо предусматривать).
  2. Нали­чие, по мень­шей мере, двух, а лучше трёх кате­хи­за­то­ров, жела­тельно, свя­щенно- или цер­ков­но­слу­жи­те­лей (в под­ряс­ни­ках или с какими-то спе­ци­аль­ными зна­ками отличия).
  3. Каж­дый из кате­хи­за­то­ров может спе­ци­а­ли­зи­ро­ваться на отдель­ных темах заня­тий, но он дол­жен вла­деть всем кур­сом. Кате­хи­за­торы должны уметь вза­имно под­ме­нять друг друга.
  4. Необ­хо­димо давать воз­мож­ность при­об­ре­тать или брать из биб­лио­теки нуж­ную лите­ра­туру после каж­дого занятия.
  5. Кате­хи­за­торы должны полу­чать от храма мате­ри­аль­ное воз­на­граж­де­ние за про­во­ди­мые заня­тия (по мень­шей мере, ком­пен­са­цию транс­порт­ных расходов).

Прак­тика пока­зы­вает, что после кате­хи­за­ции люди ста­но­вятся посто­ян­ными при­хо­жа­нами, при­чём необя­за­тельно именно того храма, где их кате­хи­зи­ро­вали. И это тоже важно. Это озна­чает, что люди обре­тают на кате­хи­за­ции, прежде всего Бога, а не только батюшку и общину дру­зей. Чело­век начи­нает осо­знанно при­хо­дить в Цер­ковь, ко Хри­сту, осо­знанно испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться, а это и есть основ­ная цель кате­хи­за­ции. Но даже если чело­век и не вли­ва­ется в общину того храма, где его кате­хи­зи­ро­вали, дру­же­ские отно­ше­ния всё равно сохра­ня­ются, и чело­век пери­о­ди­че­ски появ­ля­ется и в том храме тоже. Он знает, что его там все­гда встре­тят как друга и брата (или сестру) во Христе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки