Проблемы воцерковления современного человека при отсутствии катехизации — Кирилл Борисов

Проблемы воцерковления современного человека при отсутствии катехизации — Кирилл Борисов


Учи­ты­вая то, что около 70% рос­сиян кре­щены, но не про­све­щены, сино­ни­мом слова кате­хи­за­ция стало выра­же­ние внут­рен­няя мис­сия. Перед нами стоит пара­док­саль­ная задача при­ве­сти номи­нально кре­щён­ных во Хри­ста людей ко Христу.

Проблемы воцерковления современного человека при отсутствии катехизации

Учи­ты­вая то, что около 70% рос­сиян кре­щены, но не про­све­щены, сино­ни­мом слова кате­хи­за­ция стало выра­же­ние внут­рен­няя мис­сия. Перед нами стоит пара­док­саль­ная задача при­ве­сти номи­нально кре­щён­ных во Хри­ста людей ко Христу.

Даже при самой крат­кой огла­си­тель­ной беседе перед Таин­ством Кре­ще­ния ново­рож­ден­ному хри­сти­а­нину реко­мен­дуют посе­щать Литур­гию, участ­во­вать в Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии, читать духов­ную лите­ра­туру, молиться в тече­ние дня. Рас­смот­рим каж­дую из этих состав­ля­ю­щих в раз­резе необ­хо­ди­мо­сти подроб­ной, поэтап­ной катехизации.

1) Посе­ще­ние бого­слу­же­ний. Обычно это вос­крес­ная Литур­гия. Крайне редко вхо­дя­щий в храм чело­век может полу­чить посо­бие по изу­че­нию бого­слу­же­ния, прак­ти­че­ски нигде в при­творе храма нет даже листочка скрат­ким чино­по­сле­до­ва­нием основ­ных служб (при­ят­ное исклю­че­ние автор встре­чал в храме Спаса Неру­ко­твор­ного на Коню­шен­ной пло­щади). Учи­ты­вая это, обыч­ный срок при­вы­ка­ния к Литур­гии, поверх­ност­ного ее изу­че­ния состав­ляет около года. За этот период чело­век запо­ми­нает после­до­ва­тель­ность основ­ных состав­ля­ю­щих службы, содер­жа­ние неко­то­рых неиз­ме­ня­е­мых молит­во­сло­вий и не задаёт вопро­сов: служба вхо­дит в при­вычку, ста­но­вится «всё ясно».

2) Оста­но­вимся подроб­нее на исповеди.

При­ве­дём цитату про первую испо­ведь: «Часто, к при­меру, пер­вое, что пред­ла­гают при­хо­дя­щему в храм, даже наста­и­вают – пока­яться. Но здесь сразу воз­ни­кает много неяс­но­стей: «А что зна­чит пока­яться?» – «Ну, это пойти к свя­щен­нику и испо­ве­дать грехи». «А что есть грех? Если это пло­хой посту­пок, так я сожа­лею о них и даже, где смог, изви­нился» – «Это нару­ше­ние Запо­ве­дей Божиих». – «А почему они Божии, если прак­ти­че­ски согласно всем им нас учили в школе и для куль­тур­ного чело­века они не явля­ются чем-то неве­до­мым?» – «Гре­хом чело­век повре­ждает свою бес­смерт­ную душу, и потому для него недо­сти­жи­мым ста­но­вится Цар­ство Небес­ное». – «А зачем Богу нужно, чтобы Ему кая­лись?» и т.д. Видим, что при таком «мето­ди­че­ском» под­ходе для чело­века сразу(!) воз­ни­кает целый ряд непро­яс­нен­ных фун­да­мен­таль­ных поня­тий: грех, Запо­веди, душа, бес­смер­тие, Бог, Небес­ное Цар­ство, свя­щен­ник и т.д» [1].

Пред­по­ло­жим, что чело­век нашёл ответы на эти вопросы или они его не оста­но­вили. Далее, в иде­аль­ном слу­чае, если оче­редь на испо­ведь будет неболь­шой, при­хо­жа­нин будет исправно пере­чис­лять грехи, наи­бо­лее раня­щие душу. На пер­вый взгляд, всё пра­вильно, но нет важ­ней­шей состав­ля­ю­щей – пла­но­мер­ного, осо­знан­ного пока­я­ния как про­цесса. Мно­гие люди честно испо­ве­ду­ются, ста­ра­ются не повто­рять грехи, но у боль­шин­ства нет даже базо­вых зна­ний нрав­ствен­ного бого­сло­вия, антро­по­ло­гии и аске­тики для того, чтобы пре­рвать круг одно­тип­ных испо­ве­дей и начать духов­ное вос­хож­де­ние. Далеко не все имеют духов­ника, воз­мож­ность инди­ви­ду­аль­ного пас­тыр­ского окорм­ле­ния, пони­мают, какие книги и в какой после­до­ва­тель­но­сти нужно читать.

3) Что каса­ется Евха­ри­стии, то здесь слож­ность дво­я­кая. С одной сто­роны, открыт допуск прак­ти­че­ски любого чело­века к глав­ному Таин­ству Церкви, хотя в пер­вые века хри­сти­ан­ства тай­но­вод­ство вхо­дило в заклю­чи­тель­ный период огла­ше­ния. С дру­гой сто­роны, суще­ствует раз­но­бой в тре­бо­ва­ниях к под­го­товке, при­том неко­то­рые из них фак­ти­че­ски отстра­няют хри­сти­а­нина от Евха­ри­стии (трех- или семи­днев­ные пери­оды Евха­ри­сти­че­ского поста) [2].

4) О духов­ном чте­нии. Что читают при­хо­жане? В основ­ном то, что им при­гля­ну­лось в цер­ков­ной лавке, и то, что посо­ве­то­вали зна­ко­мые. Мы не можем себе пред­ста­вить подоб­ного поверх­ност­ного отно­ше­ния ни в одной дру­гой обла­сти чело­ве­че­ских зна­ний. Люди читают про аске­ти­че­ский опыт вели­ких подвиж­ни­ков, вос­хи­ща­ются подви­гами вели­ких стар­цев, но при­ме­ним ли этот опыт к их духов­ному уровню? Чело­век ещё сквер­но­сло­вить не отучился, а ему сове­туют читать «Доб­ро­то­лю­бие». Несо­мненно, как при­мер, как обра­зец житий­ная лите­ра­тура очень полезна, но явля­ется ли она уни­вер­саль­ным, само­до­ста­точ­ным источ­ни­ком постро­е­ния аске­ти­че­ской прак­тики совре­мен­ных нео­фи­тов? При этом сле­дует учесть, что боль­шая часть аске­ти­че­ской лите­ра­туры напи­сана мона­хами и для монахов.

5) Одними из самых рас­про­стра­нён­ных вопро­сов нео­фи­тов явля­ются вопросы: «можно ли молиться сво­ими сло­вами?» и «какие молитвы исполь­зо­вать?». Высо­кая молит­вен­ная поэ­зия свя­тых отцов без­упречна, но она отра­жает их опыт, их духов­ное состо­я­ние. Не явля­ется ли фаль­шью «со сле­зами сми­ренно молю Тя» из уст ново­на­чаль­ного, не пони­ма­ю­щего, что в дан­ном кон­тек­сте зна­чит «сми­ре­ние» и чем эмо­ци­о­наль­ная слез­ли­вость отли­ча­ется от бла­го­дат­ного дара слёз?.. Крайне нужны обще­цер­ков­ные реко­мен­да­ции о келей­ном молит­вен­ном пра­виле для новоначальных.

6) Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия, кото­рым под­вер­жены не только мало­гра­мот­ные пожи­лые люди, а и весьма обра­зо­ван­ные моло­дые при­хо­жане, подроб­нее будут рас­смот­рены ниже.

«Бытует до сих пор в обще­стве мне­ние, что пра­во­слав­ная вера при­ми­тивна, что она уста­рела и явля­ется уде­лом ста­ру­шек и неда­ле­ких, задав­лен­ных жиз­нью мало­гра­мот­ных людей… Такая скуд­ность, обед­нен­ность, невзыс­ка­тель­ность в пред­став­ле­ниях о пра­во­слав­ном веро­уче­нии вызы­вает при­ток людей соот­вет­ству­ю­щего склада мыш­ле­ния и образа жизни, оттого сего­дняш­няя цер­ков­ная среда в гла­зах людей порой сви­де­тель­ствует о Пра­во­сла­вии далеко “непре­зен­та­бельно”. Сей­час, увы, неча­сто можно встре­тить отблеск пра­виль­ного, именно пра­во­слав­ного, миро­по­ни­ма­ния, зна­ния и веры. По этой при­чине в сферу цер­ков­ного вли­я­ния часто осте­ре­га­ются вхо­дить мно­гие мыс­ля­щие, ищу­щие, инте­рес­ные, креп­кие умом и соци­аль­ным поло­же­нием люди, осо­бенно муж­чины и юноши» [3].

Как верно заме­тил С.А. Левиц­кий: «мы при­няли хри­сти­ан­ство от Визан­тии, где рито­рика и бла­го­ле­пие обряда часто засло­няли мысль» [4]. В наше время людей, смот­ря­щих кино­фильмы в 3D-фор­мате, уже не уди­вишь убран­ством храма, а наша рито­рика часто пря­чется за непо­нят­ный цер­ков­но­сла­вян­ский язык или тяже­ло­вес­ные пере­воды древ­них авторов.

Примечания

[1] О. Нико­лай Литур­гин.Рос­сию воз­ро­дит литур­гия. Как нам быстро, разумно и эффек­тивно орга­ни­зо­вать рели­ги­оз­ное просвещение.

[2] Автор неко­гда пере­пи­сы­вался с муж­чи­ной, серьёзно забо­лев­шим и сто­яв­шим на грани суи­цида, кото­рый отвер­гал Цер­ковь и свя­щен­но­на­ча­лие, так как при­ча­стился и «ничего не почув­ство­вал». И ника­кие аргу­менты его уже не убеж­дали, поскольку он имел лич­ный нега­тив­ный опыт при­об­ще­ния к Таин­ству, а не про­сто заблуж­де­ния тео­ре­ти­че­ского характера.

[3] О. Нико­лай Литур­гин.Рос­сию воз­ро­дит литур­гия. Как нам быстро, разумно и эффек­тивно орга­ни­зо­вать рели­ги­оз­ное просвещение.

[4] Левиц­кий С. А. Очерки по исто­рии рус­ской фило­со­фии. М.: Канон. 1996. 496 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки